Ассоциативный эксперимент | это… Что такое Ассоциативный эксперимент?
Ассоциативный эксперимент
Содержание
|
Определение
Ассоциативный эксперимент — один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность ассоциативного эксперимента.
История вопроса
Сэр Френсис Гальтон, английский учёный и двоюродный брат Чарльза Дарвина, первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал эти мысли для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают,- писал Гальтон,- сущность человеческой мысли с такой удивительной отчетливостью, которые вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их».
Процедура эксперимента
Для массового эксперимента испытуемых собирают в одном помещении, инструктируют и мотивируют их. После этого раздают стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов. Затем протекает собственно эксперимент, в ходе которого испытуемые в течение 10-15 минут рядом с каждым словом-стимулом анкеты пишут одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову испытуемого по прочтении слова-стимула. После этого заполненные испытуемыми анкеты собираются. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Нередко экспериментатор диктует стимулы.
Инструкция для испытуемого
Сейчас Вы получите список слов, Вы должны будете последовательно читать слово за словом и писать рядом с каждым словом первое слово, которое придет Вам в голову. При этом Вы должны писать предельно быстро, не раздумывая, быстрота Ваших реакций является обязательным условием работы в эксперименте.
Критерии выбраковки результатов
- Если у них отсутствуют реакции более, чем на 25 % стимулов.
- Если они содержат в большом количестве слова-реакции не на содержание слова-стимула, а на его форму.
Разновидности
- Свободный ассоциативный эксперимент.
- Направленный ассоциативный эксперимент.
- Цепочечный ассоциативный эксперимент.
Интерпретация ответов
При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделяют, прежде всего, синтагматические и парадигматические ассоциации.
Значение результатов
Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в психолингвистике, психологии, социологии, психиатрии.
См. также
- Методы исследования понятий
Словари
- J.Deese. The Structure of associations in language and Thought. Baltimore, 1965.
- Словарь ассоциаций
- Сеть словесных ассоциаций
Литература
- Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник. 2-е изд.- М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ), с.129-140.
- Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. 6-е изд.. — М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2009. — С. 204-212. — (Библиотека студента). — 1000 экз. экз. — ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)
Ассоциативный эксперимент | это… Что такое Ассоциативный эксперимент?
Ассоциативный эксперимент
Содержание
|
Определение
Ассоциативный эксперимент — один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность ассоциативного эксперимента.
История вопроса
Сэр Френсис Гальтон, английский учёный и двоюродный брат Чарльза Дарвина, первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал эти мысли для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают,- писал Гальтон,- сущность человеческой мысли с такой удивительной отчетливостью, которые вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их».
Процедура эксперимента
Для массового эксперимента испытуемых собирают в одном помещении, инструктируют и мотивируют их. После этого раздают стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов. Затем протекает собственно эксперимент, в ходе которого испытуемые в течение 10-15 минут рядом с каждым словом-стимулом анкеты пишут одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову испытуемого по прочтении слова-стимула. После этого заполненные испытуемыми анкеты собираются. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Нередко экспериментатор диктует стимулы.
Инструкция для испытуемого
Сейчас Вы получите список слов, Вы должны будете последовательно читать слово за словом и писать рядом с каждым словом первое слово, которое придет Вам в голову. При этом Вы должны писать предельно быстро, не раздумывая, быстрота Ваших реакций является обязательным условием работы в эксперименте.
Критерии выбраковки результатов
- Если у них отсутствуют реакции более, чем на 25 % стимулов.
- Если они содержат в большом количестве слова-реакции не на содержание слова-стимула, а на его форму.
Разновидности
- Свободный ассоциативный эксперимент.
- Направленный ассоциативный эксперимент.
- Цепочечный ассоциативный эксперимент.
Интерпретация ответов
При анализе ответов ассоциативного эксперимента выделяют, прежде всего, синтагматические и парадигматические ассоциации.
Значение результатов
Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в психолингвистике, психологии, социологии, психиатрии.
См. также
- Методы исследования понятий
Словари
- J.Deese. The Structure of associations in language and Thought.
- Словарь ассоциаций
- Сеть словесных ассоциаций
Литература
- Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник. 2-е изд.- М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ), с.129-140.
- Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. 6-е изд.. — М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2009. — С. 204-212. — (Библиотека студента). — 1000 экз. экз. — ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)
Эксперимент по ассоциативному обучению пролил новый свет на психологические механизмы, лежащие в основе социальной тревожности. эти атрибуты неоднократно сочетались с отрицательными оценками. Полученные данные свидетельствуют о том, что тревожность по отношению к самоатрибутам — основная черта социальной тревожности — может быть выявлена посредством приобретения знаний.
Тревога является наиболее распространенной проблемой психического здоровья во всем мире, и исследователи психологии вложили средства в понимание того, как возникает тревога. Экспериментальные исследования показали, что тревоге можно научиться — когда безвредный объект неоднократно предъявляется одновременно с негативным результатом, люди начинают демонстрировать тревожную реакцию на безвредный объект даже в отсутствие стрессора.
Авторы исследования Клинт Фанг и его команда хотели выяснить, происходит ли аналогичный процесс с социальной тревожностью — тенденцией избегать социальных ситуаций из-за боязни негативной оценки. Люди с социальной тревожностью сохраняют негативное представление о себе, одобряя негативные самоатрибуты, такие как неумение или нервозность. Фанг и его коллеги предположили, что эти люди, возможно, узнали об этих ассоциациях благодаря прошлому опыту, когда их отрицательно оценивали по этим характеристикам. Однако самоатрибуты являются абстрактными понятиями, и неясно, могут ли люди научиться бояться более неосязаемых понятий.
«Многие психологи понимают тревогу и тревожные расстройства через классическое обусловливание», — объясняет Фунг, докторант Университета Британской Колумбии. «Хорошо известный пример — эксперимент Маленького Альберта. Маленький Альберт — младенец, который не проявлял страха перед пушистыми вещами. Исследователи показывали Маленькому Альберту пушистых вещей (также называемых «стимулом») вместе с громкими звуками (также известными как «результат»), что вызывало у него страх по отношению к пушистым вещам даже без громкого шума».
«Люди боятся разных вещей в окружающей среде, и этот страх часто вызывает неудобства и нарушения. Психологи пытаются понять, каковы «стимулы» и «результаты» различных типов тревоги. Другими словами, что является эквивалентом пушистой твари и громкого шума, скажем, для кого-то, кто испытывает социальную тревогу? До сих пор исследователи предполагали, что лица/физические характеристики людей являются «стимулом», а отрицательная оценка — «результатом», что означает, что социальное неприятие может вызвать у людей тревогу, когда они сталкиваются с человеком, который дал отказ, или другими людьми, которые выглядят как тот, который дает отказ».
«Социальные ситуации сложны и состоят из лиц/физических характеристик людей, а также таких факторов, как авторитет человека, с которым вы разговариваете, формальная/неформальная ситуация и т. д. Д-р Линн Олден, Хлоя Сернази и я проверил эту новую идею о том, что самоатрибуты или то, как человек видит себя в разных областях, также могут быть стимулом в дополнение к лицам / физическим характеристикам людей», — сказал Фунг.
«Есть одна проблема. В классических экспериментах на обусловливание, таких как Маленький Альберт, обычно используются материальные стимулы и результаты, такие как изображения, звуки, удары и громкие звуки. Было бы трудно предположить, что абстрактная идея, такая как самоатрибуты, может быть стимулом. К счастью, недавно был проведен эксперимент, который показал, что абстрактные идеи также могут быть стимулом, и мы использовали эту процедуру, чтобы проверить, могут ли самоатрибуты также быть стимулами».
Фунг и его коллеги разработали свой собственный эксперимент, чтобы выяснить, вызовет ли сочетание самоатрибутов с негативной оценкой повышенную тревожность по отношению к этим атрибутам. Во-первых, на выборке студентов колледжей исследователи подтвердили, что два самоатрибута — низкий интеллект и кажущаяся нервозность — связаны с социальной тревожностью и что эти два атрибута являются частично разными понятиями.
Затем они набрали отдельную выборку из 213 студентов колледжа для выполнения задачи ассоциативного обучения в лаборатории. Перед компьютерным заданием испытуемым сообщали, что они получат либо отрицательную оценку, либо не получат отрицательной оценки по различным самоатрибутам. Каждый студент видел либо признаки, связанные с низким интеллектом в сочетании с отрицательной оценкой, либо признаки, связанные с проявлением нервозности, в сочетании с отрицательной оценкой.
В каждом испытании участник видел на экране вопрос, в котором указывалось, по какой самооценке его будут судить (например, «Думаю ли я, что вы похожи на идиота?»), сопровождаемый изображением нейтрального выражения лица . После этого экрана участники оценили, насколько они обеспокоены предстоящей оценкой и в какой степени они ожидали, что оценка будет отрицательной. Затем появился третий экран, показывающий либо отрицательную оценку (например, «Да, я думаю, что вы выглядите как идиот» и сердитое лицо), либо отсутствие отрицательной оценки (например, «Нет, я не думаю, что вы похожи на идиота»). человек» и нейтральное лицо).
Было обнаружено, что, начиная с пятого испытания (всего из 20 испытаний), участники проявляли повышенную тревожность по отношению к тому признаку, который сочетался с отрицательной оценкой. Начиная с четвертого испытания, участники продемонстрировали большее ожидание того, что оценки будут отрицательными для атрибутов, сопряженных с отрицательной оценкой.
Во время испытаний использовался набор различных слов, соответствующих категориям низкого интеллекта (например, невежественный, безмозглый, глупый) и кажущихся нервными (например, шаткий, неуверенный в себе, робкий). Тем не менее, участники проявляли повышенную тревожность по отношению к словам, подпадающим под категорию атрибутов, которые сопровождались отрицательной оценкой.
«Это показывает, что участники узнали, что определенные самоатрибуты были связаны с негативной оценкой в форме классической обусловленности», — сказал Фунг PsyPost. «Поскольку в каждом испытании используется другое слово/прилагательное, эти результаты, скорее всего, не из-за того, как эти слова выглядят в тексте, а из-за абстрактного значения самоатрибута, стоящего за ними».
Эти результаты могут помочь объяснить, как у людей развивается тревога по поводу социальных ситуаций, в которых они еще не сталкивались. Исследования показывают, что социальная тревожность включает в себя сеть памяти, сформированную из социального отвержения и плохих социальных отношений. Фунг и его команда говорят, что самоатрибуты, хотя и абстрактные, по-видимому, включены в эту сеть памяти.
«Гипотеза о том, что лица/физические характеристики людей являются раздражителями, имеет то, что она не может объяснить, — сказал Фанг. «Люди социально тревожны по отношению к людям, которые не похожи на тех, кто негативно оценивал/отвергал/запугивал/критиковал их в прошлом. Новая проверенная нами гипотеза о том, что самоатрибуты являются стимулом, может объяснить это. Например, родители могут негативно оценить мальчика за то, что он скучный, и когда он идет на первое свидание с кем-то, кого только что встретил, он может испытывать тревогу, потому что от него ожидают интереса в этой ситуации. Важно отметить, что эти две гипотезы не исключают друг друга. Таким образом, люди могут ассоциировать как лица/физические характеристики людей, так и самоатрибуты с негативной оценкой».
Авторами исследования «Социальная тревожность и приобретение тревожности по отношению к самоатрибутам» являются Клинт Фунг, Линн Э. Олден и Хлоя Сернази.
Ассоциативное поле концептов «Япония» и «Украина» по результатам ассоциативного эксперимента среди японцев и украинцев как свидетельство культурных стереотипов
Автор
Перечислено:
- Тамара Комарницкая
- Анна Вознюк
- Оксана Асадчих
- Андрей Букриенко
- Юлия Кузьменко
Зарегистрирован:
Abstract
В статье предпринята попытка выявить и описать типичные культурные стереотипы японцев об Украине и украинцев о Японии на основе данных свободного ассоциативного эксперимента на основе слов-стимулов Япония и ウ クライナ (Украина). По результатам свободного ассоциативного эксперимента выявлено ассоциативное поле концепта имени собственного Украина у японцев (Россия, Африка, Европа, Уругвай, Уганда, холод, красивые женщины, война, опасно, чернозем, Чернобыль), тогда как ассоциативное поле концепт имени собственного Япония содержит лексемы самурай, гейша, сакура, Фудзияма, Фукусима, суши, сони, тойота, аниме. По качественной классификации ассоциаций выделяют синтагматические (Украина — холодная, опасная; Япония — далекая, экзотическая) и парадигматические (Украина — Россия, Африка, Европа, Уганда, Чернобыль, чернозем, война). , красивые женщины; Япония – Фудзияма, Хиросима, самураи, гейши, сакура, саке, суши, Тойота, хентай), причем более широко распространены парадигматические ассоциации. Особенностью реакций японцев на слово-стимул Украина является отсутствие индивидуальных реакций, но наличие фонетических, что объясняется поверхностным уровнем осведомленности об Украине в Японии. Можно отметить преобладание качественных реакций с отрицательной оценкой. Особенностью реакций украинцев на слово-раздражитель Япония является отсутствие гиперонимических и фонетических реакций. Также из-за большого интереса к Японии среди украинцев можно найти отдельные ассоциации. В обоих случаях никакие синонимичные и каузативные реакции не могут быть объяснены особенностями самих слов-стимулов. Многие меронимические и качественные реакции можно объяснить тем, что эти когнитивные механизмы более доступны. Что касается общего образа Японии у украинцев, то можно наблюдать образ экзотики и технологий. Ассоциативный эксперимент доказал, что обе нации находятся под влиянием стереотипов друг о друге, преодолеть которые можно с помощью просветительских кампаний.
Предлагаемое цитирование
Дескриптор: RePEc:rfa:smcjnl:v:10:y:2022:i:3:p:100-108
как
HTMLHTML с абстракциейпростой текстпростой текст с абстракциейBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Скачать полный текст от издателя
URL-адрес файла: https://redfame.com/journal/index.php/smc/article/download/5839/5958Ограничение на загрузку: нет
URL-адрес файла: https://redfame.com/ journal/index.php/smc/article/view/5839
Ограничение на скачивание: нет
—>
Подробнее об этом элементе
Классификация JEL:
- R00 — Городская, сельская, региональная экономика, недвижимость и экономика транспорта — — Общие — — — Общие
- Z0 — Другие специальные темы — — Общие
Статистика
Статистика доступа и загрузки
Исправления
Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления, пожалуйста, укажите дескриптор этого элемента: RePEc:rfa:smcjnl:v:10:y:2022:i:3:p:100-108 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.
По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: https://edirc.repec.org/data/cepflch.html .
Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.
У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .
Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента.