Человек определение в психологии: 1. «», «», «», «»

Понятия индивида, личности, индивидуальности

27.12.2014

Для социально-психологического анализа личности следует разграничить понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Наиболее общим является понятие «человек» — это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическим мышлением, логической памятью и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфически человеческие способности и свойства не являются наследственными, а формируются у человека прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне животного, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. У человека, живущего в изоляции от других людей и общества, самостоятельно не будет развиваться логическое мышление, не сложится система понятий. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. «Индивид» (от лат. «individuum» — неделимое) — человек как представитель вида Homo sapiens, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт. Основные характеристики индивида — активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром. Характеризуя человека как индивида, мы рассматриваем прежде всего его биологическую природу. Поэтому при организации учебной, трудовой деятельности руководителю (учителю) необходимо учитывать соблюдение мер безопасности, санитарно-гигиенических условий работы.

В психологии понятие «личность» является одним из основополагающих.

«Личность, — писал С. Л. Рубинштейн, — образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни».

Для того, чтобы стать личностью, человек должен усвоить духовные ценности, нормы морали, способы деятельности.

Личность — это человек, определяемый в системе социально обусловленных характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, детерминируют нравственные поступки человека.

Формирование человека как личности характеризуется развитием высших сфер его психики: мыслительной, эмоциональной, волевой. Л. Фейербах писал:

«Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувств. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь.

Разум, любовь и сила воли — это совершенство».

Для руководителя (учителя) важно создать такой комплекс условий в коллективе, при котором выявляются не только биологические, но и социальные, духовные потребности.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других. Его индивидуальность выражается в наличии особых, свойственных только ему опыта, знаний, мнений, убеждений, характера. Мотивация, темперамент, способности, характер — основные параметры индивидуальности. Предпосылка ее формирования — анатомо-физиологические задатки, преобразуемые в процессе жизни. Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, чертах характера, в специфике интересов и способностей индивида. Она — и самобытность чувств, и особенность характера, и уникальность мышления. «Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность», — писал И. И. Мечников. Зная сильные и слабые стороны школьников, можно определить условия их обучения и развития, рационально построить режим работы, помочь найти пути самосовершенствования.

Таким образом, сравнивая данные понятия, мы можем отметить: «индивид» означает нечто целое, неделимое, указывает, что объединяет данного человека с человеческим видом; «индивидуальность» дает ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей; понятие «личность» характеризует целостность, но такую, которая рождается в обществе.

Ключевые слова: Индивид, Индивидуальность, Личность

Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Материалы по теме

Соотношение понятия личность с понятиями человек, индивид, индивидуальность

Человек, индивид, индивидуальность, личность

Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Структуры индивидуальности и личности

Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. — Психологический справочник учителя

Соотношение понятий личность и индивидуальность

Личность и индивидуальность

Мельник С.Н., Психология личности, Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск…

А. Н. Леонтьев — Индивид и личность

Развитие личности в юности

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Истерическое расстройство личности

Клиническая психиатрия

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью -субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Индивид и личность. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец — уже человек по сумме своих возможностей — отличается от» детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью).

В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность — качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотопленка).

Далее, «…личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» [1].

Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому «сверхчувственное»»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т. е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме? Подобно тому как прибавочная стоимость есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они не доступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.

Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект личности, являющейся социальным качеством индивида.

Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вступает с ним в социально обусловленные связи).

Утверждение единства, но не тождественности понятий «индивид» и «личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся «втянуть» его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи.

Допустимо, при известных оговорках, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Однако это будет квазиличность.

Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате сотворчества А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже».

Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и нетождественности личности и индивида.

Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект — объект — субъект).

В свою очередь, то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект-субъект-объектное отношение).

Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность и индивидуальность. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристском походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека [2]. Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. Только при хорошо налаженном педагогическом общении учеников и учителя последнему удается выяснить, как «вписывается» этот мальчик или эта девочка в классный коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированная в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться. При этих условиях и реализуется личностный подход к школьнику. Только такой подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный. Он отвечает пониманию человеческой сущности, в которой как в личности проявляется система социальных связей.

Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности ребенка без должного понимания того, какие выводы можно сделать на основании составления такой «коллекции». А.С. Макаренко, который умел мастерски использовать личностный подход в воспитании, писал: «…человека изучили, узнали и записали, что у него воля — А, эмоция — Б, инстинкт — В, но потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает» [3].

Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в поле зрения педагога, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира учащихся.


1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 385.

2 Развернутому рассмотрению психологических черт индивидуальности посвящена часть IV.

3 Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 5 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. V. — С. 363.





НАВЕРХ

Что значит быть человеком

Начиная с Дарвина ученые пытались дать определение нашему виду. Есть две ведущие теории, но ни одна из них не кажется работоспособной. Считается, что человеческая психология сформирована эволюцией и застряла в прошлом. Другой определяет нас как культурный вид, который учится быть человеком с нуля.

Подход эволюционной психологии

Эволюционные психологи утверждают, что люди, живущие во всех обществах, ведут себя одинаково, и подчеркивают генетические причины этого. Мужчины больше заинтересованы в случайном сексе, более физически агрессивны и более склонны к риску по сравнению с женщинами, например. Точно так же ревность является основной причиной супружеских убийств во всем мире, и молодые люди воспринимаются как наиболее сексуально привлекательные.

С точки зрения наблюдения, такие утверждения кажутся правдой. Учет их более проблематичен. Психологи-эволюционисты утверждали, что за более чем двухмиллионную историю мы приспособились к образу жизни охотников-собирателей, который благоприятствовал таким поведенческим и психологическим качествам. Гены, которые предрасполагали нас к таким чертам, были одобрены естественным отбором.

Но генетика развития этого не подтверждает: гены не могут кодировать поведенческие или психологические программы (1).

Мы также должны помнить, что за последние два миллиона лет окружающая среда много раз резко менялась с точки зрения климата, натурального хозяйства и социальной структуры. Более того, предки людей сильно различались по размеру тела, размеру мозга, анатомии и тепловой физиологии, не говоря уже о системе размножения и социальной сложности.

Люди включали множество различных видов, в том числе австралопитеков (т. е. «людей-обезьян», таких как ископаемая Люси), Homo habilis, Homo erectus, Homo sapiens и множество тупиковых видов, которые все еще обнаруживаются. «Среда эволюционной адаптации» — это небылица, потому что каждый вид сталкивался с разными средами.

Если эволюционные психологи сосредотачиваются на предполагаемых адаптациях к прошлым условиям, то культурные детерминисты определяют людей с точки зрения информации, полученной посредством социального обучения в течение жизни человека.

Общекультурный (чистый лист) подход

Для культурного детерминиста нас определяет не наше генетическое наследие, а то, чему мы учимся как члены сообщества. Примеры включают языки, религии, методы существования и производство инструментов. Такой подход к определению человечества также проблематичен.

Если социально усвоенная информация определяет нас, то что такое информация? Является ли это устным ответом на какой-либо пункт анкеты, например, «Я одобряю добрачный секс»? Или. состоит ли она в изменениях в клетках нашего мозга, происходящих при получении такой информации? Или это пакет информации, который можно воспроизвести? Теоретики не смогли дать определения, которое вызвало бы широкое согласие.

На самом деле социальное обучение не свойственно людям. В самом деле, социальное обучение, вероятно, характерно для всех социальных позвоночных (2).

Возможно, по этой причине антропологи настаивают на кумулятивном качестве человеческого социального обучения как на нашей определяющей черте.

Аргумент состоит в том, что человеческие общества содержат гораздо больше информации, чем может усвоить один человек (3). Этот момент подчеркивается информационным веком, когда объем данных увеличивается с феноменальной скоростью, но так было не всегда.

В более простых обществах люди могут фактически овладеть большей частью технологических знаний и других передаваемых знаний в своем обществе. Более того, историческое изучение артефактов, таких как наконечники стрел, показывает, что их рисунки передаются из поколения в поколение, а не распространяются горизонтально среди населения (или «рассеиваются» 4). Это означает, что накопление социальных знаний произошло совсем недавно и, скорее всего, возникло после аграрной революции.

Итак, если мы хотим определить людей как уникальных людей, обладающих накопленной социальной информацией, нам придется исключить большинство охотников-собирателей из категории человечества.

Основная научная проблема подхода культурных видов заключается в том, что он отделяет людей от мира природы, утверждая, что мы сформированы конкретным обществом, а не естественным отбором. Психологи-эволюционисты утверждают, что, хотя мы и не приспособлены к нашей нынешней среде, мы адаптированы к (фиктивно однородной) среде наших предков.

Имея две плохие альтернативы для определения нашего места в мире природы, разумно искать лучшую альтернативу, а именно то, что люди, как и все другие виды, адаптированы к своей текущей среде.

Вид, хорошо приспособленный к современным условиям?

Существует множество различных способов адаптации животных к окружающей среде, но эволюционисты придают слишком большое значение генетике, потому что она лучше всего согласуется с теорией Дарвина. Исследования показывают, что генетический детерминизм имеет мало общего со сложным поведением, хотя генетические эффекты, безусловно, влияют на темперамент и личность.

Даже простое адаптивное поведение не передается генетически. Лоси не приходят в мир, боясь волков, их естественного хищника – они должны научиться этому у своих матерей и на собственном опыте (4).

Даже если ограничиться генами, люди (и другие виды) могут с поразительной быстротой адаптироваться к различным местным условиям. Один интригующий пример касается непереносимости алкоголя у людей из рисоводческих регионов Азии. При выращивании риса было слишком легко производить большое количество алкоголя, что представляло значительный риск алкоголизма, которому лучше сопротивлялись люди с непереносимостью алкоголя и, следовательно, оставляли больше потомства (5). Затем происходит эволюция толерантных к лактозе взрослых особей в местах, где широко практиковалось молочное животноводство. Такие изменения произошли в течение последних 5000 лет или около того.

Скорость адаптации человека стала еще выше после промышленной революции. Некоторые очевидные различия включают увеличение роста (до 20 %), рост показателей IQ (около 30 баллов в развитых странах), увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении (примерно на 100 %), повышение уровня жизни с точки зрения часов работы, необходимых для существования. , а снижение как брачности, так и рождаемости — примерно до трети земледельческого уровня (6). Такие изменения, конечно, не связаны с отбором генов. Не все они полезны (увеличение аллергических заболеваний, ожирения, диабета и т. д.). Тем не менее, все они являются реакцией на изменение окружающей среды.

То, что значит быть человеком, очень похоже на движущуюся мишень. Оба основных повествования настолько далеки от реальности, что выглядят как научно-фантастические фильмы с плохим сценарием. Нам нужно исследовать адаптацию к современным условиям — и выйти за рамки культурного или генетического детерминизма, который мало что объясняет в отношении того, что значит быть человеком.

Источники

1 Кэрролл. СБ (2005). Бесконечные формы прекраснейших: Новая наука evo devo и создание животного мира. Нью-Йорк: WW Norton.

2 Ричерсон П.Дж. и Бойд Р. (2004). Не только генами: как культура изменила эволюцию человека. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

3 Месуди, А. (2011). Культурная эволюция: как теория Дарвина может объяснить человеческую культуру и синтезировать социальные науки. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

4 Бергер, Дж., Свенсон, Дж. Э., и Перссон, И. Л. (2001). Реколонизация плотоядных и наивной добычи: уроки сохранения плейстоценовых вымираний. Науки, 291, 1036-1039.

5 Хенрих, Дж. (2015). Секрет нашего успеха: как культура движет человеческой эволюцией, приручая наш вид и делая нас умнее. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

6 Флауд Р., Фогель Р. В., Харрис Б. и Хонг С. К. (2011). Меняющееся тело: здоровье, питание и развитие человека в западном мире с 1700 года. Кембридж, Англия: NBER/Cambridge University Press.

определение человека+психология в The Free Dictionary

Человек+психология — определение человека+психология в The Free Dictionary

Человек+психология — определение человека+психология в The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Добавить комментарий