Бихевиоризм как наука о поведении кратко: 23) Бихевиоризм как наука о поведении.

Содержание

23) Бихевиоризм как наука о поведении.

Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Методы: Бихевиористами применялось два основных методологических подхода для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Развитие: Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология (наука, изучающая познавательные процессы человеческого сознания), поведенческая терапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия.

Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

Уотсон: поведение – это система реакция. ( Реакция – новое понятие, введенное бихевиоризмом).

24) Типы реакций по Уотсону:

1) врожденные – поведенческие акты, наблюдаемые у новорожденных детей: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища и т.д.

2) приобретенные

Врожденные р-ции Уотсон описал без труда, т.к. достаточно понаблюдать за поведением новорожденных. Описание законов приобретением врожденных реакций шло труднее. Он обратился к работам Павлова и Бехтерева, где описаны механизмы возникновения условных рефлексов. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов как естественнонаучную базу своей теории: все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

25) Инструментальное или оперантное обусловливание в бихевеоризме.

Другое достижение бихевиоризма – изучение особого типа условных реакций – инструментальных или определенных. Инструментальное или оперантное обусловливание – если подкреплять действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью.

Бихевиористы: классическое (т.е. павловское) и оперантное обусловливание – универсальный механизм научения, общий для животного и человека. Процесс научения, представлялся как автоматический, не требующий активности человека. Достаточно использовать 1 подкрепление, что бы «закрепить» в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний человека.

С помощью S и подкрепления можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им. Поведение жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и прошлого опыта.

Таким образом, игнорировалось существование сознания, т.е. внутреннего психического мира человека, что лишено здравого смысла. Позже это поняли и бихевиористы. С конца 60-ы гг. даже на родине бихевиоризма, в Америке, вернулись к изучению сознания – высшей формы психического отражения объективной действительности.

Рассмотрение бихевиоризма в качестве психологической науки о поведении

В 1913 году американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958 гг.), который впоследствии стал теоретическим лидером бихевиоризма (от английского слова behavior, что означает «поведение»), заявил, что психология получит полное право называться наукой, только когда начнет использовать объективные экспериментальные методы изучения. Но с объективной точки зрения, возможно изучать исключительно поведение человека, проявляющееся в одной либо другой ситуации. Все, что невозможно объективно зарегистрировать, то есть человеческие мысли и сознание – все, что происходит непосредственно внутри человека, изучению уже не подлежит. Объективно изучать и регистрировать возможно исключительно реакции, внешние действия индивида, а также те стимулы и ситуации, которые к этим реакциям приводят.

Согласно Дж. Уотсону, задача психологической науки состоит в том, чтобы непосредственно по реакции определять возможный стимул, а по этому стимулу предсказывать конкретную реакцию. Та либо другая поведенческая реакция проявляется на отдельный стимул, какую-либо ситуацию. Формула «стимул-реакция» (S-R) считалась ведущей в бихевиоризме.

Определение 1

С точки зрения последователей этого направления, личность человека – это некая совокупность поведенческих реакций, присущих конкретному индивиду. Новые формы поведения возникают в результате образования условных рефлексов (так называемое обусловливание).

Психологические закономерности управления поведением людей

Можно осуществлять управление поведением людей, применяя некоторые психологические закономерности.

Закон эффекта

Был определен одним из первооткрывателей бихевиористского направления Э. Торндайком (1874-1949 гг.), подчеркивает: связь между стимулом и реакцией увеличивается, когда присутствует подкрепление. Оно бывает положительного характера (некая похвала, получение ожидаемого результата, материальное вознаграждение и т.д.) либо отрицательного (наказание, болевые ощущения, критическое замечание, неудача и т.п.). Поведение индивида зачастую вытекает из ожидания какого-либо положительного подкрепления, но в редких случаях преобладает желание в первую очередь избежать отрицательного подкрепления.

Закон субъективной ценности подкрепления

Чтобы осуществлять управление поведением, важно учитывать, какое именно подкрепление, какая именно награда предпочтительна, ценна и наиболее значима для индивида на конкретный момент. В концепции бихевиоризма индивид понимается в первую очередь как действующее, реагирующее, способное к обучению существо, которое «запрограммировано» на одни либо другие реакции, действия, проявления поведения. Меняя подкрепления и стимулы, можно «программировать» индивида на предпочтительное поведение. Помимо этого, в недрах самого бихевиоризма психолог Э. Толмен (1886-1959 гг.

) подверг явному сомнению схему «стимул-реакция» как чрезвычайно упрощенную и добавил к этим членам новую переменную, стоящую между ними – психические процессы конкретного индивида, напрямую зависящие от его наследственности, прошлого опыта и нынешнего физиологического состояния.

Американский психолог Б.Ф. Скиннер (1904-1990 гг.) сформулировал положение о трех типах поведения человека: безусловно рефлекторном, условно рефлекторном и оперантном. Безусловно рефлекторный и условно рефлекторный типы поведения вызываются некими стимулами и называются, в свою очередь, респондентным (или отвечающим) поведением. Они составляют некую часть репертуара поведения человека, но исключительно ими не обеспечивается полная адаптация человека к нынешней среде его обитания. Сам процесс приспособления выстраивается на основании активных проб – то есть воздействий человека на окружающий его мир.

Замечание 1

Некоторые такие пробы совершенно случайно способны привести к получению полезного результата, который из-за своей очевидной полезности закрепляется. Данные реакции не вызываются стимулом, а выделяются (можно сказать, испускаются) самим организмом. Одни из них оказываются действительно верными и поэтому подкрепляются.

Скиннер дал им название «оперантные» (реакции типа Я). По мнению Скиннера, конкретно данные реакции можно считать преобладающими в адаптивном поведении человека. Основным средством формирования нового социального поведения является подкрепление.

Информация, приобретенная при изучении животных, перенесена Скиннером на людское поведение, что привело к довольно биологизаторской трактовке человека. Для решения некоторых социальных проблем современного социума Скиннер выдвинул задачу формирования технологии поведения, призванную вести контроль одной части людей над другой частью. В роли средства управления людского поведения выступал контроль за режимом подкреплений, дающий возможность осуществлять определенное манипулирование. Получается, что Скиннер огласил еще две психологические закономерности, которые можно увидеть ниже.

Принцип оперантного обусловливания

Поведение живых существ в полной мере определяется последствиями, к которым оно может привести. В зависимости от того, будут ли эти последствия положительными, безразличными либо отрицательными, данный живой организм проявит определенную тенденцию повторять конкретный поведенческий акт, не придавать ему малейшего значения либо стараться полностью избегать тех действий и тех ситуаций, которые способны привести к отрицательным последствиям.

Закономерность субъективной вероятности последствий

Индивид субъективно проводит оценку доли вероятности наступления одних либо других последствий своих собственных реакций. Чем сильнее субъективная вероятность проявления отрицательных последствий, тем значительнее это влияет на поведение индивида, и тем в большей степени он склоняется к тому, чтобы отказаться от подобных инициативных действий.

Определение 1

Скиннер говорил, что

личность – это определенная совокупность социальных реакций, определенных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения.

Под достаточным влиянием конкретной системы подкреплений и наказаний человек получает новые социальные навыки, а также другие свойства личности.

Представитель школы необихевиоризма Альберт Бандура (1925-1988 гг.) продемонстрировал, что новое поведение способно появляться не только в результате спонтанной инструментальной активности (как считал Скиннер), но и как подражание либо как результат словесного (вербального) инструктирования. Именно так были озвучены закономерности управления поведением людей, перечисленные далее.

Закономерность подражания

Индивид склонен копировать поведение других индивидов с расчетом на то, что результаты этого копирования окажутся положительными для него лично.

Закономерность научения через пример либо наблюдение

Индивиды способны учиться, просто наблюдая, читая либо слыша об определенном поведении других людей.

Закономерность самоподкрепления

Индивиды обладают способностью самостоятельно давать оценку собственному поведению и поощрять либо критиковать либо каким-то образом наказывать себя в том случае, если они нарушили общепринятые нормы, которые кажутся им правильными.

Теория Джулиана Роттера

В теории социального научения, разработанной Дж. Роттером (1916-1914 гг.), социальное поведение человека возможно обрисовать, используя нижеперечисленные понятия:

  • Поведенческий потенциал. Любой индивид обладает конкретным набором действий, поведенческих реакций, образовавшихся в течение его жизни.
  • Субъективная вероятность. С какой, как считает индивид, вероятностью, некое подкрепление будет после конкретного поведения в какой-либо ситуации (когда индивид думает, что есть высокая вероятность того либо другого вида подкрепления в этой ситуации, он быстрее усваивает нужное поведение, которое максимально соответствует и ситуации, и подкреплению).
  • Характер и ценность подкрепления. Различные индивиды ценят и выбирают различные подкрепления. Для кого-то намного более ценна устная похвала, необходимо уважение окружающих, для кого-то – материальные блага, кто-то сильнее чувствителен к наказанию и так далее.
  • Локус контроля. От латинского слова locus, что означает «место», «местоположение». Это понятие, которое ввел Роттер, разделяет индивидов по такому принципу: часть считает себя «пешкой», а часть – человеком, чьи усилия могут привести к достижению поставленной цели. Экстерналы снимают с себя ответственность за абсолютно все происходящее с ними, и перекладывают ее на окружающих и жизненные обстоятельства. Интерналы склонны считать ответственным за все положительные и отрицательные события в жизни исключительно себя самих. Проще поддаются внешнему влиянию и управлению именно экстерналы, их поведение гораздо легче программируется переменами внешних воздействий, определенных ситуаций, стимулов и подкреплений.

Сильные и слабые стороны бихевиоризма

Основными достижения бихевиоризма в качестве психологии как науки о поведении считаются внедрение объективных методов регистрации, а также анализа внешне наблюдаемых реакций, действий индивида, неких процессов и событий, а также открытие конкретных закономерностей научения, появления навыков, поведенческих реакций.

Замечание 2

Значительное влияние бихевиоризм оказал на развитие психотерапии, а также на методы программированного обучения.

Главный недостаток бихевиоризма состоит именно в недостаточном учете сложности психической человеческой деятельности, значительном сближении психики человека и животного, игнорировании процессов сознания, самоопределения индивида, творчества.

ПОВЕДЕНИЕ | ПСИХОЛОГИЯ

Бихевиоризм возник в начале 20-го века и стал главной силой в американской психологии. Поддерживаемый такими психологами, как Джон Б. Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990), бихевиоризм отвергал любые ссылки на разум и рассматривал открытое и наблюдаемое поведение как надлежащий предмет психологии.

На протяжении десятилетий бихевиоризм доминировал в американской психологии. К 1960-м годам психологи начали осознавать, что бихевиоризм не может полностью объяснить человеческое поведение, потому что он игнорирует психические процессы.

Бихевиоризм, также известный как поведенческая психология, представляет собой теорию обучения, основанную на идее о том, что любое поведение приобретается посредством обусловливания. Кондиционирование происходит при взаимодействии с окружающей средой. Бихевиористы считают, что наши реакции на внешние раздражители формируют наши действия. Поведение можно изучать систематическим и наблюдаемым образом независимо от внутренних психических состояний.

Существует два основных типа кондиционирования:

  1. Classical Conditioning — это техника, часто используемая в обучении поведению, в которой нейтральный стимул сочетается с естественным стимулом. В конце концов, нейтральный стимул вызывает ту же реакцию, что и естественный стимул, даже если естественный стимул не проявляется. Связанный стимул теперь известен как условный стимул , а выученное поведение известно как условная реакция . Есть также безусловная реакция вызванная безусловным раздражителем непроизвольно. Иногда утверждают, что условная реакция и безусловная реакция похожи.

Обучение может происходить через ассоциации.  Классический процесс обусловливания работает, развивая связь между стимулом окружающей среды и естественным стимулом. В классических экспериментах физиолога Ивана Павлова собаки ассоциировали подачу пищи (что-то, что естественным образом и автоматически вызывает реакцию слюноотделения) сначала со звуком колокольчика, а затем с видом белого халата лаборанта. В конце концов, лабораторный халат сам по себе вызывал у собак реакцию слюноотделения 9.0003

Когда связь исчезает, это называется исчезновением , когда поведение постепенно ослабевает или исчезает. Такие факторы, как сила первоначальной реакции, могут играть роль в том, как быстро происходит угасание. Например, чем дольше реакция была обусловлена, тем больше времени может потребоваться, чтобы она угасла.

Факторы, подобные обобщению , распространены там, где мы уточняем нашу новую информацию и связываем ее с нашей существующей информацией. Эти действия выполняются нами на регулярной основе, когда мы создаем сходство и, таким образом, можем хранить их в нашем мозгу в течение более длительного периода времени. Обычно мы делаем типичные ошибки, когда обобщаем.

Мотивированное забывание относится к воспоминаниям и переживаниям, которые мы хотим забыть из-за их негативного влияния на наш мозг и поведение. В основном это происходит, когда воспоминание о каком-то травмирующем усложняет воспоминание о новых вещах.

2.   Оперантное обусловливание  это метод обучения, который происходит посредством подкреплений  и наказаний.   Эдвард Трондайк , психолог-первопроходец, описавший закон эффекта, говорил об ассоциации между поведением и следствием поведения. Когда желаемый результат следует за действием, повышается вероятность повторения поведения в будущем. С другой стороны, реакции, за которыми следуют неблагоприятные последствия, с меньшей вероятностью повторятся в будущем.

Обучение также может происходить через поощрения и наказания.  Бехевиорист Б.Ф. Скиннер описал оперантное обусловливание как процесс, в котором обучение может происходить посредством подкрепления и наказания. Точнее, формируя ассоциацию между определенным поведением и последствиями этого поведения, вы учитесь. Например, если родитель вознаграждает своего ребенка похвалой каждый раз, когда он берет свои игрушки, желаемое поведение постоянно подкрепляется. В результате ребенок будет с большей вероятностью убирать беспорядок.

Графики подкрепления важны для оперантного обусловливания. Этот процесс кажется довольно простым — просто наблюдайте за поведением, а затем предложите награду или наказание. Однако Скиннер обнаружил, что время этих поощрений и наказаний оказывает важное влияние на то, как быстро усваивается новое поведение, и на силу соответствующей реакции.

3. Обучение через наблюдение также является важной частью поведенческой психологии. Основан У Альберта Бандуры было много аргументов против его теории обучения путем имитации модели через несколько шагов, которые также способствуют изменению нашего психологического поведения.

Факторы, влияющие на обучение через наблюдение

Согласно исследованиям Бандуры, существует ряд факторов, повышающих вероятность того, что поведение будет имитировано.

Мы склонны подражать:

  • Люди, которых мы воспринимаем как теплых и заботливых.
  • Люди, которые получают вознаграждение за свое поведение​.
  • Когда вы были вознаграждены за подражание поведению в прошлом​.
  • Когда нам не хватает уверенности в собственных знаниях или способностях​.
  • Люди, которые имеют власть над нашей жизнью​.
  • Люди, похожие на нас по возрасту, полу и интересам.
  • Люди, которыми мы восхищаемся или которые имеют более высокий социальный статус.
  • Когда ситуация сбивает с толку, двусмысленна или незнакома.

Теория наблюдения в реальном мире влияет на людей, особенно на детей, у которых отсутствует теория разума. Эффекты адаптаций через подражание окружающему нас виртуальному миру оказывают более опасное, чем полезное воздействие на общество . Они поощряют насилие, агрессию, депрессию, резкость и т. д., а не доброту, щедрость, готовность помочь и т. д.

           Сильные и слабые стороны поведенческой психологии

  • Поведенческая психология имеет некоторые сильные стороны. Бихевиоризм основан на наблюдаемом поведении, поэтому при проведении исследований иногда легче проводить количественную оценку и сбор данных. Эффективные терапевтические методы, такие как интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, экономия жетонов и дискретное пробное обучение, уходят своими корнями в бихевиоризм. Эти подходы часто очень полезны для изменения дезадаптивного или вредного поведения как у детей, так и у взрослых.
  • Есть у него и недостатки. Многие критики утверждают, что бихевиоризм представляет собой одномерный подход к пониманию человеческого поведения. Они предполагают, что поведенческие теории не учитывают свободную волю и внутренние влияния, такие как настроение, мысли и чувства. Кроме того, он не учитывает другие типы обучения, происходящие без использования подкрепления и наказания. Более того, люди и животные могут адаптировать свое поведение при введении новой информации, даже если это поведение было установлено путем подкрепления.

Поведенческая перспектива – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие

Перейти к содержимому

Соня Энн Миллер; Лаура Оверстрит; и Диана Лэнг

  • Описать принципы классического обусловливания
  • Описать принципы оперантного обусловливания

Поведенческая перспектива: внимание к наблюдаемому поведению

Поведенческая перспектива — это психологический подход, предполагающий, что ключом к пониманию развития являются наблюдаемое поведение и внешние раздражители в окружающей среде. Бихевиоризм — это теория обучения, а теории обучения сосредоточены на том, как мы реагируем на события или стимулы, а не на внутренних факторах, мотивирующих наши действия. Эти теории объясняют, как опыт может изменить то, что мы делаем. [1]

Бихевиоризм возник в начале 20-го века и стал главной силой в американской психологии. Поддерживаемый такими психологами, как Джон Б. Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990), бихевиоризм отвергал любые ссылки на разум и рассматривал открытое и наблюдаемое поведение как надлежащий предмет психологии. Надеялись, что благодаря научному изучению поведения можно будет вывести законы обучения, которые будут способствовать прогнозированию и контролю поведения. Русский физиолог Иван Павлов (1849 г.–1936) оказал влияние на ранний бихевиоризм в Америке. Его работа по условному обучению, обычно называемая классической обусловленностью, подтвердила представление о том, что обучение и поведение контролируются событиями в окружающей среде и могут быть объяснены без ссылки на разум или сознание. [2]

Классическое обусловливание и эмоциональные реакции

Классическая обусловленность  теория помогает нам понять, как наши реакции на одну ситуацию привязываются к новым ситуациям. Например, запах может напомнить нам о времени, когда мы были детьми. Если вы пойдете в новое кафе с таким же запахом, как в вашей начальной столовой, это может вызвать чувства, которые вы испытывали, когда учились в школе. Или песня по радио может напомнить вам о памятном вечере, который вы провели со своей первой настоящей любовью. Или, если вы слышите свое полное имя (например, Исайя Уилмингтон Брюэр), когда вы идете по сцене, чтобы получить диплом, и это заставляет вас напрягаться, потому что напоминает вам о том, как ваш отец называл ваше полное имя, когда был в бешенстве. на вас, то вы были классически обусловлены.

Рисунок 1 . Иван Павлов

Классическое обусловливание объясняет, как мы развиваем многие наши эмоциональные реакции на людей или события или наши реакции на ситуации «внутри». Новые ситуации могут вызвать старую реакцию, потому что они стали связаны. Таким образом формируются привязанности. На зависимость влияет классическое обусловливание, как вам скажет любой, кто пытался бросить курить. Когда пытаешься бросить, все, что было связано с курением, вызывает тягу к сигарете.

Павлов и классическое кондиционирование

Иван Павлов (1849–1936) был русским физиологом, интересовавшимся изучением пищеварения (рис. 1). Когда он записал количество слюны, выделяемой его лабораторными собаками во время еды, он заметил, что они действительно начали выделять слюну до того, как им принесли еду, когда исследователь шел по коридору к клетке. «Это, — подумал он, — неестественно!» Можно было бы ожидать, что у собаки будет автоматически выделяться слюна, когда пища коснется ее неба, но до еда приходит? Конечно, произошло то, что собаки знали, что еда приближается, потому что они научились ассоциировать шаги с едой. Ключевое слово здесь «узнал».

Выученная реакция называется «условной» реакцией. Павлов стал экспериментировать с этим «психическим» рефлексом. Например, он начал звонить в колокольчик перед тем, как подать еду. Конечно же, после того, как несколько раз установили эту связь, у собак можно было заставить выделять слюну при звуке колокольчика. Как только звонок стал событием, на которое собаки научились выделять слюну, его стали называть условным раздражителем. Выделение слюны на звонок было также заученной реакцией, которую теперь называют на жаргоне Павлова условной реакцией. Обратите внимание, что реакция слюноотделения одинакова независимо от того, обусловлена ​​она или нет (необученная или естественная). Что изменилось, так это стимул, на который у собаки выделяется слюна. Один из них естественный (безусловный), а другой выученный (обусловленный) (рис. 2).

Рисунок 2 . До обусловливания безусловный раздражитель (пища) вызывает безусловную реакцию (слюноотделение), а нейтральный раздражитель (звонок) не вызывает реакции. Во время обусловливания безусловный раздражитель (еда) предъявляется повторно сразу после предъявления нейтрального раздражителя (звонка). После обусловливания нейтральный раздражитель сам по себе вызывает условную реакцию (слюноотделение), становясь, таким образом, условным раздражителем. (Источник изображения: OpenStax Psychology, CC BY 4.0)

Посмотрите следующее видео, чтобы узнать больше о Павлове и его собаках:

Вы можете просмотреть расшифровку «Классической тренировки – Иван Павлов» здесь (откроется в новом окне).

Уотсон и бихевиоризм

Давайте подумаем, как классическое обусловливание применяется к людям, а не только к собакам. Одно из самых распространенных применений классических принципов обусловливания было предложено психологом Джоном Б. Уотсоном. Уотсон предположил, что процесс классического обусловливания (основанный на наблюдениях Павлова) способен объяснить все аспекты человеческой психологии. Он основал психологическую школу бихевиоризма после исследования поведения животных. Эта школа была чрезвычайно влиятельной в середине 20-го века, когда Б. Ф. Скиннер развил ее дальше.

Уотсон считал, что большинство наших страхов и других эмоциональных реакций классически обусловлены. Он приобрел большую популярность в 1920-х годах благодаря своим экспертным советам по воспитанию детей, предлагаемым публике. Он считал, что родителей можно научить формировать поведение своих детей, и пытался продемонстрировать силу классического обусловливания в своем знаменитом эксперименте с 18-месячным мальчиком по имени «Маленький Альберт». Ватсон усадил Альберта и представил ему различные, казалось бы, страшные предметы: горящий кусок газеты, белую крысу и т. д. Но Альберту не терпелось любопытства, и он потянулся за всеми этими предметами. Уотсон знал, что один из наших единственных врожденных страхов — это боязнь громких звуков, поэтому он продолжал издавать громкий звук каждый раз, когда представлял одного из любимцев Альберта, белую крысу. Услышав несколько раз громкий шум в паре с крысой, Альберт вскоре испугался крысы и начал плакать, когда ее представили.

Уотсон заснял этот эксперимент для потомков и использовал его, чтобы продемонстрировать, что он может помочь родителям достичь любых желаемых результатов, если они будут следовать его совету. Уотсон вел колонки в газетах и ​​журналах и приобрел большую популярность среди родителей, стремящихся применить науку в домашнем хозяйстве. Однако советы по воспитанию детей не были наследием, которое оставил нам Уотсон; где он действительно оказал свое влияние, так это в рекламе. После того, как Уотсон покинул академию, он ушел в мир бизнеса и показал компаниям, как привязать к их продуктам что-то, что вызывает естественное положительное чувство, чтобы увеличить продажи. Итак, союз секса и рекламы!

Посмотрите сцены из эксперимента Джона Ватсона, в котором Маленького Альберта заставляли бояться пушистых предметов. Во время просмотра видео внимательно следите за реакцией Маленького Альберта и за тем, как Уотсон и Рейнер предъявляют стимулы до и после кондиционирования. В эксперименте с Маленьким Альбертом проверьте, можете ли вы определить условные и безусловные раздражители и реакции: определите безусловный раздражитель, безусловную реакцию и, после условного рефлекса, условный раздражитель и условную реакцию.

Вы можете просмотреть стенограмму «Экспериментов с малышом Альбертом» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Оперативное обусловливание

Теперь обратимся ко второму типу ассоциативного научения — оперантному обусловливанию. В оперантном обусловливании организмы учатся связывать поведение и его последствия (таблица 1). Приятное последствие повышает вероятность повторения такого поведения в будущем. Например, дельфин Спирит из Национального аквариума в Балтиморе делает сальто в воздухе, когда ее дрессировщик свистит. В результате она получает рыбу.

Психолог Б. Ф. Скиннер увидел, что классическое обусловливание ограничивается существующими формами поведения, вызываемыми рефлекторно, и не учитывает новые формы поведения, такие как езда на велосипеде. Он предложил теорию о том, как возникает такое поведение. Скиннер считал, что поведение мотивировано последствиями, которые мы получаем за поведение: подкреплением и наказанием. Его идея о том, что обучение является результатом последствий, основана на законе эффекта , впервые предложенном психологом Эдвардом Торндайком. Согласно закону эффекта, поведение, за которым следуют удовлетворяющие организм последствия, с большей вероятностью будет повторяться, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, повторится с меньшей вероятностью. [3] По сути, если организм делает что-то, что приводит к желаемому результату, он с большей вероятностью сделает это снова. Если организм делает что-то, что не приводит к желаемому результату, он с меньшей вероятностью сделает это снова. Примером закона эффекта является занятость. Одна из причин (и часто главная причина) того, что мы появляемся на работе, заключается в том, что нам за это платят. Если нам перестанут платить, мы, скорее всего, перестанем появляться, даже если нам нравится наша работа.

Основываясь на законе эффекта Торндайка, Скиннер начал проводить научные эксперименты на животных (в основном на крысах и голубях), чтобы определить, как организмы учатся посредством оперантного обусловливания. [4] Он поместил этих животных в камеру оперантного кондиционирования, которая стала известна как «ящик Скиннера» (рис. 3). Коробка Скиннера содержит рычаг (для крыс) или диск (для голубей), который животное может нажать или клюнуть, чтобы получить пищевое вознаграждение через дозатор. Динамики и свет могут быть связаны с определенным поведением. Регистратор подсчитывает количество ответов животного.

Рисунок 3 . (а) Б. Ф. Скиннер разработал оперантное обусловливание для систематического изучения того, как поведение усиливается или ослабляется в зависимости от его последствий. (b) В ящике Скиннера крыса нажимает на рычаг в камере оперантного кондиционирования, чтобы получить пищевое вознаграждение. (кредит а: модификация работы «Silly Rabbit»/Wikimedia Commons; адаптация включена в OpenStax Psychology, CC BY 4.0)

Скиннер считал, что лучше всего мы учимся, когда наши действия подкреплены. Например, ребенок, который убирает свою комнату и получает подкрепление (вознаграждение) крепкими объятиями и словами похвалы, с большей вероятностью уберет ее снова, чем ребенок, чей поступок остается незамеченным. Скиннер считал, что почти все может быть подкрепляющим. Подкрепление — это то, что следует за поведением, что повышает вероятность его повторения. Это может быть что-то внутренне вознаграждающее (называемое внутренним или первичным подкреплением), такое как еда или похвала, или это может быть что-то вознаграждающее, потому что его можно обменять на то, чего человек действительно хочет (например, получить деньги и потратить их на покупку печенья). ). Такие подкрепления называются вторичными подкреплениями.

Посмотрите следующий ролик, чтобы узнать больше об оперантном обучении, а также посмотрите интервью со Скиннером, в котором он рассказывает об обучении голубей.

Вы можете просмотреть расшифровку «Оперантного обусловливания» здесь (откроется в новом окне).

Сравнение классического и оперантного обусловливания

Таблица 1. Сравнение классического и оперантного обусловливания
Классический кондиционер Оперативное обусловливание
Метод кондиционирования Безусловный раздражитель (например, еда) сочетается с нейтральным раздражителем (например, звонком). Нейтральный раздражитель в конечном итоге становится условным раздражителем, который вызывает условную реакцию (слюноотделение). За целевым поведением следует поощрение или наказание, чтобы либо усилить, либо ослабить его, чтобы учащийся с большей вероятностью продемонстрировал желаемое поведение в будущем.
Время стимула Стимул возникает непосредственно перед реакцией. Стимул (подкрепление или наказание) возникает вскоре после реакции.

Попробуйте

Попробуйте

  • поведенческая перспектива : подход, предполагающий, что ключом к пониманию развития являются наблюдаемое поведение и внешние стимулы в окружающей среде
  • классическое обусловливание : тип обучения, при котором организм определенным образом реагирует на нейтральный стимул, который обычно не вызывает такой реакции
  • закон эффекта : поведение, за которым следуют удовлетворяющие организм последствия, будет повторяться, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, не будет поощряться
  • оперантное обусловливание : форма обучения, при которой произвольная реакция усиливается или ослабляется в зависимости от ее связи с положительными или отрицательными последствиями

  1. Эта глава была адаптирована из книги Lumen Learning Lifespan Development , разработанный Соней Энн Миллер и доступный по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

Добавить комментарий