Нарушение ощущений — Общие сведения, Причины возникновения. Новосибирск
Общие сведенияОщущение и восприятие тесным образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Ощущением является отражение отдельного чувственного качества или впечатления от окружающего.Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны, составляют сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
Ощущения это отражение в сознании действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений. Нарушения ощущений возникают при следующих заболеваниях психопатологии:
-
Гиперестезия. Нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха.
-
Гипостезия. Понижение общей чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.
-
Анестезия. Утрата тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных расстройств.
-
Сенестопатии
. Необычные комплексные ощущения тела с переживанием перемещения, переливания, перетекания. Пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода и другие нетепичные ощущения. -
Парестезии. Ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Частый случай соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий. Тяжесть под правым подреберьем мне давно знакома, и возникает после жирной пищи, но иногда она распространяется в давление над правой ключицей и в правый плечевой сустав.
-
Фантом-синдром. Возникает у пациентов с отсутствием какой-либо конечности. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или ее движения.
Нарушение ощущения может быть связано с поражением периферических и центральных частей анализаторов и проводящих путей ЦНС. Ощущение боли обычно указывает на раздражение болевых рецепторов болезненным процессом, а также может представлять собой поражение проводящих нервных стволов (фантомные боли). При психическом заболевании ощущения могут формироваться в мозге независимо от информации, поступающей от анализаторов.
Весьма многообразны болевые ощущения при депрессивном синдроме (боли в сердце, в животе, головные и др.). Все эти расстройства бывают причиной длительных и безрезультатных обследований и лечения у терапевта или даже хирурга. Особенности психического состояния во многом определяют порог чувствительности, примерами изменения которого при психических расстройствах являются симптомы общей
Гиперестезия характеризируется общим снижением порога чувствительности, воспринимающееся больным как эмоционально неприятное чувство с оттенком раздражения. Это приводит к резкому повышению восприимчивости даже чрезвычайно слабых или индифферентных раздражителей. Больные жалуются, что не могут заснуть, потому что «будильник тикает прямо в ухо», «накрахмаленная простыня гремит, как трамвай», «луна светит прямо в глаза». Недовольство вызывают явления, прежде просто не замечавшиеся больным, к примеру:
Данное заболевание одно из характерных проявлений астенического синдрома, в составе которого она наблюдается при многих психических и соматических заболеваниях. В качестве основного расстройства гиперестезия выступает при наиболее мягких невротических заболеваниях, например при неврастении.
Гипестезия проявляется снижением чувствительности, проявляющееся неприятным чувством измененности, блеклости, серости окружающего мира. Больные отмечают, что перестают различать оттенки цвета, вкус пищи; звуки кажутся им приглушенными, неинтересными, доносящимися как будто издалека. Гипестезия характерна для состояний депрессии. При этом синдроме она отражает общий пессимистический фон настроения больных, подавление влечений и общее снижение интереса к жизни.
Истерическая анестезия это функциональное расстройство, возникающее у личностей с демонстративными чертами характера непосредственно после действия психотравмы. При истерии возможна как утрата кожной (болевой, тактильной) чувствительности, так и потеря слуха или зрения. Больной совершенно уверен, что имеется грубое расстройство чувствительности.
Области кожной анестезии не всегда соответствуют типичным зонам иннервации. Вместо характерного для полинейропатии сглаженного перехода от здорового участка кожи к нечувствующему дистальному отделу конечности возможна резкая граница. Важным признаком функционального истерического характера расстройств является наличие безусловных рефлексов, например рефлекса «слежения взора» (при сохранении зрения глаза фиксированы на объектах и не могут двигаться одновременно с поворотами головы).
При истерической кожной анестезии возможно атипичное сохранение реакции на холодные предметы при отсутствии болевой чувствительности. При истерическом неврозе анестезия может наблюдаться относительно продолжительное время, однако чаще она возникает у демонстративной личности как преходящая реакция на конкретное психотравмирующее событие.
Парестезии часто вязаны с преходящим нарушением кровоснабжения органа, к примеру:
-
во время сна в неудобной позе;
-
при напряженной ходьбе;
-
у пациентов с болезнью Рейно.
Сенестопатии — симптом психических расстройств, проявляющийся крайне разнообразными, всегда чрезвычайно субъективными, необычными ощущениями в теле, неопределенный, недифференцированный характер которых вызывает у больных серьезные затруднения при попытке точно описать испытываемое чувство. У каждого больного оно совершенно уникальное, не схожее с ощущениями других пациентов.
Познавая происходящее вокруг. Как работает восприятие
Восприятие — это психический процесс, при котором все предметы или явления, действующие на органы чувств человека, воспринимаются им как единое целое, не рассыпаясь при этом на отдельные ощущения.
Каждый день в мире происходит большое количество событий, как положительных, так и отрицательных, прямо или косвенно затрагивающих каждого из нас. То, как мы на них реагируем, очень важно, поскольку это на месяцы или годы вперед может определить основной вектор жизни, карьеры, взаимоотношений, ситуацию в стране и т.д.. Допущенные при этом ошибки могут затормозить жизнь или ухудшить ее качество, в то время как правильные решения приведут к ее улучшению.
В психологии восприятие определяется как отражение целостного образа предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В разные времена восприятие понималось по-разному. Так, в древних цивилизациях, его рассматривали как вид познания, отличный от ощущений. Готфрид Вильгельм Лейбниц определял его как состояние неясного сознания, постепенно переходящего под влиянием внимания в состояние отчетливого и осмысленного осознания предмета. Жан Пиаже считал, что это процесс, подобный решению интеллектуальных задач и зависящий от развития языковых структур или интеллекта. А вот Джером Брунер основывал его на процессе категоризации, — неосознаваемого осмысления и принятия решения об отнесении воспринимаемого к тому или иному классу объектов или процессов.
В конце XIX в. И.П. Павлов показал, что восприятие имеет физиологическую основу — его формируют условные рефлексы, то есть временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.
И. П. Павлов
Источник фото: 24smi.org
А в XX в. известный психолог Джеймс Гибсон обосновал целостный и структурный характер восприятия.
Джеймс Гибсон
Источник фото: monoskop.org
По его мнению, в его основе находятся комплексные переменные стимуляции, специфицирующие для подвижного организма объективные свойства среды, предметов и событий — так называемые градиенты, для усвоения которых не требуется умозаключений или памяти, достаточно простой обработки соответствующей информации.
От раздражителя до головного мозга
Основываясь на теориях И.П. Павлова и Гибсона, механизм работы восприятия можно разделить на два этапа. Все начинается с появления того или иного раздражителя, в роли которого могут выступать движения, эмоциональные переживания, различные мыслительные процессы. Они начинают действовать на нервную систему. Под их влиянием в нервных волокнах центральной нервной системы возникает нервное возбуждение, которое передается в нервные центры, и затем — в головной мозг. Там оно попадает в его сенсорные зоны, связанные с нервными окончаниями, имеющимися в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, в нем формируется и обрабатывается определенная информация. Так возникают ощущения.
Далее происходит формирование и обработка законченного и целостного образа: из сенсорных зон головного мозга возбуждение передается в интегративные зоны, в которых и завершается весь процесс. Именно поэтому интегративные зоны зачастую называют перцептивными, причем их задачи отличаются от задач сенсорных зон. Различия между ними отчетливо обнаруживаются при нарушении деятельности той или иной зоны. Так, при нарушении работы зрительной перцептивной зоны наступает так называемая центральная слепота, то есть человек ничего не видит при полной исправности зрительных органов чувств.
Основополагающее свойство восприятия — это способность к формированию целостного и структурированного образа реального мира. Она проявляется в ходе совместной работы всех органов чувств. «С помощью восприятия формируется образ окружающего нас мира на основе тех данных, которые поставляют органы чувств: зрение, обоняние, вкус, вестибулярная чувствительность, слух, тактильные ощущения от прикосновений», — говорит кандидат психологических наук, сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова А.И. Ковалев. Причем все они так прочно связаны между собой, что единый образ возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.
Для этого необходима спокойная и беспрепятственная передача воспринимаемой информации по всей нервной системе. В случае возникновения экстремальных ситуаций — риска смерти, дефицита или избытка тех или иных веществ или информации, физического или психического воздействия — могут начаться искажения восприятия: расщепление образов, иллюзии, галлюцинации и т.д. В таком случае необходимо принимать соответствующие меры, в том числе и медицинского характера.
Восприятие и социум
Особый интерес представляют эффекты восприятия. Они способны сбить с толку или, наоборот, дать объективную информацию об окружающих людях или происходящем вокруг. Среди таковых можно назвать эффект первичности и новизны — это свойство людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале, если речь идет о незнакомом человеке, или более новой информации, если речь идет о том, кого вы знали раньше. Именно этот и другие эффекты и придают восприятию социальный характер.
Социальность выражается в том, что один человек воспринимает внешние признаки другого, сопоставляет их с его личностными характеристиками и на этом основании пытается понять и спрогнозировать действия и поступки первого. При этом субъект и объект восприятия анализируют не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие. В процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника, а также о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что знание и понимание закономерностей восприятия играет решающую роль в таких областях человеческой деятельности, как искусство, архитектура, дизайн, реклама, парфюмерия, пищевая промышленность, медиаиндустрия и т.д. Большое практическое значение имеет создание мультимедийных систем и систем виртуальной реальности — главным образом, для разработки тренажеров, имитирующих нужные условия.
Поэтому колоссальную значимость приобретает детальное изучение нейрофизиологии и нейропсихологии: зон сенсорных систем, механизмов передачи информации, процессов локализации и идентификации и т.д. Помимо решения прикладных задач в тех или иных отраслях человеческой жизнедеятельности, это может помочь в понимании природы заболеваний и локальных поражений мозга, а также в разработке методов коррекции, усиления и протезирования сенсорных и перцептивных возможностей человека. «Изучение механизма восприятия — это базовый ход для изучения механизма психического отражения окружающей среды», — резюмирует А.И. Ковалев.
Материал подготовлен по открытым источникам.
Фото на странице: mainstyles.ru
Фото на главной странице: mozgokratia.ru
8.1: Ощущение против восприятия — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 134360
Эта страница является черновиком и находится в активной разработке. Пожалуйста, направляйте любые вопросы, комментарии и/или отзывы в ASCCC OERI ([email protected]).
- Несколько авторов
- Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
Цели обучения
- Различать ощущение и восприятие
- Различать нисходящий и восходящий вклад в восприятие
- Опишите ключевые принципы, такие как трансдукция и сенсорная адаптация
Краткий обзор:
Темы ощущения и восприятия являются одними из старейших и наиболее важных во всей психологии. Люди наделены такими чувствами, как зрение, слух и вкус, которые помогают нам воспринимать окружающий мир. Удивительно, но наши чувства способны преобразовывать информацию из реального мира в электрическую информацию, которую может обрабатывать мозг. То, как мы интерпретируем эту информацию — наше восприятие — определяет наше восприятие мира. В этом модуле вы узнаете о биологических процессах ощущения и восприятия, а также о ключевых различиях между этими двумя процессами.
Ощущение и восприятие часто переплетаются, однако между ними есть важные различия. физический процесс, во время которого наши органы чувств — например, связанные со зрением и слухом — реагируют на внешние раздражители, называется ощущением . Ощущение возникает, когда вы пробуете лапшу, чувствуете ветер на лице или слышите автомобильный гудок вдалеке. Во время ощущения наши органы чувств участвуют в трансдукции , преобразовании одной формы энергии в другую. Физическая энергия, такая как свет или звук, преобразуется в форму энергии, которую мозг может понять: электрическую стимуляцию (то есть потенциалы действия). После того, как наш мозг получает электрические сигналы, мы понимаем всю эту стимуляцию и начинаем ценить сложный мир вокруг нас. это психологический процесс — осмысление стимулов — называется восприятием . Именно во время этого процесса вы можете идентифицировать утечку газа в вашем доме или песню, которая напоминает вам о конкретном дне, проведенном с друзьями.
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода, ваши глаза — не единственный способ использовать восходящую обработку. Представьте, что вы идете по лесу и любуетесь деревьями и природой вокруг. Продолжая идти, вы слышите треск и начинаете чувствовать запах горящего дерева. По мере того, как вы продолжаете идти, вы слышите, как люди разговаривают, а треск и запах горящего дерева становятся сильнее, в какой-то момент вы можете понять, что входите в кемпинги, вы не можете видеть кемпинги , но восходящая обработка с помощью других органов чувств говорит вам, что происходит.
С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от имеющихся у нас знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз. Один из способов проиллюстрировать эти две концепции — наша способность читать. Прочтите вслух следующую цитату, изображенную на рис. 8.1.1:
. Рисунок 8.1.1 Пример обработки стимулов.Вы заметили что-нибудь странное, когда читали текст в треугольнике? Вы заметили второе «the»? Если нет, то, вероятно, потому, что вы читали это сверху вниз. Наличие второго «the» не имеет смысла. Мы знаем это. Наш мозг знает об этом и не ожидает, что будет второй, поэтому мы склонны его пропускать. Другими словами, ваш прошлый опыт изменил то, как вы воспринимаете надпись в треугольнике! Начинающий читатель — тот, кто использует подход «снизу вверх», внимательно рассматривая каждую часть, — с меньшей вероятностью совершит эту ошибку. Приведенная выше демонстрация иллюстрирует, как наш опыт может влиять на то, как наш мозг обрабатывает сенсорную информацию.
Другой способ провести различие между восприятием и ощущением заключается в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы обоняния, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть таким: «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла, когда собиралась семья». для отдыха.» Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле, мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени, что известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Когда мы сталкиваемся с сенсорным стимулом, который не меняется, мы перестаем обращать на него внимание. Вот почему мы не чувствуем веса нашей одежды, не слышим гудения проектора в лекционном зале и не видим всех крошечных царапин на линзах наших очков. Таким образом, когда раздражитель постоянен и неизменен, мы испытываем сенсорную адаптацию. Это происходит потому, что если стимул не меняется, наш мозг перестает реагировать на него. Отличным примером этого является случай, когда мы оставляем радио включенным в машине после того, как припарковали ее дома на ночь. Когда мы слушаем радио по дороге домой, громкость кажется приемлемой. Однако на следующее утро, когда мы заводим машину, мы можем быть поражены тем, насколько громко работает радио. Мы не помним, чтобы прошлой ночью было так громко. Что случилось? Мы адаптировались к постоянному раздражителю (громкость радио) в течение предыдущего дня и увеличивали громкость в разное время.
- Разделы «Ощущение» и «Восприятие», адаптированные Исайасом Эрнандесом из «NOBA-Vision»; https://nobaproject.com/modules/sensation-and-perception
- раздела «Видение», адаптированные Исайасом Эрнандесом из «Ощущения против восприятия»; https://www.oercommons.org/courses/i…erception/view
Эта страница под названием 8.1: Sensation vs Perception распространяется под смешанной лицензией и была создана, изменена и/или курирована несколькими авторами (ASCCC Open Educational Resources Initiative (OERI)).
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
- Лицензия
- Смешанный
- Программа OER или Publisher
- Программа ASCCC OERI
- Показать оглавление
- да
- Сцена
- Проект OERI
- Теги
5.1 Ощущение и восприятие – Психология – 1-е канадское издание
- Обзор и обобщение возможностей и ограничений человеческого восприятия.
- Объясните разницу между ощущением и восприятием и опишите, как психологи измеряют пороги восприятия и различия.
- Объясните избирательное внимание и сенсорную адаптацию.
Сенсорные пороги: что мы можем испытывать?
Люди обладают мощными сенсорными способностями, которые позволяют нам ощущать окружающий нас калейдоскоп образов, звуков, запахов и вкусов. Наши глаза улавливают световую энергию, а наши уши улавливают звуковые волны. Наша кожа чувствует прикосновение, давление, горячее и холодное. Наши языки реагируют на молекулы продуктов, которые мы едим, а нос улавливает запахи в воздухе. Система человеческого восприятия настроена на точность, и люди чрезвычайно хорошо используют широкий спектр доступной им информации (Stoffregen & Bardy, 2001).
Во многих отношениях наши чувства весьма замечательны. Человеческий глаз может обнаружить эквивалент пламени одной свечи, горящего на расстоянии 30 миль (48,3 км), и может различать более 300 000 различных цветов. Человеческое ухо может улавливать звук — измеряемый в герцах (Гц), что является единицей частоты, определяющей колебания в секунду — от 20 Гц до 20000 Гц, и оно может слышать тиканье часов около 20 футов (6,1 м) в тихой комнате. Мы можем попробовать чайную ложку сахара, растворенную в двух галлонах (7,6 л) воды, и мы можем почувствовать запах одной капли духов, рассеянных в трехкомнатной квартире. Мы чувствуем, как крыло пчелы упало на нашу щеку с высоты одного сантиметра (Галантер, 19 лет).62).
Рисунок 5.1. Очень чувствительное обоняние собаки полезно для поиска пропавших без вести, взрывчатых веществ, продуктов питания и наркотиков.
Хотя многое мы понимаем, есть еще больше того, чего мы не понимаем. Собаки, летучие мыши, киты и некоторые грызуны обладают гораздо лучшим слухом, чем мы, а многие животные (см. рис. 5.1) обладают гораздо более богатым обонянием. Птицы способны видеть ультрафиолетовый свет, которого не видим мы (см. рис. 5.2), а также ощущать притяжение магнитного поля Земли. У кошек чрезвычайно чувствительное и сложное осязание, и они способны ориентироваться в полной темноте, используя свои усы. Тот факт, что разные организмы имеют разные ощущения, является частью их эволюционной адаптации. Каждый вид приспособлен ощущать то, что для него наиболее важно, и блаженно не осознавать то, что не имеет значения.
Рисунок 5.2. Птицы могут видеть ультрафиолетовый свет; люди не могут. То, что нам кажется черной птицей, для птицы может быть удивительно красочным.
Измерение ощущений
Психофизика — это раздел психологии, изучающий влияние физических раздражителей на сенсорное восприятие и психические состояния. Область психофизики была основана немецким психологом Густавом Фехнером (1801–1887), который первым изучил взаимосвязь между силой раздражителя и способностью человека обнаруживать раздражитель.
Методы измерения, разработанные Фехнером, отчасти предназначены для того, чтобы помочь определить пределы человеческих ощущений. Одним из важных критериев является способность обнаруживать очень слабые стимулы. Абсолютный порог ощущения определяется как интенсивность раздражителя, которая позволяет организму обнаруживать его в 50% случаев. Если стимул обнаруживается менее чем в половине случаев, говорят, что он подпороговый , что означает, что он находится ниже порога надежного обнаружения. Абсолютный порог различен для разных органов чувств, а также для разных людей. Он также варьируется между видами.
В типичном психофизическом эксперименте индивидууму предъявляют серию испытаний, в которых сигнал иногда предъявляется, а иногда нет, или в которых предъявляются два стимула, одинаковые или разные. Представьте, например, что вас попросили пройти проверку слуха. В каждом из испытаний ваша задача указать либо «да», если вы услышали звук, либо «нет», если не услышали. Сигналы намеренно делаются очень слабыми, что затрудняет точные суждения.
Проблема для вас в том, что очень слабые сигналы создают неопределенность. Поскольку наши уши постоянно посылают фоновую информацию в мозг, вам иногда будет казаться, что вы слышали звук, когда ничего не было, и иногда вы не сможете обнаружить звук, который там есть. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, связана ли нервная активность, которую вы испытываете, только с фоновым шумом или является результатом сигнала внутри шума.
Ответы, которые вы даете при проверке слуха, могут быть проанализированы с помощью анализа обнаружения сигнала. Анализ обнаружения сигнала – это метод, используемый для определения способности воспринимающего отделять истинные сигналы от фонового шума (Macmillan & Creelman, 2005; Wickens, 2002). Каждое судебное испытание создает четыре возможных исхода (см. рис. 5.3). Попадание происходит, когда вы, как слушатель, правильно говорите «да», когда был звук. Ложная тревога возникает, когда вы отвечаете «да» на отсутствие сигнала. В двух других случаях вы отвечаете «нет» — либо промах , говоря «нет», когда был сигнал, или правильный отказ , говоря «нет», когда на самом деле сигнала не было.
Рисунок 5.3. Наша способность точно обнаруживать стимулы измеряется с помощью анализа обнаружения сигналов. Два из возможных решений, попадание и правильное отклонение, являются точными. Два других, промахи и ложные тревоги, являются ошибками.
Обнаружение сигнала является кульминацией двух процессов: обнаружения стимула и суждения о его наличии или отсутствии. Обнаружение стимула зависит от чувствительность , то есть способность человека обнаруживать наличие или отсутствие сигналов. Люди с лучшим слухом будут иметь более высокую чувствительность, чем люди с плохим слухом. Однако многие другие факторы могут определить, заметит ли кто-то стимул, например ожидания (например, вы думаете, что слышите телефонный звонок, когда ожидаете звонка) и уровень физиологического возбуждения. Второй процесс, суждение (или ответ) , относится к решению о наличии или отсутствии стимула , которое не зависит от чувствительности. Наши суждения — это решения, которые могут иметь последствия для нашего поведения.
Представьте, к примеру, что вы солдат в карауле, и ваша задача — обнаружить очень слабый звук ломающейся ветки, указывающий на то, что поблизости находится враг. Вы можете видеть, что в этом случае ложная тревога, предупредив других солдат о звуке, может обойтись не так дорого, как промах, то есть несообщение о звуке, который может быть смертельным. Следовательно, вы вполне можете принять очень снисходительную предвзятость в ответах, при которой всякий раз, когда вы вообще не уверены, вы посылаете предупреждающий сигнал. В этом случае ваши ответы могут быть не очень точными; ваша чувствительность может быть низкой, потому что вы делаете много ложных тревог. Однако крайняя предвзятость ответов может спасти жизнь.
Другое применение обнаружения сигналов происходит, когда медицинские работники изучают изображения тела на наличие раковых опухолей. Промах, при котором техник неправильно определяет, что опухоли нет, может быть очень дорогостоящим, но ложные тревоги, когда пациентов, у которых нет опухолей, направляют на дальнейшее обследование, также влекут за собой затраты. Окончательные решения, которые принимают техники, основаны на четкости изображения (т. е. качестве сигнала), их способности распознавать определенные формы и текстуры опухолей (т. стоимость промахов по сравнению с ложными тревогами.
Еще один важный критерий касается способности оценивать различия между стимулами. Порог различия или просто заметная разница (JND) относится к изменению стимула, которое едва может быть обнаружено организмом. Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795–1878) сделал важное открытие о JND, а именно, что способность обнаруживать различия зависит не столько от размера различия, сколько от размера различия по отношению к абсолютному размеру различия. стимул. Закон Вебера утверждает, что едва заметная разница раздражителя представляет собой постоянную пропорцию исходной интенсивности раздражителя. Например, если у вас есть чашка кофе, в которой очень мало сахара, всего одна чайная ложка, добавление еще одной чайной ложки сахара сильно изменит вкус. Однако, если вы добавите ту же чайную ложку в чашку кофе, в которой уже было пять чайных ложек сахара, вы, вероятно, не почувствуете такой разницы. На самом деле, согласно закону Вебера, вам нужно было бы добавить еще пять чайных ложек, чтобы добиться такой же разницы во вкусе.
Одно из интересных применений закона Вебера — наше повседневное покупательское поведение. Наша склонность воспринимать разницу в стоимости между продуктами зависит не только от суммы денег, которую мы потратим или сэкономим, но и от суммы сэкономленных денег по отношению к цене покупки. Например, если вы собираетесь купить газировку или шоколадный батончик в магазине шаговой доступности, а цена на эти товары колеблется от 1 до 3 долларов США, вы, вероятно, подумаете, что товар за 3 доллара стоит «намного дороже», чем товар за 1 доллар. Теперь представьте, что вы сравниваете две музыкальные системы, одна из которых стоит 39 долларов. 7 и один стоимостью 399 долларов. Скорее всего, вы посчитаете, что стоимость двух систем «примерно одинакова», хотя покупка более дешевой системы все равно сэкономит вам 2 доллара.
Влияние без осознания
Абсолютный порог — это точка, в которой мы начинаем осознавать слабый раздражитель (см. рис. 5.4). После этого момента мы говорим, что стимул находится в сознании , потому что мы можем точно сообщить о его существовании или его отсутствии более чем в 50% случаев. Тем не менее, может подсознательные стимулы , то есть события, происходящие ниже абсолютного порога нашего осознания, влияют на наше поведение?
Рисунок 5.4. По мере увеличения интенсивности стимула мы с большей вероятностью его воспринимаем. Стимулы ниже абсолютного порога все же могут иметь хоть какое-то влияние на нас, даже если мы не можем их обнаружить сознательно.
Различные исследовательские программы показали, что подсознательные стимулы могут влиять на наши суждения и поведение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе (Dijksterhuis, 2010). Вопрос о том, может ли представление подсознательных стимулов влиять на продукты, которые мы покупаем, является более спорным вопросом в психологии.
В ходе одного соответствующего эксперимента Йохан Карреманс, Вольфганг Штробе и Джаспер Клаус (2006) предложили студентам голландского колледжа просмотреть серию компьютерных испытаний, в ходе которых на экране отображалась последовательность букв, например BBBBBBBBB или BBBbBBBBBB . Чтобы быть уверенными, что они обратили внимание на дисплей, студентов попросили отметить, содержат ли строки маленькие b . Однако непосредственно перед каждой строкой букв исследователи ставили либо название напитка, популярного в Голландии (например, Lipton Ice), либо контрольную строку, содержащую те же буквы, что и Lipton Ice (например, NpeicTol). Эти слова были представлены так быстро, всего за одну пятидесятую секунды, что участники не могли их увидеть.
Затем студентов попросили сообщить о своем намерении выпить Lipton Ice, ответив на вопросы, например: «Если бы вы сейчас сидели на террасе, насколько вероятно, что вы бы заказали Lipton Ice?» — а также указать, как они хотели пить в то время. Исследователи обнаружили, что студенты, которые были ознакомлены со словами «Липтон айс», и особенно те, кто указал, что они уже испытывают жажду, значительно чаще говорили, что будут пить липтон айс, чем те, кто подвергался воздействию слов «Липтон айс». контрольные слова.
Если бы они были эффективными, такие процедуры имели бы некоторые важные преимущества для рекламодателей, поскольку они позволили бы им продвигать свои продукты, не прерывая напрямую деятельность потребителей и не зная, что потребители их убеждают. Таким образом, этот метод называется подсознательной рекламой , потому что он рекламирует продукт за пределами нашего осознания. Люди не могут возражать или пытаться избежать влияния сообщений, полученных извне. Из-за опасений, что на людей могут повлиять без их ведома, подсознательная реклама была запрещена во многих странах, включая Австралию, Канаду, Великобританию, США и Россию.
Хотя в некоторых исследованиях было доказано, что подсознательная реклама работает, ее эффективность все еще остается неопределенной. Чарльз Траппи (1996) провел метаанализ, в котором он объединил 23 ведущих исследования, в которых изучалось влияние подсознательной рекламы на потребительский выбор. Результаты показали, что подсознательная реклама оказывает незначительное влияние на потребительский выбор. Джоэл Сэгерт (1987) пришел к выводу, что «маркетинг должен перестать давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности» (стр. 107), утверждая, что влияние подсознательных стимулов обычно настолько слабое, что обычно их затмевает собственное решение человека о том, что делать. поведение.
В совокупности доказательства эффективности подсознательной рекламы слабы, и ее эффекты могут быть ограничены только некоторыми людьми и только в некоторых условиях. Вам, вероятно, не нужно слишком беспокоиться о подсознательном убеждении в повседневной жизни, даже если подсознательная реклама разрешена в вашей стране. Однако, даже если подсознательная реклама сама по себе не так уж эффективна, существует множество других методов непрямой рекламы, которые действительно работают. Например, многие рекламные объявления автомобилей и алкогольных напитков слегка сексуализированы, что побуждает потребителя косвенно, возможно, даже подсознательно ассоциировать эти продукты с сексуальностью. Кроме того, есть все более частые продакт-плейсмент способ размещения автомобилей, газированных напитков, электроники и т. д. на веб-сайтах, в фильмах и телешоу. Дженнифер Харрис, Джон Барг и Келли Браунелл (2009 г.) обнаружили, что просмотр рекламы продуктов питания по телевидению значительно увеличивает склонность детей и взрослых к перекусыванию, что еще раз указывает на то, что воздействие воспринимаемых образов, даже если они представлены выше абсолютного порога, тем не менее, может быть очень значительным. тонкий.
Другой пример обработки, которая происходит вне нашего сознания, наблюдается, когда определенные области зрительной коры повреждаются, что приводит к слепоте. Слепое зрение — это состояние, при котором люди не могут сознательно сообщать о визуальных стимулах, но они все еще могут точно отвечать на вопросы о том, что они видят. Когда людей со слепым зрением прямо спрашивают, как выглядят стимулы или определяют, присутствуют ли эти стимулы вообще, они не могут сделать это более чем случайно. Они сообщают, что ничего не видят. Однако, когда им задают более косвенные вопросы, они могут дать правильные ответы. Например, люди со слепым зрением способны правильно определять положение и направление движения объекта, а также различать простые геометрические формы и узоры (Weiskrantz, 19).97). Кажется, что хотя сознательные отчеты о зрительных переживаниях невозможны, все же существует параллельный и неявный процесс, позволяющий людям воспринимать определенные аспекты стимулов.
Избирательное вниманиеДругим важным процессом восприятия является избирательное внимание , то есть способность фокусироваться на одних сенсорных входах, игнорируя другие. Посмотрите видео ниже и посчитайте, сколько раз люди в белых рубашках, играя с мячом, передают его друг другу. Вы можете обнаружить, что, как и многие другие люди, которые смотрят его впервые, вы упускаете что-то важное, потому что выборочно уделяете внимание только одному аспекту видео (Simons & Chabris, 19). 99).
Следующая ссылка на YouTube содержит тест на осведомленность:
- Видео: Тест избирательного внимания (Саймонс, 2010)
Избирательное внимание также позволяет нам сосредоточиться на одном собеседнике на вечеринке, игнорируя другие разговоры, происходящие вокруг нас (Broadbent, 1958; Cherry, 1953). Без этого автоматического избирательного внимания мы не смогли бы сосредоточиться на единственном разговоре, который хотим услышать. Тем не менее избирательное внимание не является полным; мы также, в то же время, следим за тем, что происходит в каналах, на которые мы не ориентируемся. Возможно, у вас был опыт пребывания на вечеринке и разговора с кем-то в одной части комнаты, когда вы вдруг слышите, как кто-то упоминает ваше имя в другой части комнаты. Вы не знали, что обращаете внимание на фоновые звуки вечеринки, но, очевидно, так оно и было. это 9Феномен 0044 коктейльной вечеринки показывает нам, что, хотя избирательное внимание ограничивает то, что мы обрабатываем, мы, тем не менее, одновременно проводим много бессознательного наблюдения за миром вокруг нас.
Сенсорная адаптацияВторым фундаментальным процессом восприятия является сенсорная адаптация , то есть снижение чувствительности к раздражителю после продолжительного и постоянного воздействия. Когда вы входите в бассейн, вода сначала кажется холодной, но через некоторое время вы перестаете это замечать. После длительного воздействия одного и того же раздражителя наша чувствительность к нему уменьшается, и мы его больше не воспринимаем. Способность приспосабливаться к вещам, которые не меняются вокруг нас, имеет важное значение для нашего выживания, поскольку она позволяет нашим сенсорным рецепторам обнаруживать важные и информативные изменения в окружающей среде и реагировать соответствующим образом. Мы игнорируем звуки, которые наша машина издает каждый день, что позволяет нам обращать внимание на звуки, которые отличаются от обычных и, следовательно, могут потребовать нашего внимания. Наши сенсорные рецепторы реагируют на новизну и утомляются после постоянного воздействия одного и того же раздражителя.
Если сенсорная адаптация происходит со всеми органами чувств, почему образ не исчезает после того, как мы смотрим на него в течение определенного периода времени? Ответ заключается в том, что, хотя мы этого и не осознаем, наши глаза постоянно перескакивают с одного угла на другой, совершая тысячи крошечных движений — называемых саккадами — каждую минуту. Это постоянное движение глаз гарантирует, что изображение, которое мы просматриваем, всегда попадает на свежие рецепторные клетки. Что произошло бы, если бы мы могли остановить движение наших глаз? Психологи разработали способ проверки сенсорной адаптации глаза, прикрепляя инструмент, который обеспечивает сохранение постоянного изображения на внутренней поверхности глаза. Участникам надевают контактные линзы, к которым прикреплен миниатюрный слайд-проектор. Поскольку проектор следует точным движениям глаза, стимулируя одно и то же пятно, на сетчатке всегда остается одно и то же изображение. Через несколько секунд начинают происходить интересные вещи. Изображение начнет исчезать, затем появится снова, чтобы снова исчезнуть либо по частям, либо целиком. Даже глаз испытывает сенсорную адаптацию (Ярбус, 19 лет).67).
Одна из основных проблем восприятия состоит в том, чтобы гарантировать, что мы всегда воспринимаем один и тот же объект одинаково, даже когда ощущения, которые он вызывает в наших рецепторах, резко меняются. Способность воспринимать стимул как постоянный, несмотря на изменения ощущений, известна как постоянство восприятия . Рассмотрим наше изображение двери, когда она качается. Когда он закрыт, мы видим его прямоугольным, а когда он открыт, мы видим только его край, и он выглядит как линия. Мы никогда не воспринимаем дверь как изменяющую форму по мере того, как она качается, потому что механизмы восприятия заботятся о проблеме за нас, позволяя нам видеть постоянную форму.
Визуальная система также корректирует постоянство цвета. Представьте, что вы одеты в синие джинсы и яркую белую футболку. Когда вы находитесь на улице, оба цвета будут самыми яркими, но вы по-прежнему будете воспринимать белую футболку как яркую, а синие джинсы как более темную. Когда вы зайдете в помещение, свет, падающий на одежду, будет значительно тусклее, но вы все равно будете воспринимать футболку как яркую. Это потому, что мы помещаем цвета в контекст и видим, что по сравнению с окружающей средой белая футболка отражает больше всего света (Макканн, 19 лет).92). Точно так же зеленый лист в пасмурный день может отражать ту же длину волны света, что и коричневая ветка дерева в солнечный день. Тем не менее мы по-прежнему воспринимаем лист как зеленый, а ветку как коричневый.
- Ощущение — это процесс получения информации из окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие — это процесс интерпретации и организации поступающей информации, чтобы мы могли понять ее и соответственно отреагировать.
- Трансдукция — это преобразование стимулов, обнаруженных рецепторными клетками, в электрические импульсы, которые транспортируются в мозг.
- Хотя наш опыт восприятия мира богат и сложен, у людей, как и у всех видов, есть сенсорные возможности и сенсорные ограничения.
- Ощущение и восприятие работают вместе в плавном непрерывном процессе.
- На наши суждения в задачах обнаружения влияет как абсолютный порог сигнала, так и наши текущие мотивы и опыт. Анализ обнаружения сигналов показывает, насколько важны для восприятия как ощущения, так и суждения.
- Порог различия или просто заметное различие — это способность обнаруживать наименьшее изменение стимула примерно в 50% случаев. По закону Вебера едва заметная разница возрастает пропорционально общей интенсивности раздражителя.
- Исследования показали, что стимулы могут влиять на поведение, даже если они предъявляются ниже абсолютного порога (т. е. подсознательно). Однако эффективность подсознательной рекламы не имеет большого значения.
- Избирательное внимание — это наша способность концентрироваться на одних ощущениях, игнорируя другие.
- Сенсорная адаптация возникает, когда повторное воздействие раздражителя приводит к снижению воспринимаемой интенсивности.
- Постоянство восприятия возникает, когда наше восприятие стимула остается неизменным, даже если активация сенсорных рецепторов этим стимулом изменилась.
- Прочитайте журнал или посмотрите несколько рекламных роликов по телевидению и обратите внимание на используемые методы убеждения. Какое влияние эта реклама оказывает на ваши чувства? Основываясь на том, что вы знаете о психофизике, ощущениях и восприятии, каковы некоторые из причин, по которым подсознательная реклама может быть запрещена в некоторых странах?
- Если мы возьмем две буквы, одну весом в одну унцию и другую в две унции, мы заметим разницу. Однако если мы возьмем два пакета, один весом три фунта одна унция, а другой — три фунта две унции, мы не заметим разницы. Почему?
- Найдите минутку, чтобы спокойно лечь в удобном месте. Обратите внимание на разнообразие и уровни того, что вы можете видеть, слышать и чувствовать. Помогает ли вам этот опыт понять идею абсолютного порога?
Атрибуты изображений
Рисунок 5.1. Msc2010 Dett 0036 от Harald Dettenborn используется по лицензии CC BY 3.0 DE.
Рисунок 5.2. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.
Рисунок 5.3. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.
Рисунок 5.4. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.
Каталожные номера
Бродбент, округ Колумбия (1958). Восприятие и общение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пергамон.
Черри, EC (1953). Несколько экспериментов по распознаванию речи, одним и двумя ушами. Журнал Акустического общества Америки , 25 , 975–979.
Дейкстерхейс, А. (2010). Автоматизм и бессознательное. В S. T. Fiske, D. T. Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии (5-е изд., Том 1, стр. 228–267). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
Галантер, Э. (1962). Современная психофизика. В R. Brown, E. Galanter, EH Hess, & G. Mandler (Eds.), Новые направления в психологии (стр. 87–156). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Харрис, Дж. Л., Барг, Дж. А., и Браунелл, К. Д. (2009). Основное влияние телевизионной рекламы продуктов питания на пищевое поведение. Психология здоровья, 28(4) , 404–413.
Карреманс, Дж. К., Стробе, В., и Клаус, Дж. (2006). Помимо фантазий Викари: влияние подсознательного прайминга и выбора бренда. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 (6), 792–798.
Макмиллан, Н. А., и Крилман, К. Д. (2005). Теория обнаружения: руководство пользователя (2-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Макканн, Дж. Дж. (1992). Правила постоянства цвета. Офтальмологическая и физиологическая оптика, 12 (2), 175–177.
Сэгерт, Дж. (1987). Почему маркетинг должен перестать давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности.