Тема Психология личности и ее роль в системе наук о человеке
жүктеу/скачать 274.49 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 114
Байланысты:
2 5415850470587502975
Тема 1. Психология личности и ее роль в системе наук о человеке Личность в английском языке происходит от латинского персона. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Особь – живое существо. Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Личность — психологический носитель социальных свойств, принадлежность индивида к обществу (социальное качество). Человек — индивид — субъект (деятельности) — личность – индивидуальность. Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это свойства, характеризующие человека как биологический организм и как социально типичные свойства. Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека; особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (свойств личности). Супер-Эго: 1.совесть — включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины 2. ЭГО – идеал. Человек выбирает для себя высокие стандарты, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Супер-Эго формируется из того, что окружающие одобряют или высоко ценят в человеке; он ведет к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга (свойства нервной системы), фунциональная ассимметрия мозга. Вторичные свойства: динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека. Человек как личность. 1.Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями. 2.Личность — это представитель определенного общества, гражданин. 3. Личностью называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни общества, в его борьбе за решение как больших, так и более частных задач. Личностью является человек, занятый общественным трудом. 4.Человек как личность включен в многообразные общественные группы — коллективы. 5.Личность обладает самосознанием. Зрелый человек не только познает окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, свои поступки, поведение с позиций общественно принятых норм морали. «Субъект деятельности» занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. жүктеу/скачать 274.49 Kb. Достарыңызбен бөлісу: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 114
©melimde.com 2023
әкімшілігінің қараңыз
1 2 3 Байланысты:
1 2 3 ©emirsaba.org 2023 | Басты бет Lessons Curriculum vitae Documents |
значений | Психология Вики | Фэндом
в: Страницы с неработающими ссылками на файлы, Основные вопросы этики, Социология,
и еще 2
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Содержание
- 1 Личные и культурные ценности
- 2 Личные ценности
- 3 Культурные ценности
- 4 Оценка
- 5 См. также
- 6 Внешние ссылки
Личные и культурные ценности
У каждого человека есть ядро основополагающих значения , которые вносят вклад в нашу систему убеждений, идей и/или мнений (см. значение в семиотике). Честность в применении «ценности» обеспечивает ее непрерывность, и эта непрерывность отделяет ценность от убеждений, мнений и идей. В этом контексте значение
Эти значения можно разделить на четыре категории:
- Этика (хорошее — плохое, добродетель — порок, моральное — аморальное — аморальное, правильное — неправильное, допустимое — недопустимое)
- Эстетика (красивая, уродливая, неуравновешенная, приятная)
- Доктринальные (политические, идеологические, религиозные или социальные убеждения и ценности)
- Врожденное/Врожденное (врожденные ценности, такие как размножение и выживание, спорная категория)
A личная или культурная ценность — это абсолютная или относительная этическая ценность, допущение которой может быть основанием для этического действия. Система ценностей представляет собой набор согласованных значений и показателей. Принципиальная ценность является основой, на которой основываются другие ценности и меры честности. Те ценности, которые не определены физиологически и обычно считаются объективными, такие как желание избежать физической боли, искать удовольствия и т. д., считаются субъективными, различаются у разных людей и культур и во многом совпадают с убеждениями и системами убеждений. Типы ценностей включают этические/моральные ценности, доктринальные/идеологические (религиозные, политические) ценности, социальные ценности и эстетические ценности. Обсуждается, являются ли некоторые ценности, которые не имеют четкой физиологической детерминации, внутренними, такими как альтруизм, и следует ли оценивать некоторые ценности, такие как стяжательство, как пороки или добродетели. Ценности обычно изучались в социологии; антропология; социальная психология; Моральная философия и деловая этика.
Ценности можно определить как широкие предпочтения в отношении соответствующих направлений действий или результатов. Таким образом, ценности отражают ощущение человеком правильного и неправильного или того, что «должно» быть. «Равные права для всех», «Совершенство заслуживает восхищения» и «К людям следует относиться с уважением и достоинством» являются репрезентативными ценностями. Ценности, как правило, влияют на отношение и поведение. Например, если вы цените равные права для всех и идете работать в организацию, которая относится к своим менеджерам гораздо лучше, чем к своим работникам, у вас может сформироваться отношение, что эта компания — несправедливое место для работы; следовательно, вы можете не работать хорошо или, возможно, уйти из компании. Вполне вероятно, что если бы в компании была более эгалитарная политика, ваше отношение и поведение были бы более позитивными.
Личные ценности
Согласно Моррису Мэсси ценности формируются в течение трех основных периодов: 1. Отпечаток периода от рождения до 7 лет. 2. Период моделирования от 8 до 14 лет. 3. Период социализации с 15 – 21 года.
Личные ценности обеспечивают внутреннюю ссылку на то, что является хорошим, выгодным, важным, полезным, красивым, желательным, конструктивным и т. д. Ценности формируют поведение [ необходимая цитата ] и помогают решать общие человеческие проблемы для выживания путем сравнительного ранжирования ценить; результаты которого дают ответы на вопросы о том, почему люди делают то, что они делают, и в каком порядке они выбирают это делать.
Со временем публичное выражение личных ценностей, которые группы людей считают важными в своей повседневной жизни, заложило основы закона, обычаев и традиций. Таким образом, личностные ценности существуют по отношению к культурным ценностям либо в соответствии с господствующими нормами, либо в отличие от них. [ цитирование необходимо ] Культура – это социальная система, разделяющая набор общих ценностей, в которой такие ценности допускают социальные ожидания и коллективное понимание добра, красоты, созидания и т. д. Без нормативных личных ценностей не было бы культурный ориентир, по которому можно было бы измерить достоинства индивидуальных ценностей, и поэтому культурная идентичность распалась бы.
Вятт Вудсмолл отмечает, что «Критерии» используются для обозначения «стандартов, на которых основана оценка». [ необходима цитата ] Ценности относятся к тому, чего человек хочет и в каком порядке их хочет, критерии могут относиться только к свидетельствам достижения ценностей и действовать как сравнительный стандарт, который применяется для оценки того, были ли цели достигнуты. выполнено / значения удовлетворены.
Значения получают разными способами. Самая важная часть построения ценностей — это семья человека. Семья несет ответственность за обучение детей тому, что правильно и что неправильно, задолго до того, как на них повлияют другие факторы. Когда ребенок идет в школу, школа помогает некоторым формировать ценности детей. Затем есть религия, с которой семья знакомит ребенка и которая играет роль в обучении правильному и неправильному поведению.
Культурные ценности
Файл:Inglehart Values Map.svgКультурная карта мира Инглхарта-Вельзеля, созданная социополитологами Рональдом Инглхартом и Кристианом Вельзелем на основе Всемирного обзора ценностей.
Культуры имеют ценности, которые в значительной степени разделяют их члены. Ценности общества часто можно определить, отметив, какие люди получают почет или уважение. В США, например, профессиональные спортсмены, достигшие высших уровней в некоторых видах спорта, получают (в виде денежного вознаграждения) больше почестей, чем профессора колледжей. Опросы показывают, что избиратели в Соединенных Штатах не хотели бы избирать атеиста президентом, предполагая, что вера в Бога является ценностью. Есть разница между разъяснением ценностей и познавательным нравственным воспитанием. Прояснение ценностей заключается в том, чтобы «помочь людям прояснить, для чего нужна их жизнь и ради чего стоит работать. Студентам предлагается определить свои собственные ценности и понять ценности других». [1] Когнитивно-нравственное воспитание основано на вере в то, что учащиеся должны научиться ценить такие вещи, как демократия и справедливость, по мере развития их морального мышления». зависит от уровня жизни человека.
Ценности связаны с нормами культуры, но они более глобальны и абстрактны, чем нормы. Нормы — это правила поведения в конкретных ситуациях, а ценности определяют, что следует оценивать как добро или зло. Вывешивание государственного флага в праздник – это норма, но это отражает ценность патриотизма. Ношение темной одежды и торжественный вид являются нормальным поведением на похоронах. В некоторых культурах они отражают ценности уважения и поддержки друзей и семьи. Разные культуры отражают разные ценности. «За последние три десятилетия студенты колледжей традиционного возраста проявляют повышенный интерес к личному благополучию и снижение интереса к благополучию других». [1] Кажется, ценности изменились, что повлияло на убеждения и отношение студентов.
Члены принимают участие в культуре, даже если личные ценности каждого члена не полностью согласуются с некоторыми нормативными ценностями, санкционированными в культуре. Это отражает способность человека синтезировать и извлекать ценные для него аспекты из множества субкультур, к которым он принадлежит.
Если член группы выражает ценности, которые серьезно противоречат нормам группы, руководство группы может использовать различные способы поощрения конформизма или стигматизации неконформного поведения ее членов. Например, тюремное заключение может быть результатом конфликта с социальными нормами, установленными в качестве закона.{уточнить}
Кроме того, институты глобальной экономики могут искренне уважать ценности трех видов, основанные на «треугольнике согласованности». [2] С одной стороны, сегодня он входит во Всемирную торговую организацию (ВТО), а с другой — в Организацию Объединенных Наций, в частности в Организацию по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), обеспечивая основу для глобального легитимность через подотчетность. С третьей стороны, опыт международных организаций и гражданского общества, управляемых членами, зависит от включения гибких положений в правила, чтобы сохранить выражение идентичности в глобализированном мире. Тем не менее, в воинственной экономической конкуренции различные взгляды противоречат друг другу, особенно в отношении культуры. Следовательно, кино является художественным творением в Европе, и затем пользуется особым отношением, в то время как в США это всего лишь простое развлечение, независимо от его собственного художественного исполнения. Даже внутри раздробленной Европы интервенционистская политика, основанная на понятии «культурного исключения», противопоставляется политике «культурной специфики» либеральной англо-саксонской стороны. Ведь в международном праве фильмы традиционно рассматриваются как собственность, а содержание телепрограмм определяется как услуга. Следовательно, культурная интервенционистская политика противостоит англо-саксонской либеральной позиции, что приводит к неудачам в международных переговорах [3]
Некоторые ценности (добродетель — это черта характера, оцениваемая как хорошая), признанные в различных западных культурах мира, включают:
Оценка
- Шкалы ценностей
См.
также- Совесть
- Этика
- Этнические ценности
- Этономика — дисциплина формального отображения и определения приоритетов систем ценностей
- Теория добра и ценности
- Система Хофстеде для оценки культуры
- Целостность
- Мораль
- Моральный характер
- Личные ценности
- Исследование стоимости Rokeach
- Социальные ценности
- Сеть создания стоимости
- Системы ценностей
- Теория стоимости
- Добродетель
- Мировоззрение
- Норма (социология)
- Пайдея
- Петух и драгоценность
- Spiral Dynamics
Внешние ссылки
- Эффективность распределения ресурсов
- Известные цитаты о ценности и ценностях
- Scouting Values
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Сантрок, Дж.В. (2007). Актуальный подход к развитию на протяжении всей жизни. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill
- ↑ Лами, Паскаль, генеральный директор ВТО, выступление в Институте Европейского университета во Флоренции 19Февраль 2011 г. (http://www.wto.org/english/news_e/sppl_e/sppl187_e.htm)
- ↑ Хакер, Виолен (2011a), «Создание медиа-индустрии при продвижении сообщества ценностей в условиях глобализации: от донкихотского выбора к прагматическому благу для граждан ЕС», Politické Védy-Journal of Political Science, Словакия, стр. 64-74.
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Значение ценностей в социологии
В социологии ценности — это наши убеждения о том, что важно как для нас самих, так и для общества в целом. Они могут быть неявными или явными (указаны прямо). Ценности помогают нам решить, что правильно или неправильно, хорошо или плохо.
Ценности включают культурно сконструированные цели, представляемые в качестве законных объектов для достижения разнообразными людьми в обществе.
Таким целям присваивается разная степень значимости в зависимости от их соответствия наиболее заветным идеалам конкретной культуры.
Эти ценности передаются людям, начиная с нежного возраста, как мечты, к которым стоит стремиться.
Древняя Спарта представляет собой пример общества, которое явно отстаивало ценность военного превосходства (Плутарх, 1859 г.).). Спартанское дарование надгробий только избранным победителям, поэзия Тиртея, прославляющая воинскую доблесть, и агоги, превращавшие семилетних мальчиков в воинов, почти не ускользают от внимания.
Ключевые выводы
- Социальные ценности — это убеждения, взгляды и мнения о том, что важно как для нас, так и для общества в целом. Следовательно, ценность — это убеждение (правильное или неправильное) о том, каким нечто должно быть.
- Социальные ценности можно классифицировать в зависимости от их источника, который может быть материалистическим или идеалистическим; положительный или отрицательный, доминантный или вариантный, врожденный или приобретенный или ряд других категорий.
- Каждая ценность, которой придерживаются люди, имеет ряд связанных идей, называемых нормами.
- Такие далеко идущие точки зрения, как функционализм, марксизм и феминизм, создали различные линзы, через которые социологи рассматривают функцию социальных ценностей.
Некоторые ценности очень индивидуальны для нас как отдельных людей, в то время как другие гораздо более распространены среди больших групп людей. В этом случае ценности становятся моралью — вещами, которые мы считаем настолько абсолютными и фундаментальными, что, по нашему мнению, каждый должен считать эти идеи личной ценностью.
В концепции ценностей есть этический аспект, поскольку с ними часто связаны представления о добре. В функционалистской социологии ценности занимают центральное место, поскольку считается, что они имеют решающее значение для формирования социальной солидарности между разрозненными людьми.
Некоторые общие социальные ценности в западных обществах включают свободу, равенство, индивидуализм, демократию и уважение к другим. Однако эти ценности разделяют не все культуры. Например, в некоторых традиционных обществах коллективизм (ценность потребностей группы выше потребностей отдельного человека) может быть важнее индивидуализма (Boudon, 2017).
Социологи часто изучают, как со временем меняются социальные ценности. Например, в прошлом многие западные общества ценили мужчин выше женщин и белых людей выше расовых меньшинств. Однако со временем эти ценности изменились во многих странах, поскольку женщины и группы меньшинств боролись за равенство.
Короче говоря, ценности, которых мы придерживаемся, являются общими принципами поведения. Например, они говорят нам, что мы считаем правильным или неправильным, но не говорят нам, как мы должны вести себя надлежащим образом в той или иной социальной ситуации. Такова роль норм в общей структуре нашего социального поведения.
Характеристики ценностей (Boudon, 2017):
Ценности обычно являются вопросом веры и убеждений
Они склонны быть абстрактными и познавательными
Значения носят нормативный характер
Ценности — это общие идеи, разделяемые людьми
Ценности связаны с эмоциями и чувствами
Ценности лежат в основе выбора вещей
Значения относительно постоянны
Ценности сплочают общество
Ценности мотивированы общественным благом
Значения имеют иерархию порядка.
Содержание
Типы ценностей
Моральные ценности — это представления о правильном и неправильном поведении. Обычно они основаны на религии, культуре или философии. У многих людей разные моральные ценности, в зависимости от их убеждений.
Эти значения не являются научными. Моральные ценности, которые также используются для оценки социальных институтов, иногда также называют политическими ценностями.
Некоторые общие моральные ценности в западных обществах включают честность, уважение к другим и своим родителям, честность и лояльность. Как правило, общество жестоко наказывает за нарушение таких ценностей (Boudon, 2017).
Еще одним примером моральных ценностей являются 10 заповедей. К ним относятся такие ценности, как то, что вы не должны красть у другого человека.
Рациональные ценности основаны на разуме или логике. Они научны и объективны, и их можно измерить. Они часто связаны с физическими потребностями и желаниями людей, такими как потребность в еде, жилье и безопасности.
Некоторые общие рациональные ценности в западных обществах включают здоровье, богатство, знания и эффективность. Например, общество может ценить человека, который усердно работает, потому что те, кто много работает, с большей вероятностью принесут повышенную производительность — в виде товаров и услуг. Таким образом, позволяя людям внутри него процветать и создавая сеть безопасности на случай стихийного бедствия, будь то голод, война или экономический спад (Boudon, 2017).
Индивидуалистические ценности подчеркивают важность личности над группой. В индивидуалистических обществах люди должны заботиться только о себе и своих ближайших родственниках.
Люди в индивидуалистических обществах ценят независимость, уверенность в себе и личные достижения. Таким образом, индивидуалистические ценности могут включать свободу, неприкосновенность частной жизни и конкуренцию.
Ученые считают, что истоки этих индивидуалистических ценностей отражают приверженность разуму, когда социальные отношения организованы на основе принципов, правил и законов (Ghorbani et al. , 2003).
Доминирующие ценности — это ценности, которые ограничивают социальные санкции и не могут быть нарушены отдельным человеком. В обществе может быть несколько доминирующих ценностей, которые уважает большинство людей.
Например, во многих западных обществах высоко ценятся личная свобода и независимость. Другие примеры доминирующих ценностей включают трудолюбие, самодисциплину, отказ от насилия и уважение к авторитету (Boudon, 2017).
Хотя доминирующие ценности могут варьироваться от одного общества к другому, они обычно остаются стабильными с течением времени в рамках данной культуры. Это потому, что они поддерживаются такими институтами, как семья, система образования и религия.
Доминирующие ценности помогают определить, что считается нормальным или приемлемым поведением в обществе. Они также обеспечивают ощущение порядка и стабильности, что может помочь уменьшить социальные конфликты.
Варианты — это ценности, которым люди могут следовать, будучи частью культуры или общества. Типичным примером является выбор продуктов питания – вегетарианских и невегетарианских.
В то время как в некоторых культурах или обществах может отдаваться предпочтение одному типу пищи, а не другому — французская кухня в значительной степени зависит от мяса и сыра, в то время как индийская кухня в основном веганская — люди в этих группах могут свободно выбирать, что они будут потреблять.
Различные ценности также существуют в рамках более крупных социальных институтов, таких как религия. Например, многие христианские деноминации допускают различное толкование ключевых писаний; таким образом, последователи христианства могут придерживаться несколько разных убеждений, но при этом оставаться объединенными одной и той же зонтичной верой (Boudon, 2017).
Эстетические ценности основаны на представлениях о том, что красиво и безобразно, искусно или безвкусно. Они часто связаны с моралью, но не всегда. Например, некоторые люди могут думать, что произведение искусства, изображающее наготу, аморально, но они все же могут считать его эстетически приятным «высоким искусством».
Некоторые общие эстетические ценности в западных обществах включают симметрию, баланс и аккуратность. Тем не менее, эстетические ценности могут меняться со временем. Например, в прошлом художники часто пытались изобразить идеализированные версии людей и природы.
Однако в последнее время художники исследуют более «реалистичные» и «уродливые» предметы. Точно так же архитектура 20 века перешла от симметричных неоклассических стилей к стилям, отмеченным асимметрией и уникальностью.
Хотя вопрос о том, являются ли эти новые работы «красивыми», является субъективным, эти новые стили искусства и архитектуры охватывают эстетические ценности, потому что они были приняты в качестве стандарта того, что правильно и хорошо авторитетами в областях (Pawlowski, 2012) .
Терминальные ценности — это те, которые относятся к конечной точке или цели жизни человека, такие как свобода, счастье и внутренний покой.
Инструментальные ценности относятся к средствам, с помощью которых человек достигает своих целей, таким как честность, трудолюбие и самодисциплина (Feather & Peay, 19). 75).
Хотя оба типа ценностей важны для формирования поведения человека, инструментальные ценности обычно более важны для прогнозирования повседневных действий. Это связано с тем, что инструментальные ценности представляют собой конкретные шаги, которые человек должен предпринять для достижения своих целей.
Таким образом, они дают четкий план действий. Напротив, конечные значения обычно остаются более абстрактными, и их может быть трудно преобразовать в конкретное поведение.
Функции социальных ценностей
Ценности обеспечивают стабильность в групповых взаимодействиях. Они дают людям чувство идентичности и принадлежности и способствуют поддержанию общественного порядка, поскольку они являются общими.
Ценности также служат стандартами, по которым люди судят о целесообразности своего собственного поведения и поведения других, и могут сделать людей более склонными считать других такими же, как они сами.
Ценности также могут придать легитимность правилам, регулирующим определенные виды деятельности. Правила, вытекающие из этих ценностей, соблюдаются в силу их воплощения. Например, во многих обществах высоко ценится ценность индивидуализма.
Это значение может помочь узаконить такие действия, как соперничество и агрессивность, которые считаются необходимыми для успеха (Levy & Guttman, 1985).
Их также можно использовать для объяснения и обоснования социальных проблем, таких как социальное неравенство. Например, ценность тяжелой работы может использоваться для оправдания того, почему у одних людей больше денег, чем у других. Действительно, иерархические общества могут даже считать это неравенство естественным и пресекать любые попытки его ниспровергнуть.
Наконец, ценности помогают вносить коррективы между различными наборами правил с течением времени. Например, ценность свободы может использоваться для оправдания изменений в правилах взаимодействия между людьми, таких как отмена рабства, а также более отдаленных отношений между государством и человеком.
Или ценность прогресса может быть использована для поддержки новых технологий или способов ведения дел, даже если это влечет за собой потерю традиции (Levy & Guttman, 1985).
ПравосудиеПравосудие помогает обеспечить справедливое и равное обращение с людьми. Это также ценность, которая может помочь предотвратить конфликт и способствовать социальной сплоченности.
Например, в обществе, где люди верят, что проступки будут наказаны быстро и должным образом, люди с большей вероятностью будут чувствовать себя в безопасности и с меньшей вероятностью сами нарушат правила.
Это правосудие может быть как законным, так и внесудебным, охватывая все, от правоохранительных органов до духовных верований (Bourne & Jenkins, 2013).
Свобода
Свобода позволяет людям свободно выражать себя и выбирать свой образ жизни. Это способствует индивидуализму и самовыражению (Carter, 1995).
Когда свобода действует, она позволяет людям преследовать свои интересы и цели без вмешательства других. Он также способствует творчеству и инновациям, давая людям возможность экспериментировать с новыми идеями и методами.
Общества, которые ценят свободу, могут нести в мир идеи, которые в противном случае остались бы неоцененными, поскольку они не соответствуют традициям.
Однако у свободы есть и отрицательные стороны. Одним из недостатков свободы является то, что она может привести к социальной дисгармонии и конфликтам. Когда люди могут свободно преследовать свои собственные интересы и цели, они могут иногда конфликтовать с другими людьми, у которых другие интересы.
Это может привести к напряженности и конфликтам в обществе. Кроме того, общества, которые ценят свободу, могут с большей вероятностью сталкиваться с преступностью. Когда люди могут свободно преследовать свои собственные цели, некоторые из них могут делать это посредством незаконных или преступных действий (Картер, 19 лет).95).
Уважение
Уважение гарантирует, что люди относятся друг к другу с достоинством.
Есть два основных вида уважения: личное и социальное. Личное уважение — это когда к кому-то относятся с достоинством, потому что его ценят как личность.
Социальное уважение — это когда к кому-то относятся с достоинством, поскольку он имеет определенный статус в обществе.
Некоторые социальные теоретики утверждают, что уважение тесно связано с деятельностью.
Райх, Ширмер и Хаманн (2009 г.) обнаружили, что люди чувствительны к легитимности притязаний другого на уважение, а это означает, что они не желают ассоциировать неуважение с ситуациями, в которых неправомерные притязания человека на агентское обращение были нарушены.
Источники ценностей
Согласно функционализму, социальные ценности создаются для поддержания стабильности и равновесия в обществе. Эти ценности необходимы для надлежащего функционирования общества и помогают гарантировать, что все члены общества знают, что от них ожидается.
Социальные ценности также играют важную роль в социальной сплоченности, помогая объединять людей и создавая чувство общей цели посредством социализации новичков в системе ценностей.
Функционалисты считают, что все аспекты жизни общества служат определенной цели и способствуют общему функционированию общества. Они считают социальные ценности полезными для общества, поскольку они помогают гарантировать, что все знают, чего от них ожидают.
Некоторые теоретики-функционалисты даже утверждали, что социальные ценности являются врожденными и прочно закрепленными в человеческих существах (Parsons, 19).91).
Марксисты считают, что правящий класс навязывает ценности рабочему классу, что приводит к ложному сознанию. Это означает, что рабочий класс не понимает своих интересов и вместо этого принимает ценности правящего класса.
В основе этого контроля над сознанием через ценности лежит, с точки зрения марксизма, фундаментальный конфликт между правящим классом и рабочим классом, поэтому ценности никогда не могут быть полностью разделены или согласованы.
Правящий класс заинтересован в сохранении своей власти и привилегий, в то время как рабочий класс хочет свергнуть их и создать более равноправное общество (Армстронг, 2020).
Альтюссер утверждает, что семья как часть надстройки капиталистического общества социализирует детей в соответствии с нормами и ценностями, полезными для капиталистического правящего класса. То есть семья является идеологическим агентом, марионеткой правящего класса.
Например, дети учатся послушанию и уважению к тем, кто имеет власть в семье. Это означает, что капиталистический класс может позже эксплуатировать этих детей, потому что, когда эти дети станут взрослыми, они с большей вероятностью будут рассматривать силу и авторитет капиталистического класса как нечто естественное.
Социализируя детей с ценностями правящего класса, семья гарантирует, что дети станут некритичными и конформистскими взрослыми и пассивными работниками, безропотно принимающими эксплуатацию.
Некоторые социологи-марксисты критикуют функционалистские теории ценности за то, что они не могут объяснить, как ценности меняются с течением времени. Они утверждают, что функционалисты предполагают, что ценности фиксированы и неизменны, тогда как на самом деле они постоянно меняются и оспариваются.
Некоторые феминистские теоретики, в том же духе, что и марксисты, которые считают, что ценности служат правящему классу, считают, что ценности служат потребностям мужчин.
Наиболее распространенные в обществе ценности, такие как индивидуализм, соперничество и материализм, приносят больше пользы мужчинам, чем женщинам, от которых ожидается забота и обеспечение.
Другие феминистские теоретики утверждали, что не существует единого набора ценностей, характеризующих все общества; скорее, значения варьируются в зависимости от конкретной культуры или субкультуры (Армстронг, 2020).
Часто задаваемые вопросы
Должны ли социальные ценности всегда гармонировать друг с другом?Даже в рамках отдельных культур социальные ценности не всегда находятся в гармонии друг с другом.
Например, социальная ценность индивидуализма, проявляющаяся на рабочем месте в виде соперничества со сверстниками и реализации своей «страсти», может противоречить социальной ценности коллективизма, требующего, чтобы семьи ставили друг друга выше внешних обязательств и амбиций.
Общество может придерживаться других, казалось бы, противоречащих друг другу социальных ценностей, таких как конкуренция и сотрудничество, автономия и подчинение. Хотя эти социальные ценности не обязательно взаимно усиливают друг друга, они также не предвещают хаоса или упадка.
Какие типы ценностей существуют в социологии?Понятие ценностей в социологии можно далее разделить на положительные и отрицательные ценности; доминантные и вариантные, врожденные и приобретенные, внутренние и внешние ценности.
Ценности можно дополнительно классифицировать относительно, охарактеризовав как моральные, рациональные и индивидуальные.
Как измеряются ценности в социологии?Существует множество различных способов измерения и сравнения значений. Одним из распространенных подходов является опрос Rokeach Value Survey, в ходе которого людей просят ранжировать список из 18 конечных ценностей и 18 инструментальных ценностей в порядке их важности.
Другие подходы сосредоточены на конкретных ценностях или кластерах ценностей, например, связанных с защитой окружающей среды или религиозностью. Терминальные ценности в Обзоре ценности Рокича (Johnston, 1995):
В то время как инструментальные ценности – предпочтительные модели поведения – включают (Johnston, 1995):
Бодрость
Амбиции
Любовь
Чистота
Самоконтроль
Возможности
Мужество
Вежливость
Честность
Воображение
Независимость
Интеллект
Широкий кругозор
Логика
Послушание
Помощь
Ответственность
Прощение
Ссылки
Армстронг, Э. (2020). Марксистский и социалистический феминизм. Companion to Feminist Studies, 35-52.
Будон, Р. (2017). Происхождение ценностей: Социология и философия верований. Рутледж.
Борн, Х., и Дженкинс, М. (2013). Организационные ценности: динамическая перспектива. Организационные исследования, 34 (4), 495-514.
Картер, И. (1995). Самостоятельная ценность свободы. Этика, 105 (4), 819-845.
Feather, NT, & Peay, ER (1975). Структура терминальных и инструментальных ценностей: измерения и кластеры. Австралийский журнал психологии, 27 (2), 151-164.
Горбани, Н., Бинг, М.Н., Уотсон, П.Дж., Дэвисон, Х.К., и ЛеБретон, Д.Л. (2003). Индивидуалистические и коллективистские ценности: свидетельство совместимости в Иране и США. Личность и индивидуальные различия, 35 (2), 431-447.
Джонстон, К.С. (1995). Обзор ценности Rokeach: базовая структура и многомерное масштабирование.