Плюсы и минусы
[править]Преимущества метода наблюдения
Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
Оперативность получения информации
Относительная дешевизна метода
[править]Недостатки метода наблюдения
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
Виды экспериментов
[править]Физический эксперимент
Основная статья: Физическое моделирование
Физический эксперимент — способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. В отличие от теоретической физики, которая исследует математические модели природы, физический эксперимент призван исследовать саму природу.
Именно несогласие с результатом физического эксперимента является критерием ошибочности физической теории, или более точно, неприменимости теории к окружающему нас миру. Обратное утверждение не верно: согласие с экспериментом не может быть доказательством правильности (применимости) теории. То есть главным критерием жизнеспособности физической теории является проверка экспериментом.
В идеале, Экспериментальная физика должна давать только
[править]Компьютерный эксперимент
Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие ее параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью. Данный вид эксперимента можно лишь условно отнести к эксперименту, потому как он не отражает природные явления, а лишь является численной реализацией созданной человеком математической модели.
[править]Психологический эксперимент
Основная статья: Эксперимент (психология)
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
[править]Мысленный эксперимент
Основная статья: Мысленный эксперимент
Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности, в которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Как правило, мысленный эксперимент проводится в рамках некоторой модели (теории) для проверки её непротиворечивости. При проведении мысленного эксперимента могут обнаружиться противоречия внутренних постулатов модели либо их несовместимость с внешними (по отношению к данной модели) принципами, которые считаются безусловно истинными (например, с законом сохранения энергии, принципом причинности и т.
[править]Критический эксперимент
Основная статья: Критический эксперимент
Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной. Этот эксперимент должен дать предсказанный результат, который не может быть выведен из других, общепринятых гипотез и теорий.
Опыты и наблюдения на уроках окружающего мира по учебнику О.Т. Поглазовой
Слайд 1
Содержание курса «Окружающий мир» в 3-м классе подчинено общей идее «Всё изменяется под Солнцем».
Изучение природных явлений, процессов, а также свойств веществ требует освоения учащимися опытно-экспериментальной деятельности. Оборудование для проведения опытов продумано так, что не требует сложных приборов, материалов или химической посуды. Используются баллоны из-под напитков, пластиковые стаканчики, вертушки из бумаги или фольги, воздушные шарики, воздушный и водный термометр, морозильная камера холодильника, батарея отопления и другие доступные каждому предметы.
Для формирования понятия температура провели проблемный опыт предложенный в тетради для 3 класса. (слайд 2)
Выполняя этот простой эксперимент, ученики осознают относительность ощущений человеком холода и тепла и приходят к выводу о необходимости объективного измерения температуры воздуха, воды, различных тел специальным прибором – термометром.
Достаточно большое число опытов приходится на тему «Путешествие в мир веществ». На первом уроке в этой теме учитель обращает внимание учеников на аппарат ориентировки (подсказки) в учебнике. На заставке (шмуце) перед изучением темы «Путешествие в мир веществ» есть бордюры из маленьких рисунков, иллюстрации, которые подсказывают учащимся, что и как они будут изучать. (слайд 3)
При изучении темы «Строение вещества» демонстрируется простой опыт: в стакан с водой добавляется несколько капель краски
Для поиска ответа на этот вопрос задаются дополнительные вопросы:
– Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной? (Нет. Вода окрашивается потому, что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.)
– Почему маленькой капельки краски достаточно, чтобы окрасить всю воду? (Значит, в маленькой капле чернил очень много частиц.)
– О чём говорит распространение окрашивания в разные стороны? (Частицы двигаются в разных направлениях)
Каждый ученик многократно наблюдал данный факт, который является доказательством того, что тела (в этом случае – капелька краски и вода в стакане) состоят из мельчайших движущихся частиц, между которыми есть промежутки. Молекулы краски, растворяясь в воде, проникают в промежутки между молекулами воды и окрашивают её.
Шутливые иллюстрации (слайд 5) помогают детям вообразить, как много молекул в твёрдом, жидком и газообразном веществе. Как они непрерывно передвигаются, колеблются, носятся с большими скоростями, сталкиваются и разлетаются в разные стороны.
Пусть группы ребят изобразят движение молекул в веществах, находящихся в разных состояниях.
Перед проведением опытов ребята учатся ставить экспериментальную задачу. Например, выполняя задание тетради (61, слайд 6), учитель спрашивает:
– Какую экспериментальную задачу поставил автор учебника, предлагая нам проделать эти опыты? (Исследовать свойства воздуха.)
Ребята уже знают, что воздух занимает весь предоставленный ему объём, а теперь надо проверить, можно ли изменить объём воздуха.
Для этого нам потребуется воздух в определённом объёме. Это могут быть воздушный шарик и стакан. В стакане ученики изобразят точками молекулы воздуха, которые не дают воде подняться выше – сопротивляются (хотя воде и удаётся немного сжать воздух, потеснить его молекулы.)
Чтобы изменить объём воздуха в шарике, положите на него небольшую книгу. Воздух сопротивляется сжатию (он упругий) и даже восстановит форму шарика после снятия нагрузки.
Так на опыте ребята узнают об упругости воздуха.
Опыт 3 ребята могут провести и дома. (Воздушный шарик надевают на сосуд и ставят в горячую воду. Можно ещё добавить из чайника горячую воду, наблюдая, как шарик поднимается и надувается
Вывод учащиеся проговаривают сами. (При нагревании упругость воздуха увеличивается, при охлаждении – уменьшается.
Дома самостоятельно учащимся доступно исследование превращения воды (слайды 8-10)
По результатам опытов фиксируются выводы: вода замерзает при 0 градусов, лёд легче воды (это было видно, как он плавал на поверхности воды), лёд занимает больший объём, чем вода. Водяной пар не видим.
Опыт по конденсации водяного пара можно продемонстрировать в классе (слайд 11) и обсудить, что происходит с водой. (Здесь в опыте сковорода с кубиками льда играет ту же роль, что и холодный воздух при образовании облаков и дождя. Вода испаряется, пар поднимается и в холодном воздухе превращается в маленькие капельки. Маленькие капельки собираются в большие и выпадают из облаков дождём. Так ученики знакомятся с процессами испарения и конденсации.
За опытами следует вывод: Вода в облаках над морями пресная; соль не испаряется вместе с водой, поэтому испарившаяся вода является пресной.
Самостоятельно проводятся исследования свойств снега и льда (слайды 12-13). Полные стакан со снегом и другой с кубиками льда ставятся в тёплое место, и ребята наблюдают, что растает быстрее (снег или лёд) и в каком стакане окажется больше воды.
Второй опыт позволяет увидеть, что снег и лёд легче воды.
Снеговой покров.
В теме растения зимой проводится опыт (слайд 14), в котором моделируется замерзание древесного сока, содержащего минеральные соли и сахар. Ребята делают вывод: раствор соли и сахара замерзает позже, чем чистая вода. Отсюда следует, что древесные соки могут замерзать только при очень низких температурах. Опыт 2 (слайд 14) позволит ученикам убедиться в том, что хвоинки у ели и сосны даже в сильные морозы не промерзают (не леденеют, остаются гибкими), потому что древесный сок в них содержит много минеральных солей и органических веществ, придающих хвоинкам кисловато-терпкий вкус. Опыт 3 (слайд 14) раскроет ученикам тепловые свойства коры – она плохо проводит тепло и холод, защищает дерево в зимние холода и в жаркое время года. (Зная это свойство, некоторые хозяйки держат на крышках пробку, как своего рода прихватку. Она оберегает их от ожога.)
В теме «Развитие растения» (слайды 15-16) продолжаем развивать умения учащихся наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, воспитываем интерес к исследовательской работе, желание самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.
Понаблюдав за прорастанием семени фасоли, ученики смогут увидеть, как движется, изгибается корешок, как он упрямо ищет почву, чтобы побыстрее погрузиться в неё. Ученики убедятся в том, что, независимо от положения семян, появившиеся из них корешки растут вниз. Разглядывая под лупой кончик корня, ученики могут увидеть корневой чехлик, защищающий корень от повреждений при проникновении в почву, и в корневые волоски.
По заданию 23 (слайд 17) ученики дома определят с помощью линейки глубину проникновения корней (картофель – 50 см, горох – 105 см, корень свёклы может достигать – 165см, полыни – 225 см)
Как видим, достаточно простые опыты позволяют учащимся определять физические свойства веществ и делать выводы по их результатам.
При изучении окружающего мира большое внимание уделяется и наблюдениям. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел , но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал.
Пути развития наблюдательности разнообразны: использование различных средств наглядности, организация наблюдений дома к уроку и на уроке, организация наблюдений при проведении опытов, практических работ, ведение дневников наблюдений, настенных календарей природы, организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.
Традиционно под наблюдением понималось в основном наблюдения в природе. Однако современный предмет «окружающий мир» наряду с естесствознанием включает и обществознание. Следовательно, наблюдения в природе сочетаются с наблюдением за социальным окружением ( как одеваются люди, как ведут себя взрослые и дети а автобусе и др. общественных местах) Интересное наблюдение – наблюдения с целью сравнения поведения человека и животных ( чем дома кормят кошку, что ты ешь сам, напоминает ли поведение животных поведение людей и т.п.)
Наблюдение выступает и как метод исследования, и как метод обучения.
Посредством наблюдений в природе у школьников формируются представления по многим программным понятиям: о временах года, формах рельефа, воде, погодных явлениях, почвах, растениях, животных, деятельности человека в природе и т. п.
Чаще всего непосредственные наблюдения в природе должны предшествовать изучению той или иной темы в классе. Именно на материале предварительных наблюдений в природе строится изучение сезонных изменений (работа по заданиям дневников наблюдений, наблюдения на экскурсиях). Однако в ряде случаев наблюдения в природе полезно осуществлять в процессе изучения соответствующей темы, поскольку углубление знаний идет путем чередования наблюдений и анализа. Не исключены наблюдения и на заключительных этапах изучения темы, например на обобщающих экскурсиях.
Работу по проведению наблюдения мы стараемся превратить в учебно-исследовательскую деятельность , что включает в себя:
- подведение школьников к осознанию цели наблюдений , выясняем , что и для чего мы будем наблюдать
- выдвигаем гипотезу;
- составляем программу наблюдений;
- учимся пользоваться измерительными инструментами
- фиксировать результы наблюдения в таблицу или на график и т. п.
- и анализировать результаты наблюдений
Результаты наблюдений за погодой фиксируются в дневниках наблюдений, в классном календаре природы, где школьники делают короткие записи, зарисовки, составляют числовые таблицы. На экскурсиях практикуются зарисовки, фотографии, записи в тетрадях.
Остановимся подробнее на организации работы с календарём наблюдений.
В традиционной программе ведение календаря природы – практически у каждого учителя вызывала определённые сложности. Учащиеся быстро утрачивали к ней интерес, забывали делать регулярные записи,
В программе Гармония дети начинают вести дневник наблюдений в 3 классе и продолжают в 4 классе (слайд 18). Но дневники эти существенно отличаются. В 3 классе это таблица, включающая следующие столбцы: число месяца, облачность, температуру воздуха, силу ветра , осадки. В 4 классе дети через дневник наблюдений получают первые понятия о графике и диаграмме. В дневнике мы работаем в основном коллективно, в те дни, когда проводится урок окружающего мира, т. к. количество дней соответствует количеству уроков в месяц. Но дети, которые любят эту работу делают такой же календарь, но на целый месяц. На графике дети отмечают дни по горизонтали (ось Х) , по вертикали температуру воздуха (по оси У), а на диаграмме количество ясных и пасмурных дней , количество дней с выпадением осадков и сильным ветром. Обращаем внимание на солнышко в Дневнике наблюдений (слайд 19). В сентябре оно высоко , затем оно становится ниже, глазки его закрываются, природа засыпает и солнышко не греет, оно спит. В январе оно становится активнее и глазки его открываются.
Этап урока, на котором работаем с дневником наблюдений, мы называем «Минуткой календаря». Здесь проверяется правильность заполнения календарей природы, обсуждаются, какие изменения в природе, жизни человека произошли за этот период. Чаще всего эта работа проводится в самом начале урока, но может быть организована и в процессе изучения нового материала, если содержание урока связано с сезонными наблюдениями. Состояние облачности (облачно, ясно, переменно), осадки фиксируются по результатам наблюдений за вчерашний день. Наблюдения за температурой, направлением ветра осуществляются всегда в одно и то же время, например, и до начала занятий – для учащихся второй смены.
Чтобы работать с диаграммой в классе, мы ведём календарь природы. Он представляет собой таблицу по месяцам, включающую те же столбцы: число месяца, облачность, температуру воздуха, наличие и силу ветра, осадки (слайд 20). Рядом, с таблицей прикрепляются кармашки с надписями: «Жизнь растений», «Жизнь животных», «Жизнь человека», в которые дети периодически вкладывают соответствующую информацию (записи на листочках, рисунки, фотографии). Особое место отводится фиксированию результатов наблюдений за продолжительностью дня и ночи (отмечаем по отрывному календарю), а также за изменением фаз Луны (слайд 21).
По окончании месяца на диаграмме фактически получается сводная таблица
погоды за месяц: количество ясных, пасмурных дней, дней с переменной облачностью, дней с осадками, высчитываем среднюю температура воздуха за месяц, самую низкую и самую высокую температу, выясняем продолжительность дня и ночи. По окончании сезона проводится сравнение по месяцам, а затем сравнение сезонов . По графику это легко отследить.
Выясняем:
- когда началась и когда закончилась, например, зима в этом году (признаки начала зимы: установление постоянного снежного покрова, замерзание водоемов; признаки начала весны: появление проталин, прилет грачей), какова
продолжительность зимы; - какой из зимних месяцев был самый пасмурный, снежный, морозный;
- когда были самые короткие дни, обращения внимания на то, что все перечисленные признаки зимы повторяются ежегодно;
- сравнения зимы этого года с зимами прошлых лет (по собственному опыту детей (сравнение 3 класса с 4), учителя, по прошлогоднему календарю природы, на основе климатических данных ближайшей метеостанции, данных многолетних фенологических наблюдений).
Таким образом, если работа по проведению фенологических наблюдений и физических опытов была хорошо организована, она даёт значительный эффект в плане приобщения детей к непосредственному изучению природы, жизни человека, способствуeт развитию наблюдательности, формированию представлений о динамике природных явлений, установлению природных и природно-антропогенных связей (слайд 22).
Как наблюдать за пользователем и использовать его опыт Они являются основателями ActiveComm Labs, которые специализируются на исследованиях пользовательского опыта и человеческого фактора.
Представьте, если бы человек мог узнать о вас почти все, просто взглянув на вас. Он мог определить вашу профессию, взглянув на ваши руки и запястья. Он мог сказать, откуда ты, по твоей одежде и речи. Он мог сказать, что вы любите есть и пить по вашим зубам и губам. С небольшим усилием он мог бы узнать ваши самые сокровенные секреты и узнать вас лучше, чем ваш лучший друг. Это атрибуты Шерлока Холмса, вымышленного частного детектива из литературы рубежа веков. Холмс временами мог казаться супергероем с почти всеведущей силой преступников, которых он преследовал, но его способности были основаны на реальных навыках, которые настоящие детективы оттачивают каждый день.
Несколько месяцев назад мы поделились с вами способом общения с участниками исследования, чтобы помочь им чувствовать себя более комфортно и говорить открыто. В этой статье мы собираемся углубиться в навыки наблюдения, которые действительно могут помочь вам получить максимальную отдачу от вашего исследования.
Подобно навыкам активного слушания, которые мы обсуждали ранее, навыки наблюдения могут помочь вам лучше понять пользователя во время сеанса исследования. Все маленькие биты и кусочки информации, которые излучает человек в любой данный момент, составляют гораздо больше, чем слова, которые они говорят. Невербальное общение может составлять до 93% всего общения с устными словами составляют только 7%. Кроме того, в ActiveComm Labs есть популярная поговорка: «Поведение не лжет». Вам никогда не придется беспокоиться, если человек полностью откровенен с вами или если он неправильно помнит, то, что вы от него наблюдаете, несомненно, то, что он переживает. Объединив информацию, которую вы получаете в результате наблюдения, с вашей способностью общаться с помощью навыков активного слушания, вы получите мощный инструмент для изучения эмоционального опыта, который вы наблюдаете, и по-настоящему подключитесь к пользовательскому опыту.
Акт наблюдения
Существует множество аспектов человеческого поведения, слишком много, чтобы всесторонне наблюдать и записывать их в режиме реального времени. Однако именно благодаря этому огромному количеству информации мы можем получить опыт. Из всех различных типов общения вербальное общение дает людям наибольший контроль. Многие люди чувствуют себя в большей безопасности, общаясь по электронной почте или с помощью текстовых сообщений, а не лично, потому что они нервничают из-за сообщений, которые передают их непроизвольный язык тела и выражение лица. Нам придется выбирать, на какие аспекты наблюдаемого поведения мы будем обращать внимание, исходя из того, что мы ожидаем найти релевантным для пользовательского опыта. С учетом сказанного мы обсудим поведение и то, как его можно наблюдать и интерпретировать. Мы также обсудим, как применять информацию, которую вы собираете с помощью наблюдения, и сочетать эти наблюдения с коммуникативными навыками, такими как активное слушание. Одна вещь, которую следует иметь в виду, узнавая всю информацию, которую вы собираете посредством наблюдения, заключается в том, что крайне важно избегать поспешных выводов. Почти всегда есть альтернативное объяснение любому наблюдаемому поведению; именно здесь проверка посредством связи будет иметь важное значение.
В этой статье мы начнем с наиболее общих форм поведения (физических характеристик) и перейдем к наиболее конкретным (движениям глаз).
Физические характеристики
Физические характеристики включают в себя такие факторы, как рост, вес, телосложение, цвет волос, цвет глаз, цвет лица и так далее. По этим характеристикам можно многое узнать об общем образе жизни человека. Например, человек с мускулистым телосложением, скорее всего, будет регулярно заниматься спортом. Человек со светлой кожей, вероятно, не проводит много времени на солнце. Здоровье волос и кожи может подсказать, какую пищу человек ест и курит ли он. Это все подсказки, которые являются частью общей головоломки. Помните об этих факторах образа жизни, когда вы формируете свои вопросы и интерпретируете ответы, образ жизни нередко влияет на использование продукта.
Персональный стиль
Личный стиль расскажет вам больше об образе жизни человека, а также об его ценностях. Наблюдение за волосами и одеждой человека может сказать вам, как этот человек хочет, чтобы мир воспринимал его. Женщина с гламурной прической, напоминающей голливудскую кинозвезду, — это человек, который заботится о своей внешности и готов тратить деньги на ее достижение. Вдобавок ко всему, разумно думать, что у нее есть средства, чтобы заплатить за дорогой уход за волосами. Человек, одетый в костюм в течение дня, вероятно, имеет работу, на которой он взаимодействует с клиентами, которые рассматривают возможность потратить значительную сумму денег. Человек, одетый в обтягивающую спортивную одежду, скорее всего, проведет некоторое время в тренажерном зале или занимается другой физической активностью. Существует множество различных аспектов образа жизни человека, которые можно почерпнуть из его личного стиля, важно знать об этих вещах и думать о том, что эти наблюдаемые характеристики говорят вам о человеке.
Язык тела
Язык тела отлично подходит для оценки настроения и уровня комфорта человека. Человек, которому удобно, будет казаться расслабленным, возможно, он немного сгорбится в кресле, его руки и ноги будут не скрещены и открыты. Человек, которому неудобно, будет сидеть прямо и часто менять положение, ерзать и скрещивать руки перед собой. Заинтересованный и вовлеченный человек наклонится вперед, буквально на краешке стула; ее тело будет ориентировано на точку интереса. Человек, которому грустно, кажется, поник, голова поникла, веки отяжелели, плечи поникли. Используйте эти подсказки, чтобы скорректировать ваше общение. Постарайтесь заставить нервничающего человека почувствовать себя более непринужденно, признайте, что человек, который расслаблен, будет общаться с вами более свободно, и легко реагируйте на сильные эмоции, такие как печаль или гнев. Все эти действия помогут вам установить взаимопонимание и максимизировать объем информации, которую вы можно получить на исследовательской сессии.
Выражение лица
Выражения лица, как и язык тела, могут предоставить конкретную информацию об эмоциональном состоянии человека. В отличие от языка тела, некоторые элементы выражения лица совершенно непроизвольны и почти мгновенно реагируют на непосредственные переживания человека. Чтобы выучить все различные микровыражения, требуется совсем немного времени, но если вы это сделаете, вы сможете работать как человеческий детектор лжи и даже больше. Вместо того, чтобы копаться в бесчисленном множестве различных типов выражений лица и их скрытого значения, я направлю вас к самому авторитетному в мире доктору Полу Экману. Доктор Экман потратил десятилетия на изучение выражений лица и разработал несколько простых в использовании обучающих программ. Я настоятельно рекомендую эту программу (http://face.paulekman.com/default.aspx) всем, кто больше заинтересован в понимании окружающих вас людей. . Способность понимать выражение лица очень поможет вам, когда вы наблюдаете, как участник исследования взаимодействует с продуктом.
Темп голоса и тон
Темп и тон голоса дополнительно указывают на эмоциональное состояние, а также дают подсказки к конкретным вещам, которые человек считает ценными или интересными. Темп речи укажет на уровень энергии человека, а тон голоса укажет на волнение, печаль, гнев или страх. Кроме того, человек будет склонен подчеркивать слова, которые он считает важными. Например, выслушав рассказ человека о своей жизни и извлекая только те слова, которые он подчеркнул, вы можете составить список, включающий такие слова, как карьера, путешествия, здоровье и семья. Вы можете использовать эти подсказки, чтобы направлять свое общение и извлекать больше информации о человеке, а также заставлять его чувствовать себя более непринужденно, давая понять, что вы понимаете, откуда он. Это также может дать вам подсказки о том, какие функции продукта наиболее интересны участнику.
Движение глаз
Движение глаз является отличным индикатором внимания и может дать ключ к определенным мыслям человека. Куда падает взгляд человека, обычно то, о чем он думает. Если человек постоянно смотрит на часы, можно обоснованно предположить, что он думает о времени, может быть, потому, что ему нужно где-то быть в определенное время, или ему скучно. Движение глаз происходит быстро, и это одно из самых неоднозначных наблюдаемых явлений, поэтому будьте очень осторожны, чтобы не делать поспешных выводов, а также следите за собой достаточно, чтобы знать, смотрите ли вы. Во время исследовательской сессии ищите закономерности в движении глаз. Взгляд человека может быть склонен фиксироваться на частях продукта, которые действительно привлекают его внимание, будь то часть интерфейса или часть корпуса физического продукта или даже реклама веб-продукта. Когда дело доходит до интерпретации движений глаз, простых правил не существует, вам придется подумать о том, что эти движения могут означать, и тесно общаться с человеком, чтобы понять, что на самом деле означают ваши наблюдения. Поскольку движения глаз могут быть очень сложными, не пытайтесь понять их, если вы не находитесь в прямом общении с человеком.
Практика
У меня была одна из лучших в моей жизни наблюдательная практика благодаря работе, которую я выполнял, пока я готовился к получению степени бакалавра, когда мне было всего 19 лет. Эта работа была охранником. В то время я думал о работе как о работе. В конце концов, сколько можно получить, охраняя почти пустое здание всю ночь? С другой стороны, это дало мне первый шанс потренироваться в наблюдении и много-много свободных часов, чтобы отточить свое мастерство.
Как охранник, моей основной работой было наблюдение. Мое обучение сводилось в основном к наблюдению и регистрации характеристик любого подозрительного лица и обращению в полицию, а также к моему начальнику. Оказывается, ответственность, связанная с тем, что я действительно пытался физически сдержать кого-то, была слишком велика, а судебные тяжбы были дороже, чем большинство продуктов, которые могли быть украдены. Я потратил много часов, мысленно записывая рост, вес, цвет волос, цвет глаз, черты лица и многое другое. Имея это в виду, это отличное место для начала вашего обучения.
Когда вы собираетесь развивать свои навыки наблюдения, есть простое упражнение, которое вам может помочь. Когда вы встречаете человека в общественном месте, в то время, когда вы находитесь с этим человеком, посмотрите, что вы можете заметить о нем или о ней. Запишите рост человека, вес, телосложение, цвет волос, цвет глаз, одежду и любые отличительные признаки, как будто вам потом придется описывать человека в полиции. Обратите внимание на важные и красноречивые детали, например, носит ли человек обручальное кольцо. Также обратите внимание на язык тела, выражение лица и движения глаз человека, посмотрите, какую гипотезу вы можете сформировать об его эмоциональном состоянии. Будьте осторожны, не смотрите, пока вы наблюдаете за всеми этими вещами, вы не хотите показаться жутким. Если вы чувствуете себя комфортно, начните разговор и посмотрите, какие из ваших оценок оказались точными. Как только вы почувствуете себя комфортно в этом упражнении, увеличьте ставку и посмотрите, сможете ли вы наблюдать за 2, 3 или 4 людьми одновременно. Выполняя эти упражнения, вы заметите, что ваша способность наблюдать значительно возрастет.
Заключение
Важно помнить, что наблюдение за этими элементами невербальной коммуникации дает ключ к пониманию того, что происходит с человеком. Будьте осторожны и не делайте поспешных выводов на основании увиденного. Вместо этого используйте свои навыки общения, чтобы проверить все, что вы видите. Если человек носит рубашку Billabong, вместо того, чтобы предполагать, что этот человек занимается серфингом, скажите что-то вроде: «Хорошая рубашка, тебе нравится заниматься серфингом». Ответ человека скажет вам, действительно ли он занимается серфингом или позаимствовал рубашку у своей сестры. Навыки активного слушания, которые мы обсуждали в предыдущем посте, могут дать вам рекомендации по реагированию на эмоциональные состояния. Эти навыки мощные и чрезвычайно полезные, используя их, вы обнаружите, что мир откроется, и каждый опыт будет казаться богаче.
Мы в ActiveComm Labs твердо верим в общение и установление личных связей при проведении исследований. Мы также любим говорить об общении и его роли в исследованиях, поэтому мы приглашаем всех связаться с нами, если вам интересно обсудить исследования или общение или узнать больше о нашем подходе к использованию пользовательского опыта.
Искусство наблюдения
Мысль и мнение|Время чтения: 3 минуты
То, что вы видите, не означает, что вы наблюдаете. Разница между видением и наблюдением имеет фундаментальное значение для многих аспектов жизни. Наблюдение — это больше, чем просто видение чего-то, а скорее умственный процесс, включающий как зрительное, так и мысленное восприятие.
В «Скандале в Богемии» Шерлок Холмс учит Ватсона разнице между видением и наблюдением :
«Когда я слышу, как вы приводите свои доводы, — заметил я, — все всегда кажется мне до смешного простым, что Я мог бы легко сделать это сам, хотя при каждом последующем примере ваших рассуждений я сбиваюсь с толку, пока вы не объясните свой процесс. И все же я верю, что мои глаза так же хороши, как и ваши.
– Именно так, – ответил он, закуривая папиросу и падая в кресло. «Вы видите, но не замечаете. Различие очевидно. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из холла в эту комнату.
«Часто».
«Как часто?»
«Ну, несколько сотен раз».
«Тогда сколько их?»
«Сколько? Я не знаю.»
«Именно так! Вы не заметили. И все же вы видели. Это моя точка зрения. Теперь я знаю, что ступенек семнадцать, потому что я видел и наблюдал».
Часто наблюдение включает в себя сознательную или бессознательную связь с чем-то, что мы уже знаем, что подводит нас к интересному вопросу о том, как наш опыт влияет на то, что мы считаем важным или нет. Наш опыт фильтрует то, что мы видим.
Когда мы в чем-то новичок, все наблюдения неожиданны и достойны нашего внимания, но по мере того, как мы узнаем больше об области, мы становимся более разборчивыми в том, что считаем важным и заслуживающим внимания. То же самое верно и в жизни.
***
Наблюдение — это больше, чем визуальные входные данные (как описано в «Искусстве научного исследования»):
Важно понимать, что наблюдение — это гораздо больше, чем просто видение чего-то; это также включает психический процесс. Во всех наблюдениях есть два элемента: а) чувственно-перцептивный элемент (обычно зрительный) и б) ментальный, который, как мы видели, может быть частью сознательным, частью бессознательным. Там, где элемент чувственного восприятия относительно незначителен, часто бывает трудно отличить наблюдение от обычной интуиции. Например, такого рода вещи обычно называют наблюдением: «Я заметил, что у меня начинается сенная лихорадка всякий раз, когда я приближаюсь к лошадям». Сенная лихорадка и лошади совершенно очевидны, это связь между ними, которая может потребовать проницательности, чтобы заметить ее сначала, и это психический процесс, неотличимый от интуиции. Иногда можно провести границу между замечанием и интуицией, например. Аристотель заметил, что, заметив, что светлая сторона луны всегда обращена к солнцу, наблюдатель может внезапно прийти к выводу, что объяснение состоит в том, что луна сияет светом солнца.
О двух типах наблюдения (как указано в «Искусстве научного исследования»):
Клод Бернар различал два типа наблюдения: (а) спонтанные или пассивные наблюдения, которые являются неожиданными; и (b) индуцированные или активные наблюдения, которые преднамеренно ищутся, обычно на основе гипотезы. […] Эффективное спонтанное наблюдение предполагает, прежде всего, замечание какого-либо объекта или события. Замеченная вещь станет значимой только в том случае, если ум наблюдателя сознательно или бессознательно соотнесет ее с каким-либо релевантным знанием или прошлым опытом или если, обдумывая ее впоследствии, он придет к какой-либо гипотезе. В последнем разделе внимание было обращено на тот факт, что разум особенно чувствителен к изменениям или различиям. Это полезно в научном наблюдении, но что более важно и труднее, так это наблюдать (в данном случае главным образом умственный процесс) сходство или корреляцию между вещами, которые на первый взгляд кажутся совершенно не связанными друг с другом.