Ценностные характеристики это: Ценностные характеристики педагогической деятельности

Содержание

ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ МАСТЕРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

 По своим темпам и ритмам современный мир значительно отличается от того, что было ещё недавно – в конце прошлого века. От человека сегодняшнего дня требуется постоянная готовность и способность действовать в быстроменяющихся обстоятельствах, проявлять свою профессионально-личностную мобильность. Это делает востребованными у специалиста ряда качеств и свойств, среди которых особое место занимает его креативность. Представители оренбургской научно-педагогической школы А.В. Кирьякова и В.В. Мороз справедливо отмечают, что «в настоящее время креативность становится наиболее ценным товаром современной экономики, не являясь при этом собственно товаром» [1, 4]. Особое значение приобретает факт ценностной сущности креативности, подчёркнутый исследователями.

В данной публикации внимание обращено на частный случай – профессиональную креативность будущих мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Вместе с тем изучение этих видов искусства требует сделать ряд уточнений, позволяющих дополнить общее представление о феномене креативности в целом.

Термином «креативность» принято обозначать способность личности преобразовывать известное и созидать качественно новое на основе творческого осмысления предыдущего опыта (своего и чужого) и разнообразных жизненных обстоятельств. Принято считать, что впервые целенаправленно его изучением занимался Д. Симпсон (1922г.), предложивший и первую научную трактовку креативности как отказ от стереотипных способов мышления. В последующем данной проблемой занимались Дж.П. Гилфорд  и Э.П. Торренс,  которые предложили понимать креативность, как способность человека к обострённому восприятию пробелов в знаниях и чуткость к дисгармонии [10]. Среди учёных, занимающихся креативностью, назовём Э. де Боно, Т. Амабайл, Р. Стернберг и Д. Любарта. Проявляли интерес к данному личностному образованию и отечественные исследователи. Одной из наиболее известных теорий, предложенных советскими, российскими учёными, выступает совокупность положений, выдвинутых Я. А. Пономаревым. С его точки зрения, данное психологическое свойство предстаёт интеллектуальной активностью и чувствительность к побочным продуктам своей деятельности [8, 21-25.]. О креативности писали такие ученые, как: В.А. Сластёнин и Г.И. Чижакова, которые подчёркивали, что под креативностью следует понимать способность человека предлагать оригинальные идеи в ситуациях постановки перед ним совершенно новых проблем, а также осознать имеющиеся противоречия и формулировать гипотезы [9]. Упомянем также работу А.В. Морозова и Д.В. Чернилевского «Креативная педагогика и психология», где креативность определена, как «способность, отражающая свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки» [7, 497].

Изучив и проанализировав различные источники по исследуемой проблеме, приходим к мнению, что креативность выступает комплексной способностью человека к активной, творческой жизни. Эта позиция справедлива также для уточнения профессиональной креативности. Этим понятием определяется интеграция профессионально-личностных способностей, способствующих творческому постижению и существованию человека в профессии, позволяющих ему нестандартно, но при этом продуктивно, решать разноплановые профессиональные задачи. В её структуре присутствуют способности, связанные с аналитическими процессам, самопознанием, генерированием нового знания и практическими действиями. Об этом пишет достаточное количество авторов. Для нас же принципиальное значение имеет тот факт, что в профессиональной креативности можно и нужно выделить аксиологические параметры.

В настоящей статье речь идёт о  профессиональной креативности будущих мастеров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Предлагается, что для неё актуально следующее определение: интегративная способность на основе осмысления комплексного знания сохранять, творчески актуализировать и приумножать в современных условиях имеющиеся традиции и накопленный предшествующими поколениями мастеров опыт создания произведений, служащих для оформления быта и интерьера, но при этом обладающих эстетическим качеством и рассчитанных на художественный эффект; генерировать новые идеи и воплощать это новое в данной области искусства и деятельности на практике.

Конкретизируя ценностный аспект данного феномена применительно к деятельности мастеров гжельского промысла. Ценностная сторона профессиональной креативности раскрывается через способности видеть, осознавать и преумножать ценность своего труда. При этом в случае с Гжелью можно говорить о ценности, продлённой во времени. Дело в том, что известны примеры, когда гжельские мастера создавали свои произведения не для практического применения, а как  примеры высокого искусства, чья ценность усиливается со временем. Однако есть здесь и понимание прикладной ценности этих вещей, заключённой в облагораживание привычного быта.  В случае с профессиональной креативностью мастеров Гжели справедливо сказать и об аккретаксии. Этот термин (от латинского слова «accretion» (увеличение) и греческого слова «axia» (ценность) введён в педагогику и обоснован Н.В. Мартишиной для обозначения способности харизматичных личностей, лидеров, творцов усиливать своей жизнью, деятельностью, обозначаемой личностной позицией и т. п. значение известных ранее ценностей [4], [5], [6]. В качестве примера аккретаксии применительно к гжельскому промыслу можно рассмотреть жизнедеятельность известного учёного-керамиста А.Б. Салтыкова (1900-1959). «Сегодняшние исследователи единодушно утверждают: в своих научных трудах он, по сути дела, заново открыл забытые всеми гжельскую майолику XVIII века и полуфаянс XIX века, восстановил преемственную связь этих видов искусства и выявил развитие промысла как единство историко-художественного процесса целых поколений гжельских мастеров» [2, 35]. Именно А.Б. Салтыкову во многом принадлежит заслуга в обосновании ценностных ориентиров и принципов, которыми руководствовались мастера Гжели в своей работе.

Способность к ценностному осмыслению может быть рассмотрена и как определённое аналитико-рефлексивное профессионально-личностное свойство. Так при подготовке гжельских мастеров обучащихся постепенно приобщают к анализу имеющегося в этой сфере опыта. Это позволяет понять, воспринять, сохранить и преумножить всё лучшее из прошлого опыта. Включаясь в рефлексивную деятельность, мастер оценивает собственный творческий потенциал, на основе чего совершенствует своё профессионально-личностное «Я» и раздвигает границы своего искусства. Описывая такую особенность работы в данной сфере, исследователи гжельского искусства В.М. Логинов и Ю.П. Скальский пишут: «то было предельно самобытное искусство, где индивидуальность манеры и вкуса гончаров, их творческий поиск подчинялся единой художественно-коллективной воле. Удача одного становилась достоянием всех» [2, 31].

Профессиональная креативность предстаёт сложным соединением элементов объективного, но, главным образом, субъективного характера. В связи с этим достаточно сложно говорить о стандартных нормативах по каждому из выявленных критериев и показателей, а также о каком-то стандартном понимании отдельных его параметром. Ценностный параметр не является исключением. Отметим, что интересной для дальнейшей разработки представляется оценка аксиологического наполнения данного феномена с позиции нелинейности. Мы разделяем позицию Н.В. Мартишиной, которая отмечает, что нелинейность позволяет «отойти от поиска и обоснования только одной детерминанты, во-вторых,  способствует отказу от понимания причинно-следственных связей как близких во временном интервале проявлений» [3, 7]. Это явление стараются учитывать и в процессе профессиональной подготовки этих мастеров. Об этом говорят в аудиториях на различных учебных занятиях, эту мысль студенты стараются отразить в своих различных проектах. Педагоги стараются показать будущим мастерам декоративно-прикладного искусства не только преемственность поколений мастеров, их идей, профессионально-нравственных установок, но и то, что порой какая-либо идея или профессиональная находка могут быть на годы забыты, утеряны, а потом вновь обретены и наполнены звучанием и смыслами нового времени. Мы говорим и о субъективном факторе, представляемом не только с позиции персонификации, но и с позиции разного ценностного наполнения времени. Важно подчеркнуть, что это не просто строки лекций или вопросы практических занятий. Это и акценты воспитательной работы, и акценты НИРС, и акценты производственной практики.

ЛИТЕРАТУРА

Кирьякова А.В., Мороз В.В. Аксиология креативности: монография. – М.: «Дом педагогики», 2014. – 225с.
Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка – Гжель. – М.: Сварого, 1994. – 191с.
Мартишина Н.В. Методология исследования становления и развития творческого потенциала педагога // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – № 3 (71), 2010. – с. 3-23
Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. – Рязань, 2009. – 383с.
Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога  //  Педагогика. – 2006. – № 3 – С. 48-57
Мартишина Н.В. Ценностные характеристики творческого потенциала педагога // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Научный журнал. – 2012. – № 3/36 – С.5-15
Морозов А.В.,  Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие – М.: Академический Проект. 2004. 2-е изд., испр. и доп. – 560 с. – c. 497
Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1988. – С. 21-25.
Сластёнин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 192 с.
Torrance E. Guiding creative talent – Englewood Cliffs. – New Jersey: Prentice Hall, 1964. – 260 p.

Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики

1. Тема 2. Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики Доктор пед.наук, проф. Е.А.Тупичкина

2. План

1. Структура педагогической деятельности.
2. Процессуальные виды педагогической
деятельности.
3. Виды профессионально-педагогической
деятельности (по содержанию).
4. Стили, уровни педагогической
деятельности.
Деятельность рассматривается как
форма бытия и способ существования
и развития человека, всесторонний
процесс преобразования им
природной и социальной реальности
(включая его самого) в соответствии с
его потребностями, целями и
задачами.
Деятельность характеризуется :
– предметностью. Она подчиняется и уподобляется
свойствам и отношениям преобразуемого в процессе
деятельности объективного мира;
– социальностью. Деятельность человека всегда носит
общественный характер, побуждающий людей к
обмену ее продуктами, информацией, к
согласованию индивидуальных целей и планов, к
взаимопониманию;
– сознательностью. В процессе организации и
осуществления деятельности сознание выполняет
разнообразные функции: информационную,
ориентирующую, целеполагающую, мотивационнопобудительную, регулирующую и контролирующую.
Своеобразие педагогической
деятельности заключается в том,
что она является
преимущественно управленческой
деятельностью, «метадеятельностью», управлением
деятельностью других.
Структура педагогической деятельности.
Структура (лат. structure — строение,
расположение, порядок) — совокупность
внутренних связей, строение, внутреннее
устройство объекта.
В психологии основные компоненты
структуры деятельности – это цель, мотивы,
действия и результат.
7
Структура деятельности педагога
Объект и
субъект
Цель
Действия
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Средства
Мотив
Результат
8
• Именно отношения «учитель — ученик»,
они играют в учебно-воспитательном
процессе определяющую роль.
• Структура отношений «учитель — ученик»
представляет собой систему социальных
связей, начиная от самых простых
пространственных, психических и
социальных контактов и до самых
сложных социальных действий и
взаимоотношений, имеющих устойчивый
характер.
• Учитель является носителем той или иной
области научных знаний, в учебном процессе
он выступает как просветитель, транслятор
научного мировоззрения.
• В то же время во взаимодействии с
учащимися он должен выступать и как
высоконравственная личность — носитель
долга, совести, чести, добра, справедливости.
• Нравственные отношения системы
«учитель—ученик» являются одним из
важнейших условий педагогического
процесса. В зависимости от содержания эти
отношения могут как благоприятствовать
педагогическому процессу, так и затруднять
его. Учащиеся, принимая воздействие учителя
и соблюдая его рекомендации, должны
верить, что предъявляемые им требования
справедливы.
• Внутренняя неприязнь ученика к учителю
легко переносится на все исходящие от него
идеи.
• Стержневым компонентом,
пронизывающим всю систему
взаимоотношений между педагогом и
ребенком, является уважение к личности
каждого учащегося.
• Педагогическая специфика этого
требования заключается в том, что
уважение адресовано не уже
сложившейся, сформировавшейся
личности, а лишь находящейся в процессе
своего становления.
Деятельность педагога, направленная
на достижение цели, приводит к
определенному результату, который по
замыслу учителя должен совпадать с
целью.
Цель педагогической деятельности
разрабатывается и формируется как
совокупность социальных требований к
каждому человеку с учетом его духовных и
природных возможностей, а также
основных тенденций общественного
развития.
В ней (в цели) содержатся в свернутой
форме, с одной стороны, потребности и
стремления отдельной личности, а с другой
— интересы и ожидания различных
социальных и этнических групп.
• Целеполагание: выстраивание педагогом
своей профессиональной концепции
(системы взглядов), которая содержит его
целевые установки — осознание целей и
задач воспитания и обучения в общем,
целей и задач данного учебного заведения
и конкретизация их на уровне своего
предмета, курса.
• Понятие мотивация трактуется как совокупность
стойких мотивов, побуждений, определяющих
содержание, направленность и характер
деятельности личности, её поведения.
Структура мотивации:
• удовольствие от самой деятельности,
• значимость для личности непосредственного её
результата,
• «мотивирующая» сила вознаграждения за
деятельность,
• принуждающеее давление на личность
(Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978).
В качестве мотивационных ориентиров
могут выступать:
• внешние мотивы (например, мотив
достижения) и
• внутренние мотивы (например,
ориентация на процесс и результат своей
деятельности)
• Педагогическую мотивацию можно
трактовать, с одной стороны, как процесс
действия мотивов педагогической
деятельности; с другой — как
совокупность стойких мотивов
педагогической деятельности при наличии
доминирующего, выражающая
направленность, ценностные ориентации
личности учителя, воспитателя и
определяющая ее деятельность.
• Доминирующим мотивом педагогической
деятельности является забота о счастье
ребенка, входящего в этот
противоречивый мир, горячее желание
содействовать счастливому проживанию
детства и гуманистическое отношение к
человеку.
• Такого характера мотивация помогает
педагогу преодолевать многие
препятствия профессионального и
социального плана.
• Существует и много других мотивов
педагогической деятельности (научнопедагогический интерес, необходимость
зарабатывать «на жизнь», желание
сохранить активность и молодость духа,
общаясь с детьми).
Педагогическое действия учителя начинаются с
формулирования некоей задачи, определения
средств, содержания, способов ее решения и
предполагаемого результата своего действия.
Педагогические действия направлены на создание
соответствующих педагогических условий, в число
которых входят:
• организационные, направленные на создание
активной развивающей среды и культурнообразовательного пространства, организацию
деятельности учащихся;
• материальные — техническое обеспечение учебновоспитательного процесса; психологические —
построение межличностных и деловых отношений,
• Результативно-рефлексивный
компонент педагогической деятельности
включает анализ и оценку ее результатов,
при этом критерии оценки эффективности
педагогической системы должны
соответствовать заданным целям и
задачам.

26. Структура педагогической деятельности

Единство:
• цели,
• мотивов,
• содержания,
• действий (операций),
• результата.

27. Функциональныне (процессуальные) виды педагогической деятельности

Виды
педагогической
деятельности
Прогностическая
— предвидение и
прогнозирование
результата
педагогической
деятельности и
моделирование
педагогического
процесса
Педагогические действия
•Анализ (диагностика) педагогической
ситуации; выдвижение
педагогических целей;
•отбор возможных способов их
достижения;
•предвидение результатов;
•определение этапов педагогического
процесса и распределение времени.
Виды
педагогической
деятельности
Педагогические действия
Проектировочная •Конкретизация целей и задач на
и конструктивная основе диагностики потребностей,
— проектирование интересов и возможностей учащихся;
и планирование
•определение этапов и способов их
педагогического реализации;
процесса
•отбор и композиция учебного
материала;
•определение педагогических условий:
материальных, организаторских,
психологических; планирование своих
действий и действий учащихся
Виды
педагогической
деятельности
Организаторская
— организация
своих
педагогических
действий и
деятельности
учащихся
Педагогические действия
Создание мотивации у учеников к
предстоящей деятельности;
интеграция и адаптация учебного
материала к уровню подготовленности
обучающихся, их жизненному опыту;
организация совместной деятельности
школьников с помощью
разнообразных форм и методов;
стимулирование познавательной
самостоятельности и творческой
активности учащихся
Виды
педагогической
деятельности
Педагогические действия
Коммуникативная
— построение
межличностного
взаимодействия и
отношений,
создающих условия
для организации
эффективного
педагогического
процесса
•Восприятие (перцепция) психологического
состояния партнеров по общению;
•определение их индивидуальных особенностей на
основе адекватной интеграции внешних сигналов;
• осуществление коммуникативной атаки —
привлечения к себе внимания;
•установление психологического контакта с классом,
с каждым учеником;
•управление общением в процессе совместной
деятельности: распределение внимания, быстрое
реагирование на возникающие барьеры в общении и
их преодоление на основе сотрудничества и
равноправного партнерства.
Виды
педагогической
деятельности
Рефлексивная —
подведение итогов
своей
педагогической
деятельности
Педагогические действия
•Контроль результатов образовательного
процесса;
•анализ и оценка полученных
результатов с точки зрения их
соответствия замыслу и условиям;
• выяснение причин успехов и неудач;
•определение направлений коррекции
своей деятельности и
профессионального совершенствования

33. В структуре педагогической деятельности выделяются взаимосвязанные компоненты-функции

В структуре педагогической деятельности
выделяются взаимосвязанные компонентыфункции
а) диагностическая;
б) ориентационно-прогностическая;
в) конструктивно-проектировочная;
г) организаторская;
д) информационно-объяснительная;
е) коммуникативно-стимулирующая;
ж) аналитико-оценочная;
з) исследовательско-творческая.

34. Виды профессионально-педагогической деятельности (по содержанию)

Преподавательская
Воспитательная
Методическая
Технологическая
Коррекционно-развивающая деятельность
Культурно-просветительная
Управленческая

35.

Преподавательская деятельностьПреподавание — это вид деятельности,
который направлен на управление
познавательной деятельностью обучающихся
(обучение).
Преподаванием занимается
преимущественно преподаватель;
Преподавание осуществляется в рамках
любой организационной формы;
Имеет жесткие временные ограничения;
Строго определенную цель.
• Преподавание — управление
познавательной деятельностью в
процессе обучения, осуществляется в
рамках любой организационной формы
(урок, экскурсия, индивидуальное
обучение, факультатив и др.), имеет
жесткие временные ограничения, строго
определенную цель и варианты
достижения.
• Важнейшим критерием эффективности
преподавания является достижение
учебной цели.

37. Воспитательная

Воспитательная работа — это педагогическая
деятельность, направленная на организацию
воспитательной среды и управление
разнообразными видами деятельности
воспитанников с целью развития отношений и
качеств личности
Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.
• Социально-педагогическая деятельность
учителя направлена на социализацию
ребенка и его социальную защиту.
• Она осуществляется как в условиях школы,
так и через взаимодействие педагога с
родителями учащихся и общественными
организациями, занимающимися
социальным воспитанием детей и
подростков.

39. Методическая

Методическая работа направлена на
подготовку, обеспечение и анализ учебновоспитательного процесса. Педагоги должны:
самостоятельно отбирать научнометодическую информацию
методически ее перерабатывать
трансформировать в учебный материал,
планировать его
выбирать эффективные средства обучения.
Научно-методическая деятельность.
• Современный педагог – это педагог-исследовватель.
• Педагог сочетает в себе ученого и практика: ученого в
том смысле, что он должен быть компетентным
исследователем и содействовать получению новых
знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика
– в том смысле, что он применяет эти знания.
• Научная работа педагога выражается в изучении детей
и детских коллективов, формировании собственного
«банка» различных методов, обобщении результатов
своей работы, а методическая – в выборе и разработке
методической темы, ведущей к совершенствованию
навыков в той или иной области, в фиксировании
результатов педагогической деятельности, собственно в
отработке и совершенствовании навыков.

41. Технологическая

Педагог, учитель занимается разработкой
технологий преподавания.
Изучение инновационных технологий
Внедрение инновационных технологий
Разработка, описание и внедрение авторских
образовательных технологий
Разработка информационных ресурсов
• Коррекционно-развивающая
деятельность педагога состоит в
выявлении и исправлении недостатков в
развитии личности ученика, помощи ему в
успешном освоении школьной программы
и адекватной интеграции в социуме.
Учитель имеет дело с детьми,
отличающимися друг от друга разным
уровнем умственных способностей,
социального развития, готовности к
обучению и адаптации к школьной жизни.
• Культурно-просветительская
деятельность педагога заключается в
приобщении учащихся к культуре: в
ознакомлении их с достижениями в
различных сферах культуры общества, в
развитии их культурных интересов и
потребностей. Она непосредственно
включена в преподавательскую и
воспитательную деятельность учителя.
• Культурно-просветительская
деятельность – составная часть
деятельности педагога. Он знакомит
родителей с различными отраслями
педагогики и психологии, учащихся – с
основами самовоспитания, популяризирует
и разъясняет результаты новейших
психолого-педагогических исследований,
формирует потребность в психологопедагогических знаниях и желание
использовать их как у родителей, так и у
детей.

45. Стили педагогической деятельности

• Стиль деятельности — это
взаимосвязанная совокупность
индивидуальных особенностей, способов и
характера осуществления определенной
деятельности, как правило,
предполагающей взаимодействие с
людьми и выступающей как динамический
стереотип
• Стиль педагогической деятельности, отражая ее
специфику, включает стиль управленческой
деятельности, саморегуляции, общения и
когнитивный стиль. Стиль педагогической
деятельности выявляет воздействие по меньшей
мере трех факторов:
• а) индивидуально-психологические особенности
субъекта этой деятельности — учителя
(преподавателя), включающие индивиднотипологические, личностные, поведенческие
особенности;
• б) особенности самой деятельности;
• в) особенности обучавшихся (возраст, пол, статус,
уровень знаний и т.д.).
• В педагогической деятельности,
характеризующейся тем, что она осуществляется
в субъектно-субъектном взаимодействии в
конкретных учебных ситуациях организации и
управления учебной деятельностью
обучающегося, эти особенности соотносятся
также:
• а) с характером взаимодействия;
• б) с характером организации деятельности;
• в) с предметно-профессиональной
компетентностью учителя;
• г) с характером общения.
Стили педагогической деятельности
связываются со стилем педагогического
общения.
• Кан-Калик под стилем педагогического
общения понимал индивидуальнотипологические особенности социальнопсихологического взаимодействия педагога
и обучающихся.
• Авторитарный стиль .характерно подавление
своих воспитанников категоричным, не
терпящим возражений суждениями, и
бесцеремонностью в способах отдачи приказов
и распоряжений. Такие педагоги любят
командовать, навязывать свое мнение, свою
волю не только школьникам, но также их
родителям и своим коллегам. Мнения
окружающих их мало волнуют, поэтому они
предпочитают единоличное принятие решений
и настойчивые требования по их выполнению
либо «организуют» чисто формальное участие
коллектива в поддержке собственных решений.
• Ученик рассматривается как объект педагогического
воздействия, а не равноправный партнер. Учитель
единолично решает, принимает решения,
устанавливает жесткий контроль за выполнением
предъявляемых им требований, использует свои
права без учета ситуации и мнений учащихся, не
обосновывает свои действия перед учащимися.
Вследствие этого учащиеся теряют активность или
осуществляют ее только при ведущей роли учителя,
обнаруживают низкую самооценку, агрессивность.
Силы учеников направлены на психологическую
самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное
развитие. Главными методами воздействия такого
учителя являются приказ, поучение.
Демократический стиль.,
• Характерно стремление к опоре на мнение
своих подопечных, к учету их интересов,
желаний и особенностей, к тактичному и
корректному решению с ними всех
возникающих вопросов и противоречий.
• В отличие от авторитарного требования
предъявляются в тактичной, не
оскорбляющей достоинства учеников
корректной форме.
• Демократический стиль. Ученик
рассматривается как равноправный
партнер в общении, коллега в совместном
поиске знаний. Учитель привлекает
учеников к принятию решений, учитывает
их мнения, поощряет самостоятельность
суждений, учитывает не только
успеваемость, но и личностные качества
участников. Методами воздействия
являются побуждение к действию, совет,
просьба.
Либеральный стиль. .
• Характерно стремление к уходу от конфликтных
ситуаций, от столкновения с окружающими, в
том числе и со своими учениками. Вместо
требований они предпочитают уговоры и
увещевания воспитанников, а порой просто
выполняют за них какую-нибудь часть
поручений.
• Этот стиль может проявляться в попустительстве
или бездеятельности педагога, в его
самоустранении от жизни классного коллектива,
от ответственности за все происходящее в нем.

55. Стили педагогической деятельности по Э.Г. Костяшкину

• В основе его типологии — внеучебная работа. При этом он учитывает
не только отношение преподавателя к внеучебной педагогической
работе, но и органический склад его личности, доминирующую
психическую особенность характера, уровень профессиональной
педагогической этики и т.д.
• Э.Г. Костяшкин выделил в соответствии с доминирующей у каждого
педагога профессионально-психологической чертой характера,
выражающей наиболее сильные стороны личности, следующие
типы педагогов:
• интеллектуальный
• эмоциональный
• волевой
• организаторский.
• Интеллектуальный тип отличается
склонностью к научной работе,
творческим подходом к делу, к
анализу своего опыта, ведению
наблюдений, глубокой
эрудированностью, научным складом
мышления, самостоятельностью
оценок.
• Такой учитель добивается прежде
всего успехов в преподавательской
деятельности, в индивидуальной
работе с учащимися, руководстве
творческими объединениями и
клубами.
• Волевой тип педагога характеризуется
четкостью и организованностью в работе,
повышенной властностью, отличается
высокой требовательностью к себе и
учащимся, настойчивостью, быстрым
продвижением к цели, увлекает учеников
своей уверенностью и силой воли. Педагог
этого типа скорее руководитель, чем
советчик. Его уверенность увлекает
обучаемых. Их покоряет его характер, сила и
властность. Однако в работе с обучаемыми
такой преподаватель может быть
недостаточно тактичным, что нередко
приводит к конфликтным ситуациям.
• Эмоциональный тип отличается особой
нравственной чувствительностью, тонким
пониманием внутреннего состояния обучаемого.
Высоко эмоционален и лабилен, чутко реагирует
на изменения внутреннего состояния учеников и
тонко воспринимает эмоциональную жизнь
школьников, к нему нередко идут ученики со
своими думами и бедами.
• К этому типу принадлежат и учителя,
отличающиеся повышенным артистизмом,
особой способностью к педагогическому
самовыражению и перевоплощению.
• Преподаватель такого склада успешно работает с
трудными обучаемыми, добиваясь успехов там,
где командный тон и апелляция к сознанию
бывают безрезультатными или
бессмысленными.
• Организаторский тип сочетает в себе
отдельные свойства других типов и потому
наиболее универсален. Включает в себя
отдельные свойства других типов и является
наиболее универсальным.
• Такой педагог наилучшим образом умеет
организовать деятельность детей, успешно
помогает их самовыражению и
самореализации, развитию способностей в
разнообразном творчестве.
• Особенностью преподавателей этого типа
является профессиональная ответственность
за деятельность всех обучаемых.
• Педагогическая деятельность имеет следующие
характеристики уровней:
1. Репродуктивный.
2. Адаптивный.
3. Творческий.
• Репродуктивный – копирование, зеркально
отраженный опыт другого учителя.
• Адаптивный – приспособление к новым
меняющимся условием, здесь у учителя
складывается индивидуальный стиль деятельности.
• Творческий – проявление нового оригинального по
сравнению с чужой и даже своей предыдущей
деятельностью.
Творческий характер педагогической
деятельности создает предпосылки для
удовлетворения морально-психологической
потребности учителя в достижении успеха,
профессионально-личностном росте,
который измеряется не столько карьерным
ростом, сколько продвижением к высшему
уровню мастерства и жизненной мудрости,
т. е. реализации своего человеческого предназначения.

62.

Спасибо за внимание!!!

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ — МИР, СВОБОДА, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС, РАВЕНСТВО ПРАВ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО — ОЧЕНЬ НЕОБХОДИМО, ГОВОРИТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ТЮБИНГЕНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ГЕРМАНИЯ

Ниже приводится текст лекции Генерального секретаря Кофи Аннана о глобальной этике под названием « Есть ли у нас все еще общечеловеческие ценности?», прочитанное сегодня в Тюбингенском университете, Германия:

Позвольте мне начать с благодарности профессору Кюнгу — не только за очень любезное вступление, но и за приглашение прочитать эту лекцию. Я был глубоко тронут, когда восемнадцать месяцев назад в Берлине он вручил мне записку с просьбой сделать это в качестве подарка на его день рождения в любое время после его 75 9 лет.0005-й день рождения 19 марта 2003 г.

Как ты знаешь, дорогой Ганс, я не собирался заставлять тебя так долго ждать подарка на день рождения. Я надеялся быть здесь 30 апреля -го года. Давление мировых событий сделало это невозможным, но теперь я здесь. И все же я не могу думать об этой лекции как о подарке вам от меня. Это вы оказали мне большую честь, попросив меня выступить на вашей домашней территории по теме — глобальной этике — о которой вы думали так же глубоко, как и все в наше время.

Действительно, теперь я понимаю, что название, которое я выбрал для своей лекции, может показаться вам даже несколько оскорбительным. Когда кто-то так много и вдохновенно написал об универсальных ценностях, как и вы, мне кажется довольно дерзким идти прямо в ваш Глобальный этический фонд и спрашивать, есть ли у нас такие вещи вообще!

Позвольте мне избавить вас от неизвестности и сказать вам прямо сейчас, что мой ответ — Да! Ценности мира, свободы, социального прогресса, равноправия и человеческого достоинства, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций и во Всеобщей декларации прав человека, сегодня не менее актуальны, чем когда более полувека назад эти документы были составленный представителями самых разных народов и культур.

И в то время они не более полно реализовывались в реальном человеческом поведении, чем сейчас. Эти великие документы выражали оптимистичное видение, а не описание существующих реалий. Не будем забывать, что среди государств, составивших и подписавших их, был Советский Союз в разгар сталинского террора, а также несколько нераскаявшихся колониальных держав.

Ценности наших основателей еще не полностью реализованы. Увы, далеко не так. Но сегодня они получили гораздо более широкое признание, чем несколько десятилетий назад. Всеобщая декларация, в частности, была принята правовыми системами во всем мире и стала ориентиром для людей, стремящихся к правам человека в каждой стране. Мир стал лучше, и Организация Объединенных Наций внесла в это важный вклад.

Но в наш век глобализации универсальные ценности нужны как никогда остро.

Каждое общество должно быть связано общими ценностями, чтобы его члены знали, чего ожидать друг от друга, и имели некоторые общие принципы, чтобы справляться со своими различиями, не прибегая к насилию.

Это верно как для местных сообществ, так и для национальных сообществ. Сегодня, когда глобализация сближает нас всех, и на нашу жизнь почти мгновенно влияют слова и действия людей на дальнем конце света, мы также чувствуем необходимость жить как глобальное сообщество. И мы можем сделать это, только если у нас есть глобальные ценности, которые связывают нас вместе.

Но недавние события показали, что мы не можем принимать наши глобальные ценности как должное. Я чувствую сильное беспокойство во всем мире по поводу того, что ткань международных отношений может начать распутываться, и что сама глобализация может оказаться под угрозой.

Глобализация принесла большие возможности, но также много новых стрессов и неурядиц. Против него возникает негативная реакция — именно потому, что мы не справились с ним в соответствии с универсальными ценностями, в которые, как мы заявляем, верим.

0003

Во Всеобщей декларации мы провозгласили, что «каждый человек имеет право на уровень жизни, достаточный для здоровья и благополучия его самого и его семьи, включая питание, одежду, жилище, медицинское обслуживание и необходимые социальные услуги».

Всего три года назад в Декларации тысячелетия все государства вновь подтвердили определенные фундаментальные ценности как «необходимые для международных отношений в XXI веке»: свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе и общая ответственность. Они поставили перед собой практически достижимые задачи – Цели развития тысячелетия – по облегчению бремени крайней нищеты и реализации таких прав, как образование, базовое медицинское обслуживание и чистая вода, для всех.

Многие миллионы людей в мире сегодня все еще далеки от реализации этих прав на практике. Это можно было бы изменить, если бы правительства как богатых, так и бедных стран выполняли свои обязательства. Тем не менее, спустя три года после принятия Декларации тысячелетия наше внимание сосредоточено на вопросах войны и мира, и мы рискуем забыть об этих торжественных обязательствах по осуществлению основных прав человека и человеческих потребностей.

Глобализация сблизила нас в том смысле, что мы все подвержены влиянию действий друг друга, но не в том смысле, что все мы разделяем преимущества и бремя. Вместо этого мы позволили ему еще больше разлучить нас, увеличивая неравенство в богатстве и власти как между обществами, так и внутри них.

Это издевательство над общечеловеческими ценностями. Неудивительно, что в ответ эти ценности подверглись нападкам именно в тот момент, когда мы больше всего в них нуждаемся.

Независимо от того, смотрите ли вы на мир и безопасность, на торговлю и рынки или на социальные и культурные отношения, нам кажется, что мы живем в эпоху взаимного недоверия, страха и протекционизма — в эпоху, когда люди замыкаются в себе, вместо того, чтобы повернуться наружу, чтобы обменяться мнениями и поучиться друг у друга.

Разочаровавшись в глобализации, многие люди ушли в более узкое понимание сообщества. Это, в свою очередь, приводит к противоречивым системам ценностей, побуждающим людей исключать некоторых из своих собратьев из сферы своей эмпатии и солидарности, потому что они не разделяют одни и те же религиозные или политические убеждения, культурное наследие или даже цвет кожи.

Мы видели, к каким катастрофическим последствиям могут привести такие партикуляристские системы ценностей: этнические чистки, геноцид, терроризм и распространение страха, ненависти и дискриминации.

Итак, настало время подтвердить наши универсальные ценности.

Мы должны решительно осудить хладнокровный нигилизм терактов, подобных тем, которые обрушились на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года.  Но мы не должны позволить им спровоцировать «столкновение цивилизаций», в котором миллионы живых люди становятся жертвами битвы между двумя абстракциями — «исламом» и «Западом» — как будто исламские и западные ценности несовместимы.

Это не так, как вам первыми скажут миллионы набожных мусульман, живущих в Германии и других странах Запада. Тем не менее, многие из этих мусульман теперь становятся объектами подозрений, преследований и дискриминации, в то время как в некоторых частях исламского мира любой, кто связан с Западом или западными ценностями, подвергается враждебности и даже насилию.

Перед лицом такого вызова мы можем восстановить универсальные ценности только в том случае, если мы будем готовы тщательно обдумать, что мы подразумеваем под ними и как мы можем действовать в соответствии с ними.

Это означает, что мы также должны четко понимать, чем они не являются. И одна вещь, которая должна быть ясной, заключается в том, что действительность универсальных ценностей не зависит от их повсеместного соблюдения или применения. Этические кодексы всегда являются выражением идеала и устремления, стандартом, по которому можно судить о моральных недостатках, а не предписанием, которое гарантирует, что они никогда не произойдут.

Из этого следует, что ни одна религия или этическая система никогда не должны осуждаться из-за моральных проступков некоторых из их приверженцев. Если я, как христианин, например, не хочу, чтобы о моей вере судили по действиям крестоносцев или инквизиции, я должен быть очень осторожен, оценивая чью-либо веру по действиям, которые могут совершить от ее имени несколько террористов. .

Кроме того, наши общечеловеческие ценности требуют, чтобы мы признавали человеческие качества, как хорошие, так и плохие, которые есть у нас со всеми нашими собратьями, и проявляли такое же уважение к человеческому достоинству и чувствительность к людям из других сообществ, как и мы. ожидайте, что они покажут для нас.

Это означает, что мы всегда должны быть готовы позволить другим людям определять свою собственную идентичность, а не настаивать на их классификации, пусть даже и из лучших побуждений, по нашим собственным критериям. Если мы искренне верим в права личности, мы должны признать, что чувство идентичности человека почти всегда связано с чувством принадлежности к одной или нескольким группам — иногда концентрическим, иногда пересекающимся.

Таким образом, права человека включают право сопереживать и выражать солидарность с другими людьми, разделяющими тот или иной аспект личности этого человека.

И это, в свою очередь, должно повлиять на то, как мы определяем обязательства гражданства в каждом из наших национальных сообществ. Мы не должны принуждать людей отмежеваться от судеб своих единоверцев или соплеменников, являющихся гражданами других государств.

Мусульман, например, нельзя поносить или преследовать за то, что они идентифицируют себя с палестинцами, иракцами или чеченцами, что бы вы ни думали о национальных претензиях и обидах этих народов или о методах, используемых от их имени. И как бы сильно некоторые из нас ни относились к действиям государства Израиль, мы всегда должны проявлять уважение к праву израильских евреев жить в безопасности в пределах границ своего государства, а также к праву евреев повсюду на ценить это государство как выражение их национальной самобытности и выживания.

Но если неправильно осуждать ту или иную веру или набор ценностей из-за действий или заявлений некоторых их приверженцев, то также неправильно будет отказываться от идеи, что определенные ценности универсальны только потому, что некоторые человеческие существа не проявляются принять их. В самом деле, я бы сказал, что именно существование таких аберраций обязывает нас отстаивать и поддерживать общие ценности. Мы должны быть в состоянии сказать, что определенные действия и убеждения не только противоречат нашей собственной морали, но и должны быть отвергнуты всем человечеством.

Конечно, наличие таких общих ценностей не решает всех проблем и не устраняет возможности для разных обществ решать их по-разному.

Мы все можем быть искренне привержены ненасилию и уважению к жизни, но при этом расходиться во мнениях относительно того, законно ли отнимать жизни у тех, кто сам покончил с собой, или применять насилие для защиты невиновных, когда применяется насилие против них.

Мы все можем быть искренне привержены солидарности с нашими собратьями и справедливому экономическому порядку, но при этом не соглашаться, какая политика будет наиболее эффективной для установления этого порядка.

Мы все можем быть глубоко привязаны к терпимости и правдивости, но не соглашаться с тем, насколько терпимыми мы должны быть к государствам или системам, которые кажутся нам нетерпимыми и лживыми.

И мы все можем быть искренне привержены равноправию и партнерству между мужчинами и женщинами, не соглашаясь с тем, насколько должны различаться социальные роли мужчин и женщин, или является ли общество обязанностью обеспечивать соблюдение неприкосновенности брака. связь.

По всем подобным вопросам мы должны ожидать, что разногласия будут сохраняться еще долгое время — между обществами и внутри них. Функция универсальных ценностей состоит не в том, чтобы устранить все такие различия, а в том, чтобы помочь нам управлять ими с взаимным уважением и не прибегать к взаимному уничтожению.

Терпимость и диалог необходимы, потому что без них невозможен мирный обмен идеями и невозможность достижения согласованных решений, позволяющих различным обществам развиваться по-своему.

Те общества, которые считают себя современными, должны признать, что современность не порождает автоматически толерантность. Даже искренние либералы и демократы иногда могут проявлять поразительную нетерпимость к другим взглядам. Нужно всегда остерегаться таких искушений.

Со своей стороны, общества, придающие большое значение традициям, должны признать, что традиции выживают лучше всего не тогда, когда они застыли и неизменны, а тогда, когда они живы и открыты новым идеям изнутри и снаружи.

Возможно также, что в долгосрочной перспективе терпимость и диалог в обществе лучше всего гарантируются с помощью определенных институциональных механизмов, таких как многопартийные выборы или разделение властей между законодательной, исполнительной и судебной властью.

Но эти договоренности являются средством достижения цели, а не самоцелью. Ни одно общество не должно считать, что, поскольку оно сочло их полезными, оно имеет абсолютное право или обязанность навязывать их другим. Каждому обществу должно быть предоставлено пространство не для того, чтобы искажать или подрывать общечеловеческие ценности, а для того, чтобы выражать их таким образом, который отражает его собственные традиции и культуру.

Ценности существуют не для того, чтобы служить философам или теологам, а для того, чтобы помогать людям жить своей жизнью и организовывать свои общества. Итак, на международном уровне нам нужны механизмы сотрудничества, достаточно сильные, чтобы настаивать на универсальных ценностях, но и достаточно гибкие, чтобы помочь людям реализовать эти ценности таким образом, чтобы они действительно могли применять их в своих конкретных обстоятельствах.

В конце концов, история будет судить нас не по тому, что мы говорим, а по тому, что мы делаем. Те, кто громче всех проповедуют определенные ценности, такие как ценности свободы, верховенства закона и равенства перед законом, несут особую обязанность жить в соответствии с этими ценностями в своей жизни и в своем обществе и применять их к тех, кого они считают своими врагами, а также своими друзьями.

Вам не нужно быть терпимым к тем, кто разделяет ваше мнение или чье поведение вы одобряете. Когда мы злимся, нам больше всего нужно применять провозглашенные нами принципы смирения и взаимного уважения.

Мы никогда не должны довольствоваться тем, что есть. Ситуация в мире не позволяет этого.

В нашем случае, в Организации Объединенных Наций, мы иногда испытываем искушение заявить о нашей самоочевидной полезности и важности для мира и обвинить наши государства-члены в том, что они не используют столь ценную организацию более эффективно. Но этого недостаточно.

Мы должны сделать все возможное, чтобы улучшить Организацию Объединенных Наций, то есть сделать ее более полезной для народов мира, от имени которых она была основана, и более образцовой в применении универсальных ценностей, на которые претендуют все ее члены. принимать.

Это означает, что мы должны быть более эффективными во многих аспектах нашей работы, и особенно в том, что мы делаем для поощрения и защиты прав человека.

Права человека и общечеловеческие ценности почти синонимы, если мы понимаем, что права не существуют в вакууме. Они влекут за собой соответствующий набор обязательств, а обязательства имеют смысл только тогда, когда есть возможность их выполнить. «Должен подразумевает может».

Итак, каков мой ответ на провокационный вопрос, который я взял в качестве заголовка? Есть ли у нас все еще общечеловеческие ценности? Да, мы делаем, но мы не должны принимать их как должное.

Их нужно тщательно продумать.

Их нужно защищать.

Их нужно усилить.

И нам нужно найти в себе желание жить в соответствии с ценностями, которые мы провозглашаем – в нашей личной жизни, в наших местных и национальных обществах и в мире.

Большое спасибо.

* *** *

Армейские ценности

  • Армейские ценности Скачать постер
  • Скачать фоновое изображение

Многие знают, что означают слова Верность, Долг, Уважение, Самоотверженная служба , честь, добросовестность и личная Мужество значит. Но как часто вы видите, что кто-то действительно соответствует им? Солдаты подробно изучают эти ценности во время базовой боевой подготовки (BCT), с тех пор они живут ими каждый день во всем, что делают — на работе или вне ее. Короче говоря, перечисленные ниже семь основных армейских ценностей — это то, что значит быть солдатом.

Верность

Верность и верность Конституции США, армии, своему подразделению и другим солдатам. Истинная вера и верность — это вопрос веры во что-то или кого-то и посвящения себя чему-то или кому-то. Верный солдат — это тот, кто поддерживает руководство и заступается за сослуживцев. Надев форму армии США, вы выражаете свою лояльность. А выполняя свою долю, вы показываете свою верность своему подразделению.

Долг

Выполняйте свои обязательства. Исполнение своего долга означает больше, чем выполнение поставленных перед вами задач. Долг означает способность выполнять задачи в составе команды. Работа армии США представляет собой сложное сочетание миссий, задач и обязанностей — и все это в постоянном движении. Наша работа предполагает наращивание одного задания на другое. Вы выполняете свои обязательства как часть своего подразделения каждый раз, когда сопротивляетесь искушению использовать «ярлыки», которые могут подорвать целостность конечного продукта.

Уважение

Обращайтесь с людьми так, как с ними следует обращаться. В Солдатском кодексе мы обязуемся «относиться к другим с достоинством и уважением, ожидая от других того же». Уважение — это то, что позволяет нам ценить лучшее в других людях. Уважение — это вера в то, что все люди выполнили свою работу и выполнили свой долг. И самоуважение является жизненно важным компонентом армейской ценности уважения, которое является результатом осознания того, что вы приложили все усилия. Армия — это одна команда, и каждый из нас может внести свой вклад.

Бескорыстная служба

Ставьте благо нации, армии и своих подчиненных превыше собственного. Бескорыстное служение больше, чем просто один человек. Служа своей стране, вы верно выполняете свой долг, не думая о признании или выгоде. Основным строительным элементом бескорыстного служения является обязательство каждого члена команды идти немного дальше, терпеть немного дольше и смотреть немного внимательнее, чтобы увидеть, что он или она может добавить к своим усилиям.

Честь

Жить в соответствии с армейскими ценностями. Высшей военной наградой страны является Почетная медаль. Эта награда вручается солдатам, которые делают честь делом повседневной жизни — солдатам, которые вырабатывают привычку быть благородными и укрепляют эту привычку каждым своим ценностным выбором. Честь — это вопрос соблюдения, действия и жизни в соответствии с ценностями уважения, долга, верности, бескорыстного служения, честности и личного мужества во всем, что вы делаете.

Честность

Делайте то, что правильно, с точки зрения закона и морали. Целостность — это качество, которое вы развиваете, придерживаясь моральных принципов. Это требует, чтобы вы не делали и не говорили ничего, что могло бы ввести в заблуждение других.

Добавить комментарий