Черты мировоззрения: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Отличительные признаки мировоззрения

Это целостная система, т. е. взгляды не на отдельную строну мира, а на весь мир

Это отношение человека к миру, который его окружает

Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т. е. мировоззрение носит исторический характер.

Мировоззрение зависит

Отуровнязнанийи

развития науки

Отпроблем,

стоящих

перед людьми

Отнепосредственных

условий жизни

Отличного

опыта

Выбор мировоззрения – это дело сугубо личное.

Мировоззрение с

вязано

Сжизненнойпозицией

людей

Субеждениями,идеалами,

принципамипознанияидеятельности

Сценностны

ми

ориентациями

Типы мировоззрения:

Обыденное или житейское; Религиозное;

Научное;

Гуманистическое.

Роль мировоззрения в

жизни и деятельности людей

Даёториентир,цель,т.е.

позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной жизни

Даётпрограммупов

едения,т.

е. определяет методы, решения проблем, образцы для действий, нормы повеления, характер деятельности

Даётжизненнуюпозицию,

т. е. определяет принципы жизни, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни

Ядром мировоззрения является убеждение.

Убеждение

Убеждениевера

Убеждениезнание

Пример:убеждениеДжорданоБр

уно

Пример:убежденияГалилеоГалилея

Вераособыйвидубеждения;

Верить можно не только в Бога;

Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой;

Окончательно заменить веру знанием невозможно.

Знаниеэтообъективнаяистинадля

субъекта познания;

Знания основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации

Вераэтопсихологическаяустановка

человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развивать по его предположению

Знаниеэтопроверенныйпрактикой

результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека

Убеждения:

Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний; Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен;

Выступает регулятором сознания и поведения личности;

Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.

Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.

Убеждения – это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.

Мораль

Предмет изучения этики

Форма общественного сознания

Связана со всеми сферами

общественной жизни

Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества

Явление культурно- историческое, классовое

Категории (общие понятия) морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.

Задачи морали

Оценить

Регулировать

Воспитывать

Т. е.определять

хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение

Т.е.н

аправлятьдеятельность

человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменить человека или общество

Т.е.воздействоватьна

человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию ориентацию

Мораль – это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.

Нравственность этообластьпрактическихпоступков,практическогоповедения,

реальных дел и действий.

Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.

Отличие морали и права

Моральормыморали)

Право(нормыправа)

Появиласьраньшеполитики,праваи

государства

Появиласьпозжеморали

Пронизываетвсесторонычеловеческой

жизни

Регулируетопределённуюобласть

общественных отношений

Формируетсяобществом(людьми)и

выражает мнение общества

Устанавливаетсяификсируется

государством и выражает волю государства

Существуетидействуеткаксвод

неписанных правил в виде поучений и притч

Формируетсяв письменномвидев

юридических актах

Формулируетсятребованиявабстрактной

форме

Даётконкретнуюформулировку,что

можноичтонельзя

Предъявляеттребованиякпоступкам,

мыслямичувствам

Регулируеттолькопоступки,действия

людей

Использоватьилинет,решаетсамчеловек

Обязательныдляисполнениявсеми

Некоторые черты мировоззрения Мусоргского: Русская философия : Руниверс

Некоторые черты мировоззрения Мусоргского


Обычно считают его мировоззрение «народническим», вполне «позитивистским», материалистическим, смешивая с тем, что он говорил «согласуясь» с В. В. Стасовым и что говорил самостоятельно. Тем более, что черты «народолюбия» — характерное веяние времени. Н. Страхов не одобрял его у столь разных: Достоевский, Некрасов, Мусоргский. 


1. Надпись на партитуре «Бориса Годунова». «Я разумею народ, как великую лич¬ность, одушевленную единою идеею». Народ — единая личность. Т.е. — органический взгляд на историю (как у славянофилов, почвенников, позже – евразийцев; попытка определить суть народа или «конгломерата народов» (суперэтноса) – и увидеть в этом организм, а не механизм, не внешнюю «совокупность» людей).


2. «Национальный вопрос». В сущности, это для него вопрос быть или не быть самим собой. Друг Виктор Гартман, идеолог «русского стиля», в коем – согласно косвенному свидетельству В. Стасова – была и «жидовская кровь» — русский архитектор. Сестры Пургольд – из русских немцев. Но – русские музыкантши. Поэтому Александре Пургольд пишет письма, где не принимает «неметчины» в музыке.
Известное якобы «античешское» письмо Балакиреву говорит лишь о том, что чехи не хотят быть чехами, хотят быть «такими как все». (Интуитивно совпадает с К.Н. Леонтьевым)
И русские должны быть русскими, т.е. – самими собой.


3. Знакомство с мировой культурой и философией. Очень скудные сведения. Но по свидетельству современников – один из образованнейших людей своего времени. В могучей кучке – самый начитанный, не только в области художественной литературы.
В юные годы читал немецких мыслителей (знал немецкую классическую философию), хотел переводить Лафатера. Потом был уверен, что немцев «опровергли». И, действительно, интересовался материалистами (в молодые еще годы читал Гольбаха). На самом деле очень важно понимать: мышление Мусоргского – очень своеобразное мышление. Везде вычитывал своё.
Отзыв о Дарвине — восторженный. Но вычитал не то, что вычитывали другие, а то, что важнейшая задача для художника – познать человека. (Как ранее, еще совсем молодым, о том же писал Достоевский.)


4. Война с «немецким мышлением» — это война за русское мышление. = Каждый народ думает по-своему. В немецкой философии и немецкой музыке видел родственные черты: немец любит «разжевывать». (Письмо Корсакову.) Русский может быть более непосредственным.
Важно не мысль «правильно построить» (немецкий стиль мышления), но докопаться до сути. Важно не музыку правильно выстроить (законы голосоведения, знание музыкальных форм, как это «бывает»). Но главное – правда, а средства – какие для этого понадобятся.
(Его своеобразные музыкальные формы: «Рассвет на Москве-реке», «Блоха». Вариации настолько уходят от изначальной темы, что это – уже почти другие темы, но что-то внутренне родственное заставляет услышать продолжение произведения как ту же самую музыку.)


 
5. Метод работы. Намеренно сторонился теории, как чего-то «навязанного» сочинению. Интуитивно постигал суть, вынашивал – и рождал произведение.
По складу – интуитивист. Вжиться – изобразить. Вживался в русскую историю («Борис», «Хованщина»), в другие народы – близкие («Сорочинская ярмарка»), далекие («еврейская» тема, «Тюльерийский сад», по воспоминаниям в «Хованщине» играл «немецкие» эпизоды…) Вживался в старину — «Старый замок», «Римские катакомбы» (и его оперы).
Вживался в детей = «Детская». Даже в предмет-образ – «Гном», «Баба-Яга». Или ранее — «Швея», «Шалунья».
Этому не противоречит тяга к наблюдательству. «Народов разных наблюдал… да и тисну». Мусоргский всматривается, а не «глазеет». Схватывает суть.
Салтыков-Щедрин насмешничал: готов изобразить «извозчика, который потерял кнут». Но Мусоргский – по характеру дарования – мог изобразить всё, что было ему интересно. (NB. Потом Скрябин будет стремиться изображать отвлеченные идеи.) Зрительные впечатления от его музыки – до иллюзии. «Балет невылупившихся птенцов» — что-то «цыплячье».
В сущности, каждое произведение создавал заново, как нечто уникальное. Возможно, поэтому мог писать одновременно две оперы, столь противоположные: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Каждая опера – уникальна (= единая «личность»), одна – не похожа на другую, поэтому и «общается» с двумя разными замыслами.
Вообще, был способен сочинять много произведений одновременно. Вынашивал в голове разные замыслы.
Например, год 1874-й. После постановки «Бориса Годунова». «Срез» его замыслов и воплощений замыслов с мая по начало сентября. Работает над несколькими сочинениями: «Хованщина», «Без солнца» и «Забытый», «Картинки с выставки», думает о музыкальной сатире «Рак», замысливает «Сорочинскую ярмарку».

6. Везде – личностный подход. Гордился, когда удавалось воссоздать характер другого народа, когда, например, «Иисуса Навина» евреи приняли за своё. И — боялся, что в «Сорочинской» не сможет передать особенности «украинского» начала. Т.е. и здесь важнейшая задача — передать дух народа (схватить суть его личности.)
То же – в создании характеров. «Два еврея, богатый и бедный» из «Картинок». «Детская» — «С няней». «Женитьба» — суть каждого персонажа (прозу положил на музыку, характер важнее привычных подходов, что сочиняют только на стихи).
Причем черты эти важны и в общем, и в групповом, и в индивидуальном. Личности – Борис Годунов, Шуйский. Социальные фигуры – юродивый, отчасти Пимен. В хорах. В «Хованщине» — дети, женщины, мужчины, «пришлые люди» и т.д. (Римский-Корсаков в своей редакции будет соединять: для сцены ему это покажется «пестрым». У Мусоргского – важность «социальной группы», окрашено еще и историзмом. Не могут «разные слои общества» петь «одинаково».)

7. История – «ночная подруга». Любимое чтение. И – столкновение различных воль в его музыкальной драматургии. «Борис Годунов» — запечатлена беда русской истории. «Хованщина»: мир природы («Рассвет») – мир людей (движение к смерти). Запечатлена трагедия человечества, человеческой истории. Но и – «соборное начало» в этой трагедии. Все – действующие лица одной трагедии. (Соборное начало – и в «Богатырских воротах» — песнопение, колокола).
И, вместе с тем, каждая эпоха – тоже личность, конец одной — начало другой (в «Хованщине»; в «Борисе» — конец перед неведомым будущим).

8. ИТОГ.
Чуткость к неповторимому, личностному началу во всём: в природе, в человеке, в животном, в исторических типажах (еще – подьячий в «Хованщине»), в социальных группах, в народах. И в музыкантах.
В «Автобиографии» заметил: великие композиторы – достигают, другие разрабатывают. Нельзя останавливаться, надо идти дальше, открывать новое («к новым берегам»). Каждый крупный композитор – это особое музыкальное мышление. У него самого стремление: каждое произведение – писать по-новому.

 


ОБ АВТОРЕ: Федякин Сергей Романович — ведущий научный сотрудник, кандидат филологических наук, доцент кафедры новейшей русской литературы Литературного института им. А.М.Горького.

Теги: Культурософия, Музыка

Автор:  Сергей ФЕДЯКИН

Комментарии (1) 28. 11.2011

Три главные черты мировоззрения

Вернуться на главную страницу блога

Роб Слейн  ·  01 июля 2013 г.

Каждое мировоззрение содержит в себе следующие три черты:

  1. Нечто непогрешимое.
  2. Великая цель.
  3. Жертва.

Непогрешимым может быть человек или доктрина, а может быть и то, и другое. Великая цель есть основная цель и цель мировоззрения, и поэтому она по своей сути эсхатологична. Жертва иногда будет добровольной, часто нежеланной, но всегда будет своего рода козлом отпущения.

Древний Рим — хороший пример. Непогрешимым был «божественный» Цезарь, произносящий свои «безошибочные» декреты как самопровозглашенный «Сын Божий». Великой целью было строительство Римской империи во всем известном мире. Жертвой жертвы становились все, кто стоял на пути построения Империи, будь то окружающие народы, нуждавшиеся в подчинении римскому игу, или христиане в гонениях Нерона и им подобных.

Ислам дает еще один хороший пример. Непогрешимым является Аллах, его пророк, Коран и хадисы. Великой целью является глобальное распространение ислама до тех пор, пока весь мир не станет полностью мусульманским. А жертвенная жертва? Это неверные или кафиры, которые отрицают веру и должны обратиться или быть убитыми.

Тогда есть коммунизм. Непогрешимым является учение о том, что торжество пролетариата, а значит, и коммунизма есть историческая неизбежность. Великая цель состоит в построении коммунистической утопии, которая требует прохождения периода социализма, т.е. государственная конфискация имущества — до тех пор, пока вся собственность не станет общей, а государство окончательно не распущено. А жертвы — это те, кого нужно убрать, чтобы прийти к эндшпилю, — будь то буржуа в революции или политические противники после установления социалистического государства.

Этот шаблон невозможно избежать. Это так же неизбежно, как завтрашний день, когда светит солнце, потому что оно основано на образце, который Сам Бог построил в мире, хотя, конечно, грешный человек может насильственно искажать и извращать его в своих собственных целях.

В библейском мировоззрении непогрешимым является Сам Бог и Его Слово. Великая цель – это спасение грешников, созидание Царства Божьего и искупление мира. И, конечно же, жертвой является Сам Христос с Его искупительной смертью на кресте.

В этом заключается разница между системой Бога и всеми другими системами. Во всех других упомянутых системах непогрешимым оказывается не что иное, как синдром Волшебника страны Оз — просто человек или доктрины людей, притворяющихся намного большими, чем они есть на самом деле. В то время как в случае триединого Бога Он оказывается таким же великим и непогрешимым, как Он говорит.

Великая цель во всех других системах всегда предполагает потерю чего-то хорошего и приобретение чего-то плохого. Римская империя поглотила свободу и дала тиранию. Ислам также поглощает свободы и заменяет их теократической тиранией. При коммунизме люди теряют право собственности, свободу слова и даже мысли, а взамен получают серый, бесплодный ландшафт. В случае триединого Бога единственное, что мы теряем, — это наше «право» грешить. Взамен мы получаем многое, в том числе прощение, Божье благословение и вечную жизнь.

Что касается приносимых в жертву жертв, во всех других системах цель жертвоприношений состоит в том, чтобы убрать всех нежелательных, которые встанут на пути дела. В Божьем плане искупления жертва приносилась не для того, чтобы убрать с дороги неугодных, а скорее для того, чтобы исцелить их и ввести. Кроме того, во всех других системах жертву приносили не те, кто предлагал мировоззрения — например, Цезаря, Мухаммеда, Сталина, Мао или Пол Пота, — а скорее теми, кто им противостоял. Только в христианстве мы находим жертву, приносимую Тем, Кто заявляет о своей непогрешимости и предлагает цель, — Иисусом Христом.

Все это говорит о том, что есть только два варианта: либо мы примем мировоззрение, не требующее дальнейших жертвоприношений, либо мы примем любое из множества мировоззрений, которые неизбежно требуют дальнейших и постоянных жертв. Только в христианском мировоззрении Христос был принесён в жертву раз и навсегда, чтобы больше не было кровопролития.

А как же наша собственная культура? Можем ли мы определить что-то непогрешимое, великую цель и жертвы наших дней? Можем, но это требует немного больше размышлений, потому что есть несколько различных нитей, которые объединяются, чтобы сформировать одно всеобъемлющее мировоззрение, которое в целом можно описать как постмодерн.

Одним из направлений этого является феминизм. В данном случае непогрешимым является учение о том, что женщины могут быть в точности такими же, как мужчины. Великая цель феминистской мечты — абсолютное равенство с мужчинами, вплоть до того, что женщины выполняют те же задачи и получают ту же зарплату (за исключением, конечно, менее желанных работ, о которых феминистки часто странным образом умалчивают). Приносимые в жертву жертвы — это, среди прочего, миллионы младенцев, которые были убиты, потому что считались неудобством для достижения этой цели.

Тогда есть терпимость и разнообразие. Непогрешимым является учение о том, что гендерных границ не существует и любое сексуальное поведение допустимо. Великая цель состоит в том, чтобы отправить старую мораль на свалку истории и заменить ее обществом «гендерного смешения», свободным от ограничений. Приносимые в жертву жертвы — это те, кто отрицает, что нет границ для пола и сексуального поведения, и в конечном итоге их высмеивают как фанатиков и даже теряют работу за свою позицию.

Еще одна сторона этого — роль государства. В этом случае непогрешимой является идея о том, что государство может наилучшим образом обеспечить граждан во всем, от социального обеспечения до рабочих мест, от здравоохранения до образования. Что касается великой цели, то цель на самом деле не что иное, как замена Бога государством в качестве кормильца и регулятора нашей жизни — отца всех нас. Жертвами жертвоприношения являются, среди прочих групп, множество детей без отца, созданных системой социального обеспечения, которая, по сути, устраняет потребность в отцах.

Теперь нам было бы легко взглянуть на все приведенные выше примеры — Рим, ислам, марксизм, постмодернизм — и подумать что-то вроде: «Ну, у нас есть непогрешимый Бог, великая цель, которая, как мы знаем, восторжествует, и жертвенная жертва. Слава богу, мы не такие, как другие мужчины».

Но проблема в том, что мы похожи на других людей, и сколько бы у нас ни было Бога, праведной цели и совершенной жертвы, на самом деле мы всегда изобретаем свои собственные микроверсии извращенных систем, которые производит мир.

Это основа многих церковных расколов. Пастор или группа внутри церкви начинает агрессивно продвигать вопросы, которые, хотя и не являются необходимыми для спасения и хотя и являются предметом горячих споров, представляются так, как если бы они были самим непогрешимым Словом Божьим, и для которых великая цель — созидание Царства Божьего. Богу угрожают, если все не подпишутся. На самом деле это может быть что угодно: домашнее обучение, головные уборы, переводы Библии, пение псалмов, какие продукты люди должны или не должны есть, чрезмерно предписывающая одежда для женщин в собрании и т. д.

Нет ничего плохого в том, чтобы иметь твердое мнение по подобным вопросам, и мы вполне можем быть абсолютно правы в своих мнениях. Но есть разница между тем, чтобы быть правым и быть праведным. Мы можем быть на 100 процентов правы в чем-то и все же быть неправедными в этом вопросе, потому что в своем рвении продвигать дело мы попираем других и делаем жертвами тех, кто стоит на нашем пути.

Я, конечно, не говорю о том, что Библия явно запрещает и где необходима церковная дисциплина. Я говорю о тех проблемах, которые являются нашими любимыми причинами, которые мы затем пытаемся агрессивно навязать другим в нашей общине или даже за ее пределами. Я делал это сам много раз, и, возможно, вы тоже. Это потому, что я, возможно, как и вы, часто считаю свои мнения и желания более важными, чем мир, единство, примирение и взаимное назидание с моими братьями и сестрами во Христе.

Но мы должны признать это отношение тем, чем оно является: христиане возвращаются к языческому мировоззрению. Христианское мировоззрение, в отличие от всех языческих мировоззрений, не требует никаких дальнейших жертв, и поэтому, даже если я чем-то увлечен и полностью убежден в том, что этому учит Писание, мой ответ должен состоять не в том, чтобы грубить другим, а в том, чтобы влиять на них. люди своим отношением и поведением, ища настоящие, а не надуманные возможности поговорить об этих вещах. Любые попытки заставить другого человека принять мою позицию или уволить его, если он этого не делает, создают на одну жертву больше, чем того требует христианское мировоззрение.


Роб Слейн живет со своей женой и пятью детьми, обучающимися на дому, в Солсбери, Англия. Он является автором книги «Реальность Бога: критика книги Ричарда Докинза «Бог как иллюзия » , публикуется в канадском журнале Reformed Perspective и ведет блоги по вопросам культуры с библейской точки зрения на сайте www.theblogmire.com.

Новые функции Worldview упрощают исследование всего Фиджи (и остального мира)

Последнее обновление приложения NASA для визуализации данных Worldview содержит множество новых функций, в том числе возможность, наконец, увидеть островное государство Фиджи в его целостность. Улучшения включают непрерывный просмотр Тихого океана через международную линию перемены дат (для чего требуются данные за два разных дня), быстрые указания значений данных и улучшения ленты событий. Наряду с добавленными функциями доступность почти 20 новых наборов данных для изучения помогает сделать Worldview более полезным, чем когда-либо прежде.

До этого обновления Фиджи и другие места, расположенные вдоль меридиана 180 th , не могли быть полностью просмотрены с использованием данных за один день, поскольку меридиан 180 th (также называемый антимеридианом) является приблизительным местоположением Международная линия перемены дат. Worldview теперь позволяет пользователям данных просматривать бесшовный Тихий океан, сопоставляя данные, собранные в течение двух дней подряд по обе стороны от меридиана 180 th .

Изображение

Изображение справа от пунктирной линии в середине этого изображения Мировоззрения датировано 8 апреля 2017 года; изображение слева от строки от 9Апрель 2017 г. Более 300 островов, составляющих Фиджи, простираются на этих объединенных изображениях в южной части Тихого океана. Изображение мировоззрения НАСА.

Изображение

Terra/MODIS Aerosol Optical Depth (AOD) у западного побережья Африки на 6 апреля 2017 г. При наведении указателя мыши на точку, отмеченную звездочкой, автоматически показывается, что AOD в этом районе составляет от 0,230 до 0,235 (синяя стрелка). Изображение мировоззрения НАСА.

Наряду с возможностью просмотра бесшовной Земли пользователи Worldview теперь могут легко определять значения, обозначенные цветовыми ключами, связанными со слоем данных. Просто поместите курсор на цветное место на карте Мировоззрения, и значение, представленное этим цветом, будет указано на соответствующей цветовой клавише на левой боковой панели слоев. Эта функция позволяет легко определять значения данных с первого взгляда и быстро оценивать условия в районе.

Третьим крупным улучшением Worldview являются два дополнения к функции Events. Более дюжины значков теперь разделяют события по категориям событий, таким как погода, оползни, температуры и наводнения, что позволяет легко различать типы событий. После выбора события новые жирные маркеры и ограничивающие рамки выделяют конкретное место события.

Изображение

Добавление маркеров (показанных) и ограничивающих рамок к событиям мировоззрения позволяет легко определить место события. Изображение мировоззрения НАСА.

Последнее усовершенствование Worldview в этом новом выпуске — это то, что пользователи данных не увидят — добавление функции автоматического отключения, которая предотвращает включение слоя данных, если изображения недоступны для выбранной даты. Это помогает избежать путаницы, когда кажется, что слои для выбранной даты не загружаются.

Изображение

Новые значки событий мировоззрения были разработаны разработчиком открытого исходного кода CodeMacabre и отображаются рядом с названиями событий.

Наряду со всеми новыми функциями, Worldview также имеет больше изображений для просмотра. Среди почти 20 новых информационных продуктов, доступных для просмотра с помощью Worldview:

  • Ежедневный спектрорадиометр со средним разрешением (MODIS) Нормализованный индекс разницы снега и температура поверхности льда
  • Daily Soil Moisture Active/Passive (SMAP) Усовершенствованные версии Passive Brightness Temperature и Passive Soil Moisture, Freeze/Thaw
  • Ежедневное и ежемесячное измерение загрязнения тропосферы (MOPITT) Окись углерода
  • Ежедневный специальный датчик Микроволновая печь / имидж-сканер (SSM/I) Концентрация морского льда для полярных слоев Worldview

Кроме того, Worldview предлагает захватывающий новый базовый уровень: набор радиометров с видимым инфракрасным изображением (VIIRS) Black Marble Nighttime Lights 2012 и 2016, который позволяет исследовать данные в ночное время земного шара.

Добавить комментарий