Виды и роль ценностей в обществе
Подготовила студентка группы 9-24
Баканова Дарья
Определение слова
«ценность»
Ценность — это значимость, важность, полезность и
польза чего-либо. Внешне она выступает как одно из
свойств предметов или явлений. Но их полезность и
значимость присущи им не в силу их внутренней
структуры, то есть не даны от природы, они — не что
иное, как субъективные оценки конкретных свойств,
вовлеченных в область общественного бытия. Люди в
них заинтересованы и испытывают потребность в них.
В Конституции Российской Федерации написано, что
высшей ценностью является сам человек, его свобода
и права.
Употребление понятия ценности в
различных науках
В зависимости от того, какая именно наука занимается
изучением данного феномена в обществе, различают
несколько подходов его употребления. Так, например,
философия рассматривает понятие ценности следующим
образом: это социально-культурная, личностная значимость
конкретных объектов. В психологии же под ценностью
понимают все те объекты окружающего индивид социума,
которые представляют для него ценность. Этот термин в
данном случае теснейшим образом связан с мотивацией. А
вот в социологии под ценностями понимают те понятия,
которыми названы совокупности целей, состояний,
явлений, достойных того, чтобы к ним стремились люди.
К тому же, с точки зрения этих социальных наук, существуют следующие
виды ценностей: материальные и духовные. Последние также
называются вечными ценностями. Они не осязаемы, но иногда имеют
гораздо большее значение для общества, чем все материальные предметы
вместе взятые. Конечно же, они не имеют ничего общего с экономикой. В
данной науке понятие ценности рассматривается как стоимость
предметов.
При этом различают два его типа: потребительная и меновая стоимость.
Первые представляют ту или иную ценность для потребителей в
зависимости от степени полезности товара или его способности
удовлетворять человеческие потребности, а вторые ценны тем, что
пригодны для обмена, а степень их значимости определяется тем
соотношением, которое получается при эквивалентном обмене.
То есть чем больше человек сознает свою зависимость от данного
объекта, тем его ценность выше. Люди, живущие в городах, всецело
зависят от денежных средств, поскольку они им необходимы для
приобретения самых необходимых товаров, а именно еды. Для сельских
жителей денежная зависимость не так велика, как в первом случае,
поскольку необходимые для жизнедеятельности продукты они могут
получить независимо от наличия денег, например, с собственного
огорода.
Различные определения
ценностей
Самым простым определением данного понятия является высказывание,
что ценности – это все те предметы и явления, которые способны
удовлетворить человеческие потребности. Они могут быть и
материальными, то есть осязаемыми, а могут быть абстрактными, как
любовь, счастье и т. д.
Совокупность ценностей, которые присущи тому или иному человеку или
группе, называются системой ценностей. Без нее любая культура была бы
бессмысленной.
А вот другое определение ценности: она является объективной
значимостью многообразия компонентов (свойств и признаков того или
иного предмета или явления) действительности, которые определяются
интересами и потребностями людей. Главное, чтобы они были необхоимы
человеку. Однако ценность и значимость не всегда являются
эквивалентами. Ведь первая бывает не только позитивной, но и
негативной, а вот ценность – она всегда позитивна.
Представители австрийской школы считают, что основные ценности —
это конкретное количество товаров или благ, которые необходимы для
удовлетворения потребностей человека. Чем больше человеком
осознается его зависимость от наличия данного объекта, тем выше его
ценность. Одним словом, здесь важны взаимоотношения между
количеством и надобностью. Согласно этой теории, блага, которые
существуют в неограниченном количестве, например, вода, воздух и т.
д., не имеют особой значимости, поскольку являются
неэкономическими. А вот блага, количество которых не удовлетворяет
потребности, то есть их имеется меньше, чем нужно, представляют
настоящую ценность. Данный взгляд имеет как многих сторонников,
так и противников, которые в корне не согласны с данным мнением.
Переменчивость ценностей
Эта философская категория имеет общественную природу,
поскольку формируется в процессе практики. В связи с этим
ценности имеют свойство изменяться с течением времени. То, что
было значимым для этого общества, может не быть таковым для
будущего поколения. И это мы видим на собственном опыте. Если
оглянуться в прошлое, то можно заметить, что ценности поколений
наших родителей и нашего во многом отличаются друг от друга.
Основные виды ценностей
Как уже было отмечено выше, основными видами ценностей являются
материальные (способствующие жизни) и духовные. Последние дарят
человеку моральное удовлетворение. Основные виды материальных
ценностей — это простейшие блага (жилье, пища, предметы быта, одежда и
т. д.) и блага более высокого порядка (средства производства). Однако и те и
другие способствуют жизнедеятельности общества, а также повышению
качества жизни его членов. A духовные ценности нужны людям для
формирования и дальнейшего развития их мироощущений, а также
мировосприятия. Они способствуют духовному обогащению личности.
Роль ценностей в жизни
общества
Данная категория, помимо того, что представляет некую
значимость для общества, также играет определенную роль.
Например, освоение человеком различных ценностей
способствует приобретению социального опыта, в результате
чего он приобщается к культуре, а это, в свою очередь, влияет на
формирование его личности. Другой важнейшей ролью
ценностей в обществе является то, что человек стремится к
созданию новых благ, при этом сохраняя старые, уже
существующие. Кроме того, ценность мыслей, поступков,
различных вещей выражается в том, насколько они важны для
процесса общественного развития, то есть прогресса общества.
А на личностном уровне – развития и самосовершенствования
человека.
Классификация
Существует несколько классификаций. Например, по видам
потребностей. Согласно ей различают материальные и духовные
ценности. А вот по их значимости последние бывают ложные и
истинные. Классификация также проводится по сферам
деятельности, в зависимости от их носителя, и по времени
действия. Согласно первой различают экономические,
религиозные и эстетические, второй — общечеловеческие,
групповые и ценности личности, а третьей – вечные,
долговременные, кратковременные и сиюминутные. В принципе,
есть еще и другие классификации, но они слишком узки.
Материальные и духовные
ценности
Материальные ценности – это все материальные блага,
которые нас окружают, которые делают нашу жизнь
возможной. Что же касается духовных, то они являются
составляющими внутреннего мира людей. И исходными
категориями здесь являются добро и зло. Первые
способствуют счастью, а вторые – все то, что ведет к
разрушению и является причиной недовольства и несчастий.
Духовные – это и есть истинные ценности. Однако чтобы
быть таковыми, они должны совпадать со значимостью.
Религиозные и эстетические
ценности
Религия основывается на безусловной
вере в Бога, и она не требует никаких
доказательств. Ценности в этой сфере
– это ориентиры в жизни верующих,
которые обусловлены нормами и
мотивами их поступков и поведения в
целом. А эстетические ценности — это
все то, что доставляет человеку
удовольствие. Они имеют
непосредственное отношение к
понятию «красота». Они связаны с
творчеством, с искусством. Прекрасное
является основной категорией
эстетической ценности. Творческие
люди посвящают свою жизнь созданию
прекрасного, причем не только для
самих себя, но и для других, желая
этим доставить окружающим
истинную радость, восторг,
восхищение.
Личностные ценности
Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у
разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в
глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. На ценности
личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание,
образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее
сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в
которой человек начинает свое первичное развитие. Первое
представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые
ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и
отвергнуть другие.
К личностным относятся следующие виды ценностей:
те, которые являются компонентами смысла жизни
человека;
наиболее общие смысловые образования, которые
основываются на рефлексах;
убеждения, которые имеют отношение к желательному
поведению или к завершению чего-то;
предметы и явления, к которым индивид питает слабость
или просто неравнодушен;
то, что имеет важность для каждого человека человека, и
то, что он считает своей собственностью.
Новый подход к определению
ценностей
Ценности — это мнения (убеждения). Так считают некоторые
ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи.
А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются
с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие
же считают, что главные ценности — цели, к которым
стремятся люди — равенство, свобода, благосостояние. А
также это образ поведения, способствующий достижению
данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др.
Согласно этой же теории, истинные ценности должны
выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или
выбором людей, поступков и событий.
Эксперты ЭИСИ обсудили важность традиционных ценностей для российского общества: Общество: Россия: Lenta.ru
Состоялся круглый стол ЭИСИ «Традиционные ценности как основа российского общества»
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ
На площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Традиционные ценности как основа российского общества».
Ранее, 9 ноября, президент подписал указ о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей — ориентиров, которые формируют мировоззрение граждан, защищают и укрепляют суверенитет страны. Эксперты обсудили, насколько важны эти ценности сегодня, как они помогают стране отвечать на новые вызовы и почему внешние силы пытаются их разрушить.
Модератором встречи выступил Александр Асафов, политолог, политический обозреватель радиостанции «Говорит Москва». По его словам, существует ложное убеждение, что российские традиционные ценности излишне консервативны, что они откатывают общество в прошлое. «Мы присутствуем при рождении представления о “консервативном интернационале” — когда разные общества, культуры, религии готовы жить в симфонии многообразия, но на консервативных ценностных подходах. Ценности, отраженные в Указе, — не возврат в прошлое, а сохранение нормальности. Представители других консервативных обществ, которые ценят свой субъектный уклад, тоже это осознают и приветствуют такой ценностный подход», — отметил модератор, открывая дискуссию.
При этом базовые ориентиры сформировались не сегодня, но именно сегодня они особенно важны, пояснил аналитик ЭИСИ член Изборского клуба Сергей Баранов. «Например, ценности человеческой души и духовной жизни пришли к нам из прошлого, поэтому борьба за ценности сегодня касается каждой семьи, каждого поколения. Это в том числе борьба за наследие наших предков. Без духовной основы теряется опора. Люди живут не одним днем и даже не одним поколением, они живут тем, что идет из глубины веков», — подчеркнул эксперт.
В последнее время российская система ценностных ориентиров все чаще подвергается нападкам с внешней стороны, попыткам дискредитировать и оспорить ее каноничность. Почему это происходит и кто именно стремится разрушить нашу духовно-нравственную парадигму, объяснил Вячеслав Сутырин, проректор Государственного академического университета гуманитарных наук.
«Разрушение ценностного суверенитета — оружие, необходимое нашему международному оппоненту — коллективному Западу во главе с США. Здесь нет ничего нового, идет подрыв внутреннего единства общества для геополитического ослабления конкурента. Нам, в свою очередь, важно сохранить сплоченность общества на базе общих ценностей и смыслов, не допустить внутреннего раскола», — отметил спикер.
Защита российских ценностей в том числе от внешнего влияния должна выстраиваться внутри самого общества. Например, на законодательном уровне. Об этом рассказал Сергей Рыбальченко, председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей. «Нам же надо перевернуть политику в части поддержки семей. Фактически сегодня, чтобы получать пособия на детей, выгоднее находиться вне брака. Семейное налогообложение, уменьшение налогов для официально зарегистрированных браков могло бы решить эту проблему», — добавил эксперт.
В защите традиционных ценностей важна их правильная интерпретация и широкое распространение. В этом смысле функцию «рупора» выполняют средства массовой информации и новые медиа. По словам Александра Малькевича, первого зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, журналистам важно развивать существующую систему работы СМИ. «Мы не должны забывать, что есть СМИ, которые являются угрозой для традиционных ценностей. Нам нужно им противостоять. Например, вводить инновационные формы — увлекательно рассказывать о важном».
Традиционные ценности — это не только представления, по которым общество существует здесь и сейчас, это и ориентиры на перспективу, отметил Александр Казаков, политолог, советник руководителя фракции СРЗП в Госдуме. «У нашего многонационального народа, с четырьмя традиционными религиями, ценности это самая широкая объединительная база, фундамент. На нем можно построить не только идеологию, но и образ будущего», — добавил Александр Казаков.
Именно за образ будущего сегодня идет борьба между Россией и Западом. Это в том числе борьба за умы молодого поколения. И российская молодежь становится соавтором в работе по формированию системы традиционных ценностей, поделился Илья Гераскин, член Экспертного клуба «Дигория», аналитик Центра политической конъюнктуры.
«Молодые люди не остаются в стороне — они активно участвуют в проектах в области культуры и образования, входят в инициативные группы по противодействию фальсификации истории. Наша молодежь плотно интегрирована в разработку научных исследований, в вузах действуют масштабные грантовые программы», — уточнил Илья Гераскин.
В завершение эксперты отметили — общество не может существовать без нравственных ориентиров. Утрата связи с ними чревата утратой культурного, интеллектуального и любого другого суверенитета. Четкая ценностная система, которая существует в России сегодня, защищает общество от трансформации в «общество потребления» и от ложных идеалов, навязанных извне.
Культура, ценности и убеждения | Введение в социологию
Результаты обучения
- Сравнение материальной и нематериальной культуры
- Описать культурные ценности и верования
Люди — социальные существа. С момента появления Homo sapiens почти 250 000 лет назад люди объединялись в сообщества, чтобы выжить. Живя вместе, люди формируют общие привычки и модели поведения — от конкретных методов воспитания детей до предпочитаемых способов добывания пищи. В современном Париже многие люди ежедневно делают покупки на открытых рынках, чтобы купить то, что им нужно для ужина, покупая сыр, мясо и овощи в различных специализированных киосках. В Соединенных Штатах большинство людей делают покупки раз в неделю в супермаркетах, набивая большие тележки до краев. Как парижанин воспримет поведение покупателей в США, которое американцы из пригородов считают само собой разумеющимся?
Почти каждому человеческому поведению, от покупок до брака и выражения чувств, можно научиться. В Соединенных Штатах люди склонны рассматривать брак как выбор между двумя людьми, основанный на взаимном чувстве любви.
Поведение, основанное на выученных обычаях, не является чем-то плохим. Знакомство с неписаными правилами помогает людям чувствовать себя в безопасности и «нормально». Кроме того, возможно, такие культурные традиции утешительны тем, что они, кажется, уже достаточно хорошо работали, чтобы наши предки сохранили их. Большинство людей хотят жить своей повседневной жизнью, будучи уверенными в том, что их поведение не будет оспорено или нарушено.
Рисунок 1. Как поведет себя и почувствует себя гость из пригорода США в переполненном токийском поезде? (Фото предоставлено simonglucas/flickr)
Возьмем случай, когда вы едете на работу в общественном транспорте. Независимо от того, путешествуют ли люди в Дублине, Каире, Мумбаи или Сан-Франциско, многие модели поведения будут одинаковыми, но между культурами также возникают значительные различия. Как правило, пассажир находит отмеченную автобусную остановку или станцию, ждет свой автобус или поезд, платит агенту до или после посадки и спокойно занимает место, если оно есть. Но при посадке в автобус в Каире пассажирам, возможно, придется бежать, потому что автобусы там часто не останавливаются до полной остановки, чтобы принять посетителей. Ожидается, что пассажиры автобуса в Дублине протянут руку, чтобы показать, что они хотят, чтобы автобус остановился для них.
В этом примере поездок на работу культура состоит как из неосязаемых вещей, таких как убеждения и мысли (например, ожидания относительно личного пространства), так и из материальных вещей (автобусные остановки, поезда и вместимость).
Предметы или имущество группы людей считаются материальной культурой . Проездные билеты на метро и автобусные жетоны являются частью материальной культуры, как и автомобили, магазины и физические сооружения, которым люди поклоняются или участвуют в других узнаваемых моделях поведения.
Нематериальное культура , напротив, состоит из идей, взглядов и убеждений общества. Материальные и нематериальные аспекты культуры связаны между собой, а физические объекты часто символизируют культурные идеи. Проездной на метро — это материальный объект, но он представляет собой форму нематериальной культуры, а именно капитализма и принятия платы за проезд. Одежда, прически и украшения являются частью материальной культуры, но уместность ношения определенной одежды для определенных событий отражает нематериальную культуру. Школьное здание относится к материальной культуре, но методы обучения и образовательные стандарты в нем относятся к нематериальной культуре образования. Эти материальные и нематериальные аспекты культуры могут незначительно или сильно различаться от региона к региону. По мере того, как люди путешествуют дальше, перемещаясь из разных регионов в совершенно разные части мира, некоторые материальные и нематериальные аспекты культуры становятся совершенно незнакомыми. Что происходит, когда мы сталкиваемся с разными культурами? Когда мы взаимодействуем с культурами, отличными от нашей собственной, мы лучше осознаем различия и сходства между символическими и материальными мирами других людей и нашим собственным.
Попробуйте
Ценности и убеждения
Первыми и, возможно, наиболее важными элементами культуры, которые мы обсудим, являются ее ценности и убеждения. Ценности являются стандартом культуры для определения того, что хорошо и справедливо в обществе. Ценности глубоко укоренились и имеют решающее значение для передачи и обучения культурным убеждениям.
Ценности помогают формировать общество, предлагая, что хорошо и что плохо, красиво и безобразно, чего следует добиваться или избегать. Подумайте о том, какое значение Соединенные Штаты придают молодежи.
Жить в соответствии с культурными ценностями может быть непросто. Легко ценить хорошее здоровье, но трудно бросить курить. Супружеская моногамия ценится, но многие супруги изменяют. Культурное разнообразие и равные возможности для всех людей ценятся в Соединенных Штатах, однако на высших политических должностях в стране доминируют белые мужчины.
Ценности часто подсказывают, как люди должны себя вести, но они не совсем точно отражают то, как люди ведут себя на самом деле. Значения изображают идеальная культура , стандарты, которые общество хотело бы принять и соответствовать им. Но идеальная культура отличается от
Рисунок 2. Во многих частях Африки и Ближнего Востока для мужчин считается нормальным держаться за руки в знак дружбы. Как американцы отреагируют на этих двух солдат? (Фото предоставлено Джорди Моттом/Wikimedia Commons)
Одним из способов, с помощью которого общества стремятся претворить ценности в жизнь, являются санкции : поощрения и наказания, побуждающие людей жить в соответствии с представлениями их общества о том, что хорошо и правильно. Когда люди соблюдают нормы общества и отстаивают его ценности, они часто вознаграждаются. Мальчик, который помогает пожилой женщине сесть в автобус, может получить улыбку и «спасибо». Бизнес-менеджер, который увеличивает размер прибыли, может получать ежеквартальную премию. Люди позитивно санкционируют определенное поведение, выражая свою поддержку, одобрение или разрешение, или негативно санкционируют их, ссылаясь на формальную политику неодобрения и неподдержки. Санкции — это форма социальный контроль , способ поощрения соответствия культурным нормам. Иногда люди подчиняются нормам в ожидании или в ожидании положительных санкций: например, хорошие оценки могут означать похвалу со стороны родителей и учителей. С точки зрения уголовного правосудия правильно используемый социальный контроль также является недорогим средством борьбы с преступностью. Использование подходов социального контроля подталкивает большинство людей к соблюдению социальных правил, независимо от того, присутствуют ли авторитетные лица (например, правоохранительные органы).
Когда люди идут против ценностей общества, их наказывают. Мальчик, который отталкивает пожилую женщину в сторону, чтобы сесть в автобус первым, может получить неодобрение или даже выговор от других пассажиров. Бизнес-менеджера, который отпугивает клиентов, скорее всего, уволят. Нарушение норм и отказ от ценностей может привести к культурным санкциям, таким как получение отрицательного ярлыка — ленивый, нехороший бомж — или к юридическим санкциям, таким как штрафы за нарушение правил дорожного движения, или тюремное заключение.
Значения не являются статическими; они меняются во времени и между группами, поскольку люди оценивают, обсуждают и меняют коллективные социальные убеждения. Ценности также варьируются от культуры к культуре. Например, культуры различаются по своим ценностям в отношении того, какие виды физической близости уместны на публике. Редко можно увидеть двух друзей или коллег мужского пола, держащихся за руки в Соединенных Штатах, где такое поведение часто символизирует романтические чувства. Но во многих странах мужская физическая близость считается естественной на публике. Это различие в культурных ценностях стало очевидным, когда люди отреагировали на фотографии бывшего президента Джорджа Буша, держащегося за руки с наследным принцем Саудовской Аравии в 2005 году. Пример нематериальной культуры, простой жест держания за руку несет в себе большие символические различия. культуры.
Попробуйте
Глоссарий
- убеждения:
- постулата или убеждения, которые люди считают верными
- культура:
- общие убеждения, обычаи и материальные объекты группы людей
- идеальная культура:
- стандарты, которые общество хотело бы принять и соответствовать
- реальная культура:
- то, как действительно устроено общество, основано на том, что на самом деле происходит и существует
- санкции:
- поощрения или наказания за принятое поведение; способ разрешить или официально запретить определенные действия
- социальный контроль:
- способ поощрения соответствия культурным нормам
- значения:
- стандарт культуры для различения того, что хорошо и справедливо в обществе
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Значения. Движущая сила нашего общества.
Дайте людям время. Чтобы они могли узнать, кто они на самом деле. Чтобы они могли узнать, в какие моменты бьется их сердце, и кого они хотят прижать к себе.
Дайте им время, чтобы они заскучали и чтобы потом они открыли внутреннюю мотивацию для создания чего-то. Что-то честное и только их.
Дайте им время, чтобы они нашли свои ценности, которые являются их указателем, когда жизнь дает им выбор.
Несколько лет назад я больше внимания уделял ценностям и их пониманию. Я стал больше думать о них благодаря разговорным семинарам, которые я проводил в начальной и средней школе.
В беседах с молодежью я обнаружил, что большинство из них не умеет определять ценности. Многие из них также думали, что мы рождаемся вместе с ними, что не соответствует действительности.
Мы получаем ценности от окружающей среды, в которой мы живем, общества, родителей, друзей и школы, и это лишь некоторые из них. Мне нравится описывать их как моральный компас, который помогает нам принимать решения в жизни.
Предположим, ценность Джона — семья. На работе ему выпадает случай, что он уезжает в командировку на три месяца. Он не хочет быть вдали от своего дома и семьи так долго.
Он знает себе цену, которой является семья, поэтому ему проще отказаться от предложения. Ему легче установить границу отсутствия дома на этот период времени.
Дети и молодежь не единственные, кто не знает своих ценностей. Многие молодые люди также не знакомы с ними.
В студенческие годы я присутствовал на условном собеседовании при приеме на работу, которое проводилось на факультете психологии Люблянского философского факультета. Сначала мы написали психологический тест, а через несколько дней провели имитационное собеседование при приеме на работу.
Во время интервью возник вопрос о ценностях. Оценщик был удивлен, почти шокирован, когда я за считанные секунды ответила ему своими основными ценностями.
Позже она сказала мне, что большинство студентов на этот вопрос хранят молчание. Якобы многие студенты не знали своих ценностей.
Мне, наверное, не нужно приводить вам еще один пример взрослых, даже лидеров, не знающих своих ценностей.
Зачем вообще их знать?
Я уверен, что ценности являются жизненно важным компонентом полноценной жизни.
При выборе наших ценностей важно, чтобы они фокусировались не только на индивидуальном уровне, но и на отношениях с другими и на материальном благополучии.
Мы живем не изолированно, а сосуществуем с другими, а деньги являются нашим средством обмена. Вот почему мы должны помнить об этом при выборе наших основных ценностей.
Также важно знать свои собственные границы, которые тесно связаны с ценностями, и уметь говорить о них вслух другим. Без чувства вины.
Сначала вы должны позаботиться о себе, чтобы иметь полноценные отношения с другими.
Частные лица, компании, школы. Им всем нужны ценности, которые являются их движущей силой. Вот почему я считаю важным, чтобы мы воспитывали детей, знающих свои ценности, чтобы позже в жизни они могли передать их в своих школах и компаниях.
Зная их, они будут более удовлетворены, потому что будут принимать жизненные решения, основываясь на том, что для них действительно важно.
Как я понимаю, у каждого есть два варианта в жизни. Создавать собственное будущее или следовать за другими.
Для первого варианта мы должны сначала узнать, кто мы и чего мы хотим. Требуется время, чтобы обнаружить свои ценности. Подумайте, каким человеком вы хотите быть по отношению к себе и другим.
Чем ты любишь заниматься и что заставляет твое сердце петь. Частью какой рабочей среды вы хотите быть. В каком обществе вы хотите жить.
Я приглашаю вас найти свои ценности или проверить, совпадают ли ваши ценности с вами. Поделитесь ими со своими близкими. Расскажите им, как вы их нашли и почему они важны для вас.
Особенно, если у вас есть дети. Именно они создадут наше будущее после нас.