Чем отличается общение от коммуникации: Чем общение отличается от коммуникации?

Содержание

Чем общение отличается от коммуникации

Важность общения

Постоянные взаимодействия между членами общества обуславливаются на двух уровнях. С одной стороны, это социальная жизнь – то есть жизнь, полезная для общества, с другой стороны – личная жизнь, которую человек выстраивает произвольно в зависимости от своих индивидуальных потребностей в общении. То есть, на первом – социальном – уровне мы все взаимодействуем между собой, вне зависимости от того, хотелось бы нам того или нет.

На этом уровне обеспечивается поддержание общественного устройства и порядка, каждый член общества вносит свой вклад в функционирование этой отлаженной системы, являясь одновременно и потребителем товаров и услуг, и производителем, а также поддерживает институты медицины, образования и правопорядка. Поэтому общение – неотъемлемая часть жизни человека, как социального организма. Многие путают коммуникации и общение. Отличия, между тем, довольно существенны.

Общение – многосложный процесс

В повседневной жизни мы воспринимаем общение как само собой разумеющееся, и не разделяем его на составные части. Мы не задумываемся, например, о своих действиях, когда утром за завтраком просим кого-нибудь поставить поближе сахарницу.

Однако с точки зрения психологии общению можно дать определенную характеристику и выделить основные аспекты. Здесь существуют две разные области – объективная и субъективная. Объективная область общения выражается в фактических связях, таких, как зависимость, подчинение, кооперативность, взаимовыручка. Субъективная область выражается в личностных отношениях участников друг к другу. При этом объективная и субъективная области находятся под непрестанным взаимным влиянием. Общение, как сложный процесс налаживания и поддержания контактов между людьми, осуществляется путем коммуникации, взаимодействия, и взаимовосприятия, и нужно понимать, чем общение отличается от коммуникации.

Коммуникация как часть общения

Коммуникация, как один из аспектов общения, являет собой процесс обмена информацией. Важно усвоить не только чем общение отличается от коммуникации, но и разницу между коммуникацией и другими составляющими общения. В отличие от взаимодействия, она несет чисто теоретический характер, без практических действий и поступков, влияя на взгляды оппонента и мотивируя его к определенной активности. И, в отличие от взаимовосприятия, она не включает в себя субъективных ощущений индивида, хотя может влиять на взаимовосприятие, а также способ и окраска коммуницирования могут изменяться в зависимости от взаимовосприятия. Можно сказать, что коммуницирование – это способ непосредственного влияния людей друг на друга.

Важно понимать, что здесь имеется в виду именно процесс взаимного обмена информацией, который ведет к оптимизации совместной деятельности. Для успешного коммуницирования все участники должны иметь общий свод символов и понятий, быть взаимозаинтересованными, а также сосредоточенными на усвоении и принятии информации. К средствам коммуникации можно отнести устную и письменную речь, невербальное взаимодействие.

Коммуникация и общение – не одно и то же

Чем общение отличается от коммуникации? Коммуникация является всего лишь одной из составляющих многогранного процесса общения. Несмотря на то что она является двусторонним механизмом передачи и принятия информации, она не может описать сложных личностных связей, возникающих между людьми. Коммуникация непосредственно не выражает образность мысли, которая возникает в голове человека относительно своего собеседника. А также она не включает в себя другие проявления человеческого взаимодействия. Оптимизируя совместную деятельность, сама она деятельностью не является, и все поступки выходят за рамки коммуникации. По этой причине, как правило, достичь эффективного коммуницирования намного проще, чем преуспеть в остальных аспектах – для осуществления качественного обмена информацией и идеями существует множество различных инструментов. Чтобы достоверно сообщать о своих намерениях, передавать данные, задавать вопросы, люди пользуются едиными языком, специфическими понятиями, понятными жестами и символами.

Вне зависимости от того, чем общение отличается от коммуникации, это все средства, общепринятые среди конкретной группы лиц, размер которой может быть абсолютно любой – неважно, это два человека, одна семья, спортивная команда, служащие офиса, работники одной сферы, граждане одного государства, носители одного языка, или все люди в мире. Это деление может также не зависеть от временных или территориальных рамок, своя система знаков и выражений может существовать в пределах, скажем, определенной субкультуры.

Коммуникация, взаимодействие и взаимовосприятие как составные части общения

Чтобы понять, чем общение отличается от коммуникации, в чем разница между коммуникацией и другими составляющими общения, нужно рассмотреть еще один важный момент.

Коммуникация, в отличие от полноценного общения, может осуществляться с иллюзорным партнером, например, с животным.

Все мы знаем, что животные поддаются дрессировке. Кроме того, учеными доказано, что многие виды животных понимают человеческую речь и, более того, реагируют на нее сообразно ситуации.

Она возможна даже с неживым объектом, таким, как компьютер, или другой оперативно-вычислительный прибор.

Наглядно показывая, чем общение отличается от коммуникации, таблица приводит для сравнения характеристики различных составляющих общения и их относительность касательно потенциального объекта.

Общение
Составляющая общенияХарактеристикаПотенциальный объект
КоммуникацияОбмен информациейЧеловек, иллюзорный партнер, неживой объект
ВзаимодействиеСовершение действий, направленных на общую активностьЧеловек, иллюзорный партнер
ВзаимовосприятиеФормирование субъективного восприятия и взаимное психологическое влияниеЧеловек

Эффективная коммуникация – составляющая полноценного общения

Эффективность коммуникации складывается из нескольких факторов, степень значения которых нельзя определить однозначно, вследствие индивидуальных особенностей разных людей. На успешность обмена информацией оказывают воздействие доступность и понятность информации, ее ценность, и, как правило, уникальность, а также авторитетность говорящего и персональные симпатии или антипатии. Отличие общения от коммуникации в том, что при полноценном общении происходит не только передача и усвоение определенных посланий, но также деятельность направлена на формирование восприятия одного человека другим, на выстраивание межличностных мостов и на всестороннее развитие отношений.

Коммуникация — Психологос

Коммуникацию чаще иллюстрируют черно-белыми картинками, поскольку эмоции и чувства для коммуникации мало характерны.

Коммуникация — передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе.

К коммуникациям относят деловую переписку, переговоры, межличностную, межгрупповую, публичную, массовую и политическую коммуникацию. В межличностной коммуникации всегда отличают вербальную и невербальную коммуникацию, подчеркивая важность последней.

Понятия «коммуникация» и «общение» в жизни часто употребляют как синонимы, но это не вполне справедливо, между ними есть существенная разница. Бытовое — чаще общение, профессиональное — чаще коммуникация. Бесцельное и без правил — чаще общение, с осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) — чаще коммуникация. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Общение — легкое, неглубокое взаимодействие между людьми и в большей степени обмен эмоционально значимыми сообщениями и чувствами, в том числе чувствами важными и глубокими. Общение — чаще женское. Коммуникация — взаимодействие собеседников, каждый из которых из имеет задачу влияния на другого и знает, у его партнера по коммуникации задача такая же. Эмоции и чувства для коммуникации не то что мало характерны, они скорее не запускают процесс, а являются служебным моментом коммуникации. Коммуникация — чаще мужское. Коммуникатор выразит вам любые чувства, если сейчас они необходимы для решения ситуативной задачи, и не выразит вам чувств никаких, если это в ситуации неуместно.


Коммуникатор — человек со склонностью (задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ. Противоположный тип — простой человек, действующий без цели, по причине, по принципу «потому что». Простой человек хорош в качестве друга и не уместен в деловой обстановке, где требуются выстроенные коммуникации.

Люди общаются, потому что им это нравится и хочется. Основная задача коммуникации — эффективность, эффективная передача нужной информации либо оказание необходимого воздействия.

Общение и коммуникации отличаются использованием манипуляций. В обычном общении манипуляции происходят стихийно, в большей степени от настроения и типа личности общающихся людей, и обычно ими мало осознаются — как и в принципе мало осознается все, что происходит в общении. Говоря метафорически, манипуляций в общении столько же, сколько пыли в воздухе — всегда есть, но у дороги больше, в парке меньше.

Что касается коммуникации, то это взаимодействие, где количество и характер манипуляций строго регламентируется: в сотрудническом взаимодействии, при планировании совместных действий манипуляции исключены практически полностью, в переговорах с конкурентами — разрешены, в полемике — являются основным содержанием взаимодействия.
Говоря метафорически, манипуляций в коммуникации столько же, сколько красящих и ароматических веществ в аптечной и парфюмерной продукции: все выверено до миллиграмма.

Когда разговаривают два человека, один из них может общаться, а другой вести коммуникацию. Когда общаются клиент и психолог во время консультации, клиент обычно общается. А что в это время делает психолог? Психолог в это время ведет профессиональное общение: общение, в котором есть осознанные цели и правила, но в котором, в отличие от коммуникации, особую важность имеют чувства и эмоции.

Теории и модели коммуникации

Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантические шумы — первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. При этом, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.

Факторная модель коммуникации Г. Малецки является одним из многочисленных вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Вивера включила, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов.

В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки — навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах. Освоите главные навыки — будете общаться эффективно, не освоите — будете размышлять «почему у меня не строятся отношения»…


В чем разница между общением и коммуникациями?

Следует ли писать «финансовые сообщения» или «финансовые сообщения»? У вас есть коммуникационная стратегия или коммуникационная стратегия? Даже для носителей английского языка ответ не очевиден, так что давайте проведем небольшое исследование!

Фото предоставлено LoboStudio Hamburg

Следует ли писать «финансовые коммуникации» или «финансовые коммуникации»? У вас есть коммуникационная стратегия или коммуникационная стратегия? Даже для носителей английского языка ответ не очевиден, так что давайте проведем небольшое исследование!

Английский — глобальный язык с множеством вариаций, поэтому все может быть немного неясным, а общий ответ на вопросы по словарному запасу может быть на удивление сложным. В качестве авторитетного источника начнем со словарей.

Словарные определения термина «коммуникация»

Мы просмотрели Оксфордский словарь английского языка для британского английского и Merriam-Webster для американского английского.

Связь

Оксфордский словарь:

  • [массовое существительное] Передача информации или обмен информацией посредством разговора, письма или использования какого-либо другого средства
  • [исчисляемое существительное] Письмо или сообщение, содержащее информацию или новости

Merriam-Webster:

  • Обмен мыслями или мнениями : процесс, посредством которого происходит обмен значениями между людьми через общую систему символов (например, язык, знаки или жесты)
  • Экземпляр переданной информации (например, письмо или телефонный звонок) : письменное или устное сообщение
  • Сообщаемые факты или информация

Средства связи

Оксфордский словарь:

  • Средства передачи или получения информации, такие как телефонные линии или компьютеры
  • [рассматривается как единственное число] Область исследования, связанная с передачей информации

Merriam-Webster:

  • Система (например, телефоны, телеграфы или компьютеры) для передачи информации
  • Функция в промышленной организации, которая передает идеи, политику и заказы
  • Форма множественного числа, но конструкция единственного числа : Искусство, которое имеет дело с эффективным выражением идей и обменом идеями в устной или письменной речи, посредством изобразительного или драматического искусства и которое преподается как комплексная программа на различных уровнях образования в отличие от традиционного отдельного курсы сочинения и речи

Чему мы научились из этого?

«Общение», как имя существительное, представляет собой обмен информацией. Это наиболее распространенное использование слова «общение».

«Связь» в единственном числе относится к технологии, позволяющей общаться, или к области обучения и художественной деятельности.

Однако «общение» также может быть исчисляемым существительным, которое относится к случаю общения, например письму или телефонному звонку. Это усложняет ситуацию.

Отдел коммуникаций, финансовых коммуникаций или коммуникационной стратегии будет заниматься передачей или обменом информацией.

В свою очередь, отдел коммуникаций, финансовых коммуникаций или коммуникационной стратегии будет иметь дело со многими случаями коммуникации или лежащей в их основе инфраструктуры.

Это помогает нам понять смысл, но как правильно его использовать?

Merriam-Webster сообщает нам, что общение на американском английском языке может быть функцией в организации, и упоминает в качестве примера «отдел коммуникаций», но в Оксфордском словаре такого упоминания нет.

Чтобы лучше понять, как используется «коммуникация» и «коммуникация», давайте обратимся к трендам Google.

Как используются слова «общение» и «коммуникации» в английском языке?

Мы пытаемся понять, как «общение» и «коммуникации» используются в бизнес-контексте. Чтобы избежать путаницы со средствами связи или технологическим смыслом коммуникаций, мы решили рассмотреть релевантные фразы, содержащие «связь(и)», а не отдельные слова.

Согласно словарю, «отдел связи» является принятой фразой в английском языке США, так что давайте начнем с нее.

Отдел связи по сравнению с отделом связи

На самом деле в США слово «отдел связи» используется чаще, хотя и незначительно. В Великобритании словосочетание «отдел связи» является более популярным, в то время как Ирландия, Канада и Австралия поддерживают США.

Департамент связи и Департамент связи

Достаточно небольшого изменения формулировки, чтобы изменить результаты в США. В то время как другие англоязычные страны предпочитают использовать словосочетание «отдел связи», в США более популярной фразой является «отдел связи». Может ли быть так, что отдел связи занимается телефонными сетями и оптоволоконными кабелями, а отдел связи больше занимается человеческим обменом информацией в целом?

Коммуникационная стратегия и коммуникационная стратегия

Наше предыдущее исследование показало, что коммуникационная стратегия определяет, что следует сообщать, в то время как коммуникационная стратегия может быть анализом того, какое средство использовать. К счастью, глобальное использование совершенно ясно указывает на то, что «коммуникационная стратегия» является более распространенным выражением.

Корпоративная коммуникация и корпоративная коммуникация

Взгляд на «корпоративную коммуникацию» и «корпоративную коммуникацию» действительно различается по всему миру. Англоязычные страны, такие как Великобритания, Ирландия, США, Канада и Австралия, чаще ищут «корпоративные коммуникации», но здесь все еще сложно сделать вывод. «Корпоративное общение» не является необычным выражением в англоязычном мире, но сообщения и отделы в сфере корпоративных коммуникаций следует называть «корпоративными сообщениями», и это, по-видимому, более распространенное словосочетание.

Странная карта коммуникаций

С их разнообразием использования, сравнение коммуникации и коммуникации по отдельности может быть похоже на яблоки и апельсины, но это распределение в Соединенных Штатах по-прежнему дает нам образец, который слишком странен, чтобы им не поделиться. .

Заключение

Плохая новость заключается в том, что когда речь идет о «общении» и «общении», универсально правильного ответа не существует. Хорошей новостью является то, что использование по всему миру сильно различается, и вы вряд ли ошибетесь, выбрав любой из них.

Однако мы узнали, что вы можете сделать сознательный выбор, чтобы сделать акцент на человеческом обмене информацией или распределении ее экземпляров в зависимости от того, добавляете ли вы букву «S» или нет. Департамент коммуникаций Корнелла дает четкое объяснение своего решения, которое резюмирует этот пункт:

Простой ответ заключается в том, что мы используем термин «коммуникация», чтобы отразить внимание нашего отдела к социально-научному изучению коммуникации, в частности, к процессу с помощью которых люди используют символы, вербальные и невербальные, для создания смысла и формирования отношений с другими людьми лицом к лицу или в опосредованной среде. Это суть того, чему мы учим, исследуем и делаем в нашем отделе. «Связь», напротив, часто используется для обозначения продуктов — сообщений, которые передаются или распространяются, — или оборудования (например, беспроводных или оптоволоконных кабелей), которое осуществляет передачу.

Почему общение не общение

Это «Связь» или «Связь»? Оба правильны, но по-разному. Что у тебя? Изображение © Субхамой Дас

Субхамой Дас

Субхамой Дас

вице-президент по маркетингу и коммуникациям @Accenture | Президент @IABC в Индии

Опубликовано 2 октября 2019 г.

+ Подписаться

Если вы изучаете коммуникацию или являетесь профессионалом в области коммуникации, или вы занимаетесь коммуникацией, возможно, вы использовали термины «коммуникация» и «коммуникация» как синонимы, не заботясь о разнице между ними. Даже любознательные люди в этой профессии редко задаются вопросом или спорят о том, должна ли быть буква «с» после слова «общение». Когда студент говорит, что он/она посещает курс в определенной «Школе коммуникаций», или когда практикующий говорит, что он/она работает «менеджером по коммуникациям», они игнорируют разницу между общением и общением.

Comm Vs Comms

Есть ли вообще разница? Означают ли эти два термина одно и то же или они взаимоисключающие? Это такое большое дело? Давайте попробуем выяснить, что к чему…

Да, очень важно различать термины «коммуникация» и «коммуникация», поскольку они имеют два различных значения:

«Коммуникация связана с обменом символами/сообщениями/значениями между людьми и является наиболее распространенным методом осуществления лидерства. Напротив, коммуникации связаны со средствами, технологиями, каналами и средствами массовой информации, которые люди используют при общении. Коммуникация — это деятельность по созданию стратегических сообщений; коммуникациях — это сосредоточение внимания на методах и каналах, выбранных для передачи сообщения. Коммуникация, наряду с лидерством и управлением конфликтами, являются неразрывно переплетенными элементами внутри организационных процессов, которые влияют на результаты».
[ Справочник по исследованиям по эффективному общению, лидерству и разрешению конфликтов ]

Итак, в следующий раз, когда вы прочитаете описание вакансии, в котором говорится: «Кандидат должен обладать хорошими навыками устной и письменной коммуникации», не забудьте попросить их освежить свои коммуникативные навыки. И если вы опытный профессионал, имеющий причудливое звание, с гордостью заявляющее в LinkedIn, что вы «специалист по коммуникациям», не забудьте быстро исправить это, чтобы избавить себя от смущения из-за лишних «s».

Если вы все еще сомневаетесь, обратитесь к словарю. Согласно Мерриам-Вебстер, «коммуникация» — это «акт или процесс использования слов, звуков, знаков или поведения для выражения или обмена информацией или для выражения ваших идей, мыслей, чувств и т. д. кому-то другому». Это также относится к «сообщению, переданному кому-либо: письмо, телефонный звонок и т. д.». Принимая во внимание, что «коммуникации» определяются тем же словарем, что и «Способы отправки информации людям с использованием технологий».

Различные «школы» связи!

Иногда даже академический мир склонен игнорировать мельчайшую ошибку, которую они совершают в не очень тонкой разнице между изучением связи и связи. Например, два таких известных университета, которые, возможно, неправильно назвали свои школы коммуникаций, — это Университет Говарда (Школа коммуникаций Кэти Хьюз) в Вашингтоне, округ Колумбия, и Сиракузский университет (Школа коммуникаций Нью-Хаус) в Нью-Йорке.

С другой стороны, есть университеты, которые так серьезно относятся к разнице между этими двумя терминами, что посвятили отдельную страницу на своих веб-сайтах, чтобы прямо указать на это. Например, Департамент коммуникаций Корнельского университета объясняет, почему они являются «коммуникациями», а не «коммуникациями», в следующих терминах:

«Вы можете задаться вопросом, почему мы называем себя Департаментом связи, а не связью. Простой ответ заключается в том, что мы используем термин «коммуникация», чтобы отразить внимание нашего отдела к социологическим исследованиям коммуникации, в частности, к процессу, посредством которого люди используют символы, вербальные и невербальные, для создания смысла и формирования отношений с другими людьми лицом к лицу. лицом к лицу или в опосредованной среде. Это суть того, чему мы учим, исследуем и делаем в нашем отделе. «Связь», напротив, часто используется для обозначения продуктов — сообщений, которые передаются или распространяются, — или оборудования (например, беспроводных или оптоволоконных кабелей), которое осуществляет передачу. Хотя это неотъемлемые элементы изучения коммуникации, они не составляют основу нашей программы. Люди склонны использовать эти термины взаимозаменяемо, и даже некоторые факультеты общественных наук, такие как наш, используют в общении «с». Но мы предпочитаем «связь» и, кстати, являемся отделом связи с 1987, когда мы изменили название с Communication Arts, чтобы подчеркнуть нашу ориентацию на научное изучение коммуникации, а не на более прикладное «искусство» коммуникации.
[ Корнельский университет, Департамент коммуникаций ]

В Калифорнийском государственном университете в Сан-Маркосе есть довольно описательная и тщательно проработанная статья для студентов на тему «Коммуникации и коммуникации: в чем проблема?» Чтобы помочь студентам заранее прояснить заблуждение, Кендра Ривера, доктор философии, предлагает следующие определения ученых и экспертов, которые могут быть полезны как профессорам, так и профессионалам:

Общение: 

  • «Как сообщения принимаются и интерпретируются… Общение связано с формированием отношений с другими людьми. Человеческий элемент. Общение — это то, чем мы занимаемся ежедневно». Доктор Вагнер, Университет Ксавьера
  • «Передача информации. Обмен информацией между индивидуумами, например, посредством говорения, письма или использования общей системы знаков поведения». Д-р Ларсон, Университет Юты
  • «Общение — это системный процесс, в котором люди взаимодействуют с символами и через них для создания и интерпретации сообщений» Д-р Джулия Вуд, Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл,

Коммуникации:

  • «Рассылка сообщений… Коммуникация — это технический термин, определяющий акт массовой коммуникации. Это такие вещи, как радиопередачи и технологии». Доктор Вагнер, Университет Ксавьера
  • «Технологии и системы, используемые для отправки и получения сообщений, например, почта, телефон, радио, телевидение и Интернет. Тактика, используемая для реализации маркетинговой стратегии, например, реклама, PR, стимулирование сбыта, мероприятия…» Д-р Ларсон, Университет штата Юта
  • «…Общение – это стратегия и творчество. Сначала происходит планирование и управление, а затем используются коммуникации (через различные средства массовой информации, будь то печать, Интернет или что-то еще), чтобы донести эти сформулированные сообщения». Джошуа Де Лунг, исполнительный редактор, Relatively Journalizing [Источник: Калифорнийский государственный университет в Сан-Маркосе]

Другой ученый, Мишель Мазур, доктор философии. в ее часто цитируемом дискурсе различие между «коммуникацией» и «общением» доходит до шутливого высказывания: «Покупатель, будь осторожен — если ты читаешь статью или думаешь нанять тренера и видишь лишний «S», продолжай если вам не нужно починить телевизор или телефон».

Итак, суть в том, что специалисты по общению должны убрать букву «s» из своих титулов, а преподаватели и студенты по общению должны сделать то же самое для своей школы, факультета или курса обучения — чтобы стать лучшим коммуникатором: -)

  • Уроки выживания при COVID-19

    4 мая 2021 г.

  • Креативный ответ на кризис COVID-19 в бренд-маркетинге

    2 мая 2020 г.

  • Как малый бизнес реагирует на изменение поведения потребителей

    1 мая 2020 г.

  • Жизнь заперта

    17 апр. 2020 г.

  • 32 зараженных коронавирусом слова из словаря Covidictionary

    4 апр. 2020 г.

  • Какой будет наша цифровая жизнь через 50 лет?

    18 ноября 2019 г.

  • Древнее искусство убеждения

    2 сентября 2019 г.

Добавить комментарий