Бихевиоризм в психологии кратко и понятно: Бихевиоризм в психологии: что это, представители, и как применить в жизни

Что движет людьми: объясняем бихевиоризм кратко и понятно

Просто о сложном

Будучи в одной и той же жизненной ситуации, люди по-разному реагируют на происходящее, имеют разные точки зрения и находят иные пути решения проблем. Понять, что же движет людьми в совершении того или иного поступка, ученые пытаются с давних времен.

Бихевиоризм – это теория, согласно которой психологию человека или животных можно объективно изучать с помощью наблюдения за их поведением. Эта область исследований возникла как реакция на психологию XIX века, которая использовала самоанализ своих мыслей и чувств для изучения людей и животных.

Сторонники бихевиоризма утверждали, что психология людей и животных объясняется их определенным поведением, а не мыслями и чувствами.

Происхождение бихевиоризма

Бихевиоризм возник как реакция на ментализм – субъективный подход к исследованиям, применявшийся психологами во второй половине XIX века. В ментализме разум изучается путем изучения собственных мыслей и чувств. Позже этот процесс получил название самоанализ.

Сторонники бихевиоризма считали наблюдения менталистов слишком субъективными, поскольку они значительно различались между отдельными исследователями, что часто приводило к противоречиям в науке.

Изображение с сайта shutterstock.com

Типы бихевиоризма

Существует два основных типа бихевиоризма: методологический бихевиоризм, на который сильно повлияли работы Джона Уотсона, и радикальный бихевиоризм, где пионером был психолог Беррес Скиннер.

Методологический бихевиоризм

В 1913 году психолог Джон Уотсон опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиористов», которую можно считать манифестом раннего бихевиоризма. В этой статье Уотсон отверг менталистские методы и подробно изложил свою философию о том, какой должна быть психология. После статьи ученого термин «бихевиоризм» прочно укрепился в психологии.

К 1920-м годам ряд интеллектуалов, в том числе философ, а затем лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел, полностью признали значение философии Уотсона.

Радикальный бихевиоризм

Из бихевиористов после Уотсона, возможно, наиболее известен Беррес Скиннер. В отличие от многих других бихевиористов того времени идеи Скиннера были сосредоточены на научных объяснениях, а не на методах.

Скиннер считал, что наблюдаемое поведение – это внешнее проявление невидимых психических процессов. Его подход к бихевиоризму заключался в том, чтобы понять взаимосвязь между поведением животного и окружающей его средой.

Изображение с сайта shutterstock.com

Известные эксперименты бихевиористов

Собаки Павлова

Эксперименты Павлова с собаками широко известны по всему миру. Благодаря открытиям известного академика психология изрядно расширила свои знания. Опытов, проделанных с животными, множество.

Суть одного из экспериментов сводится к следующему. Каждый прием пищи животных предвещал звон колокольчика. Увидев еду, у собак начинался непроизвольный процесс слюноотделения. Но через несколько дней процесс приема пищи изменился. После звона колокольчика собаки не получили долгожданного корма. Но, несмотря на это, выделение слюны и желудочного сока продолжалось.

Благодаря этому эксперименту собаки постепенно научились ассоциировать звуки колокольчика с едой, хотя раньше они не реагировали на этот звук.

Маленький Альберт

В  другом эксперименте психолог Джон Уотсон и его аспирант Розали Рейнер познакомили 9-месячного ребенка, которого они назвали Маленький Альберт, с белой крысой, кроликом и собакой. Параллельно мальчику показывали белую вату, маску Санта-Клауса, горящую газету и пряжу. Животные и вещи не пугали Альберта.

Но через два месяца ученые приступили к формированию страха у малыша. Для этого Альберта поместили в центр комнаты, а рядом положили крысу. Стоило мальчику потянуть руку к зверьку, как Уотсон, стоящий позади ребенка, бил молотком по пластине. Резкий звук пугал подопытного, и через некоторое время Альберт стал ассоциировать крысу с источником страха. Мальчик начинал плакать при ее виде и уползать в сторону.

Через несколько дней психологи продолжили изучение феномена страха. Ученым удалось прийти к выводу, что подопытный начал бояться и тех вещей, которые первоначально присутствовали рядом с крысой, таких как маска Санта-Клауса и пряжа.

В дальнейшем исследователи хотели осуществить еще несколько опытов, чтобы устранить чувство страха у ребенка. Но по некоторым причинам сделать этого не удалось.

В будущем личность самого мальчика очень интересовала общественность. По некоторым данным, Альберт – это Уильям Баргер, чья мать работала в той больнице, где и проводился опыт. Племянница мужчины позже рассказала, что он всю жизнь испытывал страх перед собаками. Является ли это реакцией на эксперимент, проведенный в младенчестве, узнать так и не удалось.

В современном мире масса примеров бихевиоризма. Например, учитель может вручить некий приз учащимся, которые хорошо справились с заданием. В то же время наказать хулигана, к примеру, выгнав с занятий.

Хотя бихевиоризм когда-то был доминирующим направлением в психологии в середине XX века, но сейчас он потерял связь с когнитивной психологией, которая сравнивает разум с системой обработки информации, наподобие компьютера.

Впрочем, теория бихевиоризма занимает огромное место в психологии. Именно она послужила толчком для понимания того, что наши поступки могут расцениваться окружающими совершенно по-разному. Это заставляет нас принимать решения, учитывая мнение или реакцию того или иного человека.

Post Views: 249

бихевиоризм | это… Что такое бихевиоризм?

   БИХЕВИОРИЗМ (с. 87)

   Бихевиоризм — один из немногих англицизмов, использование которого оправдано самой природой нашего языка. С помощью «изма» можно вывести название системы почти из любого слова, но попробуйте проделать это с «поведением» (behavior по-английски буквально и означает — поведение). Данная школа — крупнейшая в мировой психологии XX в. — всегда была представлена в России (как в научных работах, так и в учебных курсах) очень скупо и преимущественно критически. В результате в сознании российских психологов бихевиоризм представлен в основном в виде набора упреков в его адрес.

Попробуем сформулировать самые важные из этих упреков. Итак, бихевиоризм оказывается сильно уязвим для критики в связи с тем, что он:

   - заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного, — внутреннего мира, то есть сознания, чувственных состояний, душевных переживаний;

   - трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека до уровня автомата, робота, марионетки;

   - опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями;

   - не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека;

   - не в силах объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве;

   - опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;

   - неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие;

   - недостаточное внимание уделяет индивидуально-психологическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному репертуару поведения;

   - игнорирует категории морали и нравственности;

   - антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши для концлагеря, а не для цивилизованного общества.

   Как это ни покажется невероятно, но все эти утверждения почти дословно почерпнуты из работы самого знаменитого бихевиориста Б.Ф.Скиннера. Одну из своих самых известных книг он начинает перечнем упреков в адрес своей позиции, с тем чтобы затем их отвергнуть. Так уж повелось, что бихевиористам постоянно приходится оправдываться. Получается это иногда убедительно, иногда — не очень. Дабы разобраться в справедливости выдвинутых претензий и соответствующих контраргументов, попробуем проследить историю их возникновения. Как получилось, что бихевиористы дали столько поводов для критики, и можно ли что-то сказать в их защиту?

   Психология оформилась в самостоятельную науку в последней четверти XX в. Ее предметом было провозглашено сознание, а основным методом — интроспекция, т.е. изощренное профессиональное самонаблюдение. В качестве центральной задачи ставилось изучение содержания сознания, выявление его элементов (которых, по некоторым гипотетическим оценкам, должны насчитываться десятки тысяч) и связей между ними, образующихся по законам ассоциации.

   Сегодня этот этап развития психологии справедливо расценивается как перевернутая страница в истории науки. Однако понадобилось несколько десятилетий, чтобы со всей очевидностью высветилась ограниченность интроспективного подхода и его невысокая практическая ценность.

   Для своего времени (начало XX в.) бихевиоризм явился новым позитивным вкладом в науку, обеспечившим ее прогресс. Так же, впрочем, как и фрейдизм, позволивший по-новому оценить многие явления душевной жизни. Однако уже по прошествии полувека эти две основные силы в психологии (об интроспекционизме никто уже всерьез не вспоминал) продемонстрировали присущие им слабости и издержки и фактически побудили новое поколение психологов объединиться в «третью силу» под знаменами гуманистической психологии. Кстати, именно от гуманистов в адрес бихевиоризма раздавалась самая серьезная критика. А вот сегодня, по прошествии еще полувека, уже вполне очевидно, что и «третья сила» оказалась не безупречна и далеко не все ее амбиции основательны.

Вероятно, впереди новый виток, на котором в единый вектор сложится накопленный предшественниками позитив и будут отброшены нереалистичные притязания. И похоже, в багаж психолога XXI века войдут и кое-какие достижения поведенческой школы. Ибо на одних комплексах в XXI веке далеко не уедешь, будь то комплекс Эдипа по Фрейду или комплекс Ионы по Маслоу.

   Эру науки о поведении принято отсчитывать с 1913 г., когда Джон Уотсон на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации выступил с программным докладом «Психология с точки зрения бихевиориста», который в том же году был опубликован. Однако идеи бихевиоризма к тому времени уже витали в воздухе, и главная заслуга Уотсона состоит, пожалуй, в том, что он их озвучил. В этом смысле Уотсон, безусловно, выступил революционером.

   Представление об адаптивной (по отношению к внешним стимулам) природе психики и рефлекторном характере поведения восходит еще к картезианскому учению о рефлексе, сформулированному в XVII в. (сам Декарт, кстати, термина «рефлекс» еще не употреблял, да и механизм проведения нервных импульсов на том уровне развития науки был еще неведом, однако схема циркуляции «животных духов» довольно точно предвосхитила схему рефлекторной дуги).

Сама идея тождества механизмов поведения всех живых организмов — как животных, так и человека — принадлежит именно Декарту. Правда, Декарт специфику человеческого поведения все же видел в его одухотворенности, отчего бихевиористы категорически отказались.

   Философскую основу бихевиоризма составил сплав позитивизма и прагматизма. Основатель позитивизма, французский философ Огюст Конт считал, что единственно истинным знанием является знание об объективно наблюдаемых явлениях. Соответственно, подлинно научному исследованию доступны только наблюдаемые факты, что совершенно исключает из исследовательского инструментария всякие субъективные методы, в первую очередь — интроспекцию. К началу XX в. именно позитивизм определял ту научную атмосферу, «дух времени», в которых вызревала революция в психологии. Философия прагматизма, ведущими представителями которой выступали У.Джемс и Дж.Дьюи, выдвигала в качестве критерия истинности любого учения, любой концепции их практическую пользу (тут легко проследить аналогию с марксистской формулой «практика — критерий истины», хотя у нас ее долгие годы не принято было замечать).

   Дьюи и Джемс повлияли на становление бихевиоризма не только своими философскими, но и психологическими идеями. В историю психологии Джон Дьюи (известный у нас преимущественно как философ и теоретик школьного воспитания) вошел как автор программной статьи «Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896), в которой призвал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его адаптивной по отношению к среде активности. В ту пору Дьюи работал в Чикагском университете, где под его влиянием сформировалась группа психологов, объявивших себя в противовес школе Вундта и Титченера функционалистами. Их кредо высказал Джеймс Энджелл в президентском адресе к Американской психологической ассоциации — «Область функциональной психологии» (1906). В нем функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания — «аккомодация к новому». Организм действует как психофизическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания. Ей следует устремиться в различных направлениях ко всему многообразию связей индивида с реальным миром.

   Эти представления, несомненно, оказали влияние на Уотсона, который некоторое время работал в Чикагском университете в качестве ассистента Энджелла.

   Джемса, который, как известно, ни к какой научной школе не примыкал и собственной не создал, часто относят к предшественникам бихевиоризма на основании его теории эмоций. Представление Джемса об эмоциях, удивившее современников своей парадоксальностью, было первоначально изложено в 1884 г. в журнальной статье «Что такое эмоция?».

   Вопреки казавшемуся неоспоримым представлению о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах организма, Джемс предложил рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений: внешний раздражитель вызывает в организме (мышцах и внутренних органах) пертурбации, которые переживаются субъектом в форме эмоциональных состояний. Пафос выступления Джемса состоял в том, чтобы превратить эмоциональные состояния в объект, доступный естественно-научному постижению. Эту задачу он пытался решить сведением субъективно переживаемого к телесному. Гипотеза Джемса носила умозрительный характер и впоследствии не выдержала опытной проверки, но в свое время сыграла роль катализатора новых воззрений на психические процессы.

   В 1910 г. Энджелл писал, что термин «сознание» в конце концов исчезнет из психологии, как это произошло с термином «душа». Три года спустя, незадолго до появления манифеста Уотсона, Энджелл предположил, что будет гораздо полезнее просто забыть о сознании и вместо этого объективно описывать поведение людей и животных. В 1911 г. Уолтер Пилсбери в своей книге определил психологию как науку о поведении. Он настаивал, что к человеку надо относиться столь же объективно, как и к любому объекту физического мира. В том же году Вильям Монтегю представил в нью-йоркское отделение АПА работу под названием «Не потеряла ли психология сознание?». Он писал о «движении, стремящемся избавиться от концепции разума или сознания и заменить их понятием поведения как достаточного объекта для психологических исследований». В те же годы появляются книги Макса Майера «Фундаментальные законы человеческого поведения», Уильяма Мак-Дугалла «Психология: изучение поведения». Уотсону оставалось выйти на трибуну и провозгласить, что революция, о которой так долго говорили психологи, свершилась!

   Конечно, нельзя недооценивать и собственные заслуги Уотсона, обобщившего свой 12-летний опыт изучения поведения животный, а также богатый опыт, накопленный к тому времени в лабораториях Америки и… России! В США первая подопытная крыса была запущена в первый экспериментшьный лабиринт еще в 1900 г., а в России изучение собачьих рефлексов началось еще раньше. Нет ничего удивительного в том, что в американских учебниках психологии, Россию высокомерно игнорирующих, пара русских имен все же обязательно упоминается — Павлов и Бехтерев. Понятно, что упоминаются они — причем с большим почтением — в главах, посвященных бихевиоризму.

   Отказавшись от традиционных для академической психологии понятий, прежде всего — сознания, недоступного объективному изучению, психологи-бихевиористы сосредоточили внимание на том, что «весомо, грубо, зримо», — феноменах поведения и именно в терминах поведения стали трактовать все явления душевной жизни. Поведение трактовалось ими как совокупность реакций на стимулы внешней среды. Такая трактовка сама по себе открывала перед исследователями широкие перспективы. Ведь, согласно их представлениям, знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующую реакцию, и наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения. Понятно, что на первый план в исследованиях выдвигалось научение — приобретение и закрепление нового опыта.

   Практическое применение бихевиоральных схем продемонстрировало исключительно высокую эффективность — прежде всего в области исправления «нежелательного» поведения. Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения. В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, не умеет налаживать и поддерживать отношения с близкими, с коллегами, с противоположным полом, не может отстоять свои интересы, решать возникающие проблемы, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые по сути дела выступают лишь следствиями, симптомами. Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, — поведенческую проблему. Иными словами, человека надо научить правильно себя вести. Если вдуматься — не на этом ли основана идеология всей тренинговой работы?

   Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, — это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.

   Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробование различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления? Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Но насколько это противоречит идеям бихевиоризма? Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком. А вот, например, строки из Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.

   Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт.

   В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому».

   Если опустить формулировку «контроль за поведением», то даже не верится, что эти слова принадлежат «без пяти минут фашисту», которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то и скальпелем можно зарезать. Что ж — откажемся от хирургии?

   Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал — значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого.

   Джон Уотсон.

    Б.Ф.Скиннер с проблемным ящиком

   Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев, действительно, производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах — бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.

   Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем — более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе он ни принадлежал, такого успеха пока не добился.


Поведенческий подход к депрессии

6 минут

Последнее обновление: 27 февраля 2017 г. модели поведения, оставляющие для него место в жизни человека. Хотя когнитивная часть важна, в этой статье мы сосредоточимся на основных типах поведенческой терапии и логике их работы.

До определенного момента для человека в депрессии может быть логичным искать более «глубокое и философское» объяснение своего эмоционального расстройства. Объяснения, которые относятся к более интрапсихическим и сложным причинам, могут быть чрезвычайно заманчивыми, точно так же, как печаль , которая наполняет каждую секунду их существования.

Высокоэмоциональные и литературные истории, кажется, придают более привлекательный и поэтический оттенок их страданиям, даже несмотря на то, что они вообще ничего не разрешают и не облегчают. Более простые и конкретные объяснения их боли кажутся слишком холодными и резкими.

«Удивительно, что те, кто яростнее всего возражает против манипулирования поведением, тем не менее прилагают самые энергичные усилия для манипулирования сознанием».

-Б. Ф. Скиннер-

Вот почему психологи несут профессиональную и академическую обязанность знакомить людей с чисто поведенческими методами лечения, даже несмотря на то, что они априори не будут приглашаться на множество конференций или привлекать большую аудиторию.

Поскольку строгость в психологии означает терапевтическую надежду для миллионов людей, стоит знать, как можно объяснить депрессию бихевиоризмом и как выбрать психолог , который специализируется на этом подходе, чтобы помочь людям четко и лаконично операционализировать решение их проблем.

Печаль, вызванная жизненным опытом

Детальное объяснение поведенческого подхода бесполезно. Однако важно дать хотя бы общее представление, что-то вроде «бихевиоризма для чайников». Итак, без лишних слов, мы объясним, как понять депрессию с помощью бихевиоризма.

Самый характерный симптом депрессии? спросите вы. Без сомнения, печаль — это симптом, который быстрее всего ассоциируется с депрессией. Эта идея не совсем ошибочна, но важно объяснить ее более подробно. В широком смысле бихевиоризм говорит, что печаль — это продукт переживаний.

Бихевиоризм не исключает наличия индивидуальных различий в преодолении трудностей как на когнитивном, так и на биологическом уровне, но по большей части эти базовые различия также возникают из-за факторов окружающей среды. Если бы это было не так, ответственность за более глубокое изучение этих различий ложилась бы не на психолога, а на другого специалиста-медика, исследующего органические причины.

Даже если вы не знаете, как это распознать, все взаимосвязано

Иногда почти невозможно поверить, что самые тяжелые психологические расстройства могут быть вызваны нечеткой сетью стимулов и связанных с ними реакций, но это так. То, как кто-то интерпретирует стимулы, также определяется его реакцией на предыдущий подобный опыт.

Следовательно, сеть катастрофических событий с катастрофическими интерпретациями может полностью обусловить жизнь человека навсегда. Бихевиоризм пытается идентифицировать эту сеть катастрофических ассоциаций, чтобы найти альтернативное поведение, которое может смягчить страдание, которое возвращается в себя.

Давайте рассмотрим пример. Представьте, что ребенок хочет съесть весь шоколадный торт прямо у него на глазах. Они пытаются схватить его, но их поведение предотвращает отвечающий за них взрослый . На невозможность получения этого удовольствия ребенок может отреагировать огромной истерикой. Если взрослый отвечает на их плач, давая им то, что они хотят, идея истерики будет усиливаться.

Это то, что известно как ловушка отрицательного подкрепления, потому что неприятность истерики удается избежать на короткое время, но она подкрепляется, так что вероятность того, что она повторится в будущем, гораздо выше. Подобные действия приведут к более трудному поведению в будущем, например, к неспособности терпеть фрустрацию или к немедленному поиску удовольствия при отсутствии контроля над импульсами.

Классические поведенческие теории, объясняющие депрессию

Имея в виду вышеизложенное, давайте рассмотрим несколько наиболее актуальных поведенческих теорий, которые даже не касаются чисто когнитивных факторов, полагая, что психология не должна рассматривать их в качестве приоритета.

Скиннер сказал, что расстройства настроения вызваны снижением частоты поведения. Вот три из наиболее репрезентативных поведенческих теорий, которые развивают эту идею:

Функциональный анализ депрессии Ферстера

Эта модель предполагает, что расстройства настроения можно объяснить снижением частоты позитивно подкрепляемого поведения , которое служит для контроля окружающей среды человека. . Причиной является не только отсутствие подкрепления, но и наличие избегающего поведения, которое поддерживает очень выраженный паттерн поведенческого торможения.

Теория Костелло

Эта модель объясняет, что вместо отсутствия подкрепления в окружающей среде, подкрепление перестало быть эффективным, будь то из-за внутренних изменений в человеке или из-за потери подкрепления в цепочке поведения.

Чтобы вернуться к предыдущему примеру, представьте себе ребенка, потерявшего чувство вкуса из-за какой-то болезни, или ребенка, который отказывается от еды, потому что ее не дал ему его основной опекун. Это снижение эффективности подкрепления приведет к незаинтересованности в их окружении.

Теория Левинсона

Эта модель утверждает, что связь между положительным подкреплением и поведением отсутствует. Он указывает на различные причины, которые могут объяснить, почему положительные подкрепления не связаны с правильным поведением.

Например, может случиться так, что окружающая среда не предлагает достаточного подкрепления, человеку не хватает навыков для получения необходимого подкрепления или у человека есть социальная тревога , которая мешает ему получать удовольствие. Эта теория также объясняет, как депрессия усиливается за счет социального внимания, с одной стороны, и социального избегания, с другой.

Новые поведенческие взгляды на депрессию: введение когнитивных переменных

Мы видели широкий взгляд на подходы, которые продвигают бихевиоризм как объяснение депрессии, но сегодня эти теории были обогащены многочисленными разработками и добавлением более когнитивных факторы. В их число входят теория самоконтроля Рема и теория самосознания Левинсона.

Теория самоконтроля Рема объединяет элементы теорий, предложенных Беком, Левинсоном и Селигманом. Считается диатез-стресс модель личности и понимает депрессию как потерю связи между внешними подкреплениями и контролем собственного поведения.

Теория самосознания Левинсона подчеркивает факторы окружающей среды как причину депрессии,  , но подчеркивает, что у человека повышается самоосознание своей неспособности справиться с ситуацией, что может вызвать еще большие страдания в его жизни.

Короче говоря, поведенческие и когнитивно-поведенческие модели настолько удовлетворительно объясняют аффективные расстройства, что задача для специалистов-психологов сегодня состоит в том, чтобы получить информацию с таким же рвением, как и некоторые другие теории с меньшим научным обоснованием.

Образцы мышления, вызывающие тревогу и стресс

Что такое теория социального обучения?

Теории социальной работы могут быть взяты из многих дисциплин, таких как криминология, право, образование, политика, социология и психология. По отдельности каждая дисциплина пытается объяснить человеческое поведение в рамках своей области исследования. Однако, чтобы вы, как социальный работник, могли объяснить конкретное поведение, важно, чтобы вы нашли подходящую теорию или их комбинацию, независимо от исходной дисциплины. Одной из теорий, которая может оказаться полезной для некоторых ваших клиентов, является теория социального обучения.

Хотя теория социального обучения исходит из психологии, ее принципы в значительной степени применимы к изучению социальной работы. В этом введении в теорию социального обучения рассматриваются ее основы, элементы, сильные и слабые стороны, а также ее применение в социальной работе. Включен список книг и онлайн-ресурсов, чтобы узнать больше.

Теория социального научения предполагает, что социальному поведению обучаются, наблюдая и подражая поведению других. Психолог Альберт Бандура разработал теорию социального обучения как альтернативу более ранней работе коллеги-психолога Б. Ф. Скиннера, известного своим влиянием на бихевиоризм. В то время как поведенческая психология фокусируется на том, как окружающая среда и подкрепление влияют на поведение, Бандура утверждал, что люди могут изучать поведение посредством наблюдения.

Теория социального научения предусматривает четыре опосредованных процесса, которые помогают определить, приобретается ли новое поведение:

В дополнение к поведению наблюдатель будет изучать последующие вознаграждения и наказания. Если наблюдатель считает, что вознаграждение больше, чем затраты (наказание), то он, скорее всего, будет имитировать поведение. Однако, если наблюдатель недостаточно ценит косвенное подкрепление, он не будет моделировать поведение.

В 1961 и 19 гг.63 года Альберт Бандура провел серию экспериментов, чтобы определить, может ли социальное поведение (агрессия) накапливаться путем наблюдения и имитации. Исследование, в ходе которого дети наблюдали, как модель бьет надувную куклу, должно было подтвердить идею о том, что дети подражают их поведению, наблюдая за другими. Эти эксперименты были известны как эксперименты с куклой Бобо.

Опираясь на результаты своих экспериментов с куклой Бобо, Бандура разработал теорию социального обучения в 1977. Позже в 1986 году эта теория превратилась в теорию социального познания, которая постулирует, что обучение происходит в социальной среде с постоянно меняющимся и общим взаимодействием между человеком, окружающей средой и поведением.

Теория социального обучения основана на нескольких ключевых предположениях:

Примеры теории социального обучения в повседневной жизни распространены, причем одним из наиболее очевидных является поведение детей, когда они подражают членам семьи, друзьям, известным личностям и даже телевизионным персонажам. . Если ребенок понимает, что за такое поведение есть значимое вознаграждение, в какой-то момент он это сделает.

Социальные сети представляют собой множество примеров социального обучения, когда люди подражают другим, будь то игра в сцене фильма, копирование танцевальных движений из музыкального видео, и, что не менее важно, множество социальных сетей, которые люди пытаются решить. Это неистовое поведение обычно вызвано желанием быть принятым или понравившимся в обществе.

Новые сотрудники на рабочем месте могут имитировать поведение своих коллег, чтобы соответствовать культуре труда. Или они могут моделировать поведение коллег, чтобы заслужить хорошую репутацию у начальника.

Студенты могут подражать однокурсникам, знаменитостям и наставникам, чтобы соответствовать или привлекать внимание. В то время как позитивное поведение имитируется, проблемное поведение также моделируется.

Одной из основных сильных сторон теории социального научения является ее гибкость в объяснении различий в поведении или обучении человека, т. е. при изменении окружения человека его поведение может измениться.

Дополнительным преимуществом теории социального обучения является то, что она допускает различные способы обучения. Человек может учиться через наблюдение или непосредственный опыт.

Теория терпит неудачу там, где она пренебрегает важностью ответственности в своих действиях. Придавая большее значение окружающей среде, теория предполагает, что поведение и действия человека определяются обществом, а не тем, как человек обрабатывает или обрабатывает информацию.

Теория социального научения далее игнорирует обычные вехи развития. Хотя дети взрослеют с разной скоростью, некоторые нормальные вехи все же могут происходить независимо от условий окружающей среды.

Теория также не может объяснить любое поведение, особенно в случае, когда нет очевидного образца для подражания для наблюдателя.

Теория социального научения утверждает, что люди подражают поведению, которое они наблюдают в своей среде, особенно если это поведение подкрепляется другими. Например, если ребенок наблюдает, как его родители каждый день ходят на работу, работают волонтерами в местном общественном центре и помогают своим близким с домашними делами, ребенок, скорее всего, будет подражать такому поведению. В случае вознаграждения такое поведение закрепляется и, скорее всего, повторяется человеком.

Эта предпосылка применима и к неприятному поведению. Человек, который наблюдает, как кто-то плохо обращается с другими и получает за это вознаграждение, может последовать его примеру. Социальные работники могут использовать теорию социального обучения для определения поведенческих моделей, которым может подражать клиент, и использовать эту информацию, чтобы помочь исправить негативное поведение, такое как употребление алкоголя несовершеннолетними, употребление наркотиков или незащищенный секс.

Две области применения теории социального обучения в социальной работе включают исследования и вмешательство. Исследователи могут использовать эту теорию, чтобы понять, как агрессивность и насилие могут передаваться посредством обучения через наблюдение. Теория может быть также использована для исследования того, как положительные образцы для подражания могут способствовать желаемому поведению и способствовать социальным изменениям.

В качестве инструмента вмешательства социальный работник может применять теорию социального обучения, чтобы влиять на новое положительное поведение, изменяя подкрепление , положительное или отрицательное, связанное с источником проблемы. Важно отметить, что для эффективного применения принципов теории социального обучения в качестве вмешательства важно, чтобы социальный работник использовал другие методы работы, такие как символическое кодирование, управление стрессом и косвенное подкрепление.

Если вы в настоящее время учитесь на программе социальной работы, вы узнаете о дополнительных применениях теории социального обучения, а также о том, как интегрировать ее с другими теориями, практиками и методами социальной работы.

Теория социального научения объясняет сложное поведение, признавая когнитивные факторы и ту роль, которую они играют в принятии решения о том, следует ли имитировать поведение. Однако он не объясняет, как мы развиваем широкий спектр поведения, основанный на мыслях и чувствах. У нас есть значительный контроль над своим поведением, и поэтому мы не обязательно воспроизводим плохое поведение, такое как насилие, только потому, что переживаем его.

Изменение и переименование теории социального обучения в социально-когнитивное обучение в 1986, Бандура предложил более подходящую схему того, как мы учимся на своем социальном опыте.

Теория социального научения игнорирует влияние биологических факторов, таких как гормоны и генетика, на поведение. Это ограничивает поведение человека либо природой, либо воспитанием, а не признанием того, что поведение является взаимодействием как его биологии, так и окружающей среды.

Хотя теория социального научения демонстрирует, что поведение, положительное или отрицательное, можно научить или адаптировать посредством наблюдения, для социального работника важно использовать дополнительные соответствующие практики и теории социальной работы, которые учитывают другие факторы, которые могут играть роль в поведении клиента.

Добавить комментарий