это что такое, важность, проявление, примеры
Экспрессия! — воскликнул шеф-повар, когда придумал новое блюдо. Какая экспрессия! — подумал человек, любуясь картинами в стиле авангард. Сегодня подробней разберёмся не только, что такое экспрессия, но какую роль в жизни она играет. Экспрессия имеет несколько видов, а также используется в разных отраслях деятельности. Разберём несколько пример проявления эмоционального всплеска у личности, а также расскажем об интересных фактах.
В конце статьи расскажем о том, как экспрессия выражается через мимику и собственно речь. Для самых любознательных будет увлекательное видео.
Экспрессия: происхождение термина
Слово экспрессия берёт корни в латинском языке и дословно означает выражение. Латинское слово expression можно спутать с похожим espresso, что переводится как крепкий кофе.
Психологи понимают под таким термином, как экспрессия, проявление чувств и передача их окружающим людям.
Экспрессия: разбор понятия
Экспрессия — это ярко выраженное эмоциональное состояние человека. Такое понятие, как экспрессия применяется во многих отраслях деятельности человека:
- психологии;
- биологии;
- медицине;
- искусстве и бизнесе.
Люди используют такое выражение, как экспрессия в описании динамичного и эмоционального события.
Экспрессия и эмоции
Такой термин, как экспрессия тесно связан с таким понятием, как эмоция, ведь это естественная реакция психики на внешний раздражитель. Они определяют отношение человека к себе и миру. Связь эмоций с изменением в физиологии организма объясняется нахождение центра чувств в древней (палеокортекс) подкорковой зоне головного мозга.
Как ведёт себя организм
Человек подверженный сильными всплесками эмоций, а именно экспрессии может ощутить изменения в ритме сердца, в гормональной системе, проблемы с перевариванием пищи и т.д.
Язык тела красноречиво рассказывает об эмоциональном состоянии индивида. Реакция организма практически невозможно скрыть от внимательных глаз. Любая личность лишена функции управления своими эмоциями.
Читайте также: Что такое стрессоустойчивость
Реакция организма на эмоции также характерна для животных:
- оскал собак;
- вздыбленная холка и хвост у кошек;
- подёргивания хвостов и т.д.
Виды человеческой экспрессии не ограничены простыми реакциями.
Пример сильного эмоционального всплеска
Экспрессия проявляется у каждой личности по-своему, но существуют определённые стандарты. Например, смущённая молодая девушка не может заставить себя силой воли перестать чувствовать стыд, неловкость и смущение. Чувство страха, смущения, волнения сопровождаются характерными для них реакциями тела.
Страх — лицо бледнеет, покрывается потом. Смущение — красные щёки. Волнение — дрожь в руках, ногах и ускоренное сердцебиение. Эмоции, проявляемые человеком — это экспрессивные реакции на окружающий мир.
Экспрессия: в чём заключается важность
Экспрессия играет важную роль в жизни человека. Люди — социальные существа, которым необходимо общество. Чувства и реакция тела — это неотъемлемые компоненты общения. Личность склонна скрывать эмоции неспособна правильно реагировать в социуме. Замкнутый и нелюдимый индивид вызывает у окружающих негативную реакцию. Подобное поведение затрудняет налаживание новых связей и сохранения старых отношений.
Одна из составляющих частей социума — это постоянный поток обмена эмоциями. Человек, лишённый возможности разделить свои чувства с близкими, с друзьями, с коллегами или простыми знакомыми, становиться дёрганным и нервным. Долгое отсутствие общения вызывает у индивида ощущение одиночества, обречённости и потерянности, а также отсутствия такого чувства как экспрессия. Если он не найдёт безопасный для него способ передачи информации, то организм начнёт испытывать серьёзные последствия в виде депрессии, постепенно перерастающей в нервный срыв.
Читайте также: Что такое ксенофобия
Личность, которая намеренно лишила себя компании других людей, быстро истощает запасы эмоциональной энергии. Чужие чувства — это единственное средство от истощения психики. Проводя вместе время люди, делятся коктейлем эмоций, переживаний и настроением, тем самым восполняя потраченные запасы энергии. Миллионы лет эволюции человека создали и развили разнообразные способы передачи и демонстрации чувств.
Экспрессия в мимике
Первое, что видит человек при встрече — это выражение лица собеседника. Центром внимания становятся глаза. После исследований учёные пришли к выводу, что все люди при контакте с другими индивидами всегда пытаются наладить контакт с глазами собеседника.
Личность с помощью глаз выражает эмоции. Изменение их размера, формы, свечения, скорости движения характеризуют проявление разных чувств. Например, Л.Н. Толстой применял в работах описание выражений глаз до 85 вариантов.
Во взгляде можно увидеть:
- ненависть;
- любовь;
- отвращение;
- презрение;
- преданность;
- восхищение.
Огненный, пылающий взгляд передаёт ярость, гнев, а вот ледяной, холодный — безразличие, пренебрежение. По пустому, лишённому жизни выражению глаз можно понять, что человека постигло горе, разочарование или несчастье.
Интересные факты
Воздействие зрительного контакта обладает мощной силой. В старые времена было не принято смотреть прямо в глаза, так как это считалось вызовом, проявлением угрозы или пренебрежения. В современном обществе также стараются избегать зрительного контакта.
Индивид, пренебрегающий этикетом и бесстыдно смотрящий в глаза собеседнику, ярко проявляет своё превосходство. Стремление постоянно избегать чужих взглядов — это проявление страха и нежелания рассказывать о чём-то тайном. Неуверенные люди и трусы также отводят взгляд при контакте.
Важность улыбки
Если глаза — это первый по важности способ передачи эмоций, а также такого чувства, как экспрессия, то улыбка занимает второе место. Например, в своём творчестве Л.Н. Толстой смог использовать описание более чем 97 вариантов улыбок. Правильное использование движение губ настолько важно, что уже долгое время остаются популярны курсы, как нужно улыбаться.
На лице расположены 57 мимических мышц. Они способны выразить любой вариант эмоций или настроения. Сложно научиться соответственно ситуации грамотно улыбаться, так как за формирование нужной улыбки отвечает 53 мимические мышцы. Чтобы показывать с её помощью счастье, нужно его испытывать.
Экспрессия в пантомимике
Экспрессия может проявляться не только в мимике, но и пантомимика. Пантомимика — это все варианты движения тела, рук, жестов, поз, когда личность испытывает яркие эмоции. Изменение настроения индивида подсознательно влияет на язык тела. Движение, жесты, разные позы, положение тела, варианты походки транслируют окружающим людям испытываемые чувства, даже если человек не желает раскрывать себя.
Индивид в подавленном и грустном состоянии способен только на тихую, лишённую силы походку. Он идёт, сгорбившись, опустив плечи и голову. В подобном состояние у индивида нет сил, жестикулировать, принимать позы или как-то выражать свои эмоции.
Радостная, уверенная в себе личность идёт бодрой, пружинистой наполненной силой походкой. Счастливый индивид не идёт, а танцует. Он свободно жестикулирует, не стесняясь, передавая окружающим радостное настроение.
Читайте также: Что такое сепарация
В гневе, ярости или напряжении особа делает всё слишком резко, а жесты, движения тела плохо скоординированы.
Специалисты по пантомимике отмечают, что по движениям рук можно определить достоверную ли информацию рассказывает их владелец. Варианты жестов рук могут дополнить или опровергнуть получаемую информацию.
У спокойного человека движения кистей плавные и размеренные. Протянутые ладони кверху — это просьба о помощи. Скрещённые руки — это подсознательная реакция на опасность. Сжатые кулаки ярко показывают гнев и ярость человека
Экспрессия речевая
Также существует речевая экспрессия, которая помогает много узнать о собеседнике. Если знать, куда смотреть и на что обращать внимание, то можно научиться различать не только движения тела или мимику глаз и губ, но и содержание целого коктейля эмоций в речи собеседника.
- Ярость — яростный;
- счастье — счастливый;
- любовь — любимый.
Богатый русский язык способен до неузнаваемости изменить слово, если использовать суффиксы и приставки. Подобное многообразие позволяет выражать самые разнообразные варианты эмоций, а также такое чувство как экспрессия. Писатели талантливо могут использовать особенности русского языка в передачи зрителю или читателю нужные им эмоции.
Паралингвистика занимается изучением тона, тембра и прочих особенностей голоса. Интонация, громкость голоса и тон помогает передавать разные варианты эмоций. Порой экспрессия голоса становится важнее значения речи. Например, собеседник пытается убедить гостя, что всё в порядке и он счастлив, но его безжизненный голос говорит об обратном.
Экстралингвистика изучает вариативные звуки и паузы в речи людей. Главная её особенность — это экспрессивная передача чувств. Различные ахи, вздохи, стоны, крики, смех, рыдания относятся к данному виду лингвистики.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.
Влияние модальности экспрессии лица на восприятие индивидуально-психологических особенностей человека // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы
Аннотация
На примере использования трех эмоциональных выражений лица – радость, гнев и нейтральное выражение – изучается проблема влияния модальности экспрессии лица на восприятие индивидуально-психологических характеристик человека. Приводятся результаты экспериментального исследования.
* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 10-06-00627а и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК № 02.740.11.0420).
Рубрика издания: Эксперимент в психофизике и психологии восприятия
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты:
Дивеев Д.
Фрагмент статьи
Что мы можем сказать о другом человеке по выражению различных экспрессий его лица в ходе акта общения? Безусловно, наблюдатель может по экспрессии лица определять эмоциональные состояния собеседника, предсказывать до определенной степени его ситуативное поведение. Современные теоретики, изучающие эмоции, Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 10-06-00627а и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (ГК № 02.740.11.0420). соглашаются в том, что по выражению лица можно адекватно прогнозировать поведение партнера по общению (В. А. Барабанщиков, В. А. Лабунская, P. Ekman, C. Izard). Наблюдатель, опираясь на выражение экспрессии лица собеседника, может наиболее адекватно предсказать его поведение в ближайший момент времени, он также может до некоторой степени спрогнозировать его поведение и на более отдаленный промежуток времени.
Виггинс с коллегами разработал ясную и понятную воспроизводимую модель межличностной сферы личности, существующую уже на протяжении 40 лет, которая репрезентирует социальное поведение человека в виде межличностного кругового пространства (там же). Например, в соответствии с Виггинсом, понятия, которыми описывают личностные черты, относящиеся к социальному взаимодействию, располагаются в круге, получившим название «межличностное круговое пространство». Это круг, который делится двумя ортогональными осями «доминантность» и «аффилиация».
Полный текст
Что мы можем сказать о другом человеке по выражению различных экспрессий его лица в ходе акта общения? Безусловно, наблюдатель может по экспрессии лица определять эмоциональные состояния собеседника, предсказывать до определенной степени его ситуативное поведение.
Виггинс с коллегами разработал ясную и понятную воспроизводимую модель межличностной сферы личности, существующую уже на протяжении 40 лет, которая репрезентирует социальное поведение человека в виде межличностного кругового пространства (там же). Например, в соответствии с Виггинсом, понятия, которыми описывают личностные черты, относящиеся к социальному взаимодействию, располагаются в круге, получившим название «межличностное круговое пространство». Это круг, который делится двумя ортогональными осями «доминантность» и «аффилиация». Из различных комбинаций внутри этих измерений можно извлечь большое количество различных дескриптивных шкал, которые описывали бы личностные характеристики человека. Согласно круговой модели, если эмоциональные выражения несут межличностную информацию, тогда различные экспрессии должны передавать признаки, относящиеся и к свойству доминантности, и к свойству принятия. Например, общительный человек будет иметь высокие оценки по принятию и доминантности, тогда как у интровертированного они будут низкие. Таким же образом человек с духом соперничества будет иметь высокие оценки по доминантности, но низкие по принятию, а застенчивый и нерешительный человек – высокие по принятию и низкие по доминантности.
Набор основных экспрессий лица по Экману (2004) – гнев, отвращение, страх, радость и грусть – представляет собой хороший стимульный материал для изучения влияния экспрессии лица на восприятие индивидуально-психологических особенностей человека. Есть даже некоторые экспериментальные данные, в которых показано, что специфические черты лица (такие как брови и рот), вовлеченные в эмоциональные выражения, могут влиять на оценку доминантности и аффилиации. Китинг с коллегами (1981) обнаружила, что рот с поднятыми уголками сигнализирует о счастье в различных культурах, тогда как опущенные брови сигнализируют о доминантности только на западной выборке. Матсумото и Кудо (1993) обнаружили, что как японские, так и американские испытуемые воспринимали наибольшую аффилиацию в улыбающихся лицах, чем в нейтральных. Однако эти исследователи не изучали оценки черт личности относительно других экспрессий лица. Экман отмечал, что опущенные по центру лица брови (буквой V) говорят о гневе, тогда как поднятые (перевернутая V) – о грусти или страхе. Взятые вместе рот и брови предполагают, что конфигурация рта (т. е. зигоматическая главная мышца) может передавать аффилиацию, тогда как конфигурация средней линии на уровне бровей (т. е. совместное действие средней фронтальной и поперечной надбровной мышц) может выражать доминантность.
Различные конфигурации надбровных и ротовых мышц свидетельствуют о различных экспрессиях, которые могут передавать уникальность выраженности доминантности и аффилиации в каждом конкретном случае. Так, экспрессия счастья может передавать высокую аффилиацию, тогда как грусть, страх, гнев и отвращение могут передавать низкую аффилиацию из-за различного расположения рта. Более того, гнев и отвращение могут передавать высокую доминантность, так как средняя линия бровей опущена, а грусть и страх могут сигнализировать о низкой доминантности, в этом случае все происходит наоборот: средняя линия бровей приподнята.
Поскольку первое впечатление, а это и экспрессия лица, сильно влияет на последующую оценку личностных свойств партнера по общению, данная работа представляется крайне актуальной. В основу нашего исследования положена гипотеза о том, что модальность экспрессии влияет на восприятие индивидуальнопсихологических особенностей человека по выражению его лица. На основании имеющихся данных можно предположить, что экспрессия счастья сигнализирует о высокой степени аффилиации, нейтральное выражение лица – о средней, а экспрессии гнева, страха, отвращения и грусти – о малой степени. В этой связи было бы интересно не только расширить список личностных свойств, но и узнать, какие именно существуют взаимосвязи между экспрессией и оценкой характерологических особенностей человека.
Испытуемые. В эксперименте приняло участие 26 студентов института психоанализа (Москва).
Стимульный материал. В качестве стимульного материала использовались фотоизображения натурщиков, выражающие три основные экспрессии лица – радость, гнев и нейтральное выражение. Фотоизображения были взяты из базы данных фотоэталонов П. Экмана, номера: JJ4–7, JJ3–12, JJ3–4, A1–6, A1–2, A1–14 (рисунок 1).
Процедура. Каждому испытуемому демонстрировались в случайном порядке 6 фотоизображений натурщиков, выражающие три основные экспрессии лица – радость, гнев и нейтральное выражение. С помощью методики «Личностный дифференциал» испытуемым необходимо было оценить индивидуально-психологические характеристики натурщиков. При обработке данных использовалась непараметрическая статистика, критерии Фридмана и Вилкоксона. Анализ данных производился на уровне значимости p<0,05, при этом следует отметить, что большинство сравнений значимо на статистическом уровне p<0,01. 1 2 3 4 5 6
Рис. 1. Фотоэталоны из базы данных П. Экмана с изображением различных экспрессий, где фотоизображения № 1 и № 2 выражают экспрессию радости; № 3 и № 6 – гнева; № 4 и № 5 – нейтральное состояние
Рис. 2. Оценка по выражению лица индивидуально-психологических особенностей на турщика в зависимости от типа модальности экспрессии лица, где цифры от 1 до 10 (по оси Х) соответствуют шкалам методики «Личностный дифференциал», модальность экспрессии представлена в виде пунктирных линий, а по оси Y выражена средняя оценка психологических свойств натурщиков
Результаты. Результаты пилотажного исследования представлены на рисунках № 2 и № 3. С изменением модальности экспрессии лица натурщика, оценки черт личности, такие как «слабый–сильный» (шкала №2), «зависимый–независимый» (шкала №8), «уверенный–неуверенный» (шкала №17) и «несамостоятельный–самостоятельный» (шкала №20), статистически значимо не различаются, остальные психологические свойства воспринимаются следующим образом.
Радость. Натурщики, выражающие экспрессию радости, воспринимаются как самые разговорчивые, уступчивые, открытые, деятельные, энергичные, отзывчивые, дружелюбные, общительные, но присутствует также и негативная оценка – безответственные, несправедливые и неискренние. Получены оценки средней степени выраженности по сравнению с другими модальностями экспрессий лица по следующим шкалам: «обаятельный–непривлекательный» (№1), «добрый–эгоистичный» (№7), «решительный–нерешительный» (№11), «справедливый–несправедливый» (№13), «расслабленный–напряженный» (№14), «суетливый–спокойный» (№15), «раздражительный–невозмутимый» (№21).
Гнев. Натурщики, выражающие экспрессию гнева, воспринимаются как непривлекательные, безответственные, упрямые, замкнутые, эгоистичные, черствые, несправедливые, напряженные, суетливые, враждебные, нелюдимые, неискренние и раздражительные. Кроме этого, выделяются и положительные оценки, такие как молчаливые, деятельные, решительные и энергичные.
Нейтральное выражение лица. Натурщики с нейтральным выражением лица воспринимаются как обаятельные, молчаливые, добросовестные, уступчивые, открытые, справедливые, дружелюбные, невозмутимые, но при этом – пассивные, нерешительные и вялые.
Рис. 3. Оценка по выражению лица индивидуально-психологических особенностей натурщика в зависимости от типа модальности экспрессии лица, где, цифры от 11 до 21 (по оси Х) соответствуют шкалам методики «Личностный дифференциал», модальность экспрессии представлена в виде пунктирных линий, а по оси Y выражена средняя оценка психологических свойств натурщиков
Максимальная выраженность разговорчивости (№3), открытости (№6), деятельности (№ 9) и общительности (№ 18) соответствует восприятию натурщиков, выражающих экспрессию радости.
Максимальная выраженность непривлекательности (№ 1), упрямости (№ 5), эгоистичности (№ 7), решительности (№ 11), напряженности (№ 14), суетливости (№15), враждебности (№16) и раздражительности (№21) соответствует восприятию натурщиков, выражающих экспрессию гнева.
Максимальная выраженность доброты (№7), отзывчивости (№10), расслабленности (№ 14), спокойствия (№ 15), честности (№ 19) и невозмутимости (№ 21) соответствует восприятию натурщиков, выражающих экспрессию нейтрального выражения лица.
Ряд других исследователей приводят подобные результаты, но не тождественные. Исследование Б. Кнатсон (Knutson, 1996) было специально посвящено изучению влияния экспрессии лица на оценку таких качеств человека, как доминантность и дружелюбность. Натурщики с экспрессией счастья воспринимаются более активными, влиятельными и дружественными, с экспрессией гнева и отвращения – влиятельными, но не слишком дружественными, а с экспрессией страха и печали – пассивными, подверженными воздействию извне. Подобные выводы подтверждают исследования Матсумото и Кудо (Matsumoto & Kudoh, 1993), в которых было показано, что люди с эмоцией счастья оцениваются более дружелюбными, чем с нейтральным выражением лица.
Психологические характеристики, полученные в нашем эксперименте, в большей степени согласуются с моделью межличностной сферы Виггинса. Например, оценка экспрессии радости соответствует общительности, деятельности и т. д., а экспрессии гнева – эгоистичности, враждебности и т.д. Приведенные оценки психологических характеристик находятся на противоположных полюсах круга Виггинса.
Таким образом, модальность экспрессии лица оказывает влияние на восприятие индивидуально-психологических характеристик человека, за исключением: «слабый–сильный», «зависимый–независимый», «уверенный–неуверенный» и «несамостоятельный–самостоятельный».
Литература
- Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001.
- Ekman P. Emotions revealed. N. Y.: An owl Book, 2004.
- Keating C., Mazur A., Segatl M., Cysneiros R., Divale W. Culture and the perception of social dominance from facial expression // Journal of Personality and Social Psychology. 1981. V. 40. P. 615–626.
- Matsumoto D. & Kudoh T. American-Japanese cultural differences in attributions of personality based on smiles // Journal of Nonverbal Behavior. 1993. V. 17. P. 231–243.
- Knutson B. Facial expression of motion influence interpersonal trait inferences // Journal of Nonverbal Behavior. 1996. V. 20 (3).
- Wiggins J. S. & Pincus A. L. Personality: Structure and assessment // Annual Review of Psychology. 1992. V. 43. P. 473–504.
Дивеев Дмитрий Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2826-4185, e-mail: diveev2@gmail. com
Метрики
Просмотров
Всего: 3921
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 94
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Эмоции | Определение, примеры, область применения, структуры и факты
Рембрандт: Аристотель созерцает бюст Гомера
Просмотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Ван Би Джейкоб Молешотт Марта Нуссбаум
- Похожие темы:
- счастье депрессия одиночество злорадство ангедония
Просмотреть весь связанный контент →
эмоция , сложный опыт сознания, телесных ощущений и поведения, отражающий личную значимость вещи, события или положения дел.
«Эмоции,— писал Аристотель (384–322 до н. Таковы гнев, жалость, страх и тому подобное с их противоположностями». Эмоции действительно являются гетерогенной категорией, охватывающей широкий спектр важных психологических явлений. Некоторые эмоции очень специфичны, поскольку относятся к конкретному человеку, объекту или ситуации. Другие, такие как дистресс, радость или депрессия, носят очень общий характер. Некоторые эмоции очень кратковременны и едва осознаются, например внезапный прилив смущения или вспышка гнева. Другие, такие как длительная любовь или кипящая обида, носят затяжной характер, длятся часы, месяцы или даже годы (в этом случае они могут стать устойчивой чертой личности человека). Эмоция может иметь выраженное физическое сопровождение, такое как выражение лица, или может быть невидимой для наблюдателей. Эмоция может включать в себя сознательное переживание и размышление, например, когда кто-то «погрязает» в ней, или она может пройти практически незамеченной и неосознанной субъектом. Эмоция может быть глубокой в том смысле, что она необходима для физического выживания или психического здоровья, или она может быть тривиальной или дисфункциональной. Эмоция может быть социально уместной или неуместной. Это может быть даже социально обязательным — например, чувство раскаяния после совершения преступления или чувство горя на похоронах.
Соответственно, существует огромный диапазон эмоций, и даже внутри одних и тех же «семейств эмоций» существуют значительные различия. Панику и страх, например, часто считают родственными эмоциями, но есть существенная разница между паникой, проявляющейся в иррациональном страхе или фобии, и разумным страхом, таким как страх перед ядерной войной, который требует много информации и анализа. Ужас и ужас, две другие родственные эмоции, тем не менее отличны от страха. Или рассмотрим огромное семейство враждебных эмоций, родственных гневу: ярость, ярость, ненависть, негодование, презрение, ненависть и презрение, и это лишь некоторые из них. Интересно, что все эти эмоции отличаются по своей структуре и соответствующему контексту, как и члены «самокритичной семьи», в которую входят стыд, смущение, вина, раскаяние и сожаление. Большое разнообразие и обилие эмоций предполагает, что категория эмоций может быть не отдельным классом психологических явлений, а большим семейством свободно связанных психических состояний и процессов.
Для простоты исследователи и непрофессионалы часто делят эмоции на «положительные» и «отрицательные». (Научные исследователи называют эти качества эмоции ее «аффективной валентностью».) Но сложность эмоций делает подобные оппозиции подозрительными. Хотя любовь и ненависть, например, часто воспринимаются как полярные противоположности, стоит отметить (как показывают сюжеты многих романов и драм), что они часто сосуществуют не как противоположности, а как дополнения. Более того, любовь часто бывает болезненной и разрушительной, а ненависть иногда может быть и положительной. (Как спросила американский психолог Шула Соммерс: «Является ли ненависть ко злу отрицательной эмоцией?») Но такая эмоция, как гнев, другая так называемая отрицательная эмоция, показывает тщетность такой классификации. Гнев действительно является негативным чувством (если не враждебным), направленным на другого человека, но он может быть поучительным для человека, который сердится, и в соответствующем контексте — в контексте, в котором следует злиться, — он может иметь благотворное влияние на ситуацию или отношения. Таким образом, феминистское движение сделало большой шаг вперед, когда женщины осознали, что у них есть право злиться и на что злиться. Возможно, как заметил Аристотель, эмоции сопровождаются удовольствием или болью (часто и тем, и другим), но они слишком сложны и часто слишком тонки, чтобы классифицировать их только на этом основании.
Изучение эмоций долгое время было прерогативой этики. Эмоции занимали центральное место в этике добродетели Аристотеля и являлись неотъемлемой частью заботы средневековых схоластов о пороках, добродетелях и грехах. Для Аристотеля наличие нужного количества правильных эмоций в правильных обстоятельствах является ключом к добродетельному поведению. Св. Фома Аквинский ( ок. 1224–1274) проводил различие между «высшими» и «низшими» эмоциями, причем первые представлены верой и любовью, а вторые — гневом и завистью. Хотя моральное размышление об эмоциях всегда было связано с эмоциональными крайностями и уродствами, как в психопатологии и безумии, эти явления никогда не были основной причиной интереса к эмоциям. Как прекрасно понимали Аристотель и средневековые моралисты, эмоции необходимы для здорового человеческого существования, и именно поэтому их нарушение так серьезно.
Правильное развитие и функционирование эмоций позволяют людям жить хорошо и быть счастливыми. Любовь, уважение и сострадание, например, являются важными эмоциональными составляющими межличностных отношений и забот. Эмоции мотивируют нравственное (а также аморальное) поведение и играют существенную роль в творчестве и научном любопытстве. Для многих людей эмоции стимулируются и провоцируются красотой в искусстве и природе, а без эмоций нет эстетической чувствительности. Эмоции, так же как и физические чувства, формируют основные процессы восприятия и памяти и влияют на то, как люди воспринимают и интерпретируют окружающий мир (психологи давно знают, что то, что человек замечает и запоминает, в значительной степени зависит от того, о чем он заботится). ). Хотя некоторые эмоции могут выйти из-под контроля и нанести ущерб личному благополучию и социальным отношениям, большинство эмоций являются функциональными и адаптивными. Тем не менее тот факт, что так много людей в течение жизни страдают от «эмоциональных проблем», делает понимание патологии эмоций постоянной социальной проблемой.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасВеликие открытия: универсалии в эмоциональном выражении
В 1969 году Пол Экман представлял свои выводы об универсальности выражений человеческого лица на собрании Американской антропологической ассоциации , когда антрополог попытался помешать ему завершая свою речь, выкрикивая, что Экман был «фашистом». Примерно в то же время Экман подвергся критике со стороны самого известного в мире антрополога Маргарет Мид, заявившей, что Экман виновен в «неправильной антропологии». Мид, который отстаивал взгляд на человеческую природу с «чистого листа», критиковал Экмана за несогласие с Рэем Бердвистеллом, другим выдающимся антропологом, который проводил исследования невербального поведения. Бердвистелл, опираясь на анекдоты о кросс-культурных различиях в эмоциональном выражении, выдвинул аргумент, что, вопреки утверждению, сделанному веком ранее Чарльзом Дарвином, не существует универсалий в эмоциональном выражении.
Споры о том, существуют ли универсальные выражения эмоций и сколько их может быть, продолжаются и по сей день. Этот вопрос был центральным полем битвы в войне за человеческую природу. По словам одного из моих коллег по ASU, Брэдли Айриша, английского профессора, изучающего эмоции в литературе, большинство его коллег-гуманитариев не только сомневаются в существовании такой вещи, как человеческая природа, но фактически категорически против нее. очень возможно. Конечно, вопрос научный, а не вопрос предпочтений. А Пол Экман, работая со своим коллегой Уоллесом Фризеном, подготовил ряд доказательств, которые особенно раздражают любого, кто предпочитает продолжать цепляться за взгляд с чистого листа.
Моя коллега Лани Шиота (работы которой я обсуждал здесь) изучает положительные эмоции, а также является личным другом Пола Экмана. Когда она пришла поговорить с моим классом на тему «Открытие человеческой природы», , она предложила учащимся прочитать то, что стало классической статьей по этой теме. В статье, опубликованной в Journal of Personality and Social Psychology в 1971 году, Экман и Фризен представили набор выводов, которые убедительно подтвердили предположение Дарвина о том, что в эмоциональном выражении существуют универсалии. Сиота рассказал нам интересную предысторию: Сильван Томкинс изначально вдохновил Экмана на проведение кросс-культурного исследования. Сильван Томкинс ранее постулировал набор основных и универсальных человеческих эмоциональных систем, включая наслаждение-радость, удивление-испугание, страдание-страдание, гнев-ярость, страх-ужас, стыд-унижение. Вслед за Чарльзом Дарвином Томкинс считал, что эти системы унаследованы от наших предков и выполняют адаптивные функции, побуждая нас действовать адаптивным образом, когда мы сталкиваемся с определенными угрозами или возможностями.
Если эмоции на самом деле являются частью человеческой природы, они должны быть обнаружены во всех человеческих обществах. В своей классической книге «Выражение эмоций у человека и животных » Чарльз Дарвин представил предварительные выводы об универсальности эмоций. Но методы Дарвина не были очень строгими; он разослал письма миссионерам и другим людям, живущим в отдаленных обществах, и спросил их, выражаются ли такие эмоции, как страх, с помощью тех же движений лица, что и в Англии. Коллеги Дарвина ответили утвердительно, но, очевидно, этот метод вызвал ряд вопросов о предвзятости и объективности наблюдателя.
Итак, Томкинс независимо друг от друга призвал Пола Экмана и другого молодого исследователя, Кэрролла Изарда, собрать более точные данные об эмоциональных выражениях в разных обществах. Работая, не зная об исследованиях друг друга, Изард и Экман собрали данные, подтверждающие идею о том, что люди, живущие в разных обществах, способны распознавать разные эмоции, постулированные Томкинсом. Новые доказательства были собраны таким образом, чтобы уменьшить опасения по поводу предвзятости наблюдателей. Вместо того, чтобы просить европейских посетителей разных обществ сделать свои собственные выводы, эти исследователи вместо этого попросили выходцев из разных обществ просмотреть фотографии людей, выражающих яркие эмоции, и выбрать, какая эмоция, по их мнению, выражается.
Тем не менее, все еще оставался аргумент, который мог бы привести теоретик «чистого листа»: предметы в большинстве новых исследований пришли из современных обществ и, вероятно, вступили в контакт с европейскими культурами как прямо, так и косвенно — через журналы, фильмы, и телевизионные программы, например. Возможно, они использовали свое знание европейских и американских социальных норм, чтобы сообщить исследователям то, что, по предположению испытуемых, исследователи хотели услышать.
Чтобы собрать доказательства этой потенциальной критики, Экману и Фризену нужно было найти людей, не имевших контакта с современным обществом; которые не видели европейских журналов или фильмов, или не работали, например, с европейцами. В идеале им нужно было найти людей, которые даже не общались с людьми из других обществ. Чтобы получить эти доказательства, они сделали серию эмоциональных фотографий в отдаленных горных районах Папуа, Новая Гвинея, где обнаружили 319 человек.члены племени форе, которые никогда не смотрели кино, не могли говорить и читать по-английски или на пиджине, никогда не жили в западных поселениях и не работали на европейцев.
Сбор данных с Форе представлял собой особую проблему. Поскольку форе не читали, было невозможно просто представить им список слов для эмоций. Также было неясно, содержит ли язык форе хотя бы отдельные слова, эквивалентные отдельным эмоциональным словам, знакомым носителям английского языка. Исследователи пытались попросить испытуемых рассказать историю о лицах на фотографиях, но Форе счел эту задачу запутанной и сложной. В конце концов исследователи решили использовать метод, который предыдущие исследователи использовали с детьми, которые не умели читать: переводчик читал испытуемому рассказ, а затем просил его или ее выбрать одно из трех эмоциональных выражений, которые соответствовали рассказу.
Эмоциональные выражения, подобные тем, которые используют Экман и Фризен.
Источник: Дуглас Кенрик
Например, для счастья испытуемые просто слышали историю: «Его друзья пришли, и он счастлив», и их просили выбрать между 3 фотографиями — одной, на которой был изображен человек. показывая то, что жители Запада расценили бы как улыбку, другое, на котором человек делал то, что мы сочли бы выражением отвращения, и третье, на котором человек делал то, что мы сочли бы гневным выражением лица. Если бы не было межкультурной общности эмоциональных выражений, форе выбирали бы счастливое лицо только в трети случаев. Однако в этом конкретном сравнении они выбрали счастливое лицо в 100% случаев.
В качестве другого примера испытуемому рассказали историю о том, что кто-то был в своей хижине совсем один, без оружия, когда в хижину заходит дикая свинья, отказывается выходить, а человек очень боится, что свинья идет укусить ее. Когда их попросили выбрать одно из трех лиц, выражающих то, что мы бы назвали гневом, счастьем и страхом, 86 процентов выбрали то же лицо, которое выбрали бы жители Запада.
Единственные случаи, когда члены племени Форе делали выбор, который мы считаем неправильным, это когда им приходилось выбирать между выражением удивления и выражением страха. Как отмечают Экман и Фризен, это может быть связано с тем, что ситуации, в которых человек испытывает страх, также могут быть ситуациями, в которых он удивлен (в данном случае, когда дикая свинья входит в его хижину).
Экман и Фризен даже рассмотрели отдаленную возможность того, что в целом высокий уровень согласия между племенами форе и американцами европейского происхождения мог быть связан с некоторой передачей информации от людей, которые косвенно контактировали с западными поселениями. Чтобы проверить это, они также нашли группу форе, которые говорили по-английски, смотрели фильмы и работали или учились в англоязычных поселениях не менее года. Результаты были точно такими же: форе с высоким уровнем контакта вели себя не лучше и не хуже, чем их двоюродные братья, у которых было мало контактов, а также, как правило, выбирали удивленное лицо, когда им рассказывали историю, вызывающую страх. Точно так же группа маленьких детей форе, которые никогда раньше не сталкивались с европейскими или какими-либо европейскими культурными СМИ, также неплохо справились с задачей.
Когда Сиота обсуждала эти результаты с моим классом, она отметила, что годы исследований во многих разных культурах показали, что на самом деле существуют некоторые универсальные выражения лица, и люди повсюду отличают счастливое выражение от страха, а также от гнева и гнева. отвращение, например. Она также отметила, что люди, оценивающие выражения, сделанные представителями их собственной культуры, справляются немного лучше, чем люди, оценивающие выражения, сделанные людьми из других культур, хотя даже с выражениями той же культуры уровень согласия никогда не достигает 100 процентов, и даже в максимально разных культурах (как при сравнении студентов американских колледжей с дописьменными племенами Новой Гвинеи) результаты всегда намного выше случайных.
Итак, вывод из этого исследования состоит в том, что лист определенно не пуст, но, как предположил Дарвин, люди обладают некоторыми универсальными выражениями эмоций, которые, вероятно, являются врожденными.