Что изучает бихевиоризм: суть педагогического подхода / Skillbox Media

что это такое, необихевиоризм и социобихевиоризм

В начале 20 века самым изучаемым и обсуждаемым направлением психологии считался бихевиоризм. Слово имеет английские корни и означает «поведение». Психологов, решивших посвятить жизнь развитию данного течения, нашлось немало. Вместе с ними появились социальный и необихевиоризм, которые как переплетались, так и противоречили друг другу.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое исследует поведение и активность личности. Одним из первооткрывателей данного течения был американец Джон Уотсон. Он жестко критиковал психоанализ и психологию за их субъективизм. Ученый считал, что в основу всех психологических методов следовало положить лишь то, что было зафиксировано объективными средствами.

Предмет изучения.

Бихевиористы изучают поведение, включающее поступки, слова, действия, которые могут быть, как врожденными, так и приобретенными в процессе жизни. Уотсон предложил представить поведение в виде формулы S – R. Следуя ей, поведение представляет собой любую реакцию (R) на внешний стимул (S).

Психолог классифицировал реакции по 2-ум признакам:

  • приобретенные в процессе жизнидеятельности и наследственные;
  • внутренние и наружные.

Полагаясь на это деление, можно выделить следующие типы реакций:

  • Внешние приобретенные. Сюда относят любые навыки, связанные с движением: занятия спортом.
  • Внутренние приобретенные. Это мышление, выраженное речью.
  • Наружные наследственные. К этой категории относятся мигание, хватание, реакции, возникающие в момент влюбленности, ненависти, тревоги. Эмоции и инстинкты, описанные в плоскости стимулов и реакций.
  • Внутренние наследственные. Здесь собраны физиологические реакции: кровоток, секреция, пр.

Пройти тест на тип личности

Методы изучения в бихевиоризме.

Поведение личности изучалось с помощью естественнонаучных методик:

  • Наблюдение без использования технических устройств. Суть метода состоит в проведении визуальной оценки реакций, возникающих в ответ на стимулы.
  • Активное наблюдение с использованием приборов. В методике применяются технические устройства, фиксирующие любые изменения, которые происходят в организме под действием стимулов или явлений окружающей среды. К этим показателям относится частота дыхания, пульс, пр. Кроме того, изучается время, затрачиваемое на решение задач, скорость происходящих реакций.
  • Проведение тестов. В этот момент анализируются не психические качества, а именно человеческое поведение, психологи принимают во внимание, какой способ реагирования выбирает человек.
  • Дословная запись. В основе методики лежит интроспекция. Это такой способ самонаблюдения, при котором испытатель и подопытный – один и тот же человек. Анализировались не эмоции или чувства, а озвученные вслух мысли.
  • Методы условных рефлексов. Построены на физиологии.
    Выработка реакции происходит через отрицательное либо положительное подкрепление стимула.

Промежуточная переменная.

Популярность данного психологического течения объяснялась простотой его принципов, а формулу Уотсона долгое время считали универсальной. Но в ходе исследований было выявлено, что это не так.

Коллеги Уотсона выяснили, что за одним и тем же стимулом может последовать множество реакций. Это заставило психологов добавить в формулу S – R еще одну «промежуточную переменную». Это стало нестандартным решением для бихевиористов, так как им пришлось отступить от своего главного убеждения – научно только то, что объективно подтверждено. Новая формула выглядела так: S – О – R.

Психологи посчитали, что введение ненаучной инстанции обосновано, так как стимул не может работать сам по себе, он действует вместе с промежуточной переменной.

Необихевиоризм.

На поддержку идей Уотсона встал Б. Ф. Скиннер. Психолог соглашался, что наука должна полагаться только на то, что объективно. Ученый не видел смысла проводить тесты, которые не имеют объективного подтверждения. Он был склонен к исследованию механизмов поведения, а главной целью бихевиоризма в психологии Скиннера было «программирование» человеческого поведения для получения определенного результата.

Для программирования Скиннер избрал метод пряника, он был уверен, что положительный стимул более эффективен. Дальнейшие исследования подтвердили это.  Психолог не брал во внимание цели воспитания, психоаналитическую социологию. Он ставил бихевиоризм во главу угла, считая, что если он не дает ответа на поставленный вопрос, то такого ответа в природе нет.

Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

Скиннер выдвинул две интересные теории:

  • О вреде распространения творческого начала. Если предположить, что творческий потенциал больше у модельера, который создает эскизы, чем у швеи, которая на их основе создает одежду, то это нормально. Но если бы у всех людей был одинаково развитый творческий потенциал, то кто бы создавал одежду? То есть получается, что равенство в развитии творческого начала приносит больше минусов, чем плюсов.
  • О контроле рабом своего рабовладельца. То, что рабовладелец способен контролировать раба – очевидно. Если раб выполняет поручения, его поощряют, за неисполнение – наказывают. Но и у раба есть минимальный уровень контроля, так как он сам выбирает, подчиняться ему или нет, следовательно, влияет на меру наказания или поощрения.

Скиннер утверждал, что личность человека формируется под воздействием общества.

Социобихевиоризм.

Американские ученые, исследующие природу агрессии, полагаются на бихевиоризм, психология индивида им не так интересна, как процесс совершения определенного действия. То есть, человек использует силу с определенной целью, например, для достижения уважения, получения власти.

Не все теории бихевиористов верны.

  • Во-первых, изучение совершения действия нельзя рассматривать независимо от характеристик личности.
  • Во-вторых, даже при одинаково сложившихся условиях и при одинаковых «стимулах» есть много вариантов «реакций».

Социобихевиоризм зародился в 60-х. От прочих течений он отличался тем, что его приверженцы утверждали, что приобретение опыта возможно не только благодаря собственным ошибкам, но и благодаря наблюдению за чужими и их анализу. Методика положена в основу кооперативного и агрессивного поведения, которое формируется в том числе и в зависимости от интересов общества, в котором человек находится.

Бихевиоризм применим не только для изучения поведения, но и для его коррекции. Так, многие психотерапевты используют бихевиоральные способы борьбы с психологическими проблемами, например, отрицательное и положительное подкрепление, технику внешнего воздействия, десенсибилизацию и другие.

Пройти тест на самооценку

Бихевиорист | это… Что такое Бихевиорист?

ТолкованиеПеревод

Бихевиорист

Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение», ещё один вариант произношения: «би-хэ́й-вио-ри́зм» с двумя ударениями) — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.

Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

Содержание

  • 1 Методы
  • 2 В СССР
  • 3 Развитие
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания

Методы

Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотри, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

В СССР

В СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А.Н.Леонтьев. В основном критика сводилась к тому, что бихевиоризм отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.

В то же время к бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920—1930-е гг. «объективная психология» П.П.Блонского и «рефлексология» В.М.Бехтерева.

Развитие

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

См. также

  • Организационное поведение
  • Необихевиоризм
  • Инструментальный рефлекс
  • Дескриптивный бихевиоризм
  • Молекулярный бихевиоризм
  • Молярный бихевиоризм
  • Рефлекс
  • Когнитивная психология
  • Этология

Ссылки

  • Бихевиоризм — психологический словарь
  • Д.Уотсон Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)
  • Когнитивно-поведенческий подход в работе с эмоциональной сферой, в частности, с социальными страхами.

Примечания

Формула Бихевиоризма : S -> R {S-стимул, R-реакция}.

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

  • Биффи Д.
  • Бихари Янош

Полезное


Учебно-ресурсный центр GSI

Бихевиористские методы обучения оказались наиболее успешными в тех областях, где есть «правильный» ответ или легко запоминаемый материал.

Предыстория
Взгляд на знания
Взгляд на обучение
Взгляд на мотивацию
Значение для обучения
Справочная информация

Предыстория

Методологический бихевиоризм зародился как реакция на интроспективную психологию, которая доминировала в конце 19-го и начале 20-го веков . Интроспективные психологи, такие как Вильгельм Вундт, утверждали, что изучение сознания было основной целью психологии. Их методология была в основном интроспективной, в значительной степени полагавшейся на сообщения от первого лица об ощущениях и составляющих непосредственных переживаний. Бихевиористы, такие как Дж. Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер, отвергли методы интроспекции как субъективные и не поддающиеся количественной оценке. Вместо этого они сосредоточились на объективно наблюдаемых, поддающихся количественной оценке событиях и поведении. Они утверждали, что, поскольку невозможно объективно наблюдать или количественно оценивать то, что происходит в уме, научные теории должны принимать во внимание только наблюдаемые индикаторы, такие как последовательности стимул-реакция. Согласно Скиннеру (1976, 23): «Менталистической проблемы можно избежать, обратившись непосредственно к предшествующим физическим причинам, минуя промежуточные чувства или состояния ума. Самый быстрый способ сделать это — это… рассмотреть только те факты, которые можно объективно наблюдать в поведении одного человека в его отношении к его [или ее] предшествующей истории окружающей среды». Радикальные бихевиористы, такие как Скиннер, также сделали онтологическое заявление о том, что факты о психических состояниях сводятся к фактам о поведенческих диспозициях.

Представление о знании

Бихевиористы, такие как Уотсон и Скиннер, истолковывают знание как репертуар поведений. Скиннер утверждает, что дело не в том, что мы используем знания для руководства нашими действиями; скорее, «знание есть действие или, по крайней мере, правила действия» (152). Это набор пассивных, в основном механических реакций на раздражители окружающей среды. Так, например, бихевиорист утверждал бы, что сказать, что кто-то знает Шекспира, значит сказать, что у него есть определенный поведенческий репертуар по отношению к Шекспиру (152). Знания, которые активно не выражаются в поведении, можно объяснить как поведенческие способности. Например, фразу «Я узнаю синюю птицу, когда вижу ее» можно рассматривать как фактически эквивалентную фразе «У меня есть возможность идентифицировать синюю птицу, хотя сейчас я этого не делаю» (154). Если знание истолковывается как репертуар поведения, можно сказать, что кто-то что-то понимает, если он обладает соответствующим репертуаром. Нет необходимости упоминать когнитивные процессы (156–57).

Взгляд на обучение

С бихевиористской точки зрения передача информации от учителя к учащемуся, по сути, является передачей реакции, соответствующей определенному стимулу. Таким образом, цель обучения состоит в том, чтобы представить учащемуся соответствующий репертуар поведенческих реакций на определенные стимулы и подкрепить эти реакции с помощью эффективного графика подкрепления (161). Эффективный график подкрепления требует постоянного повторения материала; небольшие последовательные последовательности задач; и непрерывное положительное подкрепление. Без положительного подкрепления выученные реакции быстро угаснут. Это связано с тем, что учащиеся будут продолжать изменять свое поведение до тех пор, пока не получат положительное подкрепление.

Взгляд на мотивацию

Бихевиористы объясняют мотивацию с помощью графиков положительного и отрицательного подкрепления. Точно так же, как голубь, получая кормовые гранулы каждый раз, когда он клюет кнопку, учит щелкать кнопку, приятные переживания заставляют обучающихся людей устанавливать желаемые связи между конкретными стимулами и соответствующими реакциями. Например, учащийся, который получает словесную похвалу и хорошие оценки за правильные ответы (положительное подкрепление), скорее всего, эффективно усвоит эти ответы; тот, кто получает мало положительных отзывов или вообще не получает их за одни и те же ответы (отрицательное подкрепление), с меньшей вероятностью усвоит их так же эффективно. Точно так же учащиеся-люди, как правило, избегают ответов, связанных с наказанием или неприятными последствиями, такими как плохие оценки или неблагоприятная обратная связь.

Значение для обучения

Бихевиористские методы обучения, как правило, основаны на так называемых упражнениях «навыки и упражнения», чтобы обеспечить последовательное повторение, необходимое для эффективного закрепления шаблонов реагирования. Другие методы включают рамки вопроса (стимула) и ответа (ответа), в которых вопросы постепенно возрастают по сложности; управляемая практика; и регулярные обзоры материала. Бихевиористские методы также обычно в значительной степени полагаются на использование положительных подкреплений, таких как словесная похвала, хорошие оценки и призы. Бихевиористы оценивают степень обучения, используя методы, которые измеряют наблюдаемое поведение, например, результаты экзаменов. Бихевиористские методы обучения оказались наиболее успешными в тех областях, где есть «правильный» ответ или легко запоминаемый материал. Например, хотя бихевиористские методы доказали свою эффективность в обучении структурированному материалу, такому как факты и формулы, научные концепции и словарный запас иностранного языка, их эффективность в обучении пониманию, сочинению и аналитическим способностям сомнительна.

Ссылка

Skinner, B.F. (1976). О бихевиоризме . Нью-Йорк: Винтажные книги.

Что такое бихевиоризм и как его использовать в классе?

Автор: Бен Гринвуд

Опубликовано: 13 фев 2020

Расчетное время чтения: 5 мин.

Что такое бихевиористская педагогика и чему могут научить нас кошки в отношении того, как ученики учатся?

Педагогика, наука об обучении, влияет на то, что мы делаем как учителя и как учатся наши ученики. Знаем мы это или нет, но педагогика проникает во все аспекты нашей деятельности.

Поэтому важно полностью понимать действующие силы, когда мы даем отсрочку, ставим групповое задание или применяем план рассадки.

Как такая обширная область психологии, педагогика часто разбивается и группируется по ее основным идеологам и теориям. В этом блоге мы будем углубляться в бихевиоризм.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиористская педагогика, или бихевиоризм, рассматривает наблюдаемые действия учащихся и оценивает, насколько эффективно они учатся.

Центральное убеждение бихевиориста состоит в том, что учащиеся учатся посредством подкрепления — постоянной обратной связи, которая говорит им, правильно они делают или нет. Это происходит в виде результатов тестов, оценок за домашнее задание и многого другого.

Однако у бихевиоризма есть и критики. Некоторые говорят, что этот подход игнорирует идентичность и индивидуальность ученика, в то время как другие педагогические теоретики утверждают, что он изучает действия тела, а не мозга, и поэтому не подходит для оценки реального обучения.

Несмотря на это, школы по-прежнему регулярно используют бихевиористские методы в классе. Хотя это может быть неэффективно в чистом виде, элементы бихевиоризма по-прежнему имеют решающее значение для современной учебной программы и обучения наших студентов.

 

Где зародился бихевиоризм

Бихевиоризм возник в 1898 году, на ранних стадиях психологии развития. Это был год, когда Эдвард Торндайк создал свою теорию обучения, используя кошку и коробку.

В ящике была система шкивов и рычаг, который кошка должна была использовать, если хотела выбраться из ящика. Торндайк обнаружил, что, давая кошке лакомство, когда она научилась убегать, она научилась ассоциировать свои действия с получением лакомства и в следующий раз убегала быстрее.

Эта техника легла в основу оперантного обусловливания: обучения поведению или действию посредством повторения и подкрепления. Это основа большинства бихевиористских подходов к обучению.

Не было до 1937, что Б. Ф. Скиннер ввел термин «оперантное обусловливание». Будучи учителем, Скиннер применил знания Торндайка в классе, придерживаясь строго бихевиористского подхода к обучению.

Он был одним из первых, кто внедрил и разработал «машину для обучения» — деревянную коробку размером с рабочий стол со смотровой панелью и бумажной бегущей строкой, чтобы ученики могли писать ответы. Учителя могли вставлять различные рабочие листы, и учащиеся работали с ними в классе в своем собственном темпе.

Машина мгновенно выдавала ответы, чтобы ученики могли видеть, правильно ли они ответили. Если они это делали, они получали положительную обратную связь в виде хвалебного сообщения.

Но обучающая машина не могла заменить личность, гибкость и доступность классного учителя. Он также не мог наставлять студентов и давать им жизненные уроки в их обучении, поэтому школы в значительной степени отвергли его, но теория, лежащая в его основе, живет.

Бихевиоризм в современном классе

Теперь мы знаем историю, но как выглядит бихевиоризм в современном классе? На самом деле это может быть более распространено, чем мы думаем. На самом деле учебные программы большинства британских школ основаны на бихевиористской теории.

Поощрение учащихся за хорошую работу благодарностями или похвальными баллами (даже устной похвалой) является бихевиористским подходом. Это заставляет студентов вести себя или стремиться к лучшей работе, используя те же методы оперантного обусловливания, которые отстаивал Скиннер.

Вы также можете увидеть бихевиористскую теорию в том, как мы учим студентов повторять экзамены. Повторение заданий и тестов для улучшения результатов тестов и, в конечном счете, получения более высокой оценки явно носит бихевиористский характер. Студенты узнают, что чем больше они будут практиковаться, тем больше похвалы они получат за хорошую работу и достижение более высоких оценок.

 

Как это можно применить?

Что, если вы хотите создать полностью бихевиористский класс? Как бы это выглядело?

Мы не рекомендуем делать все возможное, но если бы вы применяли только бихевиоризм к своему обучению, это, вероятно, выглядело бы примерно так: 

  • Учитель ведет класс по теме 
  • Учащиеся молча слушают 
  • Затем учитель ставит задачу на основе информации 
  • Учащиеся выполняют задание и ждут отзыва
  • Учитель дает отзыв, затем ставит следующую задачу 
  • С каждым раундом обратной связи учащийся подготавливается к усвоению материала.

Так в чем же проблема?

Нет никаких доказательств того, что учащиеся понимают информацию, которую они обрабатывают. Как пишет доктор Карл Хендрик о педагогике: «Я давно считал, что одним из самых слабых косвенных показателей эффективного обучения является вовлеченность, и тем не менее этот термин постоянно используется руководителями школ как один из наиболее важных показателей качества».

Доктор Хендрик выдвигает идею о том, что только потому, что студент увлечен и работает, не означает, что он учится. Он утверждает, что процесс обучения гораздо более интернализован, чем когда-либо думали бихевиористы.

В этом заключается распространенная критика бихевиористской педагогики: обучение — это больше, чем просто действия.

Теории бихевиористского обучения

Бихевиористские теории послужили основой для ряда методов обучения в классе, которые учителя используют на регулярной основе. Хотя мы, возможно, пока (или когда-либо) не хотим полностью менять режим, применение некоторых из этих методов может улучшить успеваемость и достижения учащихся.

Быстрая обратная связь — Чем раньше вы дадите обратную связь после выполнения задания, тем эффективнее это будет в подготовке учащегося к успеху. Если ожидание между выполнением задания и получением отзыва проходит слишком долго, маловероятно, что учащиеся свяжут отзыв с проделанной работой, и любые результаты будут потеряны.

Пересмотр награды — Пересмотр — это не весело. Но если вы введете систему поощрений, которая хвалит студентов за определенное количество исправлений, с каким-то поощрением, вы можете начать создавать положительные ассоциации. Это должно бороться с зубрежкой (которая вознаграждает усилия в последнюю минуту, поскольку они происходят ближе ко времени обратной связи).

Программа начала урока — Почти у всех учителей есть программа начала урока, и это яркий пример кондиционирования. Со временем ученики учатся приходить в класс и либо садиться и ждать указаний, либо начинать работать над заданием на доске. Это просто, но это работает.

Заключение

В целом, мы поняли, что нам, вероятно, не следует повторно вводить обучающую машину, и нам не следует начинать сажать учеников в коробки. Но оперантное обусловливание по-прежнему остается верным, когда мы пытаемся привить нашим ученикам настрой на обучение.

Предоставляя ценную и оперативную обратную связь, вознаграждая за хорошее поведение и приучая учащихся к распорядку дня, учителя начинают формировать у учащихся привычки, которые помогают им улучшать свое обучение. Это может дать учителям больший контроль над классом и дать им возможность руководить уроками.

В век мобильных телефонов и игровых приставок, которые борются за внимание учеников, важно, чтобы мы формировали здоровые привычки в отношении школьных занятий и требуемой для этого концентрации. Если делать слишком много, они могут полностью отвлечься от школьных занятий, а ничегонеделание может означать проигрыш устройствам, которые немного более заманчивы, чем домашняя работа.

Добавить комментарий