Что делать что сделать правило: мягкий знак в окончаниях глаголов / Статьи / Newslab.Ru

Содержание

Как определить совершенный и несовершенный вид глагола?

Научим писать без ошибок и интересно рассказывать

Начать учиться

271.8K

Подруга Гарри Поттера использовала маховик времени, чтобы быть в двух местах одновременно. Описать действия мисс Грейнджер помогут разные виды глаголов. Их всего два: совершенный и несовершенный. Расскажем о них подробнее.

Основные определения

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

Примеры глаголов:

Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, которым обладают спрягаемые глаголы, инфинитив, деепричастия и причастия. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:

  • завершенное и единовременное (прочитал, прошел)

  • незавершенное и повторяемое (живет, делает).

Какие бывают виды глаголов в рус­ском языке:

  • совер­шен­ного вида;

  • несо­вер­шен­ного вида.

Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?

У глаголов совершенного вида есть две временные формы:

В любой временной форме они называют:

  • действие, которое ограничено каким-либо пределом;

  • результат, законченность действия или отдельного этапа.

Примеры глаголов совершенного вида:

  • что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

  • что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.

  • что сделать? закрыть, оплатить, выступить;

  • что сделать? обозначить, ответить, упростить.

Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?

У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:

Они обозначают:

  • действие в протяженности, без указания на его предел;

  • незаконченность действия.

В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.

Примеры глаголов несовершенного вида:

  • что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;

  • что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

  • что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.

  • что делать? говорить, красить, бегать;

  • что делать? тащить, идти.

Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.

Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот и шпаргалочка, чтобы закрепить и усвоить разницу двух видов:

Образование видов глаголов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида.

Способы образования:

  • Добавление приставки: читать — почитать, сидеть — досидеть.

  • Отбрасывание суффиксов: давать — дать, спасать — спасти.

  • Замена суффиксов: решать — решить, прыгать — прыгнуть.

  • Замена суффиксов и чередование букв в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть.

При образовании глаголов несовершенного вида в корне возможно чередование согласных и гласных: опоздать — опазды­вать, изложить — излагать, защитить — защищать.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Определить вид глагола

Если вы сомневаетесь, как понять, какой перед вами вид глагола: совершенный или несовершенный — воспользуйтесь этими способами:

Как определить вид глагола

  1. Задать вопрос.

    Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что дела­ет? что дела­ли?

    Примеры: готовить, готовит, готовили.

    Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли?

    Примеры: обнять, обнимет, обняли.

  2. Подставить слово «буду».

    К начальной форме глагола несовершенного вида можно подставить слово «буду». Вот так: танцевать — буду танцевать.

    К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя. Например: сыграть — нельзя сказать «буду сыграть».

Теперь можно без труда рассказать одноклассникам, как определить вид глагола в русском языке.

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида.

Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида.

Например: что сделать? решить, что делать? решать.

Такие видовые пары различаются способом словообразования:

  1. Через суф­фик­са: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.

  2. Через при­став­ку: гото­вить — пригото­вить, звать — назвать, рабо­тать — перерабо­тать, говорить — поговорить, читать — дочитать.

Видовые пары глаголов могут различаться:

  • Ударением.

    засыпа́ть — засы́пать, разреза́ть – разре́зать.

  • Корнями.

    что делать? ловить — что сделать? поймать;

    положить — класть;

    вкладывать — вложить;

    брать — взять;

    искать — найти.

Вид глагола может зависеть от контекста предложения. Например:

  • Она сейчас (что делает?) ночует у подруги. — Настоящее время, несовершенный вид.

  • Она завтра (что сделает?) ночует у подруги. — Будущее время, совершенный вид.

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить, обещать, использовать, атаковать и другие. Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности.

Таблица совершенных и несовершенных глаголов


Несовершенный вид

Совершенный вид

Инфинитив

Что делать?

играть

Что сделать?

поиграть

Прошедшее время

Что делал?

играл

Что сделал?

поиграл

Настоящее время

Что делаю?

играю

Будущее время

Что буду делать?

буду играть

Что сделаю?

поиграю

Шпаргалки для родителей по русскому

Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно

Лидия Казанцева

Автор Skysmart

К предыдущей статье

225. 8K

Омонимы в русском языке

К следующей статье

430.7K

Правописание приставок пре и при

Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Правописание «тся» и «ться» в глаголах: правило, примеры, упражнение

Правописание «тся» и «ться» подчиняется простым правилам. О них сегодня и поговорим. Для быстрого запоминания приведем примеры и выполним упражнение. Грамотность в наших руках!

Арина Антоненко

Автор КП

Ольга Кустовская

Преподаватель русского языка и литературы,
репетитор по подготовке к ЕГЭ

Правописание глаголов на «тся» и «ться» изучают в четвертом классе. Следующие 5-7 школьных лет уходят на повторение этого правила. Однако большая распространенность этой ошибки создает впечатление, что эта тема давно исключена из школьной программы по русскому языку. Ведь совсем немногие, встречаясь с «тся» и «ться», ориентируются на учебник за четвертый класс. Остальные полагаются на собственную интуицию и везение.

Правило «-тся»

Если глагол стоит в 3-м лице единственного или множественного числа, то пишется «-тся». Как определить, что глагол находится в третьем лице? Перед ним можно поставить местоимения «он», «она», «оно», «они». Почему так все устроено? Глаголы в третьем лице единственного числа мы пишем без мягкого знака: «берёт», «берут». Добавление постфикса «-ся» не может влиять на написание слова: «берётся», «берутся».

Примеры

«Ветки ломаются под тяжестью снега».

«Ему достанется от мамы».

«В деревне топится баня».

В ТЕМУ

Правило «-ться»

Если глагол стоит в неопределенной форме (инфинитиве), то пишется «-ться». Почему? Глаголы в инфинитиве пишутся с мягким знаком на конце: «кусать», «родить». Постфикс «-ся» снова не имеет права командовать и менять правописание: «кусаться», «родиться».

Примеры

«Чтобы участвовать в соревнованиях, нужно записаться».

«Тебе не стоило торопиться».

«Влиться в новый коллектив оказалось просто».

Как быстро себя проверить

Есть простой способ проверить, нужен ли мягкий знак в суффиксе «тся», – задать к глаголу вопросы «что делает (сделает)?» и «что делать (сделать)?» Если глагол, правописание которого вы хотите проверить, отвечает на вопрос «что делает?», мягкий знак не нужен. Если отвечает на вопрос «что делать?», мягкий знак нужен. Сравните:

  • «В деревне топится баня». Что делает? – Топится. Пишем без мягкого знака.
  • «Тебе не стоило торопиться». Что делать? – Торопиться. Пишем с мягким знаком.

Упражнение

Усвоить теоретический материал поможет упражнение на закрепление. С помощью наших заданий вы научитесь применять знания на практике, а в будущем сократите число ошибок в ваших текстах. Потренируйтесь задавать вопросы к глаголам и с их помощью определять верное написание «тся» и «ться».

Советы преподавателя

Ольга Андреевна Кустовская, преподаватель русского языка и литературы, репетитор по подготовке к ЕГЭ:

– Ошибки при написании глаголов с «тся» и «ться» делают часто и взрослые, и дети. В большинстве случаев эти ошибки связаны не с незнанием правила, а с невнимательностью. Чтобы правильно написать глагол с «тся» и «ться», нужно вникнуть в синтаксическую структуру предложения или хотя бы задать вопросы: «что делает/сделает?» и «что делать/сделать?», и посмотреть, какой вопрос звучит логичнее. Можно запомнить еще так: если в вопросе есть мягкий знак, то в глагольной форме он тоже должен быть («Ленин завещал (что делать?) учиться»).

Но при быстром письме не всегда есть возможность задуматься и задать вопрос. Часто люди пытаются интуитивно написать правильно и, как следствие, ошибаются, потому что интуиция – не самый надежный помощник. Поможет только самодисциплина: первое время нужно постоянно помнить про сложность в написании «тся» и «ться» и каждый раз проверять себя вопросами. Со временем это войдет в привычку, а «проверка» будет занимать долю секунды и не требовать никаких усилий. Ошибок тогда точно не будет!

Проверьте себя

Увлекательный и несложный тест поможет вам проверить, насколько хорошо вы запомнили правило.

Пройти тест

Школа открывает(…)ся.

Животные питают(…)ся.

Пойдем катат(…)ся.

Дальше

Проверить

Узнать результат

Лиса крадет(…)ся.

Начинаем борот(…)ся.

Попросил садит(…)ся.

Дальше

Проверить

Узнать результат

Надеюсь, он исправиться.

Он исправляется.

Исправиться и попросить прощение – очень сложно.

Дальше

Проверить

Узнать результат

Родится в этом городе – мечта.

Родится сын и станет наследником.

Малыш должен родится летом.

Дальше

Проверить

Узнать результат

Забываеться, казаться

Забываеться, казатся

Забывается, казаться

Дальше

Проверить

Узнать результат

Начинаеться, купаються

Начинается, купаются

Начинаеться, купаются

Дальше

Проверить

Узнать результат

Собираются, готовится, заниматся

Собираються, готовиться, заниматься

Собираются, готовиться, заниматься

Дальше

Проверить

Узнать результат

Перечитайте правила! Они помогут справиться с упражнением!

Пройти еще раз

Перечитайте правила! Они помогут справиться с упражнением!

Пройти еще раз

Перечитайте правила! Они помогут справиться с упражнением!

Пройти еще раз

В упражнении еще встречаются ошибки!

Пройти еще раз

В упражнении еще встречаются ошибки!

Пройти еще раз

Справиться с этим упражнением для вас не составило труда!

Пройти еще раз

Популярные вопросы и ответы

Когда глаголы пишутся с мягким знаком?

Присутствие мягкого знака обязательно не только в инфинитивах. Писать его следует в окончаниях глаголов в 2-м лице единственного числа настоящего и будущего времени: «готовишь», «готовишься», «приготовишь», «приготовишься». Это касается и возвратных глаголов с суффиксом «-ться». Также о мягком знаке не нужно забывать после согласных (кроме «й» и «г») в повелительном наклонении: «избавьте», «избавьтесь».

Когда глаголы пишутся без мягкого знака?

Мягкий знак в глаголах не пишется после согласных «й» и «г» в повелительном наклонении: «пойте», «лягте». Мягкий знак не нужен в суффиксе «-тся» в возвратных глаголах, если они стоят в 3-м лице единственного или множественного числа или отвечают на вопрос «что делает (сделает)?»: «он хмурится», «они улыбаются».

Как понять, что глагол стоит в неопределенной форме?

Если к глаголу можно задать вопросы «что делать?» или «что сделать?», то этот глагол стоит в неопределенной форме. Часто рядом с глаголом в неопределенной форме стоят слова «нужно», «можно», «нельзя»: «нужно показать(ся)», «можно порадовать(ся)», «нельзя расстраивать(ся)».

Фото на обложке: shutterstock.com

Почему у нас есть правила?

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ — Семья

Задумывались ли вы когда-нибудь…

  • Почему у нас есть правила?
  • Какой была бы жизнь без правил?
  • Для чего предназначены многие правила?
Теги:
Просмотреть все теги

  • Поведение человека,
  • Правило,
  • Дом,
  • Школа,
  • Спорт,
  • Клуб,
  • Заказ,
  • Хаос,
  • Общество,
  • Неофициальный,
  • Класс,
  • Последствие,
  • Тайм-аут,
  • Задержание,
  • Тюрьма,
  • Кодифицированный,
  • Сообщество,
  • Закон,
  • Сейф,
  • Несправедливый,
  • Обоснование,
  • Перерыв,
  • Смена,
  • Законодатель

Сегодняшнее чудо дня было вдохновлено Сиднеем. Сидней Уандерс , “ Почему у нас есть правила? «Спасибо, что ДУМАЕТЕ вместе с нами, Сидни!

Когда вы хотите задать вопрос учителю во время урока, что вы делаете? Вы просто выкрикиваете свой вопрос, как только он приходит вам в голову? Или вы вместо этого поднимаете руку и ждете, пока учитель назовет ваше имя?

Если вы вежливо поднимаете руку первым, это, вероятно, потому, что у вашего учителя есть правило, которое гласит, что вы должны делать это, когда у вас есть вопрос. Можете ли вы представить, что было бы, если бы каждый мог просто говорить, когда захочет, во время урока?

Что, если бы каждый мог просто встать и делать все, что захочет, во время урока? Как вы думаете, будет ли много обучения? Вместо упорядоченной, мирной учебной среды класс без правил был бы хаотичным!

Если вы похожи на многих детей, вам может показаться, что правил слишком много. В конце концов, у вас есть правила дома. У вас есть правила в школе. У вас есть правила в тех видах спорта, которыми вы занимаетесь, и в клубах, в которых вы участвуете. Почему у нас должно быть так много правил? В самом деле, почему вообще должны быть какие-то правила?

Как вы, наверное, уже догадались из примера с классом, описанного выше, правила создают порядок из хаоса. Хотя вы, возможно, захотите иметь возможность делать все, что хотите, когда захотите, вы, вероятно, не захотите, чтобы такое же отсутствие правил применялось ко всем остальным.

Чтобы жить и функционировать в обществе, у нас должны быть правила, с которыми почти все согласны. Иногда это неформальные правила, вроде тех, что есть у нас дома и в классе. Нарушение этих правил может иметь последствия, такие как тайм-аут или задержание, но их нарушение обычно не означает, что вы попадете в тюрьму.

Иногда важные правила кодифицируются и применяются ко всем в определенном сообществе. Эти правила известны как законы, и их нарушение может иметь более серьезные последствия, такие как тюремное заключение или выплата штрафа.

Когда вы научитесь водить машину, вы поймете, сколько правил применимо к акту управления моторизованным транспортным средством. Вы не можете двигаться так быстро, как хотите, в любое время. Вы не можете просто припарковаться где угодно. Вы не можете ехать по той стороне дороги, по которой хотите ехать.

Правила вождения имеют общую цель со многими правилами, которым вы должны ежедневно следовать во всех аспектах жизни: ваша безопасность. Если бы вы составили список правил, которым следуете каждый день, вы бы быстро поняли, сколько из них существуют, чтобы обеспечить вашу безопасность и в результате сделать вашу жизнь более приятной.

Только представьте, какой была бы жизнь без правил. Что, если бы каждому было позволено брать все, что он хочет, включая ваши вещи? Что, если бы людям разрешили ездить на своих машинах по тротуарам, где вы ездите на велосипеде? Если нет правил, которым нужно следовать, все может стать хаотичным и опасным.

Если вы действительно считаете какое-то правило несправедливым, проявите инициативу и узнайте больше об этом правиле. Кто создал правило? Почему это правило?

Если кажется, что нет достаточного обоснования для правила, не игнорируйте и не нарушайте правило. Вместо этого определите, что вы можете сделать, чтобы попытаться изменить правило. Работая в рамках правил, чтобы изменить правила, законодатели во всем мире занимаются каждый день.

Интересно, что дальше?

Присоединяйтесь к нам завтра в Вандерополисе, чтобы увидеть совершенно новое Чудо дня, которое оказалось старым и пыльным!

Попробуйте

Вы готовы установить правила? С помощью друга или члена семьи обязательно изучите следующие виды деятельности:

  • Сколько различных правил вы следуете в данный день? Следите! Найдите лист бумаги и карандаш, чтобы держать их под рукой на следующий день. В течение 24 часов записывайте каждое правило, которое вы можете придумать и которому следуете. Сколько правил у вас получилось? Поделитесь своим списком с другом или членом семьи. Могут ли они придумать какие-либо другие правила, которые вы пропустили? Вас удивило количество правил, которым вы следуете каждый день?
  • Если бы вы могли изменить одно правило, которое относится к вам, что бы это было? Когда вы думаете о правилах, которым следуете, какие из них вас больше всего расстраивают? Подумайте немного, а затем выберите одно правило, которое вы бы изменили, если бы могли. Вы бы избавились от правила? Или вы бы просто изменили его? Обсудите свое мнение с другом или членом семьи.
  • Какие правила действуют в вашем классе в школе? Как вы думаете, правил в классе должно быть больше или меньше? Если бы вы были ответственным за свой класс, какие правила вы бы установили? Потратьте сегодня немного времени, чтобы составить свой собственный уникальный свод правил в классе. Когда вы закончите, поделитесь ими со своим учителем. Вы никогда не знаете, когда вы можете повлиять на правила, которые применяются к вашему классу! Просто убедитесь, что у вас есть веская причина для включения или исключения определенных правил. Веселиться!

Wonder Sources

  • http://judiciallearningcenter.org/law-and-the-rule-of-law/
  • http://www.parenting.com/article/why-kids-need-rules
  • http://hubpages.com/family/PleaseDontRulesEnvironmentSurroundingsPiteMannersPhoneCourteousLawsobeyRespectNoConsequencesWhySmokeLitterEatSociety

Вы поняли?

Проверьте свои знания

Wonder Contributors

Благодарим:

Криш, Джазмир, Эмма из Вашингтона, Нерисса и Гретхен
за ответы на вопросы по сегодняшней теме Wonder!

Удивляйтесь вместе с нами!

Что вас интересует?

Wonder Words

  • цель
  • закон
  • быстро
  • парк
  • сейф
  • штраф
  • обычный
  • транспортное средство
  • функция
  • заказ
  • общество
  • несправедливый
  • вежливо
  • хаотичный
  • отсутствие
  • проактивный
  • следствие
  • кодифицированный
Примите участие в конкурсе Wonder Word

Оцените это чудо
Поделись этим чудом
×
ПОЛУЧАЙТЕ СВОЕ ЧУДО ЕЖЕДНЕВНО

Подпишитесь на Wonderopolis и получайте Wonder of the Day® по электронной почте или SMS

Присоединяйтесь к Buzz

Не пропустите наши специальные предложения, подарки и рекламные акции. Узнай первым!

Поделись со всем миром

Расскажите всем о Вандополисе и его чудесах.

Поделиться Wonderopolis
Wonderopolis Widget

Хотите делиться информацией о Wonderopolis® каждый день? Хотите добавить немного чуда на свой сайт? Помогите распространить чудо семейного обучения вместе.

Добавить виджет

Ты понял!

Продолжить

Не совсем!

Попробуйте еще раз

Нормотворческий процесс

%PDF-1.6 % 51 0 объект > эндообъект 216 0 объект >поток 2010-07-09T14:30:59ZMicrosoft Word2010-07-23T19:27:43-07:002010-07-23T19:27:43-07:00приложение/pdf

  • Управление Федерального регистра
  • Процесс нормотворчества
  • Mac OS X 10.5.8 Quartz конечный поток эндообъект 45 0 объект > эндообъект 46 0 объект > эндообъект 47 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 28 0 объект > эндообъект 214 0 объект [213 0 Р] эндообъект 30 0 объект >поток х \ xtreme} OK_q:}@ht»p랎8 ̐J1j_D.

    Добавить комментарий