Инструкция: Отвечайте «да» если вы согласны с утверждением, и «нет» — если не согласны. Старайтесь долго над вопросами не раздумывать. Вопросы: 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. 5. Я не всегда получаю то, что мне положено. 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. 7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это почувствовать. 8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. 9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. 10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. 12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. 13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. 14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. 15. Я часто бываю не согласен с людьми. 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим. 20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор. 22. Я думаю, что многие люди не любят меня. 23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на Драку. 26. Я не способен на грубые шутки. 27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнава-лись. 29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. 31. Я требую, чтобы люди уважали мои права. 32. Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей. 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. 34. От злости я иногда бываю мрачен. 35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания. 37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть. 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям. 41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. 43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием. 44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. 45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам». 46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю. 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться. 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить. 52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня. 53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. 54. Неудачи огорчают меня. 55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. 56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. 59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. 60. Я ругаюсь со злости. 61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. 62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее. 63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком. 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. 65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. 66. Я не умею поставить человека на место, даже если он этого 67. Я часто думаю, что жил неправильно. 68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 69. Я не раздражаюсь из-за мелочей. 70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. 71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. 72. В последнее время я стал занудой. 73. В споре я часто повышаю голос. - 74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:
5. Обида: «да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;
6. Подозрительность: «да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» — № 65,70. 7. Вербальная агрессия: «да» — № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73; «нет» — № 39, 74, 75. 8. Угрызения совести, чувство вины: «да» — № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозри-тельность — индекс враждебности; враждебность — общая негативная, недовер-чивая позиция по отношению к окружающим; агрессия — активные внешние ре-акции агрессии по отношению к конкретным лицам. Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: 1. Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы про-тив другого лица.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угро-зы). 8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им уг-рызения совести. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1 , 3 , 7 . Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21 плюс- минус 4 , а враждебности – 6,5-7 плюс- минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия , как акт поведения, могут быть поняты в кон-тексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы лич-ности. По этому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупно-сти с другими методиками : личностными тестами психологических состоя-ний (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д. Фамилия _______________________________
Шкала 1 суммарное количество баллов ________
Дополнительная информация: ________________________________
|
Опросник Басса-Дарки (диагностика состояния агрессии)
Опросник Басса-Дарки (диагностика состояния агрессии)
Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Назначение теста:
- Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
- Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
- вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
- вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос
- Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
- Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
- Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
- Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
- Не всегда получаю то, что мне положено.
- Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
- Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
- Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
- Мне кажется, что я не способен ударить человека.
- Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
- Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
- Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
- Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
- Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
- Часто бываю не согласен с людьми.
- Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
- Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
- В раздражении хлопаю дверьми.
- Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
- Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
- Меня немного огорчает моя судьба.
- Думаю, что многие люди не любят меня.
- Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
- Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
- Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
- Я не способен на грубые шутки.
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
- Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
- Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
- Довольно многие завидуют мне.
- Требую, чтобы люди уважали мои права.
- Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
- Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
- От злости иногда бываю мрачным.
- Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
- Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
- Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
- Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
- Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
- Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
- Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
- Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
- Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
- Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
- Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
- Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
- Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
- С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
- Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
- Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
- Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
- Когда кричат на меня, кричу в ответ.
- Неудачи огорчают меня.
- Дерусь не реже и не чаще других.
- Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
- Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
- Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
- Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
- Ругаюсь только от злости.
- Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
- Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
- Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
- Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
- У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
- Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
- Часто думаю, что живу неправильно.
- Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
- Не огорчаюсь из-за мелочей.
- Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
- Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
- В последнее время я стал занудой.
- В споре часто повышаю голос.
- Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
- Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
1. Физическая агрессия (k=11): | |
«да» = 1, «нет» = 0 | вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 |
«нет» = 1, «да» = 0 | вопросы: 9, 7 |
2. Вербальная агрессия(k=8): | |
«да» = 1, «нет» = 0 | вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 |
«нет» = 1, «да» = 0 | вопросы: 33, 66, 74, 75 |
3. Косвенная агрессия (k=13): | |
«да» = 1, «нет» = 0 | вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 |
«нет» = 1, «да» = 0 | вопросы: 26, 49 |
4. Негативизм (k=20): | |
«да»= 1, «нет» = 0 | вопросы: 4,12,20,28, |
«нет» = 1, «да» = 0 | вопросы: 36 |
5. Раздражение (k=9): | |
«да»= 1, «нет» = 0 | вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 |
«нет» = 1, «да» = 0 | вопросы: 11, 35, 69 |
6. Подозрительность (k=11): | |
«да»= 1, «нет» = 0 | вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 |
«нет» = 1, «да» = 0 | вопросы: 33, 66, 74, 75 |
7. Обида (k=13): | |
«да»= 1, «нет» = 0 | вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58 |
8. Чувство вины (k=11): | |
«да»= 1, «нет» = 0 | вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67 |
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опрос-ником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д. Источники:
- Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.80-84;
- http://testoteka.narod.ru/lichn/1/37.html
Следующее Предыдущее Главная страница
Подписаться на: Комментарии к сообщению ( Atom )
ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛИМОРФИЗМА ПРОМОТОРА ГЕНА МОНОАМИНОАМИНОКСИДАЗЫ-А (MAOA-UVNTR) И ИХ СВЯЗИ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ У ДЕТЕЙ УКРАИНЫ
. 2022 дек; 27:385-401. doi: 10.33145/2304-8336-2022-27-385-401.[Статья в Английский, Украинский]
Позныш В А 1 , Вдовенко В Ю 1 , Колпаков И.Е. 1 , Абраменко И.В. 1 , А А Чумак 1
принадлежность
- 1 Государственное учреждение «Национальный научный центр радиационной медицины» Национальной академии медицинских наук Украины, ул. Юрия Ильенко, 53, г. Киев, 04050, Украина.
- PMID: 36582103
- DOI: 10. 33145/2304-8336-2022-27-385-401
[Статья в Английский, Украинский]
В.А. Позныш и др. Пробл Радиак Мед Радиобиол. 2022 Декабрь
. 2022 дек; 27:385-401. doi: 10.33145/2304-8336-2022-27-385-401.Авторы
Позныш В А 1 , Вдовенко В Ю 1 , Колпаков И.Е. 1 , Абраменко И.В. 1 , А А Чумак 1
принадлежность
- 1 Государственное учреждение «Национальный исследовательский центр радиационной медицины» Национальной академии медицинских наук Украины, ул. Юрия Ильенко, 53, г. Киев, 04050, Украина.
- PMID: 36582103
- DOI: 10.33145/2304-8336-2022-27-385-401
Агрессивные расстройства имеют умеренную наследуемость; поэтому важна идентификация генетических влияний. Сцепленный с Х-хромосомой ген МАОА, кодирующий фермент МАОА, имеет функциональный полиморфизм из 30 п.н. повторов. в промоторной области (MAOA-uVNTR), влияющей на агрессию. Стрессовые жизненные события и семейные несчастья также являются известными коррелятами расстройства поведения у детей.
Цель: исследовать интерактивное влияние полиморфизма промотора гена моноаминоксидазы-А (MAOA-uVNTR) и факторов окружающей среды на развитие агрессивного поведения.
Материалы и методы: Генотипирование полиморфизма MAOA-uVNTR проведено у 144 мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 16 лет, генотипы сгруппированы по высокой и низкой транскрипционной активности. Для общей оценки психоэмоциональной сферы детей использовали проективный метод «несуществующее животное», определяли показатели и формы агрессии по методике А. Басса и А. Дарки.
Результаты и обсуждение: Выявлены преобладающие аллельные варианты гена МАОА с 3 (S) и 4 (L) тандемными повторами. Установлено наличие тесных связей между зависимой переменной «агрессивное поведение» и переменными-предикторами: «индекс неблагополучия семьи» и «генотип МАОА-uVNTR». Доказано, что наличие в генотипе высокоактивного аллеля (L) снижает шансы развития общей агрессии, делинквентного поведения, физической агрессии, открытой агрессии, негативизма, экстернализации.
Выводы: Генотип МАОА высокоактивного аллеля (L) смягчал воздействие стрессовых жизненных событий, а низкоактивный аллель S ассоциировался с повышенной агрессией у девочек и мальчиков, переживших тяжелый стресс.
Агресивни розлады мают помирну спадковист; тому важновою т.е. идентификация генетических вплывов. Цепление с Х-хромосомой ген МАОА, що кодуие фермента МАОА, май функциональный полиморфизм повторив завдовжки 30 п.н. у промоторный дилианци (МАОА-уВНТР), который вплывает на агрессию. Стресови жыттиеви подий та родынне неблагополучия також т.е видомы корелиатамы розладу повединки у дитей. Мета: значимый интерактивный эффект полиморфизма промотора гена моноаминооксидазы-А (МАОА-уВНТР) та середовых чинников на розвиток агрессивной повединки. Материалы и методы. У 144 хлопцив та дивчат 10 до 16 богатого вику проведено генотипирование полиморфизма МАОА-уВНТР, генотипы булы згруповани за высокою та низкою транскриптою активностью. Для загальной оценки психоэмоциональной сферы дети выбрали проектную методику «неиснуюча тварина», выявленные показаниякив та форма агресии здо-рово за методику А. Басса та А. Дарки. Результаты та обсуждения. Установлено, что переважали алельни варианты рода МАОА с 3(S) и 4(L) тандемными повторами. Выявлено обнаружение тисных взаимосвязи между залежною зминною: «агресивна повединка» та предыкторными зминнимы: «индекс родынного неблагополучия» та «генотипом МАОА-уВНТР». Доведено, що присутнистсть у генотипа высокоактивного алелия (L) знажуие шансы развития загальной агресии, деликвенной повединки, физической агресии, открытой агресии, негативизму та экстернал изаций. Высновки. Генотип маоа visokoaktyvnogo aleliu (l) pom’iakshuvav vplyv stresovykh zhyttievykh podiĭ, nyz’koaktyvnyĭ alel ‘s asotsiiuvsia z pidvyshenoiu gresyvnog u.
Ключевые слова: генотип MAOA-uVNTR; агрессивное поведение; семейное несчастье; интерактивный эффект; стрессовые жизненные события.
В.А. Позныш, В.Ю. Вдовенко, И.Е. Колпаков, И.В. Абраменко, А.А. Чумак.
Похожие статьи
- Регуляторный полиморфизм гена моноаминоксидазы-А может быть связан с вариабельностью агрессии, импульсивности и серотонинергической реактивности центральной нервной системы.
Манук С.Б., Флори Дж.Д., Феррелл Р.Е., Манн Дж.Дж., Малдун М.Ф. Манук С.Б. и др. Психиатрия рез. 2000 г., 24 июля; 95 (1): 9–23. doi: 10.1016/s0165-1781(00)00162-1. Психиатрия рез. 2000. PMID: 10904119
- Исследование ассоциации полиморфизма промотора гена моноаминоксидазы-А (MAOA-uVNTR) с самооценкой тревоги и другими психопатологическими симптомами в группе подростков раннего возраста.
Voltas N, Aparicio E, Arija V, Canals J. Вольтас Н. и др. J Тревожное расстройство. 2015 апр;31:65-72. doi: 10.1016/j.janxdis.2015.02.004. Epub 2015, 21 февраля. J Тревожное расстройство. 2015. PMID: 25747527
- Ассоциации регуляторного полиморфизма промотора гена моноаминоксидазы-А (MAOA-uVNTR) с симптомами депрессии и качеством сна.
Брамметт Б.Х., Кристал А.Д., Зиглер И.К., Кун К., Сурвит Р.С., Цюхнер С., Эшли-Кох А., Бэрфут Д.К., Уильямс Р.Б. Браммет Б.Х. и соавт. Психозом Мед. 2007 июнь; 69(5):396-401. doi: 10.1097/PSY.0b013e31806d040b. Психозом Мед. 2007. PMID: 17585061 Бесплатная статья ЧВК.
- Судебно-медицинское использование поведенческой генетики в уголовном судопроизводстве: Дело генотипа MAOA-L.
МакСвигган С., Элгер Б., Аппельбаум П.С. МакСвигган С. и др. Международная юридическая психиатрия. 2017 янв-февраль;50:17-23. doi: 10.1016/j.ijlp.2016.09.005. Epub 2016 4 ноября. Международная юридическая психиатрия. 2017. PMID: 27823806 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Катехоламины и агрессия: роль полиморфизмов СОМТ и МАО.
Волавка Дж., Билдер Р., Нолан К. Волавка Дж. и др. Энн Н.Ю. Академия наук. 2004 декабрь; 1036: 393-8. doi: 10.1196/annals.1330.023. Энн Н.Ю. Академия наук. 2004. PMID: 15817751 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
вещества
Особенности социального функционирования больных постшизофренической депрессией
Реферат
Цель исследования – определить нарушения социального функционирования, характерные для больных ПШГ. Методы исследования: Психодиагностическое обследование больных включало: шкалу HADS/HARS для изучения психоэмоциональных особенностей больных постшизофренической депрессией; Опросник Басса-Дарки. Для изучения социально-психологических особенностей использовались: опросник волевой саморегуляции – ВСК (Зверьков А.Г., Эйдеман Е.В.), опросник суицидального риска (в модификации Т.Н. Разуваевой). Когнитивную сферу оценивали по методике «10 слов» А.Р. Лурия (1995), «Проверочный тест» Б. Бердона (1995) и метод пиктограмм. Изучение качества жизни больных проводили по методике Mezzich, Coher, Ruipezer, Liu & Yoon, 1999. Статистическую обработку полученных данных и построение диаграмм осуществляли с использованием программ Excel и статистического пакета «Statistica 7.0. для Windows», а также с использованием t-критерия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни, j-критерия Фишера, с2-критерия Пирсона. При оценке синхронности, комбинации изменений двух переменных или для оценки сходства двух шкальных профилей градационные коэффициенты корреляции рассчитывали по Спирмену, а линейные — по Пирсону. Во всех случаях сравнений определялась вероятность «р» расхождений. Их считали статистически значимыми при p<0,05. Результаты. В рамках исследования были изучены данные о социальном функционировании больных ПСД. Средние баллы по шкалам опросника волевого самоконтроля были низкими (Г1 – 6,5 балла, Г2 – 6,8 балла). Показатели качества жизни полностью находились в диапазоне средних значений. Около половины мужчин и женщин с ПСД имели постельный или очень плохой уровень адаптации (Г1 – 67,65 %; Г2 – 46,58 %), при этом женщины были достоверно менее адаптированы по сравнению с мужчинами (р≤0,05). ). По оценке исследуемых, уровень переживаемой социальной поддержки был низким, по крайней мере, показатели, связанные с фактором «социальная поддержка со стороны «важных других» (G1 – 0,9точки; G2 – 0,6 балла). У мужчин и женщин с ПСД определялся высокий риск реализации аутоагрессивных тенденций. У мужчин с ППР риск суицидального поведения чаще всего был связан с такими факторами, как «социальный пессимизм» (5,9 балла), «неспособность» (5,6 балла), «временная перспектива» (5,5 балла), « привязанность» (5,2 балла).