Базовые социальные ценности: Базовые ценности общества

В. М. Сидоркина. Социальные ценности в региональном измерении

В. М. СИДОРКИНА

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ1

СИДОРКИНА Валентина Михайловна, доцент кафедры социологии Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.

Ключевые слова: ценности, базовые ценности, ценностные ориентации, динамика социальных ценностей, региональные особенности

Key words: valuables, basic valuables, axiological orientations, social valuables dynamics, regional peculiarities

В общесоциологическом смысле понятие «социальная ценность» характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые и полезные для его существования и развития.

Ценности — это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека или общества2. Таким образом, человек, познавая эти объекты, формирует и свое отношение к ним, делая их важными или неважными для себя. В этом проявляется двойственная природа ценностей, с одной стороны, содержащих в себе те или иные свойства, с другой — субъективную оценку этих свойств, с точки зрения отдельных индивидов или групп людей. То, что ценно для одних, может быть вовсе не важным или ненужным для других.

Ценности многообразны. Они имеют определенную иерархию в общественном и индивидуальном сознании. Существует множество типологий ценностей, насчитывающих не один десяток классификаций (подлинные и мнимые, гражданские, обыденные и религиозные и др.). Особое место в социологической типологии ценностей занимают базовые, или традиционные. «Под традиционными ценностями понимаются разновидности ценностей, в которых отселектирован, передан и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем, авторитетном в культуре»3. Эти ценности наиболее устойчивы в течение длительного времени и медленно поддаются изменениям в периоды радикальных преобразований. Несмотря на то, что набор базовых ценностей различен, в него чаще всего включают семью, работу, здоровье, материальный достаток и др. Совокупность ценностей, в первую очередь базовых, определяет ценностные ориентации личности.

Для общества всегда было важно достижение гармонии ценностных ориентаций. В современном российском социуме эта проблема актуализируется, формирует устойчивый интерес к ее изучению. Проведенный в августе — сентябре 2011 г. социологический опрос «Резервы гармонизации социальных отношений финно-угорских регионов» включал и блок вопросов о социальных ценностях4. Базовые ценности стабильно лидируют в рейтинге предпочтений. Абсолютным лидером является здоровье (от 70 до 90 % в зависимости от пола, возраста и места проживания). Помимо бесспорной значимости этого фактора в жизнедеятельности человека, следует учитывать рост индивидуализма в менталитете российского населения, понимание, что главным условием собственного благополучия и выживания остается сам индивид. Сказываются также снижение доступности и качества медицинского обслуживания, пропаганда здорового образа жизни и факторов долголетия и др.

При общей высокой значимости традиционные ценности имеют существенные различия в предпочтениях гендер-ных, возрастных и территориальных групп и общностей. Так, ценность семьи отметило около 70,0 % опрошенных. Но женщины ставят ее выше, чем мужчины (в Удмуртии: мужчины — 58,3 %, женщины — 69,8 %; в Республике Марий Эл — 54,3 и 82,1 %, в Республике Мордовия — 77,9 и 81,8 % соответственно). В то же время ценность друзей выше для мужчин (44,5 %), чем для женщин (33,0 %). Это диссонирует с широко распространенным мнением, что в современной ситуации меркантильные и физиологические потребности вытеснили духовные. Значимость человеческой солидарности, бескорыстия, открытости для мужчин продолжает оставаться высокой, особенно в возрастной группе до 30 лет. В целом иерархия базовых ценностей у мужчин по степени убывания выглядит следующим образом: здоровье, семья, безопасность, друзья, деньги, работа. У женщин она почти такая же, только работа заняла четвертое место, а друзья — шестое.

Работа и досуг — основные элементы индивидуального и общественного времени. Работа представляет собой форму реализации творческого потенциала личности, источник доходов, позволяющий удовлетворять большую часть социальных потребностей и т. п. Свободное время предназначено для отдыха, сопряжено с получением удовольствий, развлечениями. Очевидна высокая значимость обоих видов деятельности. В западной, особенно американской, социологии уже более полувека исследователи отмечают, что ценность свободного времени, досуга имеет тенденцию к росту, а некоторые, например, Р. Дьюбин, утверждают, что она превысила ценность работы5.

В российском обществе этот феномен отсутствует. Если работа входит в шестерку наиболее важных ценностей (из 20 предложенных респондентам), то свободное время, развлечения и удовольствия к ним не относятся, более того, они завершают рейтинговую таблицу. Наиболее важными их назвали 3,1 и 1,9 % соответственно. Свободное время более значимо для сельских жителей, а развлечения и удовольствия — для горожан. Это явление объясняется рядом причин, начиная с особенностей ментальности советского времени, где работа была главнейшей ценностью, а удовольствие, развлечение, досуг ассоциировались с праздностью, неразвитостью (особенно на селе) развлекательной инфраструктуры. Интересно, что респонденты, видимо, не связывают просмотр телевизионных программ с понятиями досуга, развлечения, уделяя этому (судя по рейтингам телеканалов) много времени. Возможно также, что этот вид досуговой деятельности является не отдельным, а одновременным с другими, служит звуковым и видеофоном при занятии домашними делами. Результаты опроса подтверждаются и другими данными. Итоги социологического исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2009 г., показывают, что «второсортность свободного времени и досуга по отношению к работе — устойчивый стереотип российского общественного сознания. Во всяком случае, и 15 лет назад доля людей, полагающих, что „самое важное — это работа, а досуг нужен для того, чтобы восстановить силы для нее», был вдвое больше доли тех, для кого самым важным было „то, чем человек занимается в свободное время»»6.

Роль конфессиональных институтов в жизни государства и общества становится более очевидной. Однако религиозные ценности в общей иерархии вошли в число наименее востребованных наряду с властью и творчеством. Их отметили в качестве приоритетных лишь 3,0 % опрошенных. Заметно выше их рейтинг только в Мордовии (10,5 %). Возможно, это связано с более активной деятельностью церкви, масштабным (выше, чем в соседних финно-угорских республиках) восстановлением и строительством храмов, политикой республиканских органов государственной власти, способствующих деятельности церкви. Интересным представляется и тот факт, что в трех возрастных группах респондентов республики (до 30 лет, 30—49 и свыше 50 лет) рейтинг ценностей вероисповедания равнозначен, что опровергает устойчивое мнение о преимущественно пожилом возрасте верующих. Нравственные ценности — доброта (20,0 %), уважение окружающих (15,4 %), социальная справедливость (19,3 %) — условно можно отнести к срединному блоку приоритетов, уступающему в популярности только базовым.

Таким образом, можно констатировать, что в целом проведенный опрос подтвердил иерархию и динамику социальных ценностей современного общества, выявленную на общероссийском и региональном уровнях исследовательского поля. Отдельные отклонения вполне объяснимы с точки зрения территориальных особенностей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 11-03-1801е) «Резервы гармонизации социальных отношений в финно-угорских регионах» (социологическая экспедиция).

2 См.: Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 512.

3 Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социс. 2006. № 9. С. 95.

4 N = 801. Выборка репрезентативная, квотная, территориальная. Респондентам предлагалось выбрать не более 5 позиций в представленном списке.

5 См.: Большой толковый социологический словарь. М., 1999. Т. 1. С. 194—195.

6 Российская повседневность в условиях кризиса: моногр. / Ин-т социологии РАН; ред.: М.К. Горшков, Р. Крумм, Н.Е. Тихонова. М.: Альфа-М, 2009. С 105.

Поступила 03.10.11.

Социальные ценности

Социальные ценности — это набор ценностей, признанных частью социального поведения, ожидаемого от людей, входящих в сообщество.

Социальные ценности — это классификация ценностей в целом, понимаемая как представление качеств и добродетелей, которыми обладает и которые представляют человека, факт или объект.

Например, когда в группе друзей практикуется уважение, известно, что между ними не будет обид или жестокого обращения, кроме разногласий по той или иной причине. Это стало возможным благодаря тому, что дружба стоит выше любых недоразумений или споров.

Важность социальных ценностей заключается в том, что они укрепляют человеческие отношения, поэтому признается необходимость претворения в жизнь уважения, дружбы, справедливости, свободы, любви, честности, терпимости и других ценностей с целью обеспечения лучшего будущего.

Важно подчеркнуть, что социальные ценности могут корректироваться или перестраиваться с течением времени и по мере изменения потребностей общества и отдельных лиц.

Следовательно, не существует строгого порядка того, какие социальные ценности являются наиболее важными. Сегодня это может быть уважение, но в будущем это может быть свобода.

Следовательно, социальные ценности считаются трансцендентными, поскольку они участвуют в индивидуальных или социальных действиях людей, направленных на улучшение условий жизни.

Никакие социальные ценности не действуют независимо, потому что вместе они образуют цепочку ценностей, которые, повторяясь снова и снова, приводят к положительным результатам.

Примеры социальных ценностей
Существуют различные ценности, которые можно рассматривать как социальные ценности. Однако важно указать, каковы основные социальные ценности и их примеры.

Уважение
Уважение — это ценность, которую люди высоко ценят. Важно, прежде всего, уважать себя и других. Это способ признать, что все люди важны, несмотря на существующие между нами различия.

Например, внимательно прислушиваться к мнению партнера, даже если они не разделяют одних и тех же идей, является синонимом уважения.

Справедливость
Обеспечение справедливости на практике может оказаться сложной задачей, не в последнюю очередь потому, что речь идет об уважении и сбалансированной защите прав и обязанностей отдельных лиц в обществе.

Например, когда одно лицо обманывает другого, продавая транспортное средство со скрытыми механическими проблемами, это лицо должно быть наказано в соответствии с законом за причинение ущерба и введение покупателя в заблуждение.

Любовь
Любить себя как личность и любить окружающих — это ценность, которая приносит счастье и комфорт. Любить — значит уважать и принимать других такими, какие они есть, признавать их свободу мысли и действий. Это также подразумевает оказание поддержки, не прося ничего взамен.

Например, это любовь, когда мы принимаем друга таким, какой он есть, и вне любых различий, которые могут существовать между ними, поскольку мы не осуждаем его, напротив, мы помогаем ему преодолевать себя и становиться лучше с каждым днем.

Свобода
Свобода означает свободу выражать свои чувства, быть тем человеком, которого мы желаем, но не причинять вреда окружающим. Свобода быть и делать желаемое. Однако, поступая неправильно в соответствии с законом, вы можете ограничить свободу личности.

Например, люди могут свободно входить в магазин и просматривать выставку предметов, которые они могут потрогать и сравнить с другими, но они не могут свободно брать то, что хотят, не платя за их денежную стоимость. В противном случае мы совершили бы преступление и нарушили закон, наказание за которое может лишить нас свободы.

Толерантность
Толерантность означает признание того, что все мы уникальные существа с сильными и слабыми сторонами. Следовательно, различия будут существовать всегда, и важно их признавать и уметь их уважать.

Например, мнения зрителей о результатах футбольного матча могут сильно отличаться. Однако толерантный человек умеет выслушать и поделиться своим мнением, не вызывая споров и не преувеличивая своего слова перед другими.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его:

Ответы на домашние задания:

  • Cлова на букву -А в английском языке
  • Таблица умножения для тренировки, распечатать (крупный шрифт)
  • Основные этапы Великой отечественной войны: таблица по истории
  • org/Article»>Математика 7-го класса-что должен знать школьник
  • Что такое лантаноиды
  • Английские слова на букву -G с переводом
  • Хитрости для умножения
  • План фонетического разбора слова и его пример
  • Значение планетария в образовании
  • Пути развития техники и технологии
  • Изображения ALMA проливают свет на формирование звезд, планет из аккреционных дисков
  • Что такое удельная теплоемкость? примеры, химическая формула
  • Национальная политика
  • org/Article»>Что такое терпимость и уважение (и как они связаны)
  • Краткая характеристика Меркурия

Что такое социальные ценности? | Пример. Заключение. Социальные ценности в бизнесе

Социальные ценности представляют собой набор принципов, морально приемлемых для общества. Эти принципы создаются динамикой сообщества, институтами общества, традициями и культурными убеждениями людей в обществе. Законы являются руководством для людей в обществе о том, как вести себя надлежащим образом.

Социальные ценности в бизнесе

На протяжении всей жизни вы будете постоянно формировать ценности, опираясь на людей и культуру вашего общества. Ценности будут определять поведение общества. Это гарантирует сосуществование между участниками сообщества.

Ценности поставят вам границы, они укажут вам, что считается правильным и что считается неправильным в обществе, в котором вы живете. Они подскажут вам, что разрешено, что запрещено, что незаконно что желательно, что законно или что наказуемо. Единственный способ, которым вы можете эффективно функционировать, — это коллективный договор, явный или неявный, разъясняющий правила таким образом, чтобы все знали и понимали. Каждый поймет свои границы.

Вам нужны социальные ценности в бизнесе, чтобы поддерживать отношения с сотрудниками и другими предприятиями в обществе. Если ваша компания ведет бизнес таким образом, который не принимается общими социальными ценностями сообщества, то этот бизнес будет изолировать себя от своих потребителей. Не придерживаясь социальных ценностей организации, вы можете в конечном итоге разрушить свой собственный бизнес.

Правительство и законы обычно создаются для защиты социальных ценностей и обеспечения соблюдения процедуры. Судебная система и государственные институты призваны поддерживать и обеспечивать соблюдение этих социальных ценностей.

Примеры социальных ценностей

Пример 1

Финансовая компания предлагает клиентам возможность покупать акции и пенсионные аннуитеты вместе с ними. Компания использует различные методы для увеличения ценности, которую они предоставляют своим клиентам.

Пошли слухи, что эта компания занимается неэтичными методами, и общество обеспокоено возможной незаконной деятельностью, которую компания продает. Правительство создало комиссию для расследования этих нарушений. После рассмотрения дел правительство обнаружило, что компания применяет уголовные процедуры при инвестировании денег своих клиентов. Эти выводы привели к демонтажу компании и дальнейшему исчезновению, поскольку это противоречило основным социальным ценностям.

Пример 2

Винная ферма управляет гостевым домом на ферме, людям нравится тот факт, что они могут оставаться на ферме и им не нужно ехать домой после нескольких бокалов вина.

После вспышки вируса на ферме жили две интернациональные пары, которые остановились в гостевом доме и не могли улететь домой. Гостевой дом не взимал дополнительных денег с гостей. Это помогло гостю получить правильные документы, чтобы вылететь обратно в свои страны.

Гостевой дом решил, что может еще больше поддержать правительство во время этой эпидемии вируса. Они предложили накормить нуждающихся, у них есть условия. Они могли бы воспользоваться государственной помощью в доставке еды нуждающимся.

Этот гостевой дом и винная ферма оживляют свои социальные ценности, они делают все возможное, чтобы поддерживать и поддерживать общество, в котором они работают. К такой компании будут относиться с уважением, и клиенты будут рекомендовать эту компанию, потому что Компания имеет социальные ценности.

Социальные ценности Заключение

  • Социальные ценности – это совокупность морально приемлемых для общества принципов
  • Ценности определяют поведение общества, чтобы гарантировать сосуществование между его участниками.
  • Правительства и законы обычно создаются для сохранения социальных ценностей и обеспечения соблюдения процедур.
  • Вам нужны социальные ценности в бизнесе, чтобы поддерживать здоровые отношения между коллегами и между компанией и обществом.
  • Компания может придерживаться социальных ценностей общества, а может идти против этих ценностей.

Часто задаваемые вопросы

1. Что такое социальные ценности?

Социальные ценности — это набор принципов, морально приемлемых для общества. Эти ценности формируют поведение общества и гарантируют сосуществование между участниками общества.

2. Почему социальные ценности важны в бизнесе?

Социальные ценности важны в бизнесе для поддержания здоровых отношений между коллегами и между компанией и обществом.
Вам нужны эти Социальные ценности, потому что, если ваша компания ведет бизнес таким образом, который не принимается общими Социальными ценностями сообщества, тогда этот бизнес изолирует себя от своих потребителей.

3. Что такое хорошая социальная ценность?

Хорошей социальной ценностью является бизнес, который позитивно поддерживает какое-либо дело. Это означает, что бизнес может соблюдать социальные ценности общества, а может идти вразрез с ценностями общества.

4. Как социальные ценности влияют на бизнес?

Компания может иметь сильные социальные ценности, и если она соблюдает моральные нормы общества, то этот бизнес будет в хорошем положении. Люди будут поддерживать этот бизнес, потому что они знают, что, поддерживая его, они поощряют эти положительные ценности оставаться в сообществе.

5. Как выглядит социальная ценность для бизнеса или поставщика услуг?

Компания и/или поставщик, нуждающиеся в социальных ценностях, должны подумать, как они могут выразить свою благодарность за то, что у них есть. Они могут сделать это, отдавая долг сообществу, помогая в мероприятиях и сборах средств, поддерживая дело или просто жертвуя время или ресурсы, чтобы помочь другим.

Что такое социальная ценность? Определение и значение социальной ценности

Что такое социальная ценность

Социальная ценность — это более широкое понимание ценности. Он выходит за рамки использования денег в качестве основного показателя ценности, вместо этого делая упор на привлечение людей к пониманию влияния решений на их жизнь.

Мнение людей критично.

Организации всегда будут создавать хорошие и плохие впечатления, но в конечном итоге должны стремиться к созданию чистого положительного влияния в настоящем и для устойчивого будущего. Они должны измерять свое влияние и использовать это понимание для принятия лучших решений для людей

Для некоторых людей социальная ценность связана с их опытом дома или на работе. Это может быть связано с удовлетворением от времени, проведенного с семьей, или ощущением свежести после глубокого вдоха свежего воздуха во время прогулки по сельской местности.

Если вы каждый день используете проселочную дорогу для работы, она имеет социальную ценность для вас и других. Если организация затем решит строить рядом с ней или на ней, это окажет влияние на вас, если вы не сможете наслаждаться своей прогулкой на работу или добираться до нее так же легко, и если вы будете чувствовать себя менее безопасно или более напрягался из-за этого.

Все эти аспекты нашей жизни, с которыми мы сталкиваемся изо дня в день, влияют на наше общее самочувствие. На наше благополучие влияют такие вещи, как наше здоровье, наши отношения, то, что мы делаем на работе, где мы живем, наши личные финансы, наше образование и навыки, наш природный мир, экономические изменения, то, как мы управляем нашим обществом, и наше собственное понимание как мы.

Измерение социальной ценности пытается понять и зафиксировать относительную важность, которую мы придаем изменениям благополучия, с которыми мы сталкиваемся. Это помогает лучше информировать о принятии решений, чтобы увеличить положительные изменения и уменьшить отрицательные.

В Social Value UK мы предоставляем поддержку, обучение и гарантии для разработки подходов к измерению и пониманию социальной ценности, чтобы организации могли принимать более обоснованные решения для улучшения благосостояния всех материально пострадавших людей.

Бизнес может понять влияние своего выбора, а местный орган власти может оценить плюсы и минусы предложенной идеи или контракта. Становится легче оценивать различные риски и возможности.

Добавить комментарий