К причинам межнациональных конфликтов не относится: Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения для 10 класса

Тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Принадлежность человека к той или иной этнической группе обозначается понятием

1) народность
2) нация
3) национальность
4) народ

2. Нация в отличие от класса

1) складывается с возникновением государства
2) является этнической общностью
3) является большой социальной группой
4) формируется в условиях первобытного общества

3. К основным причинам межнациональных конфликтов относится(-ятся)

1) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания
2) ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе
3) негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов
4) все перечисленные

4. К культуре межнациональных отношений не относится

1) реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности
2) уважение национального самосознания
3) признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации
4) проявление национального недоверия

5. Верны ли следующие суждения об этносе?

А. По мере развития этноса в нём убывают биологические черты и нарастают социально-политические.
Б. К этносам причисляют племена, народности и нации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о национальном самосознании?

А. Национальное самосознание является обязательным признаком этнической общности.
Б. Национальное самосознание формируется из неосознанных или полуосознанных стереотипов поведения, отличающих один народ от другого.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Межнациональные отношения вплетены в другие общественные отношения (политические, экономические, экологические, духовные, языковые).
Б. Межнациональные отношения существуют в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. В 1991 г. в немецком городе Хайерсверде неофашисты и «бритоголовые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример

1) культурного плюрализма
2) толерантности
3) расовой нетерпимости
4) ассимиляции

9. В XVII—XVIII вв. на основе близкородственных народностей, оформившихся ещё в раннем Средневековье, — северофранцузской и провансальской — произошла консолидация французов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что сформировалась французская нация?

1) является достаточно неустойчивым этническим образованием
2) представляет этническое образование, имеющее общие социальные институты, нормы и ценности
3) представляет собой общность, уступающую по численности народности
4) является общностью, характеризующейся родственными связями

10. В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. Это пример

1) межэтнической интеграции
2) ассимиляции
3) этнического смешивания

4) культурного плюрализма

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «права народов».

Культурная самобытность, дискриминация, самоидентификация, самоопределение, культурное наследие.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «права народов».

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В последней четверти XX столетия в различных частях земного шара полыхало более 40 вооружённых межнациональных конфликтов. (Б) Возникая на территории одной или нескольких стран, они затем превращались в полномасштабные войны.

(В) Часто их причинами, на наш взгляд, могли стать территориальные притязания или патологическая нетерпимость к другой нации. (Г) Считается, что отдаваясь во власть национальных чувств, люди действовали вопреки здравому смыслу.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Ответы на тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-3
2-2
3-4
4-4
5-3
6-1
7-1
8-3

9-2
10-4
Задания с кратким ответом
1. Этнос (народ)
2. Дискриминация
3. 1122

PDF-версия
Тест Нации и межнациональные отношения для 10 класса
(144 Кб)

Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения

В нашем обществе, а особенно в межнациональных отношениях, прослеживаются две тесно связанные тенденции: интеграция и консолидация.

Интеграцией в межнациональных отношениях является экономическое, культурное и политическое сближение наций. Но в то же время проявляется внутренняя консолидация и склонность национальных общностей к отделению от доминирующей общности. Именно такие тенденции способствуют развитию нации, на их базе формируются принципы взаимосвязи между нациями — принцип самоопределения и принцип соопределения, то есть установления отношений на основе взаимного согласия, которые бы не допускали конфликты.

Межнациональные отношения можно поделить на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в едином многонациональном государстве. Межнациональные отношения между национальными государствами имеют в основном политическую окраску и неотъемлемы от политической деятельности. Межнациональные отношения между нациями в одном государстве связаны с вопросами религии, экономическими и социальными.

Кроме того, межнациональные отношения бывают непосредственными и опосредованными.

Межнациональные отношения могут реализовываться как в форме мирного сотрудничества, так и конфликтов. Базой для сотрудничества разных этнических обществ выступают развернувшийся в мире процесс экономической интеграции, принципы равноправия, взаимопомощи, уважения национального достоинства народов и т. д.

Для современного мира также является характерным наличие постоянных межнациональных и межэтнических конфликтов. Причинами этих конфликтов являются:

  • несправедливость по отношению к своему этносу со стороны других национальностей;
  • негативная реакция на ущемление в правах одного этноса другим;
    • ограничение прав этноса в процессе разделения власти, денег, территории и т. д.;
  • стереотип повседневного сознания;
  • дискриминация людей по национальному или расовому признаку.

Прекращение конфликтов — одновременно очень важная и сложная задача. В современном мире есть несколько возможностей, с помощью которых можно предотвратить межэтнические конфликты, а именно: взаимные уступки, переговоры, посредничество ООН.

Однако не стоит забывать о том, что необходимо соблюдать определённые условия: проявлять обоюдное уважение и деликатность в межнациональных отношениях, понимать психологическое своеобразие разных народов, беспрекословно исполнять требования международных правовых документов.

Основные понятия
  • Непосредственные межнациональные отношения — взаимоотношения людей разных национальностей.
  • Опосредованные межнациональные отношения — отношения между государствами, включающие в себя обмен материальными и культурными ценностями, различной информацией.

Вопрос для самопроверки

Приведите определение понятия «межнациональные отношения».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие из следующих суждений являются верными?

А. Ассимиляция является одной из форм мирного сотрудничества между нациями.

Б. Сегрегация — пример межнационального сотрудничества.

  1. оба суждения верны
  2. верно только А
  3. верно только Б
  4. оба суждения неверны

Ответ. 2.

Что из перечисленного ниже не относится к причинам межнациональных конфликтов? Запишите цифры, под которыми записаны правильные ответы.
  1. стереотип повседневного сознания
  2. несправедливость по отношению к своему этносу
  3. международное сотрудничество
  4. дискриминация людей по национальному или расовому признаку
  5. расширение прав и свобод

Ответ. 35.

Поделиться ссылкой

Этнические конфликты в контексте демократизации политических систем

Долговременное разрешение межнационального конфликта и преодоление антагонизмов, возникших в результате кристаллизации и столкновения этнорегиональных интересов в СССР, возможно только в рамках демократического политического система. Такая система объединила бы этнические группы в рамках сравнительно однородной политической культуры и на основе общих концепций и социально-политических норм. Это не только обеспечило бы легитимность государства и режима, но и закрепило бы общее признание групповых прав и интересов. Принятие всеми составляющими этносами общего набора социально-политических ценностей является необходимой предпосылкой достижения общенационального консенсуса, принятия компромиссных решений в конфликтных ситуациях, выбора оптимального варианта самоуправления, эффективная реализация федерализма как модели национально-государственной интеграции.

Как я указывал выше, проблемы, связанные с национальной интеграцией, и особенно с устранением причин межэтнических конфликтов, гораздо труднее решать в полиэтнических обществах, включающих этнические группы, находящиеся на разных уровнях социокультурного и социально-политического развития, вобравших в себя разные культурные традиции и цивилизации и различающихся по важнейшим параметрам своих политических культур. В случае небольших периферийных групп такие различия создают лишь локальные или особые проблемы, не оказывающие существенного влияния на политическую систему в целом. Однако нестабильность полиэтнического общества резко возрастает, (1) когда гетерогенные по интегративному ядру сообщества составляют значительную часть населения или занимают большую или стратегически важную территорию на периферии государства, (2 ) когда такие сообщества представляют консолидированные нации, (3) когда в стране существует состояние острой абсолютной или относительной нехватки ресурсов, (4) когда происходит смена режима и (5) когда международная обстановка в регионе претерпевает значительные изменять. Сочетание таких факторов в прошлом привело к распаду многонациональных империй Габсбургов, Османской и Российской, разделу Индии, возникновению Бангладеш, формированию сепаратистских движений во многих странах Азии и Африки.

Заинтересованность международного сообщества в сохранении существующего баланса сил и опасность цепной реакции (поскольку большинство государств мира являются полиэтническими) в современных условиях являются важнейшими аргументами в пользу поддержки поддержание территориальной целостности раздираемых конфликтами многонациональных государств. Однако следует признать, что в отсутствие радикальной реформы такая поддержка может способствовать сохранению в полиэтнических странах по своей сути нестабильных и непредсказуемых режимов.

Межэтнические конфликты и этническая виктимизация в словенских школах |

Введение Насилие со стороны сверстников в школах привлекло внимание ученых и политиков в Европе относительно недавно – только в последние два десятилетия – и производство тематических исследований, книг и статей растет в геометрической прогрессии.

Однако, академические исследования и опросы, посвященные насилию со стороны сверстников, которые учитывают учитывать этнические, культурные и/или расовые переменные, в основном игнорировались и эти вопросы по-прежнему недостаточно обсуждаются во многих странах. Большинство из исследования, посвященные этническим, расовым и культурным переменным, были проведены в США (Hanish & Guerra, 2000; Henze, 2001; Spriggs et al., 2007; Sawyer, Bradshaw & O’Brennan, 2008), в то время как в Европе это тематическое исследование только недавно привлек внимание ученых (Strohmeier, Spiel & Gradinger, 2008; Джанмаат, 2010 г.; Strohmeier, Kärnä & Salmivalli, 2011). Выводы этого органа исследований были несколько непоследовательными: в то время как большинство исследований в США и Европа отметили, что молодые люди из этнических меньшинств/иммигрантов чаще, чем представители этнического большинства, сообщают о наличии подвергались издевательствам (Verkuyten and Thijs, 2002; Monks, Ortega-Ruiz & RodriguezHidalgo, 2008; Strohmeier et al. , 2011), некоторые исследования пришли к выводу, что нет существенных различий в распространенности виктимизации в зависимости от национальное или культурное происхождение участников (Fandrem, Strohmeier & Роланд, 2009 г.; Родригес-Идальго, Ортега-Руис и Зич, 2014 г.). Таким образом, мы решили сосредоточить наш анализ на этнической принадлежности учеников/студентов. как потенциальную причину насилия со стороны сверстников в словенских школах.1 При обсуждении межэтнического насилия со стороны сверстников, мы по-прежнему помним о коренных причинах межэтнического напряжение. Хенце цитирует работу Крисберга (1998), в которой предлагается следующее: понимание:

открытый конфликт, такой как физическая драка или использование расовых оскорблений, лежит на Поверхность, как вершина айсберга. Глубинные, скрытые или потенциальные конфликты или напряжение находится в середине. Эти лежащие в основе конфликты или напряженность могут не требуют осведомленности тех, кто вовлечен, и они могут оставаться скрытыми на неопределенный срок или всплывают на поверхность позже как открытые конфликты. Под обоими этими слоями являются первопричиной расового или этнического конфликта, в том числе:

• разделение, позволяющее разрабатывать и поддерживать стереотипы о других группах, с которыми у человека мало реальных контактов;

• расизм, который может быть как индивидуальным, так и институциональным; • социализация, при которой родители и другие взрослые сознательно или бессознательно передают детям негативную информацию о других группах; • неравенство, при котором власть, статус или доступ к желаемым товарам и услугам распределяются между группами неравномерно. (Хенце, 2001: 8-9)

Методология Исследование проводилось в четырех регионах Словении: в городском районе г. Любляна, столица Словении, и три приграничных региона Приморска, Прекмурье и Гореньска, для которых характерна высокая этническая принадлежность разнообразное население. Общая цель исследования состояла в том, чтобы получить представление о представления учащихся о межэтнических отношениях в своей школе, их представления о своей этнической группы и «других», а также их (личный) опыт с межэтническим насилием и стратегиями преодоления ситуации, когда вы являетесь жертвой такого насилия. Методология исследования сочетала количественные и качественные подходы с использованием последовательных смешанных методов проектирования (Иванкова, 2014). В количественной части исследования использовались анкеты для самостоятельного заполнения. завершают учащиеся начальной школы (10-11 лет) и учащиеся средней школы (16-17 лет). Анкета состояла из сорока четырех вопросов, в том числе демографические данные и взгляды школьников на межэтнические отношения, отношение к мультикультурализм, а также их восприятие и опыт межэтнического насилия. А в общей сложности 767 подростков заполнили анкеты в восьми начальных школах и 9 школах.0003

девять средних школ, из них 390 учащихся начальной школы (50,8%) и 377 учащихся средних школ (40,8%). Общая гендерная разбивка составила 50,2% мужчин и 49,8% женщин. Этнический структура выборки была достаточно неоднородной, особенно в случае первичных школьники. Чуть более половины респондентов (54,4%) назвали себя Словенец, за ним следуют 20% представителей смешанной/другой2 национальности, 13,3% боснийский и 4,6% сербский.

Добавить комментарий