Тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения для 10 класса
Тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).
Задания с выбором ответа
1. Принадлежность человека к той или иной этнической группе обозначается понятием
1) народность
2) нация
3) национальность
4) народ
2. Нация в отличие от класса
1) складывается с возникновением государства
2) является этнической общностью
3) является большой социальной группой
4) формируется в условиях первобытного общества
3. К основным причинам межнациональных конфликтов относится(-ятся)
1) бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания
2) ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе
3) негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов
4) все перечисленные
1) реализация прав и свобод лиц любой национальной принадлежности
2) уважение национального самосознания
3) признание права каждого народа на доступ к достижениям мировой цивилизации
4) проявление национального недоверия
5. Верны ли следующие суждения об этносе?
А. По мере развития этноса в нём убывают биологические черты и нарастают социально-политические.
Б. К этносам причисляют племена, народности и нации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о национальном самосознании?
А. Национальное самосознание является обязательным признаком этнической общности.
Б. Национальное самосознание формируется из неосознанных или полуосознанных стереотипов поведения, отличающих один народ от другого.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?
А. Межнациональные отношения вплетены в другие общественные отношения (политические, экономические, экологические, духовные, языковые).
Б. Межнациональные отношения существуют в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. В 1991 г. в немецком городе Хайерсверде неофашисты и «бритоголовые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример
1) культурного плюрализма
2) толерантности
3) расовой нетерпимости
4) ассимиляции
9. В XVII—XVIII вв. на основе близкородственных народностей, оформившихся ещё в раннем Средневековье, — северофранцузской и провансальской — произошла консолидация французов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что сформировалась французская нация?
1) является достаточно неустойчивым этническим образованием
2) представляет этническое образование, имеющее общие социальные институты, нормы и ценности
3) представляет собой общность, уступающую по численности народности
4) является общностью, характеризующейся родственными связями
10. В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. Это пример
1) межэтнической интеграции
2) ассимиляции
3) этнического смешивания
Задания с кратким ответом
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «права народов».
Культурная самобытность, дискриминация, самоидентификация, самоопределение, культурное наследие.
Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «права народов».
3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В последней четверти XX столетия в различных частях земного шара полыхало более 40 вооружённых межнациональных конфликтов. (Б) Возникая на территории одной или нескольких стран, они затем превращались в полномасштабные войны.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Ответы на тест по обществознанию Нации и межнациональные отношения для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-3
2-2
3-4
4-4
5-3
6-1
7-1
8-3
10-4
Задания с кратким ответом
1. Этнос (народ)
2. Дискриминация
3. 1122
PDF-версия
Тест Нации и межнациональные отношения для 10 класса
(144 Кб)
Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения
В нашем обществе, а особенно в межнациональных отношениях, прослеживаются две тесно связанные тенденции: интеграция и консолидация.
Интеграцией в межнациональных отношениях является экономическое, культурное и политическое сближение наций. Но в то же время проявляется внутренняя консолидация и склонность национальных общностей к отделению от доминирующей общности. Именно такие тенденции способствуют развитию нации, на их базе формируются принципы взаимосвязи между нациями — принцип самоопределения и принцип соопределения, то есть установления отношений на основе взаимного согласия, которые бы не допускали конфликты.
Межнациональные отношения можно поделить на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в едином многонациональном государстве. Межнациональные отношения между национальными государствами имеют в основном политическую окраску и неотъемлемы от политической деятельности. Межнациональные отношения между нациями в одном государстве связаны с вопросами религии, экономическими и социальными.
Кроме того, межнациональные отношения бывают непосредственными и опосредованными.
Межнациональные отношения могут реализовываться как в форме мирного сотрудничества, так и конфликтов. Базой для сотрудничества разных этнических обществ выступают развернувшийся в мире процесс экономической интеграции, принципы равноправия, взаимопомощи, уважения национального достоинства народов и т. д.
Для современного мира также является характерным наличие постоянных межнациональных и межэтнических конфликтов. Причинами этих конфликтов являются:
- негативная реакция на ущемление в правах одного этноса другим;
- ограничение прав этноса в процессе разделения власти, денег, территории и т. д.;
- стереотип повседневного сознания;
- дискриминация людей по национальному или расовому признаку.
Прекращение конфликтов — одновременно очень важная и сложная задача. В современном мире есть несколько возможностей, с помощью которых можно предотвратить межэтнические конфликты, а именно: взаимные уступки, переговоры, посредничество ООН.
Основные понятия
- Непосредственные межнациональные отношения — взаимоотношения людей разных национальностей.
- Опосредованные межнациональные отношения — отношения между государствами, включающие в себя обмен материальными и культурными ценностями, различной информацией.
Вопрос для самопроверки
Приведите определение понятия «межнациональные отношения».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие из следующих суждений являются верными?
А. Ассимиляция является одной из форм мирного сотрудничества между нациями.
Б. Сегрегация — пример межнационального сотрудничества.
- оба суждения верны
- верно только А
- верно только Б
- оба суждения неверны
Ответ. 2.
Что из перечисленного ниже не относится к причинам межнациональных конфликтов? Запишите цифры, под которыми записаны правильные ответы.
- стереотип повседневного сознания
- несправедливость по отношению к своему этносу
- международное сотрудничество
- дискриминация людей по национальному или расовому признаку
- расширение прав и свобод
Ответ. 35.
Поделиться ссылкой
Этнические конфликты в контексте демократизации политических систем
Долговременное разрешение межнационального конфликта и преодоление антагонизмов, возникших в результате кристаллизации и столкновения этнорегиональных интересов в СССР, возможно только в рамках демократического политического система. Такая система объединила бы этнические группы в рамках сравнительно однородной политической культуры и на основе общих концепций и социально-политических норм. Это не только обеспечило бы легитимность государства и режима, но и закрепило бы общее признание групповых прав и интересов. Принятие всеми составляющими этносами общего набора социально-политических ценностей является необходимой предпосылкой достижения общенационального консенсуса, принятия компромиссных решений в конфликтных ситуациях, выбора оптимального варианта самоуправления, эффективная реализация федерализма как модели национально-государственной интеграции.
Как я указывал выше, проблемы, связанные с национальной интеграцией, и особенно с устранением причин межэтнических конфликтов, гораздо труднее решать в полиэтнических обществах, включающих этнические группы, находящиеся на разных уровнях социокультурного и социально-политического развития, вобравших в себя разные культурные традиции и цивилизации и различающихся по важнейшим параметрам своих политических культур. В случае небольших периферийных групп такие различия создают лишь локальные или особые проблемы, не оказывающие существенного влияния на политическую систему в целом. Однако нестабильность полиэтнического общества резко возрастает, (1) когда гетерогенные по интегративному ядру сообщества составляют значительную часть населения или занимают большую или стратегически важную территорию на периферии государства, (2 ) когда такие сообщества представляют консолидированные нации, (3) когда в стране существует состояние острой абсолютной или относительной нехватки ресурсов, (4) когда происходит смена режима и (5) когда международная обстановка в регионе претерпевает значительные изменять. Сочетание таких факторов в прошлом привело к распаду многонациональных империй Габсбургов, Османской и Российской, разделу Индии, возникновению Бангладеш, формированию сепаратистских движений во многих странах Азии и Африки.
Заинтересованность международного сообщества в сохранении существующего баланса сил и опасность цепной реакции (поскольку большинство государств мира являются полиэтническими) в современных условиях являются важнейшими аргументами в пользу поддержки поддержание территориальной целостности раздираемых конфликтами многонациональных государств. Однако следует признать, что в отсутствие радикальной реформы такая поддержка может способствовать сохранению в полиэтнических странах по своей сути нестабильных и непредсказуемых режимов.
Межэтнические конфликты и этническая виктимизация в словенских школах |
Введение Насилие со стороны сверстников в школах привлекло внимание ученых и политиков в Европе относительно недавно – только в последние два десятилетия – и производство тематических исследований, книг и статей растет в геометрической прогрессии.
открытый конфликт, такой как физическая драка или использование расовых оскорблений, лежит на Поверхность, как вершина айсберга. Глубинные, скрытые или потенциальные конфликты или напряжение находится в середине. Эти лежащие в основе конфликты или напряженность могут не требуют осведомленности тех, кто вовлечен, и они могут оставаться скрытыми на неопределенный срок или всплывают на поверхность позже как открытые конфликты. Под обоими этими слоями являются первопричиной расового или этнического конфликта, в том числе:
• разделение, позволяющее разрабатывать и поддерживать стереотипы о других группах, с которыми у человека мало реальных контактов;
• расизм, который может быть как индивидуальным, так и институциональным; • социализация, при которой родители и другие взрослые сознательно или бессознательно передают детям негативную информацию о других группах; • неравенство, при котором власть, статус или доступ к желаемым товарам и услугам распределяются между группами неравномерно. (Хенце, 2001: 8-9)
Методология Исследование проводилось в четырех регионах Словении: в городском районе г. Любляна, столица Словении, и три приграничных региона Приморска, Прекмурье и Гореньска, для которых характерна высокая этническая принадлежность разнообразное население. Общая цель исследования состояла в том, чтобы получить представление о представления учащихся о межэтнических отношениях в своей школе, их представления о своей этнической группы и «других», а также их (личный) опыт с межэтническим насилием и стратегиями преодоления ситуации, когда вы являетесь жертвой такого насилия. Методология исследования сочетала количественные и качественные подходы с использованием последовательных смешанных методов проектирования (Иванкова, 2014). В количественной части исследования использовались анкеты для самостоятельного заполнения. завершают учащиеся начальной школы (10-11 лет) и учащиеся средней школы (16-17 лет). Анкета состояла из сорока четырех вопросов, в том числе демографические данные и взгляды школьников на межэтнические отношения, отношение к мультикультурализм, а также их восприятие и опыт межэтнического насилия. А в общей сложности 767 подростков заполнили анкеты в восьми начальных школах и 9 школах.0003
девять средних школ, из них 390 учащихся начальной школы (50,8%) и 377 учащихся средних школ (40,8%). Общая гендерная разбивка составила 50,2% мужчин и 49,8% женщин. Этнический структура выборки была достаточно неоднородной, особенно в случае первичных школьники. Чуть более половины респондентов (54,4%) назвали себя Словенец, за ним следуют 20% представителей смешанной/другой2 национальности, 13,3% боснийский и 4,6% сербский.