Что такое астено невротический синдром: Астено-невротический синдром: причины, симптомы, признаки, стадии, последствия, лечение

Содержание

Астенический синдром у ребенка — Медицинский центр «Эхинацея»

Одно из основных направлений работы нашей клиники – детская неврология,  психиатрия и иммунология.  Мы работаем в постоянном контакте с родителями наших маленьких пациентов: Вы сможете поддерживать связь с лечащим врачом по телефону и электронной почте. Будем рады помочь вам и вашим детям!

В большинстве случаев, при своевременном нахождении истинных причин возникновения симптомов астении и правильном подходе к реабилитации, лечение астенического и астено-невротического синдромов приносит положительные результаты. Важно понять причину развития астении. Причиной могут оказаться, например, хроническая инфекция в условиях сниженного иммунитета, тревога или стресс, дисбаланс в эндокринной системе, явная или скрытая эпилептическая активность некоторых отделов головного мозга.

  • Симптомы и причины
  • Критерии проявления астенического и астено-невротического синдрома
  • С чего начать и к кому обращаться с астено-невротическим синдромом у ребенка: к врачу или к психологу?

 

Симптомы и причины

Астения- означает утомляемость, усталость, истощенность. «Чистая» астения может быть вызвана перенесенным заболеванием, травмой, операцией, инфекцией (вирус Эпштейн-Барр, герпес 6 типа, цитомегаловирус, хронический тонзиллит с высоким антистрептолизином «О» и др.). Астено-невротический синдром – это состояние длительного, неоправданного нервного напряжения, которое приводит к переутомлению и истощению нервной системы ребенка. К старту астено-невротического синдрома может привести психический стресс, нервное напряжение из-за дискомфортной обстановки в семье, прессинг со стороны старших детей и другие стресс-факторы.

Стимулировать нервную систему при астеническом или астено-невротическом синдроме – довольно неблагодарное занятие: нервная система истощена и на стимуляцию ответить нечем. Гораздо эффективнее не стимулировать нервную систему, а наоборот, снимать нервное напряжение, подпитывать нервную систему и помогать ей. Так, постепенно, восстанавливается способность нервной системы правильно отвечать на раздражители и астения постепенно уходит.
Астено-невротический синдром очень тесно перекликается с вегето-сосудистой дистонией и практически без нее не встречается. Но астено-невротический синдром – более широкое понятие, которое включает в себя не только вегето-сосудистую дистонию, но и усталость, раздражительность, нервозность, быструю утомляемость, нарушение (истощение) психических функций.

#Критерии проявления синдрома

  1. Ребенок быстро устает не потому, что много трудился, а по причине того, что физически он не может сделать столько, сколько среднестатистический здоровый ребенок.
  2. Ребенок плохо спит, т.е. либо засыпает с трудом, либо часто просыпается по ночам, либо спит долго, но неглубоким сном и утром просыпается невыспавшимся, усталым, а не отдохнувшим.
  3. Вегето-сосудистые нарушения. Повышение или понижение артериального давления, частый или неритмичный пульс, потливость или сухость кожи, эмоциональная нестабильность, метеочувствительность (ребенок не успевает подстраиваться к изменением атмосферного давления), раздражительность, повышенная возбудимость, переходящая в усталость.
  4. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями, часто жалуется на головную боль, потому что общее здоровье на фоне постоянного нервного напряжения страдает. Иммунитет работает хуже, пищеварительный тракт работает менее согласовано.

 

Первое, что надо сделать – это понять, какие именно причины  загнали нервную систему в астено-невротическое состояние. Это могла быть перенесенная  травма, как сотрясение головного мозга, или перинатальная энцефалопатия, могло быть банальное длительное нервное напряжение, связанное с психологической обстановкой в семье, с отношениями с братом или сестрой, с трудностями в отношениях с родителями, с дедушками, бабушками, с членами семьи. Часто бывает, что родители не замечают этот факт, а ребенок испытывает сильнейшее длительное  нервное напряжение по какой-либо причине.

Повышенное длительное время внутричерепное давление, само по себе, вызывает астено-невротический синдром, независимо от наличия/отсутствия психологических проблем.

С чего начать и к кому обращаться с астено-невротическим синдромом у ребенка: к врачу или к психологу?

Поскольку причины могут быть разными, мы практикуем консилиум, состоящий из детского невролога и  детского психиатра.  Как правило, лечение астено-невротического синдрома приносит хорошие результаты при правильном подходе к лечению, когда первопричина астении раскрыта и понятна.

В программу лечения входят мероприятия по восстановлению нормального сна и способности нервной системы к расслаблению, подбор правильного питания и восстановлению нервной системы приема медикаментов, витаминов, работа с психологической составляющей. Если астенический синдром явился следствием хронической инфекции – предложим помощь врача иммунолога.

Астено-невротический синдром у детей – что это, симптомы.

Астено-невротический синдром у детей – распространенная патология нервной системы, которая возникает в результате переутомления и сильных эмоциональных потрясений. При неврастении дети выглядят здоровыми, но уставшими.

Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.

Люди, далекие от медицины, не знают, что такое астено-невротический синдром у детей и как это заболевание лечить. Часто родителям сложно заподозрить у ребенка расстройство нервной системы, так как капризность, утомляемость, плаксивость они объясняют особенностями характера малыша. В результате вместо оказания помощи ребенку, страдающему невротическим расстройством, родители ругают и наказывают его, усугубляя ситуацию.

Содержание

  • Общие сведения о патологии
  • Симптомы заболевания
    • Симптомы у детей 2–6 лет
    • Симптомы у школьников
  • Стадии астено-невротического синдрома
  • Разновидности синдрома
  • Причины нервного расстройства
  • Диагностика
  • Лечение астено-невротического синдрома
  • Осложнения заболевания
  • Мои рекомендации
  • Заключение

Общие сведения о патологии

Неврастения у детей – это симптомокомплекс, который возникает в результате истощения нервной системы. Симптомы неврастении у детей отличаются от признаков неврастении у взрослых.

Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Астеноневроз может быть следствием внутриутробной патологии развития нервной системы, родовой травмы или инфекции, перенесенной малышом в ранний постнатальный период. В этом случае признаки недуга появляются в 2–3 года. Также заболевание может развиться в школьном возрасте в результате избыточной нагрузки на нервную систему.

Симптомы и признаки неврастении у детей должны стать поводом для визита к врачу. Без своевременного лечения они приведут к необратимым изменениям психики ребенка.

Симптомы заболевания

Симптомы заболевания связаны с нарушениями в работе нервной системы. Клинические психологи и психиатры классифицируют признаки заболевания на 2 группы:

  1. Симптомы, обусловленные нарушениями в работе вегетативной нервной системы. К симптомам данной группы относятся все физиологические проявления неврастении: повышенное потоотделение, физиологическая зависимость от сладкого, энурез, отклонение сердечного ритма от средних показателей возрастной нормы, снижение артериального давления, снижение иммунитета к простудным заболеваниям.
  2. Симптомы, обусловленные нарушениями в работе мозга. К этой группе симптомов относят поведенческие проявления неврастении: беспричинные смены настроения, неадекватные реакции на слова и действия окружающих, слабый контроль эмоциональных проявлений, нарушения сна, преобладание сниженного фона настроения, депрессия, снижение произвольного запоминания и концентрации внимания, двигательная расторможенность, появление различных фобий.

Симптомы у детей 2–6 лет

Астено-невротический синдром у дошкольников проявляется в виде:

  • пугливости, фобий, излишней впечатлительности;
  • логоневроза в виде быстрой речи и нечеткого звукопроизношения
  • плаксивости, капризности;
  • раздражительности и вспыльчивости;
  • немотивированной агрессии по отношению к сверстникам, аутоагрессии;
  • жестокого обращения с игрушками;
  • склонность рвать, ломать, портить вещи, книги;
  • неугомонности и суетливости, двигательной расторможенности, навязчивых движений;
  • депрессивного настроя;
  • судорожного синдрома и нервных тиков;
  • беспокойного сна;
  • потери интереса к любимым играм, вялости;
  • психосоматических проявлений (боли в шее и руках, запор).

Симптомы у школьников

Симптомами астено-невротического синдрома у детей школьного возраста являются:

  • раздражительность и нервная возбудимость;
  • ранимость, обидчивость;
  • замкнутость;
  • быстрая утомляемость, снижение работоспособности;
  • повышение ситуативной и личностной тревожности и беспричинного беспокойства;
  • перепады настроения;
  • панические атаки и фобии;
  • снижение концентрации произвольного внимания;
  • резкое снижение успеваемости;
  • головная боль;
  • проблемы со сном;
  • расстройство аппетита;
  • яркие эмоциональные вспышки в виде крика, падения на пол, истерики.

Стадии астено-невротического синдрома

В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:

  1. Гипертоническая неврастения. На данной стадии у больного отмечается повышенная возбудимость и раздражительность, эмоциональная впечатлительность, снижение эффективности выполнения умственного или физического труда, рассеянность, опоясывающая головная боль, проблемы со сном.
  2. Раздражительная слабость. Недуг переходит на вторую стадию в том случае, если больной игнорировал начальные признаки заболевания и не обратился за медицинской помощью. Данная стадия характеризуется тем, что свою раздражительность человек уже не может скрывать, его нервная система быстро истощается. Больной не может сконцентрироваться на стоящих перед ним производственных или учебных задачах из-за постоянной головной боли, слабости в теле. Человек чувствует себя разбитым с самого утра.
  3. Гипостеническая неврастения. Если на второй стадии не последовало обращения к врачу, недуг перерастает в 3 стадию. У больного появляется хроническая усталость, тоскливое настроение, апатия, сонливость. Появляются психосоматические нарушения: кожный зуд, выпадение волос, ломкость ногтей, боли в позвоночнике и суставах, снижение остроты слуха и зрения, обострение хронических заболеваний.

Разновидности синдрома

Специалисты пришли к выводу, что астено-невротический синдром у детей это заболевание, которое может обнаружиться в таких формах, как:

  • Церебрастенический астеноневроз – врожденная патология, обусловленная органическими поражениями головного мозга.
  • Резидуальная астения – врожденный вид невроза, возникающий в результате патологии нервной системы или в результате родовой травмы головы. Проявлениями данной разновидности болезни являются плаксивость, энурез, нарушения мелкой и крупной моторики.
  • Соматогенная астения – разновидность психосоматического недуга. Как правило, данная разновидность невроза формируется у детей, имеющих в анамнезе нарушения в функционировании пищеварительной системы в виде гастритов, язвенного поражения двенадцатиперстной кишки.
  • Дизонтогенетическая астения, основными признаками которой являются хроническая усталость, низкая работоспособность и слабая концентрация внимания на интеллектуальной задаче.
  • Психосоциальная неврастения – это невроз, возникающий как следствие неблагоприятной обстановки в семье. В подростковом возрасте данная форма астении может развиться в результате неприятия ребенка обществом сверстников. Эта разновидность болезни проявляется бессонницей и частыми головными болями.
  • Гипердинамическая астения – это форма невротического расстройства детей дошкольного возраста. Она проявляется в виде двигательной расторможенности, неусидчивости, суетливости ребенка.
  • Гиподинамическая астения – это вид невроза, при котором процессы торможения в нервной системе преобладают над процессами возбуждения. Ребенок пассивен, малоподвижен, погружен в собственный внутренний мир, избегает общения со сверстниками и подвижных игр. Главной причиной этого типа заболевания является дефицит массы тела или избыточный вес, слабый мышечный тонус, склонность к простудным заболеваниям.

Причины нервного расстройства

Астения может возникнуть по следующим причинам:

  • генетическая предрасположенность к расстройствам нервной системы;
  • меланхолический или холерический тип темперамента у ребенка;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • асфиксия в процессе родов или кислородное голодание плода во время внутриутробного развития;
  • сильные эмоциональные потрясения матери во время беременности;
  • ярко выраженный токсикоз в период вынашивания плода;
  • воздействие на плод токсичных веществ в результате употребления матерью медицинских препаратов, алкоголя или курения во время беременности;
  • резус-конфликт у матери и ребенка;
  • нарушение обменных процессов в коре больших полушарий в результате нейронных патологий и заболеваний мозговых оболочек;
  • ДЦП;
  • травмы позвоночника;
  • ослабленный иммунитет ребенка;
  • черепно-мозговая травма или инфекционные заболевания в период раннего детства;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • менингит, арахноидит и энцефалит;
  • онкология головного мозга;
  • аномалии в работе почек и печени;
  • дефицит в организме витаминов группы В;
  • гормональный дисбаланс, патология эндокринной системы;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • сахарный диабет;
  • длительное пребывание в стрессовом состоянии или сильное эмоциональное потрясение;
  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты в отношениях с близкими;
  • излишняя строгость родителей, применение в отношении ребенка жестоких методов воспитания;
  • низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
  • сложности социализации и адаптации ребенка к новому коллективу и месту жительства;
  • физическое переутомление, обусловленное нарушением режима труда и отдыха;
  • избыточное количество занятий у детей в сфере дополнительного образования;
  • подростковая игромания;
  • бесконтрольный просмотр детьми телепередач и фильмов, оказывающих негативное влияние на психику;
  • употребление подростком психотропных веществ, алкоголя, наркотиков.

Диагностика

Диагностика астеноневроза осуществляется с помощью таких методов, как:

  1. Опрос пациента, сбор анамнеза. Выявление факторов, спровоцировавших недуг. Сопоставление данных психиатра, невролога и терапевта.
  2. Диагностика состояния внутренних органов пациента с помощью ЭЭГ, ЭКГ, компьютерных технологий, рентгенографии и УЗИ. Оценка реакции больного на яркий свет, различные звуки. Оценка сохранности рефлекторной деятельности. Соотнесение актуального состояния развития психики пациента со средними показателями возрастной нормы.
  3. Лабораторная диагностика. Общий анализ крови и биохимическое исследование образца крови позволяют исключить наличие у пациента различных инфекционных, иммунологических, гематологических заболеваний.
  4. Психологическая диагностика. Оценка уровня произвольного внимания, памяти, выявление особенностей логического мышления. Как правило, у пациентов, имеющих астеноневроз, через 10–15 минут обследования появляются признаки утомления.

Окончательный диагноз ставится на основе комплексного анализа информации о пациенте и клинической симптоматики. В некоторых случаях для определения неврологического статуса пациента требуется консультация смежных специалистов.

Лечение астено-невротического синдрома

Эффективным в лечении неврастении является комплексный подход. Пациенту назначают курс медикаментозной терапии, психокоррекционные и психотерапевтические занятия.

В качестве основных медицинских препаратов для лечения неврастении назначают транквилизаторы, ноотропы, седативные препараты, средства для нормализации кровообращения, аминокислоты, антидепрессанты. В особо тяжелых случаях пациента госпитализируют.

Положительное действие на нервную систему оказывают УВЧ, бальнеотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия.

С 4 лет детям для лечения различных форм астении назначают психотерапию. В ходе занятий врач-психотерапевт обучает ребенка понимать и контролировать свои эмоции, выражать свои эмоциональные переживания социально-приемлемым способом. Параллельно осуществляется психологическая коррекция, направленная на исправление негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Арт-терапевтические техники помогают ребенку познать и принять себя, найти личностные ресурсы. Все это облегчает процесс социализации у ребенка.

Условиями скорейшего выздоровления являются:

  • соблюдение ребенком режима дня;
  • систематические занятия спортом, выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики;
  • контрастный душ, ванны с мятой и лавандой;
  • рациональное питание и употребление витаминно-минеральных комплексов, рекомендованных врачом;
  • ежедневные пешие прогулки продолжительностью 1–2 часа;
  • создание благоприятной психологической атмосферы в семье, внимательное и уважительное отношение к ребенку со стороны родителей.

Помимо работы с ребенком, консультация психолога необходима родителям неврастеника. В процессе психологического консультирования специалист учит родителей конструктивному внутрисемейному взаимодействию, формирует у родителей запас эффективных копинг-стратегий и обучает приемам бесконфликтного общения.

Осложнения заболевания

Распространенными осложнениями астено-невротического расстройства являются:

  • гормональные нарушения, повышающие риск возникновения патологии пищеварительного тракта, ускорение или замедление темпов полового созревания;
  • отсутствие во взрослой жизни репродуктивной способности;
  • трудности социализации;
  • депрессия, суицидальные мысли;

Если начать терапию невротического расстройства на начальной стадии, негативных последствий и осложнений удается избежать.

Мои рекомендации

Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.

Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.

Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе ­– творчество действует на них исцеляюще.

Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.

Заключение

Таким образом, не всегда неврастения обусловлена физиологическими причинами и патологиями в развитии. Практически половина случаев заболевания обусловлена социальными причинами и ошибками в воспитании.

Для того, чтобы лечение астено-невротического синдрома было эффективным, необходимо устранить причину, которая его спровоцировала. При этом родителям важно понимать, что лечение неврологии – процесс длительный. Только соблюдение всех клинических рекомендаций, прохождение полных курсов психотерапии и психокоррекции гарантируют полное выздоровление ребенка. Четкое следование указанием врача поможет предотвратить осложнения и негативные последствия невротического расстройства.

Nzira yekubvisa sei астено-невротический синдром

Mhoro, vaverengi vanodiwa vesaiti! Астено-невротический синдром chirwere chepfungwa chinoitika chinopesana nemamiriro ekuneta kwenheyo system. Iyo ndeyeboka remaurosi uye inonzi «kushatirwa kuneta» кана неврастении.

Ису тинопа кути тизиве звакадзама незвиратидзо звипи звиногона куонгорорва, памве некурапа квайо, уйе кажинджи, некуда квэзвиконзеро звипи звинотанга кукура.

Хунху

Иноняня куонеква пакати певанху ване макоре 20 кусвика ку45 ваноцвака кувака баса, секутаура, кути ваване нзвимбо яво музува. Sei vachioneswa kushushikana kwezuva nezuva, напряжение.

Izwi rekuti «астено-невротический синдром» pacharo rakatanga kushandiswa muUnited States, mushure mekunge vanhu vangangoita 1984 muNevada muna 200 vakatsvaga rubatsiro rwekurapa, vachiratidza zviratidzo zvakafanana.

Munhu wose ainetseka pamusoro pekushaya simba, kuderera kwekunzwa kugutsikana nehupenyu hwavo uye mafungiro akaipa pamwe chete nekushaya надежда.

Изво звиноитика гиперстеническая, иё иноратидзирва некупутика квехаша уе куцамва, памве чете не гипостеническая, апо хуруменде, пане звинопесана, исингади уйе куора мвоё.

MuInternational Classification of Diseases 10-го пересмотра, yakapfupikiswa seICD 10, iri mukirasi «Mamwe невротические расстройства F48» под кодом «Неврастения F 48.0».

звиратидзо

чисимба

  • Напряжение-мхандо емусоро. Nenzira, rudzi urwu rwekurwadziwa kunonzi «шлем невротика», nokuti manzwiro asingafadzi anowanikwa kumativi ose emusoro, sekunge akaipoteredza. Inobva kumusoro kwemusoro uye inokanganisa затылочная uye теменная чикаму chemusoro, misumbu yechiso, mutsipa uye maziso. Изво звиноитика се эпизодический, кана ичинецка звишома кударика 15 нгува памведзи, уйе исингагуми, ндико кути, кунэсека канопфуура ка15 памведзи. Nguva yekurwiswa inenge maawa matanhatu, asi pane zviitiko apo munhu anotambura pasina kukanganisa kwemazuva akawanda, kana kunyange mwedzi, makore.
  • Кунета. Hazvinei kuti munhu akarara kana kuzorora zvakadii, anoramba achiona kuparara. Kudzorera hakuitike, muviri hauzadzisi kugoverwa kwezviwanikwa, asi, pane zvinopesana, unoparadza zvakasara. Nomuzvarirwo, simba riri pa zero, harina kukwana kunyange pakuumbwa kwezvishuvo.
  • Куведзера кудзвиньирира.
  • Кушая надежда. Pasinei nokuti murwere akaneta sei, anongotadza kurara manheru. Уйе кана акабудирира мушуре мемаава акаванда экудзунгаира памубхедха, звино аномука пакати пэусику некуда квезвирото кана манцвиро экузвидья мвойо. Anobva arara kusvika kwaedza ndokurara aneta, achinzwa Hope dzingaite.
  • Кусагадзикана мучипфува. Zvinowanzoratidzika kune аневрастеническая кути ане matambudziko nemoyo wake, izvo zvinowanzotanga kumunetsa. Мухоквади, ая марвадзо эвротик хунху, хааси маратидзиро экурвадзива квемойо кана звиратидзо звепи патологии йемхасуру емойо.
  • Куведзера квэма-лимфатические узлы, уйе, сечиконзеро, куведзера квэкушиса квэмувири кусвика ку37,4°С.
  • Нарушения обмена веществ iyo inoita kuti vanzwe nekushanduka kwehuremu hwemuviri. Chaizvoizvo, kurasikirwa kwayo, munhu anogona kurasikirwa nehukuru hwakawanda munguva pfupi, nekuda kwekushayikwa kwakakwana kwechido. Kureva kuti anorega kunzwa nzara zvachose. Уйе, куканганва, уе куньянге курамба куита чисимба памусоро паке, хаангодий квемазува.
  • Кусашивавирира кутакура, умо чирвере чакакомба чекуфамба.

Эмоциональный уе кузива

  • Кушатирва. Rinopisa semachisi, richibva rasvotwa nekutukirira vaive pedyo. Uyezve, chero chinhu chidiki chaungadai usina kuita hanya nacho kare chinokwanisa kukushatirisa.
  • Курасикирва нечидо уе чидо. Murwere haakwanisi kufunga zvaanoda uye zvingamufadza. Kusava nehanya kunomukawo kune vanhu vachangobva kudiwa uye vanodiwa zvikuru. Изви звинотоняня куора мвойо, нокути пфунгва дзиномука кути ийе мурумэ акаипа кана баба, уе звичингодаро, кана асинганцви черо чинху маэрерано нехама дзаке.
  • Кусава нетариро. Ramangwana rinoonekwa mumavara madema, uye ikozvino, mumutemo, zvakare. Ико kukwanisa kuona zvakanaka uye kutenda kuti rimwe zuva mutsara wakajeka uchauya muhupenyu wakarasika.
  • Кушая симба. Zvinoratidzika kune невротический kuti haakwanise kushandura chero chinhu. Haagone kuzvimanikidza kuti afare, uye haagone kuva nesimba, kushingaira uye neshungu pamusoro peimwe bhizinesi. Сеи звишома незвишома пфунгва дзичиуйа мапфунгва кути хаабацири уйе хаакоши, уе изви звинонговедзера нзира йечирвере.
  • Кузвидья мвойо уе кусагадзикана. Манзвиро ая хаамусие, арипо кумашуре мучипфува чаке. Уе ангасатомбозива кути нэй ари кунецека уе кунецека. Каненге. Uye kusimba kwemanzwiro pane dzimwe nguva ndiko kuti kunovhara mweya wake. Кунянья кана Паническая атака.
  • Кутаджа Кусека. Хунху хвемунху хуночинджа. Кана каре мунху айшамваридзана немафунгиро аканака уе кукваниса кувана нзира йекубуда мумамириро эзвинху асина кунака, ипапо пангува йекутанга квеастено-невротический синдром, хаакваниси кунцвисиса маджи уе, звакаре, я звакакодзера куашандис мукутаура кваке.

Майтиро уйе магариро

  • Кудхаква уйе купиндва муропа незвинодхака. Kuti abvise kushushikana, munhu akadaro anogona kushandisa doro, iro rinonyatsozorodza kwechinguva uye rinobatsira kukanganwa. Аси муньяя ийи, кувимба найо звишома незвишома кунотанга куумба. Mushure mezvose, iyo neurasthenic haizive imwe nzira yekutsungirira nekushushikana. Zvimwe chetezvo ndezvechokwadi nezvezvinodhaka nezvimwe zvinodhaka zvisiri pamutemo.
  • Куэдза кушандура нзвимбо йекугара, баса, куньянге мамиро эванано, куфунга кути изви звичабацира «кууя мупенью» звакаре. Аси, секутонга, кучинджа хакуунзи мигумисиро инотарисирва, аси кунговедзера куведзера.
  • Kuganhurirwa kwevanoshamwaridzana. Asinganzwisisi zviri kuitika kwaari uye kuti zvicapfuura rini, anoedza kudzivisa kutaura nevamwe vanhu, kunyange vaya vari pedyo naye. Немхака йокути хаана симба рокугадзиридза машоко аногамучирва уйе, кажинджи кажинджи, куцанангура чиконзеро нэй ари мумугариро вакашата уйе аве акасияна незвааимбова. Уйе куитира кути ареге кутарисана немамириро эзвиху эмакакатанва уйе кусанцвизисана, кутонгерва мхошва, ануя кумхедзисо йокути звири нани уе звакаченгетека кунгозвипарадзаниса, «кувхара» мукати макэ.

Nhanho

Nhanho yekutanga ndeye гиперстеник

Iyo yakajairika fomu. Anoratidzwa nekunakidzwa uye kuwedzera kushatirwa. Ngozi ndeyokuti munhu panguva ino haaoni kuti ari kurwara, uyezve, anorambawo kana mumwe munhu akaratidza kuchinja kwemanzwiro ake.

Haashiviriri uye anobva atanga kuchema kana ashatirwa zvishoma. Кудзора майтиро аво уйе майтиро ари купера симба.

Ико kusungirirwa kwekutarisisa uye, zvichienderana, kuita kunotanga kuderera. Iyo psyche inoita seisina simba, uye anove asingakwanisi kutsungirira kunetseka. Пане кушая надежда, некуда квэкути мисоро, кушая симба, матамбудзико экуеука уйе кунцва квекушая симба куноонека.

Danho rechipiri ndere kushatirwa kupera simba

Kana iwe usingatsvaki rubatsiro panguva yakakodzera kunyange padanho rekutanga, ipapo chirwere chinova патологический, kuunza matambudziko akawanda muupenyu.

Somuenzaniso, kusakwanisa kuita mabasa ebasa kwenguva yakati kunogona kutungamiira kukudzingwa. Кана кути мунху анотора зороро, аси хаазвипедзе нензира яакаронга, ачигара ачисангана некушая симба, кунета.

Anorasikirwa nechido mune zvaaimboda, uye kungofunga kuti zvakakosha kuti azvikweve pamwe chete uye achiri kupedza rimwe basa rinotungamirira kuneta pakarepo.

Zvakare panguva iyi, iyo неврастеник inova hwindi uye kubata. Shoko ripi neripi rinotyisidzira kumukuvadza, ndicho chikonzero vanhu vakamupoteredza vanowanzonzwa vasina kugadzikana mukukurukurirana naye. Zvadaro, vanongotanga kunzvenga kushamwaridzana naye, izvo zvinomuwedzera kurwadziwa uye kutambura.

Nhanho yechitatu ndeye гипостенический

Munguva iyi, hunhu hunova husingaiti zvachose, kunyange амебный. Haana zvachose simba rokumuka mangwanani-ngwanani, funga nezvokutsikirira uye kungoita basa repamba.

Muviri unoita kunge uchawira muhubernation, nenzira iyi uchiedza kupora. Звинова ндиво звири куитика. Asi, angonzwa kanenge simba shoma, murwere anobva atanga kushingaira. Uye izvi zvinotungamirira mukuderera kwehutano hwakanaka, синдром iyo inotora mamwe maitiro akakomba.

Звиноконзера

Muzana remakore rechipiri BC, zvaitendwa kuti chikonzero chikuru che neurasthenia chirwere che hypochondrium. Мухоквади, сэзваунонсвисиса, изви хандизво. Нгатитарисеи пане звиноняня звиконзеро звиномуца кукура квайо:

Кунета

Zvose zvenyama uye zvepfungwa. Murume wemazuva ano anoratidzirwa kune huwandu hukuru hwekushungurudzika zuva rega rega.

Zvechokwadi, kuti abudirire mubasa rake, hupenyu hwehupenyu uye kungorarama, anofanirwa kugadzirisa ruzivo rwakakura zvisingaiti, kuhwina mukwikwidzi kubva kumunhu akafanana ane chido, kugadzirisa matambudziko akaw анда немабаса.

Кажинджи, дзимве нгува звакаома кумира уйе кузорора, кунакидзва нехупенью, куньянгве пакупера квевхики квепамутемо уйе пангува исири йекушанда. Некуда квемазува экупедзисира, майтиро эзува незува анодзика, уйе мунху аногона кунгоканганва кудья, тисингареви курара зваканака.

Nomuzvarirwo, kusakwanisa kupora kweimwe nguva yenguva, muviri hauna sarudzo kunze kwekushandisa zvakachengetwa zviwanikwa, izvo, mukufungidzira, zvaifanira kunge zvakave nechokwadi chekushanda kwayo kwakajairika .

Ндико кути, некуита баса рекуведзера, ису, звинозоитика, тинотора «кукверета» кубва мумувири веду, тичипира хутано хведу.

Kushungurudzika kwepfungwa

Zviitiko zvinoshungurudza zvinomutsa zviitiko zvinorwadza zvepfungwa, uye zvino somatization, ndiko kuti, kubuda muchirwere, apo zviratidzo zvakasiyana-siyana zvemuviri uye manzwiro asingafadzi anoonekwa.

Vana vanoratidzirwa невроз mumhuri umo maitiro ehutongi edzidzo anokunda. Kudiwa kwekgara uchidzvinyirira zvishuvo zvako kunotungamirira kukurasikirwa kwakakwana kwekufarira. Revo iri mairi inonyangarika, sezvo vabereki vakaoma vachiri vasingamubvumiri kugutsikana.

Мамириро эвинху анокакавадзана, сомуензанисо, невезера, апо мвана анодхеерера уйе асингагамучири рубациро кубва кунэ ванху вакуру, звиношунгурудзаво.

Zvimiro zveunhu

Zvinoshamisa uye zvisizvo zvisizvo zviri panjodzi yekukanganisika kwepfungwa, pakati payo pane asthenia.

Иво ване ханя зваканьянья, ндосака, пакуомерва кудики уйе кушшикана пане сиситму йецинга, ваносангана некушушикана кукуру, уко мунэ вамве ванху куноита кути ванзве некувхундука кваканяня.

Kuona bhaisikopo rine zviitiko zvechisimba kunogona kumushayisa rugare nehope. Чии чатингатауре незвезе нёдзи нематамбудзико изво мумве немумве веду анотарисана назва зува незува мунзира йехупенью.

Тариса пане звабуда

Пасиней незвиитико звипи изво мунху ари кугадзирира, кана акафуратира кучинья квехутано хваке, кунета, уе звичингодаро, ачииса пфунгва дзакэ п амигумисиро, аноиса пангози «кувана» неврастения пачаке.

Мушуре мездосе, хаагамучире черо мафаро кубва мукуита, аси акасиндимара чете аноенда кунэ чинангва чаке, акашинга кукунда звипингамупиньи. Кажинджи, авана зваанода, аноодзва мвойо, сезво кугутсикана кури пфупи, куноцивива некуора мвойо.

Куэдза квакаванда квакашандишва, кушушикана квакацигирва, уйе пакупедзисира мугумисиро хауна кунака сезвазваимбофунгва.

Somuenzaniso, vanhu vanogona kuneta pashure pokunge varoorana, vaenda kunze kwenyika, vatenga motokari, kana kuti vatamira kune imwe imba.

Мукутаура, изви звиитико звинофанира кукуфадза, аси пакупедзисира звинотунгамирира мукуора мвойо. Uyewo, avo vakamupoteredza vanowedzera mafuta kumoto, vachiti munhu akadaro anongo «kupenga nemafuta», zvose zvakamufambira zvakanaka, asi nokuda kwechimwe chikonzero anotambura.

Невана, звиньху звакангофанана. Кутамира кучикоро читсва, кутора чикаму мумаквикви, уйе куньянге куакунда куногона куканганиса утано, мумувири непфунгва.

Zvimwe zvinhu

Zvinhu звакашата звиногона куканганиса кукура квеастено-невротический синдром:

  • Кувапо kwezvirwere zvisingaperi mumuviri, migumisiro yehutachiona hwehutachiona hwehutachiona hwehutachiona hwehutachiona kana kutonhora.
  • Кутунгамира хупеню хусина хутано. Курева, кусвута, кунва доро, звинодхака, кушая звокудя звиновака мувири, звичингодаро.
  • Черепно-мозговая кукувара.
  • Кусагадзикана эндокринная система.
  • Гипоксия (кислород нзара) пангува йекусунунгука кана пангува йекузвитакура.
  • Kumubvunzo wekuti chirwere ichi chakagara nhaka. Сезвинейво хонгу. Pane mukana mukuru we «kuiwana» kana mumwe wevanhu vepedyo mumhuri akambosangana nayo kamwechete muupenyu hwavo.
  • Zvirwere zvakawanda zvinotungamirira mukuderera kwemaitiro emuviri. Semuenzaniso, chirwere cheshuga, matambudziko ekutenderera kweropa, гипотензия, sitiroko, chirwere cheParkinson, zvicingodaro.
  • Kushaikwa kwevhitamini немаминеральный мумувири.
  • Кутеведзера кудя квакасимба.

mabatiro

Астено-невротический синдром inofanira kurapwa, uye nenyanzvi. Nokuti hazviendi zvoga.

Iwe unogona kuverenga zvinokurudzirwa mune ino chinyorwa, asi zvishandise chete sedzimwe nzira dzekuwedzera kukurapa kukuru kwakatemwa невролог kuitira kukurumidza kupora uye kusimbisa mhedzisiro.

Сака, пауногуна звиратидзо звекутанга зве неврастении, энда кунуна чиремба вепфунгва, кана мамиро ачо акаведзера, ачакуэндеса иве звакананга кунзвимбо езвокурапа.

Кутора зороро уйе кутарисира кути учапора мунгува пфупи хазвина матуро. Nekuti chero ukaita nguva yakareba sei uri pamubhedha usina chausingaite, hauwane simba.

Пангува якадай, симба ракаванда ринопера, семуэнсанизо, мукуфунганья. Уйе иве унониепа, кунэ румве рутиви, учиита сэусингаити чинху, уйе кунэ румве рутиви, ури куита баса ракома, райнингаонеки пакутанга.

Кажинджи, антидепрессанты уйе транквилизаторы инорайирва секурапа квейё невротический синдром мувакуру.

Изви звинобацира кузородза цинга дзецинга, кудзорередза манцвиро уйе кудзорередза куравира квехупенью, куизадза немамве манзвиро, куведзера кушушикана уе купэрерва.

Мишонга йемишонга (мишонга инобва памишонга йемишонга), ноотропы иношандисваво кувандудза майтиро экузива уе куведзера хуропи хунодзивиса кушушикана.

Кунево антиастенический звинодака, звине симба раканака пакушанда, куведзера баса уйе кудередза куфунганя.

Kushanyira chiremba kunodiwa kuti usimbise kana kuramba kuongororwa. Mukuwedzera, mishonga iri pamusoro apa haiwaniki pasina chiremba, uye nekuzvirapa kune ngozi yakawanda yehutano husina kunaka nekuda kwekudarika.

Наивозво, ива нечоквади чекубвунза нянзви усати вафунга куэнда кунэ путь войны не астения.

Mazano

  • Gadzirisa basa rako uye hurongwa hwekutandara. Kana iwe uchinzwa kuwedzera kwesimba, asi kupera kwevhiki kwasvika — pedza kupera kwevhiki mukunakidzwa, rega hurongwa hwako hwetsinga huzorore.
  • Рега никотин, доро, дзора хуванду хвекофи уйе чокорети.
  • Изво звакакоша звонаняня кутамба митамбо, черо чиитико чемувири чичайта. Chinhu chikuru hachisi chokuzvimanikidza kuita zvausingadi. Мучиитико ичи, хапазови некубацирва кубва пакудзидзисва квакадаро, куньянья кунэ хуронгва хвемагеци. Кушамбира, йога, уе куфунгисиса зваканакира кудзивирира кана курвиса невроз уе куора мвойо.
  • Нянзви дзинокурудзира кушаньира санатории. Физиотерапия, физиотерапия maekisesaizi uye akasiyana-siyana maitiro anotendera iwe kudzoreredza zviwanikwa, gadzirisa kushanda kweakasiyana masisitimu emuviri.
  • Звакакоша купота учитаныира психотерапевт куитира кучэнгетедза психоэмоциональная хуцанана. Kutsigirwa nenguva uye rubatsiro ruchabatsira kuchengetedza rugare rwepfungwa pasina kukuvadza psyche.

Куквана

Уйе ндизво звосе званхаси, ваверенги ванодива! Zvichenjerere iwe uye kugara zvakanaka kwako, manzwiro.

Nokuti zvimwe zvezviratidzo zvezvinetso zvakaoma pakutanga zvinoita sezvisingakoshi, asi gare gare zvinokonzera dambudziko rakawanda. Semuenzaniso, kutarisana nekuneta, zvose фобии uye kuora mwoyo zvinogona kutanga.

Munzanga yedu, стереотип ichiri kuitika kuti avo chete vasingakwanisi kugadzirisa matambudziko avo pachavo vanowana rubatsiro rwepfungwa dzepfungwa uye dzepfungwa.

Uye havangoiti chinhu, vachimirira kuti mamiriro acho avandudze ari oga, chete nesimba rekufunga uye basa rakazara kuitira kuti pave pasina nguva yekufunga zvinogumbura zvinogumbura nezvimwe zvakadaro.

Чете не астения, нзира ийи хайшанде, уйе инокувадза зваканяня пане зваканака. Saka iva nechokwadi chekutarisa chinyorwa pamusoro pekuti ungabvisa sei migumisiro yakaipa yekushungurudzika.

Mufaro kwauri, rugare rwepfungwa uye hutano!

Няя ячо якагадзирирва ненянцви епфунгва, гештальт-терапевт, Журавина Алина

НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ И ВЛИЯНИЕ НА НЕГО «В-ОМЕГА-3»

Ключевые слова

вегетативная нервная система; Омега 3; психоэмоциональное состояние

Абстрактные просмотры: 1594 Скачиваний в формате PDF: 71

Как цитировать

Селезнова С., Ракша-Слюсарева О., Слюсарев О., Боева С., Мамедалиева С., Ракита Н., Северин Н., Стрельченко Е. (2021). НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ И ВЛИЯНИЕ «В-ОМЕГА-3» НА НЕГО. Медицинская наука Украины (МГУ) , 17 (4). https://doi.org/ 10.32345/2664-4738.4.2021.11

Реферат

Актуальность На территории Донецкой области происходит вооруженный конфликт Такие экокризисные условия могут оказать дополнительное негативное влияние на нервную систему и психоэмоциональное состояние населения. При экологических проблемах важно принимать жирорастворимые витамины, которые одновременно обладают антиоксидантными свойствами.0003

Задача: оценить неврологическое и психоэмоциональное состояние населения Донецкой области до и после приема «В-Омега-3».

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 105 практически здоровых лиц в возрасте 21-56 лет, проживающих в городах Краматорске и Мариуполе. Участники основной группы (n = 45) принимали БАД к пище «В-Омега-3» в течение 21 дня, а участники контрольной группы (n = 60) не принимали никаких препаратов. Неврологическое состояние всех особей исследовали дважды — в начале эксперимента и через 21 день, то есть после курса приема продукта основной группой. Неврологическое обследование было организовано по следующим категориям: черепно-мозговые нервы, рефлексы, сенсорная система, при проведении координационных тестов. Тонус вегетативной нервной системы (ВНС) оценивали по шкале Уэйна. Психоэмоциональное состояние оценивали по «Госпитальной шкале тревоги и депрессии» (HADS).

Результаты. Легкие органические и функциональные неврологические микросимптомы выявлены у всех 105 практически здоровых лиц. После приема «В-Омега-3» в основной группе отмечалось объективное и субъективное улучшение самочувствия. В неврологическом статусе основной группы отмечалась положительная динамика: нормализация сухожильных рефлексов на 50%, нормализация глазодвигательных нарушений в виде слабой конвергенции и аккомодации — на 46%, координация движений улучшилась на 60%, тремор пястных суставов. уменьшился на 36%; синдром церебральной астении — на 45%, астено-невротический синдром — на 5%, при этом в контрольной группе положительных изменений не наблюдалось. В начале эксперимента в основной группе симпатикотония преобладала у 21 человека, ваготония у 9 человек., смешанный тонус — у 15. После лечения отмечена нормализация показателей ВНС: снижение уровня симпатикотонии и парасимпатикотонии. При оценке эмоционального состояния и самочувствия по шкале HADS до лечения у 19 человек выявлена ​​субклиническая тревожность (8-10 баллов), у 26 — отсутствие выраженной симптоматики (3-7 баллов). После лечения отмечено улучшение эмоционального состояния (отсутствие выраженной симптоматики 0-7 баллов) у 8 человек, т.е. субклиническая тревожность уменьшилась на 18%.

Выводы. Препарат «В-Омега-3» оказывает положительное влияние на состояние вегетативной нервной системы и психоэмоциональное состояние, что проявляется уменьшением головной боли, головокружения, астении, нормализацией рефлексов, уменьшением глазодвигательных нарушений, улучшением координации , исчезновение тремора рук, уменьшение цереброастенического синдрома и эмоциональной лабильности.

https://doi.org/10.32345/2664-4738.4.2021.11

Статья PDF (Українська)

Рекомендации

Богомаз О.О., Корепанов О.С. Сравнительный анализ состояния окружающей среды в регионах Украины. В кн.: Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Тезисы IV Международной научно-практической конференции. США. Бостон: Издательство BoScience. 2020. Стр. 358-65. [на украинском языке]

Посмотреть на

Домашняя страница: https://sci-conf. com.ua

Сайт издательства: https://sci-conf.com.ua/iv-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya- фундаментальные-прикладные-исследования-в-современном-мире-18-20-ноября-2020-года-бостон-сша-архив/

URL: https://sci-conf.com.ua/wp-content/uploads/2020/11/FUNDAMENTAL-AND-APPLIED-RESEARCH-IN-THE-MODERN-WORLD-18-20.11.20.pdf

Хвесик М.А. Инновационная, инвестиционная и технико-технологическая безопасность трансформации региональных экономических систем. Киев: Наукова думка. 2013. 487 с. [на украинском языке]

Посмотреть по адресу:

Сайт издателя: https://www.nas.gov.ua/EN/Book/Pages/default.aspx?BookID=0000014114

Beresford NA, Barnett CL, Chaplow J, Лофтс С., Уэллс С., Браун Дж. Э., Хоссейни А., Торринг Х., Альмахайни Т., Свик Л. и др. Обзор достоверности улучшений радиоэкологических моделей пищевой цепи человека и будущих потребностей. Радиозащита. 2020; 55: С101-С108. DOI: 10.1051/radiopro/2020019

Посмотреть по адресу:

Сайт издателя: https://www. radioprotection.org/articles/radiopro/full_html/2020/02/radiopro200019s/radiopro200019s.html

Нора: http://nora.nerc.ac.uk /id/eprint/527732/

Ребров В.Х., Хромова О.А. Витамины, макро- и микроэлементы. М.: ЭОТАР-Медиа, 2008. 960 с.

Посмотреть по адресу:

Сайт издателя: http://www.geotar.ru/lots/Q0008383.html

Корзун В.Н., Тихоненко Ю.С. Функциональные продукты и их роль в питании человека. Научные труды Одесской национальной академии пищевых технологий. 2010 г.; 38(2): 173-80. [на украинском]

Посмотреть по адресу:

ИРБИС: http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?I21DBN=LINK&P21DBN=UJRN&Z21ID=&S21REF=10&S21CNR=20&S21STN=1&S2 1FMT=ASP_meta&C21COM=S&2_S21P03 =FILA=&2_S21STR=Np_2010_38%282%29__45

Адамс Дж., Пеппинг Дж. Витамин К в лечении и профилактике остеопороза и кальцификации артерий. Являюсь. Дж. Здоровье. Сист. фарм. 2005 г.; 62(15):1574-81. DOI: 10.2146/ajhp040357

Посмотреть по адресу:

Сайт издателя: https://academic. oup.com/ajhp/article-abstract/62/15/1574/5135731?redirectedFrom=fulltext

PubMed: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/16030366/

Cantorna MT. Витамин D и рассеянный склероз: обновление. Нутр. ред. 2008 г.; 66: 135-8. DOI: 10.1111/j.1753-4887.2008.00097.x

Посмотреть по адресу:

Сайт издателя: https://academic.oup.com/nutritionreviews/article/66/suppl_2/S135/1855150

P ubMed: https: //pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/18844840/

PubMed Central: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3712128/

Ракша-Слюсарева О.А., Слюсарев О.А., Боева С.С., Стрижак Н.В., Серих Н.О., Котовский И.М., Тарасова И.А. Экологическая и радиационная обстановка в Донецкой области в ходе операции Объединенных сил. // «Радиационная и техногенно-экологическая безопасность человека и окружающей среды: состояние, пути и меры повышения» XV Международная научная конференция в рамках «Ольвийского форума 2019».: Стратегии Черноморского региона в геополитическом пространстве»: тезисы докладов 6-9 июня 2019 г. С.30 — 33DOI: 10.13140/RG.2.2.12792.19203

Посмотреть на: ИРБИС: http://www.irbis-nbuv .gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?

Ракша-Слюсарева О.А., Слюсарев О.А., Боева С., Серих Н., Стрижак Н. Предикторы состояния системы крови и иммунитета у относительно здорового населения Донецкой области региона в период охраны окружающей среды // Научные исследования XXI века. 162 — 166. DOI: 10.51587/9781-7364-13302-2021-001].

Посмотреть на: ИРБИС: http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe?I

Алама И., Павелека Г. Старение, питание и иммунитет – их взаимосвязь и взаимодействие . Питание и старение. 2012 г.; 1: 151-65. DOI: 10.3233/NUA-130013.

Посмотреть по адресу:

Сайт издателя: https://content.iospress.com/articles/nutrition-and-aging/nua013

URL-адрес: https://content.iospress.com/download/nutrition-and-aging /nua013?id=питание и старение%2Fnua013:

Боно М.Р., Техон Г., Флорес-Сантибаньес Ф., Фернандес Д. , Роземблатт М., Саума Д. Ретиноевая кислота как модулятор Т-клеточного иммунитета. Питательные вещества. 2016; 8(6): 349 с. DOI: 10.3390/nu8060349

Посмотреть по адресу:

Сайт издателя: https://www.mdpi.com/2072-6643/8/6/349

PubMed: https://pubmed.ncbi.nlm.nih. gov/27304965/

PubMed Central: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4924190/

Камарена В., Гаофэн В. Эпигенетическая роль витамина С в здоровье и болезнях. Cell Mol Life Sci. 2016;73(8):1645-58. DOI: 10.1007/s00018-016-2145-x

Посмотреть по адресу:

Scopus: https://link.springer.com/article/10.1007/s00018-016-2145-x

PubMed: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26846695/

PubMed Central: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4805483/

Mora JR, Iwata M, von Andrian UH. Влияние витаминов на иммунную систему: центральное место занимают витамины А и D. Нат Рев Иммунол. 2008;8(9):685-98. DOI: 10.1038/nri2378

Посмотреть по адресу:

Сайт издателя: https://www.

Добавить комментарий