Метод беседы в психологии/Саморазвитие psychologypro.ru
Главная » Саморазвитие
Опубликовано
Обычный разговор “по душам” всегда считался прекрасным способом поднять настроение, рассказать о проблемах и, по возможности, получить ценный совет. В психологии метод беседы является одним из лучших способов получить информацию о клиенте. В процессе коммуникации от собеседника можно узнать важные для специалиста данные. Для этого психологи используются множество приемов, созданных специально для работы в рамках консультативной или диагностической работы.
Что собой представляет метод беседыЛюбая беседа подразумевает диалог двух людей. Когда в процессе общения, один человек выясняет проблему или личностные особенности и травмы другого человека, такое взаимодействие можно назвать методом беседы.
- возможность задать вопросам последовательность и “подтолкнуть” клиента на то, чтобы он сам пришёл к правильному ответу
- возможность проверить достоверность сказанной информации с помощью невербального языка (поза, движение частей тела, мимика).
Недостатки метода беседы:
- время, затраченное на поиск и выведение фактов на чистую воду
- отсутствие необходимой компетенции у специалистов.
Здесь важно понимать, что метод беседы не идеален. Не многим психологам удается сразу расположить к себе клиента и заставить его довериться, рассказать о сокровенном, а порой и о таких вещах, в которых самому страшно признаться.
Однако, в последние пару десятилетий представители разных направлений психологии активно используют беседу, как один из самых эффективных методов терапии.
От обычного разговора беседа в психологии отличается тем, что перед встречей с клиентом психолог тщательно готовится ко встрече:
- продумывает различные аспекты проблемы, о которой пойдет речь
- подбирает важные факты, обдумывает цели разговора,
- определяет хронологию общения и последовательность вопросов
- определяет место и обстановку, в которой будет проходить беседа (обстановка должна быть спокойной и располагающей к разговору).
В зависимости от цели, которой необходимо достичь во время терапии, беседу можно разделить на несколько видов.
- Интервью. Такой формат беседы предполагает прямой опрос собеседника. В психологии принято различать несколько видов интервью:
- свободного формата — легкое общение без привязки к деталям, но с общей программой и целью.
- стандартного формата — беседа, которая имеет четкую тактику, заранее планируется, имеет план и даже последовательность вопросов и возможных ответов респондента
- частично-стандартный формат — беседа, при которой соблюдается процесс подготовки и стратегия, но психолог выбирает более свободную тактику ведения общения.
- экспериментальная. Используется специалистами в исследовательских работах с реципиентами, знающими, что принимают участие в эксперименте. Такой метод часто помогает подтвердить или опровергнуть различные психологические гипотезы.
- Диагностическое интервью. Это самый распространенный вид беседы в практике психологов. Метод диагностики позволяет получить различные данные о свойствах личности и особенностях психики собеседника. С помощью такого типа исследования можно использовать различные тесты и опросники, позволяющие лучше увидеть картину проблемы человека в целом.
- Терапевтическая беседа. В основном, такой метод общения нужен специалистам, чтобы оказать клиенту психологическую помощь. Считается, что это один из самых сложных видов беседы. Её суть заключается не только в том, что психолог помогает человеку осознать глубинные корни проблемы, но и проработать эту проблему, восстановив при этом целостность личности. Терапевтическая беседа также может быть и краткосрочной.
- Клиническая беседа. Формат общения, при котором психолог старается получить из общения максимум информации об особенностях человека, его биографии, работе его сознания и бессознательного. Название этого формата происходит исходя из помещения, в котором происходит беседа — то есть, в клинике, во время консультации и под наблюдением специалиста.
Существует два варианта проведения беседы:
- Управляемая, во время которой психолог активно участвует в общении и устанавливает эмоциональный контакт с клиентом
- Неуправляемая. При таком формате психолог дает собеседнику высказать все накопившиеся проблемы и обиды, которые его беспокоят. Задача специалиста в этот момент не вмешиваться и слушать.
Несмотря на популярность внешнюю простоту метода, беседу стоит вести аккуратно и в соответствии с четким регламентом. Иначе простое общение рискует перерасти в допрос. Чтобы этого не произошло, специалисты придерживаются определенных требований:
- содержание беседы нужно готовить заранее
- перед любым общением между психологом и респондентом должны быть установлены доверительные отношения
- вопросы должны быть понятны клиенту
- в беседу нужно включать не только прямые вопросы, но и наводящие
- прямые и неожиданные вопросы нужно включать в беседу, чтобы проследить за реакцией клиента и сопоставить ее с ожидаемыми результатами
- любую беседу нужно записывать. Желательно, не в блокнот, а на диктофон. Чтобы детали беседы не терялись, не забывались и не искажались.
Выделяется два стиля ведения разговора:
- Рефлексивный стиль. Заключается в участии специалиста в беседе. Используется в том случае, если клиент не идет на контакт он замкнут, неразговорчив, либо имеет травмы. При беседе психолог старается использовать уточняющие вопросы, следя за реакцией клиента
- Нерефлексивный стиль. В этом формате психолог, наоборот, почти не взаимодействует с клиентом и позволяет ему самостоятельно найти ответы на тревожащие его вопросы.
При проведении метода беседы, стоит помнить и о фразах, которые за одну секунду могут разрушить всю выстроенную заранее тактику коммуникации. Такие фразы принято называть барьерами общения. Их стоит внести в “стоп-лист”, чтобы никогда не употреблять во время беседы с клиентом:
- Говорите четче, повторите ещё раз — приказ или указание
- Смотрите, не пожалейте об этом — угроза или предупреждение
- Успокойтесь и тогда я вас выслушаю — шантаж, попытка торговаться
- Вы поступили неправильно, не стоило этого делать — чтение нравоучений
- Попробуйте сделать иначе. Вам следует поступить по-другому — рекомендации
- Вы поступили глупо — осуждение, обвинение
- Вы большой молодец, вы правы — похвала и лесть
- Вы не лучше других — уничижение
- Как вы могли? Вы всё испортили — ругательство
- Теперь ясно, зачем вы это сделали — интерпретация
- Не переживайте, многие так ошибаются — успокоение
- Кто вам сказал, что так можно поступать? — допрос
- Давайте сменим тему, выбросьте это из головы — отвлечение от проблемы
Эти фразы запрещены в кругу психологов не просто так. Они способны отвлечь человека и сбить его с толку. В ответ это может вызвать раздражение, тревогу и даже попытку защититься от специалиста.
Впрочем, такая реакция возможна и при стандартном методе беседы. Всё зависит от особенностей психики человека. Задача психотерапевта — свести все негативные реакции на вопросы к минимуму.
Главное — это умение специалиста слушать.
Слушание — процесс, требующий постоянного контроля. Психологу важно обращать внимание на ответы собеседника, проявить сочувствие, а заодно ещё и зафиксировать результаты беседы. Поэтому психологи, чтобы не упустить важные детали в процессе активного слушания, используют диктофоны и записывают весь разговор.
Чтобы метод беседы успешно состоялся, психолог должен обладать важными компетенциями и свойствами личности:
- владеть приемами слушания
- уметь мыслить критически
- уметь точно считывать вербальные и невербальные сигналы собеседника
- уметь быстро и правильно формулировать вопросы
- стрессоустойчивость и способность долго вести разговор
- внимательность к настроению и состоянию собеседника.
Лишь обладая этими качествами психолог может успешно проводить метод беседы и за один раз сочетать несколько её форм и техник. А значит, быстрее и эффективнее помочь собеседнику разобраться в его проблеме.
Общее понятие о методе беседы
Текст записи:
1. Характеристика беседы
Индивидуальная беседа – диагностический метод, который позволяет установить прямой контакт с испытуемым, получить информацию о его субъективном мире, о мотивах его деятельности и поведения.
Метод беседы используется с другими методами, такими, как анкетирование, наблюдение и эксперимент. Однако в практической работе ряда ведущих психологов мира беседа использовалась как самостоятельный метод исследования (“клиническая беседа” Ж. Пиаже, “психоаналитическая беседа” 3. Фрейда). Возможности, которые предоставляет этот метод, с точки зрения глубины проникновения в существо исследуемого вопроса, до сих пор еще не полностью используются в исследованиях. В отличие от метода анкетирования этот метод используется пока сравнительно мало.
Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. В ходе беседы исследователь выявляет особенности поведения и психического состояния собеседника. Условием успеха беседы является доверие испытуемого к исследователю, создание благоприятной психологической атмосферы. Полезную информацию во время беседы дает внешнее поведение испытуемых, их мимика, жесты, интонация речи.
Целью метода беседы обычно ставится проверка и уточнение в непосредственном общении с собеседником ряда непонятных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств его личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как поведение и деятельность обусловливаются обычно не одним, а несколькими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить в общении с собеседником. Беседа позволяет мысленно моделировать любые нужные психологу ситуации. Бесспорно, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Однако субъективные состояния собеседника могут и не найти выражение в его поведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях. Успешное использование беседы как метода исследования возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения своего мнения. Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требований и надлежащих предосторожностей беседа позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или при психологическом анализе документов, информацию о событиях прошлого, настоящего или планируемого будущего. Однако во время беседы необходимо отделять личные отношения от содержания беседы.
Достоинством метода беседы является то, что она базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании вопросника. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, так как исследователь имеет возможность детально объяснить вопрос. Предполагается и большая достоверность ответов, ибо устная форма беседы, которую ведут лишь два лица, создает предпосылки того, что ответы на вопросы не будут оглашены.
Недостатком метода беседы по сравнению с вопросником является растянутость, довольно медленное накопление данных при обследованиях массового характера. Именно поэтому на практике охотнее прибегают к вопроснику, так как он обеспечивает экономию времени.
В психологии метод беседы широко распространен, хотя чаще всего он используется в комплексе методов исследования (например, для получения ориентировочных данных при социально-психологических исследованиях или психологическом обследовании и т. д.). Следует иметь в виду, что нелюбая беседа является специальным научным методом. Беседа, проводимая специалистом, отличается от обычного общения и разговора целенаправленностью, плановостью, точностью формулировок. Беседа может вестись на свободные темы и по определенной тематике, целенаправленно с соблюдением определенных правил и без правил. Различие между ними состоит в том, что целенаправленная, так называемая управляемая, беседа строится в строгом соответствии с заданными условиями, которые необходимо точно соблюдать. К таким условиям относятся, например, постановка вопросов, их очередность, продолжительность разговора. Беседа как метод получения психологом данных непосредственно от исследуемого предполагает соблюдение ряда требований и условий, а также налагает на психолога особую ответственность. Дело не только в подготовке к проведению беседы на хорошем уровне, знании сути дела, но и в умении устанавливать контакты с представителями разных социальных и возрастных групп, национальностей, верований и т. п. В неменьшей мере требуется способность классифицировать и реально оценивать факты, проникать в сущность проблемы. Поскольку беседа ведется в целях сбора определенных сведений, важно записывать ответы. Во многих исследованиях необходимо делать записи непосредственно во время беседы, что предполагает наличие предварительно подготовленных листов, схем. Однако при беседах индивидуального плана, когда у психолога просят совета по тому или иному вопросу, записи в процессе разговора делать не рекомендуется. Лучше записать ход беседы после ее окончания. И хотя в этом случае может ухудшиться точность сведений, сам факт ведения записей при интимной беседе может вызвать у исследуемого отрицательную реакцию и нежелание давать правдивые ответы. Именно этим обусловлена сложность метода беседы для психолога, который должен досконально проанализировать ответы с тем, чтобы отбросить недостоверные и несущественные, но сосредоточить внимание на фактах, которые являются в данном случае носителями нужной информации.
Получение информации в беседе основано на вербальной коммуникации исследователя и испытуемого, на прямом социальном взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Личный контакт помогает глубже понять мотивы собеседника, его позицию. Гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего контекста, а также мотивов отдельных ответов собеседника. Исследователь не просто получает информацию, как при использовании других методов, но, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в необходимое русло. Непосредственный контакт испытуемого и исследователя требует от последнего определенных качеств личности, таких как гибкость ума, общительность, умение завоевывать доверие человека, с которым он ведет беседу. Гибкость ума – способность хорошо ориентироваться в ситуации, оперативно принимать оптимальные решения. Общительность – умение войти в контакт, преодолеть предубеждения, завоевать доверие, расположение собеседника.
Индивидуальная беседа протекает в условиях непосредственного общения, что увеличивает роль психологического мастерства, разносторонности знаний, быстроты мышления, наблюдательности психолога. Наблюдательность – умение выделять, оценивать отдельные признаки событий.
Если психологу удастся создать атмосферу доверия и искренности, метод беседы позволит ему получать такую информацию, которую невозможно получить никаким другим методом. При этом необходимо строго следить за тем, чтобы ответы собеседника были свободны от влияния личных отношений, установившихся между опрашиваемым и опрашивающим, от способа постановки вопроса.
2. Основные виды беседы в психологии
В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуальные (исследователь беседует с одним человеком) и групповые (одновременная работа исследователя с несколькими людьми).
По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные, формализованные), нестандартизированные (неструктурированные, неформализованные) и частично стандартизированные беседы.
Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа предполагает предварительную формулировку вопросов и определение их очередности. Получаемая в этом случае информация сравнительно легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. При такой форме беседы не исключена опасность получения неточных и неполных данных. Стандартизированная беседа используется чаще всего тогда, когда необходимо выяснить определенные тенденции изучаемых явлений, охватив при этом большое количество людей.
Нестандартизированная (неструктурированная, неформализованная) беседа проходит фокусированно или свободно. Разумеется, исследователь заранее готовит вопросы, которые будут поставлены, но их содержание, очередность и формулировка определяются ситуацией беседы, зависят от задающего вопросы, который придерживается предварительно определенной схемы. Недостатком этой формы работы является сложность обработки полученной информации. Нестандартизированная беседа часто используется в случаях, когда исследователь впервые знакомится с изучаемой проблемой.
Однако обычно самым удобным считается частично стандартизированная беседа. Так же как и другие методы, метод беседы может иметь различные переходные варианты, отвечающие предмету и задачам исследования. В тех случаях, когда исследователь уже ориентируется в существующих отношениях и изучает определенный аспект проблемы, он может успешно применить способ частично стандартизированной беседы. Основным условием эффективности при этом являются четко определенные цели и детальная разработка плана исследования.
По организационной форме различают следующие виды беседы: беседа по месту работы, беседа по месту жительства, беседа в кабинете психолога. В зависимости от организационной формы по-разному проявляются особенности беседы.
Беседа по месту работы или занятий проводится, как правило, на рабочем месте или в служебном помещении. Она наиболее целесообразна, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными проблемами. Например, если беседа с испытуемым проходит в привычных условиях, где он обычно работает или учится, то все обстоятельства, связанные с предметом беседы, быстрее актуализируются в его сознании.
Беседа по месту жительства проводится в домашней обстановке, где человек располагает большим временем и свободой. Она становится предпочтительной, если предмет беседы касается таких проблем, о которых удобнее говорить в неофициальной обстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений. В привычных условиях собеседник охотнее отвечает на вопросы, требующие сообщения конфиденциальной информации.
Беседа в кабинете психолога, как правило, завершает комплексное обследование психологических качеств личности и позволяет получить такую информацию, которую трудно предусмотреть в анкетах и тестах. Беседа приобретает менее официальный характер, чем в служебном помещении.
Независимо от места проведения беседы, стоит позаботиться об устранении или хотя бы уменьшении влияния “третьих” лиц. Опыт показывает, что даже молчаливое присутствие во время беседы “третьего” лица (коллеги, члена семьи, гостя, соседа) оказывает влияние на психологический контекст беседы и может вызвать смещение в содержании ответов испытуемого. [1]
3. Стандартизированная беседа
Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа — вид беседы, при которой общение исследователя и испытуемого строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией. В стандартизированной беседе обычно преобладают закрытые вопросы. При использовании этого вида беседы исследователь обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.
Формулировки вопросов должны быть рассчитаны не на чтение, а на ситуацию беседы. План беседы разрабатывается не в “письменном”, а в разговорном, устном стиле. Например, вопрос может формулироваться так: “Я перечислю Вам разные виды занятий в свободное время. Скажите, пожалуйста, какими из них Вы обычно занимаетесь, когда у Вас бывает свободное время?”.
Испытуемый должен внимательно выслушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее продуманного набора. Если в процессе беседы возникает потребность объяснить испытуемому неясное слово или смысл вопроса, исследователь не должен при этом допускать произвольного толкования, отклонения от смысла первоначальной формулировки вопроса.
Достоинства этого вида беседы состоят в том, что будет получено максимально полное описание фактов, поскольку исследователь “жестко” ведет испытуемого по плану беседы, не упуская ни одной важной детали. В то же время именно с этим обстоятельством связано возможное влияние фактора престижа: стремление испытуемого соответствовать в своих ответах нормативным требованиям независимо от действительного положения дел.
Таким образом, в ситуации стандартизированной (формализованной) беседы исследователю отводится по преимуществу исполнительская роль. В этой форме беседы влияние исследователя на качество данных может быть сведено к минимуму.
4. Частично стандартизированная беседа
Частично стандартизированная беседа — вид беседы, при которой общение исследователя и испытуемого происходит с применением открытых вопросов и предусматривает меньшую степень стандартизации поведения исследователя и испытуемого. Исследователь разрабатывает подробный план беседы, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки в открытой форме, то есть без вариантов ответов. Исследователь воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных формулировок, а испытуемый дает ответы в свободной форме. Задача исследователя состоит в их полной и четкой регистрации. Способ фиксации ответов также стандартен и предусмотрен инструкцией. Это может быть дословная запись с сохранением лексики испытуемого (в том числе стенография или магнитофонная запись). Иногда применяется непосредственная кодировка ответов в ходе беседы. В этом случае после каждого вопроса приводится схема классификации ответов, в которой исследователь отмечает нужные позиции. Например, после вопроса: “Какие газеты Вы читаете?” — в опроснике дается перечень газет, интересующих исследователя, а также предусмотрена позиция — “другие газеты”.
Этот вид беседы требует несколько больших затрат времени и труда: испытуемый дольше обдумывает и формулирует ответы, а исследователь тратит больше времени на их регистрацию. Растут затраты времени на кодировку и последующий анализ содержания ответов. Именно по этим причинам частично стандартизированная беседа с открытыми вопросами применяется реже стандартизированной беседы. Вместе с тем далеко не для всех задач нужна формализованная, унифицированная информация. В ряде случаев особую ценность представляет учет как можно более широкого диапазона различий в поведении, мнениях, оценках испытуемых, а такую информацию можно получить, только уменьшив стандартизацию беседы, предоставив исследователю большую свободу в регистрации высказываний испытуемых.
Высказывания испытуемых могут существенно различаться по форме, содержанию, объему, композиции, полноте, уровню информированности, аналитическому проникновению в сущность предложенного вопроса. Все эти особенности полученных ответов становятся предметом анализа. Своеобразная “плата” за это уточнение информации — дополнительные затраты времени на сбор и обработку данных. Подобные взаимозависимости исследовательских задач, качества и содержания информации, а также затрат времени и труда характерны и для других разновидностей беседы.
5. Нестандартизированная (свободная) и фокусированная беседа
Фокусированная беседа является следующей ступенью, ведущей к уменьшению стандартизации поведения исследователя и собеседника. Она имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Испытуемых в этом виде беседы заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, участвуют в работе семинара, методика и содержание которого будут затем обсуждаться, и т. д. Предварительно заготавливаются и вопросы для такой беседы, причем их перечень для исследователя обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
Свободная беседа отличается минимальной стандартизацией поведения исследователя и испытуемого. Этот вид беседы применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в конкретных условиях.
Свободная беседа проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема беседы, которая и предлагается собеседнику для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все зависит от индивидуальных особенностей того, кто проводит беседу, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации.
Получаемая в данном случае информация не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна и интересна именно своей уникальностью, широтой ассоциаций, анализом специфики изучаемой проблемы в конкретных условиях. Ответы записываются с максимальной точностью (желательно стенография или магнитофон). Для обобщения ответов применяются традиционные методы конент-анализа текстов.[2]
Список использованной литературы
1. Гусев А., Измайлов Ч., Михалевская М. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. – М.: УМК Психология, 2005 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).
2. Рамендик Д.М. Психологический практикум. Серия: высшее профессиональное образование. – М.: Academia, 2006 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ).
[1] Гусев А., Измайлов Ч., Михалевская М. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. – М.: УМК Психология, 2005 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ)
[2] Рамендик Д.М. Психологический практикум. Серия: высшее профессиональное образование. – М.: Academia, 2006 (Гриф Учебно-методического объединения Министерства образования и науки РФ)
Что делает некоторые разговоры такими замечательными
Источник: fizkes/Shutterstock
Одной из самых замечательных и наименее оцененных особенностей человеческого социального взаимодействия является скорость и плавность, с которой происходит разговор между двумя людьми.
Это произвело на меня незабываемое впечатление в конце 1970-х, когда я собирал данные для своей докторской диссертации. Я проводил лабораторное исследование невербальной коммуникации, и у меня была группа аспирантов-исследователей, которые записывали различные варианты поведения из-за одностороннего зеркала, наблюдая за взаимодействием между двумя участниками эксперимента. Каждый научный сотрудник должен был записывать частоту и продолжительность определенного поведения, нажимая телеграфную клавишу всякий раз, когда человек, за которым они наблюдали, проявлял это поведение. Например, если мой ассистент записывал количество улыбок, которые демонстрировал человек А в разговоре, ассистент нажимал клавишу всякий раз, когда появлялась улыбка, и отпускал клавишу, когда улыбка исчезала.
Один из моих помощников отвечал за запись того, сколько раз каждый человек говорил, нажимая клавишу, когда говорил человек А, и нажимая другую клавишу, когда говорил человек Б. Я быстро столкнулся с проблемами с этим, так как мои помощники, похоже, не могли грамотно с этим справиться. В отчаянии я вмешался и, по сути, сказал: «Отойди, и позвольте мне показать вам, как это делается».
Я с треском провалился.
До этого момента я никогда не осознавал, как быстро разговор перескакивает туда-сюда и как невозможно для нашей ручной реакции угнаться за ним.
Да, иногда у нас бывают неловкие разговоры с другими людьми, когда мы иногда переговариваемся друг с другом, но в большинстве случаев наши разговоры проходят довольно плавно, особенно если мы хорошо знаем человека, с которым разговариваем.
Итак, как нам это сделать? Есть некоторые общие принципы, которым большинство из нас следует, когда разговаривают с другими, например, когда мы слушаем, мы проводим больше времени, глядя на своего партнера, чем когда мы говорим. Однако исследователи, изучающие коммуникацию, также обнаружили запутанную сеть более специфических сигналов, которые точно настраивают общие правила и позволяют нам без особых усилий переключаться между ролями говорящего и слушающего во время разговора.
Как мы сигнализируем нашему партнеру, что хотим начать разговор?
У всех нас был опыт разговора с кем-то, кто высказал мысль, на которую мы хотели бы ответить, и мы каким-то образом должны сообщить о своем намерении взять слово и получить нашу очередь говорить.
Наблюдайте, как другие люди разговаривают. Есть явные признаки того, что слушатель становится нетерпеливым. Человек может начать ерзать, приводить в порядок волосы или дергать за одежду. Они могут начать быстро кивать головой, как бы говоря «ОК, ОК, ОК», и могут даже хрюкать или издавать фальшивые звуки согласия, чтобы заставить говорящего заткнуться.
В конце концов, слушатель может стать более прямолинейным, делая преувеличенные вдохи, как при глубоком вдохе, и может поднять указательный палец или даже руку, как если бы он был учеником в школе, пытающимся привлечь внимание учителя. Если ничего не помогает, человек может просто начать говорить до того, как другой человек закончит.
Как сохранить слово и не дать говорить другому человеку?
Теперь поставьте себя на место говорящего, который осознал, что его или ее партнеру не терпится перевести разговор. Если вы еще не готовы уступить свою очередь в качестве спикера, в вашем распоряжении есть несколько стратегий. Отводя взгляд, вы можете делать вид, что не видите сигналов партнера, и, возможно, держать слово, не показывая при этом грубости. Вы также можете внезапно увеличить громкость своего голоса, сигнализируя о своем намерении говорить еще некоторое время.
Стратегия, которую я использую в своем классе, когда я вижу, что у ученика есть вопрос, но я хочу закончить свою мысль, прежде чем обращаться к нему, заключается в том, чтобы установить зрительный контакт и сделать рукой жест остановки/удерживания. Это означает, что я видел их просьбу выступить и что я намерен выполнить ее, но я хочу поговорить еще немного. Вы также можете делать это тонким образом во время обычного разговора.
Какую бы стратегию вы ни выбрали для сохранения роли оратора, убедитесь, что вы продолжаете жестикулировать и не оставляете незаполненных пауз в своей речи, поскольку другой человек наверняка воспользуется любой такой возможностью.
Как сигнализировать о том, что я готов уступить слово своему партнеру?
Если вы сказали свое слово и хотите подать сигнал своему партнеру, что теперь его очередь говорить, вы, вероятно, уменьшите громкость своего голоса и начнете смотреть прямо в глаза человеку. Перестаньте жестикулировать и замедлите темп своей речи, чтобы последний слог последнего слова растягивался немного дольше, чем обычно. После этого четкая пауза служит приглашением слушателя вмешаться.
Как подать сигнал, что мне нечего сказать и что я не хочу говорить?
Это может быть самый неудобный сигнал для отправки. Если кажется, что ваш партнер переводит разговор на вас, но вы не заинтересованы в разговоре, можно просто выйти и сказать об этом. Кроме того, расслабьтесь, сохраняйте молчание и избегайте зрительного контакта, это будет сигнализировать о том, что вам удобно позволять другому человеку продолжать говорить.
Когда тактика, которую мы используем, плавно переплетается с тактикой, используемой нашим партнером, мы выходим из встречи, чувствуя себя хорошо, зная, что установили связь. Мы часто используем такие слова, как «взаимопонимание» или «химия», чтобы описать опыт, и это остается одной из самых больших наград за участие в живом, личном общении. Следовательно, наша способность читать и синхронизироваться с разговорным стилем других является важным социальным навыком.
Изображение Facebook: tativophotos/Shutterstock
Анализ разговоров | Психология Вики
в: Разговор, анализ дискурса, страницы, использующие магические ссылки ISBN
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Анализ разговора (обычно сокращенно CA ) — это изучение разговора во время взаимодействия. CA обычно пытается описать упорядоченность, структуру и последовательные модели взаимодействия, будь то институциональное (в школе, кабинете врача, суде или где-либо еще) или случайный разговор. Таким образом, использование термина «разговор» для обозначения этого дисциплинарного движения вводит в заблуждение, если его читать в разговорном смысле, как это делают многие. В свете этого один из основных практиков КА, Эмануэль Шеглофф, совсем недавно определил «разговор во взаимодействии» как тему КА. Возможно, по этой же причине другие (например, Джонатан Поттер), использующие методы КА, идентифицируют себя как дискурсивных аналитиков (ДА), хотя этот термин впервые был использован для обозначения исследователей, использующих методы, отличные от КА (например, Левинсон, 19).83), и по-прежнему выделяет группу ученых, большую, чем те, кто использует только методы КА.
Вдохновленный этнометодологией, он был разработан в конце 1960-х и начале 1970-х годов главным образом социологом Харви Саксом и, среди прочих, его ближайшими соратниками Эмануэлем А. Шеглоффом и Гейл Джефферсон. Сакс умер в начале своей карьеры, но его работа была поддержана другими специалистами в его области, и теперь КА стала признанной силой в социологии, антропологии, лингвистике, речевой коммуникации и психологии. Это особенно влиятельно в интерактивной социолингвистике, анализе дискурса и дискурсивной психологии, а также является целостной дисциплиной само по себе.
Содержание
- 1 Основные конструкции
- 1.1 Организация очередности
- 1.1.1 Поворот конструктивного элемента
- 1.1.2 Компонент распределения хода
- 1.2 Организация последовательности
- 1.2.1 Пары смежности
- 1.2.2 Предварительные последовательности
- 1.2.3 Организация предпочтений
- 1.3 Ремонт
- 1.4 Боевая формация
- 1.1 Организация очередности
- 2 Ссылки
- 3 Тематический указатель литературы по анализу разговоров
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
Базовые структуры
Организация очередности
Характер, посредством которого разговор ведется поочередно. Очередь — одна из фундаментальных организаций разговора. Согласно CA, очередность является одним из трех основных компонентов, из которых строится разговор. Двумя другими компонентами являются: конструктивный компонент поворота, то есть основные единицы, из которых состоят ходы, и «практический компонент», часто называемый «набором правил», которым управляют стороны во взаимодействии. Хотя CA прямо не заявляет, что очередность универсальна, поскольку исследования проводятся на большем количестве языков, возможно, что если бы существовало какое-либо основание для претензии на универсальность языка, то очередность была бы хорошим кандидатом. Модель очередности разговора была получена индуктивно путем эмпирического исследования полевых записей разговора и приспособлена к такому факту, полученному путем наблюдения, что в подавляющем большинстве случаев участники разговора говорят по одному.
Поворотный конструктивный элемент
Поворотный конструктивный элемент — это основные элементы, из которых формируются повороты. Типы единиц включают: слово/лексический элемент, пункт/фразу и предложение. Обратите внимание, что не все типы единиц измерения могут существовать на всех языках. Кроме того, возможно, что в других языках есть единицы, например частицы в азиатских языках, которых может не быть в английском.
Компонент распределения очереди
Текущий выступающий выбирает следующего выступающего (SSN) Следующий выступающий автоматически выбирает следующий (SS)
Организация последовательности
Это касается порядка действий в разговоре.
Пары смежности
Разговор, как правило, происходит в ответных парах; как эти пары могут быть разделены в течение последовательности ходов.
Предварительные последовательности
Использование последовательностей разговоров перед целенаправленным разговором.
Предпочтение организации
Существуют структурные (т.е. гарантированные практикой) предпочтения для некоторых типов действий (в рамках последовательности действий) в разговоре по сравнению с другими действиями.
Ремонт
Ремонтная организация решает проблемы с речью, слухом или пониманием в разговоре. Ремонт имеет два широких класса: самостоятельный ремонт и другой ремонт.
Формирование действия
Речь идет об описании приемов, посредством которых составляются и располагаются обороты в разговоре для осуществления тех или иных действий.
Ссылки
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Сакс, Харви. (1995). Разговорные лекции . Издательство Блэквелл. ISBN 1-55786-705-4.
Тематический указатель литературы по анализу разговоров
Ниже приводится список важных явлений, выявленных в литературе по анализу разговоров, за которым следует краткое определение и ссылки на статьи, в которых указанный феномен исследуется либо эмпирически, либо теоретически. Статьи, в которых придуман термин для обозначения явления или в которых представлена каноническая трактовка явления, выделены жирным шрифтом, те, которые иным образом связаны с явлением в центре внимания, выделены курсивом, а остальные представляют собой статьи, целью которых является внести значительный вклад в понимание явления.
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон:Раскрыть список
- ЧЕРЕДИ
- Процесс, посредством которого взаимодействующие стороны распределяют право или обязанность участвовать в интерактивной деятельности. ( Сакс, Шеглофф и Джефферсон, 1974 )
- РЕМОНТ
- Механизмы, с помощью которых решаются определенные «неприятности» во взаимодействии. ( Schegloff, Jefferson, & Sacks 1977 )
Ссылки
- Аткинсон, Дж. Максвелл и Херитэдж, Джон (редакторы) (1984). Структуры социального действия: исследования анализа разговоров , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Дрю, Пол и Херитэдж, Джон. (1993). Разговор на работе: взаимодействие в институциональных условиях. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Энфилд, Нью-Джерси и Стиверс, Таня. (2007). Референция человека во взаимодействии: лингвистические, культурные и социальные перспективы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Наследие, Джон (1984). Гарфинкель и этнометодология , Кембридж: Polity Press.
- Хатчби, Ян и Вуффит, Робин. (1988) Анализ разговора . Политика Пресс.
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Местный, Джон. (2007). Фонетическая детализация и организация разговора во взаимодействии . Материалы XVI Международного конгресса фонетических наук. Саарбрюккен, Германия: Организационный комитет 16-й МКФС.
- Келли, Джон и местный Джон (1989). Занятия фонологией , Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- Боль, Джин. (2008). Не просто разговоры: разговорный анализ и психотерапия . Карнак. ISBN 978-1855756892
- Померанц, Анита М. (1984). Согласие и несогласие с оценкой: некоторые особенности предпочтительной/непредпочтительной формы поворота. В JM Atkinson & J. Heritage (Eds.), Structure of Social Action: Studies in Conversation Analysis .