Чем отличается личность от общества: Личность и общество

Личность и общество


Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется «естественными» качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями.

При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, «деляческими», интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ее обособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума.

Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе «Я-концепции», личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему.

Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становится внутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Статья 11. Правовой режим контртеррористической операции \ КонсультантПлюс

Статья 11. Правовой режим контртеррористической операции

КонсультантПлюс: примечание.

Ответственность за нарушение правового режима контртеррористической операции установлена ст. 20.27 КоАП РФ.

1. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

2. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

3. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

14) ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.

(п. 14 введен Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

4. На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, так и отдельные меры и временные ограничения.

5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные настоящей статьей и статьями 12 — 19 настоящего Федерального закона.

(часть 5 введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

Отношения между личностью и обществом

РЕКЛАМА:

Отношения личности и общества!

Не было бы общества, если бы не было людей, разговаривающих друг с другом, действующих и взаимодействующих, сотрудничающих друг с другом. Но как вести себя в обществе или что правильно и что неправильно в обществе, всему этому нужно учиться в обществе. Каждое общество имеет свой особый набор правил, свои обычаи и традиции, свой набор ценностей и верований, и каждое должно учить своих членов вписываться в общество.

Идея общества подразумевает взаимную отдачу со стороны заинтересованных лиц либо в форме взаимных взглядов, махания рукой, приветствия, рукопожатия, разговора, либо в более тонких формах отдачи и принятия, таких как написание писем, приветствие сезона или фестиваля, отправка и получение подарков, разговоры по телефону, электронная почта, общение в Интернете и участие в общественных делах.

РЕКЛАМА:

Отношения между личностью и обществом можно рассматривать с трех точек зрения:

(i) Функционалист,

(ii) Интеракционист и

(iii) Культура и личность.

РЕКЛАМА:

Функционалистский взгляд: как общество влияет на человека?

Каково отношение личности к обществу? Функционалисты считают личность сформированной обществом под влиянием таких институтов, как семья, школа и рабочее место. Ранние социологи, такие как Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм и даже Карл Маркс, который не был функционалистом, рассматривали общество как существующее отдельно от индивидуума. Для Дюркгейма общество — это реальность; это первое по происхождению и важности для человека.

Углубленное обсуждение Дюркгеймом коллективного сознания показало, каким образом социальные взаимодействия и отношения и, в конечном счете, общество влияют на установки, идеи и чувства индивидуума. Он использовал свою теорию «коллективного представительства» для объяснения явлений религии, самоубийства и концепции социальной солидарности.

Таким образом, Дюркгейма классифицируют как «социального реалиста», поборника «социологизма», поскольку он предлагал тот вид «социального реализма», который придавал окончательную социальную реальность группе, а не индивидууму. Концепция Дюркгейма оставляла мало места для индивидуальной инициативы и свободы.

РЕКЛАМА:

В отличие от Огюста Конта (известного как отец социологии), который рассматривал индивида как простую абстракцию, Дюркгейм придерживался несколько более существенной позиции, согласно которой индивидуум подвергался групповому влиянию и социальному наследию. В социологическом кругу это был «насущный вопрос» (индивидуум против общества) дня.

То, какое значение общество имеет для формирования индивидуальной личности, ясно видно на примере изолированных и диких детей (детей, выросших в компании животных, таких как медведи и волки). Упомянутые ранее исследования одичавших детей (Анна, Изабель, Камла, Раму и др.) ясно продемонстрировали важность социального взаимодействия и человеческих ассоциаций в развитии личности.

Взгляд интеракционистов: как устроено общество?

Как человек помогает в построении общества? Для интеракционистов именно взаимодействие людей формирует общество. Главным сторонником этого подхода был Макс Вебер (теоретик социального действия), который сказал, что общество построено из интерпретаций индивидуумов.

РЕКЛАМА:

Структуралисты (или функционалисты) склонны подходить к отношениям Я (индивидуума) и общества с точки зрения влияния общества на индивида. Интеракционисты, с другой стороны, склонны работать от себя (индивидуума) «вовне», подчеркивая, что люди создают общество.

Эту точку зрения иногда называют «символическим интеракционизмом». У. И. Томас, Джордж Мид и Герберт Блумер были самыми влиятельными фигурами среди интеракционистов. Другими недавними подходами, которые также делают акцент на личности, являются этнометодология и феноменология, которые в основном представляют собой философскую перспективу.

Символический интеракционизм подчеркивает важность символических средств коммуникации — языка, жестов, одежды и т. д. Интеракционисты полностью признают, что общество действительно ограничивает и формирует индивидуумов, но они также считают, что всегда существует возможность для некоторого «творческого» действия (У. И. Томас). .

Выдающийся теоретик прошлого века Талкотт Парсонс (1937, 1951) игнорировал американских сторонников символического интеракционизма и пытался в своей теории сделать попытку грандиозного синтеза индивидуального действия и крупномасштабной структуры. Но его акцент был сделан на крупномасштабной структуре (обществе).

РЕКЛАМА:

Он считал, что именно структура общества определяет роли и нормы, а культурная система определяет конечные ценности целей. Его теория подверглась резкой критике со стороны Джорджа Хоманса (1961). В своем президентском обращении (1964 г.) «Возвращение человека обратно» Хоманс вновь установил необходимость изучения индивидуальных социальных взаимодействий, строительных блоков общества.

Недавно известный теоретик Энтони Гидденс (1984) не согласился с идеей некоторых социологов о том, что общество существует помимо индивидуумов. Он утверждает: «Человеческие действия и их реакции являются единственной реальностью, и мы не можем рассматривать общества или системы как имеющие существование помимо индивидуумов».

Взгляд на культуру и личность: как личность и общество влияют друг на друга? Или как взаимодействуют личность и общество?

РЕКЛАМА:

Оба приведенных выше представления неполны. На самом деле не общество или индивидуум, а общество и индивидуум помогают понять реальность в целом. Крайний взгляд на личность или общество уже давно отброшен. Ибо социологи — от Кули до наших дней — признали, что ни общество, ни индивидуум не могут существовать друг без друга и что в действительности они являются разными аспектами одного и того же. Многие исследования, проведенные в области социальной/культурной антропологии, подтверждают эту точку зрения.

Эта точка зрения была сформулирована в основном Маргарет Мид, Кардинер и др., которые утверждали, что культура общества влияет на личность (индивида), а личность, в свою очередь, способствует формированию культуры общества. Эти антропологи изучали, как общество формирует или контролирует людей и как, в свою очередь, люди создают и изменяют общество.

Таким образом, в заключение можно констатировать, что отношения между обществом и личностью не являются односторонними. Оба необходимы для понимания любого из них. Оба идут рука об руку, каждый существенно зависит от другого. Оба взаимозависимы друг от друга.

Несколько работ индивидуалистов прошлого и настоящего — Томаса Гоббса (17 век) и Джона Стюарта Милля (19 век) не смогли признать эту взаимозависимость. И сегодня, на основе того же непонимания взаимосвязи ±е, мы слышим долгие отголоски этой «угрозы» социального порядка личности в наших законодательных собраниях, ООН и правозащитных организациях.

РЕКЛАМА:

Эти учреждения и организации рассматривают каждую новую меру социального обеспечения (например, законы MESA или POTA в Индии) как «удар» по свободе. Такого же заблуждения придерживаются такие мыслители, как Бенджамин Кидд и философ Гегель, которые выступают против вышеуказанных взглядов.

По их мнению, личность должна быть подчинена обществу. Они говорят, что человек должен жертвовать своим благополучием за счет общества. Оба эти взгляда являются крайними, которые рассматривают отношения между личностью и обществом лишь с одной или с другой стороны. Но ведь не все гармонично между личностью и обществом. Индивид и общество взаимодействуют друг с другом и зависят друг от друга. Социальная интеграция никогда не бывает полной и гармоничной.

В настоящее время серьезные студенты сомневаются в полезности этих длительных дебатов о личности и обществе.

Добавить комментарий