Мизантропия — статьи клиники Альянс КРК
- Посттравматический синдром
- Стресс и нарушение адаптации
- Консультация клинического психолога в Москве в частной клинике
- Деперсонализация
- Человек пьет и не может остановиться: что делать?
- Психиатр-нарколог на дом
Что такое мизантропия
Термин «мизантропия» происходит от сочетания понятий «ненависть» и «человек» (греч.), что на самом деле означает — сильное неприятие, которое часто переходит в ненависть к человечеству. Мизантропия (если только мизантропия не сочетается с патологической формой асоциального расстройства личности (также известной как социопатия), основными признаками которой являются нарушение общепринятых социальных норм, а также усиление гнева и агрессии с полной неспособностью строить отношения с людьми, — это не диагноз. Это определенное восприятие личности с упором на сторону негатива.
Мизантроп — это человек, который презирает большинство людей за их слабости и пороки. Этот человек, противостоящий обществу, отходит в сторону, хочет, чтобы его окружали люди, четко выделяющиеся в обществе необычным поведением, взглядами на жизнь.
Портрет мизантропа
Мизантроп — антиобщественный человек, сторонится общества и презирает большинство людей за добровольный отказ от своей индивидуальности. Жестко относясь к человеческим слабостям, ошибкам, порокам и глупости, он тщательно отбирает тех, с кем готов выстраивать социальное взаимодействие. Он по-прежнему воспринимает небольшой круг друзей с позитивом и уважением, снисходительно прощая им мелкие недостатки.
Проявление мизантропии в повседневной жизни характеризуется как циничное и неуважительное отношение к определенным социальным группам и в целом к человечеству. Мизантропу безразлична политкорректность своих заявлений. Мизантроп обычно состоит из презрения, но не из ненависти и желания кого-то обидеть.
Мизантроп не склонен помогать кому-то, потому что он считает, что люди должны заботиться о себе. Он часто не в ладах с филантропом, человеком, который добр ко всем и рад помочь любому, кто в этом нуждается.
Существует поверье, что мизантроп — холодный и нечувствительный субъект, которому неведомы человеческие чувства. Ведь, как и любой другой человек, он чувствует потребность в дружбе и романтических отношениях, стремится создать крепкую семью, добиться успеха в личной жизни. Но его требования к людям переоценены, он тщательно выбирает друзей.
Мизантропию часто противопоставляют концепции «альтруизма». Действительно, это верное утверждение, поскольку мизантропы не считают своим долгом помогать кому-либо. Кроме того, они считают, что человек должен всего добиваться сам, чтобы не потерять личную индивидуальность. Однако более правильной была бы позиция противопоставления мизантропа гуманисту.
Причины мизантропии
Чтобы окончательно понять, кто такой мизантроп, давайте рассмотрим основные причины формирования у людей человеконенавистнических представлений. Важно понимать, что мизантропия — это результат накопленного жизненного опыта, а не врожденная черта. Он формируется под влиянием определенных жизненных обстоятельств. Рассмотрим наиболее типичные факторы.
- Трудное детство. В каждой семье свои взгляды на воспитание детей. Иногда ребенка сурово наказывают за проступок, за плохую оценку в школе, за разбитое окно или вазу. Он вполне может стать дисциплинированным человеком и получить хорошее образование. Однако это формирует твердое убеждение, что человек не имеет права быть несовершенным. Повзрослев, он видит, насколько несовершенен мир. Практически все люди в его понимании глупы и безответственны, за что заслуживают глубочайшего презрения.
- Предательство. Часто человек, столкнувшийся с изменой, становится мизантропом, особенно если это случалось неоднократно. Развивайте веру в стиль «все женщины равны», «все мужчины равны», «никому нельзя доверять». Он убежден, что единственный человек, которому он может доверять, — это он сам.
- Родительский разрыв. Обучение — это индивидуальный процесс. Стремясь воспитать идеального ребенка, родители учат его порядочности и ответственности, объясняя, что ему придется много потрудиться, чтобы добиться успеха.
Однако они забывают предупредить его, что все люди разные. В результате он вырастает максималистом, ожидая, что люди всегда будут полностью соответствовать его представлениям о красоте. И убедившись, что это не так, он превращается в стойкого мизантропа. - Высокий интеллект. «Тот, кто жил и думал, не может не презирать людей в своей душе». Это, пожалуй, самое известное высказывание Евгения Онегина (вероятно, отражающее взгляды Александра Пушкина). Интеллигенты часто становятся мизантропами, постепенно осознавая, что в мире мало умных людей. Они редко проявляют презрение к обществу, чаще опекают его.
- «Тонкая кожа». Многое также зависит от личной чувствительности человека. «Толстокожие» люди спокойно относятся к чужим ошибкам. Но чуткие «тонкокожие» натуры очень впечатлительны и неустойчивы. Они ждут от людей все большего и большего. Но постоянно сталкиваясь с несовершенством человеческого общества, они отворачиваются от него и не хотят впускать в свою жизнь посторонних.
Формы мизантропии
Есть люди, которые интересуются только своим делом. Они считают себя гениями, недооцененными окружающими. Ненавистники вроде Ницше довольно умны и циничны.
Рационалисты, как правило, имеют очень хорошие отношения с желающими, но они могут играть на тех, кто не настроен. Они плохо к ним относятся. Они предпочитают не общаться с людьми, которые им не нужны для достижения своих целей.
Меланхолические мизантропы хотят ограничить свой круг общения не столько из-за презрения ко всему человечеству, сколько из-за своей естественной изоляции. Он просто находится в деловом контакте с незнакомцами.
Все категории мизантропов делятся на 2 основных типа:
Свирепая личность
Сильное презрение к людям часто доводит озлобленного человека до скандалов. Такой предмет всегда неистовствует. Некоторые опасны для общества. Они яростно ненавидят других и стремятся их уничтожить. Чаще всего их пыл сводится к словесному негодованию. Чтобы оскорбить незнакомцев, они готовы пожертвовать своей свободой и даже жизнью. Другие озлобленные личности, видящие только отрицательную сторону мира и верящие в невозможность изменить его к лучшему, выбирают путь уединения и отшельничества.
Борец за справедливость
Есть мизантропы, мечтающие изменить мир с помощью реформ. Идеалистам тяжело обращаться с животными жестоко, с любой человеческой несправедливостью. Им сложно наблюдать ухудшение экологической среды. Они не терпят наличия разбросанного мусора, не терпят сквернословия, болезненно реагируют на войны и борьбу за власть. Следовательно, ненавидят не мир в целом, а отдельных лиц, вовлеченных в это расстройство.
Такие люди обычно становятся инициаторами всевозможных реформ. Их ненависть направлена не ко всему человечеству, а к определенным группам людей, различным партиям, отдельным лицам. Мизантропы этого типа не изолируют себя от общества, но открыто осуждают его и пытаются исправить мир.
Мизантропия и другие психические расстройства
Согласно исследованию Финского университета, результаты которого были недавно опубликованы, люди с мизантропными мыслями также подвержены повышенному риску развития деменции.
В этом исследовании группа людей прошла обычно используемый психологический тест для измерения степени мизантропии или цинизма, спрашивая каждого человека, насколько они согласны с такими фразами, как «большинство людей лгут» или «лучше не доверять никому». Оказалось, что у людей с самой высокой степенью мизантропии также развивалось больше симптомов когнитивных нарушений и слабоумия. Затем исследователи пришли к выводу, что существует корреляция между мизантропией и некоторыми психическими заболеваниями, хотя вряд ли мизантропию можно назвать причиной этих расстройств.
Другое исследование также показывает связь между мизантропией и другими заболеваниями. Например, исследование 2009 года связывало цинизм с повышенным риском сердечных заболеваний и рака.
Мизантропия в конечном итоге может очень негативно сказаться на здоровье. При этом изменить свои личностные качества очень сложно.
В каком возрасте развивается мизантропия
По мнению ученых и психологов, мизантропия обычно возникает с подросткового возраста. В тот момент, когда в ребенке просыпается его «я». Появляется способность видеть мир, рефлексию и критическое мышление. Когда у маленького человека начинает складываться отношение к действительности, к людям, он начинает понимать, что мир и люди не всегда могут быть дружелюбными, они могут быть лицемерными и несправедливыми. Еще будучи маленьким человеком, но обладающим высоким чувством правды и справедливости, он может признать себя мизантропом. Политика, войны, множество негативных фильмов о смерти, подлости и предательстве — все это еще больше усугубляет ситуацию и провоцирует появление мизантропов.
Как перестать быть мизантропом
Чтобы избавиться от мизантропии, сначала следует разобраться в причинах, вызвавших его. Правда, сами мизантропы редко задают этот вопрос — гораздо чаще они строят вокруг себя кокон, в котором чувствуют себя психологически комфортно.
Без просьбы самого человека, без желания измениться, невозможно перестать быть мизантропом. К счастью, иногда человек сам понимает, что его проекции и особенности его мировоззрения ему мешают, а потому могут быть переработаны и изменены. Конечно, лучше всего это делать с психологом, так как проблемы обычно довольно глубокие и поэтому без помощи специалиста может быть сложно.
Мизантропам часто советуют тщательно расширять свое окружение, например, чаще обращаться за помощью к другим, делегировать больше задач — такие формы общения и точки контакта с другими людьми также могут быть полезны. При этом не стоит сразу пытаться изменить свою жизнь, раскрыть душу всем подряд, навязать общение — высока вероятность, что с таким общением что-то пойдет не так, а значит, мизантроп еще больше может свернуться калачиком в его коконе.
Может быть полезно сделать комплимент другим мысленно или вслух, даже поблагодарить за несколько мелочей. Это помогает переключить внимание с отрицательных на положительные стороны других людей. Над любыми коммуникативными проблемами и эмоциональным интеллектом стоит поработать. Однако, повторяем, важнее устранить первопричину, а также найти наиболее мешающие отношения и устранить их.
Известные мизантропы
Среди известных мизантропов можно найти не только маньяков вроде Андерса Брейвика, расстрелявшего 77 человек, или диктатора Адольфа Гитлера, убившего миллионы людей, но и блестящих ученых, изменивших мир. Например, Артур Шопенгауэр считал себя мизантропом, человеком, открывшим иррациональное западной философии. Помимо философских работ, он написал так называемый манифест мизантропа, в котором сформулировал основные правила поведения в обществе:
- Не раскрывайте свои сокровенные секреты даже друзьям.
- Получите максимум личного пространства для себя.
- Не доверяйте никому и не говорите лишнего.
- Замечайте в людях абсолютно все, даже самое худшее.
- Не уважая других и не нуждаясь в них.
- Принимайте людей такими, какие они есть, и не переоценивайте ожидания.
- Используйте вежливость только для того, чтобы повлиять на человека.
Последователь Шопенгауэра Фридрих Ницше был блестящим философом, который определил и вызвал многие явления в культуре двадцатого века, а также мизантропом. В нем есть утверждение, что человек — это то, что нужно преодолеть.
Ницше предложил концепцию сверхчеловека — человека, который должен стать следующей ступенью эволюции. По словам философа, он будет отличаться от обычного человека так же, как современные люди от обезьяны. У Ницше есть метафора человека как веревки, натянутой через бездну между животным и сверхчеловеком. Он также является автором одного из самых бесчеловечных тезисов: «Бог мертв».
Среди ныне живущих знаменитостей немало мизантропов. Пример мизантропии в искусстве — музыкант Стивен Моррисси. Его работа оказала сильное влияние на развитие движения веганов и вегетарианцев. В 1985 году он записал альбом под названием «Мясо — убийца».
Хотя музыкант является активным защитником животных, он неоднократно заявлял о своей нелюбви к человечеству. Например, Моррисси шокировал общественность в 2011 году, заявив, что пресса слишком много внимания уделяет террористическим актам в Норвегии, забывая об убийствах тысяч животных, которые происходят каждый день.
Даже в массовой культуре большинство культовых героев позиционируют себя как мизантропы. Среди них:
- Шерлок Холмс, которого сыграл Бенедикт Камбербэтч («Шерлок»).
- Грегори Хаус, образ которого талантливо воплотил на экране Хью Лори («Домашний доктор»).
- Доктор Кокс Джон МакГинли («Клиника»).
- Хэнк Муди — герой Дэвида Духовны (Блудливая Калифорния»).
- Моргана Декстера играет Майк Холл («Декстер»).
Значит, мизантропы разные. Кто-то ненавидит все человечество из-за неспособности адаптироваться к потребностям общества, а кто-то из-за внутренней душевной организации. Мизантроп — популярный персонаж в различных произведениях культуры.
Чем мизантроп отличается от социопата
Если вы посмотрите на значение слова «мизантроп», вы увидите отличие от социопата. У последнего есть клинические недуги. Болезнь и мизантропия — это состояние души. Социопаты совершенно безразличны к чувствам окружающих. Умение применять насильственные действия против тех, кто вам не нравится, не испытывая угрызений совести и чувства жалости, стыда. Социопат имеет тенденцию обвинять всех и оправдываться за свое поведение.
Чтобы социопат стал агрессивным, достаточно воздействия на него какого-либо раздражителя: звука, яркого света, обострения ситуации. Мизантроп просто отрицательно относится к слабостям человека и не желает связываться с этими людьми. В то же время может быть сострадательным, понимающим, следовать социальным нормам. Социопаты не скрытны. Они хотят причинить людям боль, они склонны к насилию. При этом они совершенно не стесняются своих выпадов.
Между этими личностями тоже есть сходство, иначе никто бы их не сравнивал. Мизантроп и социопат считают себя умнее и лучше серой массы. Они понимают свое превосходство в интеллекте, поэтому не хотят иметь ничего общего с остальными. Кроме того, мизантропы плохо реагируют на свои ошибки, как и на чужих людей. Они могут объяснить, что происходит, и могут работать над своими недостатками. Что касается социопатов, они верят в свою безупречность, не признавая, что они могут ошибаться.
Чем мизантроп отличается от интроверта
Мизантроп ненавидит людей, а интроверт только чувствует себя некомфортно в обществе, но не считает необходимым тратить энергию на негатив. Интроверт и его поведение ассоциируются с чувством комфорта в одиночестве, а не в обществе. Но это не значит, что интроверт избегает людей. Он может поддерживать прочные социальные связи, общаться в команде и так далее. У интроверта есть только поведенческие характеристики, то есть скромность, нежелание привлекать излишнее внимание, застенчивость в новой социальной группе и т.д. Мизантроп не отличается тихим и скромным характером. Напротив, его взгляды агрессивны и провокационны. Его отшельничество проявляется в ненависти ко всем без исключения.
Можно ли избавиться от мизантропии
Поскольку мизантропия — это индивидуальная предрасположенность восприятия, полностью выйти из-под власти этого диагноза практически невозможно: для этого человеку необходимо в корне изменить свой взгляд на мир. Однако можно смягчить свое отношение к человеческому миру. Для этого необходимо понимать, что акцент восприятия на все отрицательные и постоянные отрицательные эмоции очень сильно влияют на состояние здоровья человека. Ненависть, враждебность, гнев — далеко не лучшие энергетические паттерны, которые человек несет в себе, производя их как для себя, так и для внешнего мира. Если не проверять свой эмоциональный фон, может возникнуть ряд психосоматических расстройств, которые приводят к различным заболеваниям.
Понимание того, что мир такой, какой он есть, люди несовершенны, а Земля — это доказательная планета для людей (иначе это была бы совершенно другая планета, с другими отношениями), где каждый проявляется благодаря своей собственной стадии и уровня развития, поможет снизить степень мизантропии. Кроме того, ежедневно ненавидя человечество, нельзя сделать мир от лучше. Поэтому тратить свою энергию и жизненные силы на негатив и внутренний яд неразумно, гораздо эффективнее будет заняться глубоким и, прежде всего, объективным анализом своей личности. Это поможет увидеть себя в неприятном свете: к чему человек себя прощает, на какие проявления закрывает глаза, а что так неприемлемо / ненавидит в других людях. В результате такого самоанализа, когда в себе много всего, что могло бы вызвать отторжение, отношение к другим людям будет намного мягче.
Что способствует внутренней гармонии и улучшению настроения:
- Прогулки по лесу: быть ближе к природе и в уединении от общества, оказаться в ауре деревьев, послушать щебетание птиц.
- Общение с животными (особенно с представителями кошачьих),
- Спортивные мероприятия: особенно бег трусцой или (быстрые) спортивные прогулки по парковым зонам,
- Любое творчество, но такое, чтобы приносило моральное удовлетворение,
- Любая форма медитации,
- Правильное питание,
- Отказ от чтения (или просмотра) колонок новостей с ужасными реформами и кучей ужасных событий,
- Не держите лишних обид,
- Отношение ко всему с щепоткой юмора,
- Способность видеть хорошее,
- Оптимистичный взгляд на жизнь, понимание того, что она одна и быстро проходит.
Все в этом мире построено на взаимодействиях. Иногда мы не выбираем круг общения, его навязывает нам компания, например коллеги по работе или люди в группах по интересам. Но если нам что-то не нравится, мы вполне можем свести к минимуму это общение, уйдя от личной изоляции. Мы также имеем право никого не инициировать в наших личных делах и не впускать никого в наш мир, впуская лишь нескольких избранных, не оставаясь равнодушными или нечувствительными к боли других. А отслеживая свои ошибки, ошибки и слабости, мы можем стать более верными слабостям других людей. Решит ли это проблему мизантропии? Нет, полностью не решит, но, конечно, повлияет на мировоззрение и существенно снизит градус неприязни и неприятия «всего человеческого». А если собственной душе станет легче, то мир будет смотреться в гораздо более радостных тонах, чем раньше.
Лечение мизантропии в нашей клинике
Терапия этого заболевания проводится в нашей клинике. Первый шаг — обратиться к психотерапевту. Индивидуальные консультации помогут найти причину, которая стала первоисточником развития нарушения.
Человек должен понимать, что он полноценный, но у него возникли временные трудности. Мизантропы часто не уверены в себе, в детстве они испытывали дефицит родительской любви и признания со стороны окружающих. Использование техник релаксации поможет вам мысленно вернуться в то время, когда негодование было очень сильным. Работа над своими чувствами, их осознанием и принятием помогает «отпустить» ситуацию. Обида постепенно исчезает, оставляя место для естественных чувств и эмоций. Вместе с горечью, ненавистью и бессознательной виной исчезают некоторые физиологические проблемы. Недостаток воздуха, боли в груди, головокружение — последствия постоянной концентрации на негативе.
Назад к списку статей
История мизантропии. Откуда берется человеконенавистничество и что в нем может быть хорошего — Нож
Кто такой мизантроп? В словаре Ушакова это слово имеет три значения:
— человеконенавистник,
— нелюдим,
— тот, кто страдает мизантропией.
В первом из них внимание акцентируется на эмоциональной составляющей этого понятия — нужно искренне ненавидеть отдельных представителей вида Homo sapiens и всё человечество. Во втором подчеркивается маргинальное положение мизантропа — на периферии общества, вдали от людей. А в третьем содержится намек на то, что это состояние, сходное с болезнью, которой можно «страдать».
Мизантропия кажется очень современным типом мышления, особенно если вы еще продолжаете читать новости, но все три трактовки, зафиксированные в толковом словаре, сложились уже в античные времена.
Мизантропия по Лукиану — созидательная силаПервого в истории мизантропа звали Тимон, и родом он был из Афин. Этот несомненно важный для европейской культуры персонаж появляется во многих произведениях не только античной письменности, но и литературы Нового и Новейшего времени.
Один из самых ранних текстов, в которых возникает фигура афинского человеконенавистника, — диалог Лукиана Самосатского «Тимон, или Мизантроп». Сюжет, положенный в основу этого произведения, широко известен.
Богач Тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. Разочарованный предательством вероломных товарищей, Тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.В поисках кореньев для пропитания бывший вельможа обнаруживает клад, посланный ему Зевсом, и декларирует новую жизненную установку:
«Пусть будет у меня имя — приятнейшее из всех — Мизантроп — Человеконенавистник, а отличительными чертами поведения — мрачность, суровость, грубость, злость и нелюдимость».
Такое умонастроение Тимона сюжетно оправдано, и несправедливое отношение людей к нему вызывает сочувствие даже в сонме богов. Этот непримиримый человеконенавистник намерен направить свою злобу в разрушительное русло:
«Если я увижу погибающего в огне и умоляющего потушить пожар, смолой и маслом буду тушить. <…> Это он получил бы по заслугам».
Но интерпретировать диалог можно и в символическом ключе. В «Тимоне» Лукиана показана целая анфилада человеческих пороков, и месть мизантропа роду людскому происходит в двух планах — реальном и аллегорическом.
Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.Так раскрывается созидательный потенциал, казалось бы, разрушительного явления. Мизантропия дает импульс к личной трансформации: ненавидя людские пороки, легче от них избавиться.
О конструктивной составляющей этого явления рассуждает автор книги «Чудовище: наброски философии бегства от человечества» Ульрих Хорстман, немецкий профессор, специалист по английской литературе. Он воспринимает мизантропию как определенный тип мышления:
«Вылазки в запретные, не подлежащие толерированию, закрытые участки сознания, — говорит Хорстман в одном интервью, — не вызывали бы осуждения, если бы не те, кто прагматизирует ситуацию, воспринимает ее как императив, призыв к действию».
Он отмечает «профилактический» эффект мизантропического образа мыслей, который может стать своеобразным предупреждением и заставить человека отказаться от деструктивных поступков.
Деструктивный потенциал мизантропии по ШекспируРазрушительное начало мизантропии показано, пожалуй, в самой известной обработке сюжета о человеконенавистнике — в пьесе Уильяма Шекспира «Тимон Афинский»:
Я мизантроп, людей я ненавижу.
Вот будь ты псом, я мог бы хоть немного
Тебя любить.
Даже когда бывший вельможа вновь обретает состояние, ненависть Тимона к людям не ослабевает.
Если протагонист Лукиана Самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой Шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги Алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли Афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.Такова и классическая супергероика нашего времени — типичный злодей, например Пингвин, противник Бэтмена, несомненно, продолжает эту традицию.
Ненависть мизантропа к самому себеВосприятие мизантропа как нелюдима, избегающего человеческого общества, представлено уже в диалоге Лукиана:
«Пусть Тимон один богатеет… пусть будет сам себе сосед и смежник, отбросив от себя других людей».
Социальная изоляция — удел мизантропа, и даже собственными похоронами он будет заниматься сам. Этот мотив появляется и у Шекспира:
Однако в пьесе английского драматурга он существенно усложняется: шекспировский Тимон — самоубийца. Причиной его добровольного ухода из жизни становится ненависть к самому себе:Я ненавижу этот лживый мир!
Итак, Тимон, готовь себе могилу,
Ты ляжешь там, где будет разлетаться
О камень гробовой морская пена.
Тимон себя и всех себе подобных
Возненавидел! Гибни род людской!
Об этой деструктивной черте человеконенавистничества, направленного на самого мизантропа, говорит и Ульрих Хорстман: «Если я презираю род людской, то должен отдавать себе отчет в том, что и сам к нему принадлежу».
Подтверждением слов исследователя можно считать реплику Апеманта — своеобразного двойника Тимона из шекспировской пьесы:
Мизантроп как маргиналТы сам себя отверг,
Еще когда ты был самим собою.
Отказ от идентификации с человечеством — и от себя самого — делает мизантропа маргиналом.
Профессор философии, преподаватель Берлинского университета имени Гумбольдта Михаэль Пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.Этому можно найти по крайней мере два объяснения. С одной стороны, сама позиция мизантропа заставляет установить дистанцию между ним и теми, кто приносит ему страдание.
С другой, на периферию жизни человеконенавистников, наученных горьким опытом взаимодействия с людьми, выталкивает их сознательный отказ от участия в игре, которую на протяжении тысячелетий ведет большинство мыслителей — носителей оптимистического мировосприятия.
Мизантропы в наивно стремящемся к счастью обществе становятся аутсайдерами. Пессимистически настроенные мыслители, оспаривающие утверждение «бытие прекрасно», — маргинализированная группа.
В книге «Пессимизм. История философии и метафизика от Ницше до Шпенглера» Михаэль Пауэн утверждает, что восходящая к Лейбницу установка «мы живем в лучшем из возможных миров» превращается в легитимированную ложь, ведь в этом случае индивидуальное страдание неизбежно обесценивается и игнорируется.
Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.С подобными раздражителями мы постоянно сталкиваемся в повседневности: социальные сети создают иллюзию тотального счастья и благоденствия, которые сулит нам общество потребления. Созерцание культивируемых удовольствий зачастую приводит к депрессии и человеконенавистничеству — у одних не получается соответствовать негласным стандартам успешности, другие просто не желают участвовать в сеансе коллективного гипноза.
Читайте также:
Цифровая гигиена: как пользоваться соцсетями, не давая им использовать вас
Платон: ненависть к людям — психологическая проблемаТенденция к стигматизированию мизантропии намечается еще в диалоге «Федон» Платона. Философ, знакомый с античными трагедиями, анализирует историю Тимона с поразительной психологической точностью:
«Ненависть к людям проникает в нашу душу тогда, когда мы слишком кому-нибудь доверяем без достаточных оснований и… спустя некоторое время находим его злым и вероломным, и точно также потом — другого. Если бы это испытал кто-нибудь много раз… такой человек… обманувшись, кончил бы тем, что возненавидел бы всех людей вообще…»
Но отдельные частные случаи не дают нам права заключить, что природа человека дурна и порочна. Потому мизантроп у Платона предстает ограниченным, чересчур наивным при выборе друзей:
«Не постыдно ли это… и не очевидно ли, что такой человек входит в общение с людьми, не обладая пониманием того, что относится к делам человеческим… что число людей вполне хороших или дурных, — то и другое невелико, а люди, занимающие середину между одними и другими, — многочисленны».
Обобщения, сделанные на основе негативного опыта, действительно страшный грех в философии и логике, но психологическая подоплека этой старой, как диалоги Платона, проблемы ясна: травма, полученная в результате сближения с другим, может лечь в основу ненависти к людям.
Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройствоТочку зрения Платона, объяснявшего мизантропию не дурной природой человека, а его неспособностью разбираться в людях, развивает Марк Туллий Цицерон в философском трактате «Тускуланские беседы. Книга IV. О страстях». Римский мыслитель патологизирует эту черту, интерпретируя ее как своеобразный психический дефект:
«…болезни возникают от страха — таково женоненавистничество… таково и человеконенавистничество вообще, которое нам известно по Тимону-мизантропу, таково негостеприимство, — все эти болезни души рождаются из некоего страха перед вещами, которые человек ненавидит и которых избегает».
Называя мизантропию «болезнью души», в другом своем произведении, философском трактате «О дружбе (Лелий)», Цицерон утверждает, что только ненормальные, потерявшие внутреннее равновесие, ненавидят людей. Их поведение вызывает лишь негодование и оказывается, таким образом, за пределами категории социально приемлемого.
С легкой руки римского оратора мизантропия переходит из философской плоскости в психопатологическую — так возникает третья линия интерпретации этого феномена.
Мизантропия — дьявольское наваждениеХристианское Средневековье идет еще дальше по намеченному Цицероном пути, считая мизантропию дьявольским наваждением. Любовь — единственное чувство, допустимое по отношению к человеку, творению Божьему. А ненависть к людям — от лукавого.
Мир создан милосердным Богом, а значит, и чада Его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. А все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. И должны гореть на костре.Интересно, что провозглашение любви к людям в качестве незыблемого идеологического постулата привело к селекции невиданного до тех пор размаха: верившие в прекрасную природу человека апологеты христианского учения с чувством выполненного долга жгли ведьм и еретиков.
Циник Макиавелли: как уничтожать простых людишекИнтерес к проблеме человеконенавистничества, волновавшей еще античных мыслителей, возродился в эпоху Ренессанса — неслучайно участники Тридентского собора в 1546 году утверждали, что крупнейший труд итальянского мыслителя, философа и политического деятеля Никколо Макиавелли «Государь» написан рукой сатаны.
Общепризнанный мизантроп, автор одиозного сочинения, действительно, был далеко не высокого мнения о человеческой природе:
«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива».
Поэтому нет причин уважать человека — напротив, людскую глупость и злобу следует подавлять, а подчиненные достойны того, чтобы ими манипулировали власть имущие. Так, в 17-й главе «Государя» «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх» Макиавелли хотя и призывает правителей казнить подданных только в случае «неизбежной необходимости», однако уточняет, что «еще важнее… не посягать на имущественные права подданных, потому что люди обыкновенно скорее прощают и забывают даже смерть своих родителей, нежели потерю состояния».
Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «Государь» как сатиру.Так или иначе, в своих трудах Никколо Макиавелли с беспрецедентной откровенностью поднял проблему соотношения моральных норм и политической сообразности. Ярко выраженная человеконенавистническая установка как подоплека циничной позиции итальянского философа сказалась на репутации тех, кто недолюбливает род людской.
Идеи этого выдающегося мизантропа не теряют своей актуальности. Политтехнологи всего мира черпают из его главного труда «Государь» практические советы, а первое в России PR-агентство, с конца 1980-х занимающееся консультированием по политическим вопросам, даже не скрывает своей приверженности взглядам итальянского мыслителя. И называется гениально и просто: «Никколо М».
Любовь к человечеству: Кант и ГегельУже в эпоху Просвещения хорошее отношение к себе подобным простиралось так далеко, что любые проявления мизантропии или индивидуализма купировались.
«Практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «Лекциях по этике» Иммануил Кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.Ведь каждый живущий на земле индивид должен позитивно идентифицировать себя с социумом (в широком понимании этого слова), а не отграничиваться от него.
По мнению Михаэля Пауэна, наиболее полно и последовательно такая позиция выражена в трудах одного из основателей классической немецкой философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В основе мировоззрения мыслителя лежит оптимистический взгляд на мир, в целом присущий эпохе Просвещения. История человечества рассматривается как своего рода теодицея, оправдание Бога, и доказательство того, что мир прекрасен.
Ненависть к человечеству vs. любовь к человекуВ рамках оптимистической парадигмы мышления убийства, насилие и страдания, которые люди причиняют друг другу, воспринимаются как незначительный сопутствующий ущерб, и с ним человечество вынуждено мириться.
Пренебрежение индивидуальным, когда страдание и благополучие отдельно взятой личности, ее негативный опыт выносятся за скобки, в пользу общего приводит к тому, что некоторые мыслители и поэты выбывают из рядов человеколюбцев. Так, Фридрих Шиллер, в своей «Оде к радости» заявлявший: «Все мы братья меж собой», — в письме к другу писал: «Я с воодушевлением принял мир в распростертые объятия, в конце же я ощутил лишь холодную глыбу льда на своей груди».
Стремление к другому и открытость миру (которая оборачивается горьким разочарованием) — два разных импульса: любовь к отдельному индивидууму и ненависть ко всему человечеству не противоречат друг другу.
Джонатан Свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют«Я люблю Джона, Джил и Джека, но я глубоко ненавижу человечество», — писал еще один общепризнанный мизантроп XVII века Джонатан Свифт.
Ирландский сатирик отправил протагониста своего романа «Путешествия Гулливера» не только в страну лилипутов и великанов, но и к благородным лошадям гуингнгмам, которые содержали отвратительных людишек еху в качестве домашних животных.
В сказочной стране Гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.В «Сатирическом памфлете» озабоченный общественным благом прожектер, от чьего лица ведется повествование, и вовсе призывает к каннибализму. Он предлагает ирландским беднякам продавать детей на съедение представителям высших слоев английского общества:
«Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом употреблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою».
Из-за подобных текстов, которые современники подчас воспринимали слишком прямолинейно, Свифт и завоевал репутацию человеконенавистника.
Исторический контекст проливает свет на причины мизантропии сатирика: он был в ужасе от того, какие страдания люди причиняют друг другу. Так, после выхода парламентского акта 1652 года «Об устроении Ирландии» все жители этого края, участвовавшие в антианглийских восстаниях, были полностью лишены земли, в результате чего от голода умерли десятки тысяч людей.
Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.Историко-литературный парадокс: человеконенавистником прослыл тот, кто привлек внимание общественности к реальным проявлениям мизантропии.
Филипп Майнлендер: человек хорош, только если его нетВ одном ряду с Джонатаном Свифтом и прочими врагами рода человеческого оказался и немецкий мыслитель XIX века Филипп Майнлендер, один из представителей пессимистического направления. В своей «Философии освобождения», датированной примерно 1870 годом, он пишет: «Я бы хотел разрушить все мимолетные побуждения, способные отвлечь человека от поиска тихой ночи смерти».
«Освобождение», вынесенное в заглавие трактата Майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.Философ-пессимист мечтает об этом, ведь жизнь — страдание, Бог — мертв, а лучший исход — апокалипсис:
«Всё, что существует в мире, порождено злом: весь мир, состояние человечества, законы и естественный порядок вещей — всё это лишь зло».
Хорошо только то, чего нет. Сказанное относится и к «венцу творения». Майнлендер дистанцируется от человечества не в фантастических путешествиях, как Гулливер Свифта, а в собственном сознании, исходя из того, что его самого, мира и людей не существует.
Ненависть к человечеству — реальность XX векаПерформативы типа «я люблю тебя» или «я ненавижу тебя» играют важную роль в коммуникации отдельных людей, но как они связаны с чувствами ко всему виду Homo sapiens?
Если верить Майнлендеру (и буддистам), человечества вообще не существует. И даже если им не верить, всё равно именуемого этим собирательным существительным субъекта, с которым мы вступаем в коммуникацию, нет — есть лишь обобщение, абстракция, и ей абсолютно «безразлично», быть любимой или ненавидимой. А значит, тот, кто относится к такому коллективному квазисубъекту скептически или враждебно, не причиняет ему никакой боли.
При этом, если задуматься, ужасы XX столетия (например, колониализм, национал-социализм, сталинизм) учинили вовсе не ярко выраженные мизантропы.
Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.«Почему же они в таком случае резали людям глотки?» — писал в середине XIX столетия мыслитель-провокатор, основатель философии индивидуалистического анархизма Макс Штирнер.
Любовь к человечеству иногда оказывается смертельной для отдельных его представителей. Мизантропия же, напротив, может скорректировать эту установку и стать своеобразной философской терапией, создающей дистанцию между мыслителем и объектом его изучения — человеком.
Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?Мизантропия существует в парадигме мышления, в которой всё еще важен вопрос об истинной природе человека: каков же он на самом деле, плох или хорош? В XXI веке, в мире больших данных, где на первый план выходят бихевиоризм и концепция постправды, такая постановка проблемы, кажется, просто невозможна.
Самоценное существование человека замещается самопрезентацией в интернете, он превращается в объект или (в лучшем случае!) в актант.
Медицинские страховые компании собирают данные о состоянии здоровья клиентов при помощи фитнес-браслетов без нашего на то согласия, чтобы разработать наиболее успешную маркетинговую стратегию. Дистопический сюжет из «Черного зеркала» 2015 года о новейших технологиях, исключающих из общества маргиналов-мизантропов, стал реальностью в Китае, где социальный рейтинг вот-вот будет сказываться на доступе индивида с «неприемлемым» поведением к жизненным благам.
Может быть интересно:
«Я — гражданин третьего сорта». Как смартфоны помогают строить новое классовое общество по принципу благонадежности
Сначала история серийного убийцы Фрица Хонки ложится в основу романа Хайнца Штрунка. Затем произведение экранизирует Фатих Акин, и фильм попадает в основной конкурс 69-го Берлинского кинофестиваля. И наконец страшные события становятся реальной новостной повесткой — петербургского профессора вылавливают из Мойки с рюкзаком, в котором находят отпиленные руки его возлюбленной.
Оглядываясь вокруг, приходишь к неутешительному выводу: чтобы сегодня позволить себе роскошь не быть мизантропом, нужно обладать почти религиозной верой в человека.
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
мизантроп тот, кто вообще не любит людей
мизантропия ненависть к человечеству
человеконенавистник, ненавидящий человечество в целом
ловушка ловушка для поимки нарушителей
мизандрия ненависть к мужчинам
24″>солнечная ловушка терраса или сад, предназначенные для использования солнечных лучей и защиты от холодных ветров
человеконенавистник, ненавидящий человечество вообще
мизантроп человеконенавистник, который особенно не любит мужчин
брыжейка двойной слой брюшины, который прикрепляется к задней стенке брюшной полости и поддерживает тонкую кишку
брыжейка брыжейки, относящаяся к ней или расположенная в ней
неверно истолковать неправильно
зоантропия иллюзия того, что вы приняли форму животного
37″>путешествие по морю акт путешествия по воде
Безлистные мясистые сапрофитные растения Monotropa
изоэнтропический с неизменной энтропией; при постоянной энтропии
Мосандер Шведский химик, открывший редкоземельные элементы
энтропия числовая мера неопределенности результата
Мезантоин, токсичный противосудорожный препарат (торговое название Мезантоин), применяемый при лечении эпилепсии, когда менее токсичные противосудорожные препараты оказались неэффективными
человеконенавистник тот, кто вообще не любит людей
мантра священное изречение или поэтический гимн в ведизме
Мизантроп Определение и значение | Dictionary.
com- Основные определения
- Викторина
- Родственный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
[mis-uhn-throhp, miz- ]
/ ˈmɪs ənˌθroʊp, ˈmɪz- /
Сохранить это слово!
См. синонимы слова «мизантроп» на сайте Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
сущ.
человек, который ненавидит, не любит или не доверяет большинству других; антисоциальный, циничный или недружелюбный человек: это кучка подлых мизантропов, самодовольно равнодушных к несчастьям других.
ТЕСТ
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые большие споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение верно?
Иногда человеконенавистник [mis-an-thruh-pist, miz-]. / mɪsˈæn θrə pɪst, mɪz-/.
Происхождение мизантропа
Впервые записано в 1680–1690 гг.; от французского мизантроп (существительное и прилагательное), от греческого mīsánthrōpos «ненавидящий человечество»; см. мисо-, антропо-
Слова рядом с мизантропом
мизальянс, неправильное распределение, мизали, мизантроп, мизантропия, мизантроп, мизантроп, мизантропия, неправильное применение, неправильное применение, неправильное понимание
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Слова, относящиеся к мизантропу
циник, сомневающийся, эгоист, эгоист, ненавистник, одиночка, человеконенавистник, отшельник, скептик, изолировать
Как использовать мизантроп в предложении
Актер, известный тем, что кричит для комедийного эффекта в таких фильмах, как «Билли Мэдисон» и «Счастливчик Гилмор», использует свои впечатляющие трубки, чтобы нарисовать портрет мизантропа, который находит счастье в неожиданной любовной связи.
15 лучших романтических комедий начала 2000-х|Шеннон Карлин|14 февраля 2022|Time
Хайсмит, мизантроп, подарила нам в своем творчестве Тома Рипли, самого обаятельного, но кровожадного социопата в мире.
Хайсмит в 100 лет: Литературное наследие омрачено расизмом|Кэти Вулф|10 февраля 2021|Вашингтон Блэйд
Я скучаю по Вишесу Мизантропу, но я часто чувствую, что его дух все еще каким-то образом сохраняется.
Рукавица среди дельфинов|Майкл Томаски|19 сентября 2012 г.|DAILY BEAST
Все 65 эпизодов оригинального мультсериала с участием этого милого мизантропа в боевой обуви теперь доступны на DVD.
Месть Дарьи|Ребекка Дана|15 мая 2010 г.|DAILY BEAST
У вас есть внешнее сходство с Ричардом Моррисом, мизантропом из центра «Продырявленного сердца».
Портрет художника в образе юного придурка|Лиззи Старк|5 мая 2009|DAILY BEAST
Дин Свифт теоретически действительно был мизантропом, однако он, возможно, делал исключение в личной жизни.