Ценности жизни | Статья в журнале «Юный ученый»
Жизнь как ценность… Чтобы соединить два понятия в одно целое необходимо ответить на два вопроса: «Что такое жизнь? Что такое ценность?»
Ценности — это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем.
Высшие ценности: смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода… Они увеличивают продолжительность жизни. Жизнь будет невыносимой, если человек не найдет смысла жизни, не сможет себя реализовать. Высшие ценности играют большую роль в социализации личности.
Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой — либо смысл и ценность? Я полностью согласна с древними китайцами, для которых жизнь и здоровье — абсолютные ценности. Самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Говорить о ценностях вне человека нет смысла.
Жизнь — это одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от остальной действительности. В биологическом смысле жизнь — это признак организма. Прежде всего, жизнь знаменует собой более высокую ступень эволюции материи.
Жизнь бесценна. «Жизнь не может быть определена никаким конкретным содержанием. В чем ее смысл? В чем ее цель? — спрашивал В. В. Вересаев. — Ответ только один: в самой жизни. Жизнь сама по себе представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины. Всякое проявление живого существа может быть полно жизни, — и тогда оно будет прекрасно, светло и самоценно; а нет жизни — и то же явление становится темным, мертвым, и, как могильные черви, в нем начинают копошиться вопросы: зачем? для чего? какой смысл? Мы живем не для того, чтобы творить добро, как живем не для того, чтобы бороться, любить, есть или спать. Мы творим добро, боремся, едим, любим, потому что живем» [1]
Смысл жизни как ценность. Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь лучше всего и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага. То есть в их понимании человек должен жить во благо другим людям. Он должен оставить вклад после себя. Т. е. Человек должен оставаться Человеком в любой ситуации и всегда, принося добро людям. Однажды, в один солнечный день, античный философ Сократ вышел на улицу с ярко горящим факелом. Когда у философа спросили, зачем ему днём огонь, он ответил: «Я ищу в толпе людей Человека» Как-то так. Не знаю автора, прочитала рассказ в соц. сетях и задумалась о своем смысле жизни
— Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень.
Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедли шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.
— Дедушка, — спросил мальчик, — вы не видели здесь камня?
— Я убрал его с дороги.
— Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
— Почему же вы убрали камень?
— Потому что я — человек. Мальчик остановился в раздумье.
— Папа, спросил он, — а разве вы не человек?»
Страшно быть просто наблюдателем в этой жизни: «Неожиданно ветер пригнал большие тучи, и началась гроза. Промокший рыжий котёнок долго искал, где укрыться от непогоды и, наконец, увидел совсем сухое место под машиной. Здесь холодные капли дождя не могли его достать. Вымокший, он, дрожа, свернулся комочком, а чтобы ветер не дул со всех сторон, прижался к заднему колесу машины. Котенок был еще совсем крошечный и несмышленый, потому что, когда в машину сел человек и стал ее заводить, он даже не понял, какая страшная опасность ему угрожает, и продолжал прижиматься к колесу.
В это самое время мимо машины шел в школу какой-то мальчишка, грызя по дороге печенье. Вместо того, чтобы спешить на урок, он вдруг остановился. Целую минуту он стоял под дождем, все чего-то ждал и не сводил глаз с машины.
— Интересно, куда машина поедет, назад или вперед, — думал он, — задавит или нет. Вскоре машина тронулась с места и поехала, а котенок остался лежать на месте…
— Повезло тебе, рыжий, живи и радуйся, что не задавили, — сказал мальчишка котенку и, засунув оставшееся печенье в рот, пошел своей дорогой».
Мы говорим о ценностях жизни, но у всех они разные. Бывает и так. То воспитание, что получишь в детстве, оно и останется?
Справедливость как ценность.Профессор В. Ф. Титов отмечает, что история человечества убедительно свидетельствует о том, что со времени появления цивилизации идея социальной справедливости постоянно находилась в центре внимания великих умов прошлых эпох [2].
Платон в своих философских изысканиях пришёл к выводу, что справедливость есть ни что иное как требование, чтобы каждый свободный гражданин занимался тем, что определено ему природой. В идеальном государстве по мнению Платона справедливость является «главной доблестью» [3]
Иммануил Кант и Георг Гегель, несмотря на существенные различия в их философских теориях, утверждали, что справедливость во всяком случае связана с проблемами свободы индивидов. Полная реализация естественных прав личности возможна лишь только при полной реализации априорных принципов справедливости. В этой связи закон должен быть полностью ориентирован на соблюдение прав и свобод человека в первую очередь, а уж затем на интересы государства.
Таким образом, жизненные ценности — это то, во что человек верит, чем дорожит, без чего ему невозможно прожить. Это его цели, ориентиры, приоритеты, стремления, идеалы. Жизненные ценности можно разделить на:
– нравственные;
– общественно-политические;
– материальные;
– культурные.
Жизненные ценности определяют поведение человека, его выбор, жизненный путь. Если человеку важны роскошь, деньги, карьера — это один путь. Если дети, семья, любовь, то совершенно другой. И зная ценности человека, с которым общаешься, гораздо проще выстроить отношения без всяких неприятных сюрпризов. Чаще всего жизненные ценности формируются в детстве, но под давлением жизненных обстоятельств могут меняться.
Жизненные ценности человека можно смело назвать его внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги. Ведь когда имеются определённые установки, человеку гораздо проще продумывать действия и принимать верные решения, что и является основой продуктивной и полноценной жизни.
Важно понимать, какие ценности для тебя важны, и тогда любой самый сложный выбор будет даваться легче. И в сердце всегда будет покой и гармония.
Какие жизненные ценности выделяю я еще для себя? Это, прежде всего, здоровье, семья, вера в людей, дружба, добро, любовь, уважение, дисциплина, честность, благодарность.
Литература:
- Вересаев В. В. (https://citaty.info/quote/38564)
- Титов, В. Ф. Идея социальной справедливости в древнегреческой философии / В. Ф. Титов // Белорусская цифровая библиотека. — URL: https://library.by/portalus/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1396351362&archive=&start_from=&ucat=&.
- Гроздилов С. В. Идея справедливости как общего блага в социально-философской мысли Платона и Аристотеля / С.
В. Гроздилов // Научная электронная библиотека «Киберленинка».
Основные термины (генерируются автоматически): смысл жизни, жизнь, ценность, камень, отец, полная реализация, жизнь человека, добро, дорога, машина.
Ценности человека и их значение в жизни
В статье мы расскажем:
- Понятие ценностей человека
- 3 вида жизненных ценностей
- Алгоритм генерации системы ценностей человека
- Факторы, влияющие на формирование личностных ценностей
- Значение системы ценностей
- Простая методика определения собственной иерархии ценностей
Полностью сформировавшиеся ценности человека оказывают сильное влияние на всю его жизнь. Причем люди отличаются друг от друга, а значит, и ценности у них разные. Одни ставят во главу угла деньги, другие – любовь, третьи – здоровье. Перечислять можно до бесконечности.
Но одно понятно совершенно точно: наибольшие шансы добиться успеха имеет только тот, кто четко определяет свои цели и правильно выбирает приоритеты. А сделать и то, и другое без ясного понимания своих жизненных ценностей весьма затруднительно. Или даже вообще невозможно.
Понятие ценностей человека
Этим термином принято называть все вещи и явления, которые полезны и важны. Ценным предмет не является сам по себе, а становится в результате внутреннего выбора личности и присвоения ему этого свойства. С развитием социума появлялись новые ценности человека, и список понятий и объектов, в которых есть потребность, расширялся.
Все то, что помогает социуму решать жизненные проблемы, можно отнести к ценностям. Они могут быть материальными и вмещать в себя все разнообразие объектов, созданных руками человека. Бывают ценные смыслы и убеждения, без которых невозможно становление личности, а также общества в целом. Все цивилизации, когда-либо существовавшие на земле, имели свой набор ценностей.
Развиваясь в обществе взрослых людей, маленькие дети принимают ту систему ценностей, которая действует в данном социуме. Она формирует черты характера, устанавливает нормы поведения и взаимоотношений с другими людьми, наделяет жизнь смыслом.
Ценности человека так же изменчивы, как и общество, в котором они существуют. Со временем какие-то явления и объекты теряют свою значимость, на их место приходят другие. Люди из разных поколений, как правило, имеют различные ценностные установки и, являясь их носителями, существуют рядом друг с другом. Это можно увидеть на примере взрослых родителей и подрастающих детей.
Таким образом, система ценностей представляет собой набор жизненно важных понятий и ориентиров, необходимых каждой личности. Хотя список этих явлений со временем видоизменяется и дополняется, есть некоторые значимые вещи, которые стали неотъемлемой частью человеческого индивида. К таким ценностям можно отнести свободу, наличие собственных границ и выбора, любовь, веру, здоровье и другие.
Значение жизненных ориентиров нельзя переоценить. Они определяют смысл существования всего человечества и выбор сферы деятельности отдельного индивида, личное и общественное мировоззрение, являются внутренним стержнем каждого человека.
3 вида жизненных ценностей
Все предметы в этом мире имеют свою ценность. Некоторые вещи кажутся более значительными и важными по сравнению с другими. Основой признания ценным того или иного объекта является не его денежная стоимость, а выбор личности в пользу этого предмета. У каждого человека есть вещи, которые он ставит на первое место в своей жизни, а также то, чем может легко пренебречь. Сложившаяся система ценностей помогает выбрать профессию, жизненный путь, свое окружение и отношения с ним, собственное место в мире.
В современной науке существует следующая классификация ценностей и вещей, которые занимают важное место в жизни человека.
1. Материальные ценности. В эту группу входят любые предметы физического мира, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека. Среди них есть первостепенные – еда, одежда, дом. Без них человек не сможет вести нормальную жизнь. Прочие предметы, созданные руками людей, имеют другое назначение. Например, развитие и обучение. Существуют также объекты, призванные подчеркнуть статус и престиж обладателя. К ним относятся дорогостоящие предметы: драгоценные украшения, одежда известных брендов, популярные марки автомобилей и прочее. От наличия этих атрибутов качество жизни не зависит, но многие люди ставят их на первое место в шкале собственных ценностей.
Так как материальные вещи недолговечны, разумно все же не придавать им особого значения и не делать их приобретение смыслом своей жизни.
2. Духовные ценности. Человек состоит из души и тела, поэтому удовлетворения только материальных потребностей для него недостаточно. Необходимо питать свою душу, чтобы жизнь была наполненной и счастливой. Духовно-нравственные ценности человека выделяют в отдельную группу особо значимых вещей. К ним относятся такие понятия, как любовь, вера, дружба, милосердие, доброта, истина, верность, свобода и многое другое. Только стремясь к высоким идеалам и постоянно доказывая приверженность им, личность становится счастливой и гармоничной, обретает смысл жизни.
Человек перенимает духовные ценности и традиции, которые приняты в его обществе, если они не противоречат личным установкам. Но не всегда социум транслирует высокие ценности. Отдельные группы людей могут принимать противоположные вещи за истину и пропагандировать свои идеалы остальным. Например, жажду наживы и удовольствий, личного превосходства, безразличия к ближним, развратный образ жизни.
Большинство людей остаются верными своим духовным ценностям, переданным их родителями. Неважно, какая эпоха на дворе, настоящие человеческие качества и идеалы никогда не выйдут из моды.
По мере развития человеческого индивида и социума фокус внимания сместился с материальных ценностей человека на духовно-нравственные ориентиры. Ученые выделяют несколько типов общечеловеческих идеалов:
-
жизненные ценности, принимаемые большинством представителей человеческого сообщества – любовь, вера, семья, здоровье, безопасность и другие;
-
моральные ценности включают в себя главные ориентиры по отношению к нравственности – мужество, честность, милосердие, уважение;
-
эстетические и культурные ценности человека означают стремление к прекрасному и чувство восторга перед гармоничной формой, цветом, композицией, образом; эстетические ценности возникли в ходе развития культуры и искусства.
Главенство материальных или духовных ценностей определяется особенностями каждого человека и зависит от того, в каких условиях он воспитывался и возрастал, какие идеалы транслировало ему окружение, к чему он сам стремился. Именно разнообразием человеческих личностей и свободой их выбора объясняется то, что существуют в мире злые люди, стремящиеся к власти и ненавидящие ближних, наравне с альтруистами. Не стоит забывать, что любой человек может поменять свое мнение и выбрать ценности, чуждые ему ранее.
3. Социальные ценности. Для человека имеет значение, какие у него складываются отношения с окружающими, какова его роль в мире, как он может быть полезным для общества и семьи. Среди социальных ценностей можно выделить следующие:
-
отождествление себя с одной из социальных групп;
-
свой круг общения;
-
наличие близких по духу людей;
-
способность общаться с окружающими;
-
личные политические взгляды и установки;
-
свое место в иерархии человеческих отношений.
Читайте также
«Уровень эмоционального интеллекта: как проверить и повысить»
Подробнее
Чтобы оставаться здоровым, человеку нужно общаться с другими людьми. Жить изолированно от общества тяжело, а иногда просто невозможно. Социальные отношения являются абсолютной ценностью для любого человека.
Алгоритм генерации системы ценностей человека
Личность человека начинает свое развитие с самого рождения. Постепенно она формирует собственную систему ценностей, которая становится стабильной во взрослом осознанном возрасте. Хотя и позднее ценности в жизни человека могут поменяться. Ученые вывели некую формулу, по которой происходит становление принципов.
Схематично весь процесс можно представить так:
-
Стремление > Идеал.
-
Стремление > Цель > Идеал.
-
Стремление > Ценности > Цель > Идеал.
-
Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал.
Сначала в мыслях человека возникает идеал и желание его достигнуть. Стремление говорит о серьезном отношении индивида к выбранному идеалу. Если такого стремления нет, значит, выбранный образ не является настоящим идеалом.
Прежде всего в голове человека просто возникает чувственный мысленный образ, который пока еще недостаточно ясно выражен. Он вызывает желание двигаться в сторону мечты. Человек еще не задумывается, соответствует ли его идеал принятым в обществе нормам и правилам.
Спустя некоторое время идеал становится не просто мечтой, а превращается в цель, обретает значимость в глазах личности. Чтобы предпринимать конкретные шаги в нужном направлении, следует осознать определенные условия и правила, ведущие к достижению желаемого. Ценности и нормы человек принимает из внешней среды, предварительно пропустив сквозь внутренний фильтр своего сознания. Завершающим этапом будет проверка собственных способностей и сил, то есть наличия средств для достижения поставленных целей.
Личность не полностью свободна от моральных норм и принципов, принятых в обществе, частью которого она является. Выбор идеалов, целей и средств их достижения постоянно подвергается мониторингу с учетом этических критериев.
Моральные нормы и правила часто бывают результатом опытного познания мира и действительности. Они закрепляются в сознании общества и воспринимаются как непреложные истины. Некоторые этические установки подвергаются форматированию и заменяются на более современные, соответствующие новым идеалам.
Большое значение для жизни человека имеют внутренние ценности, которые формируются с самого детства по заданному алгоритму. Они определяют предпочтения и выбор целей, личных отношений, профессиональной деятельности и много другого. Наличие собственных идеалов помогает личности развиваться и держаться своего пути в этом мире.
Факторы, влияющие на формирование личностных ценностей
Развитие личности человека начинается еще в детстве, когда ребенок, наблюдая за родителями, повторяет их поведение, слова, усваивает их ценности, нормы и правила. Формирование мышления, речи и самосознания невозможно в отрыве от социума. Только взаимодействуя с другими людьми, личность создает собственную систему ценностей и самосознания. Взрослому человеку очень сложно изменить устоявшиеся убеждения и привычки. Для этого требуется серьезная работа со своим внутренним миром. Важно еще в юношеском возрасте заложить правильные идеалы и стремления, которые помогут стать счастливым.
Ценности человека формируются в результате воздействия нескольких факторов.
-
Семейное воспитание. Для развития ребенка крайне важны отношения с родителями. Именно в семье ребенок понимает, как нужно себя вести в обществе, узнает много нового, учится говорить, мыслить, усваивает традиции и ценности. Интересы, поведение, наклонности и привычки – все это формируется в семье.
-
Учебные заведения. Формирование ценностей и норм поведения происходит также при общении со сверстниками и другими взрослыми в школах, детских садах и в учреждениях дополнительного образования.
-
Социальные правила. Существующие в обществе нормы и правила поведения побуждают человека им следовать, чтобы не вызывать негативного отношения к себе.
-
Самоанализ. Методы современной психотерапии и изучение собственных мыслей, эмоций и поведения позволяют человеку лучше узнать себя, а также установить собственные границы и не допустить влияния чужеродных ценностей и установок на собственный разум.
Значение системы ценностей
Основу личности составляют жизненные ценности. От того, какие вещи человек ставит на первое место, зависит его характер и жизнь. При этом личность сама отвечает за свой выбор и его последствия. Из одной семьи могут происходить люди с совершенно разными жизненными принципами, что можно увидеть на примере детей Адама и Евы.
Внутренние установки человека определяют выбор друзей, профессии, спутника жизни. Люди с разными жизненными ценностями вряд ли смогут найти общий язык и сосуществовать мирно. Всегда будут происходить споры и столкновения мнений. Например, женщина, у которой на первом месте отношения, не сможет понять мужчину, который думает только о деньгах.
Читайте также
«Симптомы и признаки подлинной трансформации человека»
Подробнее
После многих лет совместной жизни женщина перестанет спорить со своим мужем и будет его принимать таким, каков он есть, а её супруг станет более человечным и поймет, что счастье не в деньгах. Так близкие люди могут менять убеждения друг друга.
Подростковому возрасту присущ излишний максимализм. Молодой человек уверен в себе и в том, что его мнение единственно правильное. В будущем он поймет, что мир ценностей человека многогранный и постепенно может меняться, если события жизни побуждают к этому:
-
после страшной аварии человек может вспомнить, как дорога жизнь, и начать ценить каждое мгновенье;
-
смерть любимого заставит обратить внимание на своих близких и уделять им больше времени;
-
вдохновившись примером успешного друга, человек может поставить на первое место достижение высокого положения и денег и начать стремиться исполнить свою мечту.
Взаимоотношения людей строятся на схожести интересов. Если у двух друзей разные ценности и жизненные условия, они не смогут долго общаться, и отношения прекратятся.
Для счастливого брака необходима общность интересов у супругов. У них должны быть похожие ценности и убеждения. В крепкой семье люди всегда смотрят в одном направлении. Например, у мужа и жены главная цель – воспитание счастливых детей. Встречаются семьи, в которых супруги на первое место ставят карьеру. Небольшие различия в мнениях людей допустимы, но главные ценности должны совпадать.
Система жизненных ценностей и убеждений составляет основу личности. Если она не крепка или нестабильна, человек не будет уверен в себе и своём будущем, не сможет выбрать профессию по душе и устроиться в жизни.
Простая методика определения собственной иерархии ценностей
Человек заинтересован в построении собственной шкалы ценностей, которая в сложной ситуации поможет не ошибиться с выбором. Она будет ориентиром на протяжении всей жизни. Стройная система ценностей убережет от внутренних противоречий и метаний.
Выявить свои истинные ценности поможет сравнительный анализ. На листе бумаги нужно написать все смыслы и вещи, которые важны для вас. Можно перечислять все, что угодно. Не стоит торопиться с выводами. Лучше хорошо подумать и осознать, чего же вы на самом деле хотите.
Читайте также
«Самодисциплина – путь к развитию личности»
Подробнее
Дальнейшую работу со списком ценностей рекомендуется продолжить через несколько часов или дней. Выберите из всего только те вещи, которые считаете самыми важными. Их должно быть десять. Следующий шаг – сокращение списка до пяти главных ценностей.
В конце составьте из главных понятий шкалу, где на первом месте будет самая важная ценность. Это должно быть то, от чего вы ни при каких обстоятельствах не откажетесь. Шкала ценностей будет ориентиром в жизни и вашим внутренним стержнем.
Непоколебимая система ценностей – верный оплот для личности в нестабильном мире. Иногда она может изменяться, если этого требуют внешние обстоятельства или внутренние побуждения. Зрелость человека определяется тем, имеет ли он собственную шкалу приоритетов, которая помогает найти смысл жизни и своё место в мире.
Сколько стоит человеческая жизнь?
Мария Холленхорст/Marketplace
Сейчас много разговоров, которые, кажется, противопоставляют экономику жизни и здоровью. Например, ведутся споры о компромиссах, связанных с открытием экономики, и о выплате за работу в опасных условиях для основных работников. Но беспорядочная смесь уравновешивания человеческих и экономических издержек не началась и не закончилась с кризисом коронавируса.
Статистик и экономист в области здравоохранения Говард Стивен Фридман сказал ведущему «Marketplace» Каю Риссдалу, что ценники человеческих жизней окружают нас повсюду.
«Это происходит в гражданских судах, коммерческих компаниях и, фактически, регулирующие органы используют жизненные ценности как часть своей обычной работы», — сказал он.
Ниже приводится адаптация новой книги Фридмана «Высшая цена: ценность, которую мы придаем жизни» о том, как экономисты и специалисты по данным оценивают человеческие жизни, и о некоторых ограничениях их методов.
Сколько стоит человеческая жизнь?
Сложность вопроса заключается в том, что то, как мы определяем цену человеческой жизни, многое говорит о наших приоритетах. Ценники и методы, используемые для их разработки, являются отражением наших ценностей как общества. Они проникнуты влиянием экономики, этики, религии, прав человека и права.
В идеале должен быть простой ответ о том, как ценить человеческую жизнь, с которым согласится большинство людей. Но такого ответа нет.
Философ Исайя Берлин утверждал, что у людей есть «глубокая и неизлечимая метафизическая потребность» искать вневременную истину, которой не существует. Вместо этого нам нужно признать, что существует множество конкурирующих истин и «множество ценностей». В задаче оценки жизни есть много конкурирующих истин и нет простого ответа. Читателей может разочаровать, что мы не можем обобщить одним ключевым пунктом или одним важным сообщением о том, как ценится человеческая жизнь, но такие сложные темы часто невозможно свести к одному содержательному решению, которое удовлетворит почти все заинтересованные стороны.
Ценить одни жизни больше, чем другие, многим из нас кажется логичным и естественным. Имея выбор: спасти жизнь осужденного серийного убийцы или жизнь героического полицейского, большинство предпочло бы спасти полицейского. На более личном уровне эмпатия заставляет нас ценить жизни самых близких людей больше, чем жизни тех, кого мы не знаем. Если бы вам пришлось выбирать между спасением жизни незнакомца или жизни вашего ребенка, разве вы не спасли бы своего ребенка?
Для других в одинаковой оценке всех жизней есть интуитивная логика. Это простой ответ. Это перекликается с заявленной точкой зрения многих людей и согласуется с точкой зрения, согласно которой, если жизнь должна цениться, то ни к кому не должно быть привилегированного отношения.
Представление о равной ценности жизней не является возвратом к идеалистической эгалитарной философии, а находит отклик у многих людей. Рассмотрим миллиардеров Марка Цукерберга и его жену Присциллу Чан. В их открытом письме к новорожденной дочери говорилось: «Мы считаем, что все жизни имеют одинаковую ценность, и это включает в себя гораздо больше людей, которые будут жить в будущих поколениях, чем живут сегодня».
Это мнение отражено в философии Фонда Билла и Мелинды Гейтс: «Мы видим равную ценность во всех жизнях». Одинаковая оценка всех жизней нелогична для многих. Ведь она приравнивает святых к грешникам, лауреатов Нобелевской премии к бездомным героиновым наркоманам, изобретателя спасительной вакцины к массовому убийце.
Некоторые придерживаются философской точки зрения, что человеческая жизнь бесценна. Люди, занимающие эту позицию, приходят к выводу, что вопрос о том, сколько стоит человеческая жизнь, бессмысленен или не имеет ответа. Какой бы интеллектуально удовлетворительной ни была эта точка зрения, она игнорирует тот факт, что человеческая жизнь постоянно монетизируется, и поэтому это следует делать справедливым образом.
На нашу жизнь постоянно навешивают ценники. Если мы заботимся о справедливости, мы должны убедиться, что научные данные, лежащие в основе этих оценок, не преувеличены, и чтобы справедливость всегда учитывалась при проведении анализа затрат и результатов.
Говард Стивен Фридман
В своей книге «Высшая цена: ценность, которую мы придаем жизни» я придерживаюсь прагматичного подхода, сосредотачиваясь на реальных методах оценки жизни, а также на последствиях и ограничениях этих методов. . Цены зависят от того, кто проводит оценку, какие методы они используют, цель оценки и довольно часто от того, чья жизнь оценивается.
Многие выдающиеся экономисты решали сложную задачу определения цены на жизнь. Эти экономисты рассматривают это как необходимое упражнение для получения ключевых исходных данных для анализа затрат и выгод. Эта попытка монетизации жизни бросает вызов тем, кто утверждает, что жизнь бесценна и не может быть оценена по достоинству. Экономисты должны делать предположения, и хотя математические расчеты, лежащие в основе их оценок, иногда могут быть сложными, ключевые предположения, встроенные в эти оценки, просты и, к сожалению, изобилуют ограничениями и зачастую недостатками.
Методы, основанные на опросах, в которых ставятся гипотетические вопросы, мало основанные на реальности, всегда будут давать сомнительные результаты. Например, опрос людей о том, сколько денег им нужно заплатить, чтобы согласиться с увеличением на 1% шансов умереть от рака легких, приведет к широкому спектру ответов.
Тот факт, что эти опросы проводятся для нерепрезентативной выборки населения, добавляет больше проблем. Дополнительный шаг исключения ответов, которые не укладываются в рамки того, что было заранее определено как приемлемое, усугубляет эти недостатки. Ясно, что эти методы весьма сомнительны как теоретически, так и практически. Но они существуют и используются для разработки ключевых исходных данных, влияющих на принятие решений в нашей жизни. В отличие от философских дебатов, эти методы и их результаты можно легко изучить и статистически скорректировать, чтобы получить другие, потенциально более справедливые результаты.
Чтобы уменьшить количество проблем, связанных с этими опросами, систематические ошибки выборки следует скорректировать, чтобы отразить более широкую совокупность, не следует накладывать ограничения на ответы, и следует использовать чрезвычайно большое значение для представления мнения тех, кто говорит о ценности жизни. бесценен.
Методы, основанные на решениях людей в реальном мире, кажется, имеют более прочную основу для отражения того, как общество на самом деле ценит жизнь, однако эти методы также имеют серьезные теоретические и практические проблемы. Они исследуют, насколько больше человеку нужно платить, чтобы работать на рискованной работе, или сколько человек готов потратить на меры безопасности, которые снижают риск его смерти. Эти методы предполагают, что люди осознают последствия своих решений и что у них есть другие варианты. Предполагаемая ценность статистической жизни необъективна, потому что субъектам часто не хватает вариантов, рычагов, необходимых для переговоров, или знаний о связанных рисках.
Со всеми этими ограничениями на то, как оценить ценность жизни, у нас остается ограниченное количество вариантов. На нашу жизнь постоянно навешивают ценники. Если мы заботимся о справедливости, мы должны убедиться, что научные данные, лежащие в основе этих оценок, не преувеличены, и чтобы справедливость всегда учитывалась при проведении анализа затрат и результатов.
Мы должны настаивать на том, чтобы любой ценник, используемый для оценки жизни, был достаточно высок, чтобы в достаточной мере защитить человеческую жизнь. Мы должны настаивать на устранении несправедливых различий в оплате труда, таких как расовые и гендерные различия, поскольку они влияют на оценку жизни. Мы должны настаивать на том, что когда доход используется для оценки жизни, должны быть предприняты шаги для обеспечения того, чтобы жизнь беднейших слоев населения, пенсионеров, безработных и тех, кто добровольно отдает свое время, была защищена и не оставалась зависимой от прихотей правительств, организаций. и корпорации.
Не должно существовать ситуаций, когда суд определяет, что чья-то смерть не требует возмещения убытков, поскольку их смерть «сэкономила деньги». Не должно быть ситуации, когда смерть одного миллиардера считается более ценной, чем смерть сотни людей, заработавших гораздо меньше. Не должно быть ситуаций, когда компания без необходимости рискует жизнями людей, чтобы сэкономить несколько долларов. Не должно быть ситуаций, при которых неравная оценка человеческой жизни ведет к отрицанию основных прав человека.
Все жизни драгоценны, но не бесценны. Скорее, они оцениваются все время. Часто ценники несправедливы. Мы должны обеспечить, чтобы при оценке жизней они оценивались справедливо, чтобы права человека и человеческие жизни всегда были защищены.
Адаптированный отрывок из книги Говарда Стивена Фридмана «Высшая цена: ценность, которую мы придаем жизни» (University of California Press, 5 мая 2020 г.).
В мире много чего происходит. Несмотря на все это, Marketplace здесь для вас.
Вы полагаетесь на Marketplace, чтобы анализировать события в мире и сообщать вам, как они влияют на вас, основанным на фактах и доступным способом. Мы рассчитываем на вашу финансовую поддержку, чтобы сделать это возможным.
Ваше сегодняшнее пожертвование поддерживает независимую журналистику, на которую вы полагаетесь. Всего за 5 долларов в месяц вы можете помочь поддерживать Marketplace, чтобы мы могли продолжать сообщать о том, что важно для вас.
Ценность человеческой жизни
Однажды я спросил группу христиан: «Кто такие люди?» Без колебаний один человек выкрикнул: «Бесполезные грешники!» Вся группа кивнула в знак согласия.
Я ответил: «Конечно, за исключением Иисуса, все грешники без Божьей благодати. Тем не менее, мы должны спросить себя, бесполезны ли люди для Бога? Должны ли мы так относиться к людям?»
Часто наша первая реакция — презирать людей за то, что они грешники. Однако, насколько нам известно, первыми словами Бога о людях были не «Сотворим человека, который станет никчемным грешником». Наоборот, Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему» (Бытие 1:26).
Большинство из нас слышали эту библейскую тему раньше, но редко осознаем, насколько она занимает центральное место в Библии. От корки до корки Писание говорит нам о Боге, но они также говорят нам об образе Бога. Ветхий Завет концентрируется на образе Бога в древнем Израиле. Новый Завет резюмирует цель христианской жизни, призывая нас «облечься в нового человека, созданного по подобию Божию» (Еф. 4:24). Апостол Павел даже превозносил Христа, называя Его «образом Божиим» (2 Кор. 4:4; Кол. 1:15). Эта тема настолько распространена в Писании, что должна быть центральной в жизни каждого христианина.
Что такое образ Божий?Итак, что же имеет в виду Библия, когда называет людей образом Божьим? На протяжении тысячелетий христианские богословы отвечали на этот вопрос прежде всего тем, что отмечали, чем люди отличаются от других земных существ. Они подчеркивали тот факт, что мы разумные и нравственные существа, обладающие бессмертной душой. Эти наблюдения верны в той мере, в какой они идут, но они не отражают акцент Писания.
Чтобы понять, что Библия подчеркивает в отношении образа Бога, мы должны вернуться к тому времени, когда Моисей писал о сотворении человечества. Археологические открытия показывают, что во времена Моисея многие народы называли людей «образом», «подобием» и «сыном» своих богов. Тем не менее, они зарезервировали эти титулы почти исключительно для королевских особ — фараонов, императоров и королей. Нетрудно понять, почему. Народы, окружавшие Израиль, верили, что боги назначили царей представлять их на земле. Короли должны были узнать волю своих богов на небесах и использовать свою земную политическую власть для выполнения воли своих богов. Быть живым образом бога у этих народов означало быть высоковозвышенным земным представителем этого бога.
Когда Моисей готовил израильтян к жизни в земле обетованной, он противостоял ложным, демоническим религиозным учениям имперского Египта, обучая Израиль истине об образе Бога. «Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Честь быть образом Божьим досталась не нескольким царским особам. Бог предопределил, чтобы каждый человек, мужчина и женщина, представлял Его на земле. Бог наделил каждого человека привилегией и обязанностью узнать Его волю и исполнить ее на земле.
Неудивительно, что Иисус сказал, что весь Закон и пророки основаны на заповедях любить Бога и ближнего — Бога и Его образ (Мф. 22:37–40). Писание неоднократно учит, что плохое обращение с людьми совершенно несовместимо с почитанием Бога. Бог сказал Ною не терпеть убийства, «потому что Бог создал человека по образу Своему» (Бытие 9:6). Иаков подчеркивал, насколько абсурдно, чтобы одни и те же люди «благословляли нашего Господа и Отца и. .. . . проклинать людей, сотворенных по подобию Божию» (Иакова 3:9).
Имперский Египет научил израильтян лжи, которую склонно принимать каждое поколение, включая наше собственное. Ценны жизни некоторых людей: политических лидеров, богатых, высокообразованных, здоровых, молодых, тех, кто может заслужить наше уважение. Другие просто не имеют такого значения: бедные, простые, необразованные, больные, престарелые, нерожденные дети, которые ничего не могут заработать. Мы легко относимся к ним как к бесполезным.
Моисей в свое время научил израильтян чему-то радикальному. Они были так же ценны, как самый могущественный король в мире. Сегодня Моисей преподает нам такой же радикальный урок. Каждая человеческая жизнь ценна, потому что каждый человек является царственным образом Бога.
Какова миссия образа Божьего?Почему библейские авторы так много внимания уделяли образу Бога? Проще говоря, Бог предусмотрел решающую роль для людей в Своем плане творения.