Бихевиоризм автор теории: Психологический словарь: бихевиоризм

Психологический словарь: бихевиоризм

ПСИХОЛОГИЯ

Стимул, реакция, эксперимент, десенсибилизация — собрали для вас краткий словарь бихевиориста

Бихевиоризм
(англ. behavior — поведение)

Бихевиористское течение предполагало, что психологии следует отойти от изучения психологических процессов, поскольку они, по мнению бихевиористов, не могут наблюдаться научными методами, быть строго фиксируемыми и экспериментально подтверждаемыми. Вместо этого предлагалось сосредоточиться на объективных причинах поведения человека, на том, как влияют на него внешние стимулы — явления и предметы.

Согласно этой позиции предметом наблюдения должно было стать поведение человека и внешние факторы, влияющие на него. Вкратце бихевиоризм можно охарактеризовать как перенос «условных рефлексов» Павлова в область психологии личности. Фундаментом, на котором была выстроена теория, стал распространившийся в то время материализм.

Именно на стыке XIX—XX вв.еков психологи начали проводить эксперименты, многие из которых впоследствии стали классическими. Психология становилась эмпирической, а не чисто умозрительной наукой, что и послужило подспорьем в развитии бихевиористского течения.

Необходимо признать, что в развитии психологии бихевиоризм сыграл очень большую роль, заложив основы будущих когнитивной психологии, рационально-эмоционально-поведенческой терапии и собственно необихевиоризма, используемого сегодня, например в области педагогики и коррекции поведения.

Основная концепция

Согласно бихевиористической теории человеческое поведение определяется внешней средой по принципу «стимул реакция».

Стимул здесь — наблюдаемый извне раздражитель, действующий на человека, а реакция — это его движение при совершении действия, вызываемое стимулом. Стимулами могут быть зрительные раздражители, звуки, изменения среды — влажности или температуры, — но не чувства человека или его желания.

Поскольку стимул и реакция объективно связаны, предполагалось, что, выявив их связи, станет возможным моделировать человеческое поведение, не вдаваясь в подробности психологических процессов.

Внутренние же процессы, по мнению бихевиористов, — не более чем добавочные явления, эпифеномены. Они находятся вне причинных связей и таким образом не могут влиять на человека. Внимания, по мнению классического бихевиоризма, достойны лишь подлинные, объясняемые причинно-следственными связями «действительные явления» — феномены.

История

Основы учения заложили Джон Уотсон в своей статье 1913 года «Бихевиоризм», предлагавшей приступить к реформированию психологии в точную науку, и его современник Торндайк, открывший сыгравшие важную роль в формировании концепции закон упражнения и закон эффекта, проводя эксперименты на животных.

Хотя в Советском Союзе бихевиоризм считался одним из «буржуазных искажений психологии», большое влияние на него оказали опыты и эксперименты таких ученых, как Павлов и Сеченов.


Эдвард Ли Торндайк, Джон Бродес Уотсон

Именно им он обязан определением поведения как объективно наблюдаемой системы реакций организма на различные стимулы.

Во второй половине ХХ века Беррес Фредерик Скиннер открыл принцип оперантного обусловливания, согласно которому условные рефлексы могут образовываться не только путем подкрепления стимула, но и подкреплением возникающей на него реакции. Скиннер был последовательным бихевиористом и отвергал роль мыслительных механизмов в психологии, но при этом его влияние на современников было настолько велико, что в 1972 году Американская психологическая ассоциация признала его наиболее выдающимся психологом ХХ века, поставив впереди Зигмунда Фрейда.

Незадолго до этого, в 1969 году, Альберт Бандура предложил свою теорию социального научения, включающей в список мотивов, формирующих человека, наравне с внешними влияниями среды также и когнитивные и внутренние факторы. Именно тогда начался закат классического бихевиоризма и переход его методов в разряд не более чем одного из инструментов практикующего психолога.

Пять определений из словаря психолога-бихевиориста

(Важно помнить, что в других течениях психологии те же слова могут иметь другое значение.)

Поведение — основа действий человека, формируемая из комплекса взаимодействий «стимул — реакция» (S>R). Поведение, согласно бихевиористам, определяется внешними факторами и тем, как отвечает на них человеческий организм. Личность, по мнению этой теории, — не более чем набор поведенческих реакций.

Стимул — наблюдаемый внешний раздражитель, оказывающий воздействие на человека, формируя его реакции и через них — поведение. Подлежит корректировке путем введения новых стимулов или замещения реакций на существующие.

Реакция — то, как организм человека отвечает на внешние стимулы. Движение или действие, вызываемое тем, что действует извне человека. Путем подкрепления можно редактировать связки «стимул — реакция», добиваясь коррекции поведения человека.

Эксперимент — опытное, воспроизводимое выявление связей между стимулами и ответными действиями тела. Бихевиоризм известен своими экспериментами, многие из которых, например знаменитый «Маленький Альберт» Уотсона и Розали Рейнер, были позже признаны выходящими за рамки этики.

Десенсибилизация — для бихевиориста — процесс выработки новой связки «стимул — реакция» или изменения работы уже существующей. По сути — выработка у человека условного рефлекса. В современном необихевиоризме — создание связки между ситуацией стресса и расслаблением.

Автор: Олег Уппит

ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Что такое бихевиоризм и чему он может нас научить

3 февраля 2022 Ликбез Жизнь

Психологи подскажут, как мотивировать себя и не попасться на удочку рекламы.

Что такое бихевиоризм

Это направление психологии, которое изучает объективные наблюдаемые явления в поведении человека (в первую очередь реакции на стимулы), а не субъективные вроде чувств или сознания. Согласно бихевиоризму, отношения «стимул — реакция» обуславливают все наши поступки и действия.

Эта концепция возникла на основе работ российского биолога Ивана Павлова об условных рефлексах. Вдохновлённый его трудами психолог Джон Уотсон в 1913 году написал статью о принципах бихевиоризма. Американец предложил по‑новому взглянуть на человека через наблюдаемые явления: стимулы, рефлексы и инстинкты.

Так как чувства, мотивы, сознание и разум невозможно исследовать экспериментальным путём, их бихевиористы считают непознаваемыми. Они также выступают против рассмотрения любого внутреннего опыта, называя его субъективным. Важно только то, как человекреагирует на окружающий мир, а не то, что он думает о нём.

Так бихевиористы хотели придать психологии больший вес и перевести её в разряд естественных наук. И во многом это получилось. Например, сторонникам этого подхода удалось использовать математические и статистические методы, а также подтверждать результаты экспериментов при повторных опытах.

На волне подъёма доказательной науки в первой половине XX века бихевиоризм стал очень популярным, особенно в США.

Почему бихевиоризм подвергся критике

С самого начала подход был очень ограничен. Бихевиоризм полностью исключал фактор наследственности, игнорировал роль процессов мышления и принятия решений, не считал существенными открытия нейробиологии.

Представители последней, например, установили, что зоны мозга, закрепляющие определённое поведение, не совпадают с областями, отвечающими за наше удовольствие. Поэтому даже у животных кормление не всегда приводит к обучению новым навыкам, или, проще говоря, дрессировке.

Также бихевиористы считали, что различий в поведении людей и животных нет. Это сыграло с ними злую шутку, ведь большинство их опытов проводилось на крысах, а результаты распространялись на поведение людей. Конечно, такой подход не совсем научен.

Поэтому сегодня бихевиоризм в чистом виде практически не применяется.

Чему бихевиоризм может нас научить

Несмотря на критику, некоторые его положения не утратили актуальности.

1. Окружающая среда сильно воздействует на нас

Этот принцип и сегодня, когда бихевиоризму уже больше 100 лет, остаётся одним из основополагающих в психологии. Во внешних причинах психологи находят источники комплексов, страхов и переживаний.

Окружающая среда во многом определяет наши действия. Например, один из известнейших бихевиористов — Бернес Фредерик Скиннер считал, что человек запоминает реакцию окружения на своё поведение, и в дальнейшем поступает тем или иным образом в зависимости от возможных последствий. То есть мы усваиваем, какие условия приводят к положительному результату, а какие — к отрицательному, и действуем соответственно. Поэтому, если хотите оставаться собой, не забывайте анализировать свои действия: действительно ли вы поступили так, как хотели, и не было ли сторонних факторов.

2. На поведение людей можно влиять

Бихевиористы чересчур абсолютизировали идею внешнего воздействия на поведение человека и практически отрицали роль личности. Например, заявляли, что в полностью контролируемых условиях смогут вырастить из ребёнка кого угодно. При этом его врождённые способности, склонности и желания не должны были бы иметь особого значения.

Сегодня мы знаем, что это не так. Например, дети в детских домах воспитываются примерно в одних и тех же социальных условиях, но всё равно обладают разными характерами.

Тем не менее доля истины в воззрениях бихевиористов есть. Например, с помощью назойливой рекламы маркетологи могут формировать у нас желание приобрести продукт. По сути это чуть более сложное отношение «стимул — реакция»: герой рекламного ролика многократно призывает купить товар, и у нас появляться мысль о потребности в этом. Так что надо внимательнее относиться к таким мыслям — вполне возможно, подобные траты не так уж и необходимы.

3. Бороться нужно не с последствиями, а с причиной психологических проблем

Ориентацию на поиск источника проблем, а не на исправление последствий, переняли когнитивисты. На этом принципе основана когнитивно‑поведенческая терапия. Она помогает человеку изменить свои привычки, образ действий и мыслей так, чтобы не испытывать негативных психологических эффектов. Например, беспокойства из‑за поведения других людей.

4. Поощрение работает, а наказание — не очень

Награда закрепляет определённые поступки, а наказание отталкивает от них. Именно так работает система школьных отметок.

Однако бихевиористы предложили чуть более сложный взгляд. Скиннер писал, что пряник важнее кнута. Психолог считал, что награда лучше всего стимулирует человека, а наказание не отвращает от плохих поступков, но лишь заставляет искать иные способы их совершать. Например, учиться врать. Поэтому, если хотите развить в себе или в ком‑то другом хорошие привычки и минимизировать плохие, активнее используйте похвалу.

Читайте также 🧐👁️🧠

  • «Всё предопределено». Может ли детерминизм облегчить жизнь
  • Как когнитивная психология помогает нам лучше понять себя
  • Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы
  • Какие проблемы поднимает социальная психология и как она предлагает их решать
  • Выбора нет? Существует ли свобода воли

Бихевиоризм Скиннера — Новое онлайн-обучение

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был ведущим американским психологом, профессором Гарварда и сторонником бихевиористской теории обучения, согласно которой обучение представляет собой процесс «обусловливания» в среде стимулов, вознаграждений и наказаний. Скиннер объясняет разницу между неформальным обучением, которое происходит естественным образом, и формальным образованием, которое зависит от создания учителем оптимальных паттернов стимула и реакции (вознаграждение и публикация), или «оперантного обусловливания»:

Важный процесс в человеческом поведении приписывается … «вознаграждению и наказанию». Торндайк описал это в своем «Законе эффекта». Сейчас это обычно называют «оперантным обусловливанием»… Основы можно увидеть в типичной экспериментальной схеме. Голодная крыса [можно увидеть] в экспериментальном пространстве, где есть раздатчик еды. Горизонтальная перекладина на конце рычага выступает из одной стены. Нажатие рычага приводит в действие переключатель.

Когда переключатель соединен с дозатором пищи, любое поведение той части крысы, которая нажимает на рычаг, как мы говорим, «подкрепляется едой». Аппарат просто делает появление пищи зависимым от возникновения произвольной части поведения… Связь между реакцией и ее последствиями может быть простой, и изменение вероятности реакции неудивительно. Что технологически полезно в оперантном обусловливании, так это наше растущее знание необычайно тонких и сложных свойств поведения, которые можно проследить до тонких и сложных особенностей непредвиденных обстоятельств подкрепления, преобладающих в окружающей среде…

Применение оперантного обусловливания к обучению простое и непосредственное. Преподавание – это организация непредвиденных обстоятельств подкрепления, при которых учащиеся учатся. Они учатся без обучения в своей естественной среде, но учителя устраивают специальные непредвиденные обстоятельства, которые ускоряют обучение, ускоряя появление поведения, которое в противном случае приобреталось бы медленно, или гарантируя появление поведения, которое в противном случае могло бы никогда не произойти …

При улучшении обучения не так важно найти новые подкрепления, как разработать лучшие непредвиденные обстоятельства, используя уже имеющиеся. Немедленное и последовательное подкрепление, конечно, желательно, но это не отрицает важности прерывистого или отдаленного подкрепления. Учащийся, который знает, как учиться, знает, как усилить немедленные последствия, чтобы они оказались подкрепляющими. Он не просто знает, он знает, что он знает, и соответственно получает подкрепление. Переход от внешнего подкрепления к самопроизвольному подкреплению знания того, что он знает, часто осуществляется плохо. В небольшом классе предшествующее поведение слушания, чтения, решения задач и составления предложений подкрепляется часто и почти сразу, но в большом курсе лекций последствия проявляются нечасто и откладываются. Если опосредующие устройства не установлены, если учащийся не получает автоматического подкрепления за знание того, что он знает, тогда он перестает работать, и накапливается неприятный побочный продукт незнания.

Частое подкрепление порождает еще одну проблему, если оно снижает способность учителя к подкреплению. Деньги, еду, оценки и почести нужно беречь, но автоматическое подкрепление правоты и движения вперед неисчерпаемо…

Строго говоря, учащийся не может подкреплять или наказывать себя, удерживая положительные или отрицательные подкрепления, до тех пор, пока он не вел себя определенным образом, но он может искать или устраивать условия, при которых его поведение подкрепляется или наказывается. .. Он может создавать подкрепляющие события, как путем проверка ответа на задачу. Он может перестать давать неподкрепленные реакции в неблагоприятной ситуации… например, он может научиться не читать слишком трудные для него книги, чтобы его склонность к чтению других книг не пострадала… Образование никогда не учило самоуправлению мотивацией очень эффективно. Это редко пытались. Но техники становятся доступными, как только проблема понятна…

Благодаря правильному пониманию непредвиденных обстоятельств подкрепления мы должны быть в состоянии сделать учащихся энергичными и усердными и быть достаточно уверенными в том, что они будут продолжать получать удовольствие от того, чему мы их учим, до конца своей жизни.


Скиннер, Б. Ф. 1968. Технология обучения. Нью-Йорк: Meredith Corporation.

стр. 61–2, 64–5, 155–8, 167–8. || WorldCat


3.1 Бихевиористские теории обучения – основы образовательных технологий

В начале 1900-х годов наиболее распространенным взглядом на обучение был взгляд, который мы называем бихевиоризмом. Бихевиористы определяли обучение как наблюдаемое изменение в поведении. В то время это рассматривалось как научный подход, в отличие от преобладавшего в прошлом интроспективного или психоаналитического взгляда на обучение. Бихевиористы считали, что мы никогда не сможем узнать, что происходит «внутри голов людей», и что неуместно пытаться угадывать или строить предположения о том, что нельзя наблюдать эмпирически. Вместо этого они считали, что мы должны следить за наблюдаемыми изменениями в поведении, чтобы выяснить, чему люди учатся.

Классический кондиционер

В начале 20-го века русский физиолог Иван Павлов (1849–1936), изучая пищеварительную систему собак, заметил интересное поведенческое явление: у собак начиналось слюноотделение, когда в комнату входили лаборанты, обычно кормившие их. , хотя собаки еще не получали никакой еды. Павлов понял, что у собак выделяется слюна, потому что они знают, что их вот-вот покормят; собаки стали ассоциировать приход техников с едой, которая вскоре последовала за их появлением в комнате.

Вместе со своей группой исследователей Павлов начал более детально изучать этот процесс. Он провел серию экспериментов, в ходе которых собак воздействовали звуком непосредственно перед приемом пищи. Он систематически контролировал начало звука и время доставки еды, а также регистрировал количество слюноотделения собак. Первоначально у собак выделялось слюноотделение только тогда, когда они видели или чувствовали запах пищи, но после нескольких сочетаний звука и еды у собак началось выделение слюны, как только они услышали звук. Павлов пришел к выводу, что животные научились ассоциировать звук с последующей едой.

Павлов определил фундаментальный процесс ассоциативного обучения, названный классическим обусловливанием. Классическое обусловливание относится к обучению, которое происходит, когда нейтральный стимул (например, тон) ассоциируется со стимулом (например, пищей), который естественным образом вызывает поведение (например, слюноотделение). После того, как ассоциация усвоена, ранее нейтрального стимула (например, тона) самого по себе достаточно, чтобы вызвать поведение (например, слюноотделение).

Психологи используют специальные термины для обозначения стимулов и реакций при классическом обусловливании. Безусловный раздражитель (US) — это нечто (например, пища), которое вызывает естественную реакцию, а безусловная реакция (UR) — это естественная реакция (например, слюноотделение), которая следует за безусловным раздражителем. Условный раздражитель (УС) — это нейтральный раздражитель, который после многократного предъявления перед безусловным раздражителем вызывает ту же реакцию, что и безусловный раздражитель. В опыте Павлова звук тона служил условным раздражителем, который после обучения вызывал условную реакцию (УР), представляющую собой приобретенный ответ на ранее нейтральный раздражитель. Обратите внимание, что УР и ПР представляют собой одно и то же поведение — в данном случае слюноотделение, — но им даны разные названия, поскольку они вызываются разными стимулами (УЗИ и КС соответственно).

Изображение, найденное по адресу https://goo.gl/images/u4HSU3, полезно для визуализации этих отношений.

Кондиционирование полезно с точки зрения эволюции, потому что оно позволяет организмам развивать ожидания, которые помогают им подготовиться как к хорошим, так и к плохим событиям. Представьте, например, что животное сначала почует новую пищу, съест ее, а затем заболеет. Если животное сможет научиться ассоциировать запах (ЗС) с едой (ЗС), то оно быстро поймет, что пища создает негативный результат, и не будет есть ее в следующий раз.

Оперативное обусловливание

В отличие от классического обусловливания, которое включает непроизвольные реакции (например, слюноотделение), оперантное обусловливание Б. Ф. Скиннера постулирует, что обучение происходит в процессе подкрепления соответствующей произвольной реакции на стимул в окружающей среде.

Оперантное обусловливание имеет очень специфическую терминологию. Эта терминология часто используется неправильно, потому что термины имеют значение, отличное от их обычного разговорного употребления. Скиннер утверждал, что последствия, которые следуют за любым данным поведением, могут либо усилить, либо ослабить это поведение. Он использовал термин «подкрепление» для описания последствий, усиливающих поведение, и «наказание» для описания тех, которые снижают поведение. Далее он утверждал, что подкреплением или наказанием может быть либо добавленный стимул, который он определил как положительный, либо удаленный стимул, который он назвал отрицательным. Важно отложить в сторону общие значения и коннотации слов положительный и отрицательный и сосредоточиться на том, как они определяются в оперантном обусловливании. В этом контексте термины больше похожи на «сложение и вычитание», а не на «хорошее и плохое».

Таким образом, подкрепление может быть как положительным, так и отрицательным. Например, если вы хвалите ребенка за то, что он выполнил домашнее задание (потому что вы хотите, чтобы он продолжал это желаемое поведение), вы даете ему положительное подкрепление. Отрицательное подкрепление, с другой стороны, устраняет следствие или стимул, который не нравится человеку, в надежде усилить желаемое поведение. Если вы скажете ребенку, что, поскольку сегодня он выполнил домашнее задание сразу после уроков, он освобождается от помощи с мытьем посуды, вы даете ему негативное подкрепление. В обоих случаях вы надеетесь, что поощрение, которое вы предоставляете, повысит желаемое поведение, связанное с выполнением домашнего задания.

Целью наказания является уменьшение поведения. Положительное наказание — это дополнительный стимул, направленный на снижение поведения. Если ребенок капризничает в классе, а вы ругаете его, вы применяете положительное наказание. Выговор — дополнительный стимул. Негативным наказанием будет отнятие того, что ребенок хочет. Например, если вы говорите ему, что он должен оставаться на перемене после того, как повел себя в классе, вы используете негативное наказание.

Важно помнить о подкреплении и наказании, что результат определяет, служит ли стимул подкреплением или наказанием, независимо от намерений человека, доставляющего стимул. Учитель может предпринять определенное действие с намерением наказать ребенка, но в конечном итоге непреднамеренно поощрить его. Если ребенок, который ведет себя в классе, жаждет любого внимания, которое он может получить от взрослого, и похвала, и ругань могут быть для него в равной степени подкрепляющими.

Хотя приведенные выше примеры относятся к людям, важно отметить, что исследование Скиннера в основном проводилось на животных, обученных в специальных клетках, называемых «ящиками Скиннера», предназначенных для подкрепления и наказания. Например, он обучал крысу нажимать на рычаг, когда загорался зеленый свет, сначала наблюдая, как крыса двигается и исследует клетку, пока она в конце концов не нажмет на рычаг. Когда крыса нажимала на рычаг, выбрасывалась пищевая гранула, из-за чего крыса часто нажимала на рычаг. Как только это поведение было установлено, он начинал включать свет и выпускал пищевую гранулу только в том случае, если крыса нажимала на рычаг при включенном свете. Со временем крысу научат нажимать на рычаг каждый раз, когда загорается свет.

Скиннер полагал, что человеческое обучение происходит по тому же механизму, и что даже очень сложному поведению можно научиться, подкрепляя промежуточное поведение (как в примере с крысой выше) и постепенно формируя сложное поведение. В 1957 году Скиннер опубликовал «Вербальное поведение», в котором применил свою теорию к изучению языка. Это было спорным. Лингвист Ноам Хомский, например, утверждал, что оперантное обусловливание неадекватно для объяснения того, как люди учатся строить новые предложения в ответ на новый опыт.

Для получения дополнительной информации о Б. Ф. Скиннере и его теории оперантного обусловливания см. это видео:

https://www.youtube.com/watch?v=D-RS80DVvrg (4:45 минуты).

Бихевиоризм в образовательных технологиях

Сегодня принципы оперантного обусловливания используются учителями для общего управления классом и для поддержки учащихся с особыми потребностями. Образовательные технологии также использовали принципы бихевиоризма, особенно оперантное обусловливание. Программированное обучение (см. https://en.wikipedia.org/wiki/Programmed_learning), например, представляет собой стратегию обучения, которая развивалась и росла вместе с достижениями в области технологий.

Добавить комментарий