Абстрактное мышление — что это и как его развивать
455
Развитие мышления человека начинается с наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, высшей степенью является именно абстрактное, которое иначе называют словесно-логическим. Этот тип мышления напрямую связан с развитием речевой деятельности, а также с математическими способностями и умением выстраивать логические цепочки. Это дает возможность находить верные ответы в сложных ситуациях, решать трудные задачи, мыслить шире, выходя за пределы ранее установленных границ.
Особенности абстрактного мышления у детей разного возраста
В дошкольном и начальном школьном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Но это не значит, что абстрактное мышление полностью отсутствует, ведь оно начинает зарождаться с самых ранних лет, когда ребёнок сталкивается с миром слов и математических понятий.
- 1 — 3 года: малыш знакомится с миром чисел, учится пересчитывать количество предметов, сопоставлять с понятиями «один», «два», «три» и т.д., умеет различать различные формы предметов, находит их согласно определенным требованиям. В этом возрасте активно развивается словарный запас, малыш учится правильно строить высказывания.
- 3 — 4,5 года: ребёнок активно считает, сравнивает разные группы предметов по количеству, даже если их не всегда можно увидеть (например количество ударов часов и кубиков на столе), учится составлять простейшие изображения из геометрических форм по образцу. Совершенствуется речь, малыш может делать небольшие умозаключения и простейшие выводы по наблюдениям.
- 4 – 7 лет: ребенок начинает осознавать, что слова и числа можно записать знаками, информация может передаваться различными способами — письменно, устно и даже жестами, малыш самостоятельно составляет сложные изображения из геометрических форм, умеет определять сложные формы предметов. Совершенствуются речевые способности — ребенок составляет целые рассказы по картинкам, придумывает свои истории.
- С 8 лет начинается активное развитие абстрактного мышления: у ребенка появляется умение легко оперировать формами, числами, словами, делать умозаключения и выводы, создавать и воплощать абстрактные идеи и генерировать новые.
Возрастные этапы достаточно условны, но важно отметить, что пик развития абстрактного мышления приходится именно на школьноый возраст, начиная с 8-9 лет.
Как развивать абстрактное мышление
Абстрактное мышление напрямую связано с развитием речи и математических способностей.
- Считайте вместе с ребенком предметы, которые вас окружают. Это могут быть машины во дворе, тарелки и ложки, листья на ветке и т.д.
- Предлагайте игры с картами и маршрутами. Например, устройте веселый квест, с подробным маршрутным листом. Дети обожают такие игры в любом возрасте. Или нарисуйте с ребенком схему комнаты, дома, двора. Такой план можно сделать из подручных материалов: кубиков и блоков, конструктора, различных упаковок.
- Классифицируйте предметы по их признакам, учите находить различие и сходство. Например, при уборке комнаты можно раскладывать вещи по какому-то признаку: верхняя полка — красные машинки, нижняя — желтые.
- Занимайтесь моделированием. Для построения различных фигур и моделей предметов можно использовать кубики, конструкторы, мозаики, счетный материал, пластилин, а из ненужных коробок можно сделать целый дом или машину для игр.
- При решении задач (не обязательно математических), попробуйте найти вместе с малышом несколько дополнительных вариантов решения, обсудите, какой наиболее подходящий из них.
- Чаще разговаривайте с ребёнком на отвлеченные темы, фантазируйте, составляйте планы, прогнозы, делайте предположения, задавайте вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если…?» — учите этому ребенка.
- Решайте головоломки, ребусы, нестандартные задачи по математике.
- Сделайте домашний театр теней. Устройте конкурс импровизаций — это усилит развивающий эффект.
- Занимайтесь творчеством, в особенности создавайте поделки из различных материалов и подручных средств — не ограничивайте проявления фантазии ребенка.
Игры для развития абстрактного мышления
У дошкольников и у детей в начале школьного обучения ведущей деятельностью является игра. Поэтому для того, чтобы развивать новые качества и способности малыша, стоит использовать именно игровые формы.
«Считаем правильно»
«Синонимы и антонимы»
Для игры понадобится мяч. Первый участник бросает его и называет слово, второй должен произнести синоним или антоним. Возможно играть в большой компании, а без использования мяча, подойдет в дорогу, для путешествий или в ожидании транспорта.
«Продолжи»
Есть несколько вариантов этой игры. В первом случае желательно использовать мяч: один участник начинает фразу и кидает мяч, а другой должен ее закончить. Например: Если на улице дождь и солнце, то можно увидеть… (радугу). В игре может быть более 2 участников, тогда каждый следующий должен повторить всю фразу и добавить свою. Например: Сегодня утром я рано встал и сделал…. (зарядку), съел вкусную кашу и отправился… (в школу).
Если участников несколько, то можно записывать свои фразы на листе. Первый участник пишет фразу, второй продолжает ее и заворачивает лист так, чтобы осталась видна только последняя часть текста, далее следующий продолжает аналогичным образом. По окончанию засчитывается все сочинение.
«Шифровщик»
Данная игра вариативна, все зависит от уровня подготовки участников и их словарного запаса.
Можно шифровать слова используя первые буквы слов-подсказок. Например, подготовьте картинки: лес, индюк, сова, аист. Ребёнок по первым буквам составляет «лиса». Можно показывать картинки вразнобой, а малыш должен сам догадаться, в каком порядке расставлять буквы. Для усложнения, зашифровывайте слова или фразы, используя первые слоги.
Для детей старшего возраста предложите расшифровывать аббревиатуры или давать характеристику слова по первым буквам. К примеру: игра — иду громко, радостно активничать.
«Ассоциации»
Отлично подойдёт в качестве дорожной игры или для большой компании. Один игрок называет первое слово, другой придумывает к нему ассоциацию и так далее.
Абстрактное мышление — одно из высших проявлений мыслительной деятельности, помогающее человеку лучше анализировать свои поступки и действия, прогнозировать будущее и строить планы.
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Читайте также
Что такое критическое мышление и как его развивать. Советы для родителей. Как запустить и развить речь ребенка Творческое развитие детей Развитие математических способностей у детей
Что такое абстрактное мышление?
Школа Камертон предлагает развитие разных типов мышления. Сейчас поговорим об абстрактном мышлении. Что из себя представляет абстрактное мышление и для чего оно нужно?
Абстрактное мышление – это мышление, особенность которого заключается в том, что человек для жизни в реальном мире использует абстрактные, то есть отвлеченные понятия, не связанные непосредственно с восприятием реального мира. Такие понятия, например, как, “смысл”, “сознание”, “бытие”, “любовь”, “жизнь” и подобные.
Но в чем же смыл данного типа мышления, если все эти подобные абстрактные явления выдуманы человеком и их не существует в реальности? Как это помогает существованию человека в реальном мире? Как оно связано с конкретными вопросами, которые человек должен решать ежедневно?
И вот тут, неожиданно, выясняется один существенный нюанс – решение конкретных проблем и практическое мышление не может работать без мышления абстрактного.
Но почему абстрактное мышление важно для работы конкретного?
Если говорить коротко, то абсолютно все вокруг нас – абстрактно. Человек не может быть на все сто процентов уверенным в чем либо, в особенности в знаниях о реальности. Все известное для нас – лишь предположительно. Описывая любой предмет, мы столкнемся с тем, что есть бесконечное количество формулировок. И к каждой формулировке могут быть нескончаемые уточнения. Что такое – ручка? Это предмет цилиндрической формы для написания слов.
Ок. Но, что такое предмет? Что такое форма? Что такое цилиндр? Что такое написание? Что такое слово?
Каждый предмет наполнен не столько объективным, сколько субъективным смыслом. И вопрос всегда заключается в том, чтобы получатель сообщения воспринял его ровно так, как предполагал отправитель. Но это далеко не всегда просто…
А если говорить о категориях, которые невозможно увидеть или ощутить? Хорошим примером можно считать понятия о «жизни» и «смерти». Они абстрактны, но несмотря на это человек понимает, жив ли он сейчас или мертв. Теоретически очень трудно дать конкретное определение данным понятиям, но их все равно в большинстве случаев легко различить. Например: «Это бревно не живое, в отличие от меня. Это легко определить, но дать точное определение я не смогу».
Еще одним примером абстрактного мышления является человеческий язык. Ведь в природе не существует ни букв, ни транскрипций, слов, предложений. Вся речь – это абстракция, которую когда-то смогли превратить в конкретику.
Также примером абстрактного мышления является каждый ребенок. В юном возрасте невозможно точно узнать, кем будет в будущем этот человек. Но фактом остается то, что ребенок понимает, что от работы никуда не деться. Он учится, готовится сначала к выбору профессии, а потом к самой работе. Благодаря наличию абстрактного мышления, человеку куда легче адаптироваться к работе и дальнейшей жизни.
На протяжении всей жизни люди рассуждают абстрактно, ведь это помогает держать ориентир, куда двигаться дальше. Благодаря абстрактному мышлению формируются мечты. Но даже их достаточно для того, чтобы человек мог зарядиться мотивацией к каким-либо действиям. Самое интересное в вопросах об абстракции то, что в большинстве случаев благодаря ей и появляется что-либо конкретное. С помощью абстрактного мышления человек вдумывается в то, что его беспокоит и благодаря этому куда легче прийти к конкретике. Также и в выборе профессии. Человеку порой достаточно определить какой у него склад ума – технический или гуманитарный, чтобы облегчить выбор будущей специальности.
Где еще будет полезно абстрактное мышление?
Абстрактное мышление может помочь выйти из ситуации, которая на первый взгляд кажется безвыходной. Допустим, человек оказывается в положении, в котором много неясного и он не может ничего понять и, соответственно принять решение о том, что ,собственно, необходимо сделать. Поскольку нет никакой предметности, человек начинает размышлять, но в общих категориях, абстрактно. Абстрактное мышление позволяет оторваться и взглянуть на проблему со стороны, возвыситься над ней и пойти по пути:
конкретная проблема -> общая проблема -> общее решение -> частное решение.
Попадая в, на первый взгляд, безвыходную ситуацию, стоит попробовать отключить все конкретные мысли, удерживающие в плоскости проблемы, встать над проблемой и размышлять только абстрактно. В большинстве случаев это поможет куда быстрее разобраться в ситуации и выйти из нее, ведь абстрактное мышление может «открыть глаза» на то, что изначально покажется бессмысленным или странным.
Плюсы абстрактного мышления
- облегчение конкретизации того или иного явления;
- улучшение способности быстрого анализа происходящего;
- улучшение умения находить выход из любой ситуации;
- с развитым абстрактным мышлением намного легче придумывать новые идеи и какие-либо направления.
Использовать абстрактное мышление – как полезно, так и увлекательно. С его помощью человек способен не только облегчить свою жизнь, но и стать генератором новых идей. Ведь используя абстрактное мышление, можно возвышаться над происходящим смотреть на события вокруг сверху, что позволяет видеть больше и дальше, но при этом не теряться в реальности.
Если вам понравилась статья – поделитесь ей с друзьями
Абстрактное и конкретное мышление: понимание разницы
Время чтения: 6 минут
Мышление — это когнитивная деятельность, когда мы сознательно используем свой мозг, чтобы понять мир вокруг нас и выбрать, как реагировать на него. Мы развиваем нашу способность мыслить в раннем возрасте, поэтому мы часто принимаем это как должное, но это очень сложный процесс, который делает нас такими, какие мы есть.
Маленькие дети склонны думать об окружающем их мире конкретными способами, узнавая факты об объектах, с которыми они столкнулись, и о своем собственном опыте. Но по мере того, как они растут и взрослеют, у детей развиваются модели абстрактного мышления, которые позволяют им видеть более широкую картину, мыслить не только «здесь и сейчас» и размышлять о событиях и идеях.
Полностью взрослые люди могут адаптировать свой стиль мышления в соответствии с требованиями окружающей среды, в зависимости от ситуаций и контекста, хотя у некоторых людей могут быть трудности с абстрактным мышлением. Итак, здесь мы поговорим о разнице между абстрактным и конкретным мышлением и дадим вам несколько советов о том, как развивать навыки абстрактного мышления.
Что такое абстрактное мышление ?Абстрактное мышление можно определить как способность думать о сложных концепциях и идеях, не привязываясь к конкретным примерам, опыту, ситуациям, объектам и людям. Он считается типом мышления высокого порядка, потому что он сложнее, чем другие стили мышления, основанные на реальных фактах и информации, основанной на данных.
Абстрактное мышление позволяет нам получать информацию от наших органов чувств, обрабатывать ее и связывать с более широким миром . В результате абстрактно мыслящие люди могут размышлять о событиях и идеях, а также об атрибутах и отношениях отдельно от объектов реальной жизни, которые разделяют эти отношения или имеют эти атрибуты.
Абстрактное мышление также позволяет нам проявлять творческий подход, критически мыслить и решать проблемы уникальными способами, даже если существующих знаний недостаточно. Примеры абстрактного мышления включают использование юмора в разговорах, надежду в трудных ситуациях, признание того, что ценность вещей определяется тем, что мы придаем им, и т. д.
Мы используем абстрактное мышление в различных аспектах нашей повседневной жизни, например, когда мы:
- Описываем что-то, используя метафору или аналогию
- Анализировать ситуации и находить творческие решения
- Обратите внимание на шаблоны и отношения между объектами, событиями и процессами
- Продолжить изучение вариантов в ситуации после того, как мы нашли решение
- Учитывать чужую точку зрения
- Предсказать что-то на основе доступной информации и наших мыслей
Абстрактное мышление и конкретное мышление — противоположные подходы. Конкретное мышление тесно связано с объектами и переживаниями, которые мы можем наблюдать непосредственно . Конкретные мыслители воспринимают физически присутствующие вокруг них вещи через свои чувства (обоняние, зрение, звук, вкус и осязание) и интерпретируют их такими, какие они есть. Все, что можно увидеть, услышать, понюхать или потрогать, анализируется на поверхностном уровне, но конкретные мыслители не обобщают информацию на другие значения и ситуации и не устанавливают дальнейших связей.
Абстрактное мышление идет глубже и позволяет нам делать обобщения и классифицировать объекты и переживания . Это форма абстрактного рассуждения, когда мы не полагаемся на конкретные факты, а вместо этого используем наше воображение, чтобы думать о чем-то, что не является очевидным или реальным. В то время как конкретное мышление сосредотачивается на физическом мире и подчеркивает факты, абстрактное мышление включает в себя размышления о концепциях в общих чертах, а не о конкретных деталях.
Как мы развиваем абстрактное мышление?Абстрактное мышление — это не то, с чем мы рождаемся. Навыки абстрактного мышления — важная часть когнитивного развития в детстве. Швейцарский психолог Жан Пиаже объяснил, как меняются мыслительные способности детей по мере взросления, и описал этот процесс от рождения до раннего взросления. Он описал четыре различных стадии когнитивного развития:
- Сенсомоторная стадия — это ранний период, когда дети получают информацию от своих органов чувств (осязание, хватание, наблюдение и слушание) и исследуют мир, используя свои двигательные навыки. Вот почему вы часто видите, как дети тянут в рот все, что могут схватить! Они не способны думать дальше того, что находится перед ними, хотя и начинают понимать постоянство объекта. Эти вещи все еще там, даже когда они больше не могут их видеть.
- Дооперационный этап (от 2 до 7 лет) — это время, когда у детей развивается способность мыслить символически. Они узнают, что такие символы, как изображения, звуки и буквы, могут представлять объекты реального мира. Часто вы видите участие в ролевой игре, подражание другим, мысленные образы (например, создание воображаемого друга) и рисование картинок, представляющих прошлые и будущие события. Это начало, когда начинает развиваться способность к абстрактному мышлению, хотя, скорее всего, она еще не выражена. Дети на этом этапе верят, что другие люди видят вещи так же, как и они.
- Конкретная операционная стадия (с 7 лет примерно до 11 лет), дети становятся более логичными, но их мышление по-прежнему привязано к тому, что они непосредственно наблюдают. Дети также начинают понимать, что не все видят мир так же, как они, и открыты для новых идей и решения проблем. На этом этапе они понимают, что вода может превратиться в лед, а затем обратно в воду, а также начинают сортировать и упорядочивать объекты по цвету или типу.
- Формальная рабочая стадия начинается в возрасте 11 лет и продолжается во взрослой жизни. Дети улучшают свою способность рассуждать о конкретной информации и начинают мыслить абстрактно. Они становятся более опытными в том, чтобы думать о чем-то с точки зрения другого человека, и у них растет способность сопереживать. Дети также развивают навыки мысленного манипулирования абстрактными идеями и замечают определенные закономерности и отношения между абстрактными понятиями. Именно здесь они могут начать думать о различных теориях или развлекаться мыслями «а что, если».
Абстрактное мышление является жизненно важным навыком, но для некоторых оно может быть сложным. Так почему же некоторые люди не могут мыслить абстрактно? Существуют некоторые расстройства и состояния психического здоровья, которые могут ограничивать абстрактное мышление , в том числе:
- Расстройство аутистического спектра
- Неспособность к обучению
- Шизофрения
- Деменция
- Черепно-мозговая травма (ЧМТ)
Естественный процесс старения также может влиять на способности к абстрактному мышлению, особенно связанные с подвижным интеллектом, который можно определить как способность решать проблемы уникальными способами. Исследования показывают, что навыки, связанные с подвижным интеллектом, достигают своего пика в возрасте 30–40 лет и имеют тенденцию к снижению по мере взросления.
Людям, которые думают слишком конкретно, может быть трудно понять, что чувствуют другие люди, потому что они не могут точно интерпретировать такие социальные признаки, как язык тела, выражение лица, слова, тон голоса и поведение в социальном контексте. Иногда конкретные мыслители придерживаются буквальной интерпретации фраз и образных выражений и используют жесткое поведение, что может вызвать конфликты с другими людьми. Конкретные мыслители также могут испытывать трудности с решением проблем, воображением и созданием вещей.
Как общаться с конкретным мыслителемЕсли у некоторых людей в вашей жизни есть состояние, которое делает их склонными к конкретному мышлению, вы можете использовать эти советы, чтобы общаться с ними более эффективно:
- Всегда будьте такими как можно конкретнее и ищите возможности представить факты
- Избегайте использования метафор, аналогий и идиом
- Используйте иллюстрации и фотографии, когда что-то объясняете
- Ограничьте сарказм и шутки, потому что они часто основаны на абстрактных идеях и игре слов
- Предвидеть, что конкретный мыслитель может сравнивать, сокращать и классифицировать вещи конкретными способами
Люди с сильными навыками абстрактного мышления, как правило, получают хорошие результаты в тестах IQ и преуспевают в областях, требующих творчества, таких как искусство, письмо и другие смежные области. Но вы должны помнить, что в некоторых случаях умение устанавливать связи, предсказывать и воображать может привести к проблемам.
Например, когнитивное искажение, известное как катастрофические, , когда люди обычно представляют себе наихудшие возможные последствия, могут вызвать чувство страха и беспокойства или усугубить симптомы депрессии.
Исследования также показали, что абстрактное мышление иногда связано с размышлениями . Этот стиль мышления иногда может стать проблемой для людей с такими психическими расстройствами, как депрессия, тревога и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Хорошей новостью является то, что исследователи обнаружили, что может быть полезно практиковать навыки конкретного мышления и использовать их для улучшения симптомов депрессии, потому что это может остановить людей от чрезмерного обобщения. Было показано, что обучение людей тому, как конкретно думать о травмирующих переживаниях, помогает пережившим травму повысить устойчивость и уменьшить количество навязчивых воспоминаний.
С другой стороны, те, у кого хорошо развито абстрактное мышление, могут научиться использовать его для борьбы с этими симптомами в сочетании с упомянутыми выше навыками конкретного мышления. Сосредоточение внимания на осознании того, когда они размышляют, дает возможность улавливать эти мысли, когда они возникают, а затем использовать абстрактные навыки, чтобы переключаться и использовать свое воображение, чтобы представить, как эффективно справляться с проблемами в своей жизни.
Как улучшить навыки абстрактного мышленияАбстрактное мышление — это навык , который можно изучить и улучшить посредством активной практики. Это можно сделать несколькими способами:
- Решение головоломок, оптических иллюзий, кроссвордов и других головоломок поможет вам научиться рассматривать информацию с разных точек зрения и под разными углами, а также улучшить навыки решения проблем и критического мышления.
- Вы также можете играть образным языком и писать метафоры, сравнения, аналогии и элементы персонификации.
- Старайтесь регулярно подвергать себя совершенно новому опыту и идеям. Например, знакомство с новыми культурами позволит вам избавиться от предубеждений и предубеждений, мыслить более свободно и свести к минимуму стереотипы.
- Ищите несколько эффективных решений одной проблемы. Думайте нестандартно и не бойтесь выходить из зоны комфорта и экспериментировать со своими идеями.
Подпишитесь
на наш дайджест о психическом здоровье
Позвольте нам поддержать вас на пути к улучшению психического здоровья. Ежемесячно получайте экспертные советы и информацию о психическом здоровье на свой почтовый ящик.
ИтогАбстрактное мышление и конкретное мышление — это два типа мыслительных процессов. Конкретное мышление фокусируется на реальных и осязаемых вещах, в то время как абстрактное мышление — это способ мышления более высокого уровня, который включает обработку теоретических концепций и позволяет нам устанавливать связи и видеть закономерности. Важно помнить, что вам нужны навыки как конкретного, так и абстрактного мышления, чтобы решать проблемы и поддерживать хорошее психическое здоровье.
23 Примеры абстрактного мышления (2023)
Абстрактное мышление — это тип рассуждений более высокого порядка о символических или гипотетических идеях и принципах. Он включает в себя концептуализацию проблем, экстраполяцию результатов и получение логических и рациональных выводов по темам, которые часто неосязаемы.
Иногда требуется сортировка, категоризация и расчет данных для интерпретации и объединения сложных вопросов в более осмысленные и понятные концептуальные рамки.
Примеры абстрактного мышления включают концептуализацию, экстраполяцию, контрфактическое мышление, моральные рассуждения и творчество.
Абстрактное мышление гораздо сложнее, чем механическое запоминание информации или фактов. Способность к абстрактному мышлению представляет собой продвинутую стадию когнитивного развития. Не все способны к абстрактному мышлению, поскольку каждый человек обладает собственным уникальным набором навыков и интеллектуальных способностей.
Примеры абстрактного мышления
- Абстрактные дебаты: Хавьер любит дискутировать со своими коллегами о плюсах и минусах инвестирования в страны с неоднозначной репутацией в области прав человека.
- Метафизическая мысль: Квартира Даниэль полна кристаллов и стеклянных треугольников, потому что она верит, что эти предметы могут привлекать положительную космическую энергию.
- Копание под поверхностью: Габриэлла отказывается встречаться с мужчинами, которые заинтересованы только в физических отношениях; вместо этого она ищет партнера на всю жизнь, который понимает ценность обязательств.
- Социологическое воображение: Джамал стремится понять, как работает общество на макросоциологическом уровне, а не просто полагаться на свой личный опыт, чтобы делать выводы.
- Политическая теория: Сэм любит вовлекать других в политические дебаты о плюсах и минусах капитализма и коммунизма.
- Артистизм: Дженсен — опытный художник, хотя не все знают, как интерпретировать его картины. Его это устраивает, потому что он считает, что смысл его искусства уникален для каждого человека.
- Мысль о социальной справедливости: Аманда полна решимости сделать мир лучше, помогая несчастным и обездоленным в обществе, потому что она считает, что они этого заслуживают.
- Самоанализ: Мэри любит писать стихи о смысле жизни и о том, как соединиться со своим внутренним я.
- Работа с теориями: Мика отвергает бихевиористский/оперантно-обусловливающий взгляд на развитие ребенка и является активным сторонником функционализма.
- Внимательность: Мистер Ким любит медитировать рано утром на рассвете и часто обхватывает руками большие старые пряди, чтобы поглотить их энергию.
Примеры абстрактного мышления на рабочем месте
- Решение проблем: Инженер понял, что мост, который его компания пыталась построить через долину, будет слишком дорогим. Поэтому он придумал новую идею: вместо этого они должны построить туннель.
- Комплексное решение проблем: Аннет увидела, что ручные процедуры на ее рабочем месте неэффективны, поэтому она написала код для новой автоматизированной процедуры, о которой раньше никто не думал.
- Думать с точки зрения других: Жюстин является основателем технологического стартапа и включила приоритеты, связанные с помощью обездоленным, в миссию своей компании.
- Работа над абстрактными способами повышения производительности: Габриэлла — директор по персоналу крупной корпорации и пытается разработать мероприятия, которые повысят моральный дух сотрудников.
- Способность разрешать конфликты: Гарри мастер разрешения конфликтов. Он может точно определить основную проблему, когда члены команды ссорятся, и точно знает, что сказать, чтобы снять напряжение.
- Думая о будущем: Мэтью работает над подробным бюджетом для своего отдела, который включает в себя оборудование, необходимое его команде для завершения своих проектов.
- Художественное мышление: Мелинде нравится создавать логотипы, которые отражают род деятельности компании, а также помогают людям запомнить название компании.
- Стратегическое мышление: Мистер Джонс обладает талантом к стратегическому планированию. Он может предвидеть, как будут выглядеть рынки через несколько лет, и заранее убедиться, что его компания готова к этому.
Тематические исследования абстрактного мышления
1. Промышленный дизайн
Промышленный дизайн – это процесс создания дизайна физического продукта, который будет производиться в массовом порядке. Это очень творческое усилие, которое включает в себя определение и определение формы и ключевых характеристик продукта.
Промышленный дизайнер тщательно изучает функцию и форму продукта, а также то, как он будет взаимодействовать с пользователем и окружающей средой. Этот уровень анализа включает в себя абстрактное мышление, даже несмотря на то, что объект проектирования является физическим.
Хотя они не проектируют двигатели или механизмы, которые заставляют машины работать, дизайнеры занимаются техническими аспектами, связанными с удобством использования и человеческим интерфейсом. Их работа также включает в себя маркетинговые соображения, такие как потребительские предпочтения, эстетика и профили пользователей.
Дизайн четвертого порядка — это аспект промышленного дизайна, требующий более продвинутых навыков абстрактного мышления. Он включает в себя рассмотрение дизайнером более широкого круга вопросов, связанных с продуктом, таких как социальная политика, устойчивость и влияние на экологию.
2. Контрфактическое мышление
Контрфактическое мышление предполагает, что прошлое могло быть другим. Например, переосмысление того, как вы могли бы поступить по-другому на собеседовании, изменило бы то, что произошло. Возможно, вы могли бы сказать что-то по-другому или умнее отреагировать на замечания работодателя, что тогда полностью изменило бы результат.
Существует два типа контрфактических мыслительных процессов: нисходящий и восходящий. Нисходящее контрфактическое мышление — это когда человек считает, что ситуация могла быть хуже, чем она была на самом деле. Это может вызвать положительные эмоции, такие как облегчение или удовлетворение.
Восходящее контрфактическое мышление — это когда человек думает, как можно было бы лучше справиться с ситуацией. Обычно это приводит к негативным эмоциям, таким как сожаление или чувство вины.
Обдумывание гипотетических ситуаций и изучение различных возможных результатов — примеры абстрактного мышления.
3. Моральные рассуждения
Моральные рассуждения относятся к тому, как люди рассматривают вопросы правильного и неправильного и анализируют факторы, влияющие на данную ситуацию. Этот анализ приводит к определению того, какой образ действий является морально приемлемым, а какой нет.
Лоуренс Кольберг (1958) — один из самых выдающихся ученых в области изучения моральных рассуждений. Он изучал развитие морального мышления у детей и взрослых, описывая моральную дилемму и прося своих испытуемых объяснить свои рассуждения. Его больше интересовало их обоснование, чем окончательный вывод.
В младшем возрасте детское понимание добра и зла очень конкретно и сосредоточено на вопросах правил и последствий. Если поведение вознаграждается, то это хорошо. Если его наказывают, это плохо.
Однако по мере того, как люди растут и их когнитивное развитие прогрессирует, их мышление становится более абстрактным. Согласно теории Кольберга, на высшем уровне моральных рассуждений определение того, что правильно, а что неправильно, основывается на универсальных этических принципах.
На этом этапе люди приходят к выводу, что законы общества могут быть морально справедливыми, а могут и не быть. Законы на самом деле могут считаться аморальными, потому что они не защищают универсальные права людей.
4. Установка Искусство
Возможно, одним из лучших примеров абстрактного мышления является художественная инсталляция. Это визуальное произведение искусства, которое включает в себя самые разные материалы и локации. Это может произойти в галерее или на улице, на городской улице или в парке. Там действительно нет ограничений.
Он отличается от других трехмерных произведений искусства тем, что включает в себя смену точек зрения, возникающих при перемещении зрителя по произведению. Часто зрители могут взаимодействовать с инсталляцией, а иногда даже участвовать в самом произведении. Он также может содержать смешанные медиа, такие как аудио и динамические визуальные изображения.
Иногда цель состоит в том, чтобы зрители испытали трансформирующий опыт и привели к новому пониманию важной социальной или глобальной проблемы.
Создатель инсталляции должен учитывать влияние своей работы на зрителей и включать элементы дизайна, которые позволяют им соединиться с произведением и его преобразующими целями. Это требует перспективы, работы с гипотетическим и попытки предвидеть эмоциональный и когнитивный опыт других.
Художественная инсталляция — отличный пример абстрактного мышления на практике.
5. Футурист
Футурист — это человек, который предсказывает, что произойдет в будущем. Хотя это может звучать как прославленное чтение хрустальных шаров, их методы немного более рациональны. Они начинают с острого понимания истории в сочетании со способностью исследовать существующие тенденции. Синтезируя социальные, промышленные и геополитические вопросы, футурист затем формулирует экстраполяции относительно будущего.
Крупные корпорации могут проконсультироваться с футурологом, чтобы узнать о возможных возможностях для бизнеса. Эти идеи могут привести к инновациям нового продукта или услуги. Все, что может улучшить конкурентоспособность компании, заслуживает внимания.
Футуристы могут также консультироваться с главой государства или высокопоставленными правительственными чиновниками, которым нужен другой взгляд на геополитические вопросы, экономические траектории или даже потенциально опасные угрозы безопасности.
Футурист должен обладать значительными навыками абстрактного мышления; их работа полностью погружена в гипотетическую. Щелкните здесь, чтобы узнать о том, как один футуролог начал свою карьеру.
Сильные стороны абстрактного мышления
1. Решение сложных задач
Одной из основных сильных сторон абстрактного мышления является то, что оно позволяет человеку решать довольно сложные вопросы. Сложные проблемы, содержащие множество взаимосвязанных факторов, требуют взвешенного и методичного анализа.
Человек должен уметь смотреть на проблему с множества углов и точек зрения, экстраполируя различные пути, которые могут или не могут иметь существенно разные ответвления.
Этот тип решения задач требует высочайшего уровня абстрактного мышления.
2. Развитие справедливого общества
Абстрактные рассуждения позволили обществу стать справедливым и честным. Рассмотрение всех людей как созданных равными и заслуживающими равных возможностей было основой развития цивилизации.
Абстрактные рассуждения послужили толчком для движения за гражданские права в США, гендерного равенства во многих странах и свержения Британской империи. Современные правовые системы в демократических странах основаны на принципе справедливости, гарантирующем каждому человеку право на справедливое судебное разбирательство.
Эти события никогда бы не произошли, если бы не человеческая способность абстрагироваться.
3. Креативность
Создание отличных маркетинговых и рекламных кампаний или инновации в науке и технике проистекают из абстрактных рассуждений.
Способность мыслить гипотетически — первый шаг к изобретательству; способность использовать метафоры и символы позволяет создавать рекламу, оказывающую большое влияние на клиентов; а упражнение воображения — вот что делает великих режиссеров способными снимать фильмы, способные вызывать у зрителей великую грусть или вдохновение.
Слабые стороны
1. Непрактичность
Возможно, одна из самых больших слабостей абстрактного мышления заключается в том, что оно происходит в сфере воображения. Хотя это необходимо для художественного творчества и научных инноваций, это делается вне реальности.
Великие мыслители, производящие великие вещи, часто обнаруживают, что то, что они хотят создать, и то, что практически осуществимо, существуют в двух разных мирах. Вообразить — это одно, а реально произвести — зачастую совсем другое дело, а иногда просто невозможно.
2. Катастрофизация
Катастрофизация — это когнитивное искажение, которое включает в себя представление наихудшего возможного исхода ситуации. Вместо того, чтобы реалистично думать о том, что может произойти в будущем, которое должно основываться на прошлом, человек может делать поспешные выводы и думать только о худшем из возможных сценариев.
Это обратная сторона человека с навыками абстрактного мышления. Нельзя представить себе столько негатива, не рассматривая гипотетические и экстраполирующие возможные результаты, которые являются отличительными чертами абстрактного мышления.
Родственные мыслительные процессы
- Дивергентное мышление
- Критическое мышление
- Процессное мышление
- Критическое мышление
Заключение
Абстрактное мышление позволило людям добиться невероятных успехов. Он произвел удивительные научные и технические изобретения. Это позволило обществу стать более справедливым и справедливым для всех граждан. Абстрактное мышление также стоит за великими произведениями искусства и литературы.
К сожалению, абстрактное мышление тоже имеет свои ограничения. Для ученого их великие способности к абстракции часто проявляются в мире, которого просто не существует. Чтобы взять эту мысль и заставить ее материализоваться во что-то полезное, необходимо вернуться на Землю и заняться конкретным делом.
Для некоторых людей способность мыслить абстрактно также связана с их склонностью мыслить катастрофически. Вместо того, чтобы иметь реалистичные ожидания относительно того, что может произойти в будущем, некоторые люди зациклены на негативе; они могут только представить наихудший возможный исход.
Хотя у всего есть свои плюсы и минусы, абстрактное мышление, вероятно, принесло гораздо больше пользы, чем трагедии.
Ссылки
Бирн, Р. М. Дж. (2005). Рациональное воображение: Как люди создают альтернативы реальности . Массачусетс: Массачусетский технологический институт.
Дюмонтейль, И. (2014). Развитие абстрактного мышления в детстве и подростковом возрасте: роль ростролатеральной префронтальной коры. Развивающая когнитивная неврология , 10 , 57-76.
Фергюсон, Массачусетс, и Форд, Т.Е. (2008). Юмор унижения: теоретический и эмпирический обзор психоаналитических теорий, теорий превосходства и социальной идентичности. Юмор, 21 (3), 283-312.
Гиллиган, К. (1977). Другими словами: Представления женщин о себе и о морали. Harvard Educational Review , 47(4), 481-517.
Голсби-Смит, Тони (1996). Дизайн четвертого порядка: практическая перспектива. Проблемы дизайна, 12 (1), 5–25. https://doi.org/10.2307/1511742
Хайнс, А. (2016). Могу ли я устроиться на работу футуристом? World Future Review, 8, 46-53. https://doi.org/10.1177/1946756715627368
Кольберг, Л. (1958). Развитие способов мышления и выбора в возрасте от 10 до 16 лет. Докторская диссертация , Чикагский университет.
Маркман, К., Кляйн, В., и Зур, Э. (2009). Справочник по ментальному моделированию и человеческому воображению . Хоув, Психология Press.
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ сообщения
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии).