Ценность жизни Человека – основа Созидательного общества
Сегодня большинство населения планеты пребывает далеко не в лучших условиях существования. Массы людей терпят лишения, ограничения, процент существующих за чертой бедности стремительно растёт. Голод, болезни, проблемы с питьевой водой, войны, разруха, климатические беженцы, смертность из-за низкого уровня медицины, брошенные никому не нужные дети, постоянный труд на тяжёлых работах с мизерной оплатой или наоборот отсутствие возможности трудоустройства как способа выжить, и при этом огромные налоги на всё, что предоставлено в пользование — всё это повсеместно имеет место быть в нашем «цивилизованном» 21 веке, в веке высоких технологий и научных открытий. Причина тому — потребительский формат взаимоотношений, когда в бесчеловечной гонке за наживой и постоянным обогащением меньшинства жизни миллиардов людей обесцениваются, а их права попираются.
На сегодняшний день в большинстве стран мира законы о правах и свободах имеют место быть. Но в действительности понятие о ценности жизни человека осталось на уровне теории. В практике любого государства организация общественного порядка, медицина, образование и тому подобное нацелены на обеспечение существования единиц, экономику, ориентированную на благосостояние этих единиц, и другие факторы, но не на удовлетворение благ каждого гражданина. Улучшение жизни населения, к сожалению, не является главенствующей целью.
Большинство жителей нашей планеты продолжают находиться в грёзах о доступности качественной медицины, о стабильном нормальном заработке, об удовлетворении базовых потребностей для существования себя и своих потомков. Но реальность возвращает их к беготне в поиске пропитания своей семьи, оставляя довольствоваться лишь мечтами о лучших условиях. В современном мире человек предоставлен сам себе. Если посмотреть на нужды превалирующего населения, по факту, оно не просит ничего лишнего, заоблачного, невозможного. Люди желают того, что и так должно принадлежать им по праву. Люди хотят мира во всём мире, равных прав и возможностей, достаточного материального благосостояния для удовлетворения базовых потребностей.
Кризис последнего времени окончательно оголил проблемы потребительского общества. Сейчас каждый понимает, что так дальше продолжаться не может и надо что-то менять. Многие находятся в поиске нового формата мышления и ценностных ориентиров.
Ознакомившись с идеями Созидательного общества, нахожу в себе полное согласие с теми инициативами, что несёт данный проект, понимая в глобальном масштабе всю важность реализации нового формата человеческих взаимоотношений. Отдельно не могу не отметить наличие основополагающих опор в его построении, которыми являются восемь основ Созидательного общества. Ведь то, что положено в основу ориентиров общества, задаёт вектор деятельности всех его направлений, и, в последующем, определяет качество жизни самого общества и каждого человека в нём. В этой статье хочется обсудить важность первой основы — Жизнь Человека.
Первая основа Созидательного общества: Жизнь Человека.
Ознакамливаясь с восьмью основами Созидательного общества, мы видим, что уже в первой основе уделено должное место теме ценности жизни каждого человека. Если вникнуть в глубину сути этого вопроса, приходит понимание, что при таком положении вещей любое развитие, любое направление, любая деятельность, что бы мы ни взяли, в обществе всё будет нацелено в первую очередь на улучшение жизни каждого человека. Лишь в таком обществе с опорой на ценность жизни человека все остальные ориентиры будут действовать соответственно. То есть наличие бедных, голодных, брошенных и больных станет заведомо исключено. Жизнь каждого будет превыше всего, с гарантией обеспечения его потребностей, с высокой оплатой труда, и одинаково высоким и доступным для всех уровнем медицины. Точно также не будет прецедентов любому конфликту, насилию и тем более любому виду войны.
Учитывая состояние нашего современного человечества с уклоном на потребительский формат взаимоотношений, с учётом многих происходящих событий в мире, известных своей антигуманностью, направленных против человека, против его жизни, против жизней миллионов людей, выше цитируемые слова из первой основы разительны своей человечностью и глубоки в своей сути. Они донельзя актуальны в наше тяжёлое время. Уже читая только их, ты понимаешь, что построение Созидательного общества крайне востребовано натерпевшимися людьми. Созидательное общество для всех нас является тем спасительным кругом в опасном бушующем океане волнений и невзгод потребительского общества.
Сейчас человечество проходит ряд испытаний в различных ограничениях и кризисах, но, по факту, это одно испытание — на уровень нашей человечности, на нашу готовность к сплочению и объединению. Общество само должно решить, способно ли оно объединиться и консолидироваться в верном направлении. Наступил этап взросления человечества, когда многие уже просыпаются, видят картину этого мира и находятся в поиске, как изменить его. Прецеденты в реализации построения Созидательного общества уже есть. Мы находимся на пороге великих изменений нашей цивилизации.
И здесь всем нам предстоит осознать, что основополагающей составляющей общества как такового неизменно является именно Человек, каждый человек, все мы. Мы же и создаём это общество, задаём вектор его развития. Нам нужно не уходить от ответственности за наш общий дом, за нашу единую семью — человечество. Не нужно ждать времён лучших условий, мы можем начинать создавать их уже сегодня.
Хотим ли мы создать общество, заведомо исключающее возникновение конфликтов, войн и прецедентов, посягающих на безопасность любого жителя нашей планеты? Хотим ли мы создать общество с медициной на высшем уровне, доступной одинаково каждому? Хотим ли мы создать Созидательное общество с главенствующей целью — обеспечить ценность жизни каждого? Конечно хотим. Каждый здравомыслящий человек желает такое общество. Каждый заслуживает такое общество по праву рождения. Созидательное общество — это гарантия того, что все люди рождены равными, и что жизнь в таких условиях равноправия и свободы абсолютно возможна.
У нас есть выбор. Либо мы можем продолжить ограничено существовать в обществе потребления с окончательным регрессом, с действительным отсутствием реализации наших прав и свобод, с неизбежным его финалом — самоуничтожением. Либо мы можем выбрать другой путь — в построении нового Созидательного общества с главенствующим ориентиром на сохранение жизни каждого Человека, его здоровья, комфорта и необходимых благ. Вот два пути, лежащие перед миром. Один из них преобладал многие века и тысячелетия и преобладает сейчас. Потребительский формат уже достаточно показал, в какой тупик мы как человечество пришли. Люди так жить больше не могут.
Другой же путь — в построении Созидательного общества, который в конечном этапе приведёт к идеальному обществу. Но уже само Созидательное общество раскрывает нам новые горизонты свобод, равноправия, без классов и других неравенств, наделяет возможностями с обеспеченным существованием абсолютно каждого, даёт уверенность в завтрашнем дне с гарантией сохранения его жизни в полной безопасности.
Некоторые ещё не до конца осознали величие курса для человечества под названием «Созидательное Общество». Оно является новой эрой для всего человечества, которая озарит всех нас знамением о лучших переменах. Только с таким курсом человечество выживет. Только с таким курсом жизнь каждого будет цениться по-настоящему, предоставляя каждому всевозможные условия для его благого счастливого существования. Только такой курс может действительно остановить все войны, заведомо исключив появление любого негативного прецедента. Это единственный способ сохранить жизнь ныне живущих, а в последующем подарить счастливую жизнь миллиардам наших потомков. Великая миссия выпадает на долю современного поколения — построение общества для Человека. Будем же достойны звания Человек и Человечество. Подарим прекрасное будущее нашим потомкам. Дадим опору для продолжения нашей цивилизации.
Это обращение к тебе, тому, кто читает эти строки, к нашему обществу, ко всему человечеству. Разве ты не хочешь забыть о всех переживаниях за день грядущий, за себя, за своих близких, решить проблемы с жильём и пропитанием? А ведь это мизерная часть из того, что гарантировано получишь ты и каждый человек в Созидательном обществе. Сейчас у тебя есть реальный шанс этому поспособствовать. Каждый, активно участвующий в построении Созидательного общества, действующий на благо общества, а значит и на благо каждого человека, уже имеет поддержку людей со всего мира, огромной мировой общественности. Небезразличных людей очень много. Те же, кто ещё пока не с нами, они просто ещё не знают о данной альтернативе, но уже находятся в поиске необходимой информации, необходимых ответов для действий в нужном направлении. Им просто нужно донести то, что выход есть, что уже по всему миру происходит движение неравнодушных людей к нашему общему человеческому счастливому будущему. И уже завтра каждый из них будет вместе с нами наблюдать начало возникновения нового общества созидания, величия, чести, справедливости и свободы. Каждый из нас с гордостью сможет смотреть в глаза своим потомкам, являясь одним из участников построения Созидательного общества, оставляя в наследие им новый великолепный мир.
Прогресс возможен при единении людей в единой цели. А наша конечная цель — это путём Созидательного общества прийти к Идеальному обществу. Лишь в нас самих, в нашем единстве в движении к цели при общем правильном выборе лежит будущее человечества. Да будут едины наши сердца в стремлении изменить наш мир в лучшую сторону! Да будет сохранение и обеспечение жизни каждого в этом мире важной целью нового общества! Да будет Созидательное общество, где обретёт счастье и уверенность в завтрашнем дне каждый житель этой великой семьи!
Алекс Фридман
Ценности человеческой жизни – НАМН України
Открытая лекция академика НАМНУ Запорожана В.Н.
Уважаемые коллеги! В последнее время нам все чаще приходится сталкиваться с глобальными проблемами, влияющими на ход развития человечества. Их не трудно перечислить: предотвращение войны, экология, продовольственный и энергетический кризис, демография и т. д.
Но по большому счету главная проблема человечества — в необразованности. Эта проблема не сегодняшнее изобретение. Все уже было в истории и давно описано нашими мудрыми предшественниками. Остается изучать и сверять свои действия с этим наследием. Потому что ценности человеческой жизни непреходящи. Они вечные.
Джавахарлал Неру когда-то писал: «Наши мысли определяют наши поступки, наши поступки складываются в привычки, наши привычки становятся нашими ценностями. Наши ценности — это наша судьба». Вот почему тема сегодняшней лекции актуальна как никогда.
В своих рассуждениях я буду позволять себе некоторые литературные ссылки и стихотворные отступления. И вот почему. Творчество для человека тоже является одной из ценностей. Творчество делает его сильнее и лучше. Творить – значит, создавать новое, и улучшать мир, а эта способность присуща только человеку. Творчество неотделимо от идеала и мечты. Это надежда на изменение, обновление и преображение себя и окружающего мира таким образом, чтобы мы стали мудрее, добрее и справедливее. Порой всего одна гениальная стихотворная строка способна поразить душу и сердце сильнее, чем тысяча слов. Например, такое четверостишие Омара Хайяма:
От безбожья до Бога — мгновенье одно.
От нуля до итога — мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь — ни мало, ни много — мгновенье одно!
Я не случайно избрал и данную тему лекции, и сегодняшнее число для выступления перед вами. Дело в том, что именно сегодня исполняется 20 лет моей работы на посту ректора нашего университета. Для меня это важнее, чем возрастной юбилей, так как я оцениваю жизнь не количеством прожитых лет, а числом выполненный дел. Каждая круглая дата — это определённая черта, итог части человеческой жизни, когда оцениваешь сделанное и планируешь будущее. Без такой оценки не обходится ни один человек. Вот мне и захотелось поделиться с вами своими размышлениями о ценностях человеческой жизни.
Что такое жизнь с точки зрения биологии
Существует множество определений, что есть жизнь. Мы — врачи, потому в данном случае воспользуемся трактовкой биологической: «Жизнь — это период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти».
Бабочка-«однодневка» живет всего день: появляется из личинки летним утром, чтобы уже вечером умереть. Гигантские галапагосские черепахи живут 150-170 лет. Среди млекопитающих чемпионом по долгожительству является гренландский кит: 200-210 лет. Только представьте: в полярных морях Северного полушария живут особи китов, родившиеся тогда, когда человечество еще не изобрело паровоз!
Официально подтвержденная максимальная продолжительность жизни Homo Sapiens — 122 года и 164 дня. Такова продолжительность жизни француженки Жанны-Луизы Кальман, которая пережила две мировые войны, присутствовала на похоронах Виктора Гюго, наблюдала за процессом возведения Эйфелевой башни.
Наступит день, когда генетика и геронтология смогут решить многие, если не все, вопросы о процессах старения, и управлять ими. Вопрос в ином. Достаточно ли сильна у самого человека мотивация для жизни если не вечной, то, по крайней мере, бесконечно долгой?
Поиск смысла жизни
Нередко приходится слышать сетования (причем, от достаточно молодых людей) на так называемую «усталость от жизни». С точки зрения природы, это противоестественно. Жизнь — это неотъемлемая потребность всего живого. То есть не от жизни человек устает, а от того, что ее содержание и качество не отвечают его внутренним потребностям. Если не имеется каких-либо физиологических причин и заболеваний, то подобные состояния «усталости» возникают из-за утраты жизненного ориентира, то есть смысла жизни.
Вообще, поиск смысла жизни является основополагающим в философии, теологии, художественной литературе. Несмотря на незначительные отличия, по большому счету все мировые религии одинаково трактуют вопрос о назначении человека. Его жизнь, учат религии, имеет глубокий смысл, великое предназначение, служит высшей, Божественной цели. Я считаю, что Божественное предназначение человека лежит в его творчестве, приумножении добра на земле.
Философы и писатели в своих трудах говорят о том же. Так, Аристотель полагал, что смысл жизни состоит в том, чтобы «служить другим и делать добро». Выдающийся писатель и блестящий врач Антон Павлович Чехов писал, что заключается «смысл жизни только в одном — в борьбе». Оскар Уайльд полагал, что «смысл жизни — это самовыражение». Разные эпохи, разные люди, разные суждения. Лично мне по душе поэзия нашего современника Игоря Губермана:
Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
У внешнего — семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний —
В ответственности каждого за всех.
Об ответственности, которая, по сути, является оборотной стороной свободы, мы позже побеседуем.
Что касается смысла жизни и его поисков, мне вспомнились исследования выдающегося психотерапевта Виктора Франкла, которого порой называют одним из духовных учителей ХХ века. В 50-60 годы прошлого века он изучал рост количества депрессий, агрессии, заболеваемости наркоманией и алкоголизмом. Ученый пришел к заключению, что в основе этих состояний лежит внутренняя пустота, бессмысленность существования. В качестве терапевтического решения данных проблем Франкл предложил так называемую «логотерапию» или «терапию смысла жизни».
Виктор Франкл испытал на себе весь трагизм ХХ столетия с его революциями и войнами. Три года ученый провел в нацистских концлагерях, где в условиях нечеловеческого существования с мизерными шансами остаться в живых, он получил практическое подтверждение своей теории. По наблюдениям Франкла, наибольшие шансы выжить имели люди не с крепким здоровьем, а те, кого отличал крепкий дух, кто имел смысл, ради которого стоило жить. Способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, которые обрушиваются на тело и душу, Виктор Франкл именует «упрямством духа». Дух, по мнению ученого, упрям вопреки страданиям, которые испытывает тело, и вопреки разладу, который может испытывать душа. «Жизнь, говорил он, – пролетает моментально, а мы живём, как будто пишем черновик, не понимая в суете, что наша жизнь — всего лишь миг.»
Ключевая мысль научных изысканий Франкла в том, что без жизненных ценностей смыслу жизни неоткуда взяться.
Какими бывают жизненные ценности
Давайте поразмыслим над тем, что такое ценности жизни и какими они бывают.
Ценности существуют только там и тогда, где и когда существует человек. Исключительно человек, существо разумное, в состоянии оценить неповторимость восхода солнца, величественность гор, благородство поступка, красоту музыкальной мелодии или поэтической строки. Самый дорогой автомобиль без человека это груда железа, не более… Алмаз, если он не попадет в человеческие руки, ценности не представляет. Однако если человек внезапно теряет все свое имущество: и дорогой автомобиль, и драгоценный алмаз, и у него останется только кусок хлеба – он, хлеб, и станет в этот момент тем, что имеет истинное значение. То есть будет представлять для человека ценность.
Как писал Омар Хайям:
Ветер жизни иногда свиреп.
В целом жизнь, однако, хороша.
И не страшно, когда черный хлеб,
Страшно, когда черная душа.
Общечеловеческие ценности — понятие объективное, они не зависят от пола человека, его расы, гражданства или социального положения. Еще общечеловеческие ценности можно именовать «принципами». Я перечислю некоторые из общечеловеческих ценностей, и вы поймете, что они абсолютны: Жизнь. Свобода. Долг. Честь. Достоинство.
В 1997 году в Женеве была учреждена Международная Ассоциация человеческих ценностей. Своей целью эта организация ставит содействие в глобальном масштабе более глубокому пониманию ценностей, объединяющих человеческое общество. И — декларирует следующие принципы:
— Достоинство человеческой жизни;
— Уважение и признание значимости других людей;
— Потребность в заботе и охране Земли;
— Важность единства и взаимопомощи;
— Стремление избежать насилия;
— Индивидуальное и коллективное стремление к миру и счастью.
Всё это точно перекликается с понятием европейских ценностей, о которых сейчас так много говорят, особенно в связи с проблемой подписания Ассоциации Украины с Евросоюзом. Они закреплены Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Ценностями, на которых основан Евросоюз, является : уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равенство, верховенство закона и уважение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинству.
Вот почему многие страны, в том числе и наш народ, так стремятся в Евросоюз- все хотят жить в стране, исповедующей высокие нравственные ценности. При этом не все задумываются над тем, что проснутся утром в Евросоюзе, ещё не значит эти ценности обрести. Никто, кроме нас самих, не изменит нашу страну и не привнесёт в нашу жизнь те самые европейские ценности.
Наука о ценностях (есть и такая, и именуется она аксиология) разделяет их на две большие группы: ценности материальные и ценности духовные.
Ценности материальные и духовные
Не секрет, что современное общество придает материальным ценностям и благам большее значение, чем внутреннему миру человека, его духовным ценностям. Люди зациклились на материальном настолько, что счастье для многих отождествляется исключительно с достатком, который обеспечивают деньги, — наличием комфортного жилья, престижного автомобиля, современных гаджетов, возможностью проводить отпуск на заграничных курортах. Именно поэтому в наше время высокое понятие Смысл Жизни подменено более приземленным — качество жизни.
Знаете, кстати, что лауреаты самой престижной в мире научной премии – Нобелевской – тоже очень по-разному распоряжаются немалой суммой в миллион двести тысяч долларов США. Доктор и великий гуманист нашей эпохи Альберт Швейцер, обосновавший необходимость новой универсальной этики «благоговения перед жизнью» – биоэтики, построил на премиальные деньги лепрозорий в Габоне.
Русский писатель Иван Бунин, ставший лауреатом премии по литературе в 1933 году, потратил большую часть денег на вечеринки. Советский писатель, Михаил Шолохов Сталинскую премию отдал в 1941 в Фонд обороны, Ленинскую – на восстановление школы, в которой он когда-то учился, а Нобелевскую потратил на путешествия с семьей в Европу и Японию.
В материальные ценности вложили премиальные деньги Нобеля британский биохимик Робертс и американский генетик Шарп. Один разбил на эти деньги площадку для игры в крокет возле дома, а другой приобрел старинный дом.
Хочу, чтобы вы поняли меня правильно: я отнюдь не призываю вас заняться исключительно духовными поисками, сидя в холщовом рубище под каким-нибудь деревом. Наоборот, необходимо обеспечить себя и своих близких средствами к достойному существованию. Материальные ценности в жизни — ее крепкий базис. Деньги решают многое. Но не все! Они никогда не решат и не осуществят главного: не купят настоящую любовь, не смогут гарантировать верную дружбу, не пробудят чувства. Жить и не чувствовать. Жить и не видеть красоты окружающего мира, не впитывать в себя знания, доставшиеся нам от предков, не ценить то, что имеем, не приносить пользу — это, согласитесь, лишь жалкое подобие жизни.
Жизнь бесценна? Или все имеет свою цену?
Жизнь человека является абсолютной ценностью. Жизнь бесценна по своей сути. Однако некоторые из вас спросят: но ведь жизнь материальна, а у всего материального имеется своя цена. Это ли не противоречие?
За определенную сумму жизнь можно застраховать; отнять (как в случае заказных убийств) или дать (если речь идет о суррогатном материнстве).
Мне приходилось читать результаты западных исследователей от медицины, которые оценили человеческую жизнь в 45 млн. долларов. Якобы столько стоит человеческое тело, исходя из цен человеческих органов на «черном рынке». Такой подход хоть и сугубо теоретический, но совершенно безнравственный, с моей точки зрения, поскольку внушает: мол, тезис о бесценности жизни – устаревший и популистский.
Подсчеты стоимости «среднестатистической жизни» не прекращают и экономисты. Если приблизительно, без использования специальных формул, то стоимость жизни они приравнивают к стоимости продукции и услуг, недополученных из-за гибели или потери трудоспособности граждан в результате стихийных бедствий, террористических актов и прочих чрезвычайных ситуаций. С нравственных позиций такой подход опять-таки оскорбителен: ведь человек – это не только то, что он производит, профессиональная деятельность это часть жизни, и «мы живем не для того, чтобы работать, а работаем для того, чтобы жить».
Вместе с тем, государству это дает возможность определять и устанавливать суммы компенсаций, которые получают семьи погибших в резонансных, масштабных трагедиях.
Согласно мировой практике, размер страховой выплаты измеряется годовым доходом человека. Вот и получается, что цена жизни среднестатистического американца или европейца выше, чем такого же по возрасту и социальному положению украинца или россиянина.
Мы с вами не экономисты. Мы — врачи, обязанные помнить, что право на жизнь является природным, неотъемлемым, без этого все остальные права и ценности человека не имеют никакого значения. Жизнь и здоровье — высший дар, они бесценны.
Без преувеличения, ценность здоровья люди осознают лишь тогда, когда приходит болезнь. Парадокса в этом нет. Не будь боли и болезней, человек так и не оценил бы того, что в этой сфере товарно-денежные взаимоотношения не действуют. Здоровье нельзя купить, а свою болезнь продать, в этом заложена великая нравственная ценность здоровья.
Существуют десятки определений, что такое здоровье. Зачастую используется такое: «здоровье = отсутствие болезней». Мне оно представляется не слишком удачным. Ведь есть много примеров победы людей над своими недугами, физическими увечьями. Они бросают вызов диагнозам и беспомощности, находят свое место и предназначение. Да, они больны физически, но их дух не сломлен, а значит, здоров.
Мне вспомнился удивительный пример Ника Вуйчича — 30-летнего австралийского миллионера, появившегося на свет без рук и ног. Когда он родился, врачи отказывались показать младенца матери, а медсестры плакали. В своих воспоминаниях Ник пишет, что в детстве и юности общество отвергало его. Он гневался на судьбу, не раз хотел покончить со своей жизнью, пока однажды, в 19-ть лет, во время учебы в университете он преодолел себя и выступил перед большой аудиторией. Через несколько минут его выступления многие заплакали. Это было началом карьеры Ника Вуйчича как профессионального оратора. Десять месяцев в году он в пути, два месяца дома. Он объездил десятки стран, его слышали миллионы людей. О чем бы он ни говорил, он неизменно повторяет такую мысль: «В жизни случается, что вы падаете, и, кажется, подняться нет сил. Не сдавайтесь, пробуйте снова и снова. Неудача – это не конец. Главное – не то, что вы упали, главное то, что вы в итоге поднимитесь».
Задача общества перед людьми с ограниченными физическими возможностями — поддерживать, помогать, заботиться. Не на словах, а на деле. Не жалеть, а проявлять милосердие. Потому что жалость – это сиюминутное чувство слабых, а милосердие – это любовь и забота сильных и благородных.
Мой выбор профессии врача, думаю, как и многих из вас, созвучен мысли Гете в «Фаусте»:
Люблю людей, я их жалею,
Вот почему я выбрал этот путь.
Познать людей и, несмотря на это,
Познанью роковому вопреки,
К ним сохранить любовь –
Не только жалость.
Вот счастье для меня…
Ценности на границах жизни: рождение и смерть.
Вести отсчет жизни принято от даты рождения человека. Это не совсем верно. Процесс рождения – лишь переход от одной стадии развития человека к другой. С точки зрения современной генетики и эмбриологии, жизнь человека начинается с момента слияния мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, которое содержит неповторимый генетический материал. В момент зачатия, когда хромосомы отца и матери соединяются, формируется новый человек, который никогда больше не повторится.
Как ученый и врач скажу: тайна рождения человека давно перестала быть тайной. Но она осталась чудом! Меняться может что угодно — политика, страны, деньги, мода… И только чудо рождения человека было и останется чудом на все времена.
Одной границей жизни является рождение, другой — смерть. Само слово «смерть» вызывает страх, неприятие, тревогу, что вполне естественно. Мы понимаем, что смерть является естественным концом всякого живого существа. Но, вместе с тем, не хотим знать о ней, пока мы живы.
Между тем, не напрасно древние говорили: «memento mori», то есть «помни о смерти»: смерть является мощным фактором нашей жизни. Она напоминает о хрупкости и временности бытия, по-своему закаляет личность и избавляет от многих иллюзий.
Таким образом, смерть выполняет важные ценностные функции, и сама в этих функциях становится ценностью. Однако в отношениях человека к смерти необходимо остерегаться и избегать двух крайностей: некрофилии и некрофобии. И тяга к смерти, и всепоглощающий страх от одной только мысли о смерти являются болезненными, патологическими состояниями психики.
Часто говорят: умереть достойно. Что это значит? Это означает оставаться человеком до конца, сохранять мужество и достоинство, не позволять смерти свести его к чему-то скулящему, животному, ничтожному. К чести человека он умеет это делать.
Бывают ситуации, когда смерть для человека – единственный способ избавиться от неизлечимой болезни и адских мук, которые она приносит, и пациент осознанно обращается за помощью к врачу. Речь идет об эвтаназии, так называемой «легкой смерти». Как к этому относиться? В течение столетий идут споры о том, имеет ли врач моральное право (я уже не говорю о юридическом) помочь такому пациенту уйти из жизни. До сих пор нет однозначного ответа. Хотя в некоторых странах, таких как Нидерланды, Бельгия, Швейцария эвтаназия узаконена.
Готово ли принять эвтаназию украинское общество? Боюсь, что при ее легализации наши врачи и пациенты получат много новых проблем, так как во много раз возрастет опасность злоупотреблений. Поэтому наше врачебное сообщество относится к этой проблеме негативно.
Самопожертвование, подвиг. Все ли на это способны?
Человек бросает вызов смерти не только во время войны, во имя свободы своего народа и ради исполнения гражданского долга, то есть общественных ценностей. Люди порой жертвуют собой ради другого человека и в мирное время.
Интереснейшая тема для размышления: чем руководствуется тот, кто не на войне, а в мирное время, жертвует собой ради другого человека, или ради идеи. Ведь инстинкт самосохранения — один из базовых человеческих инстинктов. Тем не менее, человек бросается, например, в горящий дом и выносит из огня совершенно незнакомых ему ребенка, женщину, старика. Или спасает тонущего. Порой – ценой собственной жизни.
За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить, что происходило на улицах Киева не так давно. Больше 100 смертей, более двух тысяч покалеченных людей разного возраста, разных национальностей, разных профессий — таков результат борьбы народа за Украину без диктатуры.
Мне сегодня приятно назвать имена наших студентов, которые, не задумываясь, приходят на помощь людям в сложной жизненной ситуации. Например, студент второго курса медицинского факультета №2 Роман Федько принял экстренные роды у женщины в поезде.
Или еще пример. Студент первого курса медицинского факультета №1 Эмиль Керимов вынес женщину из горящего здания и спас ей жизнь.
Наша профессия – спасать жизнь людям, и нужно готовить себя к этому со студенческой скамьи. Они будут настоящими врачами.
Подвиг – это внутренний порыв. В минуты опасности нет времени на размышления. Решение броситься на помощь и спасти возникает на подсознательном уровне. А наше подсознание – это опыт предыдущих поколений и собственный жизненный опыт плюс воспитание и сформировавшиеся моральные принципы. Поэтому, как мне кажется, направленность души не на себя, а на других, играет решающую роль в способности человека совершить подвиг. И далеко не каждый к этому готов.
Вы, конечно, знаете латинское изречение: «Светя другим – сгораю сам» («Aliis inserviendo consumor»). Есть немало сторонников мнения, что врач обязан, если потребуется, пожертвовать ради больного своей жизнью. И примеров такого подвижничества, самопожертвования немало. Русский и советский хирург, академик Сергей Николаевич Спасокукоцкий, будучи молодым врачом, извлек дифтерийную пленку из горла ребенка, погибающего от крупа, заразился сам и заразил своего единственного сына, который впоследствии потерял слух. Это подвиг или врачебный долг (как скажут многие)? Думаю, что все же подвиг.
А рискнуть, и ради спасения пациента выполнить то, чего прежде никто из врачей не делал? Например, применить при помощи дефибриллятора электроразряд, так называемый электрошок, и восстановить работу сердца. Доктор Евгений Вольперт первым в Советском Союзе выполнил то, что сейчас является ежедневным в работе кардиореаниматолога. Он был первым, и никто тогда не мог гарантировать благоприятного для больного исхода. Но Вольперт вышел за пределы обыденности, проявил смелость — так что, и это тоже можно считать подвигом.
Свобода как ценность
Абсолютной общечеловеческой ценностью является свобода. Размышления об этом можно встретить в древних философских трудах Платона и Сократа, Аристотеля и Эпикура. В эпоху Просвещения о свободе писали Гёте, Шиллер, Шопенгауэр, Ницше и другие философы.
Например, немецкий философ VIII века Иммануил Кант считал, что человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону, обязательному для всех. Это, обратите внимание, перекликается с тезисами знаменитой «Декларации прав человека и гражданина». Этот важнейший документ Великой французской революции, положенный в основу современного европейского конституционного права, определяет понятие свободы коротко и емко: «Свобода это возможность делать все, что не наносит вреда другому».
Идее свободы посвящены многие произведения мировой культуры. Во имя свободы убивали, шли на смерть, поднимали восстания. Ее же душили, запрещали, объявляли иллюзией и вредной философией.
В наказание за преступления лишают свободы, как самого дорого, что есть у человека, кроме самой жизни. Те, кто лишены свободы, ни о чем не мечтают так страстно, как о ней.
Обратите внимание: в разных культурах свободе и свободомыслию уделяют разное внимание. Так, например, на Западе они приоритетны. На Востоке, наоборот: там более привержены традициям. Казалось бы, ничего удивительного: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», – писал Киплинг.
В научных исследованиях, которые проводятся в Северо-Западном Университете американского штата Иллинойс, ученые пытаются обосновать это предположение. Исследователи утверждают, что обнаружили ген, ответственный за активность серотонина — химического вещества, осуществляющего передачу электрических импульсов в головном мозге и отвечающего за эмоции и настроение человека. Согласно гипотезе американских ученых, у народов, создавших демократические общества в Европе и Северной Америке, данный ген более активен. Отсюда, якобы, и генетическая предрасположенность к свободомыслию у представителей западного общества.
С другой стороны, события последних лет в ряде арабских государств также демонстрируют стремление к свержению деспотичного, авторитарного строя. Государственные перевороты в Тунисе, Египте, Йемене, гражданские войны в Ливии и Сирии, регулярные многотысячные протесты в Алжире, Иордании, Марокко. Список можно продолжить.
Несмотря на благую цель — утверждение в обществе принципов свободы и равенства — во многих из упомянутых государств события развиваются агрессивно – и вместо торжества демократии происхо
Ценность и достоинство человеческой жизни
Чи-Чиу Ли | СингапурЖизнь – это дар от Бога. Адам стал живым существом благодаря дыханию Бога (Быт. 2:7), и если бы Бог отнял у людей Свое дыхание, они погибли бы (Иов. 34:14–15). Поскольку жизнь принадлежит Богу, люди не обладают абсолютной автономией в отношении своей собственной жизни, но являются распорядителями жизни, данной им Богом. Жизни всех людей, как свои, так и чужие, нужно беречь и оберегать.
Создан по образу Божию
Ценность человеческой жизни неотъемлема, поскольку она исходит от Бога, сотворившего людей по своему образу (Быт. 1:26–27). Следовательно, человек, отнимающий жизнь другого, будет привлечен к ответственности и наказан Богом через его представителей (Бытие 9:5–6; Римлянам 13:1–7). Шестая заповедь «Не убивай» (Исх. 20:13) и ее объяснение в Исх. 21:12–32 ясно учат этому. Еврейское слово «убийство» ( рацах ) в Исход 20:13 относится не только к преднамеренному убийству (например, Иер. 7:9).; сравните упр. 21:12, 14, 20), но и к человеческой смерти, вызванной небрежностью или небрежностью (например, Нав. 20:3–6; ср. Исх. 21:13). Важно, однако, отметить, что в Ветхом Завете под запретом на лишение жизни человека следует понимать лишение жизни за установленными Богом границами (такими, как смертная казнь или война).
Придерживаясь этого основного принципа ценности человеческой жизни, мы рассмотрим ряд этических вопросов, касающихся начала и конца жизни, таких как аборты, эвтаназия и обращение с детьми, инвалидами и пожилыми людьми.
Начало жизни
Аборты были широко распространены в древнем мире. В Библии прямо не упоминается практика абортов. Тем не менее, если мы внимательно прислушаемся к учению Библии о том, что значит быть человеком и что значит лишить жизни другого, мы обнаружим, что Библия очень ясно говорит об аборте. Более того, и иудеи, и христиане в древности открыто осуждали практику абортов.
Главный вопрос, касающийся аборта, связан с тем, когда начинается жизнь и личность. Были предложены различные точки зрения: (1) при зачатии; (2) при имплантации; и (3) при рождении. В настоящее время в области медицины широко распространено мнение, что человеческая жизнь начинается с зачатия, когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются вместе, образуя человеческий эмбрион. Однако, помимо устоявшегося медицинского убеждения, Библия учит, что плод в утробе матери — это живой человек, несущий образ Бога. В Псалме 139:13, Давид говорит о том, как Бог сформировал его «внутренности», когда он был в утробе матери. Этот текст ясно учит, что Бог формирует нового человека до рождения, а не во время или после рождения. Кроме того, Давид говорит о себе , зачатом как грешник (Пс. 51:5). Поскольку только люди могут нести моральную ответственность, полноценная личность, согласно Библии, должна начинаться с момента зачатия. Мы вынуждены заключить, что уничтожение плода равнозначно лишению жизни человека, что прямо запрещается шестой заповедью. Негодование Бога по поводу убийства нерожденных подчеркивается Его запретом на убийство невинных (Исх. 23:7). Он ненавидит . . . руки, проливающие невинную кровь» (Притчи 6:16–17).
Аборт может считаться правомерным только в случае внематочной беременности, при которой беременность начинается где-то вне матки (обычно в фаллопиевых трубах). Ребенок не может пережить такую беременность и, если ему дать возможность развиваться, может поставить под угрозу жизнь матери. Таким образом, здесь речь идет не об убийстве, а о меньшем из двух зол — потере одной жизни вместо двух.
Сторонники аборта выдвигали и другие причины аборта, такие как выбор матери, случай изнасилования и вопрос качества жизни. Тем не менее, несомненно, «выбор» матери не включает в себя выбор покончить с жизнью другого человека, так же как убийце не должно быть позволено «выбрать» покончить с жизнью другого человека. А в случае изнасилования тяжкое преступление (изнасилование) не должно усугубляться путем прибавления к нему другого тяжкого преступления (аборта). Что касается качества жизни, то, безусловно, трагедией является рождение ребенка в бедности или с физическим уродством. Такие страдания реальны и болезненны, и к ним нужно относиться с нежностью. Однако ответ на трудную жизнь младенца не в том, чтобы отказать младенцу в самой жизни, созданному по образу Божию.
Конец жизни
В результате грехопадения всем людям неизбежна физическая смерть (Рим. 5:12–14; 1 Кор. 15:21–22). Процесс умирания часто сопровождается болезнью, страданием и болью. Эвтаназия — это один из способов, с помощью которого люди стремились избавиться от страданий в конце жизни. Эвтаназия имеет место, когда неизлечимо больной человек умирает в результате преднамеренного действия (активная эвтаназия) или бездействия (пассивная эвтаназия) другого лица, стремящегося ускорить смерть больного человека, чтобы положить конец его или ее страданиям. Больной человек мог дать информированное согласие (добровольное), отказать в согласии (недобровольное) или быть неправомочным дать согласие (недобровольное).
Активная эвтаназия однозначно запрещена шестой заповедью, независимо от просьбы больного. Этот нравственный принцип виден в случае с царем Саулом. Смертельно раненный, Саул приказал своему оруженосцу убить его, чтобы он не терпел унижений от своих врагов. Однако его оруженосец отказался (1 Цар. 31:3–5). Напротив, когда амаликитянин принес Давиду весть о смерти Саула, утверждая, что он убил Саула по собственной просьбе царя, чтобы положить конец его страданиям, Давид казнил амаликитянина за то, что он лишил Саула жизни (2 Царств 1: 1–16). .
Пассивная эвтаназия включает отказ от естественных средств жизнеобеспечения (например, пищи, воды, воздуха) или неестественных средств жизнеобеспечения (например, аппаратов жизнеобеспечения) для того, чтобы вызвать смерть и, таким образом, положить конец страданиям. Многие христианские специалисты по этике считают, что отказ в естественных средствах жизнеобеспечения беспомощным пациентам сравним с отказом в тех же средствах от младенца, поскольку это непосредственно приведет к смерти. Таким образом, этот акт небрежности, ведущий к смерти, также рассматривается как запрещенный шестой заповедью. Несколько иной вопрос заключается в том, способны ли врачи с этической точки зрения воздерживаться от бесполезных методов лечения, которые не улучшают шансы на выздоровление и только продлевают процесс умирания, когда смерть неизбежна и неизбежна. В таких случаях, по мнению некоторых христианских специалистов по этике, морально приемлемо позволить такому человеку умереть, хотя всякий раз, когда есть разумный шанс на выздоровление или улучшение качества жизни, к этому следует стремиться.
Лечение детей, инвалидов и пожилых людей
Как же христианам реагировать на боль и страдания тех, кто не в состоянии позаботиться о себе? При рассмотрении этого вопроса мы должны помнить, что ценность и достоинство человеческой жизни основаны на том факте, что жизнь дает Бог. Человеческая ценность не колеблется в зависимости от уровня предполагаемой полезности человека для общества или степени страдания, которое он испытывает, поскольку человеческая ценность основана на образе Бога. Ребенок, инвалид или пожилой человек является не меньшим образом Бога, чем кто-либо другой.
При рассмотрении библейского учения запрет физически неполноценным служить священниками может на первый взгляд показаться предубеждением против них (Лев. 21:16–23). Это требование, однако, связано с символической целостностью по отношению к святости Бога. Это ни в коем случае не обесценивает инвалидов. Напротив, Моисей увещевает народ Божий относиться к инвалидам и пожилым людям с уважением (Лев. 19:14, 32). Дети, инвалиды и пожилые люди, даже если они зависят от других, больны или умирают, заслуживают такого же уважения, как и все остальные. Христиане должны поддерживать достоинство жизни, укорененной в образе Божьем.
Как нам справиться с такими страданиями? Как мы можем помочь улучшить качество жизни людей, страдающих инвалидностью или неизлечимой болезнью? Есть ли вообще смысл в страданиях? Три комментария по порядку.
Прежде всего мы помним, что Иисус сострадал не только больным (Мф. 14:14), но и тем, кто нуждался в физических, эмоциональных и духовных нуждах (напр., Мф. 9:36; Марка 8:2; Луки 7: 13). Точно так же Павел увещевает верующих «облечься. . . сострадательные сердца» (Кол. 3:12). Инвалиды и больные не только страдают от физической боли и дискомфорта, они также часто страдают эмоционально и духовно. Поэтому жизненно важно и глубоко по-христиански проявлять сострадательную заботу как о теле, так и о душе тех, кто страдает.
Во-вторых, хотя страдание само по себе не есть добро, а является результатом жизни в падшем мире, страдание служит искупительным целям в жизни верующего. Разного рода трудности обладают уникальной силой углублять наше осознание человеческой слабости и смертности, освобождать нашу привязанность к мирским вещам и побуждать нас больше полагаться на Бога и более осмысленно ценить благодать и милость Божью в жизни. Христа (см. 2 Кор. 1:8–9; Евр. 2:14–18; 4:15–16).
В-третьих, Библия призывает нас плакать с плачущими (Рим. 12:15). Когда верующие общаются со страждущими, банальные ответы, какими бы верными они ни были с теологической точки зрения, могут оказаться контрпродуктивными в эмоциональном плане. Мы должны проявлять мудрость и заботиться о страдающих с глубоким сочувствием.
Заключение
Ценность и достоинство человеческой жизни исходит от Бога-Творца и коренится в том факте, что все люди были созданы по образу Божьему. Как управители жизни, данной Богом, мы должны поддерживать ее святость от зачатия до могилы. Прекращение чьей-либо жизни для облегчения страданий или неудобств не только неоправданно; это нарушает четко определенный моральный порядок Бога. Страдание должно привести нас не к преждевременному завершению жизни, а к более полному доверию себя нашему верному Богу, что бы ни случилось с нами или с теми, кого мы любим (1 Пет. 4:19).). Мы можем найти силу и окончательную надежду во Христе, Который победил смерть и может сострадать человеческим страданиям (Евр. 2:14–18; 4:15). Основываясь на Божьей любви, христиане должны проявлять самоотверженное сострадание и заботу о тех, кто страдает или уязвим — нерожденных или рожденных, молодых или старых.
Долларовая стоимость человеческой жизни. Спойлер… это 10 миллионов долларов США. | Генри Хе | Age of Awareness
Опубликовано в·
Чтение через 7 мин.·
30 апреля 2020 г.Я прослушал увлекательный эпизод подкаста от Planet Money под названием «Жизнь против жизни». Экономика» недавно, и это взорвало мне мозг.
Он ответил на вопрос, который в последнее время все чаще и чаще задается в публичном дискурсе: «стоит ли когда-либо останавливать экономику, чтобы спасти жизни?», или, другими словами, «почему мы не можем открыть обратно вверх? Мне нужно вернуться к работе! Мне нужна стрижка!».
Сглаживание кривой. ПРОВОДНОЙ.С одной стороны, требуется не что иное, как полное закрытие страны в соответствии с рекомендациями общественного здравоохранения, чтобы сдержать распространение нового коронавируса и «сгладить кривую». Хотя площадь под кривой или, другими словами, совокупный итог COVID-19случаи одинаковы в обоих сценариях, ситуация, когда страна ничего не делает для предотвращения ненужных поездок и общественных собраний, приведет к ситуации, когда система здравоохранения будет полностью перегружена, и гораздо больше людей получат неоптимальную помощь и могут умереть. Поскольку новые случаи продолжают расти день ото дня, да, нам определенно нужно продолжать физически дистанцироваться и продолжать соблюдать режим самоизоляции. То, что вещи начинают выглядеть лучше, не означает, что все стало лучше. На самом деле, наиболее распространенная причина, по которой пациенты перестают принимать лекарства от депрессии или беспокойства, а затем снова впадают в депрессию и тревогу, заключается в том, что они начинают чувствовать себя лучше! Ходить сейчас на общественные собрания было бы безответственно по отношению к здоровью общества в целом, а работники здравоохранения рискуют ради вас своей жизнью. Как члены общества, мы должны пожертвовать некоторыми личными свободами, когда польза для общества в целом намного больше.
С другой стороны, вы просто не можете игнорировать тот факт, что экономика в глобальном масштабе прямо сейчас опустошена. Многие предприятия полностью закрылись в обозримом будущем, и Международная организация труда прогнозирует потерю 195 миллионов рабочих мест с полной занятостью в ближайшие три месяца. Число безработных резко возросло, и хотя правительства делают все возможное, чтобы поддержать граждан с помощью пакетов финансовых стимулов, многие уволенные с трудом оплачивают свои счета и продолжают обеспечивать свои семьи. Совершенно понятно, почему люди беспокоятся о том, как долго продлится блокировка, когда у них отнимут средства к существованию. А вот с прической не очень. Проще говоря, экономика не может оставаться закрытой вечно, и мы не можем закрыть ее в 9 часов.0003 любой стоимости
У обеих сторон есть веские аргументы. Так что же нам делать перед лицом сложного решения с различными рисками и преимуществами? Обратимся к прекрасной области экономики.
В своем самом простом и кратком определении экономика — это изучение того, как агент (общество, бизнес или человек) использует свои ограниченные ресурсы. С тех пор, как я наткнулся на Freakonomics (книга, а затем подкаст), я увлекся концепцией объединения математики и данных с реальной реализацией и изменениями политики. Удивительная вещь в экономике заключается в том, что она может быть столь же абстрактной, как сложная модель макроэкономики, но она также может быть столь же практичной, как проявление в вашей повседневной жизни.
В любом случае, вернемся к обсуждаемому вопросу. Чтобы ответить на вопрос «стоит ли останавливать экономику ради спасения жизней?», нам нужно знать цену человеческой жизни. Да, это сложный и крайне неудобный вопрос, но он не является незнакомым для экономистов.
«Людям, которые говорят, как вы можете ценить жизнь, я говорю, как вы не можете? Как ты мог притворяться, что люди ничего не стоят? Что значило бы думать о людях, обладающих бесконечной ценностью? Мы бы потратили все наши ресурсы на спасение одного человека, люди не приняли бы такое решение». — экономист доктор Бетси Стивенсон, Мичиганский университет.
Экономисты должны решить, какую компенсацию выплатить семьям жертв трагедий, таких как расстрелы или террористические акты. Какое крайне неудобное положение. 9/11 был немного другим, потому что он был связан с защитой авиакомпаний и Всемирного торгового центра от судебных разбирательств, поэтому я не буду вдаваться в подробности.
В случае с COVID-19 мы имеем в виду скорее «статистическую стоимость жизни», которую федеральные агентства постоянно используют в своих расчетах для принятия решений. Вплоть до 80-х годов он основывался на «цене смерти», как на медицинских расходах, так и на сумме дохода, потерянного для выживших. Это часто используется в судебных процессах о неправомерной смерти, и эта сумма составляла 300 000 долларов в 1982. Однако ситуация изменилась, когда вопрос о маркировке опасных материалов (известный нам сегодня в Канаде WHMIS) был поставлен перед Управлением по охране труда в Соединенных Штатах. Сейчас это безумие, но в какой-то момент компании не были обязаны использовать этикетки для предупреждения работников о таких веществах, как асбест, коррозионно-активные и легковоспламеняющиеся химические вещества. Ошибочность модели стоимости смерти стала очевидной, когда стоимость печати этикеток, которая оценивалась примерно в 2,6 миллиарда долларов, на самом деле превысила стоимость потенциально спасенных жизней.
Именно тогда на сцену вышел экономист У. Кип Вискузи. Чтобы получить более точную цифру ценности жизни, ему пришла в голову гениальная идея посмотреть, сколько общество компенсирует работникам, которые берут на себя дополнительный риск (например, строителям, пожарным, а теперь и передовым медицинским работникам). «Сколько общество готово заплатить, чтобы предотвратить риск одной ожидаемой смерти?» Ответ? Около 10 миллионов долларов (сегодня),
Таким образом, в контексте COVID-19, принимая низкую оценку потенциального числа жизней, которые можно было бы спасти за счет остановки экономики, примерно 1 миллион:
1 миллион спасенных жизней x 10 миллионов долларов на одну статистическую жизнь = 10 триллионов долларов
…что составляет около половины валового внутреннего продукта США. Без учета медицинских расходов на болезни и того факта, что открытие экономики в условиях пандемии не означает, что предприятия будут работать на 100%, по-прежнему имеет полный объективный смысл повторное открытие экономики , а не сейчас.
Но впереди трудное решение. В какой-то момент правительство откроет экономику, даже если ситуация не совсем безопасна. Как сказал доктор Стивенсон в конце подкаста: «Мы не можем просто закрыть экономику, пока не будет ноль смертей. Сейчас мы этого не делаем».
Большинство из нас сказали бы, что наша жизнь для нас «бесценна». Тем не менее, большинство из нас также не захотят платить бесконечную сумму за более безопасный автомобиль, который потенциально может предотвратить смерть. В медицине соотношение риск/польза постоянно рассчитывается клиницистами, предлагая пациентам планы лечения, которые напрямую влияют на их риск смерти. Вот почему клинические исследования, основанные на фактических данных, так важны для принятия клинических решений, и почему используются такие статистические данные, как «число, необходимое для лечения (NNT)» или «число, необходимое для причинения вреда (NNH)», а также важность концепция «Разумного выбора» для отказа от проведения ненужных скрининговых тестов на здоровых пациентах. Они (включая стоимость статистической жизни в 10 миллионов долларов) ни в коем случае не идеальны и могут измениться. Однако альтернатива, состоящая в том, чтобы не обсуждать и не думать о рисках или преимуществах, а следовательно, и о ценности наших решений, по-прежнему включала бы неявную и неизвестную оценку, которая в целом явно была бы менее идеальной.