Человек выполняет в обществе различные роли: Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях? А. Образование и профессия человека характеризуют его статус. Б. Человек выполняет в обществе различные роли. 1) верно только А 2) ве

Урок «Социальные статусы и роли» 1.Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях? А.

Ответ:

1. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса. Б. Человек в семье выполняет различные роли.  

3) верны оба суждения

Пояснение: Социальный статус — это социальное положение человека в обществе. Семейное положение — это достигаемый статус. В семье человек выполняет роль, то есть модель поведения, которая ориентирована на его статус.

2. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?  

А. Размеры и форма доходов человека характеризуют его статус. Б. Человек выполняет в обществе различные роли.  

3) верны оба суждения

Пояснение: Доход, также как и образование, власть и престиж являются критериями социальной стратификации.

3. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение. Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.  

3) верны оба суждения

Пояснение: Действительно, заключение брака в том числе может повысить социальный статус человека в обществе. Социальный статус — это социальное положение человека в обществе.

4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей. Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса.

3) верны оба суждения

Пояснение: Права и обязанности, действительно, являются компонентами социального статуса. Также компонентами социального статуса являются статусный диапазон (рамки, в пределах которых права и обязанности осуществляются), статусные символы, статусный образ, статусная идентификация . Достигаемый статус — это статус, который человек получает в результате своих усилий и желаний.

5. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальные статусы подразделяются на предписанные и достигаемые. Б. Человек может обладать разными статусами.

3) верны оба суждения

Пояснение: Да, социальные статусы бывают предписанные и достигаемые. Предписанные — это статус, который человек получает при рождении, а достигаемый — статус, который человек получает своими усилиями. Да, человек одновременно обладает разными статусами в разных видах деятельности и в разных группах.

6. Ожидаемое от человека поведение, которое соответствует его социальному положению, называется  

2) социальной ролью

Пояснение: Социальная роль — это действия, которые человек должен выполнить согласно своему статусу. Например, от отца ожидается воспитание и забота о своих детях. Этим он и занимается.

7. Социальная мобильность — это  

2) возможность изменения своего социального статуса

Пояснение: Социальная мобильность — это изменение человеком или группой людей своего социального положения.

8. Национальная принадлежность человека является характеристикой его  

1) прирожденного статуса

Пояснение: Национальная принадлежность — это характеристика, которую человек получает по факту рождения, ее невозможно приобрести усилиями.

9. Пётр после двадцати лет работы на заводе стал начальником отдела. Это — пример

3) вертикальной социальной мобильности

Пояснение: Вертикальная социальная мобильность предполагает улучшение социального положения. Петр получил более престижную руководящую должность, а значит его положение в обществе изменилось.

Разбор задания №13 ОГЭ по обществознанию • СПАДИЛО



Тринадцатое задание ОГЭ по обществознанию похоже на двенадцатое – оно также направлено на проверку всех аспектов темы «Социальная сфера жизни общества». Правда, оно построено несколько иначе: в нем необходимо определить верность двух приведенных суждений. Чаще всего условие построено на знаниях определений или основных характеристик, функций, видов и причин каких-либо понятий – например, виды социальных норм, функции семьи. Если ответ правильный – девятиклассник получает один балл за это задание, если нет – ни одного.


Разбор типовых вариантов задания №13 ОГЭ по обществу


Первый вариант задания
Являются ли верными приведенные ниже суждения о социальных статусах и ролях?А. Человек в семье выполняет несколько социальных ролей.Б. Семейное положение – одна из важнейших характеристик социального статуса человека.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Каждый из нас выполняет довольно много социальных ролей, то есть обладает обширным ролевым набором – например: гражданин России, петербуржец, ученик, член школьной сборной по баскетболу, пешеход, покупатель. В семье человек тоже выполняет разные роли, в зависимости от которых меняется образец его поведения, действия и обязательства – мальчик может быть и сыном, и внуком, и старшим братом. Значит, первое утверждение верно. Социальный статус характеризуется положением человека в обществе, которое определяется его образованием, профессией, семейным положением, возрастом, полом. Семейное положение занимает важное место в характеристике социального статуса, ведь он характеризует место человека в различных социальных группах и отображает его связи с другими членами общества. Значит, оба утверждения верны, и ответ – 3.


Второй вариант задания
Верны ли нижеприведенные утверждения о социальном неравенстве?А. Социальное неравенство возникло, когда общество перешло в индустриальную фазу развития.Б. Яркое проявление социального неравенства – различие в доходах.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Социальное неравенство – это различие в статусах людей и их возможностях достичь определенного общественного положения. Основные критерии социального неравенства – богатство, престиж и власть, то есть разница в доходах, уважении и количестве подчиненных. Утверждение «Б» является верным, ведь различие в доходах – главная характеристика социального неравенства. Социальное неравенство стало появляться очень давно – это было связано с улучшением орудий труда, появлением излишков и собственности: те, у кого собственности стало больше, оказывались в лучшем положении. Следовательно, первое утверждение неверно, а второе – верно, значит, ответ – 2.


Третий вариант задания
Верны ли данные ниже суждения о семье?А. Семья относится к малым группам.Б. Поведение членов семьи не зависит друг от друга.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Семья является малой социальной группой, потому что она представляет собой устойчивое объединение людей, между которыми регулярно происходит взаимодействие.

Семья как малая группа основана на кровном родстве, браке или усыновлении и связана общностью быта, взаимной помощью. Члены семьи зависят друг от друга, и их поведение также не является обособленным – каждый член семьи должен учитывать потребности, интересы и просьбы другого. Выходит, что верно только первое суждение, и ответ – 1.

Владислав Валерьевич | Просмотров: 2.2k

Чтение: роли и самопрезентация

 

Сюжетная линия самосбывающегося пророчества появляется во многих литературных произведениях, возможно, наиболее известным из них является история об Эдипе. Оракул говорит Эдипу, что он убьет своего отца и женится на своей матери. Изо всех сил стараясь избежать своей судьбы, Эдип непреднамеренно исполняет ее. История Эдипа иллюстрирует один из способов, которым члены общества вносят свой вклад в социальное конструирование реальности. (Фото любезно предоставлено Жаном-Антуаном-Теодором Жиру/Wikimedia Commons)

Роли и статус

Как вы понимаете, в повседневной жизни люди используют разные типы поведения. Роли — это модели поведения, которые мы распознаем друг в друге и которые отражают социальный статус человека. В настоящее время, читая этот текст, вы играете роль студента. Однако в своей жизни вы также играете и другие роли, такие как «дочь», «соседка» или «сотрудник». Каждая из этих различных ролей связана с различным статусом.

Социологи используют термин статус для описания обязанностей и преимуществ, которые получает человек в зависимости от его ранга и роли в обществе. Некоторым статусам присваивается — те, которые вы не выбираете, например сын, пожилой человек или женщина. Другие, называемые достигнутыми статусами , получаются по выбору, например, бросивший школу, миллионер, заработавший свои деньги, или медсестра. Будучи дочерью или сыном, вы занимаете иной статус, чем сосед или сотрудник. Один человек может быть связан с множеством ролей и статусов. Даже один статус, такой как «студент», имеет комплекс

набор ролей или массив ролей, прикрепленных к нему (Merton 1957).

Если от одной роли требуется слишком много, люди могут испытывать ролевое напряжение . Подумайте об обязанностях родителя: готовить, убирать, водить машину, решать проблемы, быть источником морального руководства — список можно продолжить. Точно так же человек может испытывать ролевой конфликт , когда одна или несколько ролей противоречат друг другу. Родитель, который также работает полный рабочий день, может ежедневно сталкиваться с ролевым конфликтом. Когда в офисе дедлайн, а больного ребенка нужно забрать из школы, что наступает раньше? Когда вы работаете над продвижением по службе, но ваши дети хотят, чтобы вы пришли на их школьный спектакль, что вы выбираете? Быть студентом колледжа может конфликтовать с работой наемного работника, спортсменом или даже другом. Наши роли в жизни оказывают большое влияние на наши решения и то, кем мы становимся.

Презентация себя

Конечно, невозможно заглянуть человеку в голову и изучить, какую роль он играет.

Все, что мы можем наблюдать, — это поведение или исполнение ролей. Ролевое исполнение — это то, как человек выражает свою роль. Социолог Эрвинг Гоффман представил идею о том, что человек подобен актеру на сцене. Назвав свою теорию драматургией, Гоффман считал, что мы используем «управление впечатлением», чтобы представить себя другим так, как мы надеемся, что нас воспримут. Каждая ситуация представляет собой новую сцену, и люди играют разные роли в зависимости от того, кто присутствует (Гоффман 19).59). Подумайте о том, как вы ведете себя с коллегами, как вы ведете себя с бабушкой и дедушкой, и как вы ведете себя на свидании вслепую. Даже если вы не пытаетесь сознательно изменить свою личность, ваши бабушка и дедушка, коллеги и свидание, вероятно, видят вас с разных сторон.

Как и в пьесе, важна обстановка. Если к вам домой на ужин приходит группа друзей, вы играете роль хозяина. Условлено, что вы обеспечите еду и места для сидения и, вероятно, застрянете на уборке в конце ночи. Точно так же ваши друзья играют роль гостей, и ожидается, что они будут уважать вашу собственность и любые правила, которые вы можете установить («Не оставляйте дверь открытой, иначе кошка вылезет»). В любой сцене между игроками должна быть общая реальность. В этом случае, если вы считаете себя гостем, а другие считают вас хозяином, вероятны проблемы.

Управление впечатлениями — важнейший компонент символического интеракционизма. Например, у судьи в зале суда есть много «реквизита», чтобы создать впечатление справедливости, серьезности и контроля, например, ее мантия и молоток. Ожидается, что те, кто входит в зал суда, будут придерживаться установленной сцены. Только представьте, какое «впечатление» может произвести то, как человек одет. По этой причине адвокаты часто выбирают прическу и одежду для свидетелей и подсудимых в зале суда.

Янус, другой возможный «опора», изображенный с двумя головами, олицетворяет войну и мир. (Фото предоставлено Fubar Obfusco/Wikimedia Commons)

Идеи драматургии

Гоффмана расширяют идеи Чарльза Кули и зазеркалья . Согласно Кули, мы основываем свой образ на том, что, по нашему мнению, видят другие люди (Cooley 1902). Мы представляем, как должны казаться другим, затем реагируем на это предположение. Мы надеваем определенную одежду, определенным образом укладываем волосы, наносим макияж, пользуемся одеколоном и т. п. — и все это с мыслью о том, что наше представление о себе повлияет на то, как нас воспринимают другие. Мы ожидаем определенной реакции и, если повезет, получаем желаемую и чувствуем себя хорошо. Но более того, Кули считал, что наше самоощущение основано на этой идее: мы представляем, как мы смотрим на других, делаем выводы на основе их реакции на нас, а затем развиваем наше личное самоощущение. Другими словами, реакция людей на нас подобна зеркалу, в котором мы отражаемся.

 

Видео: Драматургия

Посмотрите следующее видео, чтобы узнать больше о теории драматургии Ирвинга Гоффмана и рассмотреть различные роли, которые вы играете на разных «этапах» жизни.

Дальнейшие исследования

Чтобы еще раз взглянуть на Ирвинга Гоффмана и «Исполняемое Я», посмотрите этот короткий отрывок с веб-сайта BBC History of Ideas.

Посмотрите это видео Академии Хана, чтобы узнать больше о зазеркалье Чарльза Кули. Вы также можете посмотреть этот клип BBC из History of Ideas, чтобы увидеть визуальное представление убеждений Ирвинга Гоффмана о представлении себя.

Подумай об этом

Нарисуй большой круг, а затем «разрежь» его на части, как пирог, обозначив каждую часть ролью или статусом, который ты занимаешь. Добавляйте столько статусов, приписанных и достигнутых, сколько у вас есть. Не забывайте о таких вещах, как владелец собаки, садовник, путешественник, студент, бегун, сотрудник. Сколько у вас статусов? В каких из них есть ролевые конфликты?

Практика

1. Мэри работает полный рабочий день в офисе в центре города, а ее маленькие дети живут в доме соседа. Она только что узнала, что воспитатель уезжает из страны. Мэри поддалась давлению, чтобы стать волонтером в своей церкви, к тому же ее больная свекровь переедет к ней в следующем месяце. Что из следующего может произойти, когда Мэри пытается сбалансировать свои существующие и новые обязанности?

    1. Ролевой штамм
    2. Самоисполняющееся пророчество
    3. Конфликт состояний
    4. Статус штамма
Показать ответ

2. Пако знает, что женщины находят его привлекательным, и ему никогда не было трудно найти девушку. Но с возрастом он красит волосы, чтобы скрыть седину, и носит одежду, которая маскирует набранный им вес. Поведение Пако лучше всего можно объяснить концепцией ___________.

  1. ролевой штамм
  2. зеркало себя
  3. ролевая игра
  4. привыкание
Показать ответ

Показать глоссарий

Самопроверка: реальность как социальная конструкция

Различные роли, которые мы играем в социальных изменениях | by The Loop

Чтение: 4 мин.

·

15 июня 2020 г.

В нашей последней статье было описано несколько способов, которыми вы можете принять меры для поддержки движения Black Lives Matter в качестве основателя, в первую очередь сосредоточенного на пожертвованиях, поддержке черного сообщества, и активно заниматься самообразованием.

Времена были неудобными, страшными, расстраивающими, жестокими, если не сказать больше. Но это заставляет нас расти и принимать необходимость перемен — требовать перемен, работать на перемены и воплощать эти перемены в себе.

Мы понимаем, что смена осуществляется по многим направлениям. Может быть легко чувствовать себя виноватым из-за того, что вы не выполняете их все в своих силах, но важнее всего то, что все они необходимы. Будьте добры к себе и к другим, также идущим в том же направлении. Продолжайте удерживать ногу на педали газа.

Приведенная ниже информация является руководством и основой для размышлений. Он был взят из книги Дипы Айер «Моя роль в экосистеме социальных изменений: проверка в середине года».

Айер выделяет девять ролей в нашей борьбе за более справедливый мир. Как основатель, вы можете подумать о том, где вы и ваша организация подходите и как ваше понимание вашей позиции может усилить ваше влияние.

Хотите прочитать эту историю позже? Сохраните это в Журнал .

  1. Лидеры реагирования, способные быстро перейти в режим быстрого реагирования и организовать коллективные действия. Вы обучаетесь и используете свой голос, положение и авторитет для передачи информации своей команде и сообществу.
  2. Целители , лечащие агонию, вызванную индивидуальной и межпоколенческой борьбой против системного расизма и превосходства белых. Это нормально — сначала сосредоточиться на исцелении себя и отойти от высокостимулирующих ролей. Признание этих паттернов в истории позволяет вам защитить свое исцеляющее путешествие и стать более целостной версией себя в будущем.
  3. Рассказчики и художники , связывающие прошлое и настоящее, делясь историями и используя произведения искусства, чтобы поделиться этими историями. Вы используете уроки истории и опыт тех, кто был до нас, чтобы пролить свет на то, что возможно сегодня. Вы делитесь ресурсами со своей командой и сообществом.
  4. Строители мостов, , работающие в разных подразделениях и ролях, чтобы услышать мысли людей и активно прислушиваться к потребностям сообщества. Вы направляете ресурсы своей команды, чтобы предоставить образование, возможности и финансовые ресурсы более широкому сообществу.
  5. Разрушители, , использующие голос и действия, чтобы высказываться в неудобных и рискованных ситуациях. Вы стремитесь к изменениям посредством протестов и лоббирования, чтобы повлиять на действия правительства посредством письменного или устного общения. Вы занимаете активную позицию по проблеме на рабочем месте и относитесь к молчанию как к соучастнику.
  6. Caregivers, обеспечение питания, распространение любви и заботы о других, а также создание сообщества заботы. Вы связываетесь с членами вашей команды, даете им свободное время или время от работы и отправляете добрые сообщения своей команде и сообществу.
  7. Провидцы, найти и сформулировать путеводную звезду и воссоединить вашу команду с Полярной звездой, когда некоторым может быть трудно увидеть ясность в этом вопросе. Вы публикуете сообщения, которые объединяют и вдохновляют вашу команду, не уклоняетесь от общения с другими и привносите позитив в ситуацию.
  8. Строители, активно создают и развивают идеи и структуру движения. Вы размышляете о методах найма вашей организации, показателях разнообразия и общем благополучии, чтобы внедрить новые инициативы, планы и кампании. Вы используете восходящий подход к решению проблемы, переоценивая идеи и структуры вашей текущей команды.

Чтобы начать размышлять о себе и конкретной роли своей команды, подумайте, в каких из них вы чувствуете себя наиболее комфортно и естественно? Что заставляет вас оживать и почему? Подумайте о внешних силах и о том, во что другие просят вас вмешаться. Как вы себя чувствуете при этом и как это повлияет на вас — эмоционально, физически и духовно?

Мы призываем вас подумать и ответить на этот вопрос для себя: какую роль вы играете в этом призыве к социальным изменениям? Каковы ваши цели, стиль и навыки в нашем большом сообществе?

Кроме того, проводите мозговые штурмы со своей командой, чтобы услышать все мысли и чувства.

Добавить комментарий