Чем нормы правила отличаются от норм ожиданий: Нормы-правила и нормы-ожидания — Студопедия

Разработка урока по обществознанию «Социальные нормы и отклоняющееся поведение».

Разработка урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение». 10 КЛасс

Цель урока: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: урок открытия нового знания (урок смешанного типа или комбинированный урок)

План урока:

1. Социальные нормы, их значение.

2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.

3. Социальные санкции.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент – 1 мин.

2. Мотивация (беседа по вопросам) – 3 мин.

— Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо?

— Существуют ли правила поведения для всех?

— Какой человек может стать преступником?

— Чем опасны алкоголь и наркотики?

3.Вопросы на повторение: 5 мин.

-Из курса основной школы вспомните, что такое социальные нормы?

-Какие социальные нормы вы знаете?

-Чем отличаются правовые нормы от других видов социальных норм?

III. Изучение нового материала.- 25 мин.

1. Социальные нормы, их значение. – 10мин.

Работа с учебником: выписать в тетрадь определение социальных норм.

Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.

З а д а н и е. Изучив материал § 16 стр. 173-174 «Социальные нормы», составить кластер или схему, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.

Ф ункции социальных норм: на доске схема (ученик)

Регулируют общий ход социализации

Контролируют отклоняющееся поведение

Служат образцами, эталонами поведения

Интегрируют индивидов в группы,а группы – в общество.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

1. Как стандарты поведения (обязанности, правила).

2. Как ожидания поведения (реакция других людей).

З а д а н и е. Приведите примеры норм-требований (обязанности одного лица по отношению к другому лицу) и норм-ожиданий (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).

Нормы-правила являются самыми важными нормами общества, они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие единство общества. Нарушение норм-правил обычно влечет за собой суровое наказание. Нормы-правила включают законы, запрещающие такие поступки, как убийство и похищение людей.

Менее важные нормы названы нормами-ожиданиями, их нарушение не приведет к суровому наказанию. Нарушение некоторых норм-ожиданий, например, употребление вилки вместо ложки или появление на улице в купальном костюме, не всегда вызывает даже замечание.

2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль. – 10 мин.

Отклоняющееся поведение.

1) поведение которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Девиантное поведение

Делинквентное поведение

отклонение, не влекущее уголовное наказание

это серьезное правонарушение-преступление, влекущее уголовную ответственность

Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.

УК РФ выделяет следующие виды преступлений:

— Против личности

— В сфере экономики

— Против общественной безопасности и общественного порядка

— Против государственной власти

— Против военной службы

— Против мира и безопасности

Задание – стр. 182 – работа с документом «Девиантное поведение: благо или зло»

Ответьте на вопросы:

1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.

2. К какому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идём в баню», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?

3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?

4. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

Социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

3. Социальные санкции — 1 мин.

Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

Д.з.-п.16, придумать схему: способы воздействия на детей с девиантным поведением.

Примерная схема:

Литература к уроку:

1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учебник по обществознанию для учащихся 10 кл.М. «Просвещение»,2010.

2. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005

Методическая копилка — Поколение Талантов

ИСКУССТВО — это

1) художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративное искусство, музыка, танец, театр, кино и др. 2) В узком смысле — изобразительное искусство. 

3) Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

 

 Современная энциклопедия

ТВОРЧЕСТВО — это 

деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся  неповторимостью, общественно- исторической уникальностью. Творчество специфично  для человека, т.к.   всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. 

 

Современная энциклопедия 

МУЗЫКА — это

(от греч. musikе, буквально — искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определённой высоты). Музыка — специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С др. разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени Музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и др. характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе Музыки. Вместе с тем Музыка существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны, отобранные музыкальной практикой данного общества.

 
Большая советская энциклопедия

 

МУЗЫКА — это

— вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л. Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство «по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы»‘. 
Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п. 
В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода. 
Многие выдающиеся деятели культуры — и не только композиторы — из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832): «Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она — все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить». 
По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению. 
В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории — интерпретация и исполнительство. По существу, у виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько «авторов», если считать композитора, исполнителя (или исполнителей), а также возможности используемых инструментов. 
В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность. Вот почему понятие фольклора ассоциируется прежде всего с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом.

Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999. 

 

Классификация культурных норм

 

Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Обучаясь нормам, мы одновременно контролируем свое поведение и управляем. Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации.

Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной, если, конечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные.

В норму превращались коллективные идеалы красоты, добра, отваги. В статусе идеала или эталона культурные нормы тут же становились ценностями — особо уважаемыми и почитаемыми представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. В любом обществе ценности оберегаются особым образом. За нарушение норм и попрание ценностей полагались всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм был ориентирован огромный механизм социального контроля. Он действует поныне. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

Культурные нормы являются не только идеалами и эталонами, которые ориентируют людей на то, к чему они должны стремиться, на кого походить, кому или чему подражать. Нормы выступают также в роли запретов. К примеру, в штате США Индиане человек, поевший лука, не имеет права в течение двух часов после этого пользоваться общественным транспортом. В штате Монтана под угрозой тюремного заключения запрещается строить рожи из окна автобуса. В Калифорнии нельзя купить мышеловку, не получив разрешения в полиции.

Таким образом, культурные нормы предстают в двух ипостасях — как разрешение и запрещение. Это не значит, что буквально каждая культурная норма обладает двумя сторонами. Одни нормы выступают только как призывы, советы или пожелания, а другие, напротив, лишь как запрещение что-либо делать.

Практика не выявила, какой вид норм — разрешающий или запрещающий — эффективнее влияет на поведение людей. Иногда они остаются равнодушными к всевозможным призывам и советам, а иногда избегают даже самых строгих запретов. По всей видимости, причину надо искать не в типе культурных норм, а в том, что составляет их мотивационную основу. Это означает, что культурная норма соблюдается тогда, когда индивид заинтересован это сделать. Нет внутренней заинтересованности — и нет исполнения нормы.

Чем древнее цивилизации, тем многослойнее культурные пласты, тем большее количество культурных норм и традиций обнаруживается в этом обществе.

 

Функции культурных норм

 

Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.

С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая курить в учреждениях, администрация накладывает на сотрудников определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют определенную систему взаимных отношений, основанных на правах и обязанностях.

У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому грузины, укладывая ребенка спать, старались — для роста шеи — расположить голову ниже плеч, а негры добивались того же эффекта с помощью специальных колец. Прямые ноги почитались за образец только у европейцев, а кочевники любили кривые ноги, плотно охватывающие круп лошади. У китайцев этнографы обнаружили обычай перебинтовывать девочкам ступни, чтобы они не превышали 8—10 см. У древних майя новорожденной девочке на несколько дней ко лбу и затылку привязывали две плоские дощечки: лоб ребенка становился плоским, отступающим назад. А к ее волосам на уровне глаз подвешивался шарик из каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы здесь стандарты прекрасного.

С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а другие полевой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).

Культурные нормы выполняют функцию не только правил поведения, но также эталонов долженствования — эталона красоты, доброты, храбрости, честности и т. д. Некоторые эталоны в виде требований фиксируются письменно и составляют своды бесчисленных кодексов чести дворянина, самурая, рыцаря и т. д. Другие закрепляются в устном предании народа и передаются из поколения в поколение через рассказы и обучение.

Автор:  Хоменко М.В.

Преподавание в сравнении с правилами – Класс миссис Ричардсон

Перед началом занятий в школе наши комнаты подготовлены, копии сделаны, и наши учительские сердца готовы начать год сильными. Даже с самыми лучшими намерениями и подготовкой наш класс начнет бороться без эффективного плана, чтобы сообщить о наших ожиданиях.

* Ниже приведены партнерские ссылки Amazon.

Начните год, позволив своим учащимся участвовать в процессе управления классом. Вместо учителя составили список того, что должны делать наши ученики , а не , пусть они будут частью формирования ожиданий в классе как группа.

Наша естественная тенденция — вывешивать правила и украшать стены полезными украшениями до начала года. Еще не совсем!

На пустой стене есть место для роста! Оставьте стену доступной для ваших диаграмм или плакатов, как только ваши ожидания в классе будут созданы.

Правила — это просто список того, что мы должны не делать. Ожидания сообщают о желаемом поведении с помощью позитивные рамки и поощрение ответственности. Проще говоря, это позитивный рефрейминг, который задает тон вашей комнате.

Мы должны активно продумать несколько ключевых моментов, прежде чем прыгать на наше классное собрание и формировать ожидания вместе с нашими учениками.

Подумайте об этом:

  1. Каковы ожидания, соответствующие возрасту моих учеников?
  2. На каких трех основных чертах характера я хочу сосредоточиться в этом году?
  3. Какие ожидания я считаю важными для моего класса?

Эти три вопроса станут отличной отправной точкой для начала продуктивного мозгового штурма с учениками по ожиданиям в классе. Даже мои воспитанники детского сада делали это, обещаю!

Мило и просто делает свое дело. Сведите формулировку к минимуму и создавайте ожидания, которые легко запомнить. Вы всегда можете уточнить, когда вы моделируете и практикуетесь в течение учебного года.

Например:

  • Мы несем ответственность
  • Мы уважаем
  • Мы в безопасности
  • Мы будем расти на наших ошибках

Чтение вслух, видеоклипы и другие ресурсы — отличная отправная точка для начала сеанса мозгового штурма в отношении ожиданий в классе. Одна из моих любимых книг, которую я люблю читать вслух, когда мы работаем над этим вместе всем классом, — «Офицер Бакл и Глория».

После того, как вы создали список, с которым согласны класс и учитель, отредактируйте его, сделайте окончательную копию. и разместить в классе для всеобщего обозрения в течение всего учебного года.

Наслаждайтесь этим временем со своими учениками и используйте его как инструмент, чтобы узнать больше о том, что они ценят в безопасном классе. Это верно! Я предлагаю вам отказаться от списка заранее составленных правил, которые вы уже заламинировали, и начать творческую встречу со своими учениками о том, как должен выглядеть и звучать ваш класс! Никогда не знаешь, пока не попробуешь!

прикрепите

ЛЕГКО ПЛАНИРУЙТЕ СВОЙ К-2 ЧТЕНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ​

Хотите использовать последние исследования, чтобы увеличить количество читателей в малых группах? это БЕСПЛАТНО  руководство наполнено интересными идеями, которые помогут им развиваться!

Нормы и ожидания

Браузер не поддерживает скрипт.

Браузер не поддерживает сценарий.

Создание позитивной рабочей культуры

В этом разделе

  • Создание позитивной культуры на рабочем месте
  • Чувство идентичности
  • Общие ценности и допущения
  • Нормы и ожидания
  • Линии связи
  • Сложные субкультуры
  • Непрерывное изменение и развитие

Нормы — это правила, явные или неявные, которые определяют наши ожидания в отношении надлежащего поведения.

Нормы часто настолько рутинны и укоренены, что персонал не осознает своего поведения и действий. Часто это «неписаные правила», которые определяют, как люди что-то делают.

Наличие общих ценностей на рабочем месте влияет на поведение вашей организации и ваших сотрудников, что помогает выработать согласованные нормы и ожидания в вашей организации.

Чтобы эти нормы соответствовали вашей культуре, каждый должен понимать, что на практике представляет собой отличный, хороший и плохой уход и поддержка. Вы также должны установить четкие ожидания относительно того, как сотрудники будут вести себя по отношению друг к другу и к людям, которые обращаются за помощью и поддержкой.

 

Установите нормы и предположения в вашей организации

Убедитесь, что все понимают, что от них ожидается и как они должны вести себя на рабочем месте. Вы должны внедрить это в индукцию, супервизию и постоянное обучение и развитие.

У вас должны быть эффективные процессы управления персоналом, в том числе для управления низкой производительностью.

 

Вспомогательные ресурсы: Рефлексивная практика

Рефлексивная практика может помочь вам взглянуть на свои собственные услуги  и  , увидеть, что делают другие, чтобы вы могли определить области для улучшения.

  • В нашем «Руководстве по качественному и выдающемуся медицинскому обслуживанию» представлены передовой опыт и рекомендации поставщиков медицинских услуг с рейтингами CQC по ключевым направлениям запросов. Он показывает ключевые характеристики, которые отличают рейтинги CQC, чтобы вы могли улучшить свой сервис.
  • Если вы являетесь зарегистрированным менеджером, вы можете получить одноранговую поддержку через вашу локальную сеть зарегистрированных менеджеров. Найдите свою локальную сеть здесь.
  • Также важно делиться передовым опытом в своей команде и признавать, когда сотрудники работают хорошо. В наборе инструментов для управления эффективностью персонала есть раздел, в котором объясняется, как управлять высокоэффективными сотрудниками.

Упражнение

Прочитайте сценарий и ответьте на приведенные ниже вопросы.

Дэвид работает в Harberton Care and Support Services с 1994 года, поддерживая людей по месту жительства, две службы по месту жительства и один дом для престарелых. Он гордится своим лидерством и считает, что культура на рабочем месте положительна, и любой новичок быстро интегрируется в дух службы. Он возлагает большие надежды на своих сотрудников и ожидает, что все сделают все возможное и предоставят услуги очень высокого качества.

Со временем организация выросла из небольшой семейной службы, но теперь, когда в ней работает более 150 сотрудников, все изменилось, и Дэвиду иногда трудно вспомнить имена всех. Были некоторые проблемы с наймом в домах престарелых, но Дэвид объяснил это плохим общественным мнением об уходе на рынке труда.

Тем не менее, Сара, новый операционный менеджер, сообщила о регулярных случаях недобросовестной практики, в том числе о том, что сотрудники забирают людей, которых они поддерживают, к себе домой на чай, а также о ненадлежащем использовании языка.

Она также столкнулась с плохой управленческой практикой с персоналом, например, обмен сменами без уведомления их менеджера. Она выявила низкий моральный дух среди сотрудников, которые не чувствуют поддержки и просто «делают свое дело». Дэвид потрясен, услышав это, и задается вопросом, что пошло не так и как эта культура смогла развиваться.

Служба ухода и поддержки Harberton в последние годы столкнулась с финансовыми трудностями. Рост затрат и снижение гонораров привели к тому, что Дэвид изо всех сил пытался платить своим сотрудникам конкурентоспособную заработную плату. Он гордился прочной традицией обучения персонала, но в последние годы ему пришлось урезать этот бюджет. Теперь Дэвид видит, что и производительность персонала, и ожидания от него заметно снизились.

Для сравнения, относительно новая служба ухода на дому имеет очень позитивную культуру на рабочем месте. Под руководством отличного менеджера текучесть кадров низкая, а моральный дух высокий. Кажется, что повседневные проблемы всегда решаются, а отзывы клиентов и семей/родственников 99% положительных.

Добавить комментарий