Ценности в психологии: Репозиторий Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва: Недопустимый идентификатор

📖 3.6. Личностные ценности и потребности в структуре смысловой регуляции. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Леонтьев Д. А. Страница 13. Читать онлайн

В литературе можно выделить три основных варианта понимания психологической природы индивидуальных ценностей. Первый из них — трактовка ценности в одном ряду с такими понятиями как мнение, представление или убеждение (Rokeach, 1969; 1973; 1979; Ручка, 1976; Брожик, 1982; Schlieder, 1993). Так понимаемые ценности не обладают самостоятельной побудительной силой, черпая ее из каких-то иных источников. Другая трактовка рассматривает индивидуальные ценности или ценностные ориентации как разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов (Spranger, 1913; Morris, 1956; Саморегуляция…, 1979). В таком понимании им приписывается направляющая или структурирующая функция, к которой сводится эффект ценностной регуляции. Наконец, третий подход сближает их с понятиями потребности и мотива, подчеркивая их реальную побудительную силу (Maslow, 1970 а; Жуков, 1976; Дилигенский, 1977; Додонов, 1978; Шерковин, 1982; Василюк, 1984). Первая трактовка ценностей исходит из описанной выше асоциальной парадигмы. Она отождествляет социальную, и в том числе ценностную регуляцию с внешними требованиями, более или менее рефлектируемыми индивидом, и противостоящими его внутренним эгоцентрическим побуждениям, если последние вообще принимаются в расчет. Вторая трактовка более продуктивна; вместе с тем она унаследовала от изучения социальных установок проблему расхождения между декларируемыми и реальными ценностями (см. Донцов, 1974; Зотова, Бобнева, 1975; Брожик, 1982; Кунявский и др., 1985). Кроме того, рассмотрение ценностей и установок как однопорядковых образований противоречит представлениям об особом статусе, месте и роли ценностей в человеческой жизни, характерным как для обыденного сознания, так и для большинства подходов к проблеме ценностей в философии, этике и эстетике (см. Леонтьев Д.А., 1996 а). Наибольшим объяснительным потенциалом обладает, на наш взгляд, третий подход, ставящий понятие ценности в один ряд с понятиями потребности и мотива. О.И.Генисаретский (1985), приводя мысль А.Н.Леонтьева о существовании своеобразных «узлов», соединяющих различные виды деятельности в целостные личностные структуры, отождествляет эти «узлы» с ценностными образованиями, задающими основу личности. Более того, ряд авторов прямо указывает на смысловую природу ценностей (Жуков, 1976; Братусь, 1981; 1985; Зинченко, 1998; Тихомандрицкая, Дубовская, 1999).

Начнем с развернутого анализа соотношения этих понятий между собой. Осмыслить это соотношение помогает двухуровневая модель мотивации, предложенная Е.Ю.Патяевой (1983 а). Рассмотрев целый ряд современных подходов к пониманию структуры мотивации, она констатирует наметившееся в них различение двух уровней мотивационных образований. К одному уровню относятся конкретно-ситуативные мотивационные образования, релевантные единичной деятельности (см. раздел 3.3.). Мотивационные образования другого уровня являются внеситуативными, устойчивыми и обобщенными. Они побуждают деятельность не непосредственно, а участвуя в порождении конкретно-ситуативных мотивов. Е.Ю.Патяева выделяет два вида влияний устойчивых мотивационных структур на возникновение и функционирование конкретно-ситуативных мотивов. Первый из них — это ситуативная конкретизация первых во вторых, например, познавательной потребности в мотиве поступить в определенный вуз, или эстетической потребности в мотиве сходить в театр, или, наконец, карьерных устремлений в мотиве подставить ножку своему коллеге, написав на него анонимку. Второй из них — это «смещение» конкретной деятельности в соответствии с некоторыми устойчивыми внеситуативными принципами поведения, например, проявление в различных ситуациях и, соответственно, в различных конкретных мотивах устойчивой склонности к риску или высокого уровня притязаний или конформности или, напротив, нетерпимости к недостаткам. Критерием, позволяющим отнести эти личностные тенденции к классу устойчивых мотивационных структур, выступает то, что они проявляются не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже на этапе порождения конкретно-ситуативных мотивов, то есть «мотивообразования» конкретной деятельности, и отражаются в структуре конкретных мотивов, в их смысловой характеристике. То же по сути разделение представлено в трехуровневой схеме структуры мотивации А.Г.Асмолова (Мотивация, 1985), различающего источники мотивации, детерминанты направленности деятельности в конкретной ситуации, и регуляторы протекания деятельности. Первые два уровня практически совпадают с выделенными Е.Ю.Патяевой.

По своему функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности достаточно очевидным образом относятся к классу описанных Е.Ю.Патяевой устойчивых мотивационных образований или источников мотивации по А.Г.Асмолову. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Дополнительным аргументом, подкрепляющим это положение, служит то обстоятельство, что целый ряд авторов независимо друг от друга предложили различать два класса ценностей — ценности-цели жизнедеятельности или терминальные ценности, с одной стороны, и ценности-принципы жизнедеятельности или инструментальные ценности, с другой стороны ( Kluckhohn , 1951; Rokeach, 1969; 1973; Жуков, 1976; Самарчян, 1979), функции которых совпадают с двумя описанными Е. Ю.Патяевой (1983 а) формами влияния устойчивых мотивационных образований на конкретно-ситуативные.

Вместе с тем более традиционным является рассмотрение потребностей в качестве устойчивых мотивационных образований. Потребности также характеризуются трансситуативностью и устойчивостью и оказывают на конкретную деятельность «мотивообразующее» и «смещающее» воздействия. Под функциональным углом зрения личностные ценности и потребности оказываются, таким образом, неразличимы. Вероятно, в этом состоит одна из объективных причин того, что понятию ценности в психологии до сих пор не удалось утвердиться в самостоятельном статусе. Можно ли, действительно, свести личностные ценности к разновидности или форме проявления потребностей, или между ними имеются различия настолько существенные, что понятию потребности придется потесниться, поделив с личностными ценностями функцию устойчивых внеситуативных источников мотивации?

Обратимся к феноменологии потребностей и личностных ценностей и попробуем выделить и описать основные различия между ними.

Потребности представляют собой форму непосредственных жизненных отношений индивида с миром (см. Леонтьев Д.А., 1992 а). Они действуют «здесь-и-теперь», отражая текущее состояние этих динамичных и постоянно меняющихся отношений. Побудительные и смыслообразующие процессы, берущие начало от потребностей субъекта, отражают динамику самой жизни, актуальные требования текущего момента, которые предъявляет субъекту его жизненный мир. Личностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Они ассимилируются в структуру личности, как это было описано выше, и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через потребности человек переживает свои отношения с миром «один на один», через ценности он переживает свою принадлежность к социальному целому; в своих потребностях человек всегда одинок, в ценностях, напротив, он всегда не один. Если потребности представляют в структуре мотивации живое, динамичное, ситуативно изменчивое, то ценности — стабильное, «вечное», не зависящее от внешних обстоятельств, абсолютное. К.Клакхон характеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» (Kluckhohn, 1951, р. 425). Соответственно, побудительная сила потребностей постоянно меняется, их система характеризуется «динамической иерархией». Иерархия личностных ценностей неизменна. Изменение иерархии личностных ценностей, как уже отмечалось выше — это кризис в развитии личности.

Другая группа различий между потребностями и личностными ценностями связана с характером их мотивообразующих воздействий. В.Франкл ( Frankl, 1969) выразил это следующим образом: если потребности толкают нас, то ценности притягивают. Потребности мы субъективно воспринимаем как нечто, находящееся «внутри» нас и толкающее к чему-то «снаружи»; при этом то, к чему побуждает нас любая потребность — это конкретный предмет или, точнее, конкретная деятельность, релевантная некоторому классу предметов (см. Леонтьев Д. А., 1990 а). Реализация потребности и осуществление релевантной ей деятельности приводит к временному насыщению и дезактуализации потребности. Ценности мы воспринимаем как что-то внешнее, относящееся к миру. Хотя существуют релевантные любой ценности деяния и произведения, ни одно из них, или их совокупность, не может насытить и дезактуализировать ценность даже на короткое время. Если регулирующее действие потребностей выражается в задании некоторого целевого состояния, в принципе достижимого, то регулирующее действие ценностей выражается в задании вектора деятельности, который направлен в бесконечность. Деятельность может соответствовать или не соответствовать этому вектору, но он не завершается конкретной достижимой целью, а ведет за горизонт.

Наконец рассмотрим форму переживания и субъективной репрезентации потребностей и личностных ценностей. Потребности (не производные от них ситуативные мотивы и т. д., а сами потребности) непосредственно переживаются как связи с миром, какие-то зависимости или взаимозависимости, нужды или желания, напряжения или соблазны, требующие каких-то усилий, направленных в мир, чтобы адаптироваться к этим напряжениям или, напротив, приспособить мир к своим желаниям. Ценности переживаются как идеалы — конечные ориентиры желательного состояния дел. При этом необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, если потребности переживаются как воплощение моего индивидуального желания, то ценности — как «объективно» желательного положения вещей, не только для меня одного. К.Клакхон в этой связи различает просто желаемое или предпочитаемое, с одной стороны, и желательное, предпочтение которого обосновано с точки зрения личных или общественных стандартов, с другой стороны. Критерии желательности желаемого определяются при этом его совместимостью со стратегическими целями и направленностью развития как личности, так и социальных групп и социокультурных систем (см. Kluckhohn, 1951). Во-вторых, ценностные идеалы не обязательно осознаются; осознанность не является необходимым признаком личностной ценности. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется» ( Донцов , 1974; см. также Брожик, 1982; Kluckhohn, 1951). Поэтому точнее было бы вместо слова «идеал», описывающего личностную ценность со стороны ее субъективной феноменальной репрезентации, воспользоваться понятием «модель должного» по аналогии с понятием «модель потребного будущего». Последнее было введено Н.А.Бернштейном (1966) для обозначения того факта, что человеческий мозг отражает не только события настоящего и прошлого, но и ситуацию предстоящего, причем последнюю в двух различных формах — вероятностного прогноза и программирования потребного будущего. Н.А.Бернштейном была показана физиологическая реальность «моделей потребного будущего», что позволяет нам опереться на это понятие и говорить о «модели желательного» или «модели должного» применительно к форме существования личностных ценностей в структуре личности.

Представим рассмотренные различия в таблице 2.

Таблица 2

Различия между потребностями и личностными ценностями

Из этой таблицы можно заключить, что, как минимум, потребности и личностные ценности — не одно и то же. И учитывая, что в структуре мотивации и смысловой регуляции деятельности (первое мы рассматриваем как частный случай второго) потребности и личностные ценности занимают одно и то же место, закономерно встает вопрос об их соотношении как источников мотивации в дифференциальном и генетическом аспектах. К рассмотрению этого вопроса мы и переходим.

Из сказанного выше о тождественности функции потребностей и личностных ценностей в регуляции жизнедеятельности и об их структурных, генетических и психологических различиях закономерно возникает вопрос об их соотношении в структуре индивидуальной мотивации. Интуитивно очевидно, что структура мотивации разных людей характеризуется разным соотношением этих групп источников мотивации. Спектр возможных вариантов их соотношения можно представить в виде логического континуума:

Рис. 5. Возможные соотношения между потребностями и личностными ценностями в структуре побуждений

Левый полюс этого континуума соответствует случаю, когда источники мотивации сводятся целиком к потребностям при полном отсутствии ценностей. На нем находятся, в частности, животные. Выразительной иллюстрацией характера чисто потребностной регуляции в человеческом контексте является образ кадавра — модели № 2 идеального человека работы профессора Выбегалло из бессмертной повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Позволим себе привести характеристику этого персонажа устами его создателя: «– Вот наш идеал! – провозгласил он. – Или, выражаясь точнее, вот модель нашего с вами идеала. Мы имеем здесь модель универсального потребителя, который всего хочет и все, соответственно, может. Все потребности в нем заложены, какие только бывают на свете. И все эти потребности он может удовлетворить… Модель универсального потребителя… хочет неограниченно… она хочет таких вещей, о которых мы и понятия не имеем. И она не будет ждать милости от природы. Она возьмет от природы все, что ей нужно для полного счастья, то есть для удовлетворенности… Счастье данной модели будет неописуемым. Она не будет знать ни голода, ни жажды, ни зубной боли, ни личных неприятностей. Все ее потребности будут мгновенно удовлетворяться по мере их возникновения» ( Стругацкий, Стругацкий, 1992, с. 137).

Правый полюс — только ценности при полном отсутствии потребностей — дает нам образ ангела. В реальности этот полюс, разумеется, недостижим, и на практике мы имеем просто людей с разным удельным весом потребностного и ценностного компонента в структуре мотивации. Тем не менее, определенные клинические синдромы, такие как нервная или психическая анорексия (см. Зейгарник, Братусь, 1980), дают нам картину, иллюстрирующую в некоторой степени приближение к этому полюсу.

Приведенный выше рисунок отражает, однако, не только дифференциально-психологическую, но и генетическую картину. Левому полюсу соответствует новорожденный младенец; по мере онтогенетического развития происходит постепенное усвоение ценностей, которые начинают теснить потребности как источники мотивации. Поскольку новые ценности усваиваются существенно более быстрыми темпами, чем новые потребности, удельный вес потребностей в структуре мотивации снижается и между ними происходит перераспределение функций в пользу ценностей. Это движение обозначено на рисунке 5 прерывистой стрелкой.

Механизм становления личностных ценностей уже давно был описан в понятиях интериоризации личностью социальных ценностей ( Донцов, 1975). Ряд авторов (Додонов, 1978; Кюрегян, 1979) отмечают, что осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность — регулятор индивидуального поведения. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было» ( Додонов, 1978, с. 12). Однако отнюдь не все социальные ценности, осознаваемые и даже признаваемые индивидом в качестве таковых, реально ассимилируются им и становятся его личностными ценностями. Осознания и положительного отношения к ценности явно недостаточно; более того, они, по-видимому, даже не являются необходимыми. Необходимым же условием этой трансформации является практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Э.А.Арутюнян (1979) отмечает, что промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы. Можно предположить, что усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп. На начальных стадиях индивидуального развития единственной референтной малой группой, опосредующей усвоение социальных ценностей, долгое время остается семья. В подростковом возрасте, когда оформляются более или менее устойчивые компании сверстников, они становятся вторым, альтернативным каналом усвоения ценностей. Этим, в частности, объясняется возможность воспроизводства в обществе антигуманных и антиобщественных ценностей. Если девиантная группа становится для индивида референтной, ценности более широких социумов, в том числе общечеловеческие ценности, воспринимаются через призму ценностей референтной малой группы, а не наоборот.

Таким образом, личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности.

На рисунке поэтому необходимо обозначить и социальную среду, выступающую источником ценностей.

Рис. 6. Изменение соотношения потребностей и личностных ценностей в ходе социогенеза

Как видно из рисунка 6, границы между социальным и биологическим и между внешним и внутренним совпадают только в начальной точке развития, у новорожденного ребенка. В этой и только в этой точке оказывается верна «асоциальная» парадигма, рассматривавшаяся выше. Однако в реальном развитии мы имеем движение, завершающееся усвоением ценностей социальных общностей и их трансформацией в личностные ценности. Это движение можно рассматривать по меньшей мере в двух аспектах. Во-первых, как движение от ценностей социальных групп (социальное, внешнее) к личностным ценностям (социальное, внутреннее). Это движение традиционно обозначается понятием интериоризации. Во-вторых, как движение от структуры индивидуальной мотивации, основанной исключительно на потребностях (внутреннее, биологическое) к структуре, в которой главенствующую роль играют ценности (внутреннее, социальное). Это движение известно под не менее традиционным названием социализации. Интериоризация и социализация применительно к становлению личностных ценностей представляют собой две стороны одного процесса, рассматриваемого, соответственно, в аспекте судьбы (трансформации) самих ценностей и судьбы (трансформации) структуры индивидуальной мотивации. Это движение через разные границы: через границу внешнего/внутреннего в первом случае и через границу биологического/социального во втором. Этот процесс не всегда протекает гладко. Если ребенок в процессе развития испытывает сильное давление на свои потребности и граница между внешним и внутренним оказывается слишком слабой, она падает под напором социальных ценностей, которые вторгаются в структуру мотивации, не встречая сопротивления и становятся личностными ценностями, не претерпевая заметных трансформаций. Индивид тем самым сливается с группой, однако утрачивает свою личностную идентичность (аутентичность), конформно растворяясь в социальном целом. Такой случай можно назвать гиперсоциализацией. Противоположный случай — гипосоциализация — может иметь место, когда эта граница, напротив, чересчур прочна и давление вызывает ответное сопротивление со стороны индивида. В этом случае индивид не пропускает в свою личность внешние регуляторы; в результате ценности не занимают в структуре мотивации соответствующее им место.

Глава 1. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций

    1. Современное состояние проблемы изучения ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии

В житеской психологии под словом «ценности», подразумевается культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на пиг современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.

Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности, и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию «ценность». Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконцентрированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.

Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.

Кроме того, понятие «ценность» в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: И. Т. Фролов [57] называет их «значимостью»; А.И. Божович [21] «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом» [31]; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями» [39].

С.Л. Рубинштейн [54] говорил, что ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира повеления.

В научной литературе существует множество различных определений понятия “ценность”. Их настолько много, что, по мнению Н. Решера [53], желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей, явилось, похоже, единственной точкой согласия для них. В нашем теоретическом анализе мы попытаемся рассмотреть и сопоставить позиции различных авторов, касающихся проблемы ценностей.

Следует отметить, что многие авторы разделяли все обозначенные и подходы, само выделение этих подходов, достаточно условно и отражает различные стороны феномена ценностей. Все многочисленные определения, на наш взгляд, образуют совокупность трех базовых подходов, а именно:

1) Ценность как значимость;

2) Ценность как выбор;

3)Ценность как феномен, характеризующийся определенными признаками.

Кроме того, можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: стремление строго развести понятия “ценность”, “потребность”, “цель”, “норма”, “ценностные ориентации” и т.п., попытки классификации ценностей по различным основаниям, выделение структуры ценностей личности.

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.

Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [8,28].

Истоки концепции ценностных ориентаций усматривают в работах У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые впервые категориально употребили сам термин «ценностные ориентации», иную интерпретацию понятию «attitude» (отношение): как переживание личностью значимости какого-либо явления[15].

В отечественной литературе понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует.

Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся психолог А.Н. Леонтьев [21] отмечал: «это ведущий мотив — цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом. .. такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни». Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп также активно разрабаты­валась в работах ряда других авторов, среди которых можно выделить исследования В. Я. Ядова [67], Н. И. Лапина [30], С. Г. Климовой [1].

Кирьякова А.В. [26] под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.

Б.С. Волков [13] определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности.

В более новой интерпретации “Ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного “проекта” жизни” [11].

Ценностные ориентации, являются одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Ценности существуют как многоуровневая система, в которой есть высшие ценности — ценности-цели и второстепенные — ценности-средства. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.

Система нравственных ценностных ориентаций как идеал воспитания представляет собой интегративное личностное образование, выражающееся в направленности личности на идею гуманизма, раскрывающуюся через категории достоинство, ответственность, доброта, уважение, сочувствие, содействие, и характеризующееся переходом от эмоционально-положительной оценки к оценочному суждению, побуждающему активность человека по ее присвоению.

П.М. Якобсон [69], выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.

А. Рубинштейном [54]. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках (В.Н. Мясищев[39], Б.Г. Ольшанский[42]).

Также ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека (Б.Г. Ананьев [3], А.Г. Здравомыслов [22], В.Н. Мясишев[39], Б.Г. Ольшанский[42], В.А. Ядов[67]).

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

Существует также понятие «ценностных отношений». Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений субъекта и объекта и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.

Система ценностей отражает существенные ценности, идеи и идеалы эпохи. Исследователями В.В. Шпунтова [64] установлено, что в 30-50гг на первом месте находились – романтика и трудолюбие. В 70-80-е годы первое место заняли практичность и упорство. Е.В. Васина [12] в 2000г. установила, что в 1988-1990 годы произошли изменения в ценностных ориентациях молодежи в сторону индивидуально человеческого существования, за счет ориентаций, направленных на широкую человеческую общность.

Многими исследователями отмечается тесная взаимосвязь мотивационной сферы личности с ценностными ориентациями. В.А. Ядов разграничивая социально-психологические и общепсихологические подходы к исследованию ценностных ориентаций, отмечает, что в социальной психологии «это сфера исследования социализации индивида, его адаптация к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии – изучение высших мотивационных структур жизнедеятельности» [67]. По выказыванию Б.Ф. Поршнева, основа личности заключается в функции выбора. Выбор допускает преимущество одного мотива над всеми другими. Но для этого должны быть основы, и такими основами является ценность, поскольку ценность – единственная мера сравнения мотивов.

Сам объект не всегда осознает личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Принято считать что экстремальная, кризисная ситуация (в том числе и беременность), выявляет истинные предпочтения и ориентир. Но если учитывать, что в таких ситуациях часто нарушается психическое равновесие человека, то они (экстремальные ситуации), пожалуй, не могут служить окончательной проверкой. Хотя, может быть, дело не в хитроумных способах обнаружения и фиксации ценностных ориентаций, а в динамичности отношений, которые как текущая река, не позволяют войти в себя дважды. Однако ценностные ориентации проявляют себя ежеминутно, только контролировать человеку производимый им выбор невозможно, так как он весь поглощен деятельностью и процессом взаимодействия с окружающей действительностью. Проживание этих предпочтений составляет содержание жизни человека.

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций беременных, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру [3].

Первый параметр — степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций, очень важен для оценки уровня личностной зрелости женщины. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное.

Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости.

Второй параметр — содержание ценностных ориентаций (их направленность), характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации беременных соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания.

Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Проблеме классификации ценностей посвящены работы М. Рокича [45], Г. Оллпорт [44], Н.И.Лапина [30], Д.А. Леонтьев [31], С.С. Бубнова [70], Ш.Шварца [24].

Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения индивидом каждой их них.

Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. Так В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз выделяют четыре основных типа систем ценностей[14]:

– смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности;

– витальную систему – это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта;

– интеракционистскую систему – это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь и т. д.;

– социализационную систему – ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот.

Ш. Шварцем [24] предложена классификация ценностей (их насчитывается десять типов), в которой типы ценностей практически интерпретированы как способы организации категорий. Сами по себе ценности разделяются на два класса: терминальные, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные — критерии, стандарты оценки модуса поведения. Таким образом, для Шварца ценности — не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек действует, оценивает свои действия и строит свое отношение к миру.

Ценности включают пять необходимых черт:

а) они всегда есть представления или верования;

б) знания о состояниях, которых желательно достичь;

в) следы специфических ситуаций;

г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;

д) имеют некоторую степень важности.

Выделение этих характерных черт ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы («знания», «представления»), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания.

Мы опираемся на положения концепции М. Рокича [45], то есть, рассматриваем иерархию ценностей как структуру предпочтений индивидом каждой ценности. Согласно классификации ценностей Рокича мы рассматривали два класса ценностей — терминальные (ценности – цели) и инструментальные (ценности – средства). В рамках данной теории общее число ценностей сравнительно невелико, и в связи с этим люди обладают одними и теми же ценностями, но различия можно наблюдать не в самих ценностях, а в системе их организации. То есть, изучать необходимо именно ценностные ориентации.

Впоследствии проблема ценностей была и более определенно включена в контекст социального познания. В. Франклу [56] принадлежит идея рассмотрения ценностей как одного из детерминант этого процесса.

Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные — добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни — хорошая семья, благополучие, дети и т.п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями.

Так, В. А. Ядов и А. Г. Здравомыслов метафорически называют ценности «осью сознания», полагая, что вокруг этой оси организуется восприятие человеком мира. Такой контекст рассмотрения проблемы ценностей достаточно приближен к психологическому подходу, В психологии ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения личности и группы. Однако они не действуют непосредственно: ценности реализуются в системе ценностных ориентации человека как важнейшего элемента общей структуры диспозиций личности. Таким образом, в психологической традиции при анализе ценностей высвечивается их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора поведения и деятельности, основы для мотивации. Это, впрочем, не означает сведения всей проблематики ценностей только к ее психологическому аспекту.

Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли Н. Рокич и С. Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т.е. категории, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира.

Итак, мы пришли к следующим выводам:

— В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности;

— Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного;

— Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам;

— Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна;

— Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью;

— Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».

Глоссарий ценностей

— Психология

Комитет по разнообразию факультета психологии стремится поддерживать основные, общие ценности, поскольку мы совместно работаем над улучшением разнообразия, справедливости и вовлеченности в наш отдел и наш кампус в UWM в целом. Мы определили каждую из наших ценностей в рамках четырех столпов ценностей: этика и профессионализм, благополучие сообщества, улучшение и рост и образование. Есть также иллюстративные примеры из СМИ, чтобы показать, как наши общие ценности лежат в основе нашей мотивации для участия в этой работе.

Это действующий рабочий документ, в который могут быть внесены изменения по мере того, как мы продолжаем учиться и расти как отдельные лица и как единая группа студентов, преподавателей и сотрудников.

1. Этика и профессионализм
  • Ответственность (как групповая, так и индивидуальная): обязанность объяснять, оправдывать и нести ответственность за свои действия. Это состояние вынужденного отчитываться перед кем-то. Например, белый профессор, который возлагает на себя ответственность за нечувствительные к расовому признаку комментарии о цветном студенте или коллеге. Чтобы проиллюстрировать, дифференциация власти не применима в контексте Комитета по разнообразию факультета психологии, поскольку мы все являемся членами с равными взносами и должны быть открыты для подотчетности.
  • Уязвимость: Готов к критике или замечаниям. Отвечать на обратную связь открыто и не обороняясь, но не ожидая нападения или причинения вреда. «Уязвимость — это не победа и не поражение; это иметь смелость появиться и быть замеченным, когда мы не можем контролировать результат. Уязвимость — это не слабость; это наша величайшая мера мужества», — утверждает профессор-исследователь и автор Брене Браун в книге Rising Strong » (Браун, 2015). [Цитата: Восстание сильное: расплата. Грохот. Революция. Нью-Йорк: Spiegel & Grau. ]
    • Пример носителя: https://www.youtube.com/watch?v=XMRI6SrCWXg
  • Смирение: Скромное представление о собственной важности и опыте, неприхотливость (например, студент, который не идентифицирует себя с данной культурой, не предполагает наличие опыта только потому, что он провел исследование этой конкретной культурной группы. Вместо этого они спросите об этой культуре, ее обычаях и о том, что они значат для говорящего.
    • Пример мультимедиа: https://www.youtube.com/watch?v=wX85KLMOnQg
  • Честность/Порядочность: Когда кто-то говорит правду и действует правдиво (например, преподаватель делится знаниями о несправедливых действиях, происходящих в соответствии с политикой кампуса, чтобы обратиться за поддержкой в ​​защите интересов затронутых маргинализированных сообществ).
    • Пример носителя: https://www.youtube.com/watch?v=cUVjuk1Bidk
  • Ответственный: Состояние или реальность ответственности за что-либо, находящееся в пределах его власти, контроля или управления (например, студент признает, что он сделал кого-то недействительным, отклонив свои опасения по поводу отсутствия разнообразия в высшем образовании).
    • Пример носителя: https://www.youtube.com/watch?v=-QRqIGznHvU
  • Прозрачность: Процесс работы таким образом, чтобы другим было легко видеть, какие действия выполняются, что предполагает открытость, общение и подотчетность. Общая информация вызывает доверие к организациям при определенных обстоятельствах.
    • Пример мультимедиа: https://www.youtube.com/watch?v=do6e1UE4ruI
  • Этические стандарты: Набор принципов, созданных разработчиками организации для передачи ее основных моральных ценностей. Этот язык предлагает структуру, которую можно применять в качестве эталона для процессов принятия решений.
    • Примеры мультимедиа: https://www.youtube.com/watch?v=-gRLHf6ZBM4
  • Коллегиальность: Товарищеские отношения и сотрудничество между коллегами, разделяющими ответственность. Коллегиальность является основным принципом принятия решений комитетом факультета психологии по разнообразию и определяет, как департамент разрабатывает, внедряет и обеспечивает соблюдение политики.
  • Профессионализм: Характер, отношение, вовлеченность, компетентность в наборе навыков, имидж и постоянное совершенствование поведения для достижения общих целей (например, передача эмоционально заряженной информации более широкой аудитории объективным, основанным на фактах образом. Это делается в попытке расширить положительное влияние и усилить чувство общности среди разнообразной группы людей.
    • Пример носителя: https://www.youtube.com/watch?v=twpIw4_xaH0
  • Сотрудничество: Процесс совместной работы двух или более людей или организаций для совместного выполнения задачи или достижения цели, например, групповой мозговой штурм. Сотрудничество похоже на сотрудничество. Сегодняшняя профессиональная вселенная часто основана на командной работе и трансляционной деятельности. Таким образом, студенты, преподаватели и сотрудники должны работать вместе для разрешения сложных социальных конфликтов. В большинстве случаев сотрудничество предполагает лидерство, хотя тип лидерства можно определить и распределить между группой.
    • Пример мультимедиа: https://www.youtube.com/watch?v=Po40I4c94R0
2. Благополучие общества
  • Психологическая безопасность: Вера в то, что никто не будет наказан или унижен за высказывание идей, вопросов, опасений или ошибок. Это включает в себя признание и минимизацию неравенства сил и повышение смирения внутри Комитета по разнообразию, в который входят люди на разных этапах своей карьеры, сложные взаимоотношения и различные личности.
    • Пример для СМИ: https://www.youtube.com/watch?v=LhoLuui9gX8&ab_channel=TEDxTalks
  • Уважение частной жизни: – Признание права собственности на свою физическую и психическую реальность и право на самоопределение. Например, сохранение личных отзывов и общего опыта в тайне или адекватное обезличивание, за исключением случаев, когда было дано разрешение на передачу, или если они выходят за рамки разговора/контекста, в котором они были раскрыты, за исключением случаев, когда вы обязаны сообщать в связи с обязательными требованиями к отчетности
  • Общественная забота: «Люди, стремящиеся использовать свои привилегии (энергию, способности), чтобы быть рядом друг с другом различными способами». – Накита Валерио (https://www.laylab.co.uk/nakita-valerio). Общественная помощь состоит как из мелких, так и из крупномасштабных действий, демонстрирующих поддержку другого человека или группы людей. Это включает в себя проявление инициативы, чтобы показать и проявить сострадание друг к другу, особенно когда кто-то борется или ограничен в энергии и ресурсах.
    • Пример СМИ: https://www.youtube.com/watch?v=be0WvqBFK3I&ab_channel=TEDxTalks
  • Успехи учащихся:  процессы, которые с наибольшей вероятностью приведут к положительным результатам учащихся. С точки зрения благополучия сообщества, это включает в себя психологическую безопасность в отношениях с наставниками и коллегами, учебную программу и ведомственные мероприятия, которые носят уважительный и подтверждающий характер, а также оперативное устранение психологического вреда из-за микроагрессии, дискриминации и мести.
  • Информирование и распространение: Запланированный процесс, который включает рассмотрение целевых аудиторий, рассмотрение условий, в которых поступает информация, а также общение и взаимодействие с более широкими аудиториями таким образом, чтобы способствовать обмену знаниями и пониманию. Например, обмен знаниями, полученными из клинической практики и/или исследований, со студентами, другими отделами и различными членами сообщества Милуоки.
  • Социальная справедливость: Можно рассматривать в четырех взаимосвязанных областях: справедливость, доступ, участие и права. Справедливость обеспечивает справедливое распределение доступных ресурсов между людьми. Доступ гарантирует, что все люди имеют доступ к товарам и услугам, независимо от личности и происхождения. Участие позволяет людям участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь. Права защищают свободу личности на информацию об обстоятельствах и решениях, влияющих на них, и на обжалование несправедливых решений.
  • Благополучие: Состояние комфорта, здоровья или счастья. Как люди себя чувствуют и как они функционируют, как на личном, так и на социальном уровне, и как они оценивают свою жизнь в целом.
  • Принадлежность: Человеческая эмоциональная потребность присоединиться к членам группы и быть принятыми ими. Это включает в себя чувство включенности, желанности, безопасности и поддержки.
    • Пример мультимедиа: https://www.youtube.com/watch?v=D61RKIvcDJk&ab_channel=AKidsBookAbout
    • Пример СМИ: https://www.youtube.com/watch?v=kZaNa17yeaQ&ab_channel=TEDxTalks
  • Вовлеченность учащихся: Степень внимания, любознательности, интереса, оптимизма и энтузиазма, которые студенты проявляют, когда они учатся или их преподают, что распространяется на уровень их мотивации к обучению и прогрессу в своем образовании. В Комитете по разнообразию это также включает в себя степень, в которой студенты чувствуют себя комфортно, мотивированы, вовлечены и представлены в инициативах по борьбе с расизмом и DEI (равенство разнообразия и инклюзивность) на факультете.
    • Пример СМИ: https://www.youtube.com/watch?v=j7w2Gv7ueOc&ab_channel=TEDxTalks
3. Улучшение/Рост
  • Подотчетность (как групповая, так и индивидуальная): «В культуре подотчетности люди на всех уровнях организации [берут на себя ответственность] и лично привержены достижению ключевых результатов, намеченных команда или организация, и они никогда не ждут, чтобы их попросили предоставить отчет о проделанной работе или план дальнейших действий. Вместо этого они активно отчитываются и постоянно следят за собой, усердно измеряя собственный прогресс, потому что они усвоили свою приверженность достижению [коллективных] результатов».
    • Пример: Преподаватель предлагает другому преподавателю подумать о сомнительном действии, даже если оно может быть воспринято негативно.
    • Пример СМИ: https://www.partnersinleadership.com/insights-publications/a-culture-of-accountability/#:~:text=In%20a%20Culture%20of%20Accountability или%20a%20follow%2Dup% 20план
    • Пример носителя:
      • https://www.youtube.com/watch?v=bdr5QYBiYxI
    • Уязвимость: «…готовность быть открытым и эмоционально открытым в отношениях с другим человеком, с возможностью быть раненым или атакованным. Например, лидер может поделиться своим чувством страха, когда идет на новый риск, или поделиться тем, каково это — преодолеть предыдущую неудачу и принять новое смелое видение. Уязвимость считается выбором лидеров, и ее можно испытать только в общении с кем-то еще».
      • Пример: https://digitalcommons.spu.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://scholar.google.com/&httpsredir=1&article=1015&context=iop_etd
      • Пример мультимедиа: https://www.youtube.com/watch?v=SR3ekIdK4og
    • Смирение: «Смирение больше связано с подавлением собственного эго и добровольным признанием того, что собственная важность менее достойна внимания, чем групповые достижения» (Бертон, 2018). Оуэнс и Хекман (2016, стр. 1088) определили смирение как состоящее из трех важных столпов: (1) готовность точно смотреть на себя; (2) оценка сильных сторон и вклада других; и (3) способность к обучению или открытость к новым идеям и обратной связи. Эти три столпа смирения и важность готовности лидера постоянно совершенствоваться и преуспевать в сочетании с обучаемостью также были определены Андерсоном и Колдуэллом (2018) в качестве важнейших элементов смирения, связанных с лидерством. Скромное лидерство в высшей степени основано на отношениях, сосредоточено на создании группового доверия и основано на создании культуры, которая вдохновляет всех на сотрудничество для достижения оптимального результата (Schein and Schein, 2016)» (Xu, F. , Xu, B., Anderson, & Caldwell). , 2019).
      • Полное цитирование: Сюй Ф., Сюй Б., Андерсон В. и Колдуэлл К. (2019). Смирение как просвещенное лидерство: взгляд Китая. Журнал развития менеджмента .
      • СМИ: https://www.youtube.com/watch?v=Ww_ml21L7Ns
    • Автономия: способность группы и каждого члена группы вести себя в соответствии с набором общих ценностей и морали, а не под влиянием желаний или социально навязанных ожиданий.
      • Пример носителя: https://www.youtube.com/watch?v=hpnr-jV23fo&t=51s
    • Открытость (открытость к жизненному опыту и мыслям; открытость к вызову/исправлению): Готовность слушать, впитывать и интегрировать наш собственный жизненный опыт с жизненным опытом, мыслями и точками зрения других; готовность бросить вызов нашим мыслям и идеям и готовность реагировать на такие вызовы со смирением, а не защитной реакцией.
      • Пример мультимедиа: https://www. youtube.com/watch?v=Rcw09YMDHuU
    • Самоанализ: Постоянное изучение собственных мыслей, эмоций, взаимодействий с другими и реакций на других, особенно когда такие взаимодействия вызывают неожиданное или защитное поведение. Признание и изучение влияния неравенства сил в нашем обществе, местном сообществе и в рамках возможностей нашего Комитета по разнообразию, а также стремление устранить непродуктивный дисбаланс сил.
      • Пример мультимедиа: https://www.youtube.com/watch?v=tGdsOXZpyWE
    • Позиционирование: Поощряйте и поощряйте друг друга, чтобы занять место за столом. Признайте наше положение в социально сконструированных иерархиях, а также преимущества (власть) и недостатки, которые каждый из нас имеет по отношению к другим. Приверженность устранению неравенства во власти путем поощрения и расширения прав и возможностей друг друга, чтобы занять место за столом переговоров, особенно лиц, принадлежащих к меньшинствам, чьи голоса исторически подавлялись.
      • https://www.youtube.com/watch?v=C9wVgU9Ppk8
    • Аутентичность: степень, в которой индивидуум и группа демонстрируют поведение, соответствующее разделяемым убеждениям и ценностям, несмотря на внешнее давление с целью соответствия традиционным практикам, часто основанным на колониальных ценностях
    • Инновации: Готовность рассматривать новые/творческие способы решения проблем. Создание, развитие и внедрение процессов и практик, направленных на поощрение разнообразия, инклюзивности и справедливости, а также климата, основанного на принятии (а не терпимости)
    • Деколонизация: Приверженность борьбе с системным расизмом путем активного участия в демонтаже структур, которые служат для поддержания превосходства белых в Департаменте психологии, системе UW и в сообществе Милуоки в целом.
      • Пример носителя: https://youtu.be/L80Zed1wMzc
      • Пример: https://libguides. vcc.ca/c.php?g=710283
    • Настойчивость : Стремление преодолевать социальные барьеры и давление и вместо этого отстаивать общие ценности и создавать структуры для поддержки представителей меньшинств.
    • Устойчивость : «процесс хорошей адаптации перед лицом невзгод, травм, трагедий, угроз или значительных источников стресса… В той мере, в какой устойчивость включает в себя «приход в норму» после этих трудных переживаний, она также может связаны с глубоким личностным ростом».
      • Пример: https://www.apa.org/topics/resilience
    • Импульс: Смирение и желание получить импульс для продвижения вперед в наших действиях; выйти из состояния паралича. Постоянно поддерживать устойчивый темп коллективного прогресса и роста для достижения наших целей по созданию и поддержанию культуры, которая прославляет и поощряет разнообразие.
4. Образование
  • Вовлеченность учащихся: степень внимания, любознательности, интереса, оптимизма и энтузиазма, которые проявляют учащиеся, когда они учатся или их учат, что распространяется на уровень их мотивации к обучению и прогресс в своем образовании.
  • Принятие точки зрения: Взгляд на ситуацию с точки зрения другого человека и признание того, что у других людей с опытом, отличным от вашего собственного, есть уникальная ценная точка зрения. Требует самосознания и интеллектуальной гибкости.
    • Пример СМИ: https://www.youtube.com/watch?v=tqz7UcCgbLA&ab_channel=RossInitiativeinSportsforEquality%28RISE%29
  • Инновация: Поиск новых и творческих способов решения проблем с пониманием того, что существующие структуры власти не были созданы для людей с маргинализованной идентичностью, и поэтому потребуются творческие подходы для преодоления системного угнетения и дискриминации.
  • Деколонизация: демонтаж основанных на евроцентричных ценностях учебных программ, административных процессов и культуры кампуса, чтобы обеспечить инклюзивность и гостеприимство для всех студентов, сотрудников и преподавателей.
    • Пример: https://ncte.org/blog/2019/04/decolonizing-the-classroom/
  • Информационно-разъяснительная работа и распространение: расширение программ, услуг, мероприятий или опыта и распространение информации среди сообществ внутри и за пределами Университета посредством использования исследовательских практик с привлечением сообществ; такая практика включает совместную работу с группами людей, связанных с факультетом психологии географической близостью, особыми интересами или любой другой соответствующей связью.
  • Успехи учащихся: положительные результаты учащихся, которые являются результатом участия в мультикультурных учебных программах и создания психологически безопасной среды
  • Научная строгость: внедрение высоких стандартов и этических норм для обеспечения воспроизводимости и надежности данных. Высокие стандарты этической практики включают (но не ограничиваются): набор участников из недостаточно обслуживаемых групп населения, а также интерпретацию/представление данных таким образом, чтобы уважать и расширять возможности сообществ, которые предоставили свое время и энергию. Мы должны ценить все, чем участники готовы поделиться с нами, и участвовать в общественной заботе, чтобы поощрять взаимность в рамках нашего исследования.
    • Пример: https://neuronline.sfn.org/posters/an-introduction-to-scientific-rigor#:~:text=Scientific%20rigor%20means%20implementing%20the,subject%20selection%20and%20data%20analysis .
  • Этические стандарты: соблюдение принципов честности, надежности, справедливости, уважения, управления, соблюдения закона, конфиденциальности и личной ответственности.
    • Пример: https://uwm.edu/hr/code-of-conduct/

5 способов внедрить христианские ценности в психологию

  • Возлюби ближнего как самого себя
  • Смирись
  • Искать и даровать прощение
  • Вечная жизнь
  • Смерть и возрождение

Быть христианином в мире психологии не всегда легко. Многие психологи склоняются к пониманию человеческой природы, которое отрицает или противоречит учению христианства. Хотя это представляет собой проблему, ее можно преодолеть. Фактически, следование этим пяти советам по объединению может укрепить как веру, так и психологические практики.

1. Возлюби ближнего, как самого себя

Одной из самых сильных ценностей христианства является отношение к каждому человеку с любовью, терпением и добротой. Это также центральный принцип хорошего психолога. В психологических исследованиях превыше всего следует ставить этическое отношение к участникам. В психологической и психиатрической терапии нужно относиться к каждому клиенту или пациенту с сочувствием и состраданием. При преподавании психологических предметов профессора должны обеспечить каждому студенту равные возможности для достижения успеха.

2. Смирение

Иисус учит смирению, ища Свою истину среди мирских ценностей и человеческих предубеждений. То же самое верно в любой психологической практике. Исследователи должны избавиться от собственных предубеждений при поиске ответов. Даже когда они находят корреляции, они не могут доказать абсолютную причинно-следственную связь. Точно так же христиане живут верой, а не неопровержимыми доказательствами. Христианство учит, что правильно, а что неправильно, но оставляет свободу выбора, следовать ему или нет. Так же и с психологами и их клиентами. Сара Райнер поделилась своими профессиональными мыслями по этому поводу с Христианство сегодня .

3. Искать и даровать прощение

Прощение является основной ценностью как христианства, так и психологических наук. Иисус умер, чтобы даровать людям вечное прощение их грехов. Каждый человек, который ищет психологическую терапию, должен научиться прощать, чтобы исцелиться. Иногда им нужно прощать себя за то, что они поддались искушениям, иногда им нужно прощать других за проступки, а иногда им нужно прощать Бога за то, что в жизни с ними обошлись грубо.

4. Жизнь вечная

Христиане находят силы перед лицом земных испытаний, потому что верят в загробную жизнь. Они верят в награду, которую они получат в обмен на лучшую жизнь в соответствии с Евангелием. Будь то студент или инструктор, исследователь или участник, терапевт или клиент, люди в психологическом путешествии также должны верить в искупительный результат. Понимание человеческого разума и эмоций является сложной задачей, если подходить к ней с любой точки зрения. Люди должны верить, что нечто лучшее лежит за пределами их понимания.

5. Смерть и возрождение

Цикл рождения, смерти и возрождения лежит в основе христианства. Он также лежит в основе большинства психологических усилий. Иногда это означает смерть системы убеждений, чтобы освободить место для новых знаний о том, как человеческие мысли и эмоции взаимодействуют в постоянно меняющейся социальной среде. Иногда это означает отказ от старых привычек и переход к более здоровому образу жизни. Иногда это буквально означает психологическую перестройку, которая приходит со смертью любимого человека или рождением нового члена семьи.

Добавить комментарий