Чем отличаются ощущение и восприятие: В чем разлисие ощущения и восприятия ?

Содержание

Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?

    • Дмитрий Ершов

      Автор Викиум

Когда человек контактирует с внешней средой, происходит познавательный процесс. В это время задействуется внимание, память и такие психические функции, как ощущение и восприятие, которые имеют тесную связь, но при этом отличаются.

Содержание:

  • 1 Что такое ощущение и восприятие?
  • 2 Психология явлений
  • 3 Физиологическая составляющая
  • 4 Разница ощущения и восприятия

Что такое ощущение и восприятие?

Ощущение — это оценка предметов и явлений, отображающаяся в сознании и воздействующая на органы чувств в данный момент. С помощью органов чувств мозг получает информацию об окружающем мире.

Процесс восприятия подразумевает отражение объединенных свойств предметов и явлений во время их влияния на органы чувств. При этом полученная информация объединяется с контекстом благодаря работе мозга.

Психология явлений

Благодаря ощущениям и восприятию человек имеет определенные представления об окружающем мире. Именно с их помощью каждый человек получает информацию о том, что происходит в мире. С помощью восприятия люди могут систематизировать информацию, вводя эти знания в единую психическую систему личности и закрепляя их посредством предметов или явлений.

Познавательный механизм помогает усваивать информацию об окружающим мире, создавая в голове некие ассоциативные связи. К примеру, человек может с легкостью представить, как волны бьются о скалы, или дождь барабанит по подоконнику. Стоит отметить, что процесс познания имеет субъективный характер, так как каждый человек чувствует и воспринимает мир по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями склада ума, полученным опытом, чувствами.

Физиологическая составляющая

Ощущение — явление, которым обладают абсолютно все млекопитающие. Данный процесс происходит благодаря рецепторам, которые воспринимают раздражение. По этому критерию ощущение делится на такие виды:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • обонятельное;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • кинестетическое.

Разница ощущения и восприятия

Разница между ощущением и восприятием состоит в том, что при ощущении человек получает информацию окружающего мира с помощью чувств, а при восприятии уже происходит интерпретация полученной информации в мозге, после чего происходит ее объединение с контекстом. То есть, когда человек смотрит что-то в телефоне, к нему поступает информация в мозг через глаза, а уже восприятие помогает человеку разобраться в том, что именно там изображено.

Если при ощущении человек испытывает отдельные чувства, то восприятие помогает создать некий образ. Кроме того, ощущения чаще всего вызываются автоматически и не требуют применения усилий, в то время, как восприятие предполагает некую активность индивида, чтобы исследовать предмет.

В области психологии существует множество примеров отличия двух понятий. Например, когда человек берет в руки банан, он может увидеть какого он цвета, ощутить его вкус, прочувствовать поверхность. При восприятии эти процессы объединяются, что способствует возникновению определенного образа в голове. Далее информация поступает в мозг и человек уже может говорить о том, что банан является сладким фруктом с определенным запахом и вкусом, а также гладким на ощупь. А если он в дальнейшем увидит другой банан, то свяжет с ним уже полученную информацию.

Для того чтобы восприятие, ощущение и другие функции работали отлично, необходимо постоянно тренировать мозг. Это легко делать с помощью тренажеров Викиум.

есть ли разница, сравнение понятий

С самого рождения каждый человек познает мир на различных уровнях. Он воспринимает его с помощью органов чувств, вдыхает, осматривает, осязает. Психологи говорят о том, что эти процессы являются весьма многоплановыми. При этом далеко не каждый человек понимает, чем конкретно ощущение отличается от восприятия. Чтобы разобраться в этих вопросах, стоит учитывать целый ряд особенностей и проанализировать терминологию.

Содержание

Что такое ощущение

Под этим термином понимают психологический процесс, который представляет собой отражение ряда характеристик и состояний внешней среды. Они оказывают значительное влияние на органы чувств человека. Простыми словами, это понятие заключается в выявлении стимуляции человеческим телом изнутри и снаружи.

Ощущение представляет собой процесс, который включает несколько последовательных стадий:

  1. С помощью сенсорных рецепторов человек выявляет стимулы, которые играют роль раздражителей.
  2. Стимулы трансформируются в электрические импульсы, после чего они расшифровываются мозгом.
  3. Электрические импульсы попадают в конкретные части мозга. Там они трансформируются в информацию, и на передний план попадает восприятие.

Если человек потрогает мягкую ткань, сенсорные рецепторы, расположенные на коже, это почувствуют. После чего сенсорная информация трансформируется в нейтронную. Этот процесс именуют трансдукцией. Затем нейронная информация попадет по нервным путям в конкретную часть мозга. Там ощущения будут чувствоваться как касание к ткани.

Мнение эксперта

Карнаух Екатерина Владимировна

Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Тут нужно обозначить 2 ключевых момента. Хотя тело испытывает ощущения в течение суток, в конкретный момент человек чувствует только одно. Это связано с концентрацией внимания. Спустя определенный период человек может вспомнить о других ощущениях. При этом он вызывает в памяти определенный опыт.

При этом важно учитывать, что человек не способен улавливать рентгеновское излучение, радиоволны, паразитов на коже. Также люди не могут улавливать все ароматы вокруг или осознавать каждую приправу в многокомпонентном блюде. В этом отношении животные превосходят людей.

При этом в психологии выделяют ряд порогов измерения выраженности ощущений, которые имеют определенную разницу:

  1. Абсолютный – представляет собой минимальную стимуляцию, которую человек способен определить в половине ситуаций. Это точка, в которой нечто становится ощутимым для чувств. В качестве примера можно привести самый тихий звук, который способен услышать человек, или малейшее касание. То, что за пределами этого порога, остается незаметным.
  2. Разностный – представляет собой минимальную разницу, возникающую между стимулами для организма. Это позволяет определить их как два отдельных ощущения в половине случаев. Например, человек слышит радио в другой комнате, после чего осознает, что был добавлен звук. Разностным порогом называют совокупность изменений, которые требуются для того, чтобы определить их возникновение.
    При этом различие не носит абсолютного характера.
  3. Конечный – представляет собой максимальный объем стимуляции, который способен ощутить человек.

Теория обнаружение сигналов

Если находиться в переполненном зале, в котором между собой говорит сразу много людей, может быть сложно сконцентрироваться на конкретном стимуле – к примеру, на беседе с приятелем. Люди часто вынуждены решать сложную задачу – концентрировать внимание на конкретных вещах. При этом они стараются игнорировать информацию, поступающую в органы чувств.

Если человек пытается этому сопротивляться, он сознательно принимает решение о том, что имеет значение, а что представляет собой фоновый шум. Такую теорию именуют обнаружением сигналов. Человек хочет сконцентрироваться на чем-то конкретном и при этом игнорирует остальное.

Почему ощущения притупляются

Иногда люди сталкиваются с ситуацией, когда сразу обращают внимание на звуки или запахи, но со временем это ощущение проходит. По мере привыкания к тиканию часов или духам человек прекращает их воспринимать. Это получило название сенсорной адаптации. Суть эволюции заключается в том, что в силу сохранения стимула пропадает потребность его все время чувствовать.

Как развивать восприятие ощущений

Если все время тренировать ощущения, можно заметно улучшить память. Человек хорошо запоминает информацию, которая имеет взаимосвязь с органами чувств. К примеру, английские слова можно написать или ярко выделить. Их даже можно «понюхать». При этом память отличается тесной связью с творческим мышлением. Осознанное ощущение помогает развить когнитивные навыки.

Также существует еще одно действенное упражнение. Оно заключается в том, чтобы тренировать одно из чувств. На это достаточно выделять 5 минут. При этом тренировка зависит от органов чувств, потому упражнения отличаются друг от друга:

  1. Зрение – требуется фиксировать внимание только на том, что человек видит. При этом нужно внимательно посмотреть на предмет, его форму, блики и изгибы.
  2. Обоняние – для тренировки восприятия можно открыть холодильник, поочередно брать продукты и нюхать их. Делать это рекомендуется в одиночестве. При этом нужно попытаться сопоставлять и анализировать запахи. Чтобы получить результат, нужно отключить все другие чувства.
  3. Слух – требуется стараться улавливать все звуки. Их нужно сравнивать, переключаясь с одного на другой.
  4. Осязание – необходимо прикасаться к разным объектам. Это может быть бумага, стол, одеяло. Важно постараться определить отличия в ощущениях, задерживаясь в конкретном моменте.
  5. Вкус – стоит пробовать различные продукты в небольших количествах. При этом их не нужно сразу глотать, стараясь распознать все оттенки вкуса. Необходимо сопоставлять разные сорта сыра, мяса, хлеба.

При этом многие интересуются, почему в повседневной жизни не тренируются ощущения. Это связано с тем, что человек делает это неосознанно. Ощущения тренируются только в том случае, если человек обращает на них внимание. Остальное проходит мимо.

Что такое восприятие

Под этим термином понимают чувственное познание окружающих объектов. При этом оно субъективно воспринимается прямым и непосредственным. Если ощущение используется для обнаружения звуковых волн, восприятие применяет мозг для интерпретации звуков – к примеру, гитары. Восприятие окружения людьми и животными имеет различия.

Как тренировать восприятие

Чтобы тренировать восприятие, важно осознавать свои ощущения и чувства. Для этого рекомендуется составить перечень вопросов и постоянно задавать их:

  1. Насколько адекватным является восприятие?
  2. Присутствует ли страх увидеть происходящее?
  3. Ощущается ли окружающая действительность в красках, запахах, формах и движениях?
  4. Много ли присутствует пристрастности с субъективной и эмоциональной точек зрения?
  5. Сколько информации из органов чувств можно получить одновременно?
  6. Является ли восприятие целостным?
  7. Смотрит ли сознание в глубину или находится на поверхности?

Если регулярно отвечать на эти вопросы, удастся значительно поменять свое отношение к восприятию, а потому прокачать его.

Ключевые отличия

Важное отличие между рассматриваемыми понятиями кроется в том, что при ощущении человек получает сведения из окружающего мира посредством органов чувств, а в случае с восприятием информация уже интерпретируется в мозге, а затем объединяется с контекстом. Когда человек смотрит в экран телефона, информация поступает к нему через глаза. При этом восприятие помогает понять, что именно там изображается.

При ощущении человек испытывает конкретные чувства, тогда как восприятие помогает получить определенный образ. К тому же ощущения обычно вызываются автоматически и не нуждаются в усилиях, тогда как восприятие подразумевает определенную активность индивида для исследования предмета.

В психологической сфере существует большое количество примеров отличий этих понятий. Если человек берет банан, он может определить его цвет, почувствовать вкус, ощутить поверхность. Восприятия объединяются, что помогает создать в голове конкретный образ. После этого информация попадает в мозг, и человек может определить запах и вкус, а также гладкость поверхности. Когда человек увидит другой банан, то свяжет с ним полученные сведения.

Ощущение и восприятие представляют собой важные понятия, которые имеют определенные отличия. Они касаются разных психологических аспектов. По сути, ощущение всегда является составляющей восприятия, которое считается более сложным процессом.

Ощущение и восприятие | Введение в психологию

 

Ощущение и восприятие — два отдельных процесса, очень тесно связанных между собой. Ощущение — это информация о физическом мире, получаемая нашими сенсорными рецепторами, а восприятие — это процесс, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения. Другими словами, чувства являются физиологической основой восприятия. Восприятие одних и тех же чувств может варьироваться от одного человека к другому, потому что мозг каждого человека интерпретирует стимулы по-разному в зависимости от обучения, памяти, эмоций и ожиданий этого человека.

Видео 1. Ощущение и восприятие объясняет различия между этими двумя процессами.

Ощущение

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение . Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия называется трансдукция .

Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Видео 2.  Абсолютный Порог Ощущения

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. Следовательно, сообщение воспринято, но по какой-то причине не выбрано для обработки в рабочей или кратковременной памяти. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Копать глубже: бессознательное восприятие

Рисунок 2 . Прайминг можно использовать для повышения производительности интеллектуального теста. Испытуемые, заряженные стереотипом профессора — своего рода интеллектуальным образцом для подражания, — превзошли тех, заряженных антиинтеллектуальным стереотипом. [Фото: Джереми Уилберн]

В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — это простое воздействие (Зайонц, 19 лет).68). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят. Еще одним примером современных исследований бессознательных процессов являются исследования грунтовка . Прайминг обычно опирается на надпороговые стимулы, а это означает, что обмен сообщениями может происходить неосознанно, но все же воспринимается, в отличие от подсознательного обмена сообщениями. Надпороговые сообщения воспринимаются сознательным разумом. Например, в одном исследовании покупатели слушали либо французскую, либо немецкую музыку (надпороговые сообщения) при покупке вина, и продажи из любой страны были выше, когда над головой звучала музыка из той же страны. [1] В известном эксперименте исследовательской группы под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена ​​к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составить предложения на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть после того, как им показывали слова, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью. Подобные праймирующие эффекты были показаны и в других областях. Например, Дейкстерхейс и ван Книппенберг (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%. Оба этих исследования с трудом воспроизводились, поэтому стоит отметить, что полученные выводы могут быть не такими убедительными, как сообщалось изначально.

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как просто заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как Закон Вебера : Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показано в примере. Это идея о том, что большие стимулы требуют больших различий, чтобы их можно было заметить. Например, вашему другу будет гораздо сложнее достоверно определить разницу между 10 и 11 фунтами. (или 5 против 5,5 кг), чем для 1 и 2 фунтов.

Видео 3.  Закон Вебера и пороговые значения 

Попробуйте

Восприятие

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз .

Видео 4.  Обработка снизу вверх против обработки сверху вниз.

Посмотрите на фигуру на рисунке 3 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 3 . Что это за изображение? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 4 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 5 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпечки булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Попробуйте

Внимание и восприятие

Существует еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

В одном эксперименте, демонстрирующем такое явление, как слепота по невнимательности , участников просили наблюдать за изображениями, движущимися по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Видео 5.

Проверьте свои способности восприятия.

Рисунок 6 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивация, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0009 теория обнаружения сигнала

. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

Видео 6.   Теория обнаружения сигналов.

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт.

Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

Рисунок 7 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценить его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Более того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Попробуйте

Обдумайте

Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Глоссарий

абсолютный порог: минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев

восходящая обработка:0003

невнимательная слепота: неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания результат развития более положительного отношения к раздражителю после многократного простого воздействия на него.

восприятие:  способ интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации

прайминг : процесс, с помощью которого недавний опыт повышает доступность черты.

ощущение: что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором осознание

нисходящая обработка: интерпретация ощущений зависит от имеющихся знаний, опыта и мыслей

сенсорная адаптация : снижение чувствительности после длительного воздействия раздражителя

трансдукция: преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия первоначальный стимул и более сильные стимулы требуют, чтобы были замечены большие различия


  1. Норт, А. и Харгривз, Дэвид и МакКендрик, Дженнифер. (1999). Влияние музыки в магазине на выбор вин. Журнал прикладной психологии. 84. 271-276. 10.1037/0021-9010.84.2.271. ↵

Ощущение и восприятие: определения и различия

Представьте, что вы сидите в кофейне. О чем вы думаете, когда представляете это? Запах и вкус кофе? Звуки музыки и людей? Теперь попробуйте представить себе мир без ощущений и восприятий. Вы заходите в кофейню, и что вы можете обонять, пробовать на вкус, слышать, видеть или чувствовать?

Ощущение и восприятие — это наши ключи к пониманию и восприятию окружающего мира.

  • Что такое ощущение и восприятие?
  • Каковы примеры ощущения и восприятия?
  • Какие расстройства влияют на чувствительность и восприятие?
  • Какие факторы влияют на наши ощущения и восприятие?

Сравните и сопоставьте ощущение и восприятие

Чтобы сравнить и сопоставить ощущение и восприятие, мы должны сначала дать определение этим двум терминам.

ощущение — это реакция органа чувств на источник физической энергии или раздражители (Фельдман, 2019).

Восприятие — это организация, интерпретация, анализ и понимание стимулов органами чувств и мозгом (Фельдман, 2019).

Другими словами, чувство что-то означает, что стимул активировал один из ваших органов чувств. С другой стороны, ваш мозг должен принять это ощущение и осмыслить его до 9 часов. 0009 воспринимать что-то. Ощущение и восприятие не совсем различны, одно нужно для другого, и оба участвуют в процессах зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Ваше ощущение настолько хорошо, насколько хорош орган, который его производит. Если у вас ленивый глаз, вы не сможете чувствовать так же хорошо, как человек с двумя хорошо работающими глазами. Тем не менее, вы все еще можете хорошо воспринимать, благодаря тому, что ваш мозг использует зрение здорового глаза и все равно понимает стимулы.

Ощущение и восприятие Примеры

Примеры ощущений и восприятия включают слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. Но мы также знаем, что можем дифференцировать даже за пределами этих пяти чувств в более специфические. Например, осязание включает в себя больше ощущений, таких как боль, зуд и жжение, а вкус включает такие ощущения, как кислое и сладкое и т. д.

Fg. 1 Женщина, нюхающая цветы, Pexels.com

Прослушивание (слух)

Наши уши действуют как органы чувств и обнаруживают давление воздуха или звуковые волны. Высота звуковой волны определяет громкость, а длина определяет высоту тона. Затем наш мозг помогает нам преобразовать звуковые волны в узнаваемый или неузнаваемый звук, например, узнать голос матери или знакомую песню.

Зрение

Наши глаза действуют как органы чувств и обнаруживают световые волны, что приводит к чувству зрения. Расстояние от одного пика до другого, длина волны, определяет оттенок, который мы видим, а высота или амплитуда определяет яркость. Затем наш мозг помогает нам понять то, что воспринимает глаз, и начинает формировать узнаваемую картину нашего окружения.

Прикосновение

Осязание — это восприятие раздражителей через кожу, наш самый большой орган. В целом осязание представляет собой комбинацию давления, температуры и боли. Наш мозг будет принимать эти различные ощущения и придавать им значения, чтобы понять смысл различных чувств. Боль — это способ нашего тела предупредить нас, когда мы соприкасаемся с чем-то опасным.

Вкус

Относится к вкусовым ощущениям. Вкус, как и осязание, представляет собой совокупность различных ощущений; соленое, сладкое, кислое, горькое и пикантное. Вкус, как и другие чувства, развился как функция выживания. Сладкая пища означает источник энергии (например, фрукты). Соленый обычно указывает на наличие необходимых минералов, а кислый может означать потенциально вредную пищу. Горькая пища может быть предупреждением о потенциальных ядах, а острая может означать наличие белка для восстановления тканей.

Обоняние

Запах, как и вкус, представляет собой химическое чувство. Когда мы дышим, наш нос улавливает крошечные молекулы того вещества, которое нас окружает, и они попадают на рецепторные клетки в нашем носу. В отличие от других наших чувств, обонятельные нейроны старше, чем воспринимающая часть нашего мозга — это означает, что наше восприятие исходит из обонятельной коры в нашем носу.

Ощущение и восприятие в психологии

Ощущение и восприятие в психологии известны как психофизика . Психофизика изучает, как связаны физические элементы раздражителей и их психологические аналоги и как они соотносятся друг с другом при ощущении и восприятии. Часто думают, что психофизика была дедушкой психологии, и многие из первых психологов изучали ее.

Например, психофизика изучает, как прослушивание грустной музыки заставляет вас чувствовать или воспринимать окружающие вас вещи как более грустные. Исследователи даже обнаружили, что вы с большей вероятностью воспринимаете средний или нейтральный объект/изображение как пистолет или оружие, когда злитесь.

Гештальт-теорию часто называют тем, на чем построено современное исследование восприятия. Теория гештальта выделяет пять основных способов, которыми люди группируют стимулы вместе, чтобы понять смысл своего восприятия. Пять способов группировки — это сходство, близость, непрерывность, замкнутость и связанность.

Расстройства чувствительности и восприятия

Чтобы понять расстройства чувствительности и восприятия, во-первых, поймите, что сенсорная обработка — это процесс и способность воспринимать и осмысливать сенсорные стимулы. Существует два основных способа обработки сенсорного ввода — восходящий и нисходящий.

Восходящая обработка начинается на сенсорном уровне и доходит до более высокой обработки, чтобы понять смысл стимулов.

Нисходящая обработка строит восприятие на основе сенсорного ввода на основе опыта или ожиданий.

Расстройства сенсорной обработки

Расстройства сенсорной обработки представляют собой тип нарушения ощущений и восприятия, на который в значительной степени влияет восприятие. Это проблема обработки сверху вниз. Люди с расстройством сенсорной обработки могут слишком сильно или недостаточно сильно реагировать на сенсорные стимулы. Важно помнить, что нарушение сенсорной обработки связано не с органом чувств, а с тем, как мозг обрабатывает стимулы.

Нарушения органов чувств

Этот тип расстройства органов чувств является нарушением работы органа чувств и вызывает проблемы с восходящей обработкой. Уровни могут быть разными. Например, возможна частичная или полная потеря слуха или зрения. Первую можно исправить с помощью слуховых аппаратов или очков. Некоторые редкие расстройства или болезни могут привести к тому, что люди перестанут чувствовать боль или чувствовать запах или вкус.

Фг. 2 Женщина, читающая шрифт Брайля, pexels.com

Факторы, влияющие на наши ощущения и восприятие

На наши ощущения и восприятие влияет множество факторов. Абсолютный порог — это наименьшее количество энергетических стимулов, которые могут быть восприняты или обнаружены по крайней мере в 50 процентах случаев. В то время как слово абсолютный создает впечатление «абсолютно» самого низкого уровня обнаружения, мы часто можем обнаружить стимулы ниже абсолютного порога, если обращаем внимание. С другой стороны, некоторые раздражители мы вообще не можем воспринимать, в то время как другие живые существа могут.

Порог различия — это уровень изменения, необходимый в интенсивности стимулов (меньше или больше), чтобы почувствовать, что уровень изменился. Иногда это также называют j просто заметная разница .

Адаптация — еще один важный фактор, влияющий на наши ощущения и восприятие. Адаптация возникает в результате постоянного воздействия определенного стимула, что приводит к уменьшению или понижению восприятия этого стимула. Это можно заметить во время концертов. Поначалу громкая музыка может вас напугать, но со временем вы адаптируетесь к раздражителям. Громкая музыка становится менее пугающей и даже приятной.

Ощущение и восприятие. Ключевые выводы

  • ощущение — это активация органов чувств источником физической энергии или стимулов, а восприятие — это сортировка, интерпретация, анализ и интеграция стимулов с помощью органы чувств и головной мозг.
    • 5 основных чувств: a слух, зрение, осязание, беременность и обоняние.
  • Гештальт-теория определила пять основных способов, которыми люди группируют стимулы вместе для создания восприятий: сходство, близость, непрерывность, завершенность и связанность.
  • Восходящая обработка начинается на сенсорном уровне и доходит до более высокой обработки, чтобы осмыслить стимулы, и t нисходящая обработка строит восприятие на основе сенсорного ввода на основе опыта или ожиданий.
  • Абсолютный порог — это наименьшая величина, которую можно испытать для восприятия или обнаружения не менее чем в половине случаев, а порог различия — это величина изменения, необходимая в интенсивности стимулов (меньше или больше), чтобы ощущение, что уровень изменился.

  • Адаптация возникает в результате постоянного воздействия определенного стимула, что приводит к уменьшению или понижению восприятия этого стимула.


Ссылки

  1. Фельдман, Р. С. (2019). Основы понимания психологии. Образование Макгроу-Хилл.
  2. Майерс, Д. Г. (2014). Психология Майерса для Ap. Стоит Издатели.
  3. Уэсли, А.

Добавить комментарий