3. Ценности личности и общества
Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека механически извне, они формируются в процессе социализации человека, имея динамический характер. Ценности всегда являются человеческими и имеют социальный характер. Они формировались в индивидуальной и коллективной деятельности человека на основе общественной практики, принимая различные формы в конкретно-исторических общественных отношениях и видах общения людей. На ценностное восприятие мира человеком оказывали воздействие различные факторы: биологические, социальные психологические и т.д.
Поскольку каждый человек живет в определенной системе ценностей, которые удовлетворяют его потребности, то можно сказать, что ценность выражает определенный способ существования личности. Социализация личности предполагает усвоение определенных идеалов, норм и средств и целей, которые выступают ее ценностными ориентациями. В качестве ценностей можно рассматривать социальные общности и общество в целом, являющиеся субъектами ценностей.
Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. В свою очередь утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и деинтеграции общества.
А. Маслоу по поводу роли высших ценностей в социализации и самоактуализации личности писал что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело, которое является для них очень ценным. «Один, отмечал он, – посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому.
Потеря личностью ценностей ведет ее к отчуждению и бегству от действительности. «Если не хочешь бежать от действительности, – считает А. Камю, – нужно найти в ней человеческие ценности»1. Общечеловеческие ценности, какими бы они неосязаемыми не казались, образуют в структуре социального субъекта (личности, социальной группы, народа) тот ценностный стержень, который делает человека сильнее любого оружия.
Ценности квалифицируются как доминанты сознания и экзистенции, направленные на достижение совершенного бытия, креативно влияющие на внутреннее развитие личности и окружающий мир через наполнение их значимостью и смыслами. Соединяя человека и мир узами значимости, ценности преобразуют обе стороны этого отношения в направлении должного.
В разных исторических типах общества формировались две традиции – коллективистская и индивидуалистическая. Перспектива развития современного общества – многообразная интеграция этих традиций, каждая из которых обладает своими достоинствами и недостатками. Если абсолютизация ценностей индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества, то коллективистская порою тормозит развитие личности.
Сегодня происходит осознание того непреложного факта, что нежно не просто изменять этот мир, а, прежде всего, понимать его. Идеалы и ценности в обществе нужны не только для того, чтобы реализовать их, а для того, чтобы самоопределять свое отношение к миру, исходя из них. Наши нравы и ценности меняются вместе с нами, меняют мир, в котором мы живем, который влияет на наши нравы и поведение. Прошлые представления о фундаментальных ценностях личности и общества необходимо иметь в виду в изменившейся ситуации и соотносить их с уровнем современных представлений о ценностных ориентациях, диктуемых временем, экономическими и социальными условиями.
Четыре России: как меняются ценности в разных сегментах российского общества
На горнолыжном курорте Роза Хутор 2-5 марта в рамках форума Radio Monte Carlo Winter Cup состоялась дискуссия «Creative & Business. Музыка, дизайн и маркетинг» в которой приняли участие эксперты из туристической, рекреационной, финансовой отраслей и креативных индустрий
Дискуссию открыл управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников. Он констатировал, что у российской аудитории меняются запросы, интересы, стиль жизни и предложил обсудить эти изменения, потому что они влияют на маркетинговые стратегии компаний потребительского сектора.
Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров предложил свою сегментацию российского общества. «Существует четыре России: Россия, непосредственно вовлеченная в специальную операцию на Украине; Россия уехавшая; глубинная и столичная. В четвертую категорию входят не только жители Москвы и Санкт-Петербурга, но и других городов, – отметил Валерий Федоров. — Представителей четвертой категории многие обвиняют в бегстве от реальности, но гораздо более значим другой элемент: столичная Россия ищет свои ценности, среди которых безопасность, процветание, здоровье. У столичной России есть опыт, возможности, успехи. На мой взгляд, задача элиты состоит в том, чтобы показывать соотечественникам пример того, как строить жизнь в непростых обстоятельствах, к чему стремиться. В этом плане Россия столичная может выступить образцом для России глубинной».
Одним из трендов России столичной является стремление вести здоровый образ жизни, поэтому в стране растет спрос на активный отдых. Как отметил директор департамента маркетинга курорта «Роза Хутор» Дмитрий Барашков, даже летом люди стремятся в Красную Поляну. Гостям курорта неинтересно лежать на пляжах, они хотят подниматься на хребет, чтобы совершать сложные походы по трекинговым тропам.
«Мы видим, что топ-менеджеры теперь сравнивают не стоимость часов, а личные спортивные успехи, для достижения которых нужно много работать, — говорит Дмитрий Барашков, — На мой взгляд, это говорит о том, что общество сегодня ценит не только материальный результат, но и усердие, трудолюбие, настойчивость».
Наблюдения Дмитрия Барашкова подтвердила президент Национальной лиги инструкторов Ольга Даргужас. Она отметила, что сегодня в России растет спрос на обучение горнолыжному спорту, при этом клиенты не просто хотят научиться кататься на лыжах, они готовы проводить больше времени с единомышленниками, вступать в клубы. Это открывает перед спортивной индустрией большие перспективы по развитию коллективных программ, соревнований, шоу, направленных на объединение людей.
От подобных настроений выигрывает и внутренний туризм, эта тема находилась в центре внимания участников бизнес-сессии. Участники обсуждали направления развития туристической отрасли и инвестиционную привлекательность регионов. Перспективы для внутреннего туризма в связи с этим открываются перед такими регионам как Карелия, Север России, Урал, Алтай. Одним из лидеров в туристической индустрии является Краснодарский край.
«У нас активно развивается парусный спорт, мы реализуем проект «Винные дороги Кубани» — за впечатлениями такого рода раньше люди ездили в Европу, — рассказал генеральный директор Центра туризма «Абрау-Дюрсо» Денис Заболотний. — Для поддержки активных видов отдыха строим новые отели и вместе с «Русской Медиагруппой» разрабатываем развлекательные программы для гостей — фестивали, музыкальные уик-энды и праздники, такие как «День рождения игристого». Рост трафика курорта Абрау-Дюрсо в 2022 году составил 151%».
Другой важной ценностью столичной России является охрана окружающей среды. На Radio Monte Carlo Winter Cup партнер мероприятия компания «Моторинвест» представила новый электромобиль Voyah. О преимуществах электромобилей рассказал директор департамента дистрибуции и продаж бренда Voyah Алексей Ледков: «Сегодня уровень материаловедения позволяет создавать такие накопители энергии, которые позволяют машине проехать без зарядки более 500 км. «Моторинвест» видит своей миссией развитие комфортной экосистемы для водителей, которые выбирают электромобили».
В рамках бизнес-сессии обсуждалось развитие модной индустрии в России. Как рассказала продюсер дирекции творческих проектов «Фонда Росконгресс» Татьяна Огнивова, в апреле фонд проводит форум дизайна и моды, который охватит все сферы моды и стиля, вплоть до автомобильного и промышленного дизайна.
Тему промышленного дизайна продолжила основатель группы компаний Solstudio Textile Group и бренда Radical Chic Александра Калошина. Она подчеркнула, что сотрудничество российских и зарубежных дизайнеров моды не было прервано, несмотря на экономические санкции. «Мода создается не на подиумах, она начинается с текстиля, — говорит Александра Калошина. — Российские проекты в области текстиля цитируются в мире — как показывают аналитические исследования, более 300 рисунков наших дизайнеров вошли в мировые тренды. Сейчас мы моделируем лето 2025 года с точки зрения стиля и цвета и строим прогнозы на 2027 год. Многое, из того, что сегодня разрабатывают российские дизайнеры, будут носить в мире».
В завершение дискуссии участники обсудили тренды медиарынка. Директор по развитию Forbes Russia Дмитрий Озман рассказал о развитии бумажного журнала Forbes как инструмента для работы с предпринимателями и подчеркнул значение традиций в медиапотреблении: «Бренд Forbes ассоциируется с журналом. Традиционный рейтинг миллиардеров читатели привыкли видеть в печатном виде. Я много раз слышал в дискуссиях, что печать себя изжила, но я уверен, что Forbes будет последним журналом, который закроет производство принта».
Директор радио Monte Carlo Анастасия Елисеева поделилась мыслями о развитии радиостанции, работающей для современной городской аудитории: «Мы анализировали конкурентов в России и за рубежом — тематику, стиль их публикаций и нашли собственную интонацию для взаимодействия со слушателями. Радиостанция заняла золотую середину между классикой и современными трендами, мы избегаем пафоса, ненавязчиво говорим о ценностях, и эту стилистику приняла наша аудитория».
В программу Radio Monte Carlo Winter Cup входили двухдневные соревнования по горным лыжам и сноуборду за кубок радио Monte Carlo и вечерние приемы при участии звездных ведущих «Русского Радио», радио DFM и радио MAXIMUM, а также известных диджеев.
* Информационная поддержка
Что такое социальные ценности?
4 минуты
Общества определяются не только своими институтами, управляющими ими социально-экономическими системами или государственной политикой. Они также состоят из социальных ценностей, которыми они руководствуются.
Последнее обновление: 28 марта 2022 г.
Как люди, мы не просто живем в обществе, мы и есть это общество. Действительно, каждый из нас является социальным существом, которое действует, живет и умирает в социальной структуре, которая формирует то, чем мы являемся. Эта ткань определяет то, как люди и группы действуют, живут и общаются. Он основан, среди прочего, на определенных социальных ценностях.
Ценность на личном уровне может пониматься как набор убеждений и взглядов, которые вы выражаете на основе определенных принципов, считающихся положительными и важными, которые придают смысл и направление вашей жизни. На самом деле ценность — это то, что придает реальной значимости вашей жизни. Однако что такое ценности на социальном уровне? Какие функции у них есть?
Социальные ценности
Социальные ценности придают смысл вашей жизни.Ваши ценности — это качества, которые направляют ваши действия и придают смысл вашей жизни когда ты живешь с ними в гармонии. Соответственно, в обществе ценности выполняют те же функции, что и на личностном уровне. Они задают направление поведению отдельных лиц и групп в социальной структуре.
Социальные ценности – это качества, отношения и стандарты, которые отдельные лица и группы используют для руководства своими действиями . Эти ценности являются основой для установления социального порядка внутри групп. Через них общество определяет, что приемлемо, а что нет, что следует делать, а что нет, что желательно, а что нет.
Социальные ценности несут с собой набор имплицитных и явных представлений о желаниях и действиях субъекта в социальной ткани общества. Таким образом, они задают тон социальному поведению в зависимости от контекста и ситуации . Эти типы ценностей побуждают граждан согласовывать свои действия с характером общества.
С интроекцией этих ценностей общества стремятся способствовать и поддерживать гармонию в ментальном мире личности . Действуя как проводники, они сообщают людям, как действовать и относиться к другим в определенных ситуациях. Благодаря им можно укрепить взаимодействие между гражданами и гарантировать хорошее сосуществование.
Социальная функция ценностей
По отношению к социальному знанию ценности позволяют конструировать социальный мир , облегчая отношения между людьми и реальностью. Через них каждый человек формирует свои представления о социальном мире, в котором он живет. Кроме того, система распространяет текущие правила общества.
Мы извлекаем информацию, взаимодействуя с окружающей средой. Эта информация требует организации и классификации таким образом, чтобы ее можно было структурировать в понимании социальной среды. Для этого одним из используемых средств являются социальные ценности. Они появляются как организационные принципы, формирующие социальный мир.
Социальные ценности не только облегчают построение и организацию социального мира, но и позволяют проводить социальную идентификацию субъектов . Каждый человек развивает связь с теми группами, которые разделяют их собственные личные системы ценностей. На самом деле именно этот процесс присоединения к группе формирует социальную идентичность человека внутри нее.
Если у каждой группы и человека своя система ценностей, то мы можем найти столько социальных ценностей, сколько существует групп. Поэтому можно сказать, что ценности не только сведены к обществу в целом, но и специфичны для тех групп или коллективов, которые в нем образовались.
В каждой группе или обществе эти ценности передаются из поколения в поколение посредством образования. Это стремится узаконить порядок, который эти ценности установили внутри группы.
Типы социальных ценностей
Уважение, честность, любовь, свобода и справедливость являются примерами социальных ценностей.Социальные ценности могут варьироваться от одной группы к другой и от одного общества к другому. Однако есть некоторые, которые можно распространить на любое общество. Давайте посмотрим на них.
- Уваж. Позволяет человеку признавать, принимать, ценить и ценить качества других и их права.
- Честность. Социальная ценность, характеризующаяся правдивостью, порядочностью, скромностью, уважением и справедливостью.
- Правосудие. Быть справедливым и давать каждому то, что ему причитается.
- Допуск. Уважение к убеждениям и практикам других людей, если они отличаются от наших собственных.
- Боже. Склонность делать добро. Это также подразумевает значительную степень сострадания, сопереживание и страдание другого человека и поиск способов облегчить его боль.
- Свобода. Право действовать в соответствии со своими собственными критериями в пределах, установленных в обществе.
- Любовь. Ценность, которая побуждает человека заботиться, уважать и стремиться к благополучию других, не ожидая взамен выгоды. Это значит выйти за пределы себя, чтобы встретить другого и полюбить его таким, какой он есть.
- Допуск. Принятие и уважение идей, мнений и взглядов других, даже если мы с ними не согласны.
- Образование. Одно из самых важных значений. Это потому, что внутри него можно научить другим ценностям. На самом деле воспитание предполагает правильное формирование людей как в интеллектуальном, эмоциональном, так и в нравственном плане.
Наконец, следует подчеркнуть, что социальные ценности могут меняться и не являются статичными. Наоборот, они динамичны, как и само общество.
Это может вас заинтересовать…Что такое социальная ценность? — Международная социальная ценность
Социальная ценность заключается в понимании относительной важности, которую люди придают изменениям в своем благополучии, и в использовании информации, которую мы получаем благодаря этому пониманию, для принятия более эффективных решений. Принимая во внимание эту относительную важность, мы можем гарантировать, что решения, которые мы принимаем, сосредоточены на том, что ценно для людей, и благодаря этому мы можем начать увеличивать положительные и уменьшать отрицательные эффекты и, в конечном итоге, повышать общую ценность нашей работы.
Социальная ценность заключается в понимании относительной важности, которую люди придают изменениям в своем благополучии, и в использовании информации, которую мы получаем благодаря этому пониманию, для принятия более эффективных решений
Потенциал социальной ценности выходит за рамки простого создания большей ценности. Внедряя мышление, согласно которому влияние и социальная ценность являются частью культуры организации, мы все можем работать над оптимизацией ценности нашей работы, когда решения учитывают более широкое определение ценности, чем просто финансовые последствия, когда воздействие на людей и планеты ценятся и учитываются в том, как мы принимаем решения, и где наша деятельность может привести к изменениям, которые нам нужны для более устойчивой планеты и справедливого общества.
Короче говоря, социальная ценность – это уважение к людям, прислушивание к ним и использование информации для оптимизации ценности как для людей, так и для планеты; социальная ценность заключается в том, чтобы быть более ответственным перед теми людьми, чья жизнь затронута; а социальная ценность заключается в принятии более эффективных решений о том, как мы распределяем наши ресурсы.
Принципы социальной ценности определяют, как мы это делаем, и это, пожалуй, самое сильное в идеях социальной ценности. В состав Принципов заложена приверженность тому, что при их применении они служат для усиления голоса заинтересованных сторон, затронутых решениями, путем обеспечения того, чтобы заинтересованные стороны могли информировать нас об изменениях, которые они имеют или испытают в результате того, что мы делаем, и насколько важны для них эти различные изменения.
Спрашивая затронутых людей, насколько важны изменения, которые они испытывают, мы можем понять социальную ценность, которую наша деятельность создает или разрушает для людей.