Человеческие качества на а: Печчеи А. Человеческие качества

А.Печчеи «Человеческие качества»

 


Оглавление книги
Предисловие автора к первому русскому изданию
Предисловие
Глава 1. История моей жизни
Глава 2. Изменившееся положение человека в мире
Глава 3.
Удивительные новые явления
Глава 4. Римский клуб
Глава 5. Трудности роста
Глава 6. Новые стратегии, новый порядок — каковы же цели?
Глава 7. Человеческая революция
Глава 8. Идеи в движении
Глава 9. Шесть целей для человечества
Содержание страницы
Предисловие автора к первому русскому изданию
Предисловие

Предисловие автора к первому русскому изданию

Русское издание книги «Человеческие качества» выходит в свет на пороге восьмидесятых годов — знаменательного десятилетия, обещающего стать одним из самых важных переходных периодов во всей истории человека. Перед ним сейчас открыт столь широкий выбор путей дальнейшего развития, и в то же время во всем столько неясного и неопределенного, что поистине настала пора сделать паузу и, поразмыслив о судьбе дел человеческих и смысле нашей удивительной эпохи, попытаться понять, что же делать дальше.

Ободренный и взволнованный публикацией этой книги в Советском Союзе, я позволю себе, дорогие читатели, отняв у вас несколько минут, поделиться некоторыми своими мыслями. Думаю, что эти страницы — хотя бы в самой скромной мере — помогут вам осознать, какую исключительную важность приобретают сейчас присущие всем — даже самым отверженным и обездоленным — людям планеты внутренние человеческие качества, их выявление и развитие у жителей любых уголков мира. Ведь, в сущности, именно эти качества являются самым важным ресурсом человечества, сравнимым разве что с тем теплом, той энергией, которую так щедро посылает нам солнце. И научиться использовать их для блага всех вместе и каждого в отдельности — вот тот новый важнейший рубеж, который предстоит преодолеть нашему поколению.

Чтобы уловить и постигнуть смысл происходящих на наших глазах стремительных и радикальных перемен, надо попытаться увидеть вещи в перспективе. В этом смысле полезно вспомнить, что на протяжении десяти тысяч веков, прошедших с момента появления на Земле, развитие его шло очень медленно. Но постепенно он обосновался в нескольких наиболее удобных для жизни местах и начал завоевывать планету, становясь на мировой сцене звездой первой величины. Это продолжалось примерно последние сто веков, которые иногда называют «историческим периодом» — временем, в течение которого можно проследить деяния человеческие. Надо было, однако, дождаться нынешнего столетия, а точнее, нескольких последних десятилетий — ничтожного мига на часах эволюции ,— чтобы увидеть, как на крыльях научно-технической революции человек достиг полного расцвета своего могущества.

Нынешняя, полная чудес и противоречий фаза прогресса, принеся человеку множество щедрых подарков, в то же время глубоко изменила нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами.

Человеку сейчас, по сути дела, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития — той, где он, сочетая свое могущество с достойной мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией».

Уникальность человека как вида по сравнению со всеми другими живыми существами в том, что он приспосабливается к изменяющейся среде обитания и внешним условиям скорее за счет культурных, чем генетических механизмов. Более того, это единственный вид живых существ, способный справиться с такого рода мутациями, ибо именно он является сейчас главным фактором всех изменений на Земле.

А применить собственное могущество, научившись предвидеть и предупреждать любые нежелательные последствия своей деятельности, предотвращать вольное или невольное злоупотребление достигнутым человек может только благодаря соответствующей культурной эволюции.

Было бы величайшей, а возможно, и фатальной ошибкой, если бы мы именно сейчас до конца не осознали важность и настоятельную необходимость такой эволюции, ибо все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина, и следствие неприспособленности человечества к новой реальности. Проблемы демографии, безработица, неполное использование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность принимаемых мер, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Опасность столь велика и реальна, что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов. Но до сих пор, несмотря ни на какие предостережения, не предпринято никаких эффективных мер для решения хотя бы одной из этих проблем.

А тем временем число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, и их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету.

Грозное предостережение, что — при всем своем видимом благополучии — человечество на самом деле переживает сейчас период острого кризиса и что надо, пока не поздно, коренным образом изменить наметившийся ход событий, прозвучало на двух конференциях, организованных Римским клубом в 1978 и 1979 годах.

Только качественный скачок в человеческом мышлении и поведении может помочь нам проложить новый курс, разорвав порочный круг, в котором мы оказались. Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно. Не менее мрачно и безнадежно выглядит сейчас панорама международной жизни, но все-таки я не считаю такой уж утопией надеяться, что при наличии сильной воли и желания нам еще удастся преодолеть барьеры.

Я отказываюсь поверить, что мир, в котором накоплено достаточно знаний и средств для выдвижения целей и разработки стратегии, позволяющей избежать катастрофы и обеспечить благополучие для всего человечества, что такой мир окажется в конечном счете неуправляемым.

Но политическая воля — всего лишь первый шаг в новом направлении, а одного шага, конечно же, недостаточно. Стоящая перед нами задача на самом деле намного сложнее и грандиознее. Ведь поскольку императивом нам служит человеческое развитие, в этот процесс повсюду должны быть вовлечены самые широкие народные массы. Речь здесь должна идти именно обо всем человечестве как едином целом, которое должно стать более зрелым и более ответственно готовиться к новой грядущей эпохе, если ей вообще суждено наступить.

Вполне закономерен вопрос: реалистично ли ожидать подобной эволюции от рядовых мужчин и женщин планеты, если учесть, что у нас, по-видимому, осталось очень мало времени? Чтобы достаточно ответственно сформулировать ответ на этот весьма непростой вопрос, надо ясно отдавать себе отчет, что еще никогда человеческая изобретательность не подвергалась столь решающей проверке. А опыт показывает, что даже самые рядовые люди, если они до конца осознают задачу, проблему или грозящую опасность, не успокаиваются, пока не найдут средств с ними справиться.

И если так оценивать нынешнюю ситуацию, то она сразу же становится не такой уж безнадежной. Сейчас буквально повсюду люди все более и более остро чувствуют настоятельную необходимость существенно улучшить организацию мирового сообщества и усовершенствовать управление делами человечества. Настало время выявить и освободить дремлющую в каждом человеке способность видеть, понимать и созидать, направить моральную энергию людей на то, чтобы они сами создавали достойное их общее будущее.

В этой книге я коснулся тех целей и надежд, которые питают эту мою уверенность. За последнее время под эгидой Римского клуба был сформулирован ряд новых идей, а также проведены специальные исследования и разработки. В своем обращении к вам, дорогие читатели, я хочу подчеркнуть, что буду с лихвой вознагражден, если русское издание «Человеческих качеств» даст возможность расширить горизонты этих начальных работ и усилить их за счет привлечения к ним внимания советских ученых и специалистов.

А. Печчеи, президент Римского клуба

К началу страницы

Моим детям, моим внукам,
всей молодежи, чтобы они поняли,
что должны быть лучше нас.

Предисловие

Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развертыванию промышленной, научной и технической революций. Достигнув сейчас угрожающих размеров, они уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать. И тем не менее вплоть до недавнего времени общество умудрялось приручать их и успешно подчиняя своей воле, понукало мчаться вперед и вперед. Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной легкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперед, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Так, появилась новая общественная формация — социализм, — широко использующая достижения научно-технического прогресса. Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций. Трудовая этика и прагматический стиль мышления послужили источниками непреодолимого напора тех идей и средств, с помощью которых она навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям. Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу. Ее нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже если их отвергают, все равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля — как бы ни была она щедра — все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации и в соответствии с установленными ею принципами.

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный общественный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь, сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний.

Далек ли от нас критический порог? Думаю, что он уже совсем близок, и мы стремительно мчимся прямо к нему. Уже к 1984 году население планеты достигнет почти 5 миллиардов. Это неизбежно приведет к увеличению масштабов и сложности всех земных проблем. Число безработных может достигнуть к этому моменту 500 миллионов человек. Европейское экономическое сообщество будет, видимо, по-прежнему биться над тем, как реформировать многоликую денежную систему и координировать развитие входящих в него стран и их внешнюю политику. И хотя важность роли Сообщества в мире отнюдь не определяется размерами входящих в него стран, численность населения которых составляет всего лишь 5—6% от мирового населения, вряд ли можно всерьез рассчитывать на его ощутимую помощь остальному миру. Маловероятно, чтобы страны Сообщества смогли к этому времени выбраться из трясины собственных проблем. Тем временем занятая «оборонными» программами изобретательная и могущественная половина мирового ученого сообщества даст новый толчок гонке вооружений, снабдив ее средствами выхода в безграничное космическое пространство. И все большие и большие ломти мирового продукта будут поглощаться в самоубийственных целях. Десятки миллионов лет влажные тропические леса пребывали в состоянии устойчивого равновесия. Сейчас их уничтожают со скоростью 20 гектаров в минуту. Если так пойдет и дальше, то уже через три-четыре десятилетия они окончательно исчезнут с лица земли — раньше, чем иссякнет нефть в последних скважинах, но с куда более опасными для человека последствиями.

Можно до бесконечности продолжать этот печальный список. И что самое страшное, никто, в сущности, не знает, какая именно из этого множества опасностей и проблем — далеко не все из которых мы уже успели прочувствовать и осознать — развяжет ту цепную реакцию, которая поставит человечество на колени. Никто не может сейчас предсказать, когда это произойдет, и вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка, дарованная человечеству, чтобы оно наконец образумилось и, пока не поздно, изменило курс.

Что же мы можем предпринять в этот последний час? Прежде всего пора, наконец, понять всем—как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям, — что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого.

Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. Задачи эти при всей своей кажущейся на первый взгляд несовместимости вполне реальны и разрешимы сегодня при условии, что мы наконец осознаем, что именно поставлено на карту, если поймем, что называться современными, соответствующими своему времени мужчинами и женщинами — значит постигнуть искусство становиться лучше. В настоящей книге я сделал попытку поднять и обсудить все эти проблемы и найти ответ на последний, самый важный вопрос — как разжечь искру, которая положит начало развитию человеческих качеств.

При всей неприязни, которую я издавна питаю ко всякого рода биографиям, и в особенности автобиографиям, мне не удалось избежать этого жанра (сделал я это по просьбе редактора французского издания, первым обратившегося ко мне с этой просьбой). Я очень многим обязан некоторым своим друзьям, и в частности Александру Кингу и Виллему Олтману, которые не только дали мне массу полезных советов о содержании книги, но и подсказали, как вообще ее писать. Откровенно говоря, я не всегда им следовал, так что все недостатки и несовершенства, которые читатель обнаружит на этих страницах, следует целиком и полностью относить на мой счет. Я в большом долгу и перед Питером Глэнденингом и Джозефом Глэдуином, которые терпеливо и внимательно выправляли мой английский язык, сделав его в конце концов, как я надеюсь, вполне читабельным. Наконец, я хочу особенно поблагодарить Анну Марию Пиньокки за ту поистине неоценимую помощь, которую она постоянно оказывала мне, когда мы преодолевали бесчисленные трудности при подготовке книги к публикации.

Кстати, не кто иной, как Уинстон Черчилль, считал работу над книгой сущей пыткой. Он сравнивал ее с любовным приключением. «Вначале, — говорил он, — все это выглядит как мимолетное увлечение. Потом она становится любовницей, затем постепенно превращается в госпожу, а вслед за тем и в тирана. В конце концов, на последней стадии вы уже почти готовы смириться с этим своим рабством, но вдруг находите в себе силы, убиваете чудовище и бросаете его к ногам публики». Именно это я и собираюсь сейчас сделать, теша себя, как и все авторы, надеждой, что мне удастся задеть струны в душах читателей.

Рим, февраль 1977 г.

 А. Печчеи 

К началу страницы

Культура должна пробуждать лучшие качества в людях, заявил Путин

https://ria.ru/20230221/kultura-1853432896.html

Культура должна пробуждать лучшие качества в людях, заявил Путин

Культура должна пробуждать лучшие качества в людях, заявил Путин — РИА Новости, 21. 02.2023

Культура должна пробуждать лучшие качества в людях, заявил Путин

Государство будет поддерживать культуру, но она должна пробуждать лучшие качества, а не разрушать общество, развитие культурной сферы станет одним из… РИА Новости, 21.02.2023

2023-02-21T13:52

2023-02-21T13:52

2023-02-21T13:52

культура

донбасс

россия

новороссия

владимир путин

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/02/15/1853416816_0:140:3072:1868_1920x0_80_0_0_67e06ff96758551cfc6f243b6d003b45.jpg

МОСКВА, 21 фев — РИА Новости. Государство будет поддерживать культуру, но она должна пробуждать лучшие качества, а не разрушать общество, развитие культурной сферы станет одним из приоритетов возрождения мирной жизни в Донбассе, заявил президент России Владимир Путин. Путин во вторник в Гостином дворе оглашает послание Федеральному собранию. По его словам, свободное развитие общества — это готовность брать ответственность за себя, за близких. за страну. Эти качества закладываются с детских лет, в семье, крайне важны также система образования, отечественна культура, отметил глава государства. «Используя ресурсы фонда президентских грантов, фонда культурных инициатив, института развития интернета, государство будет поддерживать все формы творческого поиска, современные и традиционные искусства, реализм и авангард, классику и новаторство. Дело не в жанрах и направлении, культура призвана служить добру, красоте гармонии, размышлять над порой очень сложными, противоречивыми вопросам жизни и. главное, не разрушать общество, а пробуждать лучшие человеческие качества», — отметил Путин в ходе послания Федеральному собранию. По его словам, развитие культурной сферы станет одним из приоритетов возрождения мирной жизни в Донбассе и Новороссии, где нужно отремонтировать и оснастить сотни объектов культуры. «То, что дает людям возможность ощутить взаимосвязь прошлого и настоящего, связать это с будущим, ощутить принадлежность к единому культурному, историческому, образовательному пространству многовековой великой России», — добавил Путин. Послание Владимира Путина Федеральному собранию. Онлайн-репортаж

https://ria.ru/20230216/institut-1852304903.html

https://ria.ru/20230209/kultura-1850745471.html

донбасс

россия

новороссия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2023

Ольга Маркова

Ольга Маркова

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/02/15/1853416816_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_7fe5c4450a7473e9deffe364d41cd3b4.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Ольга Маркова

донбасс, россия, новороссия, владимир путин, общество

Культура, Донбасс, Россия, Новороссия, Владимир Путин, Общество

МОСКВА, 21 фев — РИА Новости. Государство будет поддерживать культуру, но она должна пробуждать лучшие качества, а не разрушать общество, развитие культурной сферы станет одним из приоритетов возрождения мирной жизни в Донбассе, заявил президент России Владимир Путин.

Путин во вторник в Гостином дворе оглашает послание Федеральному собранию.

В Госдуме предложили создать патриотический институт культуры

16 февраля, 07:24

По его словам, свободное развитие общества — это готовность брать ответственность за себя, за близких. за страну. Эти качества закладываются с детских лет, в семье, крайне важны также система образования, отечественна культура, отметил глава государства.

«Используя ресурсы фонда президентских грантов, фонда культурных инициатив, института развития интернета, государство будет поддерживать все формы творческого поиска, современные и традиционные искусства, реализм и авангард, классику и новаторство. Дело не в жанрах и направлении, культура призвана служить добру, красоте гармонии, размышлять над порой очень сложными, противоречивыми вопросам жизни и. главное, не разрушать общество, а пробуждать лучшие человеческие качества», — отметил Путин в ходе послания Федеральному собранию.

По его словам, развитие культурной сферы станет одним из приоритетов возрождения мирной жизни в Донбассе и Новороссии, где нужно отремонтировать и оснастить сотни объектов культуры.

«То, что дает людям возможность ощутить взаимосвязь прошлого и настоящего, связать это с будущим, ощутить принадлежность к единому культурному, историческому, образовательному пространству многовековой великой России», — добавил Путин.

Послание Владимира Путина Федеральному собранию. Онлайн-репортаж

Посол в Риме заявил об отсутствии в Италии проблемы отмены русской культуры

9 февраля, 10:32

Персонификация против антропоморфизма | YourDictionary

Я люблю звук капель дождя, танцующих на крыше.

  • ОПИСАНИЕ

    капли дождя на окнах и крышах

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии Getty Images

Олицетворение и антропоморфизм часто путают, потому что оба термина имеют схожие значения. Антропоморфизм относится к чему-то нечеловеческому, ведущему себя как человек, в то время как персонификация придает определенные человеческие черты нечеловеческим или абстрактным вещам или представляет качество или понятие в человеческой форме. Понимание того, когда использовать персонификацию, а когда антропоморфизм, поможет вам улучшить использование образного языка.

О персонификации

В классической риторике персонификация именуется просопопеей. Когда писатель использует персонификацию, он или она применяет человеческие черты к объектам. Например, люди, разочаровавшиеся в технологиях, часто заявляют, что их компьютер их ненавидит, хотя очевидно, что у компьютера нет реальных эмоций.

Олицетворение также иногда используется для представления абстрактного понятия в человеческой форме. Например, сотрудники правоохранительных органов и юристы часто говорят: «Правосудие слепо». Справедливость — это понятие и, очевидно, не имеет глаз, но эта фраза выражает идею о том, что все люди имеют право на равное обращение в соответствии с законом, независимо от таких характеристик, как цвет кожи, пол или финансовое положение.

Другие примеры персонификации, которые вы можете услышать в повседневном языке, включают:

  • Я люблю звук капель дождя танцы на крыше.
  • Я на диете, но этот шоколадный батончик зовет мое имя.
  • После тяжелого рабочего дня диван призывно смотрит на меня .
  • Солнце сегодня улыбается мне.
  • злых облаков намекают на приближающийся ливень.
  • Я искал не новую работу, а возможность постучал в мою дверь .
  • Этот роман говорит со мной .

Олицетворение часто встречается в популярной музыке. Примеры олицетворения в песнях:

Еще один поворотный пункт, вилка, застрявшая в дороге.

Время хватает тебя за запястье, указывает, куда идти.

«Скатертью дорога», «Зеленый день»

Сегодня вечером шоссе не удержит вас

Шоссе не знает, что ты жив

Шоссе все равно, если ты совсем один

Но я знаю, я знаю.

«Highway Плевать», Тим МакГроу/Тейлор Свифт

Вот идет солнце, вот идет солнце

И я говорю, что все в порядке.

«Here Comes the Sun», The Beatles,

Прочтите наши юмористические примеры персонификации в поэзии, чтобы узнать, как этот тип образного языка используется для создания комедийного эффекта в стихах как для детей, так и для взрослых.

Реклама

Об антропоморфизме

Когда писатель использует антропоморфизм, он или она применяет человеческое поведение к животным, объектам или нечеловеческим существам. Дело в том, чтобы действовать по-человечески, а не делать что-то по-человечески.

Антропоморфизм часто используется в детских рассказах для обучения понятиям или облегчения понимания абстрактных идей. Например, в книжке с картинками о животных может быть изображен муравей с явно большими мышцами, который поднимает тяжести в спортзале, чтобы укрепить идею о том, что муравьи обладают огромной силой по сравнению с размером их тела. Персонажи в Thomas The Tank Engine , Clifford: The Big Red Dog и Martha Speaks являются примерами антропоморфизма.

В литературе или кино антропоморфизм может использоваться как инструмент для исследования спорных вопросов. Например, « Скотный двор » Джорджа Оруэлла представляет собой критику коррупции социалистических идеалов в Советском Союзе. Оруэлл был социалистом, но считал, что тоталитарный режим в сталинской России предал ключевые принципы социализма. Он передал это послание через историю о сельскохозяйственных животных, восставших против угнетения их хозяев-людей.

Антропоморфизм считается врожденной склонностью человеческой психологии. Когда мы приписываем человеческие качества нечеловеческим сущностям, мы решаем, что достойно нашего времени и заботы. Примером антропоморфизма является описание домашних животных как любящих, когда они обнимают нас после неудачного дня, что позволяет нам рассматривать их как членов семьи. Однако эта тенденция не всегда полезна. Отношение к домашним животным как к равноправным членам семьи может быть проблематичным, если это означает, что вы не принимаете меры предосторожности для защиты других, таких как младенцы или взрослые с ограниченными возможностями, от животного, способного причинить физический вред.

Противоположностью антропоморфизма является дегуманизация, что означает описание людей в нечеловеческих терминах. Примеры дегуманизации можно увидеть в нацистской пропаганде. Изобразив евреев как животных или дикарей, гражданам стало легче смотреть в другую сторону во время ужасов Холокоста.

Реклама

В чем основные отличия?

При обсуждении различий между персонификацией и антропоморфизмом полезно помнить следующее:

  • Персонификация дает переносное значение, тогда как антропоморфизм дает более буквальное значение.
  • Персонификация создает визуальные образы, а антропоморфизм позволяет животным или объектам вести себя как люди.
  • Наиболее распространенным синонимом олицетворения является «репрезентация», а наиболее распространенным синонимом антропоморфизма является «очеловечивание».

Дополнительные рекомендации по олицетворению и другим литературным приемам см. в нашей статье «Примеры образного языка».

Антропоморфизм: определение и примеры | LiteraryTerms

I. Что такое антропоморфизм?

Антропоморфизм (произносится как ann-throw-poe-MORF-ism) – это придание человеческих черт или атрибутов животным, неодушевленным предметам или другим нечеловеческим вещам. Оно происходит от греческих слов антропо (человек) и морф (форма).

Это может быть очень очевидно: например, скала в форме человека будет считаться антропоморфной. Но антропоморфизм обычно более фигуративен.

 

II. Примеры  антропоморфизма

Пример 1

Антропоморфизм также может быть ошибкой . Например, некоторые люди думают, что орлы и другие хищные птицы выглядят сердитыми. Но, конечно, это только из-за формы их глаз. У птиц не такое выражение лица, как у людей, поэтому ошибочно смотреть в глаза орла и делать вывод, что он зол — это антропоморфизация птица.

Пример 2

Всю организацию можно было бы описать с помощью антропоморфной аналогии или метафоры, если бы ее различные члены рассматривались как части тела. Например, мозг организации будет ее лидером; мускул был бы крутым прихвостнем; а глазами и ушами будет шпионская сеть организации. (Это была бы аналогия, если бы было явное «сравнение» слов, иначе это была бы метафора.)

Пример 3

Иногда мы антропоморфизируем части собственного тела. Например, расхожее выражение «слушай свое сердце» предполагает, что с нами говорит сердце, что, конечно, не буквально . Точно так же люди описывают разговоры между головой и сердцем, что является примером антропоморфизации (или персонификации) эти два органа.

 

III. Типы антропоморфизма

а. Буквальный антропоморфизм

Простейшая форма антропоморфизма — это когда что-то просто буквально принимает форму человека или буквально изображается как действующий человек. Мультяшное животное, которое носит одежду, является примером буквального антропоморфизма. Точно так же животные, играющие на пианино, или деревья, разговаривающие друг с другом, могут быть примерами буквального антропоморфизма.

б. Метафорический антропоморфизм (персонификация)

Олицетворение — популярный литературный троп, в котором неодушевленный предмет описывается так, как если бы он был человеком. Это одна из форм антропоморфизма, а также форма метафоры. (Чтобы узнать больше об этих концепциях, посетите страницы «Аналогия», «Метафора» и «Сравнение».) Примеры персонификации включают:

  • Ветер выл .
  • Спокойная вода скрывает много секретов.
  • Маленький городок прижался к открытому утесу.

Подчеркнутые слова — это все, что делают человек , поэтому в этих предложениях они используются метафорически, и поэтому предложения являются примерами персонификации.

г. Антропоморфная аналогия

В антропоморфной аналогии вы говорите, что что-то равно как в некотором роде человек. От олицетворения это отличается наличием языковых сравнений — слов типа «как» или «подобно». Сравнивая что-то с человеческим существом, вы можете более четко проиллюстрировать его качества или поведение или сделать так, чтобы абстрактная идея не сошла со страниц. (Подробнее об этих понятиях см. на страницах «Аналогия», «Метафора» и «Сравнение».)

d. Символический антропоморфизм

Это когда человеческий (или человекоподобный) персонаж символически заменяет что-то другое. В отличие от персонификации, это не просто метафора — это расширенный символ, который указывает на сущность персонажа. Например, греческий бог Посейдон является антропоморфным (человекообразным) символом моря, и точно так же Эолус является антропоморфным символом ветра. Итак, предложение «выл ветер» является олицетворением; если есть настоящий персонаж , заменяющий ветер, такой как Эол, то это не олицетворение, а символический антропоморфизм. Многие богословы и религиоведы утверждают, что Бог христианства, иудаизма и ислама является антропоморфным символом доброжелательности, сострадания или трансцендентности.

 

IV. Важность антропоморфизма

Люди запрограммированы на то, чтобы понимать человеческое поведение и реагировать на него определенным образом — обычно мы реагируем на антропоморфизм интуитивно и эмоционально. Писатели могут воспользоваться этим, используя антропоморфизм в своих описаниях и сравнениях. Подумайте, насколько сильнее будет ваш мысленный образ, если автор описывает «сердитую, жестокую бурю», а не просто «сильную бурю».

Антропоморфизм также может сделать историю более доступной для детей. Никто точно не знает, почему, но детям обычно нравится видеть, как животные и неодушевленные предметы (например, машины или кухонные принадлежности) ведут себя как люди. Возможно, просто такой антропоморфизм делает историю более образной и причудливой.

Антропоморфные аналогии также могут помочь сделать абстрактную мысль более конкретной. Например, в дискуссиях о внешней политике люди часто говорят о поведении целых стран, как если бы эти страны были отдельными людьми. Мы могли бы говорить о «дружбе» между двумя странами или о необходимости «наказать» одну страну за ее агрессию или «запугивание» другой. Очевидно, что эти метафоры/аналогии немного искажают реальность ситуации, но упрощают ее таким образом, чтобы облегчить понимание.

 

V. Примеры  Антропоморфизм  в литературе

Пример 1 9014 1

Скотный двор часто описывают как антропоморфную сказку, поскольку свиньи и другие сельскохозяйственные животные перенимают человеческое поведение, например политические дебаты и, в конце концов, сон в кроватях. Однако в каком-то смысле эта история является противоположностью антропоморфизма! Поскольку каждое животное является символом реального человека или социальной группы (Снежок = Лев Троцкий, Боксер = рабочий класс и т. д.), это действительно пример придания животной формы человеку, а не наоборот! Тем не менее, животных, говорящих на человеческом языке, буквальный антропоморфизм , поэтому разумно, что люди говорят о Скотном дворе таким образом — это просто сложнее, чем большинство других примеров.

Пример 2

Дж. Уэллса Остров доктора Моро рассказывает о безумном ученом, который буквально антропоморфизирует животных — он проводит над ними экспериментальные операции, чтобы сделать их более похожими на людей. Книга посвящена темам жестокости и прав животных и пытается стереть грань между человеком и животным, в то же время показывая, что у поисков доктора Моро есть фиксированные пределы: мы можем только сделать животных настолько похожими на нас, прежде чем они станут истинными. природа утверждает себя.

Пример 3

В книге Нила Геймана « американских богов » используется бесчисленное количество символических антропоморфизмов. В романе все древние боги реальны, но вступили в конкуренцию с современными богами, которые представляют собой антропоморфные формы технологий, средств массовой информации и т. Д. Есть также боги из других эпох, например, представляющие железные дороги. Эти антропоморфные символы и взаимосвязь между ними позволяют Гейману через свою историю заявить о современной жизни и ценностях.

 

VI. Примеры Антропоморфизм в поп-культуре

Пример 1

Дроиды из «Звездных войн» являются примером различных форм антропоморфизма. C-3PO антропоморфен в буквальном смысле (он похож на человека), но по своим манерам и характеру он гораздо более жесткий и роботизированный. R2-D2, с другой стороны, далеко не антропоморфен по своей форме, но его личность очень родственна и человечна!

Дроиды из «Звездных войн» на вручении «Оскара»


Посмотрите это видео на YouTube

Пример 2

В сказках и мультфильмах постоянно используется антропоморфизм. В диснеевском мультфильме « Робин Гуд », например, все персонажи — животные, но они живут в замках, сражаются на мечах, носят одежду и во всем остальном ведут себя как люди. Все это примеры буквального антропоморфизма.

Робин Гуд — Трейлер


Смотреть это видео на YouTube

Пример 3

Время хватает вас за запястье, указывает, куда идти. (Green Day, Good Riddance )

Начальная лирика этой мелодии Green Day антропоморфизирует время. В этом метафорическом антропоморфизме (олицетворении) время изображается несколько требовательным, властным лидером. У нас нет выбора в этом вопросе — мы должны просто следовать туда, куда указывает время. Это явно не буквальное утверждение, и, поскольку здесь нет явного языка сравнения, оно должно быть метафорой, а не аналогией или сравнением.

 

Родственные термины

Метафора и сравнение/аналогия

Антропоморфизм часто подпадает под общий заголовок метафоры или сравнения/аналогии.

Добавить комментарий