Как правильно использовать силу эмоций в рекламе
Эмоции связаны с нашими базовыми потребностями через тело. А также нашим ранним детством, вытесненными комплексами и конфликтами. Они воздействуют на всех без исключения, поскольку являются важной частью формирования поведения.
Давайте посмотрим, как некоторые из базовых эмоций могут использоваться в процессах массовой коммуникации и управления поведением.
Страх — самая сильная эмоция, и она эксплуатируется чаще всего.
Страх связан с лимбическим отделом мозга, который, к примеру, является общим у нас и у ящериц.
То есть страх обходит рациональное мышление, поскольку является одной из трех первичных психических реакций наряду с агрессией (гневом) и сексуальным влечением. Шансов противостоять влиянию, основанному на страхе, очень мало.
Есть два базовых варианта использования страха: прямой и непрямой.
Прямой — это когда вас пугают нежелательными последствиями каких-либо действий. Здесь страх неотвратим и вам обязательно нужно что-то предпринять. Например, проголосовать за кандидата А только для того, чтоб не прошел кандидат Б, с которым связали ваш страх нестабильности или возможного снижения пенсии. Или купить зубную пасту, чтобы зубы не испортились из-за бактерий и кариеса.
Непрямой — когда открыто не говорится о вызывающем страх факторе, но он активируется косвенно. Например, вопрос статуса — очень сложной психической конструкции. Это один из базовых механизмов психики.
Желание подтвердить и повысить свое социальное положение реализуется через множество форм и видов, часто совершенно неявных.
Таким образом, когда реклама работает на поддержание статуса покупателя, она непрямо создает риск этот же статус пошатнуть или потерять. И когда мы «попадаемся», мы полностью оказываемся на территории страха. Казалось бы, между фобиями и отсутствием последней модели телефона нет ничего общего. На самом деле очень много.
Интерес — это одна из 10 базовых эмоций. Самая наглядная отрасль, работающая с ним — классическая реклама.
Человек в современном мире перегружен количеством информации и ежедневных сообщений. Механизмы внимания исследует когнитивная психология — экспериментальная область, которая в первую очередь фокусируется на точных измерениях.
В случае с интересом речь идет о том, чтобы зацепить внимание и вызвать эту эмоцию. В рекламе говорят: если не можете сделать это большим, пусть оно будет красным. Задача — удержать фокус, выделиться из фона.
Примеры этого окружают нас каждый день: от новых музыкальных хитов в рекламе до каскадерских трюков или красивых лиц на постерах — они всегда привлекают наше внимание, хотим мы того или нет.
Вызывающие интерес объекты имеют свойство «затираться». Именно поэтому вначале рекламные ролики крутятся на определенной частоте — задача заинтересовать и выбиться из фона на какое-то время. Потом же наступает следующий цикл, снимаются новые ролики, создаются свежие образы, поскольку старые уже не привлекают внимания.
Отвращение не используется в рекламе — очень опасно, если ваш продукт будет ассоциироваться с этим чувством. Отвращение работает не так, как страх. Это еще более глубокий инстинкт, уходящий корнями к реакции отрыгивания и избегания ядовитой или испорченной пищи.
Отвращение, как и другие эмоции, эволюционирует и проникает в том числе в сферу социальных отношений. Наиболее яркие примеры использования этой эмоции — военная пропаганда и информационные войны. Чаще всего вызывают отвращение к представителям другой нации или жителям иной территории.
При этом приводят реальные и выдуманные факты («солдаты поедают младенцев»), которые должны внушить омерзение. Отвращение опасно тем, что очень легко переводит его объект в низший статус — нелюдей. А когда кто-то — не человек, то к нему можно применять нечеловеческие методы.
Отвращение не соседствует с состраданием, понятиями чести и женевских конвенций. Можно жечь напалмом или вести войны на истребление. Вспомните одну из серий «Черного зеркала», где в сетчатку солдат проецировали образы монстров вместо таких же, как и они людей. Это делалось, чтобы не возникало вопросов о необходимости их уничтожения.
Чувство вины — сильная эмоция.
Все мы с ней знакомы не понаслышке еще с детства. У нас ее культивировали как мощное средство подчинения. Вина, проникшая внутрь нас, — это совесть, которая продолжает контролировать наше поведение в течение всей жизни.
Понимая, как подключиться к ее механизмам, можно вызвать чувство вины с целью повлиять на наши действия.
Эта эмоция может применяться ко многим вещам. Например, одна из очень успешных рекламных кампаний железнодорожной компании была построена на призыве проведывать своих пожилых родителей. Она стимулировала таким способом продажу билетов на поезда.
Все мы знаем это чувство вины, когда строим карьеру, веселимся с друзьями, и, возможно, заводим уже свои семьи. При этом мы иногда забываем о собственных родителях, для которых нет большего счастья, чем увидеть нас. Или хотя бы услышать наш голос по телефону, поделиться своими нехитрыми новостями и радостями.
Очень легко подключиться к этой эмоции и предложить чаще выезжать из города.
Другой пример: нужно повысить явку на выборы определенной социально-демографической группы (конечно же, той, которая с большой вероятностью поддержит вашего кандидата). Здесь идет упор на то, что в случае решения не голосовать ты сам же будешь виноват во всех бедах: в том, что в стране бардак, дороги не отремонтированы и так далее.
Чувство вины тут лежит в будущем и немного слабее, зато является очень общим. Поэтому так легко работать с большим количеством людей одновременно.
Радость — это проявление удовольствия. Улыбка, смех, расслабление в теле — все это выражение радости. Вызвать это чувство очень просто — сделайте человеку приятно, покажите то, что ему понравится.
С большинством объектов у нас связан какой-то личный опыт или ожидания. Красивый мужчина в ролике — проекция собственных желаний женщины, предвкушение романтической ситуации, раскручивание в подсознании соответствующих сценариев.
Большой сочный бургер на фото — явное обещание вкусного обеда (жаль, что в реальности это маленькая булочка из слипшегося замороженного теста в плохо пахнущем месте). Яркое путешествие — ожидание приключений и впечатлений. Радость и удовольствие — самые, пожалуй, часто используемые эмоции для продажи чего бы то ни было. Как это работает?
Самый базовый механизм, который здесь включается, в среде PR-профессионалов называется «рядом — значит вместе». Часто используется на выборах, когда кандидата поддерживает известная личность в роуд-шоу.
И люди бессознательно переносят характеристики человека с позитивной репутацией на политика. Поэтому проплаченные концерты звезд и поддержка спортсменов влияют на мнение электората, несмотря на всю банальность трюка.
Если же говорить об удовольствии, то здесь работает то же перенесение. Красивый ролик с Мадонной, снятый Гаем Ричи, — равно классный автомобиль. Я наслаждаюсь в процессе просмотра видео, у меня в кадре машина, но ассоциация остается с ней. Она соединяется в воображении с удовольствием и, может, даже восторгом.
Другие примеры: спонсорство брендом концерта известного исполнителя или диджея, промо-зоны с каким-то интерактивом (например, VR) и красивыми хостес. Или же пресс-тур в теплую страну с проживанием в пятизвездочной гостинице (если вам повезло, и вы журналист или популярный блогер).
В общем, каждый раз, когда вы испытываете восторг, обратите внимание на логотипы в поле вашего зрения.
Как можно бороться с манипуляциями, построенными на эмоциях?
Прежде всего, нужно сказать, что это совсем непростая задача. Причина банальна — вся наша ежедневная деятельность и все наши отношения с другими людьми построены на эмоциях (и конечно же, на микро-манипуляциях, которые являются связующим клеем общества).
То есть, развивая в себе критическое восприятие мира, вы рискуете наткнуться на недовольство окружающих — и в первую очередь оно будет вызвано подсознательным раздражением от того, что вы отказываетесь подчиняться общим правилам, и выходите из-под контроля.
Это расстраивает людей, да. Ведь манипуляция — она не только по телевизору и на выборах, она каждый день. А голова у вас одна, и тренировка ее отражается на всех актах восприятия.
И все же, что-то сделать можно, и это вполне безопасно. Прежде всего, возьмите за правило отслеживать начало эмоциональной реакции.
Остановитесь. Задайте себе вопрос: почему я это чувствую?
Действительно ли я ненавижу этих людей? Чем это вызвано? Есть ли у меня опыт непосредственного с ними взаимодействия? Пострадал ли я от проблемы, о которой говорят, или это «само собой понятно» (Кому понятно? Почему само собой?).
Если мне что-то интересно, то стоит спросить себя: как вот этот интересный человек, перформанс или образ связаны с продуктом? Действительно ли красивая девушка-модель гарантирует надежность автомобиля или какие-либо еще его качества?
Если человек заявляет о чем-то, с чем я остро согласен и поддерживаю, как это связано с какими-либо его качествами или действиями в будущем? То есть, я согласен со словами вот этого депутата, но их же я вчера слышал от таксиста.
Такой анализ помогает увидеть абсурдность инстинктивных реакций и выводов, перенесения качества с одного объекта на другой. С годами сознание становится натренированным, и жить становится легче, сознание становится яснее.
О других способах понимать, программировать и отслеживать эмоции мы поговорим в рамках нашего курса.
Как небольшой бонус: попробуйте применить даже самые простые методики — и вы заметите, что меньше ссоритесь с близкими. Возможно даже станете менее раздражительными и агрессивными.
Ведь вы начнете отслеживать настоящие причины ваших эмоциональных реакций. А это уже начало очень длинного и очень интересного пути познания себя.
Последние материалы
Статья
Оценка Groupon упала почти в 10 раз: почему компания близка к краху
Как началась и закончилась «купонная лихорадка».
Читать
Статья
12 секретов, чтобы говорить убедительнее
Лайфхаки для переговоров, проверенные наукой и временем.
Читать
Обзор книги
5 уроков эмоционального брендинга от Nike
Советы от Грега Хоффмана — ex-директора по маркетингу, который работал в компании 27 лет.
Читать
в сердце эмоциональных вычислений / Хабр
Эмоциональный искусственный интеллект, помимо очевидной связи с машинным обучением и нейронными сетями, имеет прямое отношение к психологии и в частности к науке об эмоциях. В этой области сегодня остро стоят несколько вызовов. Один из них — формирование точной и полноценной классификации эмоциональных состояний, от которой в том числе напрямую зависит процесс аннотирования — сопоставления наблюдаемых выражений лица и других невербальных сигналов с определенными эмоциями и аффективными состояниями.
Классификация эмоций
Сегодня широко используются три подхода к категоризации эмоциональных данных: дискретная и многомерная модели, а также гибридная, объединяющая два первых типа.
Дискретный подход основан на категоризации эмоций, которую мы обнаруживаем в естественном языке. Каждая эмоция связана с семантическим полем — конкретным значением или набором значений, которые мы приписываем некоторому эмоциональному состоянию. Теория базовых эмоций — один из самых известных примеров дискретного подхода.
Первое упоминание на нечто похожее на то, что подразумевается под базовыми, или первичными, эмоциями, можно найти в ранних философских текстах, например, греческого или китайского наследний. Платон в знаменитом труде “Республика” относил эмоции к основным составляющим человеческого разума. В функциональной теории эмоций Аристотеля разум, эмоции и добродетели взаимосвязаны, и эмоциональная жизнь каждого здорового человека всегда (или почти всегда) согласована с разумом и добродетелями, осознает он это или нет. В китайском конфуцианстве мы находим от четырех до семи «Цин» — эмоций естественных для любого человека.
В XX веке тема оказалась в фокусе научного интереса, и ряд авторов, в том числе Пол Экман, автор наиболее распространенной теории базовых эмоций, предложили собственное видение количества таких эмоций. Экман предположил, что базовые эмоции должны быть универсальными, в том смысле, что их проявление одинаково для всех культур. В разных теориях мы можем найти от 6 до 22 эмоций (Ekman, Parrot, Frijda, Plutchik, Tomkins, Matsumoto — подробности см. у Cambria et al., 2012).
Существование базовых эмоций на сегодняшний день остается спорным вопросом (см., например, Barret & Вагер, 2006; или Crivelli & Fridlund, 2018). Ряд исследований показал связь базовых эмоций с активностью отдельных структур мозга (например, Murphy et al., 2003, и Phan et al., 2002), хотя в других работах такая корреляция не подтверждается (см. Barrett & Wage, 2006). Интересно, что некоторые исследования восприятия эмоций в изолированных этнических группах не поддерживают гипотезу межкультурной универсальности эмоций. Одним из примеров являются тробрианцы из Папуа-Новой Гвинеи (см. Crivelli & Fridlund, 2018, и Gendron et al., в печати). В эксперименте представителям племени показали фотографию лица, выражающего страх, однако тробрианцы воспринимали это выражение как сигнал об угрозе.
Атлас эмоций, предложенный Полом Экманом: atlasofemotions.org. Первоначальная версия 1999 года также включала “удивление”.
Сегодня многие решения в области эмоциональных вычислений основаны на дискретных моделях и включают в себя только базовые эмоции, чаще всего в соответствии с теорией Экмана (например, решения компании Affectiva, пионера эмоционального ИИ). Это означает, что автоматические системы обучаются распознавать довольно ограниченное количество аффективных состояний, хотя в жизни мы постоянно переживаем большое количество эмоций, включая сложные смешанные эмоции, а в межличностном общении пользуемся многочисленными социальными сигналами (например, жестами).
Другой подход — многомерный — представляет эмоции в координатном многомерном пространстве. Поскольку это пространство является неразрывным, существуют эмоции, имеющие одну и ту же природу, но различающиеся по ряду параметров. В аффективной науке эти параметры (или измерения) чаще всего выражены валентностью (valence) и активацией (arousal), например, в датасете RECOLA авторства Ringeval et al.
Гибридные модели объединяют как дискретные, так и многомерные подходы. Хорошим примером гибридной модели являются «Песочные часы эмоций», предложенные Камбрией, Ливингстоном, Хуссейном (Cambria et al., 2012). Каждое аффективное измерение характеризуется шестью уровнями силы, с которой выражены эмоции. Эти уровни также обозначаются как набор из 24 эмоций.
Эмоции в эмоциональных вычислениях
Итак, почему классификация эмоций имеет такое важное значение для эмоциональных вычислений? В начале статьи мы сделали акцент на том, что классификация эмоций и тот подход, которого мы придерживаемся, напрямую влияют на процесс аннотирования — разметки аудиовизуального эмоционально окрашенного контента. Чтобы обучить нейронную сеть распознавать эмоции, необходим набор данных. Но разметка этого набора полностью зависит от нас, людей, и от того, какие эмоций мы ассоциируем, например, с конкретным выражением лица.
Сегодня распространены несколько инструментов для аннотирования. Это ANNEMO (Ringeval et al.), используемый для многомерных моделей, ANVIL (Kipp) и ELAN (Институт психолингвистики Макса Планка), используемые для дискретных систем. В ANNEMO аннотирование доступно по 2 аффективным измерениям: активация и валентность, значения которой варьируются от -1 до +1.
ANVIL и ELAN позволяют использовать собственные фильтры для разметки аудиовизуального эмоционального контента. Фильтры, или маркеры, могут быть представлены словами, предложениями, комментариями или любым другим текстом, имеющим отношение к описанию аффективного состояния. Эти маркеры имеют статический характер и не могут быть выражены величиной.
Выбор подхода и системы аннотирования зависит от целей. Многомерные модели позволяют избежать известной проблемы, когда некоторые слова существуют в каких-то языках, в то время как в других может не быть слов для описания этих эмоций. Это делает процесс аннотирования контекстуально- и культурно-зависимым. Тем не менее дискретные модели — полезный инструмент для категоризации эмоций, поскольку объективно оценивать изменение величин как валентность или активация, сложно, а разные аннотаторы будут давать разные оценки выраженности этих величин.
Бонус: робототехника
Кстати, классификация эмоций широко используется не только в сфере распознавания эмоций, но и для их синтеза. К примеру, в робототехнике. Эмоциональный спектр, доступный роботу, может быть интегрирован в многомерное пространство эмоций. Affect system — система эмоциональных состояний, между которыми может переключаться, вероятно, самый милый робот в индустрии ИИ — Kismet разработки МТИ (MIT), основан именно на многомерном подходе. Каждое измерение эмоционального пространства (активация, валентность и состояние (stance), то есть готовность к общению) сопоставляется с набором лицевых экспрессий. Как только будет достигнута необходимая величина, робот будет переключаться на следующую эмоцию.
Видео: Как работает робот Kismet
Ссылки
- Barrett, L. F. & Wager, T. D. (2006). The structure of emotion evidence from neuroimaging studies. Current Directions in Psychological Science, 15 (2), 79–83. doi: 10.1111/j.0963–7214.2006.00411.x
- Cambria, E., Livingstone, A., Hussain, A. (2012) The Hourglass of Emotions. Cognitive Behavioural Systems,144–157.
- Chew, A. (2009). Aristotle’s Functional Theory of the Emotions. Organon F 16 (2009), №1, 5–37.
- Crivelli, C., & Fridlund, A. J. (2018). Facial Displays Are Tools for Social Influence. Trends in Cognitive Sciences, 22(5), 388–399. doi.org/10.1016/j.tics.2018.02.006
- Ekman, P. (1999). Basic Emotions. In T. Dalgleish and M. Power (Eds.). Handbook of Cognition and Emotion. Sussex, U.K.: John Wiley & Sons, Ltd.
- Fu Ching-Sheue (2012). What are emotions in Chinese Confucianism? www.researchgate.net/publication/267228910_What_are_emotions_in_Chinese_Confucianism?
- Gendron, M. , Crivelli, C., & Barrett, L.F. (in press). Universality reconsidered: Diversity in making meaning of facial expressions. Current Directions in Psychological Science.
- Harmon-Jones, E., Harmon-Jones, C., Summerell, E. (2017) On the Importance of Both Dimensional and Discrete Models of Emotion. Behav Sci (Basel). Sep 29;7(4)
- Murphy, F.C., Nimmo-Smith, I., & Lawrence, A.D. (2003). Functional neuroanatomy of emotion: A meta-analysis. Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience, 3, 207–233.
- Phan, K.L., Wager, T.D., Taylor, S.F., & Liberzon, I. (2002). Functional neuroanatomy of emotion: A meta-analysis of emotion activation studies in PET and fMRI. Neuroimage, 16, 331–348.
- Plutchik, R. (2001) The Nature of Emotions. American Scientist 89(4):344
- Ringeval, F., Sonderegger, A., Sauer, J., & Lalanne, D. RECOLA & ANNEMO: diuf.unifr.ch/diva/recola/annemo.html
- Kipp, M. ANVIL: www.anvil-software. org
- Max Planck Institute for Psycholinguistics. ELAN: tla.mpi.nl/tools/tla-tools/elan
- Emotion, Stanford Encyclopedia of Philosophy: plato.stanford.edu/entries/emotion
Топ-10 самых популярных эмодзи и способы их использования
Использование эмодзи превратилось из игривого способа проиллюстрировать шутку в собственный язык, и это ключевой способ, которым мы передаем свои эмоции и чувства в Интернете.
Какие смайлики были самыми популярными в этом году? У нас есть данные.
Эмоджи играют очень интересную роль в том, как мы общаемся в Интернете, и с помощью исследований потребителей мы можем увидеть, как ими делятся и почему.
В этом посте мы отследили и проанализировали использование эмодзи за первые шесть месяцев 2022 года, и здесь мы посчитаем 10 самых популярных эмодзи в Интернете.
Мы также много писали об эмодзи и их использовании в нашем недавнем отчете .
Вам может понравиться
Смайлики и эмоции
Мы рассмотрели более 20 миллиардов точек данных, чтобы понять, как мы используем смайлики и эмоциональный язык, чтобы выражать свои мысли в Интернете.
Наиболее часто используемые эмодзи в 2022 году (на данный момент)
И как изменились рейтинги по сравнению с нашим списком 2021 года?
Это несколько священных эмодзи, которые чаще всего используются в социальных сетях. Мы включили официальные имена Unicode, но вы можете узнать их лучше, просто взглянув на них. 🙏
10. Смайлик с блестками ✨
С прошлого года смайлик с блестками опустился в конец списка — с 3-го на 10-е место. Этот смайлик часто идет рука об руку с сообщениями волнения. И это имеет смысл. Почти мультяшный в своем присутствии и построенный из множества звезд, этот смайлик напоминает мне об Аладдине, летящем по облакам Королевства Аграба на ковре-самолете с Жасмин рядом с ним.
В реальной жизни ✨ используется, чтобы усилить ощущение теплых связей в разговорах, подчеркнуть новизну и сказочность в целом, а иногда и подчеркнуть иронию.
9. Человек со сложенными руками 🙏
🙏 поднялся на одну позицию в чарте с прошлого года. Смайлик, изображающий две сложенные вместе руки с поднятыми вверх пальцами, широко используется в онлайн-разговорах, чтобы сказать спасибо, попросить что-то, а также выразить надежду, похвалу и благодарность.
Если вы хотите отдать дань уважения или поделиться столь необходимым позитивом, 🙏 — это беспроигрышный вариант, поскольку он стимулирует эмоциональный отклик у пользователей в Интернете.
Примечание: его также можно использовать для обозначения «дай пять»!
8. Улыбающееся лицо с сердечками 🥰
Этот смайлик «улыбающееся лицо с сердечками» или «облако влюбленного лица», часто используемый для демонстрации чувства любви, переместился на одну позицию вперед, заняв 8 место в рейтинге список 10 лучших в этом году.
С начала пандемии многие люди были вынуждены перейти от личного общения к онлайн-общению, что удвоило глобальное потребление онлайн-контента. А 🥰 помог передать привязанность, добавив больше человеческого элемента в онлайн-разговоры.
7. Умоляющее лицо 🥺
Этот смайлик потерял две позиции в списке 10 лучших, опустившись с 5-го на 7-е место. Смайлик «большие щенячьи глаза» имеет несколько вариантов использования. Некоторые люди используют 🥺, чтобы сообщить другим, что они расстроены или обеспокоены, а другие используют его, чтобы передать чувство заботы. Если вы хотите (виртуально) похлопать себя по спине или выразить поддержку и обожание кому-то другому, смайлик с умоляющим лицом — отличный вариант для общения.
6. Улыбающееся лицо с глазами в форме сердца 😍
😍 поднялся на два места, переместившись с 8-го на 6-е место в списке 10 лучших с момента последнего отчета в 2021 году. Этот улыбающийся смайлик с сердечками вместо глаз с энтузиазмом передает любовь, увлечение и восхищение. Люди часто используют 😍, чтобы сообщить другим, чем они в данный момент увлечены — это может быть новая любимая песня или хобби.
5. Огонь 🔥
🔥 поднялся с 7 на 5 место с 2021 года. Очевидный фаворит в Интернете, смайлик огня часто сочетается с объявлениями о достижениях или успехах. Когда у нас все хорошо и мы чувствуем себя на вершине мира, мы «в огне»!
4. Смайлик катается по полу от смеха 🤣
🤣 остается на четвертом месте в списке с прошлого года. Визуальный эквивалент ROFL, или того, что пользователи Urban Dictionary называют обычной реакцией на «когда кто-то говорит что-то глупое».
3. Красное сердце ❤️
С прошлого года ❤️ поднялся на одну позицию, заняв 3-е место в топ-10 списка. Смайлик с красным сердцем общепризнан как знак любви и благодарности, и мы сочетаем ❤️ с позитивными сообщениями и выражением хороших чувств. Многие бренды используют этот смайлик в разговорах, чтобы поблагодарить своих поклонников за поддержку.
2. Громко плачущее лицо 😭
Громко плачущее лицо потеряло одну позицию и поднялось на второе место в этом году.
Контекст имеет значение. Желтое лицо с открытым ртом и потоками тяжелых слез может на секунду сбить с толку неподготовленного пользователя, но не бойтесь: хотя 😭 можно использовать для выражения горя, этот смайлик в подавляющем большинстве используется для того, чтобы делиться позитивом.
1. Лицо со слезами радости 😂
Продолжающаяся битва между 😂 и 😭, возможно, повлияла на триумфальное возвращение смайлика «лицо со слезами радости» и выведение его на первое место в списке. Смайлик 😂 был вытеснен с первого места в 2021 году, и пользователи Gen-Z TikTok, возможно, приложили к этому руку. Ранее в том же году они заявили, что использование смайлика «смех-плак» лишает вас связи, но мы видели много смеха в социальных сетях в сопровождении 😂.
Изменения по сравнению с прошлогодним рейтингом:
Облако слов эмодзи на 2022 год
Источник: Исследование потребителей Brandwatch | Облако тем, отображающее наиболее часто используемые смайлики в разговорах с 1 января по 30 июня 2022 года.
Дополнительная литература
Конечно, это общий анализ, который затрагивает только поверхность того, как мы общаемся в сети. Использование эмодзи зависит от того, кто печатает, и от контекста сообщения.
Читайте о «новеньких в округе» в нашем новом Бюллетене Brandwatch.
Вы также можете ознакомиться с нашим последним отчетом об эмодзи и эмоциях, чтобы узнать больше о:
- Как эмоции выражаются в Интернете
- Как бренды используют эмодзи в публичных беседах
- Чувствуют ли потребители, что их представляют с помощью эмодзи.
Классификация 74 эмоциональных состояний лицевых эмодзи на оси возбуждения валентности
Введение
Эмодзи, мощный инструмент невербальной коммуникации 1 , часто используется людьми во всем мире для выражения своих эмоциональных состояний в рамках повседневного общения 2 . В последнее время он также применяется в таких областях исследований, как исследования потребителей, для оценки эмоционального состояния пользователей. Например, для оценки пищевых продуктов использовался набор смайликов с человеческими лицами, чтобы понять предпочтения участников 3 . По сравнению с традиционными текстовыми методами использование смайликов в таких исследованиях было выгоднее, например, в отношении простоты ответов на вопросы и ориентации на людей, знакомых с разными языками. Поэтому лучшее понимание того, как каждый смайлик связан с соответствующими эмоциональными состояниями человека, может помочь ускорить его применение.
Эмоциональные состояния человека могут быть нанесены на две независимые оси: возбуждение и валентность (т. е. основной аффект 4 ). Например, Джагер и др. 5 сообщил, что 33 типа лицевых смайликов (например, ) можно разделить на три группы (т. е. положительные, нейтральные и отрицательные) в зависимости от валентности. Was and Hamrick 6 попросили участников оценить значения 105 распространенных смайликов Apple по пятибалльной шкале и обнаружили, что медиана этих значений равна 3, но существует некоторая степень изменчивости для всех смайликов. Однако эти исследования не рассматривали обе оси. Таким образом, остается неясным, как лица смайликов классифицируются по этим двум осям и как люди распознают уровни возбуждения и валентности смайликов. Сообщалось, что распознавание человеческих выражений в значительной степени основано на глазах, мышечных сокращениях и других движениях (например, рот, брови) 7,8 . Однако обычные эмодзи без новейших функций анимации являются статическими антропоморфными изображениями и не могут отображать мышечные сокращения и другие подобные движения. Поэтому люди могут ссылаться на разные функции, чтобы распознать уровни возбуждения и валентности этих смайликов. Выяснение того, как смайлики классифицируются как по осям возбуждения, так и по осям валентности с помощью кластерного анализа, и как люди распознают уровни возбуждения и валентности по смайликам, позволит нам понять общие черты смайликов, которые представляют схожие эмоциональные состояния, и лучше интерпретировать результаты исследований, в которых используется лицевые смайлики для оценки эмоционального состояния.
Считается, что различные смайлики на лице способны оценивать эмоциональное состояние. Согласно Emojipedia 9 , на платформе Apple (версия iOS 14.6) к настоящему моменту реализовано 94 вида смайликов на лицах людей. Однако, по сравнению с предыдущими исследованиями, было изучено недостаточное количество лицевых смайликов. Например, Джагер и др. 5 и Phan et al. 10 использовали только набор из 33 и 6 лицевых эмоций для оценки эмоциональных состояний соответственно. Поэтому остается неясным, как эмодзи, исключенные из сферы предыдущих исследований, классифицируются по осям возбуждения и валентности. Это разъяснение увеличит количество эмодзи, рассматриваемых в исследованиях для оценки эмоционального состояния человека, что облегчит более детальный анализ.
Это исследование было направлено на то, чтобы понять, как различные смайлики, используемые смартфонами (Unicode 13.0), классифицируются по осям валентности и возбуждения. Кроме того, он стремился изучить взаимосвязь между этими смайликами и эмоциональными состояниями человека на основе теории основного аффекта и того, как люди распознают уровни возбуждения и валентности по смайликам. Как упоминалось выше, предыдущие исследования разделили смайлики на лице человека на три кластера на оси валентности. Однако их можно нанести на две независимые оси возбуждения и валентности. Таким образом, мы предположили, что лицевые эмоции можно разделить на несколько кластеров по этим осям.
Результаты
Проанализированные данные
Были изучены ответы на два фиктивных вопроса, и 122 участника, ответившие неправильно на оба вопроса, были исключены из остальных анализов. Следовательно, для дальнейшего анализа можно было использовать данные 960 участников ( M возраст = 30,55, SD = 5,32; 455 мужчин, 505 женщин). Среднее значение и стандартное отклонение уровней валентности и возбуждения для каждого смайлика были нанесены на точечную диаграмму (рис. 1), на которой горизонтальная и вертикальная оси обозначали уровни валентности и возбуждения соответственно.
Рисунок 1Диаграмма рассеивания среднего значения и стандартного отклонения показателей валентности и возбуждения для 74 лицевых смайликов, оцененных участниками. Вертикальная и горизонтальная оси представляют уровни валентности и возбуждения соответственно. Столбики погрешностей указывают одно стандартное отклонение для каждой переменной (т. е. валентности и возбуждения). Этот рисунок был создан с помощью Microsoft PowerPoint (Microsoft 365 MSO), а смайлики, используемые на рисунке, взяты из Twemoji (URL: https://twitter.github.io/twemoji/?fbclid=IwAR3bcyVjolPfvFnIvrz4gHTYUDcBlKq8Z_6uQDIGOpiLcZGNejjyEcuBlxU).
Изображение в натуральную величину
Кластеры смайликов на осях валентности и возбуждения
Был проведен иерархический кластерный анализ уровней валентности и возбуждения каждого смайлика, чтобы классифицировать похожие смайлики на несколько кластеров. При анализе учитывались евклидово расстояние и критерий агрегации Уорда (для каждого рейтинга рассчитывались Z-баллы, а затем реализовывались). Оптимальное количество кластеров было получено из дендрограммы и индекса Калинского и Харабаша 11 , как это было сделано в предыдущем исследовании 5 . Следовательно, шестикластерное решение было сохранено. В таблице 1 представлена подробная информация для каждого кластера, а в таблицах 2, 3, 4, 5 показаны лицевые смайлики, классифицированные по каждому кластеру.
Таблица 1 Результаты дисперсионного анализа для средней валентности и среднего возбуждения по кластерам.Полноразмерная таблица
Таблица 2 Набор эмодзи из кластеров 1 и 2 (т. е. сильное негативное настроение и умеренно негативное настроение).Полноразмерный стол
Таблица 3. Набор эмодзи из кластера 3 (т. е. нейтральное настроение с отрицательным уклоном).Полноразмерная таблица
Таблица 4 Набор эмодзи из кластера 4 (т. е. нейтральное настроение с позитивным уклоном).Полноразмерная таблица
Таблица 5 Коллекция эмодзи из кластеров 5 и 6 (т. е. умеренно позитивное настроение и сильно позитивное настроение).Полноразмерная таблица
Характеристики каждого кластера с точки зрения уровней валентности и возбуждения
Односторонний дисперсионный анализ (ANOVA) был выполнен для уровней валентности и возбуждения, чтобы понять характеристики каждого кластера. Среди шести кластеров обнаружен значимый главный эффект на валентность ( F (5, 68) = 213,88, p < 0,001, η 2 = 0,94) и уровни возбуждения ( F (5 , 68) = 126,37, p < 0,001, η 2 = 0,90). Поправка Бонферонни, проведенная как апостериорный анализ, показала значительные различия между всеми кластерами на первой оси ( p с < 0,05), что указывает на их независимость друг от друга. Кроме того, были обнаружены достоверные различия ( p с < 0,05) между кластерами: высокими (кластеры 1 и 6), умеренными (кластеры 2 и 5), низкими (кластер 4) и очень низкими (кластер 3) (см. табл. 1 для получения дополнительной информации).
Обсуждение
Это исследование было направлено на то, чтобы оценить, как различные смайлики на лице классифицируются по осям валентности и возбуждения, изучить взаимосвязь между этими смайликами и эмоциональными состояниями человека с использованием теории основного аффекта 4 и понять, как люди узнают уровни возбуждения и валентности по смайликам. Основываясь на данных 1082 участников, мы проанализировали уровни валентности и возбуждения, указанные каждым из 74 смайликов, включенных в наше исследование. Эти смайлики, как правило, распределялись в форме буквы U по двум осям (рис. 1), что было похоже на результат предыдущего исследования, в котором использовалось только 33 смайлика с изображением лица 5 . Смайлики в настоящем исследовании были разделены на шесть различных кластеров по двум осям, как предполагалось изначально. Кроме того, эти кластеры имели шесть валентных и четыре уровня возбуждения (табл. 1). Таким образом, каждый кластер интерпретировался как: (1) сильное негативное настроение, (2) умеренно негативное настроение, (3) нейтральное настроение с негативным уклоном, (4) нейтральное настроение с позитивным уклоном, (5) умеренно положительное настроение и (6) сильное положительное настроение. Предыдущее исследование 5 разделил смайлики только на три уровня на оси валентности, возможно, потому, что он использовал ограниченное количество смайликов и сосредоточился только на одной оси, составляющей эмоциональные состояния человека. Однако настоящее исследование подтвердило, что смайлики можно разделить на шесть кластеров на осях валентности и возбуждения с использованием множества смайликов и что обе оси представляют собой эмоциональные состояния человека. Поэтому был сделан вывод, что смайлики могут отображать эмоциональное состояние человека более подробно, чем сообщалось ранее.
Эмоциональные состояния человека (основной аффект) выровнены по окружности на осях валентности и возбуждения 4 . Поскольку в этом исследовании были получены уровни валентности и возбуждения, указанные каждым смайликом, все шесть кластеров можно было соотнести с эмоциональными состояниями, описанными в основном аффекте (рис. 2), который обсуждается в следующих разделах.
Рисунок 2Основной аффект и каждый кластер, наложенный на диаграмму разброса средних показателей валентности и возбуждения для 74 лицевых смайликов. Этот рисунок был создан с помощью Microsoft PowerPoint (Microsoft 365 MSO), а смайлики, используемые на рисунке, взяты из Twemoji (URL: https://twitter. github.io/twemoji/?fbclid=IwAR3bcyVjolPfvFnIvrz4gHTYUDcBlKq8Z_6uQDIGOpiLcZGNejjyEcuBlxU).
Полноразмерное изображение
В группу «сильно негативное настроение» были классифицированы следующие 12 эмодзи: , , , , , , , , , , , и . Многие из них содержали дополнительные аксессуары, такие как цветное (красное, синее или зеленое) лицо, бледное выражение лица или плачущее лицо. Этот кластер характеризовался крайне низкой валентностью и высоким уровнем возбуждения (валентность: 2,74 ± 0,40, возбуждение: 6,91 ± 0,37). Эмоциональные состояния человека, основанные на основном аффекте 4 , которые считаются соответствующими таким уровням, будут «нервными», «напряженными» и «расстроенными». В настоящем исследовании к этому кластеру были отнесены смайлики с названиями «Озадаченное лицо», «Усталое лицо» и «Злое лицо». Эти смайлики также были отнесены к кластеру «негативных настроений», которые в предыдущем исследовании интерпретировались словами «нервный/встревоженный/встревоженный», «напряженный» и «злой/раздраженный». 0113 5 . Однако предыдущее исследование 5 включало эмодзи под названием «Лицо, кричащее от страха» в кластер «нейтральных/рассеянных настроений». Кроме того, может быть интересно отметить, что в этом кластере не было эмодзи с приподнятыми уголками рта (то есть с улыбкой). Эти результаты показали, что смайлики, классифицированные в этом кластере, должным образом соответствовали эмоциональному состоянию основного аффекта в целом; однако интерпретации некоторых смайликов требуют осторожности, поскольку они несовместимы между исследованиями.
В группу «умеренно негативные настроения» были отнесены следующие 10 смайликов: , , , , , , , , и . Его характеристики включали низкую валентность и умеренный уровень возбуждения (валентность: 3,59 ± 0,37, возбуждение: 5,84 ± 0,30). Эмоциональные состояния человека, которые считались соответствующими этим уровням, были «грустные» и «депрессивные». Настоящее исследование, очевидно, классифицировало эмодзи под названием «Плачущее лицо» и «Задумчивое лицо» в этом кластере. Эти смайлики также были отнесены к кластеру «негативных настроений», и оба интерпретировались словами «грустный/несчастный» и «подавленный» в предыдущем исследовании 9.0113 5 . Кроме того, ни один из смайликов этого кластера не был сгруппирован в более позитивные кластеры (т. е. «нейтральные/рассеянные настроения» и «положительные настроения») в предыдущих исследованиях. Кроме того, в этот кластер не вошли смайлики с приподнятым уголком рта (т. е. улыбающиеся), подобные тем, которые относятся к кластеру «сильно негативное настроение». Следовательно, было разумно сделать вывод, что смайлики, сгруппированные в этот кластер, чрезвычайно хорошо соответствовали эмоциональному состоянию основного аффекта.
В кластер «нейтральные настроения с негативным уклоном» были включены следующие 19 смайликов: , , , , , , , , , , , , , , , , и . Его характеристики включали валентность от низкой до умеренной и очень низкий уровень возбуждения (валентность: 4,27 ± 0,38, возбуждение: 4,83 ± 0,27). Эмоциональные состояния человека, которые, как считалось, напоминали эти уровни, были «вялость» и «усталость». В этот кластер были сгруппированы смайлики с названиями «безэмоциональное лицо», «нейтральное лицо» и «гримасничающее лицо». они также были отнесены к кластеру «нейтральные/рассеянные настроения». В предыдущем исследовании 5 первые два смайлика интерпретировались с использованием слов «нейтральный/безразличный», «без комментариев/мнения» и «замешательство/неуверенность» и считались близкими к эмоциональным состояниям, представленным в этом кластере. Однако интерпретация смайлика «Скривящееся лицо» в предыдущем исследовании 5 включала как положительные (т. ). Следовательно, было разумно сделать вывод, что смайлики, классифицированные в этом кластере, должным образом соответствовали эмоциональному состоянию основного аффекта в целом; однако некоторые смайлики требуют осторожности, поскольку их интерпретация может различаться.
В группу «нейтральные настроения с положительным уклоном» были классифицированы следующие 12 эмодзи: , , , , , , , , , , , и . Его характеристики включали валентность от умеренной до высокой и низкий уровень возбуждения (валентность: 5,49 ± 0,38, возбуждение: 5,19 ± 0,29). Эмоциональные состояния человека, которые считались соответствующими этим уровням, были «спокойными», «расслабленными» и «безмятежными». Смайлик «Облегченное лицо» был классифицирован в этом кластере. Однако ни один из смайликов, сгруппированных в этот кластер в этом исследовании, не был отнесен к кластеру «нейтральных/рассредоточенных настроений» в предыдущем исследовании 9.0113 5 . Смайлики «Улыбающееся лицо в солнечных очках», «Облегченное лицо» и «Лицо с языком» были сгруппированы в кластер «позитивных настроений»; кроме того, участники предыдущего исследования интерпретировали их, используя слова «быть/вести себя круто», «счастливый», «непослушный/игривый», «возбужденный» и «довольный/удовлетворенный» 5 . Следовательно, можно считать, что смайлики этого кластера представляют несколько большее положительное эмоциональное состояние, чем уровни валентности и возбуждения.
В группу «умеренно позитивные настроения» были классифицированы следующие девять эмодзи: , , , , , , , и . Его характеристики состояли из высокой валентности и умеренного уровня возбуждения (валентность: 6,57 ± 0,62, возбуждение: 5,9).8 ± 0,29). Эмоциональные состояния человека, которые считались соответствующими этим уровням, были «удовлетворенными» и «счастливыми». Интересно, что у всех эмодзи в этом кластере был приподнят угол рта или улыбающиеся глаза (т. е. они улыбались). Ни один из них не был отнесен к более негативным кластерам (т. е. «нейтральные/рассеянные настроения» и «негативные настроения») в предыдущих исследованиях. Следовательно, смайлики этого кластера хорошо соответствовали эмоциональным состояниям основного аффекта.
В группу «сильные позитивные настроения» были отнесены следующие 12 смайликов: , , , , , , , , , , , . Эмоциональные состояния человека, которые считались соответствующими этим уровням, были «приподнятыми» и «возбужденными». У всех смайликов в этом кластере были приподнятые уголки рта или улыбающиеся глаза (т. е. они улыбались), как и у тех, кто относится к кластеру «умеренно позитивное настроение». Кроме того, многие из них содержали дополнительные аксессуары с более богатым выражением лица, такие как глаза в форме сердца (звезды), розовые щеки или бросающие сердца. Смайлик «Улыбающееся лицо с улыбающимися глазами» интерпретировался с использованием слов «счастливый», «хорошее самочувствие» и «взволнованный» в предыдущем исследовании 9.0113 5 . Кроме того, подобно кластеру «умеренно позитивных настроений», ни один из смайликов, отнесенных к этому кластеру в настоящем исследовании, не был сгруппирован в более негативные кластеры (т. е. «нейтральные/рассеянные настроения» и «негативные настроения») в предыдущем исследовании. Следовательно, можно было сделать вывод, что смайлики, классифицированные в этом кластере, очень хорошо соответствовали эмоциональному состоянию основного аффекта.
Эмоджи, использованные в этом эксперименте и предыдущем исследовании 5 были распределены U-образно по двум осям валентности и возбуждения. Что касается оси валентности, различия смайликов можно увидеть в форме глаз и рта. Например, «Ухмыляющееся лицо с улыбающимися глазами» и «Злое лицо», которые были отнесены к группе «сильное положительное настроение» и кластер «сильное негативное настроение» соответственно, имеют совершенно разные формы глаз и рта. Эти смайлики указывают на разные уровни валентности (7,70 (1,54) для первого и 2,97 (2,13) для последнего), но аналогичные уровни возбуждения (7,02 (1,52) для первого и 6,80 (2,04) для второго). С другой стороны, было замечено, что различия смайликов, основанные на оси возбуждения, зависят от дополнительных аксессуаров. Например, «Улыбающееся лицо с глазами-сердечками» имеет дополнительные аксессуары в виде глаз в форме сердца по сравнению с «Ухмыляющееся лицо с улыбающимися глазами». Оба смайлика были отнесены к кластеру «сильное позитивное настроение» и имели схожие уровни валентности (7,78 (1,50) для первого и 7,70 (1,54) для второго), но имели разные уровни возбуждения (7,9). 5 (1,39) для первого и 7,02 (1,52) для второго). Эти результаты показывают, что люди могут распознавать разные уровни валентности в зависимости от формы частей лица и разные уровни возбуждения из-за наличия дополнительных аксессуаров. Как объяснялось ранее, предыдущие исследования показали, что распознавание человеческих выражений в значительной степени основано на глазах, мышечных сокращениях и других движениях 90–113 7, 8 90–114 . Поскольку смайлики, использованные в этом исследовании, представляют собой статические антропоморфные изображения и не могут отображать мышечные сокращения и другие подобные движения, люди могут использовать дополнительные аксессуары для поддержки распознавания уровней возбуждения.
Сообщалось, что эмоциональные состояния человека (основной аффект) были выровнены по кругу на осях валентности и возбуждения 4 . Следовательно, смайлики, по крайней мере те, которые использовались в настоящем и предыдущих связанных исследованиях, могут быть не в состоянии отражать эмоциональные состояния человека с нейтральной валентностью и высоким уровнем возбуждения (т. е. «напряженный» и «настороженный»). Джагер и др. 5 отметил, что «смайлики с открытым ртом (например, , )», которые указывают на выражение удивления, могут указывать на более высокий уровень возбуждения. Фактически, уровни возбуждения для этих смайликов в настоящем исследовании были несколько выше, чем среднее значение кластера 4, в который были включены эти смайлики (5,52 и 5,24 соответственно, в то время как среднее значение для кластера 4 составляло 5,19).). Кроме того, как обсуждалось выше, добавление дополнительного аксессуара будет способствовать распознаванию уровней возбуждения. Однако текущие смайлики не могли достичь достаточного уровня возбуждения, чтобы уловить «напряженные» и «настороженные» эмоциональные состояния. Поскольку в настоящем и предыдущих исследованиях использовались основные смайлики на лице, может быть сложно указать эти эмоциональные состояния с текущим набором смайликов. Таким образом, мы призываем дизайнеров смайликов создавать новые смайлики, которые могут выражать эти эмоциональные состояния человека.
Основываясь на наших выводах, тот факт, что смайлики могут отображать эмоциональные состояния человека значительно более подробно, чем сообщалось ранее, ускорит их использование в таких областях исследований, как исследования потребителей, которые могут извлечь выгоду из оценки этих состояний. Это связано с тем, что традиционные текстовые методы могут быть утомительными для участников 12 , а смайлики считаются более простым способом изучения эмоционального состояния человека. Кроме того, последний может иметь то преимущество, что на него меньше влияет родной язык участников, чем на первый. Однако это исследование, как и предыдущие исследования эмоциональных состояний человека, выражаемых смайликами, имеет много ограничений, которые обсуждаются ниже. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы углубить наше понимание взаимосвязи между смайликами и эмоциональными состояниями человека; тем не менее, наши результаты еще больше увеличат использование эмодзи в различных областях исследований, где необходимо оценивать эмоциональное состояние человека.
Это исследование имеет несколько ограничений, которые необходимо учитывать при интерпретации результатов. Во-первых, все участники этого исследования были молодыми взрослыми японцами, а лица с другими демографическими данными (т. е. в зависимости от возраста, пола и культуры) не были включены. Хотя сообщалось, что «использование» смайликов в значительной степени зависит от демографических характеристик, таких как возраст, пол и культура 2 , было указано, что на их «интерпретацию» эти характеристики существенно не влияют 5,13,14 . Поэтому мы считаем, что результаты этого исследования согласуются с другими демографическими данными.
Во-вторых, мы не можем отрицать возможность того, что небольшие различия в дизайне смайликов могли повлиять на результаты исследования, потому что мы использовали только те смайлики, которые отображались в Твиттере. Даже с одним и тем же кодом дизайн эмодзи, отображаемый на разных устройствах, таких как ПК, Mac, Android и iPhone, немного различается. Поскольку исследования с использованием эмодзи проводятся на различных типах устройств, может возникнуть необходимость понять, как незначительные несоответствия в дизайне эмодзи, отображаемые на разных типах устройств, влияют на интерпретацию эмоциональных состояний человека.
Наконец, мы связали смайлики с эмоциональными состояниями человека косвенно на основе осей валентности и возбуждения и теории основного аффекта 4 , поскольку основной целью этого исследования было понять, как различные смайлики лица классифицируются по этим осям. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы напрямую связать эмоциональные состояния человека с смайликами. Тем не менее, мы считаем, что результаты этого исследования достаточно надежны, поскольку интерпретация смайликов в каждом кластере согласуется с интерпретацией предыдущего исследования, в котором эмоциональные состояния человека напрямую связывались с смайликами с использованием открытых вопросов.
В этом исследовании была предпринята попытка понять, как различные смайлики на лице классифицируются по осям валентности и возбуждения, оценить взаимосвязь между этими смайликами и связанными с ними эмоциональными состояниями человека, а также понять, как люди распознают уровни возбуждения и валентности по смайликам. Наши результаты показали, что смайлики можно сгруппировать в следующие шесть групп по двум осям валентности и возбуждения: (1) сильное негативное настроение, (2) умеренно негативное настроение, (3) нейтральное настроение с негативным уклоном. , (4) нейтральное настроение с положительным уклоном, (5) умеренно положительное настроение и (6) сильное положительное настроение. Далее мы сопоставили каждому из этих кластеров эмоциональные состояния, описанные в теории основных аффектов. Таким образом, мы пришли к выводу, что смайлики отображают эмоциональное состояние человека значительно более подробно, чем сообщалось ранее. Это открытие ускорит их использование в областях исследований, в которых необходимо оценивать эмоциональные состояния человека.
Методы
Участники
Всего 1082 человека в возрасте от 20 до 39 лет ( M возраст = 30,53, SD = 5,30; 532 мужчины и 5 50 женщин), проживающих в столичном регионе Японии, приняли участие в онлайн-опросе. . Они свободно говорили на японском языке (язык, на котором проводился опрос). Они зарегистрировались через онлайн-панель, поддерживаемую маркетинговой исследовательской фирмой (https://www.myvoice.co.jp/voice/). В соответствии с этическим одобрением, полученным до начала сбора данных, подходящие участники были уверены, что их ответы останутся конфиденциальными. Это исследование было проведено в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации, и все протоколы исследования были рассмотрены и подтверждены местным институциональным наблюдательным советом (Комитет по эргономическим экспериментам Национального института передовых промышленных наук и технологий). Все участники дали информированное согласие до их участия в исследовании.
Эмодзи, использованные в этом исследовании
В настоящем исследовании использовались эмодзи на лицах людей, как и в предыдущем исследовании 5 , потому что они были наиболее часто используемыми категориями эмодзи. Мы выбрали 74 смайлика из 94 лицевых смайликов, зарегистрированных в Twemoji 15 . Мы исключили 20 смайликов (например, , ) на основании нескольких комментариев сотрудников нашего института во время предварительного опроса, которые поделились, что трудно объяснить эмоции, связанные с этими смайликами. Поскольку дизайн эмодзи немного отличался в разных сервисах (например, Twitter, Instagram, Facebook и WhatsApp), в настоящем исследовании использовались дизайны эмодзи, отображаемые в Twitter. Смайлики были сохранены в виде файла изображения и отображены на экране соответствующего размера (2,16 × 2,16 см), чтобы участники могли четко видеть каждый из них.
Анкета
Онлайн-анкета состояла из двух частей. В первом изучались социально-демографические и фоновые характеристики участников. Во второй части оценивались уровни валентности и возбуждения каждого смайлика с использованием девятибалльной шкалы (от 1: неудовольствие до 9: удовольствие для валентности и от 1: слабое до 9: сильное для возбуждения), аналогично предыдущему исследованию 5 . Чтобы сделать процесс менее утомительным для участников, мы попросили их оценить только 30 из 74 смайликов по отдельности. Было 16 различных предопределенных шаблонов порядка представления смайликов; кроме того, каждый участник был случайным образом назначен одному из них. Следовательно, каждый смайлик оценивали как минимум 420 участников.
Чтобы проверить, правильно ли участники ответили на вопросы, в анкету были включены два дополнительных фиктивных вопроса, на которые можно было бы легко ответить, если бы инструкции были правильно прочитаны (например, «Какова тема этой анкеты, которую вас просят ответить?» отвечать?»). Фиктивные вопросы отображались после каждых 10 вопросов (т. е. вопросов 11 и 21). Данные участников, неправильно ответивших на эти вопросы, были исключены из дальнейшего анализа.
Анализ данных
Чтобы понять, как различные лицевые смайлики классифицируются по осям валентности и возбуждения, мы провели иерархический кластерный анализ и однофакторный дисперсионный анализ.