Что делать если ребёнок не слушается? Советы родителям
Содержание
- Ребенок не слушается родителей в 5 лет
- 1. Недостаток внимания
- 2. Попытка самоутвердиться
- 3. Попытка отомстить или выместить обиду
- 4. Проблемы с верой в себя
- Что делать, если дети 5 лет не слушаются?
- Ребенок не слушается в 6 лет
- 1. Непонимание
- 2. Врожденный темперамент
- 3. Нехватка внимания
- 4. Попытка доминирования
- Что делать, если дети 6 лет не слушаются?
- Ребенок не слушается в 7 лет
- Что делать, если дети в 7 лет не слушаются?
В жизни каждого родителя может наступить определенный, довольно неприятный момент, когда ребенок не слушается. Отказ от послушания может быть вызван пустяковой причиной, например, ребенок не откликается, когда его зовут и не подходит, когда его просят подойти. Либо ребенок не слушается, когда его просят о чем-то более серьезном: убрать игрушки, сесть делать уроки или доесть суп. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не стоит. С раннего детства ребенок должен ощущать авторитет родителя и понимать, что старших слушать просто необходимо. В противном случае, в более позднем и «проблемном» подростковом возрасте, совладать с любимым чадом будет практически невозможно.
Мы собрали для вас советы психологов, что делать родителям, если дети в возрасте 5-7 лет не слушаются. В таком возрасте дети особенно быстро развиваются, на них влияет школа и меняющееся окружение, поэтому и советы для каждого возраста будут разными.
Ребенок не слушается родителей в 5 лет
Ребенок в возрасте 5 лет очень редко капризничает или не слушается без причины. Задача родителя – выяснить причину, которая вызвала непослушание. Психологи выделяют 4 наиболее распространенные причины, почему ребенок в таком возрасте может не слушаться:
1. Недостаток внимания
Ребенок 5 лет начинает осознавать собственную ценность в глазах родителей. Непослушание может быть вызвано желанием утвердиться за счет повышенного внимания родителей. Либо, если малыш испытывает недостаток внимания, непослушание – попытка это исправить: если он не будет слушаться, на него точно обратят внимание. При этом ребенок готов пренебречь тем фактом, что внимание, которое он привлекает – негативное. Последствия такого непослушания могут быть достаточно серьезными: дети становятся все менее контролируемыми, делают все вопреки тому, что говорят взрослые. Особенно часто подобное случается, когда у родителей не хватает времени, им часто приходится попросить ребенка подождать немного. Малыш начинает понимать: чем хуже он будет себя вести и чем чаще делать что-то не так, тем больше мама или папа уделят ему внимания.
2. Попытка самоутвердиться
Если вы уделяете ребенку достаточно внимания, а он все равно не слушается, причина может крыться в подсознательном желании сопротивляться контролю со стороны взрослых. Как правило, от этой причины «страдают» очень благосостоятельные семьи.
3. Попытка отомстить или выместить обиду
Часто дети в 5 лет не слушаются, потому что затаили обиду и таким образом пытаются это показать. Вы могли несправедливо наказать его, например, не разобравшись толком, наказать за что-то, чего он не делал. Иногда ребенок 5 годов от роду может вымещать обиду за то, что родитель дал обещание, но не сдержал его.
4. Проблемы с верой в себя
Ребенок 5-7 годов прислушивается к окружающему миру, во многом формирует собственную личность, исходя из примера родственников и особенно родителей. Если мама или папа постоянно недовольны, говорят, что у малыша «кривые руки», он глупый, какой-то не такой, и уж точно не такой послушный/старательный/опрятный, как ребенок соседей – не стоит удивляться появлению комплексов. Ребенок теряет веру в себя, закомплексованность сказывается на поведении и в конце концов, он начинает не слушаться родителей.
Что делать, если дети 5 лет не слушаются?
Желание родителя как можно скорее исправить ситуацию понятно, однако не стоит кричать на ребенка, ругаться, наказывать и выстраивать дома более строгую дисциплину, это не поможет.
Если вы проанализировали ситуацию и поняли, что ребенок не получает достаточно внимания, нужно попытаться исправить именно это. Как только чадо снова почувствует себя нужным и любимым, желание капризничать и делать все наперекор пропадет. По выходным выделяйте минимум несколько часов на совместное времяпрепровождение, BrainApps расскажет, как весело и с пользой провести время с ребенком. Стоит понимать, что пары часов раз в неделю недостаточно. Если вы занятой человек, пообещайте ребенку проводить с ним хотя бы полчаса в день, например, перед сном – читать вместе книжки, разговаривать, найдите совместное хобби. Не забывайте о своем обещании, покажите, что вам также важно это время, которое вы проводите вместе.
Выстраивайте с ребенком доверительные отношения, он должен знать, что может поделиться любой затаенной обидой. Если доверительный контакт утерян, психологи советуют делать упор на физический контакт: прикосновения в таком возрасте показывают заинтересованность, чаще обнимайте ребенка, целуйте и гладьте по голове.
Ребенок не слушается в 6 лет
Поведение ребенка 6-7 лет и младше напрямую зависит от того, в какой обстановке он растет, как с ним ведут себя родители и другие близкие родственники. Редкое непослушание – совершенно нормально, психологи указывают, что все дети время от времени не прочь показать характер. Если же ребенок всегда был более-менее послушным, а в какой-то момент будто с цепи сорвался, перестал слушаться, абсолютно все действия выполняет наперекор указаниям, это повод задуматься. Нет, не о том, что ребенка нужно больше ругать и контролировать. Скорее всего, изменилась обстановка в доме или ваше, родительское отношение.
Если ребенок не слушается, возможно стоит начать искать причину в себе. Психологи выделяют 4 распространенные причины, почему дети 6 лет могут не слушаться:
1. Непонимание
Возможно ребенок попросту не понимает, что от него хотят родители. Задача слишком сложная, ее плохо, непонятно объяснили. Не понимая, что нужно делать, дети теряются и часто расстраиваются. Представьте реакцию дошкольника, когда на него, за то, что он чего-то не понимает, еще и кричат. Это вызывает еще больше растерянности и непонимания, а вдобавок ко всему, обиду и нежелание слушаться.
2. Врожденный темперамент
Не забывайте о том, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте и уже в 6 лет он может проявлять свою индивидуальность. Спокойные, меланхоличные дети способны безропотно подчиняться родителям, молчать и быть «паиньками». Однако все дети разные, некоторые обладают взрывным темпераментом, более упрямым, норовистым характером. Может быть, вы разговариваете с ребенком слишком грубо? Часто кричите, своими указаниями пытаетесь подавить его характер. Непослушание в таком случае – всего лишь проявление индивидуальности. Это не значит, что если ребенок не слушается, с ситуацией можно ничего не делать. Нужно изменить подход, больше объяснять, разговаривать и находить компромиссы.
3. Нехватка внимания
В 6 лет дети все еще требуют к себе много внимания, даже если они уже ходят в школу и имеют возможность общаться со сверстниками. Родители, которым постоянно некогда, вызывают у ребенка гнев, раздражение и прочие негативные эмоции, которые выливаются в непослушание.
4. Попытка доминирования
В возрасте 6 лет дети находятся в своеобразном переходном возрасте, ведь это время, когда молочные зубы заменяются на коренные, а привычная обстановка дома и детского сада меняется на школу. Изменение поведения в этом возрасте естественно для некоторых детей. Если вашего ребенка будто подменили, возможно он просто проверяет вас на прочность, пытается доминировать и показать, кто же в семье главный. В таком случае, вам придется отстоять свое главенство в семье, но не криками и ссорами, а терпением, авторитетом и настойчивостью.
Что делать, если дети 6 лет не слушаются?
В 6 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понимать родителя и то, что ему объясняют. По этой причине психологи не советуют делать что-то особенное и изобретать велосипед, вам всего лишь нужно поладить с чадом, найти контакт. Нужно избегать ссор, криков, недопонимания. Налаженный контакт – прямой путь к гармонии в доме, послушанию ребенка.
Если ребенок не слушает и не отозвался на просьбу в первый раз, проявите терпение. Повторите второй раз, третий, если понадобится – четвертый и даже пятый. Разговаривайте твердым, уверенным тоном, не повышайте голос, приведите пример, доказывающий вашу правоту. Научитесь не требовать, а просить. Если ребенок не слушается и не реагирует на слова, добавьте в голос твердости, возможно вам даже понадобится подойти и посмотреть ребенку в глаза, то есть, добиться внимания. Важно при этом говорить спокойно, чтобы дошкольник не чувствовал угрозы.
Родители должны не забывать хвалить ребенка, когда он выполнил просьбу или сделал полезное дело. Лучше, чтобы любые бытовые мелочи, от выноса мусора до мытья посуды и уборки в комнате, сопровождались словесной похвалой. Так вы поспособствуете формированию здоровой, любящей обстановке в доме.
В 6 лет дети уже умеют слушать, поэтому, если вы чувствуете, что у вас плохое настроение, вы в любой момент можете сорваться на крики, расскажите об этом ребенку. Нет, конечно, вам не нужно предупреждать его о планируемых криках, однако вы можете объяснить, что устали на работе, не в настроении, а потому лучше с вами не спорить и не пререкаться. Если ребенок все равно не слушается, отложите разборки на несколько часов, но постарайтесь о них не забыть.
Ребенок не слушается в 7 лет
Жалобы на то, что ребенок 7 лет не слушается, довольно распространены, так как именно в этот период дети проходят свой третий по счету возрастной кризис, который относят к началу социализации в обществе сверстников. В 7 лет дети формируют свое социальное «я», психика и организм проходят через множество изменений. Ребенок в этот период может отличаться особенным непослушанием и агрессией, поэтому без советов психологов порой не обойтись.
Родителю стоит забеспокоиться, если ребенок чересчур часто:
- гримасничает и передразнивает;
- манерничает и излишне подражает взрослым;
- игнорирует просьбы и указания;
- без причины начинает злиться, психовать и устраивать истерики;
- до последнего отстаивает свою правоту, даже если не прав.
Если ребенок не слушается, родитель должен позаботиться о том, чтобы наладить связь.
Что делать, если дети в 7 лет не слушаются?
- Поощряйте самостоятельность. 7 лет – тот возраст, когда родитель должен относиться к ребенку как к полноценному члену семьи. Пусть у него появятся обязанности по дому, за которые отвечает только он и никто больше. Так ребенок поймет, что вы относитесь к нему серьезно.
- Проявите понимание. У ребенка, как и у любого взрослого человека, меняется настроение, случаются эмоциональные подъемы и спады, неудачные дни. Если ребенок не слушается, возможно, у него выдался тяжелый день в школе, может быть, кто-то обидел или обозвал. Сыну иди дочке нужна ваша поддержка, а не нотации или указания, что нужно сделать.
- Договаривайтесь. В 7 лет дети уже достаточно развиты, чтобы осознавать ценность слов, поэтому не кричите, а приводите доводы, разговаривайте, убеждайте. Если даете обещания, обязательно выполняйте их, прививая ребенку мысли о том, что нужно всегда держать слово и выполнять обещания.
- Иногда нужно надавить. Родитель должен понимать, что в 7 лет ребенок еще не осознает полноценно моральные нормы поведения. Так, если мальчик ударил девочку или пытается фамильярничать со взрослыми, это может быть банальное непонимание, а не непослушание. Если объяснить ребенку, почему совершать подобные поступки плохо, не получается, надавите родительским авторитетом. Главное – уверенный, спокойный тон, который убедит ребенка послушаться.
- Откажитесь от наказаний. Ученые доказали, что ни физические наказания, ни психологическое давление, не несут педагогической ценности. Ребенок просто не воспринимает такие методы воздействия, так как взрослый по умолчанию сильнее и имеет большее влияние. Если ребенок не слушается, не нужно бить его или оскорблять. В противном случае, из него может вырасти человек, признающий лишь превосходство силы.
Таким образом, главный ключ к гармонии в семье и послушным детям – доверие, взаимовыручка и понимание между родителем и ребенком.
Воспитание без наказаний — что же делать, когда ребенок не слушается
Сказка про зайчика
Бывает, родители спешат с утверждением: «Без наказаний невозможно!» Но всегда ли мы прилагаем усилия, чтобы действительно обойтись без них? Вот малыш не хочет идти домой — так заигрался во дворе. Мама кричит, шлепает ребенка, он плачет. Но если у мамы есть в запасе недлинные сказки, коротенькие забавные истории…
А сколько скандалов из-за того, что малыш не хочет класть на место свои игрушки! А он, бедный, стоит, с испугом смотрит на гору машинок и кубиков — не понимает, как и с чего начать. Но если мама скажет: «Зайчик плачет — свободное место только рядом с волком, он боится. Поможем зайчику? С кем бы ему поменяться? Кто волка не боится?» Постепенно ребенок привыкнет убирать свои игрушки: процедура перестанет казаться ему сложной и страшной, и он научится справляться с ней сам.
Дружба вместо дрессировки
Но наступает возраст, когда «зайчиками» уже не обойтись. Чем тогда заменить наказания? Ничем. Ничем, кроме одного, главного: созданием таких отношений между детьми и родителями, при которых никакие наказания не нужны. При которых огорчение родителей, их осуждение — и есть самое значимое наказание.
Как же построить такие отношения?
Потребуются усилия и терпение.
С малых лет ребенка относитесь к нему не как к объекту, данному вам для дрессировки и беспрекословного послушания, а как к другу. Да, нуждающемуся в опеке, указаниях, но прежде всего — другу. Вот мама ведет в школу сына лет семи. Кричит на весь школьный двор. Из ругательств, которые сыплются на голову мальчика, «дрянь» и «гад» — самые безобидные. О каких близких, доверительных отношениях может идти речь?! Станет сын подростком. Разве захочется ему делиться с матерью своими проблемами, трудностями, разве обратится он к ней за советом? Маму заменит компания в подворотне.
Воспринимать сына или дочь как друзей — значит интересоваться всем, что значимо для них: товарищами, увлечениями, планами, а не только отметками. Вспомните, когда в последний раз вы играли с вашим малышом, читали ему хорошую детскую книжку? Когда разговаривали с вашим подростком о том, что интересует его? О самом близком друге, самом хорошем учителе, о том важном, что было в школе или на кружке? Советовались ли с ним о том, как лучше всем вместе провести выходные? Вот с этого и надо начинать… Если вы воспринимаете ваших детей как друзей, как же не поделиться с ними всем значимым, что происходило с вами в вашем детстве, в молодости, вашими теперешними достижениями и трудностями на работе, вашими огорчениями.
Помню, как сблизил меня, школьницу, с отцом его откровенный рассказ об эпизоде, случившемся во время войны. Отец был военным хирургом (награжденным орденом Отечественной войны). Он оперировал на передовой. На поле боя лежали несколько раненых. Девушки-санитарки не смогли перенести их в лазарет. Отец выбежал им на помощь. Но тут начался обстрел. Доктор побежал обратно. Санитарки — за ним. Через несколько секунд отец опомнился и мысленно сказал самому себе: «Что же это я делаю?!» И бросился к раненым. Санитарки — за ним. Они унесли в лазарет всех солдат и не пострадали сами.
После этого разговора я стала без стеснения делиться с отцом всем, что меня беспокоило. Взаимный интерес, взаимная откровенность — основа основ дружеских отношений, фундамент, на котором строится воспитание.
И не обязательно тратить много времени. Искренняя 15-минутная беседа куда важнее нудных нотаций и «выволочек».
И, поверьте, никакие неприятности: неразделенная влюбленность, «двойка», несданный ЕГЭ, конфликт с товарищами или учителями — не толкнут молодого человека на суицид, к употреблению наркотиков или к дурной компании. Зачем? Ему хорошо и тепло дома, у него есть, с кем поделиться, есть родители, которые поймут его, и правого, и виноватого.
Важно также, чтобы дома не было постоянного уныния, жалоб на жизнь, чтобы в перспективе всегда было что-то интересное, радостное: интересная поездка или поход, катание на лодке, сбор грибов, посещение детского спектакля…
За гранью возможного
Теперь насчет пресловутого «а если не слушается» … Ребенок не слушается в двух случаях. Если между ним и его родителями не сложились те самые близкие, душевные отношения, о которых мы только что говорили. Откуда, в самом деле, возьмется в человеке (взрослом или ребенке) желание выполнить просьбу того, кто вечно кричит, угрожает, оскорбляет? Вторая причина непослушания — требования к ребенку непосильны для него.
Все ли родители учитывают, что малыш не может сидеть тихо и неподвижно — ему необходимо движение? Это скажет любой педиатр. А что за движение без шума? Если очень нужно, чтобы ребенок посидел тихо, облегчите ему задачу — дайте раскраску, забавные картинки, кубики…
У четырехлетнего мальчика диабет.
Вот требование непременно учиться без единой «тройки». Не всякому оно посильно. И дело не только в способностях, но еще и в выносливости нервной системы, в уровне внимания (который не всегда поддается сознательным усилиям). Есть гиперактивные дети, для которых длительное время удерживать внимание просто непосильно.
О допустимом и немыслимом
Я не считаю злом любые наказания. Если они не унизительны, не умаляют достоинства ребенка, они не вызывают моего протеста. Например, если отменяется значимая для ребенка покупка или катание на лодке. Однако я и здесь испытываю сожаление, что родители не сумели построить с детьми отношения, при которых наказания не нужны.
Не забудем, даже Макаренко, который ввел для колонистов множество самых разных наказаний (не оскорбительных, разумеется), категорически возражал против любых наказаний в семье. Потому что отношения в семье должны строиться на другой основе, чем в коллективе. Ни один начальник, шеф, не в состоянии быть душевно близким с каждым из своих подчиненных. Да никто и не ждет от него этого, не нуждается в этом. А в семье такие отношения — основа основ. И в заключение — о важнейшем. Можно соглашаться или не соглашаться с советами о воспитании без наказаний. Но есть вещь, о которой разных мнений быть не может. Вещь, на которую должно быть категорическое табу.
Я говорю о физических наказаниях. Нет ни одного известного, успешного психолога, невролога, педиатра (ни у нас, ни за рубежом), который самым решительным образом не возражал бы против физических наказаний ребенка. Макаренко писал в «Книге для родителей»: «Ребенок, которого бьют в семье, всегда несчастен. Он может на какое-то время отстраниться от того, чего боится, радоваться чему-то, но он живет под постоянным стрессом, под страхом наказания. Какое уж тут “счастливое детство”?»
Психологи утверждают, что человеку, чье детство не было счастливым, радостным, трудно во взрослой жизни стать счастливым. Потому что у него нет опыта счастья, он не знает, что это такое, просто не умеет быть счастливым и во всем видит мрачную сторону. Работники правоохранительных органов, имеющие дело с «трудными» подростками, говорят, что все эти дети — биты родителями. Причем с того возраста, когда о серьезных проступках речь не шла. Жестокость может породить только жесткость.
Как педагог, много работавший с «трудными» детьми, могу подтвердить: наиболее жестоки, лишены дара сочувствия именно битые дети. И когда мама подростка жалуется на его «бесчувствие» по отношению к ней, мне хочется спросить ее: «А когда ваш сын, еще маленький, кричал под ремнем, вы ему сочувствовали? Вы прекратили экзекуцию?» Дар сопереживания погиб тогда. Потому что когда ребенку скверно, ему не до сочувствия другим.
Я прямо говорю родителям: «Если вы наказываете вашего сына или дочь физически, вы лишаете его дома. Советоваться с бьющими родителями, просить у них помощи никто не пойдет. Вы сами не обратились бы за советом к тому, кто поднимает на вас руку! А если вы настолько порвали душевные связи с ребенком, что он не может прийти к вам за помощью и советом, значит, он сирота — при живых родителях. И даже если, несмотря на нерадостное детство, сын или дочь все же вырастут понимающими, добрыми людьми, то ваши отношения с ними останутся отдаленными. А как можно влиять на человека, воспитывать его, если он от вас закрылся?»
Избавившись от пагубной привычки воспитывать ремнем и подзатыльниками, работая над строительством новых отношений с детьми, вы неожиданно для себя увидите, что больше не нужны никакие наказания.
Как заставить детей (ДЕЙСТВИТЕЛЬНО) слушать: 7 шагов к успеху
Вы попросили своего ребенка что-то сделать. Очень спокойно. Очень рационально. И очень сознательно.
Вместо экшена вы получаете детский эквивалент сверчков. Радиомолчание.
» Может быть, они меня не услышали?» Вы думаете. Итак, вы еще раз хорошо спросили. Плотно, но красиво.
Ничего.
Вы чувствуете, что быстро попадаете в знакомый цикл «Повторяй. Напоминать. Повторить. Напоминать.»
И тут случается – перегорает предохранитель. В момент полного поражения вы остаетесь кричать те же требования, которые вы спокойно просили всего несколько минут назад. Энергия возрастает, и все остаются разочарованными и обескураженными.
Я понял. Как и большинство родителей. Я работаю педагогом по воспитанию детей более 15 лет и могу однозначно сказать, что детей «не слушают» — это самое распространенное разочарование , которое я слышу от мам и пап.
Но вот в чем дело: если вы хотите справиться с безразличием вашего ребенка, первое, что вам нужно сделать, это выяснить, ПОЧЕМУ он НЕ слушает. Чаще всего его отсутствие реакции — это СИМПТОМ, а не реальная проблема.
Если вы не устраните эту проблему в корне, вы обязательно увидите, как простой случай «не слушания» перерастает в более серьезные поведенческие проблемы, такие как истерики, неповиновение и перебранки.
Почему
Дети не слушают ?Хороший вопрос! Почему они тебя игнорируют? Почему вы должны повторять что-то снова и снова, пока не обнаружите, что начинаете кричать?
(Прежде чем мы продолжим, убедитесь, что вы исключили любое потенциальное заболевание, которое может повлиять на слух или понимание вашего ребенка. Если вы уверены, что уши вашего ребенка полностью функционируют, читайте дальше.)
Дети всех возрастов — от малышей до подростков — имеют запрограммированную потребность в энергии . Когда у детей нет возможности проявить свою силу позитивным образом — выбирая, какую одежду надеть, составляя меню на ужин, выбирая, в какую игру играть и т. д., — они будут проявлять свою силу негативным образом.
Поскольку дети ДЕЙСТВИТЕЛЬНО контролируют свое тело и язык, наиболее распространенная (и разочаровывающая) борьба за власть происходит, когда дети используют свое тело и язык, чтобы игнорировать наши просьбы.
Решив НЕ слушать, дети могут утвердить свою силу. Такое поведение — просто способ, которым дети выражают свою потребность в большем контроле и способности принимать решения в своей жизни.
Я не предлагаю вам позволять им решать все вопросы. Однако, применяя несколько простых в освоении методов позитивного воспитания, вы можете дать своим детям власть в пределах своих границ. Делая это, сотрудничество с вашими детьми улучшится, и страшный цикл «повторить — напомнить — повторить — напомнить» подойдет к концу.
«Не слушаю» — просто ярлык?
Прежде чем мы углубимся в стратегии улучшения общения с вашими детьми, ответьте на вопрос: Что именно вы имеете в виду, когда говорите, что ваш ребенок «не слушает»?
В разговоре с родителями «не слушание» обычно становится общим термином, который охватывает множество вопросов. Поскольку понятие «не слушать» настолько широкое, может быть трудно найти решение.
Я не говорю, что не бывает случаев, когда ваш ребенок просто игнорирует вас — такое случается! Однако чаще всего речь идет не о том, чтобы «не слушать», а о какой-то основной проблеме.
Она устала, голодна или плохо себя чувствует? Или, i s, есть какая-то более глубокая проблема с управлением, из-за которой она отключает , например…
Работа по дому?
Домашнее задание?
Пора спать?
Разочарование братьев и сестер?
Не сваливайте каждое отключение связи под зонтиком «не слушаю». Покопайтесь и узнайте, что на самом деле происходит, а затем вы сможете составить план действий для решения этой проблемы.
Теперь, если это действительно классический случай того, что вы не слушаете, вот 7 шагов, которые вы можете предпринять, чтобы ваши дети действительно услышали вас.
7 шагов, чтобы дети слушали
1. Станьте на их уровеньКогда вам нужно внимание вашего ребенка, убедитесь, что вы привлекли его внимание – это означает зрительный контакт. Когда вы опускаетесь и смотрите ей в глаза, вы не только подтверждаете, что она вас видит и слышит, но и укрепляете общение.
Это означает, что вам, возможно, придется отойти от белья или на минуту отложить венчик и выйти в другую комнату. Ключевым моментом является близость — вы не разговариваете с ней свысока и не выдаете приказы из другой комнаты — вы разговариваете с ней.
2. Откажись от «Нельзя»Не трогай своего брата. Не бегайте по залу. Не играй со своей едой. Не читайте следующее предложение. (Видите, что я там сделал?)
Отрицательные команды, такие как «не надо» и «нет», требуют от детей двойной обработки. Дети должны ответить на два вопроса:
1) Что она НЕ хочет, чтобы я делал?
2) Что она хочет, чтобы я сделал вместо этого?
Это запутанно и противоречиво. Например, если вы говорите «Не трогай своего брата», ребенок должен прекратить текущее поведение И определить подходящее альтернативное поведение– Если я не могу дотронуться до него, значит, я не могу его обнять? Мы можем поиграть в пятнашки? Можно я поставлю ему пятерку? Могу ли я помочь ему надеть куртку или завязать шнурки, если мама попросит?
Вместо этого скажите ребенку, что ДЕЛАТЬ.
Вместо «Не трогай своего брата» попробуйте « Прикасайтесь к брату нежными прикосновениями» или «Ваш брат не хочет, чтобы к нему прикасались прямо сейчас, поэтому, пожалуйста, держите руки складывается, пока мы в машине».
Вместо «Не разбрасывайте игрушки по всему полу» попробуйте «Пожалуйста, положите игрушки в корзину для игрушек».
Вместо «Не бегайте по коридору» попробуйте «Пожалуйста, идите по коридору».
3. Скажи ДА на «ДА»Подумайте об этом на мгновение. Какова ваша нормальная рефлекторная реакция на 10 000 просьб, которые вы получаете от своего ребенка каждый день? «НЕТ», верно?
Когда вас засыпают запросами, трудно осмысленно их отсеять, поэтому вы просто даете готовые ответы…» Нет, не сегодня. — Нет, у меня нет на это времени. «Нет.» «Неа.» «Нада».
Но когда вы постоянно отвечаете «нет», неудивительно, что дети перестают прислушиваться к ВАШИМ просьбам! Ищите причины чаще говорить «да». Ваши ответы «да» начнут удивлять и радовать вашего ребенка и заставят его обращать больше внимания, когда вы о чем-то просите!
Вместо «Нет, мы не можем пойти в парк», попробуйте «Парк звучит потрясающе! Должны ли мы пойти в пятницу после школы или в субботу утром?»
Вместо «Нет, тебе нельзя мороженое» попробовать «Мороженое вкусное! Хочешь съесть его на десерт в субботу или воскресенье вечером?»
Хотя по-прежнему будут ситуации, требующие твердого «нет», предлагая больше «да», вы увеличите шансы, что ваш ребенок снова настроится на вас.
4. Сократите свою речь, я был так же виновен в этом, как и все остальные. Родители, а особенно мамы, склонны превращать пятисекундный ответ в пятиминутную диссертацию!
В индустрии продаж есть поговорка: «никогда не продавайте по пустякам то, что можно продать по пустякам». Думаю, это имеет смысл и в воспитании детей. Пытаясь привлечь внимание ребенка, будьте максимально лаконичны, и у него даже не будет времени отвлечься от вас!
5. Заранее скажите «Спасибо»Помогите своим детям сделать правильный выбор, совершив этот прыжок веры. Ваш упреждающий «Спасибо, что повесили полотенце после душа», побудит ваших детей к хорошему поведению гораздо больше, чем «Лучше я больше не увижу твое полотенце на полу!»
Люди и даже дети обычно оправдывают наши ожидания, если мы управляем ими позитивно. Заранее сообщив им, что мы доверяем им в правильном поведении, вы создадите открытые каналы связи и повысите вероятность того, что задача будет выполнена.
6. Обеспечение пониманияПростой способ убедиться, что ваш ребенок услышал вас и понял, — попросить его повторить то, что вы сказали.
В области медицины исследования показали, что 40-80% информации, которую врачи сообщают пациентам, либо полностью забыты, либо неправильно поняты (и имейте в виду, мы говорим о ВЗРОСЛЫХ, а не только о детях).
Чтобы бороться с этим недоразумением, врачи начали использовать метод обучения, который призывает пациентов «обучать» врачу, какие инструкции по лечению они только что получили. Было показано, что этот метод резко увеличивает удержание информации от пациентов.
Этот же инструмент можно эффективно использовать с детьми. После того, как вы установили зрительный контакт, сократили свою речь и четко объяснили, что вам нужно от ребенка, спокойно попросите его повторить то, что он только что услышал.
Убедившись, что все находятся на одной странице, вы сразу же увидите улучшение общения и сотрудничества в вашем доме.
7. Сделайте замечаниеЕсли вы видите невыполненное задание, не бросайтесь с большим выговором, просто сделайте НАБЛЮДЕНИЕ: «Я вижу куртку на полу», или вы можете спросить: « Каков ваш план по уборке мусора сегодня?»
«Каков ваш план?» — одна из моих любимых стратегий, позволяющая избежать борьбы за власть. Это расширяет возможности, потому что вы предполагаете, что у них есть план, и дает вашему ребенку возможность сохранить лицо и быстро придумать план в тот момент, если у него его еще не было!
“ О да! Я планировал вынести мусор сразу после обеда. ” Это дает вам возможность придать позитивный импульс расширению прав и возможностей родителей во всей беседе! «Это потрясающе — я очень ценю твою помощь, приятель».
Заключительные мыслиПомните, что «не слушать» всегда должно быть для нас тревожным сигналом. Хотя это может показаться неповиновением или невнимательностью с их стороны, более чем вероятно, что это способ привлечь наше внимание или выразить свою потребность во власти.
И детям, и взрослым нужно, чтобы их видели и слышали. Когда эта потребность не удовлетворяется, дети перестают нас слушать. Это может показаться нелогичным, но ЯВНО это работает, так как это самая распространенная жалоба родителей!
Если борьба за власть, например, нежелание слушать, вызывает стресс в вашей семье, я бы хотела рассказать вам о нашей пошаговой инструкции по воспитанию детей от малышей до подростков. Мне нравится помогать родителям решать эту проблему, и я помог тысячам таких же семей, как ваша.
Если вы еще не совсем готовы к работе, хотя бы присоединяйтесь ко мне на БЕСПЛАТНОМ ОНЛАЙН-КЛАССЕ .
Я научу вас большему количеству способов заставить ваших детей СЛУШАТЬ без ворчания, напоминаний или крика, и через несколько дней вы почувствуете облегчение!
Как всегда счастливого родительства! Мы здесь для вас!
Что делать дальше:
1. Подпишитесь на мою рассылку новостей:
Подпишитесь на мою рассылку, чтобы получать советы для родителей, которые помогут вам создать более счастливую семью и стать родителем, которым вы всегда хотели быть. Кроме того, когда вы подпишетесь, я также пришлю вам копию нашего стратегического руководства 10 советов по улучшению поведения – начиная с СЕЙЧАС!
2. Зарегистрируйтесь на мое БЕСПЛАТНОЕ 60-минутное занятие:
Зарегистрируйтесь на мое бесплатное занятие под названием Как заставить детей слушать, не ворча, не крича и не теряя контроля над собой . Занятия проходят несколько раз в неделю, но я рекомендую вам зарегистрироваться заранее, так как количество мест ограничено.
3. Запишитесь на мой курс
«7-ступенчатая система успеха родителей»®Запишитесь на мою проверенную 7-ступенчатую систему для занятых родителей, готовых к переменам (5 звезд в Google). Кроме того, в течение ограниченного времени сэкономьте 10 % и получите БЕСПЛАТНОЕ обновление для всех планов — абсолютно без риска и с пожизненным доступом.
Об авторе
Признанный на национальном уровне эксперт по воспитанию детей Эми Маккриди является основателем Positive Parenting Solutions® и автором бестселлера Эпидемия «Я, я, я» — пошаговое руководство по воспитанию способных , Благодарные дети в мире с чрезмерными правами и Если я должен сказать вам еще раз… Революционная программа, которая заставляет ваших детей слушать, не ворча, не напоминая и не крича . Как «выздоравливающий крикун» и сертифицированный инструктор по позитивной дисциплине, Эми является поборником методов позитивного воспитания для более счастливых семей и детей с хорошим поведением. Эми является участником шоу TODAY Show и была представлена на The Doctors, CBS This Morning, CNN, Fox & Friends, MSNBC, Rachael Ray, Steve Harvey и других. В своей самой важной роли она гордая мама двух замечательных молодых людей.
Как заставить ребенка слушать
Вы когда-нибудь чувствовали, что последствия, которые вы даете своему ребенку, не работают, и что он просто не слушает? Давать последствия сложнее, чем люди иногда думают, поэтому не корите себя, если вам кажется, что вы промахнулись. На самом деле нет идеального способа сделать это — некоторые последствия просто более эффективны, чем другие.
Я думаю, важно понимать, что последствия, которые вы даете своему ребенку, также являются последствиями для вы , а также. Это неприятно — и часто бывает трудно довести дело до конца. Последствие требует, чтобы вы установили ограничения, которые заставляют вашего ребенка чувствовать себя некомфортно. Вам также часто приходится более внимательно следить за ним и терпеть отпор в виде возражений и плохого отношения. Иногда плохое поведение даже временно обостряется, заставляя вас усомниться в последствиях, которые вы выбрали в первую очередь. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок слушал, ваша роль состоит не только в том, чтобы ясно и прямо установить последствия, но и в том, чтобы убедиться, что ваш ребенок следует до конца и что урок усвоен. Это не пикник.
«Последствие, которое вы даете своему ребенку, также является следствием для вас . Это неприятно — и часто бывает трудно довести дело до конца».
Вот 9 проверенных временем «секретов» создания последствий. Я использовал эти методы, работая с суровыми подростками в лечебных центрах на протяжении десятилетий, а также с моим собственным сыном.
1.
Свяжите следствие с поведениемВыносимое вами наказание должно быть как можно более тесно связано с неправомерным поведением вашего ребенка. Например, если ваша дочь опаздывает к комендантскому часу в пятницу вечером, установите для нее комендантский час на 15 минут раньше в следующие выходные. Если она будет ответственной и сумеет прийти вовремя, ей вернут прежний комендантский час. Вот еще один сценарий. Если ваш тринадцатилетний ребенок ругается на вас или обзывает вас, вы можете забрать у него видеоигры или мобильный телефон и сказать, что он может вернуть их себе после он был вежлив с тобой (и со всеми в семье) в течение двух часов. Если он оступится, эти два часа начнутся сначала. Таким образом, ваш ребенок практикует хорошее поведение и , работая над достижением цели лучшего поведения. И, как и во всем остальном в жизни, практика — это то, как ваш ребенок научится делать лучший выбор, когда он расстроен или зол.
2. Избегайте «бесконечных последствий».
Последствия, которые вы даете, должны иметь определенное начало и конец. Вы же не хотите делать их такими длинными и затянутыми, что ваш ребенок не сможет увидеть свет в конце туннеля. Когда последствия слишком суровы или не имеют конца, он начнет чувствовать, что все безнадежно, и просто сдастся. Как и все мы, дети должны чувствовать, что они способны выполнить любые ожидания.
3. Дайте ребенку достижимые последствия
В том же духе, что и выше, ваш ребенок должен уметь делать то, что вы просите. Например, если вы скажете, что его следствием будет починить и покрасить стену, которую он повредил, но он понятия не имеет, как это сделать, вы оба расстроитесь, и плохое поведение, вероятно, обострится.
4. Сделайте следствие неудобным для вашего ребенка
Убедитесь, что последствия, которые вы даете своему ребенку, вызывают у него дискомфорт. Например, бессмысленно отбирать видеоигры у ребенка, который их не очень любит. Скорее, посмотрите на то, что мы могли бы назвать «плюшками». Что ценит ваш ребенок? Какова его «валюта»? Что он делает, когда избегает своих обязанностей? Например, ваш ребенок может смотреть телевизор или переписываться с друзьями вместо того, чтобы делать домашнее задание или заниматься домашними делами. Тогда эффективное последствие будет связано с использованием телевизора или мобильного телефона. Как всегда говорил мой муж Джеймс: «Вы можете привести лошадь к водопою, но вы не можете заставить ее пить, но вы можете вызвать у нее жажду». Так что найдите то, что вашему ребенку будет некомфортно потерять на время, а затем используйте это как следствие, чтобы помочь ему работать над улучшением своего поведения.
5. Придумайте последствия, которые повлияют на мышление вашего ребенка
Когда ваш ребенок плохо себя ведет, вам всегда хочется потом задать ему этот вопрос: «Что ты сделаешь по-другому в следующий раз?» Попросите его привести несколько примеров. (Если он не может, вы можете помочь ему с несколькими своими собственными. ) Можно сказать: «Когда ты хотел посмотреть свое шоу, ты выхватил пульт из рук своего брата и толкнул его на диван. Что вы сделаете по-другому в следующий раз, чтобы не попасть в беду?» Таким образом, когда вы приводите последствие («Никакого телевизора, пока вы не сможете ладить со своим братом три часа подряд»), внутри него заложен урок.
6. Не кричите и не поддавайтесь эмоциям, когда говорите о последствиях
Если вам интересно, как заставить ребенка слушать, один из способов — не кричать, не кричать и не спорить, когда выносите наказание. Не спорьте — это только усугубит ситуацию и приведет к борьбе за власть. Наоборот, говорите четко и по делу. Если вы начинаете кричать, это больше касается вас и самого спора, а не поведения вашего ребенка и урока, который вы пытаетесь ему преподать. Помните, если вы выходите из-под контроля, это снижает ваш авторитет.
7. Дайте себе время все обдумать
Многим из нас трудно сохранять спокойствие и дать эффективное следствие, когда ваш ребенок плохо себя ведет. Если вы чувствуете разочарование или злость, вы можете сказать: «Давай поговорим об этом, когда мы оба успокоимся. Я свяжусь с вами позже в тот же день». Или: «Мы обсудим это через час». Бывают моменты, когда вам как родителю нужно время, чтобы подумать о том, какие последствия будут наиболее эффективными. Часто ребенку полезно иметь время подумать о том, что он тоже сделал. Детям неудобно ждать и слушать, что собирается сказать их родитель, и если вы потратите это время, это поможет вам придумать более эффективное последствие.
8. Сопоставьте уровень последствий с уровнем проступка
Не реагируйте слишком остро или недостаточно. Родители часто могут быть слишком настойчивыми или слишком снисходительными. Например, легко попасть в ловушку недостаточной реакции и пренебречь действиями, например, последствием. Или они слишком остро реагируют и делают последствия слишком длинными или сложными. Обе эти позиции неэффективны. Если ваш ребенок пробьет дыру в стене, отнятие у него видеоигр на день не поможет. Но, с другой стороны, если он дразнит сестру за ужином, запирать его на две недели — это слишком сурово. Помните, следствие предназначено для того, чтобы преподать урок и должно быть связано с неправомерным поведением.
9. Создать меню последствий
Когда у вас есть минутка для себя, придумайте меню последствий для вашего ребенка. Сядьте и напишите список последствий и вознаграждений, которые могут быть ему полезны. Вы даже можете попросить своего ребенка рассказать о его собственных идеях для наград. На самом деле, поощрение хорошего поведения так же важно, как и последствия. Вознаграждением может быть поездка в торговый центр, прокат фильма или дополнительное время для видеоигр после школы. Когда вы видите, что ваш ребенок ведет себя так, как должен, найдите время, чтобы заметить это, а затем скажите что-нибудь об этом. Старая пословица «Поймай своего ребенка хорошим» верна по одной причине — она признает хорошее поведение и вдохновляет его продолжать попытки.
Когда я работала в стационаре с трудными подростками, у нас было меню последствий и вознаграждений, и мы подбирали их для каждого отдельного ребенка. Мы также попросили 90 257 их 90 258 идей о последствиях для себя. Когда они придумали свое собственное следствие и навязали его, это сработало очень хорошо. Допустим, ваш десятилетний ребенок сломал игрушку своего младшего брата. Он может придумать последствие вроде: «Я заплачу за новую игрушку из своих денег». Вы также хотите, чтобы дети начали находить соответствие между своим поведением и возмещением ущерба, когда они причинили кому-то боль или что-то сломали — это также часть урока, который они должны усвоить.
Что делать, если последствия, которые вы даете, все еще не работают?
Ваш ребенок не обращает внимания на ваши последствия? Поверьте мне, за эти годы я встречал много детей, которые говорили: «Как угодно. Мне все равно.» Легко поверить, что ваши последствия не работают, когда вы слышите эти слова. Часто это способ для вашего ребенка блефовать или отказываться подчиняться, потому что вы оказались втянутыми в борьбу за власть. Последствие может быть эффективным, и вашему ребенку может быть неудобно, но он не собирается показывать вам это, несмотря ни на что. Если это действительно значимое последствие, он может разозлиться и наброситься. Важно обращать внимание на поведение ребенка, а не на его слова. Например, если вы отправляете своего 12-летнего сына в его комнату, а он подчиняется, бормоча себе под нос всю дорогу, то он действительно выполняет, даже если его слова звучат иначе.
Если вы по-прежнему обнаружите, что указанное вами следствие неэффективно, нет ничего плохого в том, чтобы вернуться к чертежной доске. Если вы назначили слишком суровое следствие, вам, возможно, придется переосмыслить то, что вы сказали, и вернуться с чем-то другим. Или вам, возможно, придется изменить последствия, потому что ваш ребенок не воспринимает это всерьез. Допустим, ваш подросток настолько рассеян, что не делает домашнее задание. Вы можете решить забрать его мобильный телефон на одну ночь и сказать что-то вроде: «Вы можете получить свой телефон обратно после того, как закончите свою работу». Он работает над вознаграждением (телефоном), выполняя домашнюю работу. Но когда вы обнаружите, что он все еще не выполняет свои задания, вы можете попросить его поработать за кухонным столом, чтобы вы могли убедиться, что он не сидит в Facebook и не болтает с друзьями, когда он должен готовиться к контрольной по математике. Вы можете сказать: «Кажется, ты сильно отвлекаешься в своей комнате. Я бы хотел, чтобы вы поработали здесь несколько дней, пока я не увижу, что вы способны нести ответственность самостоятельно». Опять же, не забудьте убедиться, что у последствий есть начало и конец.
Как «запись» может помочь вашему ребенку
Один из приемов, который очень хорошо работает после плохого поведения ребенка, заключается в том, чтобы попросить его сесть в одиночестве и «записать это». Для ребенка, который так расстраивается, что не может объяснить вам, почему он сделал то, что сделал, это может быть чрезвычайно полезным инструментом. По сути, ваш ребенок должен записывать то, что произошло, от начала до конца. Затем он должен написать, что он будет делать по-другому в следующий раз. Это убирает любые эмоции из ситуации и позволяет детям успокоиться и собраться с мыслями. Для детей младшего возраста (3-6 лет) вы можете попросить их нарисовать картинку. Когда дети немного подрастут (например, с первого по третий класс), вы можете попросить их написать один абзац и так далее.
Взаимодействие с ребенком после прочтения его объяснений также даст вам возможность спокойно собраться вместе и поговорить о том, что он узнал, а также подвести итоги. Разговор может быть таким: «Ты поступил неправильно, ударив сестру, когда был на нее зол. Я прочитал вашу заметку о том, что вы могли бы сделать по-другому в следующий раз, и вы сказали: «Когда она меня раздражает, я могу просто сказать ей, чтобы она прекратила, или я могу выйти из комнаты». Я думаю, что это хороший план. И я постараюсь помочь вам сделать это и в следующий раз. Просто дай мне знать, если тебе понадобится моя помощь».
Очень важно, если можно, закрыть ситуацию. Потом, когда это сделано, это сделано.