Метод наблюдения в психодиагностике: Психодиагностика методом наблюдения

15. Наблюдение как метод психодиагностики.

Основной и очень важный метод. С его помощью можно получить информацию, которую невозможно получить другими способами.

Имеет ряд достоинств, преимуществ:

  1. дает возможность увидеть поведение человека во всей широте проявлений, с разных сторон (можно сделать в естественной обстановке). Это главное преимущество.

  2. В самом процессе наблюдения, в поведении человека можно выделить существенные и второстепенные аспекты поведения, и наблюдать за существенными.

  3. Для проведения наблюдения не требуется получение согласия со стороны испытуемого и установление с ним контакта (в отличие от всех оставшихся методов).

Недостатки:

  1. требуется очень много времени

  2. результаты наблюдения трудно поддаются количественной оценке (формализации), значит, трудно их сравнивать между собой.

  3. крайний субъективизм результатов (психодиагност является в данном случае измерительным инструментом).

Наблюдение — не пассивный акт запечатления увиденного, все проходит через призму наших установок.

Мы получаем то, что хотели получить, мы воспринимаем людей в соответствии с нашими ожиданиями.

Результаты зависят от опыта, умения психодиагноста, его личностных особенностей.

Метод наблюдения дает информацию и о психодиагносте, даже больше, чем о том за кем наблюдает.

Обойтись без наблюдения психодиагност не может. Точность результатов зависит от соблюдения строгих требований к наблюдению.

В 1925 году — впервые Басов предложил «Методика психологических наблюдений за детьми».

В 1950 году — Кеттелом сформулированы требования к методу наблюдения.

Требования, которые должны удовлетворять наблюдения.

  1. поведение испытуемого должно оцениваться во многих его ролях и ситуациях с разных сторон.

  2. наблюдатель должен проводить с испытуемым очень много времени (не менее 2-3 месяцев). Желательно не менее 3-4 сеансов в неделю. Их длительность зависит от цели (от нескольких минут до нескольких часов).

  3. заранее до начала процесса наблюдения должны быть определены те особенности поведения, которые будут фиксироваться, и заранее установлена связь этих симптомов поведения с теми психологическими особенностями, которые психодиагност хочет оценить, используя этот метод.

  4. психодиагност должен быть заранее натренирован в проведении наблюдения.

  5. должны быть исключены ролевые отношения между испытуемым и психодиагностом для беспристрастности.

  6. одновременно за испытуемым должны наблюдать не менее 10 психологов и оценка, которая должна быть получена, должна быть средней из оценок каждого психолога.

Все психологи должны быть независимыми друг от друга. Это повышает эффективность результата (метод оценок).

Особенности психодиагностического наблюдения.

  1. Заранее определены цель, задачи и объект наблюдения.

  2. Заранее выбираются ситуации для наблюдения.

  3. Заранее устанавливается связь внешних поведенческих симптомов с теми психологическими характеристиками, которые психолог хочет оценить. Для того, чтобы потом от поведенческих проявлений перейти к оценке психологических черт.

  4. Определить каким способом будут фиксироваться внешние поведенческие проявления:

Качественно — значит описать словесно отдельные ступени выраженности признака.

Шкала оценки основных признаков личности. Семь признаков по девятиступенчатой шкале проявления.

Количественно описать по методу обозначающему:

  1. числовой метод

  2. графический метод

  3. шкала прилагательных

  4. графический метод дополняет числовой метод: чертят отрезок, делят его не некоторое количество участков

  5. шкала прилагательных отражает либо интенсивность, либо частоту проявления оцениваемого признака.

  • общительный: вполне, средне, умеренно, вовсе не

  • пунктуальность: всегда, обыкновенно, средне, иногда, никогда

Существует некоторое количество оценочных шкал — это стандартизированные схемы наблюдения, которые составляются по всем правилам.

Встретившись с типовой задачей, психолог использует оценочную шкалу.

Этот метод наблюдения может использоваться не только профессиональным психологом в отличие от всех остальных психодиагностических методов.

Примером является карта Стотта. Карта наблюдения Стотта.

Учитель может использовать эту шкалу для оценки уровня дезадаптации.

Метод наблюдения в психодиагностике — презентация онлайн

Похожие презентации:

Методы исследования в ЭП. Наблюдение

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии

Наблюдение, как метод психологического исследования

Эмпирические методы психолого-педагогического исследования

Методы психологического исследования

Психодиагностика

Методы психодиагностики

Психодиагностика. Характеристика понятия психодиагностика. Методы психодиагностики

Методы психологического исследования

1. Особенности метода наблюдение

Наблюдение применяется там, где вмешательство
экспериментатора нарушит процесс взаимодействия
человека со средой. Этот метод незаменим в случае,
когда необходимо получить целостную картину
происходящего и отразить поведение индивидов во всей
полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
• непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого
объекта;
• пристрастность (эмоциональная окрашенность)
наблюдения;
• сложность (порой — невозможность) повторного
наблюдения.
Виды наблюдения:
осознанный и
неосознанный.
внешний и
внутренний
естественный и
лабораторный
сплошной и
выборочный
долговременный и
кратковременный
систематический и
несистематический
осознанный и неосознанный. Первый вид изыскания предусматривает организацию
обследования с открытой фиксацией проявлений психической деятельности и
перманентное взаимодействие психолога-наблюдателя и изучаемых людей.
Неосознанный способ подразумевает не афиширование диагностической методики для
объекта;
внешний и внутренний. Для внешнего вида психодиагностики характерен
сбор информации посредством изучения объекта со стороны. Самоличное
изучение исследователем, протекающих процессов в его сознании,
определяется, как внутренний вид;
сплошной и выборочный. Основная первопричина различия двух видов сопряжена с
регистрируемыми объектами. При сплошном виде психолог учитывает весь объем
сведений, полученных принаблюдении. Выборочный тип – это акцентирование внимания
исследователя исключительно на совокупности данных, требуемых для изучаемого
вопроса;
включенный и не включённый. Вид изыскания, подвергающий анализу изучаемую тему
«изнутри», при котором психолог-наблюдатель становится участником исследуемой
группы, называется включенным. Для второго вида свойственно сбор данных «извне»;
долговременный и кратковременный. Первый характеризуется продолжительностью
обследования в течение длительного времени, вплоть до расширения временных рамок
изучения до нескольких лет. Наблюдение кратковременного вида определяется
ограниченным периодом изучения;
систематический и несистематический. В основу этих видов легла
регулярность наблюдения;
рестественный и лабораторный. При естественном варианте изучение и
анализ осуществляется в натуральной среде для человека. Лабораторный
метод предполагает создание искусственной среды для изучения.

4. Психологический эксперимент

— проводимый в специальных условиях опыт
для получения новых научных знаний
посредством целенаправленного
вмешательства исследователя в
жизнедеятельность испытуемого.
-Это упорядоченное исследование, в ходе
которого исследователь непосредственно
изменяет некий фактор (или факторы),
поддерживает остальные неизменными и
наблюдает результаты систематических
изменений.
Научное
качество
психологичес
кого
эксперимента
Объективность
результатов
Надёжность
результатов
Возможности
эксперимента
ограничения
эксперимента
В зависимости от цели исследования различают
поисковый, пилотажный и подтверждающий
эксперименты.
Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной
связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе
исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить
независимую, зависимую и побочные переменные и определить
способы их контроля.
Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии.
Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля
переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые
ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить
методику проведения эксперимента.
Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида
функциональной связи и уточнение количественных отношений между
переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.

English     Русский Правила

12 функций наблюдения в психодиагностике

12 октября 2020 г. Абдулла Сэм

Наблюдение — это наблюдение, которое должно осуществляться естественно или натуралистично, при котором наблюдатель должен быть погружен как в реалистичные, так и в естественные ситуации, которые происходят, и сосредоточиться на событиях, симптомах или чем-то еще. Наблюдения проводятся, чтобы выяснить, как человек ведет себя в определенной ситуации, путем наблюдения за поведением людей в этой ситуации.

Профессионал будет использовать наблюдение, наблюдая за поведением других визуально, записывая информацию о поведении других в качественном или количественном выражении. Методы наблюдения в психологии можно назвать научными, если наблюдение за событиями, симптомами или чем-то еще направлено на интерпретацию, выявление факторов и поиск правил, управляющих ими.

В сущности, наблюдение может стать научным, если наблюдения проводятся систематически кем-то, кто знает, что наблюдается, делает наблюдения непредвзятым образом, точно записывает и классифицирует то, что наблюдается, а затем эффективно сообщает результаты наблюдений.

Между тем, психодиагностика связана с процессом расследования для выявления и понимания психологических переменных и диагноза. Во время своего развития необходимость постановки психологического диагноза существует не только в клинической сфере, поскольку его можно использовать с процессом измерения и использованием различных методов, чтобы иметь возможность понимать и диагностировать психологические переменные.

Тогда каковы функции наблюдения в психодиагностике? Вот полное объяснение.

  1. Получение данных о клинических проблемах

Первая функция наблюдения в психодиагностике — в клинической психологии. Наблюдение в клинической психологии направлено на получение данных о клинических проблемах. Кобен и Свердлик заявили, что наблюдение используется для первоначальной оценки, а также для разработки клинических вмешательств, которые применяются в больницах, тюрьмах, школах и других условиях.

Читайте также:

  • Применение психодиагностики в политике
  • Психодиагностические приложения в экономике
  • Психодиагностические приложения в образовании
  • Психодиагностические приложения в области права
  • Инвентарная позиция в психодиагностике

Методы наблюдения в клинической психодиагностике используются вместе с другими методами, такими как интервью и тесты, для определения подходящих вмешательств для субъекта. Некоторые из преимуществ наблюдения заключаются в выявлении симптомов расстройства, определении уровня расстройства в качестве поддержки в процессе консультирования или терапии или поддержки в процессе психологического тестирования.

  1. Выявление симптомов или симптомов

Метод наблюдения в психодиагностике, а именно теория психологии развития, используется для выявления симптомов или симптомов, возникающих в результате нарушений или проблем развития, особенно у детей. Этот метод необходим, потому что можно измерить поведение детей, которое невозможно измерить с помощью других инструментов психологического измерения.

После получения информации о проблемах, возникающих в результате развития ребенка, затем наблюдение также используется для выявления уровня и уровня или степени нарушения развития, выявления уровня или выявления уровня развития ребенка.

Кроме того, наблюдение также используется для мониторинга и оценки процесса терапии или вмешательства у детей. При наблюдении можно увидеть, насколько дается эффективность терапии, и родители также могут увидеть развитие результатов терапии, которые впоследствии можно использовать в качестве ориентира для внесения более позитивных изменений в развитие детей.

  1. Выявление трудностей обучения

В области педагогической психологии психодиагностическое наблюдение полезно для выявления трудностей в обучении, мониторинга и оценки реализации вмешательств, связанных с трудностями в обучении. Кроме того, наблюдения могут быть сделаны при определении планирования уроков, управления классом, оценки и оценки обучения и даже стать частью методов исследования в мире образования, проводимых экспертами в области образования для наблюдения за естественным поведением учащихся в школе, в классе, поле, музей, окружающая среда и различные другие места.

Наблюдение также может применяться в инклюзивных школах и ускоренных программах, где оно используется для мониторинга и оценки процесса обучения и его результатов. Если проблемы обнаружены, то наблюдение также полезно для определения соответствующих вмешательств в соответствии с проблемой, которая возникает в настоящее время. Помимо того, что он используется для выявления талантов и интересов учащихся, он может способствовать развитию творческих способностей.

  1. Процесс анализа работы

Применение наблюдения в производственной и организационной психологии обычно используется для отбора и оценки личности. Кроме того, это также можно использовать в процессе анализа работы, а также для мониторинга поведения в процессе обучения, например, в классической психоаналитической теории. Коэн и Свердлик также добавили, что в промышленных условиях наблюдение также используется в качестве инструмента для выявления тех, кто демонстрирует способности, соответствующие критериям работы.

  1. Научные интересы

Психодиагностические наблюдения в развитии социальной психологии используются в исследовательских целях. Согласно Тейлору, Пеплау и Сирсу, наблюдение в исследованиях социальной психологии часто осуществляется в форме прямого наблюдения. Например, наблюдение за просоциальным поведением осуществляется в реальной обстановке путем наблюдения за помогающим поведением людей.

Бэйлман сказал, что метод наблюдения полезен для исследований на социальные темы с участием 2 или более участников и исследований с гипотезами, в которых больше внимания уделяется процессу, чем результатам.

Бейкман также сказал, что наблюдения в социальной психологии могут использоваться для различных целей, как экспериментальных, так и корреляционных исследований. Например, использование наблюдения в экспериментальных исследованиях — проблема коформности, приверженности и агрессивного поведения.

  1. Понимание гипотез или идей

Наблюдение в психодиагностике также полезно как средство обобщения гипотез или идей. Наблюдая за детьми, которые свободно играют в игровой зоне, мы можем узнать, какие занятия интересны детям и как они получают удовольствие от того, чем занимаются.

Читайте также:

  • Принципы психодиагностической работы
  • Методы психодиагностики
  • Понятие имиджа в политической психологии
  • Связь социальной психологии с другими науками
  • Связь межкультурной психологии с другими науками

Понимание, полученное в результате наблюдений, может быть использовано в качестве основы для проектирования деятельности, которая будет осуществляться в процессе обучения в школе. Таким образом, мы можем организовать увлекательный процесс обучения для детей, обобщая знания, полученные в результате наблюдений. Есть надежда, что таким образом человек сможет в полной мере воспользоваться преимуществами процесса обучения.

  1. Средства ответа на конкретный вопрос

Наблюдение в психодиагностике также может использоваться как средство для ответа на определенные или конкретные вопросы, например, в методе натуралистического наблюдения в педагогической психологии. Например, если исследователь хочет знать, как официант реагирует на посетителей ресторана, которые дают чаевые, и на тех, кто не дает, то исследователь может создать желаемую ситуацию в эксперименте.

Метод наблюдения будет использоваться для наблюдения за различиями в поведении официантов в этих ситуациях. Другим примером является исследование Мэри Эйнсворт, посвященное депривации матери у младенцев и последующей адаптации ребенка.

Он поместил ребенка, который испытывал материнскую депривацию, а именно в форме внимания и привязанности, в младенчестве, и внимательно наблюдал за несколькими связанными факторами, такими как возраст ребенка на момент разлуки, продолжительность разлуки, а также необходимое альтернативное лечение. .

  1. Обеспечение более реалистичного изображения

Использование наблюдения в психологии может также дать более реалистичную картину события или поведения, чем другие методы сбора информации. Как заявили Гудвин и Дрисколл, с помощью наблюдения можно измерить поведение детей, которое невозможно измерить с помощью других инструментов, например, детей с ограниченными языковыми навыками и с трудом выполняющих бумажные и карандашные тесты.

Еще одно преимущество использования наблюдения за детьми заключается в том, что они меньше беспокоятся или чувствуют угрозу, как это бывает со старшими детьми или взрослыми, даже если они знают, что за ними наблюдают.

Если взрослые знают, что за ними наблюдают, они склонны менять свое поведение и вести себя не так, как обычно, но с детьми такого не происходит. Они могут продолжать вести себя естественно и не отвлекаться от происходящего процесса наблюдения.

  1. Поведение детей

Благодаря наблюдению это позволяет исследователям или практикам лучше понять виды поведения в детской психологии. Например, если воспитатель хочет узнать о понимании ребенком детсадовского понятия числа. Дети дошкольного возраста могут быть в состоянии произнести последовательность чисел от одного до десяти.

Однако понять, действительно ли ребенок может понять понятие чисел, можно, попросив ребенка взять определенное количество кубиков. Кроме того, учитель также может получить представление о чувствах и действиях ребенка при выполнении поставленной задачи.

Читайте также:

  • Позиция психологии развития в области психологии
  • Примеры наблюдений психологии развития
  • Примеры проекционной психологии в повседневной жизни
  • Примеры созерцательных методов в психологии
  • Функция интервью в психологии
  1. Средства оценки

При наблюдении его можно использовать как средство оценки психодиагностики в социальной сфере . Например, оценка учителей в классе, знание реакции учащихся на различные методы обучения, выявление развития двигательного поведения младенцев, знание ситуаций, которые заставляют детей вести себя агрессивно, и многое другое.

  1. Дайте обзор

Наблюдение в психодиагностике также направлено на то, чтобы описать все, что касается объекта исследования, сделать выводы, которые обобщаются в соответствующий отчет, а также могут быть полезны для обучения или изучения материала.

Одна из причин, по которым следует проводить наблюдение, состоит в том, чтобы знать все, что связано с объектом, прямо и ясно, без необходимости догадываться. Наблюдения, сделанные у детей, как правило, более точны, чем у взрослых. Потому что взрослые склонны неосознанно давать ответы, а не то, что они есть.

Другие функции наблюдения в психодиагностике

Помимо некоторых психодиагностических наблюдений, описанных выше, существует еще несколько других функций, таких как:

  • Может сочетаться с другими методами.
  • Содержит описание реальной картины мира.
  • Может быть подтверждено результатами исследований.
  • Отмечены симптомы, которые иногда невозможно объяснить напрямую.

 

Абдулла Сэм
Я преподаватель, исследователь и писатель. Я пишу об учебных предметах, чтобы улучшить обучение студентов колледжей и университетов. Я пишу высококачественные учебные заметки, в основном, о технологиях, играх, образовании, а также о решениях / советах и ​​​​хитростях. Я человек, который помогает студентам приобретать знания, компетентность или добродетель.

Методы наблюдения за поведением — IResearchNet

Наблюдение за поведением — это широко используемый метод оценки поведения. В отличие от других методов поведенческой оценки, большинство из которых основано на восприятии поведения людьми, поведенческое наблюдение включает в себя наблюдение и запись поведения человека в типичной среде (например, в классе). Таким образом, предполагается, что собранные данные более объективны, чем представления. Большинство методов наблюдения за поведением предоставляют количественные и объективные данные, которые можно использовать для определения текущего уровня поведения, постановки целей по улучшению поведения и измерения изменений после планов вмешательства.

В зависимости от характера поведения, вызывающего озабоченность, наблюдателей может интересовать любая одна или комбинация нескольких характеристик, связанных с поведением. Наиболее распространенной наблюдаемой характеристикой является частота, или как часто происходит поведение. Другие характеристики включают величину (насколько интенсивно поведение) и продолжительность (продолжительность поведения). Агент по изменению поведения может быть заинтересован в уменьшении частоты проблемного поведения, уменьшении его интенсивности или сокращении его продолжительности. Независимо от того, какая характеристика наблюдается, важно последовательно измерять эту характеристику на протяжении всего процесса поведенческого вмешательства.

Анекдотическая запись (ABC)

Единственным исключением из предположения о том, что методы наблюдения за поведением дают объективную и измеримую информацию о поведении, является запись отдельных случаев. Анекдотическая запись включает в себя запись и интерпретацию повествования о поведении в течение периода наблюдения с использованием формата предшествующее поведение-последствие (ABC) для интерпретации поведения. Чтобы провести анекдотическое наблюдение, наблюдатель записывает все наблюдаемое поведение, а также то, что наблюдалось до и после поведения. Для этого типа наблюдения важно регистрировать только наблюдаемое поведение. Никаких выводов о поведении делать не следует. Например, если замечено, что учащийся захлопывает книгу, наблюдатель должен записать «захлопнула книгу», а не «ученик расстроен». Либо во время периода наблюдения, либо после него полезно организовать наблюдения в виде диаграммы, которая определяет поведение, предшествующие события (то, что произошло до поведения) или последствия (что произошло в результате поведения). Также полезно отслеживать время, когда наблюдалось поведение.

Анекдотическая запись является предпочтительным методом, когда поведение, вызывающее озабоченность, неясно. Другими словами, если кто-то не уверен в точном характере поведенческого беспокойства, анекдотическая запись позволяет наблюдателю включить наблюдения за всем поведением. Часто это необходимый первый шаг в нацеливании на конкретное поведение для более целенаправленного или структурированного наблюдения. Однако после того, как поведение, вызывающее озабоченность, выявлено, субъективный и пространный характер анекдотических записей делает их непригодными для дальнейшего использования. В этот момент предпочтение отдается методам, которые обеспечивают более количественные и объективные данные. Эти методы обсуждаются ниже.

Методы записи интервалов

Методы записи интервалов производят запись количества интервалов, в течение которых наблюдается поведение. Существует три основных варианта записи интервалов — запись частичного интервала, запись всего интервала и мгновенная выборка времени, — но все они сосредоточены на наблюдении за частотой поведения, и все они используют простые подсчеты «да» или «нет» того, было ли поведение замечено или нет. происходят в течение каждого интервала.

Запись с частичным интервалом

Запись с частичным интервалом начинается с того, что наблюдатель определяет размер необходимого интервала. Размер интервала зависит от характера поведения, но обычно выбирают 30 секунд. Затем наблюдатель создает на листе бумаги сетку ячеек, каждая из которых соответствует одному интервалу. Если наблюдение проводится без помощи компьютерной программы, для измерения интервалов обычно используется секундомер. Наблюдатель начинает наблюдать за студентом или клиентом на наличие целевого поведения. По истечении интервала наблюдатель записывает, происходило ли поведение в течение интервала. Если наблюдения записываются на бумаге, в соответствующем поле будет отмечен X, если поведение имело место. Затем наблюдатель наблюдает за оставшимися интервалами, пока период наблюдения не закончится.

Наблюдатели могут выбрать один из двух вариантов фактической регистрации того, происходило ли поведение в течение интервала. Один из вариантов — выделить заранее определенное количество времени для фактической записи поведения. Например, если продолжительность интервала составляет 30 секунд, последние 5 секунд этого интервала могут быть посвящены записи. В течение этих 5 секунд никакое поведение не записывается. Второй вариант — наблюдать и записывать одновременно. В этом варианте поведение будет наблюдаться в течение всех 30 секунд, и наблюдатель записывает, продолжая наблюдать. Преимущество первого варианта заключается в том, что при записи не пропускается ни одно поведение. Это особенно важно, если одновременно наблюдается более одного поведения. Недостатком, однако, является то, что 5 секунд каждого интервала недоступны для сбора данных. Если наблюдается только одно поведение, если желательно максимальное время наблюдения и если наблюдатель имеет опыт наблюдения за поведением, может быть предпочтительнее вариант наблюдения и записи одновременно.

Запись полного интервала

Запись полного интервала аналогична записи частичного интервала во всех аспектах, кроме одного. При записи с неполным интервалом поведение регистрируется как имевшее место (т. е. в поле ставится X), если оно наблюдалось в любой момент в течение интервала. Например, если поведение, представляющее интерес, бьется головой, оно будет зарегистрировано как имевшее место, даже если оно длилось всего 3 секунды. При записи всего интервала поведение должно иметь место на протяжении всего интервала, чтобы быть записанным как имевшее место. Удары головой в предыдущем примере будут отмечены как произошедшие, только если они продолжались в течение всего 30-секундного интервала.

Интерпретация данных одинакова, независимо от того, используется запись частичного или полного интервала. По окончании периода наблюдения собранные данные агрегируются, чтобы их было легко понять. Это включает в себя добавление количества интервалов, в течение которых происходило поведение, деление суммы на количество наблюдаемых интервалов и умножение на 100. Полученное произведение указывает процент интервалов, в течение которых наблюдалось поведение. Преобразование в проценты позволяет сравнивать интервалы различной длины.

Интервальная запись является предпочтительным методом, когда целевое поведение происходит с умеренной, но постоянной скоростью. Следует отметить, что интервальная запись имеет тенденцию завышать или занижать фактическую частоту поведения, в зависимости от того, используется ли частичная или полная интервальная запись. При записи с неполным интервалом частота поведения имеет тенденцию к завышению. Например, если целевое поведение происходит один раз каждые 30 секунд в течение 5-минутного наблюдения, но каждый экземпляр длится всего 2 секунды, наблюдатель запишет X в каждом поле. Полученный процент равен 100, что интерпретируется как означающее, что поведение имело место в течение 100% наблюдаемых интервалов. Хотя это правда, «100%» завышает фактическое время, которое человек потратил на поведение (которое в данном случае составляет всего 20 секунд из 5-минутного наблюдения). При полноинтервальной записи возможны недооценки. Например, при использовании тех же данных, представленных выше, крестики не будут расставлены ни в одном поле, потому что поведение никогда не длилось весь 30-секундный интервал. Наблюдатель интерпретировал бы эти данные как указывающие на то, что поведение имело место в течение 0% наблюдаемых интервалов. Хотя это верно, это занижает фактическую частоту. Как правило, запись всего интервала используется только тогда, когда важна продолжительность поведения.

Одним из существенных преимуществ использования интервальной записи является то, что она проще, чем некоторые другие методы. В частности, поскольку поведение само по себе не учитывается, наблюдателю нужно только отметить, имело ли место поведение в течение интервала. Независимо от того, сколько раз поведение происходит в течение интервала, в поле отмечен только один X.

Мгновенная временная выборка

Вторым основным типом интервальной записи является мгновенная временная выборка. Как и интервальная запись, временная выборка начинается с того, что наблюдатель определяет размер желаемого интервала. Интервалы обычно короче при выборке по времени, чем при записи с частичным или полным интервалом.

Создана сетка, в которой каждый квадрат представляет один интервал. Наблюдатель начинает наблюдение, запуская таймер, а затем на мгновение наблюдает за студентом или клиентом в конце интервала. Если наблюдаемое поведение имело место в момент наблюдения, в поле ставится X. Сразу следует следующий интервал. Основное различие между интервальной записью и временной выборкой заключается в том, что при интервальной записи записываются все действия, наблюдаемые в течение интервала. При временной выборке записываются только те действия, которые происходят в конце интервалов. Вполне возможно, что какое-то поведение может иметь место в течение каждого интервала, но никогда не будет зарегистрировано как имевшее место, если поведение не происходит в конце интервала. По этой причине временная выборка не является предпочтительным методом для поведения, которое проявляется только кратковременно (например, удары). Это относительно просто, как запись интервала, потому что наблюдатель должен отметить только то, происходило ли поведение в конце интервала. Чтобы интерпретировать данные временной выборки, наблюдатель складывает количество выборок, в течение которых наблюдалось поведение (т. е. количество X), делит сумму на количество наблюдаемых интервалов, а затем умножает это число на 100. результирующая цифра представляет собой процент выборок, в течение которых наблюдалось поведение.

Преимущества временной выборки заключаются в ее относительной простоте (как отмечалось выше) и в том, что между точками выборки наблюдатель может выполнять другие задачи (например, наблюдать за другими людьми поблизости). Основным недостатком временной выборки является то, что очень небольшая часть общего времени наблюдения тратится на реальное наблюдение за студентом или клиентом. Например, если предположить, что «мгновенный» означает 1 секунду, 5-минутное наблюдение, разделенное на 10-секундные интервалы, будет означать, что наблюдатель будет наблюдать 30 раз (т. е. 6 раз в минуту в течение 5 минут) или в течение 30 секунд из 5 минут. Многие виды поведения, которые можно было бы записать в течение этого времени, не записываются, если только они не происходят в конце интервала.

Запись событий или частот

Запись событий или частот включает в себя запись того, сколько раз наблюдается поведение в течение периода наблюдения. Этот тип записи включает в себя подсчет количества отдельных случаев поведения. Наблюдатель, использующий запись событий, записывает время начала наблюдения. Затем наблюдатель отмечает каждый раз, когда поведение либо начинается, либо заканчивается, обычно используя отметки на листе бумаги (если компьютер не используется). В конце периода наблюдения наблюдатель добавляет количество контрольных отметок. Данные можно интерпретировать как количество раз, когда поведение имело место. Если желательны сравнения наблюдений разной продолжительности, данные могут быть записаны как скорость. Например, если за 10-минутное наблюдение произошло 10 действий, частота будет равна 1 поведению в минуту.

Хотя запись события или частоты кажется простой, на самом деле это сложнее, чем интервальная запись или временная выборка. В последних двух методах наблюдатель должен отметить только, имело ли место поведение во время наблюдения. При записи событий наблюдатель должен знать, когда поведение начинается или прекращается. Поэтому крайне важно, чтобы поведенческие определения были написаны достаточно всесторонне, чтобы сделать это определение. Например, если человек занимается самоповреждающим поведением в течение 3 секунд, делает паузу на 1 секунду, а затем возобновляет поведение, считается ли это одним событием или двумя? Ответ должен быть доступен в определении поведения, используемого для целей наблюдения.

Иногда можно использовать запись событий без необходимости присутствия наблюдателя, который действительно видит происходящее. Многие модели поведения производят постоянные продукты, которые можно сосчитать. Примеры включают количество выполненных задач по математике и количество дней, когда учащийся опаздывает в школу (используя данные о посещаемости). Использование постоянных продуктов предпочтительнее живого наблюдения из-за их эффективности и проверяемости. Это особенно верно для поведения, которое происходит очень редко. Редкое поведение очень трудно «уловить» во время наблюдения. С постоянными продуктами поведение можно «наблюдать» постфактум.

Запись событий легко понятна тем, кто не обучен наблюдению за поведением, поскольку она включает в себя подсчет поведения. Предполагая, что определения поведения написаны для различения экземпляров поведения, запись событий является хорошим выбором для регистрации частоты поведения. Его недостатки включают, как упоминалось выше, требование очень точных поведенческих определений и тот факт, что ему не хватает полезности для поведения, которое нелегко подсчитать (например, невнимательность), а также для поведения, которое происходит очень редко (если нет постоянных результатов). от поведения).

Запись продолжительности

Запись продолжительности дает оценку количества времени, которое человек тратит на определенное поведение. Это единственный обсуждаемый до сих пор метод, который позволяет делать утверждения, связанные с процентом времени, затраченного на поведение (хотя данные интервальной записи и временной выборки часто неправильно интерпретируются как означающие это). Запись продолжительности — сложный метод записи, потому что наблюдатель должен отметить, когда поведение начинается и заканчивается. Таким образом, специфичность определения поведения является обязательной для этого метода.

Запись продолжительности начинается с момента, когда наблюдатель наблюдает за началом целевого поведения. Секундомер запускается в это время, а затем останавливается, когда поведение заканчивается. Прошедшее время записывается, и секундомер сбрасывается. Эта процедура продолжается до конца периода наблюдения. После наблюдения общее количество времени, затраченное на поведение, вычисляется путем сложения каждого количества времени для отдельных случаев поведения. Как правило, эта сумма делится на количество экземпляров поведения, чтобы получить среднюю продолжительность каждого поведения. Поскольку каждое записанное количество времени также соответствует одному поведению, запись длительности также предоставляет данные записи событий или частоты.

Запись продолжительности предоставляет очень полезную информацию, но ее сложно использовать. Кроме того, это рекомендуется только в том случае, если продолжительность поведения вызывает беспокойство. Например, такое поведение, как курение или удары, не особенно поддается регистрации продолжительности, потому что больше всего беспокоит частота курения или ударов (а не то, как долго они длятся). Однако для такого поведения, как истерики или мечтательность, целью может быть уменьшение их продолжительности.

Запись с задержкой

Запись задержки — это очень специфический метод наблюдения, который предоставляет информацию о количестве времени, прошедшем между событием окружающей среды и началом или завершением целевого поведения. Чаще всего этот метод используется для определения времени, необходимого человеку для выполнения команды. В этом случае событие среды — это команда, а целевое поведение — соответствие этой команде. Этот метод очень сложен в использовании, потому что не только «соответствие» должно быть очень четко определено, но и событие (то есть команда) также должно быть идентифицируемым.

При записи с задержкой наблюдатель запускает секундомер при подаче команды и останавливает его, когда клиент либо начинает подчиняться, либо полностью выполнил команду. Это выбор наблюдателя, измерять ли время до начала соблюдения или завершения задачи, но любой выбранный метод должен использоваться последовательно. Решение, скорее всего, будет основано на самих командах (т. е. запрашиваемом поведении) и характеристиках клиента. Например, если клиент, как правило, сразу начинает подчиняться, когда его просят почистить зубы, но затем отвлекается и так и не заканчивает задачу, наблюдатель, скорее всего, зафиксирует время до завершения задачи.

Независимо от метода, как только клиент выполнил условие, наблюдатель отмечает прошедшее время и сбрасывает секундомер до следующей команды. Эта процедура повторяется в течение периода наблюдения. После этого наблюдатель добавляет прошедшее время для каждой команды и делит на количество команд. Это дает среднее количество времени для соблюдения. Следует отметить, что для некоторых команд может не выполняться соответствие. В таких случаях наблюдатель замечал, что не было соответствия, и перезапускал секундомер при подаче следующей команды. При интерпретации результатов важно отметить, сколько случаев несоответствия было отмечено.

Другие методы наблюдения

За исключением регистрации длительности и латентности, каждый из описанных выше методов касается поведенческой частоты. Как обсуждалось ранее, наблюдения могут производиться по частоте, величине/интенсивности и продолжительности. Запись продолжительности и запись задержки являются примерами методов измерения продолжительности поведения. Как правило, поведенческая величина/интенсивность оценивается путем присвоения рейтинга величине поведения (иногда это называется поведенческой записью на основе производительности). Оценочные шкалы могут быть разработаны для измерения величины поведения во время конкретного наблюдения.

Допустимость этого метода может быть неизвестна, так как достоверность обычно не определяется для мер, созданных для использования с одним клиентом. Некоторые опубликованные процедуры доступны для определенных видов поведения (например, членовредительства), но чаще всего шкалы создаются для использования с конкретными клиентами. Измерение величины/интенсивности поведения может быть затруднено, поскольку необходимо определить разные уровни величины. Например, если величина/интенсивность социальной изоляции измеряется по шкале от 1 до 4, необходимо записать определения того, какие конкретные модели поведения или характеристики составляют каждый из этих рейтингов.

Помимо измерения частоты поведения, постоянные продукты также могут использоваться для измерения интенсивности поведения. Например, величину или интенсивность трихотилломании (то есть навязчивого выдергивания волос) можно оценить путем измерения размера участков вырванных или тонких волос. Количество ночного недержания мочи можно наблюдать, измеряя размер мокрых пятен на кровати. Такое поведение оставляет постоянные продукты, которые делают ненужным фактическое наблюдение за поведением.

Наблюдение с помощью опубликованных инструментов

Несколько имеющихся в продаже шкал оценки поведения включают формы для наблюдения за поведением. Два из наиболее широко используемых включают Систему оценки поведения детей — 2-е издание (BASC-2) и Систему эмпирически обоснованной оценки Ахенбаха (ASEBA). Система наблюдения за учащимися BASC-2 использует формат моментальной выборки времени для оценки различных неадекватных и адаптивных форм поведения, которые также включены в другие компоненты BASC-2 (например, формы оценки родителей и учителей). ASEBA включает форму прямого наблюдения, которая включает 96 проблемных моделей поведения, которые также представлены в других формах ASEBA. В отличие от системы наблюдения за учащимися BASC-2, форма прямого наблюдения включает в себя наблюдение за учащимся и запись поведения в течение 10-минутного периода, а затем оценку проблемного поведения, наблюдаемого в течение этого времени.

Технология и наблюдение за поведением

Наблюдение за поведением все чаще проводится с использованием различных компьютерных инструментов и программ. Программное обеспечение для персональных компьютеров и портативных устройств часто используется для наблюдений. Эти программы уменьшают количество ошибок наблюдателя (например, наблюдателям предлагается записывать поведение, устраняя необходимость для наблюдателей отслеживать время во время наблюдения), собирают данные, собранные в формате, легко интерпретируемом участвующими специалистами, и позволяют использовать более сложные стратегии наблюдения. Например, некоторые программы позволяют оценивать последовательные условия поведения. Эта возможность позволяет наблюдателю измерить вероятность возникновения определенного поведения с учетом поведения, которое имело место до него. Другими словами, он позволяет прогнозировать поведенческие вероятности.

Проблемы при наблюдении за поведением

Реакция на оценку

Поскольку наблюдатели находятся в физическом присутствии клиента во время сбора данных наблюдения за поведением, сама процедура может изменить поведение клиента. Это называется оценочной реактивностью. Реактивность оценки может значительно повлиять на достоверность данных наблюдения, поэтому необходимо предпринять шаги, чтобы свести к минимуму ее влияние. Наиболее распространенный шаг, описанный в литературе, — дать клиенту время привыкнуть к присутствию и действиям наблюдателя. Привыкание относится к процессу, при котором человек при длительном воздействии раздражителя перестает реагировать на этот раздражитель. В случае поведенческого наблюдения стимулом является наблюдатель, а реакцией является изменение типичного поведения. Привыкания можно добиться, позволив клиенту привыкнуть к присутствию наблюдателя до того, как будут собраны какие-либо данные. Привыкания добиться легче, если наблюдатель максимально ненавязчив. Иногда бывает полезно сесть немного позади, но сбоку от наблюдаемого человека.

Надежность

Надежность относится к согласованности результатов, полученных в результате процедуры оценки, и важна для целей наблюдения за поведением. Существует несколько типов надежности, включая внутреннюю согласованность, повторное тестирование и межэкспертную надежность. Первые два менее применимы, чем третий, для наблюдения за поведением. Что касается надежности повторного тестирования, например, не ожидается, что поведение будет оставаться стабильным с течением времени, поэтому низкая надежность повторного тестирования зависит не столько от используемого инструментария, сколько от оцениваемых характеристик. Однако межэкспертная надежность является важным понятием в поведенческой оценке. Важно, чтобы два наблюдателя договорились о том, имеет ли место целевое поведение. Сильная межоценочная надежность в значительной степени зависит от четких поведенческих определений и всестороннего обучения поведенческих наблюдателей.

Определение поведения

Определения поведения должны иметь несколько характеристик. Они должны быть объективными, четкими и полными. Объективность означает, что определение должно включать только наблюдаемые аспекты поведения. При использовании определения не требуется никаких выводов или суждений. Определение должно быть четким, то есть понятным любому человеку, который захочет проводить наблюдения, используя это определение. Наконец, определение должно быть полным. Он должен очерчивать границы поведения, чтобы можно было принять решение о том, представляет ли конкретное поведение экземпляр наблюдаемого целевого поведения.

Использование результатов наблюдения за поведением

Результаты наблюдения за поведением обычно используются для трех целей, связанных с планированием вмешательства. Во-первых, они используются в качестве основы текущих уровней поведения. Базовый уровень говорит участвующим специалистам, чего ожидать в будущем, если не будет вмешательства в отношении человека. Исходные данные также используются для второй цели, а именно для формулирования целей. Цели должны основываться на текущем уровне поведения. Не использовать исходные данные при формулировании целей — значит ставить перед собой нереалистичные или слишком мягкие цели. Третья цель, для которой используются результаты наблюдения за поведением, заключается в измерении результатов. Если первоначальные данные наблюдения используются для определения базовых уровней поведения и постановки целей, то более поздние данные можно использовать в качестве меры успешности вмешательств. Если данные о проблемном поведении собираются, то при успешном вмешательстве частота, масштабы или продолжительность поведения должны уменьшаться. И наоборот, если данные о соответствующем поведении собираются, число случаев такого поведения должно увеличиваться.

Наблюдения за поведением также проводятся в исследовательских целях. Эти данные могут быть использованы для описания поведения отдельного человека или группы, или они могут быть использованы для измерения изменений в поведении, зависящих от некоторых манипуляций со средой или индивидуального обращения. Иногда в исследованиях используются сложные схемы кодирования для категоризации или описания наблюдаемого поведения, но обычно они включают использование одного или нескольких методов, описанных выше.

Добавить комментарий