Барьер характера – Барьер характера и темперамента

Содержание

Барьеры в общении и способы их преодоления

29 марта 2018

25950

Автор: Майя Темиргалиева, психолог

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. На работе, во время учебы, в транспорте, дома, в интернете – да мало ли где еще! Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам получать от него удовольствие и пользу. Эти барьеры возникают в самых различных ситуациях и практически у каждого человека. Поэтому, для того чтобы достигнуть успеха в жизни, вам необходимо хорошо разбираться в том, какие бывают барьеры общения и способы их преодоления.

Какие бывают трудности в общении?

Наверное, у каждой из вас бывало ощущение, что собеседник будто бы защищается, воздвигая невидимую стену между вами. Эта стена и есть тот самый пресловутый барьер. Откуда же они берутся? Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуации. И уже, бывает, не разберешься, кто или что этому виной.



Как уже было сказано выше, с проблемами в различных ситуациях общения сталкивался практически каждый человек, независимо от своих пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это может означать лишь одно – причины, по которым возникают барьеры в общении, различны, и присутствуют они в жизни каждого человека.

Данные причины могут осознаваться или не осознаваться общающимися людьми. От этого во многом зависит то, насколько быстро эти люди заметят, что у них есть проблемы, поймут, какого они рода и наконец-то смогут их решить. Кстати, барьеры в общении могут быть даже надуманы одним или несколькими собеседниками – и даже этого достаточно для неудач во взаимодействии друг с другом.

Необходимо сказать о том, что какие-то барьеры могут чаще других встречаться у определенных людей и в определенных ситуациях. Они могут быть свойственны определенному полу, возрасту, профессии, национальности, культуре, ситуации. Каждая из этих закономерностей достойна отдельного рассмотрения, но мы не будем этого делать в рамках нашей статьи.

Итак, каковы же основные виды барьеров в общении?

Барьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения. Какие они бывают?


Семантический барьер. Он встает на вашем

psyhologytoday.ru

Психологический барьер: в общении, отношениях, характере, деятельности, у детей и взрослых

Я хочу это сделать, но не могу. Я хотел это сказать, но почему-то не смог. Знакомые выражения? Примерно так проявляет себя психологический барьер. Он мешает подойти к девушке или парню, познакомиться с ним, мешает расслабиться в постели, получить удовольствие от секса, мешает строить карьеру. Можно ли сломать преграды разума, преодолеть деструктивные установки внутри себя – давайте разберемся.

Психологический барьер

Психологический барьер – что это

Психологический барьер – это состояние психики, при котором индивид не может реализовать задуманное. Барьеры сковывают движения, активность личности. Виной тому слишком острые переживания, отрицательные эмоции, связанные с рассматриваемой проблемой. На субъективном уровне это ощущается как трудность в налаживании контактов, осуществлении желаний, отстаивании своего мнения, прочее.

Из-за этого страдает самооценка личности, снижается уровень притязаний, формируется комплекс неполноценности. Такие индивиды не принимают себя, склонны к самокритике, самокопанию. Это, в свою очередь, приводит к появлению внутриличностных конфликтов, страхов, тревожного расстройства, хронического чувства вины.

Виды барьеров

Обобщенно их можно разделить на две группы: барьеры общения, индивидуально-психологические и социально-психологические барьеры личности. Рассмотрим виды психологических барьеров подробнее.

Индивидуальные барьеры личности

Индивидуально-психологические преграды – это особенности характера. К ним относится стеснительность, застенчивость, страхи, тревожность. Это состояния, мешающие самореализации личности. Со временем они превращаются в устойчивые свойства личности, образующиеся на основе особенностей характера. К ним относится мнительность, недоверчивость, настороженность.

Социально-психологические преграды – это состояния, возникающие в конкретных условиях. Проявляются покраснением, смятением, нежеланием общаться. Например, работнику симпатична его коллега, в ее присутствии он не может общаться ни с кем. А вот если человек всегда и со всеми не может общаться из-за своей стеснительности, то это уже индивидуально-психологический вид препятствия.

Стеснительность становится барьером, когда мешает человеку нормально общаться

Стеснительность становится барьером, когда мешает человеку нормально общаться.

Психологические барьеры общения

К психологическим барьерам общения относятся коммуникации и смысловые. Первые отражают непосредственные трудности при установлении контакта с людьми, во время общения. Вторые описывают ситуации, когда люди по-разному понимают смысл одних и тех же слов, событий. То есть речь идет о взаимном недопонимании. Это часто встречается в отношениях родителей и детей, мужа и жены, начальника и подчиненного.

Смысловые подразделяются еще на три типа:

  1. Семантические. Наделение одного выражения разным смыслом. Например, один человек говорит «это самый оптимальный способ», при этом он подразумевает, что это самый быстрый способ, а другой собеседник решает, что это самый эффективный способ, который повышает шансы на успех.
  2. Логические. Если один человек не умеет четко и последовательно излагать свои мысли, то нарушаются причинно-следственные связи и происходит подмена понятий.
  3. Фонетические. Нечеткая речь говорящего затрудняет понимание его слов.

Барьеры в общении приводят к конфликтам. Чтобы их решить, нужно устранить причину, а для этого нужно знать ее предпосылки.

Негативные факторы появления мешающих психологических барьеров:

  1. Разница темпераментов. У людей с противоположными темпераментами всегда будут возникать конфликты. Например, холерик будет кричать на меланхолика за его медлительность, а меланхолик будет еще больше расстраиваться и медлить.
  2. Акцентуации характера. Акцентуации – это ярко выраженные, ведущие черты характера. Они могут быть как позитивными, так и негативными, определяют стиль поведения человека. Противоположные акцентуации у двух людей провоцируют конфликты.
  3. Разница в восприятии и мышлении. Долгие споры, отстаивание своих мнений и точек зрения может оставить неприятный осадок. Спор давно закончился, но каждый человек остался при своем мнении, а вместе с этим выстроил психологический барьер восприятия в отношении своего оппонента.
  4. Разница целей. Неспособность идти на компромисс и слушать собеседника может привести к расхождению целей совместной деятельности, общения. Например, вся семья отправляется на дачу, но отец мечтает провести все время на рыбалке, сын – гулять с друзьями, мать – заниматься огородом, привлекая к этому сына и мужа.
  5. Манера общения. Зависит от темперамента, характера, акцентуаций. При общении важно учитывать тип личности, с которым мы имеем дело.

Барьеры в общении приводят к непониманию собеседниками друг друга

Барьеры в общении приводят к непониманию собеседниками друг друга.

Существует шесть типов личности:

  1. Доминантный. Ему не важна цель и содержание общения, но важно, чтобы он был инициатором. Такой человек подавляет активность собеседника, старается доминировать над ним. Для чего повышает голос, перебивает, повторяет одно и то же. В общении с таким человеком нужно проявлять стойкость, спокойствие, придерживаться независимой точки зрения.
  2. Недоминантный. Про таких говорят «все нужно вытаскивать клещами». Он не заговорит первым, побоится высказать свое мнение или отстоять свою точку зрения. Он слишком уступчив, а если ему покажется, что он перебил партнера, то его охватывает чувство вины. Такого собеседника нужно подталкивать, мотивировать, создавать условия для его открытости и самовыражения.
  3. Мобильный. Склонен к поверхностному общению. Легко вступает в разговор, быстро переключается с одной темы на другую, перебивает, говорит торопливо, активно комментирует оппонента, часто высказывает свое мнение. При общении с таким типом нужно помнить, что долго обсуждать серьезные вопросы с ним не получится.
  4. Ригидный. Долго включается в общение, пытается понять партнера, его интересы и цели. Он осторожен в выражениях, тщательно подбирает слова, внимателен к собеседнику, говорит медленно, подробно объясняет свои мысли. Такой тип не любит, когда его перебивают и торопят, не терпит неуважения, невнимательности и бестактности в свой адрес.
  5. Экстравертированный. Этот тип всегда настроен на общение. Он приветлив, любознателен, проявляет интерес и симпатию к собеседнику. Требует такого же внимательного и уважительного отношения к себе. Общение с этим типом всегда проходит легко.
  6. Интровертированный. Еще один тип из тех, которых «нужно клещами тащить». Эти люди сосредоточены на внутреннем мире, разговоре с собой. Они не выступают инициаторами общения, говорят сдержанно, мало, только на те темы, которые считают интересными. Такие люди предпочитают говорить наедине с кем-то. Если предстоит разговор в компании, то нужно заранее предупредить об этом.

Еще один фактор возникновения барьеров – эмоциональное состояние собеседников. Преобладание негативного фона приводит к развитию девяти барьеров общения. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Страдания

На фоне страданий пропадает желание общаться. Упадок настроения может быть вызван трагическими событиями или воспоминаниями, недовольством собой, душевной или физической болью.

Гнева

Человек гневается на кого-то или что-то конкретное, возможно, на себя, а получают все люди. В общении этот тип агрессивен, жесток, опасен. Он оскорбляет, обижает, унижает. Другие люди стараются избегать общения с ним.

Гнев часто становиться причиной возникновения барьеров в общении

Гнев часто становиться причиной возникновения барьеров в общении.

Отвращения

Возникает из-за неряшливости оппонента. Отвращение и брезгливое отношение может быть вызвано грязной одеждой, обувью, волосами, неприятными жестами и действиями (ковыряние в носу, сморкание), запахом алкоголя или неприятным запахом одеколона, слишком тесным приближением к собеседнику и прочим. Это индивидуальные показатели. У кого-то отвращение может возникнуть из-за внешних, физических особенностей собеседника.

Презрения

Возникает из-за аморального поведения, непринятия собеседником отдельных качеств характера. Например, оттолкнуть может трусость, скупость, жестокость, вера в предрассудки.

Страха

Если человека боятся, то стараются избегать любого контакта с ним, даже встречи глазами. Для устранения барьера нужно понять, чем этот человек страшен для вас.

Стыда

Возникает в ситуациях, которые кажутся человеку неуместными. Например, его незаслуженно хвалят, делают комплименты, которым он не верит, сравнивают в положительном ключе с кем-то и т.д. В такие моменты человек краснеет, смущается, избегает контакта глазами, старается уйти от общения.

Плохого настроения

Видя негативный настрой другого человека, мы стараемся поскорее закончить разговор или стараемся не начинать его.

Речи

Не только внешний вид собеседника и его поведение может оттолкнуть, но и неправильная, некрасивая речь. Ошибки в произношении слов, плохая дикция, неправильное построение предложений, неправильное использование слов, слабые аргументы, непроверенные факты – все это снижает желание общаться.

Первого впечатления

Барьер может возникнуть, если человеку с первого взгляда не понравились новые люди, ситуация или место. В таком случае жизнерадостный и активный человек может резко стать замкнутым и раздражительным. Он не участвует в обсуждениях и играх, хочет поскорее уйти или прекратить общение.

Негативное первое впечатление может сформировать психологический барьер

Негативное первое впечатление может сформировать психологический барьер.

Барьеры как защитный механизм психики

Большинство людей рассматривает барьеры только как зло, помехи на пути к самореализации. Но с точки зрения психологии, это защитный механизм, оберегающий личность от воздействия негативных факторов. Такова функция психологических барьеров. Человек не просто так становится недоверчивым, мнительным, сдержанным. Это отражение его личного опыта. Когда-то он уже был открытым к людям, но из-за этого пострадал. И это повторялось не раз. В результате однажды психика решила, что с нее хватит, и включила такой защитный механизм как барьер.

Термин «защитный механизм» ввел Зигмунд Фрейд, автор теории о психоанализе. Согласно автору, механизмы помогают ослабить внутреннее напряжение, вызванное конфликтом желаний личности и условий окружающей среды (требований, возможностей). Защиты направлены на сохранение гармонии личности.

Так что же получается, с барьерами не нужно бороться? Нужно. Защитные механизмы плохи тем, что со временем истощаются, а еще они неподвластны контролю личности. Они управляют человеком, а не он ими. Барьеры препятствуют развитию личности и ограничивают его взаимодействие с социумом. Они мешают адекватно воспринимать реальность и травмирующие (стрессовые) факторы. Механизм вытесняет сигналы об угрозе, а потому человек не может адекватно воспринимать ситуацию и менять свое поведение, согласно ее особенностям. Потому нужно заменить иррациональные защиты рациональными, осознанными, продуктивными стратегиями поведения.

Как преодолеть барьер

Барьер заставляет человека быть пассивным, что еще больше усиливает чувство неполноценности, страхи, тревоги. Чтобы избавиться от барьеров, нужно работать над собой. Рекомендуется обратиться к психологу или посетить тренинги личностного роста. Специалист поможет определить точную причину страхов и варианты саморазвития.

А пока вы не обратились к психологу, можно использовать универсальную схему снятия психологических барьеров в жизни:

  1. Постарайтесь трезво оценить ситуацию, которую создают барьеры. Какова ее направленность, последствия.
  2. Почему включился защитный барьер, и случилась эта ситуация?
  3. Какие пути выхода из нее вы видите, согласно выявленным причинам?
  4. Определите наиболее эффективные действия для выхода из ситуации.

Чтобы преодолеть барьеры, нужно обладать большой мотивацией. Многое зависит от активности и желания самого человека, но кроме этого важно сотрудничество, помощь партнера по отношениям, собеседника.

Для преодоления психологических барьеров нужна сильная мотивация

Для преодоления психологических барьеров нужна сильная мотивация.

Чтобы совладать с барьерами, нужно учиться понимать себя и других людей, определять момент, когда у вас, и у них включаются защитные механизмы. А также важно чувствовать беседу, если вы понимаете, что цели и темпераменты собеседников расходятся, то нужно осторожно перевести тему. Важно следить за темпом и громкостью речи, жестикуляцией, добавлять нотку юмора.

Как бы парадоксально это ни звучало, но чтобы избавиться от барьеров, нужно как можно больше общаться с людьми. Только в процессе общения можно научиться понимать других и себя. Нужно изучать реакции людей, особенности восприятия, манеру поведения.

Если хотите наладить контакт с конкретным человеком, то наблюдайте за ним в разных условиях. Создайте как можно больше ситуаций: беседа, обсуждение, обмен опытом, совместное творчество, другая совместная деятельность и т.д. Наблюдайте, изучайте. Это работает даже в том случае, если барьеры вызваны комплексами личности. Чем больше вы открываетесь людям, тем адекватнее ваша самооценка, ниже тревожность, лучше коммуникативные навыки. Все приходит с практикой и в результате активной работы над собой. Нужно найти свои слабые точки и работать над ними.

Способы преодоления барьеров по Д. Карнеги

Психологические барьеры общения и способы их преодоления по Д. Карнеги:

  1. Если хотите покритиковать, то сначала похвалите. «Вы же умный, ответственный работник, как же смогли упустить это».
  2. Косвенно указывайте человеку на ошибки. Например, директор, если увидит, что продавцы не выполняют свою работу, может сам зайти за прилавок и обслужить клиента на глазах у продавцов.
  3. Прежде чем критиковать, назовите свои ошибки.
  4. Выдвигайте требования и приказы в вопросительной форме. «Вас не затруднит сходить туда-то и сделать-то?».
  5. Не критикуйте человека в присутствии других людей, уважайте его гордость и чувство достоинства.
  6. Искренне хвалите человека даже за мелкие достижения. Это мотивирует к активности, раскрывает потенциал личности.
  7. Относитесь к человеку как к тому, каким вы хотите его видеть. «Если человека долго называть свиньей, то он захрюкает», справедливо и обратное.
  8. Предлагая новое дело, учитывайте интересы партнера. То, что интересно, мы всегда делаем охотнее, лучше, быстрее.
  9. Обозначьте, что верите в человека. Его ошибку легко исправить, а главное дело, которое вы предлагаете, легко выполнить, и вы знаете, что он справится с ним.

Барьеры в сексе

Секс – интимная форма общения двух влюбленных. И здесь барьеры встречаются с той же частотой, что при другом общении.

Примеры и признаки психологических барьеров в сексе:

  • боязнь двигаться во время интима, издавать звуки;
  • скованность движений;
  • страх говорить о сексе, в том числе обсуждать вопросы контрацепции, фантазии, технику и т.д.;
  • отстраненность, ориентация на удовольствия партнера;
  • наигранная сексуальность;
  • отсутствие возбуждения;
  • напряженность;
  • потеря чувствительности;
  • чувство вины из-за того, что партнер не смог удовлетворить вас.

Как преодолеть психологический барьер в сексе? Чтобы преодолеть психологические барьеры в сексе (вариант индивидуально-психологических барьеров), нужно понимать их причину:

  1. Табу на тему секса в семье. Разрешите себе говорить о сексе, начните с разговоров с собой, потом начинайте включаться в обсуждения с партнером. В этом случае нужно перебарывать себя.
  2. Эмоциональная сдержанность в семье. Возможно, в семье родителей было вообще не принято делиться чувствами и эмоциями. В итоге это могло отразиться на вашей взрослой интимной жизни. Научитесь ощущать свое тело и делиться впечатлениями с партнером. Вместо «это было прекрасно» скажите, что особенно понравилось, конкретизируйте, делитесь деталями.
  3. Страх разочаровать партнера, сделать что-то не так. Попробуйте имитировать половой акт, будучи наедине с собой. Представляйте процесс, проигрывайте сцены перед зеркалом, двигайтесь и наблюдайте за собой. Когда вы сможете спокойно двигаться наедине с собой, пора переходить к практике с партнером. Изучайте мифы секса и избавляйтесь от них, например, известно ли вам, что женщина не обязана получать оргазм при каждом акте любви.

Часто барьеры в сексе вызваны непринятием женщины себя, своей сексуальности. Если дело в комплексах, то нужна полноценная работа с психологом. Вторая популярная причина – психологическая разрозненность партнеров. Дефицит общения и взаимопонимания приводит к разладу в постели. Важно подпитывать эмоциональную связь с партнером. Если справиться самостоятельно не получается, то нужно обратиться к семейному психологу.

Барьеры в сексе встречаются так же часто, как и в других видах общения

Барьеры в сексе встречаются так же часто, как и в других видах общения.

Профилактика проблем в общении

Меры профилактики возникновения психологических барьеров, как преодолеть начинающийся конфликт:

  1. Не отказывайтесь от своей позиции, но уважайте мнение партнера. Старайтесь представить свою идею в выгодном свете, назвать ее преимущества.
  2. Подумайте, что будет, если конфликт не решится. Это помогает понять важность общения, придает мотивацию к преодолению барьеров.
  3. Если чувствуете, что вы или ваш оппонент проявляет агрессию, то остановите разговор, замолчите и подождите, пока вы и (или) партнер успокоится.
  4. Во время общения ориентируйтесь на достоинства человека, его лучшие качества. Видя симпатию в свою сторону, человек ответит тем же в ваш адрес.
  5. Постарайтесь поставить себя на место собеседника, это поможет понять его намерения. Не демонстрируйте свое превосходство, признайте свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию.

Таким образом, барьеры бывают как постоянными характеристиками личности, например, категорическое нежелание общаться с людьми без определенного места жительства, так и ситуативными, например, нежелание общаться с человеком, если тот не понравился с первого взгляда.

В обоих случаях они связаны с особенностями личности: личный негативный опыт, страх неудачи, особенности восприятия, комплексы, неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) и прочее. Чтобы точно назвать причину, нужно проанализировать конкретный случай. Для этого нужно посетить психолога.

belady.today

Психологический барьер — как преодолеть, барьер в отношениях, в общении

Под психологическим барьером понимается определенная степень акцентуации личности на своем характере, препятствиях и различных преградах. Общение в таком случае становится чем-то трудным, почти невозможным. Ведь чем больше человек зацикливается на проблеме, тем сильнее она его захватывает. Психологические барьеры бывают в отношениях между людьми, в общении. В большинстве случаев с ними удается справиться самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Для этого требуется разобраться в ситуации, определиться с дальнейшими шагами.

Психологические барьеры общения

Психологический барьер представляет собой такое состояние личности, при котором она не может действовать согласно своим внутренним убеждениям. Становится по-настоящему трудно реализовать себя в каком-то деле, достичь поставленной цели, да и просто быть открытым в общении с окружающими. Блок проявляется в определенном поведении и способе смотреть на окружающую действительность.

Нерешительность

Это первое, что бросается в глаза, когда рядом находится такой индивид. Нерешительность мешает принимать важные решения, действительно всячески ограничивает личность в общении. Подобного рода барьер совсем не просто преодолеть, тем более, что здесь замешаны чувства. В общении с людьми такой человек не может проявить себя, не понимает, как ему нужно действовать, на что направлять свое внимание. Кажется, что прилагаемые усилия все потрачены напрасно. На самом деле, прежде чем предпринимать какие-то действия, необходимо осознавать, куда и зачем следует двигаться. Нерешительность как черта характера часто заставляет личность упускать хорошие возможности. Даже если есть понимание того, что нужно кардинально изменить свое поведение, отсутствуют силы, чтобы что-либо поменять. Общение после этого часто портится. Когда внутренний барьер не преодолен, всегда присутствует вероятность того, что проблема так и не будет решена.

Социофобия

Представляет собой довольно серьезную проблему, которая всячески мешает человеку жить. Окружающим бывает сложно представить, что он испытывает на самом деле. Общение становится для такой личности сродни настоящему испытанию. Повседневная реальность часто предстает перед личностью в пугающем и неизвестном свете. Социофоб не обладает необходимыми коммуникативными навыками, у него отсутствует стремление заниматься собственным индивидуальным развитием. Психологический барьер как личностная проблема способна существенно отравить жизнь, сделать существование просто невыносимым. Возможность полноценного общения при этом полностью исключается. Чем сильнее выражен страх перед жизнью, тем сложнее выстраивать отношения с окружающими.

Психологический барьер - софиофобия

Психологические барьеры в отношениях

В отношениях между людьми иногда ярко проявляются психологические барьеры. Они появляются и у тех, кто не имеет выраженных проблем в общении. Просто иногда становится действительно трудно понять друг друга. В большинстве случаев каждый индивид склонен отстаивать собственные интересы. Вот почему так много ссор и скандалов возникает в молодых семьях, особенно с появлением младенца. Как выражается наличие барьеров в отношениях между людьми? Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Неумение доверять

Никакое близкое общение выстроить невозможно, если человек не может проникнуться доверием к оппоненту. Когда имеет место быть некоторый барьер, он способен значительно отравить жизнь и сделать существование просто невыносимым. С проблемой обязательно нужно работать, ведь само собой, как известно, ничего не решается. Психологический барьер блокирует самые лучшие чувства в человеке, способствует эмоциональному закрепощению, прерыванию общения. Когда сознанием руководит подозрительность, недоверие, замкнутость нормальное общение выстроить просто не представляется возможным. А общение само по себе занимает в отношениях важную позицию. Доверие – это основа любого близкого взаимодействия. Когда оно по каким-то причинам утрачивается, многие вещи теряют свой смысл.

Неумение выражать чувства

Это другой психологический барьер, который препятствует счастливому самоощущению. Общение в этом случае уже не будет по-настоящему искренним. Неумение выражать свои чувства – это серьезная недоработка, которая мешает продуктивному общению. Такой блок может присутствовать у человека длительное время и мешать адекватно воспринимать окружающую действительность. Если личность не умеет выражать свои чувства, то общение не будет складываться удачно. В большинстве случаев получается так, что барьер в общении тянет за собой другие проблемы психологического характера. Иногда такому человеку хочется проявить свои самые лучшие качества, побыть ласковым, а не получается по той причине, что нет соответствующих навыков. Даже когда имеется естественное стремление меняться, все сделать сразу никогда не получается.

Страхи и сомнения

Они всегда преследуют неуверенного в себе индивида. Некоторые фобии настолько навязчивы, что мешают не только общению, но и полноценной жизни. В отношениях крайне важно быть честным до конца и уметь принимать на себя ответственность. В противном случае такое общение никак не будет приносить радость. Внутренний барьер обязательно нуждается в том, чтобы обратить на него внимание. Со страхами и сомнениями обязательно надо работать, хотя бы стараться это делать. В противном случае они полностью подчинят себе личность и не оставят ей никакого выбора.

Как преодолеть психологический барьер

Внутренний барьер действительно препятствует полноценному общению и установлению глубокого понимания между людьми. Требуется грамотный подход к проблеме, ясное осознание того, что происходит на самом деле. Психологический барьер, как правило, сильно ограничивает возможность взаимопонимания между людьми. Как преодолеть внутренний блок? Какие шаги нужно предпринять, чтобы выстроить полноценное общение с окружающими людьми? Попробуем разобраться!

Решение проблем

Оно должно быть обязательно своевременным. В противном случае теряется возможность наладить общение и изменить отношение к самому себе. Ничего нельзя пускать на самотек. Лучше полностью сосредоточить силы в собственных руках. Преодолевая трудности, мы закаляем характер, становимся духовно сильнее и богаче.

Постепенное движение

Не надо стремиться решить все сложности разом! Необходимо постепенно двигаться вперед, открывая для себя все новые и новые границы общения. Внутренний барьер будет со временем становиться меньше, пока не исчезнет совсем. Проблема заключается в том, что у большинства людей просто не хватает терпения для того, чтобы пройти этот путь от начала и до конца. Они все время торопятся и хотят поскорее избавиться от то и дело возникающих трудностей. Так делать не следует. Сложности всегда будут. С ними надо просто уметь работать.

Психологический барьер

Духовные практики

К ним относят медитацию, йогу и еще ряд других занятий, которые позволяют человеку восстановить душевное равновесие. Размышляя над тем, как избавиться от внутренних барьеров, следует руководствоваться голосом разума. Духовные практики действительно способствуют укреплению жизненной силы. У человека появляется уверенность в себе, желание следовать свои мечтам, строить далеко идущие планы. В большинстве случаев с помощью таких занятий удается сформировать новое отношение к жизни, обрести личную ответственность перед самим собой.

Принятие ответственности

Пожалуй, это главный шаг, без которого невозможно сделать остальные. Необходимо принять все, что происходит без всяческих обвинений и упреков. Освободившись от гнева и страданий, мы становимся мудрее. Только тогда возможно обрести контроль над своей жизнью, сделаться сильной личностью, которая знает, чего хочет достичь на самом деле. Принятие ответственности – это уже половина успеха.

Таким образом, проблема психологической блокировки чувств, эмоций и настроений обязательно нуждается во внимании. Чем больше человек работает над собой, тем проще ему становится жить в повседневной реальности.

psyh.info

6.3. Барьеры общения, их выявление и устранение

Эффективность
взаимодействия деловых партнеров может
снижаться в результате проявления
различного рода барьеров.

Барьеры
общения
представляют
собой психофизиологические и личностные
особенности партнеров по общению,
актуальные проявления психологической
защиты, психические состояния, установки
и мотивы, паттерны взаимодействия,
социальный и эргономический контекст
общения, отрицательно влияющие на его
эффективность.

И.М.
Юсупов описывает такие помехи
взаимодействия, как барьеры темперамента,
характера, отрицательных эмоций.

Барьер
темперамента
имеет
место в том случае, когда взаимодействующие
лица плохо осведомлены об особенностях
и закономерностях функционирования
нервной системы собеседника. В результате,
чисто динамические, импульсивные реакции
партнера могут интерпретироваться как
осознанные ответы на действия собеседника,
как демонстрация отношения лично к
нему. Так, для холерика, с его высокой
реактивностью и вспыльчивостью,
необузданностью в желаниях, внезапную
вспышку негодования можно считать
скорее нормой, проявляющейся в аналогичных
ситуациях всегда, чем реакцией на
конкретного человека. Также «с
пониманием» следует относиться к
повышенной обидчивости меланхолика, к
внешне слабо проявляющейся эмоциональности
флегматика, нетерпеливости сангвиника.

Бизнесмен
должен хорошо разбираться в особенностях
проявления темперамента людей, уметь
выявлять преобладающий тип темперамента
партнера (подчиненного, коллеги) и с
учетом этого строить общение с ним. Дело
в том, что темперамент лежит
в основе характера
человека,
он в значительной степени зависит от
генотипа, возраста и не
может быть произвольно изменен
«по
приказу», «по требованию»
начальника или делового партнера.

В
психологической литературе дается
такое описание основных черт темпераментов.

Холерик
(от
греч. chole
— желчь) — человек, обладающий таким типом
темперамента, отличается высоким уровнем
психической активности, энергичностью
действий, резкостью, стремительностью,
силой движений, их быстрым темпом,
порывистостью. В общении с холериком
следует помнить о том, что он склонен к
резкой смене настроений, вспыльчив,
нетерпелив, подвержен эмоциональным
срывам, порой бывает агрессивным. При
отсутствии надлежащего воспитания
оказывается неспособным контролировать
свои эмоции в сложных жизненных ситуациях.

Сангвиник
(от
лат. sanquis
— кровь) — отличается высокой психической
активностью, энергичностью,
работоспособностью, быстротой и живостью
движений, богатством мимики, быстрой
речью. Стремится к частой смене
впечатлений, легко адаптируется к новой
обстановке, общителен. Эмоции -чаще
всего положительные — быстро возникают
и быстро сменяются. Неудачи переживает
сравнительно легко. В деловом общении
может также быть поверхностным,
неоправданно поспешным, скучающим,
отвлекающимся.

Флегматик
(от
греч. phlegma
— слизь) характеризуется низким уровнем
психической активности, медлительностью,
невыразительностью мимики. Трудно
переключается на новый вид деятельности
и медленно приспосабливается к новой
обстановке.

При
неблагоприятных условиях делового
взаимодействия у флегматика развиваются
вялость, бедность эмоций, склонность к
выполнению однообразных, привычных
действий.

Меланхолик
(от греч. melas
— черный, chole-
желчь) отличается низким уровнем
психической активности, замедленностью
движений, сдержанностью моторики и
речи, быстрой утомляемостью. Для
меланхолика свойственны: высокая
эмоциональная чувствительность, глубина
и устойчивость эмоций (прежде всего
отрицательных) при слабом их выражении.

При
неблагоприятных условиях общения у
меланхолика могут проявляться повышенная
эмоциональная ранимость, замкнутость,
отчужденность.

Незнание
закономерностей проявления темперамента
может сорвать взаимодействие, испортить
деловые отношения между людьми.

Барьер
характера
выражается
в сформировавшихся у отдельных людей
крайне выраженных поведенческих
стереотипах, которые воспринимаются
окружающими не как устойчивые качества,
а как реакции на их конкретные предложения,
действия, как выражение отношения к
ним. Такие заостренные, находящиеся на
границе нормы, гипертрофированно
выраженные, черты названы К. Леонгардом
акцентуациями
характера.

По
оценкам И.М. Юсупова, в сложном сочетании
положительных и отрицательных качеств
акцентуантов, отталкивающими для
партнеров являются следующие черты их
характера.

Для
гипертимного
типа
акцентуации
часто характерны легкомысленность,
склонность к аморальным поступкам,
раздражительность в кругу близких
людей, недостаточно серьезное отношение
к обязанностям.

Для
акцентуантов
дистимического типа
свойственны
пассивность, замедленность мышления,
неповоротливость и др.

Возбудимый
тип акцентуации
включает
такие черты, как раздражительность,
неадекватные вспышки гнева и ярости,
вплоть до рукоприкладства, жестокость,
ослабленный контроль над своими
впечатлениями.

У
застревающего
типа акцентуантов
обострены
такие черты, как обидчивость, легкая
уязвимость, мстительность, честолюбие,
ревность, непомерные требования к
окружающим, самонадеянность.

Для
педантичных
акцентуантов
в
большой мере характерны формализм,
«крючкотворство», жесткое следование
определенным алгоритмам поведения,
стремление переложить принятие важного
решения на других людей.

Люди,
относящиеся к тревожному
типу акцентуации,
отличаются
повышенным беспокойством, беззащитностью,
ранимостью.

Эмотивный
тип
характеризуется
крайней чувствительностью, слезливостью,
способностью провоцировать нападки
невоспитанных или раздражительных
людей.

Демонстративные
акцентуанты
нередко
проявляют эгоизм, необузданность
поступков, хвастливость, лживость,
отлынивание от работы, «заболевание»
в самые трудные и ответственные периоды.

Лабильный
тип акцентуации
характера
отличается чрезмерной впечатлительностью,
подверженностью отчаянию и паникерству.

Для
экстравертированных
акцентуантов
характерным является подверженность
чужому влиянию, необдуманность поступков,
легковерие, стремление к развлечениям,
склонность к сплетничанию.

Интровертированный
тип
отличается
упорным отстаиванием своих взглядов,
особой точки зрения.

Конечно,
приведенные негативные черты характера
не проявляются с неизбежностью. Однако
деловому человеку следует помнить, что
при взаимодействии с акцентуированными
личностями возможны описанные выше
проявления, и быть готовым к тому, чтобы
правильно на них реагировать. Ставить
себе целью переделать такого человека
в течение одной встречи, и даже за более
длительное время, — неразумно. Поэтому
более благоразумно позволить ему быть
таким, каков есть, проявив в ответ, в
одно случае -внимание, в другом — терпение,
в третьем — безразличие, в четвертом
-твердость и др.

Барьер
отрицательной эмоции
представляет
собой выраженное и устойчивое переживание
негативной эмоции, препятствующее
точному восприятию и оценке партнера
по общению. К. Изард относит к числу
эмоций, способных стать барьерами в
общении: страдание, гнев, отвращение,
брезгливость, презрение, страх, стыд,
вину, плохое настроение.

Перечисленные
эмоции можно сравнить с очками, в которые
встроены кривые зеркала, искажающие
действительность, образы людей, процесс
общения. Деловому человеку важно помнить,
что эти эмоции могут, с одной стороны,
овладеть им самим, а, с другой стороны,
управлять поведением и отношением
партнера по общению.

При
обнаружении у себя барьеров отрицательных
эмоций необходимо немедленно принять
меры для их преодоления. К примеру, можно
сделать десять коротких, энергичных
вдохов и десять продолжительных плавных
выдохов, попеременно напрягать и
расслаблять мышцы рук, ног, спины, груди,
живота и т.п.

В
случае переживания негативных эмоций
партнером по общению необходимо
руководствоваться следующими правилами.

  1. В
    горе человеку часто хочется побыть в
    одиночестве, утешения окружающих в
    этот момент могут вызывать раздражение.

  2. С
    возбужденным, взволнованным, спешащим
    куда-либо человеком, не имеет смысла
    говорить о делах.

  3. Если
    поддаться влиянию эмоций собеседника,
    можно утерять смысл сообщения. Любое
    эмоциональное возбуждение затрудняет
    понимание других людей.

  4. Если
    у партнера устойчиво плохое настроение
    и его не удается изменить, лучше найти
    способ перенести встречу.

studfile.net

Барьеры коммуникации

Понятие барьеров коммуникации

Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации.

Люди являются элементами коммуникации, они сложные и чувствительные «получатели» информации, имеющие желания и чувства, жизненный опыт. Информация, которую они получают, способна вызывать разнообразную внутреннюю реакцию, усиливающую, искажающую или полностью блокирующую посланную им информацию.

Правильное восприятие информации по большему счёту зависит от коммуникативных барьеров, которые могут присутствовать либо отсутствовать. Если барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл, а в некоторых случаях получатель и вообще ей не получает. Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения.

Классификация барьеров коммуникации

Первый общий принцип коммуникации гласит, что невозможно достигать эффективное общение по причине барьера субъективной интерпретации смысла информации. Этот барьер появляется по той причине, что все полученные сообщения проходят сквозь личный опыт партнера по общению, его образования, происхождения, знаний, склонностей, предубеждений, надежд, страхов, симпатий и антипатий, желаний и ожиданий в тот момент, когда происходила передача информации. В итоге человеком слышится не то, что сказали, а то, что, как ему кажется, было сказано. Человек, который пытался донести информацию, верит, что если он хорошо представляет, о чём он хочет сказать, и передает это другим, то его слова будут поняты адресатом с тем же смыслом, который он в них вкладывал. Для того, чтобы разрушить этот барьер, необходимо постоянное уточнять то, как другой человек понял смысл сказанного.

Второй общий принцип коммуникаций гласит, что барьером коммуникации часто выступает психологический феномен восприятия самого коммуникатора и отношения к нему. Если коммуникатор вызывает чувство недоверия или неприязни, то оно транслируется и на информацию, которую он сообщает. В этом случае, информация не будет восприниматься как значимая. Авторитет коммуникатора в глазах партнёра играет важную роль для возникновения барьера. Если авторитет высокий, то преград на пути к успешной коммуникации и усвоению информации будет меньше, и наоборот, низкий авт

zaochnik.com

Барьеры общения в психологии

Определение 1

Барьеры в общении – это трудности психологического характера, появляющиеся во время общения, которые служат причиной конфликтов и мешают взаимопониманию собеседников.

Барьеры бывают связаны с характером людей, их устремлениями и взглядами, манерами общения и индивидуальными речевыми особенностями.
Если взять в качестве основы структуру общения, тогда можно классифицировать барьеры таким образом:

Барьеры понимания и восприятия

  • Эстетический барьер – когда складывается неблагоприятное внешнее впечатление;
  • Социальный барьер – при заметных различиях в социальном статусе;
  • барьер негативных эмоций – пробуждает в человеке чувства: страха, раздражения, гнева, страдания, обиды, стыда и вины, горечи, брезгливости, презрения или отвращения;
  • барьер стереотипов – срабатывают установки или ранее сформированные негативные мыслеформы по отношению к личности, организации или группе;
  • барьер самозащиты – проявляется если человек твердо уверен в себе, но у него появляются комплексы, тогда он выстраивает общение с позиции обороны.

Барьеры взаимодействия

  • барьер разных стилей общения;
  • этический барьер – когда проявляется нравственная несовместимость собеседников;
  • мотивационный барьер – актуален при различных мотивах вступления в контакт;
  • барьер техники и различных навыков общения;
  • барьер несовместимости характера.

Барьер коммуникации

  • некомпетентность;
  • барьер в стилистике речи;
  • барьер невнимательного слушания.

Приведем подробные характеристики основных барьеров

Барьер страдания – с ним встречается каждый человек. Обычно физические и душевные переживания так приковывают к себе мысли и эмоции человека, что в этот момент нельзя рассчитывать на внимание с его стороны и участие.

Барьер, созданный страданием и горем, изменяет адекватное восприятие окружающих. Бывает так, что чужая радость вызывает боль и зависть или наоборот, появляется альтруизм в поступках человека для того чтобы заглушить чувство вины перед кем-нибудь. Зачастую страдание ведёт к агрессивности человека. Встретив в общении этот барьер, нужно отнестись с пониманием к нему, лучше всего оставить, хотя бы на время, человека в покое.

Барьер гнева считается одним из самых сложных. Он появляется от обиды, грубости, неудовлетворенности или несправедливости. Здесь человек, чаще всего, «зацикливается» на причине своего негодования, он о другом не хочет и не может говорить. Общение с ним затруднено, потому что до него сложно «достучаться», так как попытка установить контакт вызывает новые негативные эмоции.

Барьер отвращения и брезгливости, связан с психическими и физиологическими особенностями поведения – это неприятные манеры, отталкивающие привычки, нарушение правил индивидуальной гигиены, нарушение границ «зоны комфорта» в общении.

Барьер презрения – является следствием предрассудков, например национальных или расовых, а также профессиональных. Если в обществе человека упрекают за то, что от него никак не зависит, тогда он проявляет презрение.

Барьер страха является самым труднопреодолимым в общении. Социальный человек часто боится провалить порученное дело, не выполнить производственного плана или не сдать экзамен, он переживает за здоровье или благополучие близких людей и т.д. Эти страхи создают напряжения в психике и в поведении человека.

Барьер стыда и собственной вины. Он известен каждому. Когда лицо наливается смущением, голос звучит неуверенно, трудно даже поднять голову и взглянуть в глаза своему собеседнику. Стыд рождается как чувство неуместности происходящего, а также неловкости за себя или другого, как ощущение, связанное с эмоциями вины. Стыд обычно овладевает человеком при критике или при неожиданной похвале.

Барьер настроения. Он может быть разного уровня тяжести. От простого – проснулся в плохом настроении и до глубокой депрессии. Основными причинами этого являются межличностные конфликты в отношениях, ссоры, нежелание идти навстречу другому человеку, а также застарелые обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания или обманутые надежды. Таких примеров очень много и они встречаются очень часто.

spravochnick.ru

Психологический барьер — это… Понятие, определение, причины появления и советы психологов

Психологический барьер – это состояние, при котором человек не может реализовать свои потребности в полной мере. С этим понятием приходится постоянно сталкиваться, поскольку жизнедеятельность индивида предполагает общение с окружающими. С одними людьми складываются непринужденные, легкие отношения. Взаимодействие с другой категорией окружающих дается с трудом (например, начальник – подчиненный, учитель – ученик, родитель — ребенок). В этой ситуации приходится искать разумные компромиссы, чтобы и мотивировать себя на дальнейшее общение. Как справиться со своими эмоциями и преодолеть внутренние препятствия, решили подсказать психологи.

Эмоциональный барьер

Что такое психологический барьер?

Психологический барьер – это специфическое состояние индивида, которое мешает ему осуществить свои планы и занять активную позицию. Каждый человек сталкивается в жизни с подобной ситуацией, поскольку создает ее сам на подсознательном уровне. Невозможность переступить через себя, четко озвучить свои желания или отстоять свою точку зрения считается нормальным состоянием в том случае, если это случается крайне редко. Не всегда приходится иметь дело с адекватными людьми, да и обстоятельства бывают разные. Но постоянный страх перед общением, боязнь вступить во взаимодействие с другим человеком (задать вопрос, что-либо прокомментировать и т. д.) является огромной проблемой. Это говорит о том, что индивид находится в постоянном стрессе, он скован, ограничен в своих действиях и рассуждениях. В этой ситуации рекомендуется срочно искать причину такого состояния.

Типы субъектов общения

Психологические барьеры взаимодействия возникают в результате разницы в темпераментах людей. При встрече двух личностей с различными типами нервной системы, реакцией на окружающую среду и манерой воспитания, обязательно возникнет неописуемая преграда, которая навредит их общению. Психологи рекомендуют разобраться, к какому типу относится сам человек и его собеседник. Это определение поможет правильно выстроить дальнейший диалог или принять решение о прекращении общения.

Преодоление барьера

Доминантный тип

Этот индивид сам инициирует общение, не задумываясь о его целесообразности. Человек гордится тем, что сам начинает разговор, не дает возможности высказаться другим, подавляет своим напором активность партнеров. Диалог сопровождается повышением голоса, постоянным перебиванием, многократными повторениями информации. Психологические барьеры общения в системе начальник – подчиненный зачастую возникают именно в этих случаях, поскольку босс априори является доминантным субъектом для своего сотрудника. В общении с таким человеком рекомендуется придерживаться спокойствия, лояльно отстаивая свою точку зрения.

Ведомый тип

Этот субъект является полной противоположностью доминантного. Он редко первым вступает в разговор, боится высказывать свою точку зрения, идет на уступки, никогда не перебивает собеседника. Если случайно что-то пошло в разговоре не так, ведомый тип очень переживает эту ситуацию, старается извиниться, уступить, долго мучается угрызениями совести. С такими людьми необходимо быть деликатными, стимулировать его возможность к демонстрации собственной точки зрения.

Мобильный тип

Данный человек становится инициатором любого разговора, задает темп общения, постоянно высказывая свою точку зрения и перебивая собеседника. Он легко переключается с одной темы на другую, с трудом концентрирует свое внимание на чем-то одном. Поэтому с мобильным субъектом не стоит долго обсуждать серьезные темы и требовать от него тщательного анализа сути разговора.

Регидный тип

Этот тип личности отличается медлительностью и недоверчивостью. Он вступает в разговор только тогда, когда присмотрится и оценит своего собеседника. Данный тип неторопливо и подробно формулирует свои мысли, не дает себя перебивать и вставлять комментарии. Общаясь с ним, рекомендуется избегать поспешности и невнимательности. Людям с более активным темпераментом данное общение дается с трудом, поэтому для преодоления психологического барьера необходимо предварительно выработать тактику взаимодействия (если это взаимодействие является важным).

Социально-психологический барьер

Экстравертированный тип

Человек этого типа является наиболее подходящим собеседником, поскольку он подстраивается под партнера. Данный тип задает тему для разговора, тактично выражает свою точку зрения, не перебивает своего визави, уважает его, проявляет искреннюю симпатию. Общаться с ним легко, поскольку разговор сразу обретает положительный вектор.

Интровертированный тип

Этот субъект тяжело идет на контакт, слишком застенчив и не расположен к озвучиванию своих мыслей. Он избегает внешних диалогов и настроен на аутообщение. Диалог с ним возможен исключительно в режиме тет-а-тет, только так предоставляется возможность его разговорить. Если планируется интенсивное общение с таким человеком, вводить его в разговор с большим количеством людей следует постепенно.

Психологические препятствия

Психологические барьеры в деятельности

Психологический барьер – это препятствия в общении, которые возникают вследствие взаимодействия людей с разными темпераментами и взглядами на жизнь. Каждый имеет свое субъективное мнение, относительно тех или иных событий в жизни. Но не всегда взгляды совпадают, и это является принципиальным препятствием для установления контакта. Основными видами психологических барьеров являются:

  • Эстетические. Они возникают в ситуации, когда человека не устраивает вид его собеседника. Раздражает его прическа, стиль одежды, манера общения, жесты, мимика и т. д.
  • Интеллектуальные. Данные препятствия сопровождают общение двух людей с разными типами темпераментов. Например, оптимист и пессимист вряд ли найдут точки соприкосновения в разговоре, поскольку каждый из них воспринимает ситуацию по-своему. Барьером может стать уровень компетентности, когда одного человека раздражает отсутствие уровня осведомленности в том или ином вопросе. Огромную роль играет также уровень духовного развития, поскольку у каждого их собеседников по-разному расставлены жизненные приоритеты.
  • Мотивационные. Мотивационный барьер – это разные цели и стремления собеседников. Простой лаборант, лишенный здоровых амбиций и работающий ради скромной зарплаты вряд ли поймет изобретателя, который стремится к открытиям, являющимся смыслом всей его жизни.
  • Моральные. Люди, воспитанные в разных социальных условиях, традиции и взгляды которых кардинально отличаются, не смогут быстро найти общий язык. Психологический барьер в деятельности людей также может возникнуть из-за разницы в религиозных убеждениях.
  • Установочные. Данное препятствие возникает у человека, который априори отрицательно настроен на своего собеседника. Это может сложиться в результате негативного опыта общения или на основе отзывов о нем других людей. Даже самая правдивая и достоверная информация из уст оппонента воспринимается негативно, с подтекстом внутреннего протеста.
  • Отрицательные эмоции. Причинами психологического барьера могут стать: плохое физическое самочувствие, скверное настроение, нервозность, обида, гнев и т. д.

Коммуникативные барьеры

Коммуникативный барьер

Если между партнерами отсутствует соответствие словарного запаса, возникают коммуникативные барьеры. Психологический барьер будет присутствовать в результате диалога иностранцев, поскольку связан со сложностями перевода. Основными видами коммуникативных препятствий также являются:

  1. Сематические. Барьер возникает в результате разного восприятия собеседниками одного и того же понятия. Осложнения возникают, когда происходит соприкосновение микрокультур с использованием жаргонов и сленгов, понятных исключительно для их носителей. Люди не достаточно четко выражают свою позицию, это приводит к неправильному восприятию информации собеседником. Возникают недоразумения, при которых каждый из партнеров придерживается своей правды и больше не желает общаться в прежнем режиме.
  2. Логические. Барьер возникает из-за неумения человека озвучить свои мысли четко и внятно. Перепрыгивание с темы на тему, непоследовательность в повествовании и соединение отрицательных по смыслу терминов часто приводит к нарушению причинно-следственной связи диалога. Собеседник попросту не понимает, что именно ему пытался донести его визави. Он делает свои выводы, которые оказываются ошибочными, и выходит подмена понятий.
  3. Фонетические. Психологический барьер – это плохо поставленная техника речи у повествующего. Человек не выговаривает буквы, заикается, невнятно или слишком тихо говорит, «проглатывает» слова или слоги, очень быстро разговаривает и т. д. Это очень затрудняет восприятие информации и становится препятствием к общению.

Перцептивный барьер

Очень часто препятствием в общении становится социальный статус собеседников. Люди разных слоев общества редко адекватно воспринимают друг друга, поскольку возможности каждого из них кардинально отличаются. В этом случае, речь идет о социально-психологическом барьере, преодолеть который бывает крайне сложно или практически невозможно. Находящийся на самой высшей ступени социальной лестницы человек считает ниже своего достоинства общаться с простым заурядным неудачником по жизни. Он предвзято и с раздражением относится к низшему по статусу и не скрывает своего пренебрежения. А тот, в свою очередь, старается ни в коей мере не подвергать действия и решения своего «кумира» сомнению, забывая о чувстве собственного достоинства и понижая свою самооценку.

Проблемы в отношениях начальник-подчиненный

Очень часто возникают психологические барьеры общения в системе начальник-подчиненный. Эта проблема весьма актуальна для современной жизни, поскольку именно от правильного управления зависит оптимизация социально-психологической атмосферы в коллективе. А это значительно влияет на возможность реализации целей производства или предприятия. В задачи руководителя входит решение управленческих задач и возможности для самоусовершенствования и достижения успехов его сотрудников. Начальник должен построить отношения так, чтобы подчиненный понимал, что хочет от него босс, и принимал его позицию. Конфликтные ситуации возникают в процессе выдачи распорядительной информации, которая не всегда подается в надлежащем виде. Начальник может злоупотреблять своей властью и применять чрезмерно строгие меры.

Барьер начальник-подчиненный

Психологические барьеры начальник-подчиненный становятся основным препятствием для качественного выполнения работ наемным сотрудником. Когда человек ощущает на себе чрезмерное давление, предвзятое отношение и демонстративное игнорирование его интересов, его производительность резко снижается. Подчиненный находится в постоянном стрессе, что отражается не только на его показателях в работе, но и на состоянии здоровья. Очень часто нездоровые отношения в коллективе становятся причиной и личных трагедий и банкротства целых предприятий.

Как преодолеть барьер?

Как преодолеть психологический барьер

Психологи советуют, как преодолеть психологический барьер в любых отношениях. Для этого необходимо:

  • Не бояться задавать вопросы, переспрашивать, уточнять. Получить верную информацию – это первых шаг к гармоничному взаимодействию в любых аспектах.
  • Стараться общаться «на одном языке» с собеседником, применяя его привычные выражения.
  • Если в процессе разговора возникло напряжение, следует перейти в разряд «пассивного слушателя», это поможет диалогу выйти на более спокойный уровень.
  • Уметь уважать точку зрения собеседника, научиться сопереживать, снисходительно относиться к его недостаткам.
  • Не ожидать от собеседника блестящих результатов, чтобы потом не разочароваться. Следует помнить, что разговоры могут кардинально отличаться от реальных возможностей.
  • При получении информации следует делать разграничения между эмоциями и фактами. Только так можно добиться объективного понимания происходящего.
  • Всегда соблюдать субординацию, не позволять себе фамильярности, построить диалог «на равных».

Достаточно следовать некоторым правилам общения, чтобы навсегда забыть о внутренних барьерах. Для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства, искренне уважать собеседника и никогда не накалять эмоциональную обстановку при общении.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о