Что такое буллинг в школе – Буллинг детей в школе: предотвращение, профилактика и методы борьбы

Содержание

что это такое и как остановить

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет буллинг в школе.  Вы узнаете, каковы причины этого явления. Выясните, как оно проявляется. Вам станет известно, что делать при этом.

Виды

Один одноклассник снимает издевки над другимОдин одноклассник снимает издевки над другим

Кибербуллинг

Термин «буллинг» определяется, как травля, запугивание человека одним или больше агрессорами.

Различают четыре типа травли в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом.

  1. Вербальная. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
  2. Поведенческий террор. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым.
  3. Физические издевки. Ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках.
  4. Кибербуллинг. Издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети или на YouTube.

Возможные причины и группа риска

Дети насмехаются над мальчиком негроидной расы, который очень расстроенДети насмехаются над мальчиком негроидной расы, который очень расстроен

Травля может рождаться против детей другой расы

Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.

  1. Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.
  2. Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.

Необходимо понимать, что у любого человека можно выявить какие-то отклонения, недочеты и это не означает, что над ним нужно издеваться.

Чаще всего жертвами буллинга становятся:

  • неуверенные, тихие малыши, которые чем-то отличаются от остальных, имеют изъяны во внешности или в поведении, в речи, в частности, слишком худые или полные, те, кто носит очки, имеют физические недостатки;
  • дети, которые отличаются расой, имеют проблемы с языком, другой цвет кожи;
  • те, у кого присутствует материальный достаток;
  • дети, успешные в учебе;
  • внешне очень красивые.

Характерные проявления

Мальчика избивают одноклассники в школьном коридоре

Мальчика избивают одноклассники в школьном коридоре

К признакам наличия буллинга относят:

  • физическую агрессию;
  • порчу имущества;
  • нанесение побоев;
  • словесную агрессию, когда ребенку придумывают обидные клички, коверкают его имя, матерятся в его сторону;
  • распространение сплетен, ложных слухов о жертве.

Родители могут заподозрить наличие буллинга, если у их дочери или сына произошли определенные изменения:

  • у малыша пропадают деньги, вещи;
  • ребенок стал задумчивым, постоянно в расстроенных чувствах;
  • отсутствует общение с одноклассниками за пределами школы;
  • учащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших – стараются, как можно больше времени находиться рядом со взрослыми;
  • порванная одежда, ссадины, синяки и царапины на теле малыша;
  • ребенок ищет повод для того, чтобы не идти в школу, притворяется больным.

Советы

Общение психолога с девочкой - подросткомОбщение психолога с девочкой - подростком

Если определено, что травля в школе имеет место и над ребенком издеваются, нельзя надеяться на то, что дети сами разберутся. Необходимо понимать, что бездействие только позволит развязать руки агрессорам, они почувствуют свою вседозволенность, еще больше станут издеваться над ребенком.

  1. Родители должны показывать своему отпрыску, что он не остался наедине со своей проблемой, что они всегда готовы его поддержать.
  2. Недопустимо снова и снова расспрашивать ребенка о том, что он пережил, заставляя возвращаться в те события, когда он ощущал угрозы, унижение или давление.
  3. Нельзя насмехаться над своим сыном или дочерью, говорить, что это все несерьезно, что он слишком остро реагирует на поведение одноклассников.
  4. Вы должны научить своего ребенка не вестись на провокации, не реагировать на то, что говорят в его сторону, если есть уверенность в том, что психологическая травля не перейдет в физическое насилие.
  5. Убедите своего ученика в том, что другие дети рассчитывают на то, что он начнет паниковать, покажет свою слабость, начнет жаловаться, плакать или истерить. А значит, необходимо демонстрировать свою невозмутимость и самодостаточность, чтобы другие не цеплялись. Попрактикуйтесь с ребенком, как нужно правильно общаться с агрессивно настроенными личностями. Расскажите, что не стоит впадать в слезы, кричать, лучше говорить с обидчиком вежливо, с юмором.
  6. Обязательно покажите своему отпрыску, что Вы с ним. Не нужно считать, что он уже взрослый, самостоятельно справиться с обидчиками. Важно, чтоб ребенок видел в своих родителях поддержку и опору.
  7. Пусть ученик, если портят его вещи, сразу сообщает об этом педагогу, но не нужно называть имена конкретных ребят. Лучше сказать, что кто-то что-то испортил. Важно, чтобы зачинщики видели, что жертва не станет молчать.
  8. Делайте все для того, чтобы ребенок не боялся школьных хулиганов. При этом объясняйте, что всегда необходимо обращаться к педагогу за помощью, если имеет место слишком запущенная ситуация, в частности, если поступают угрозы или попытки избиения.
  9. Если ребенку не удается самоутвердиться в школе, то можно найти место, где это будет ему под силу. Например, отправиться в спортивную секцию, записаться на творческий кружок. Важно, чтоб у девочки или мальчика было место, где он мог бы ощутить свою значимость.
  10. Воспитывайте в своем отпрыске уверенность в себе, смелость регулярно хвалите его, повышайте самооценку. Помните о том, как он относится к себе, так и к нему будут относиться люди, которые его окружают.
  11. Общайтесь со своим чадом, советуйтесь с ним, спрашивайте его мнение в той или иной ситуации.
  12. Иногда необходимо обратиться за помощью к психологу. Умелый специалист сможет изменить ситуацию коренным образом, найдет правильный подход к ребенку, создаст с ним доверительные отношения, настроит контакт, поможет справиться с внутренним конфликтом.
  13. Если ситуация поворачивается таким образом, что ребенку действительно угрожает физическое насилие со стороны сверстников, то необходимо принимать экстренные меры, обращаться к классному руководителю, директору, который вызовет родителей обидчиков. Если это не поможет, необходимо действовать дальше, обращаться в правоохранительные органы, в прессу. Необходимо понимать, что гонители, по сути, сами имеют заниженную самооценку и за счет выбранной жертвы пытаются ее повысить.

Помните о том, что ни один человек не заслуживает находиться в состоянии униженности, все имеют право учиться и расти при наличии безопасной обстановки.

Теперь Вам известно, что такое буллинг, в частности его проявления в школе. Родители должны понимать, что ребенок, который поддается травле, нуждается в психологической поддержке и участии своей мамы и папы. Недопустимо закрывать глаза на происходящее и надеяться на то, что все пройдет само собой. Помните, что психика ребенка сильно страдает при этом.

psycho4you.ru

Борьба со школьным буллингом и моббингом: способы противостояния травле

Буллинг в школе – возрастающая с каждым новым поколением проблема общения между детьми. Заключается в том, что в коллективе происходит деление на агрессоров и жертв. Агрессоры зачастую позволяют себе как моральные унижения, так и физические побои, нанося жертве психические и физические раны. Если начать бороться с этим явлением как можно раньше, буллинг можно снизить до минимума или искоренить.

Буллинг в школе

Буллинг в школе

Что такое буллинг в школе

В современные дни широкую известность получило понятие «буллинг», или травля. В век снисхождения к воспитанию детей многие люди утратили умение контролировать своих воспитанников. Если пару десятков лет назад родитель и классный руководитель в школе имели управу на ребенка, отныне детей защищают государственные организации, куда ребенок может обратиться самостоятельно с жалобой на жестокое отношение со стороны взрослого. Это породило вседозволенность у некоторых трудных детей, позволяющих себе оскорбления одноклассников, в связи с чем многие родители задумались над понятием буллинг в школе, как бороться с этим явлением.

Само слово буллинг происходит от английского bully, обозначающее хулиганов и задир. В нынешнее время в школе, в отдельно взятом классе, есть некий лидер, авторитет. Вокруг него собираются прочие «смелые» ребята, и все они ополчаются против жертвы. Последний представляет собой скромного ученика, который отличается внешними данными, социальным статусом, наличием комплексов, в чем «лидер» и его приспешники находят повод для жестоких шуток, провокаций, унижений, нередко и рукоприкладства.

Примечательно то, что жертва опасается лишний раз оказаться на виду у лидера, стараясь скрыть от учителей и родителей факт травли, даже если у него отбирают деньги, крадут вещи, бьют. Жертве буллинга нередко проще соврать, чем признаться, что над ним издеваются. Будучи еще детьми, особенно переживающими подростковый возраст, лидеры и жертвы буллинга не способны до конца осознать последствия, к которым может привести травля. Опыт рассказывает о случаях, когда пострадавшие от издевательств со стороны одноклассников решались как на суицид, так и на убийство обидчика.

Ребенок предпочитает пережить травлю сам, нежели сознаться родителям

Ребенок предпочитает пережить травлю сам, нежели сознаться родителям

Чем моббинг отличается от буллинга

Моббинг и буллинг близкие по значению понятия. В психологии моббинг – это психологическое давление группы детей на жертву, тогда как буллинг имеет некоторое различие, совершаясь одним, более авторитетным ребенком, над другим, зачастую безобидным. Сущность моббинга и буллинга и способы противостояния являются актуальной темой для обсуждения современным обществом.

Причины возникновения

Причины возникновение буллинга и моббинга разнообразны, причем некоторые противоречат друг другу. Выделяют три основные:

  1. Первая причина – вседозволенность. Чаще лидерами буллинга становятся дети, которым поощряют свободное поведение, без запретов. Такие индивиды позволяют себе делать колкие замечания окружающим, несмотря на их возраст, они могут ударить кого-то из членов семьи и не получить наказание, им чужды понятия равенства, щедрости и т. п.;
  2. Вторая причина – нехватка внимания. Инициаторам буллинга не хватает внимания родителей. Перебрав попытки быть хорошим учеником, показать себя с лучших сторон, суметь оказать помощь родителям в тех или иных делах, они не получают должного одобрения. Ребенок выбирает другой путь, превращая обиду в злость и изливая ее на жертву буллинга;
  3. Третья причина – копирование родителей. В семейных отношениях между родителями задиры могут рисоваться картины неравенства. Например, один из родителей позволяет себе оскорблять прочих членов семьи, а также грубо обходиться с гостями. Ребенок копирует поведение авторитетного родителя, ожидая, что ему тоже будут потакать во всем.

Недаром говорят, что поведение играющих на детской площадке ребят – это примерная картина того, что происходит у них дома. Перечисленный список причин возникновения буллинга объединяется тем, что родители могут и не подозревать об агрессивном поведении ребенка, поскольку в их присутствии он ведет себя адекватно.

Дети, воспитанные без запретов

Дети, воспитанные без запретов

Виды буллинга

Буллинг подразделяется на следующие виды:

  1. Вербальный. С одной стороны это самый безобидный вид травли, т. е. на словах. Однако обидчик посредством оскорблений может затронуть семью, личные качества и некоторые важные вещи жертвы. Кроме словесных оскорблений, бывают унижения, угрозы, которые способны настолько ранить ребенка-жертву, что тот замкнется в себе;
  2. Физический. Проявление агрессии переходит от слов к действиям, лидер издевок позволяет себе толкнуть жертву, дать подножку, ударить, порвать одежду и т.д.;
  3. Социальный. Проблема данного вида травли заключается в том, что группа одноклассников намеренно игнорирует жертву, а также не позволяет принимать участие в общественной деятельности, будь то групповая игра на улице, выполнение задания на уроке, а также изгнание от общего стола во время приема пищи в школьной столовой;
  4. Кибербуллинг (кибер – интернет). Самое распространенное явление кибербуллинга начинается с понятия троллинг – провокация с помощью сообщений в интернете. Так, обидчик может не только лично оскорблять жертву, но всячески издеваться над ней в сети, в том числе посредством видоизмененных, а также реальных неудачных фотографий, обидных цитат и распространением ложной информации среди большого числа пользователей.

Профилактика травли в школьной среде

В каждом образовательном учреждении должна проходить профилактика буллинга. Наиболее эффективный способ закрыть доступ к самой идее буллинга заключается в регулярных беседах о нем с раннего возраста. Так, организация регулярных образовательных мероприятий для начальных классов, например, классный час, поможет в предупреждении буллинга. Профилактику буллинга в школьной среде проводят с помощью ролевых игр, где ученики могут на своем опыте пережить обе стороны конфликта: и задиру, и жертву. В возрасте до 12 лет у детей только формируются моральные принципы, поэтому показать им всю негативную форму буллинга будет несложно.

Следует проводить профилактику буллинга

Следует проводить профилактику буллинга

В переходном возрасте происходит преодоление нового этапа жизни, укрепляется программа поведения ребенка. В данном случае следует обратиться к психологу профессионалу, поскольку он сможет подобрать правильные слова, которые сумеют воздействовать на сознание и задир, и их жертв. Другой вариант уничтожения буллинга – проведение тренинга на тему буллинга и методов его профилактики с авторитетным человеком, к мнению которого потенциальные задиры прислушаются.

Как бороться с явлением

Правильный подход к борьбе с буллингом поможет снизить его до минимума, искоренить на ранних стадиях. Важно, чтобы классный руководитель сам знал отличия детских шалостей от целенаправленных издевок. Тем не менее, с ребенком должны проводиться беседы, исключающие отдаленные темы, намеки. О буллинге говорят прямолинейно, отмечая, что это касается не одного или двух человек, а класса в целом. Для того чтобы закрепить результат, не будет лишним показать процесс буллинга на примере, причем дети должны сыграть обе роли, чтобы прочувствовать эмоции задиры и жертвы.

Если задиры в классе уже занимают некое авторитетное место, то предлагается наделить их ответственностью за класс. Задира, который должен следить за порядком среди сверстников, вполне возможно пересмотрит свою позицию. Иными словами, лидеру буллинга дают то, чего ему так не хватает: внимание и даже признание, но не за его пакости, а за хорошие достижения. Для закрепления положительного результата стоит пригласить психолога для беседы с учениками на тему того, как пресечь буллинг, как остановить детскую травлю. Он сможет понять, как попытки снизить уровень травли повлияли на детей.

Буллинг учителей

Понятие буллинг (травля в школе) распространяется не только на учеников, но и на преподавателей. Педагогический буллинг способен отравлять работу учителей в лицах учеников и преподавателей. Буллинг учителей разделяется на несколько видов:

Учителя тоже подвергаются буллингу

Учителя тоже подвергаются буллингу

  1. Скрытый и открытый. Открытый буллинг – это порча вещей, рукоприкладство. Скрытый – обсуждение внешнего вида, поведения учителя в его присутствии так, как будто его нет рядом. Нередко скрытая травля настолько болезненна, что учитель уходит из профессии;
  2. Конфликт. Ярко-выраженная борьба интересов, проявляющаяся на межличностном уровне;
  3. Непопулярность. Среди преподавателей также есть группы, например, учреждение кафедры в институте. Внутри кафедры может быть преподаватель «изгой» – новенький или приверженец иных идей, нежели его коллеги. Например, человек имеет наиболее эффективный учебный план, что делает его работу качественной, но отношения с коллегами страдают;
  4. Попытка опозорить, шейминг. Есть история, когда класс нашел в интернете фотографии из личной жизни преподавателя: женщина выложила фотографии в купальнике, поскольку была в отпуске. Поначалу из-за этого возник огромный скандал, в ходе которого преподавателя сняли с должности. Однако позже было принято решение учителя восстановить, т. к. обвинения были беспочвенны – каждый имеет право на личную жизнь;
  5. Давление. Учителя нередко страдают от того, что некто старший по званию оказывает давление в силу своего статуса, а также отсутствия должного уровня доверия.

Ответственность и наказание за участие

В современные дни родители школьников обсуждают проблему того, как остановить травлю и другие проявления буллинга. Учитывая, что это явление набирает обороты с каждым поколением, во многих странах буллинг стал уголовно наказуемым. В зависимости от возраста задиры, а также от способа буллинга: оскорбление, нанесение телесных повреждений, порча имущества, может взиматься штраф, причем как с родителей, так и с администрации учебного заведения.

К сведению. Легче всего пресекать издевки детей друг над другом в школе учителям. Если они заметили подобное поведение, стоит пристыдить агрессора, заставить его принести извинения за попытки буллинга. Делать это нужно предельно осторожно, поскольку ребенок может сильнее разозлиться и перейти к скрытым способам травли. Тогда в ход идут родители и психолог, которые должны работать с детьми над их поведением.

Иногда следует обратиться к психологу

Иногда следует обратиться к психологу

Как помочь ребенку

Немаловажный момент заключается и в том, как помочь страдающему от буллинга в школе ребенку. Во-первых, родителям стоит быть очень внимательными к чаду, ставшему жертвой агрессивного поведения других детей. Если он страдает от словесных нападок и оскорблений, родители как никто другой способны подобрать правильные слова, чтобы убедить свое дитя в том, что он важный человек, а также в том, что вокруг есть люди, искренне любящие и уважающие этого ребенка.

Важно научить ребенка не принимать на себя роль жертвы. Зная, что в школе есть потенциальные задиры, не стоит ругать ребенка, если вдруг у него отобрали телефон, деньги или что-то другое. Родителям рекомендуют обратиться с жалобой сначала в школьную администрацию, при ее бездействии – в правоохранительные органы. Идти на контакт с родителями обидчика нецелесообразно, поскольку задира может копировать их поведение, либо в его семье он имеет максимум поощрения. Своему ребенку нужно уделить максимум поддержки и заботы, придавая ему уверенности в себе. Уверенный в себе ребенок вскоре перестанет быть целью буллинга, потому что задире станет не интересно допекать такую жертву.

В процессе обучения в школе у ребенка закладываются важные навыки общения, буллинг способен подкосить чувство доверия к окружающим, равно как и нанести психологические травмы. Очень важно следить за поведением детей, с малых лет учить их взаимоуважению, пресекать попытки буллинга. С течением времени буллинг стал насколько актуален и опасен, что за его проявления начинают наказывать, в частности, в законодательном порядке. Буллинг – серьезная проблема современного общества, но, взявшись за решение с самых первых проявлений, ее можно искоренить.

Видео

srazu.pro

Буллинг в школе – что такое и как бороться с этим явлением

Кажется, что дети являются самыми милыми и добрыми существами на планете. Однако по факту оказывается обратное. Именно в школьном возрасте дети более всего проявляют агрессивное поведение. Буллинг – частое явление среди детей, где происходит травля, насилие, преследование одного ребенка другим или даже целым коллективом. Сами дети не будут решать проблему, жертва будет страдать. Бороться должны учителя и родители, чтобы не происходил буллинг в школе.

Интернет-журнал psytheater.com называет детский буллинг своеобразным инстинктивным поведением, когда слабое звено в коллективе вызывает желание устранить ее. В природе тоже существует буллинг. Животные убивают себе подобных, когда те являются слабыми, больными, недоразвитыми. Другими словами, это эволюционный механизм самой природы, которая направлена на то, чтобы в мире выживал только сильнейший, здоровый, генетически развитый.

Буллинг возникает на основе желания детей устранить из своего общества того, кого они считают слабым, немощным, неблагополучным, то есть эволюционно негодным для дальнейшего развития и выведения своего потомства. Но поскольку речь идет о людях, буллинг становится отрицательным явлением. Больше всего психологически страдает жертва, которой может стать ребенок:

  1. Из семьи с низким достатком или из неблагополучной семьи.
  2. Слабый.
  3. С физическими проблемами.
  4. Хорошо обучающийся (как его называют «ботан»).
  5. Застенчивый.
  6. С талантами.
  7. Нерешительный.
  8. Отсталый в интеллекте или психике.

Простыми словами, буллингом является агрессивное поведение детей по отношению к конкретному лицу. Причем это является не просто неприятием какого-то лица, поскольку он значительно чем-то отличается, а целенаправленная его травля. К жертве постоянно, ежедневно осуществляется насилие, насмешки, издевательства.

Что такое буллинг?

Следует отличать моббинг и буллинг – два вида преследования агрессивного характера. Под буллингом понимается преследование, избиение, насилие, террор, травля, то есть физическое воздействие на жертву, которую человек или целый коллектив желает устранить. Моббинг предполагает моральное, психологическое насилие – распускание сплетен, обзывания, насмешки, жестокие шутки, ссоры, игнорирование.

Буллинг на сегодняшний день – распространенное явление среди детей. Если вам кажется, что такого раньше не было, то вы ошибаетесь. Около половины детей испытывали на себе физическое насилие, а приблизительно 20% детей сами становились инициаторами буллинга.

Буллинг базируется на неравенстве сил (численных, психологических или физических), что вызывает острую реакцию у жертвы и неспособность защитить себя. Обычно буллинг осуществляется сильным человеком, который может надавить на слабое место жертвы:

  1. Выносливые и сильные травят слабых.
  2. Группа детей нападает на одиночек.
  3. Лидеры групп задирают неустойчивых психически.

Школьный буллинг обычно носит форму, когда старшеклассники устраивают дедовщину и начинают травить отдельных лиц с младшей школы. Они отбирают у них деньги, игрушки, телефоны, обеды и пр. Уже в средней школе буллинг часто переходит в моббинг – когда начинают распускаться сплетни, весь класс игнорирует или тотально бойкотирует против кого-то, унизительно шутит или насмехается над жертвой.

Буллинг чаще начинается с агрессивного поведения одного человека (с целью повышения своей самооценки, привлечения внимания, демонстрации своего доминирования, лидерства) по отношению к другому. Здесь окружающие дети разделяются на три группы: поддерживающие буллинг, защищаю жертву и сторонние наблюдатели, которым все равно, что происходит. Если жертва себя никак не защищает, занимает позицию принятия того, что над ней происходит насилие, это может вызвать гнев и раздражение у тех, кто ее ранее защищал. В лучшем случае бывшие помощники жертвы уйдут в сторону, когда им все равно, что происходит. Но нередко бывшие защитники жертвы вскоре сами становятся теми, кто на нее нападает, поскольку возмущены ее поведением.

Буллинг всегда возникает там, где личность может быть обесценена, для коллектива это нормально. При этом жертва часто теряет способность каким-либо образом удовлетворять свои потребности и нужды в коллективе, сначала впадает в апатию, а затем неосознаваемую агрессию. Если человек воспитывается родителями так, что человеческое достоинство превыше каких-то норм и общепринятых правил, тогда буллинг в таком коллективе будет отсутствовать.

Жертвой становится личность:

  • Выделяющаяся на фоне остальных в одежде, внешности, способностях, вкусах и пр.
  • Не вписывающаяся в понятие нормы.
  • Новые члены коллектива, которые не желают себя вести так, как принято в группе.
  • С повышенной чувствительностью, которую легко обидеть, что позволяет получить заряд положительной энергии.
  • Случайный ребенок, который стал жертвой сначала травли (психологической или моральной) со стороны авторитета – родителей или учителей. Поначалу учитель при всем классе унижает конкретного ученика, а затем и весь класс подхватывает дозволенное поведение, начинает травить жертву.

Буллерами тоже становятся не все дети. Здесь должны иметься предпосылки для возникновения буллингового поведения по отношению к другим детям:

  1. Отсутствие заботы и любви, граничащие с равнодушием со стороны родителей.
  2. Отсутствие авторитетов и запретов, незнание норм поведения и неумение выстраивать доброжелательные отношения.

Буллеры на самом деле испытывают агрессию и боль внутри себя по отношению к родителям, которые не дают им любви. Поэтому они ищут способы высвобождения своих переживаний. Они ищут слабых и немощных, над которыми могут доминировать, что и позволит им ощутить власть над чужой жизнью, поскольку своей они не могут управлять.

Буллеры делят мир на черное и белое. Они четко разделяют людей на своих и чужих. При этом тщательно выбирают тех, с кем будут общаться (подходят лишь те, кто достоин их внимания). Буллеры боятся одного – поражения, поэтому они выбирают в жертвы не слабых, а тех, кто не сможет им ответить.

Буллинг приводит к негативным последствиям для всех участников процесса. Жертва приходит к:

  1. Мыслям о самоубийстве.
  2. Наркотической или алкогольной зависимости.
  3. Проблемам со сном, потере аппетита.
  4. Снижению обучаемости, психической деятельности.
  5. Психологическим проблемам.
  6. Прогулам.
  7. Выбору профессии, которая не связана с общением с другими людьми и работой в коллективе.
  8. Одиночеству по жизни.
  9. Депрессии и неврозам.

Буллеры тоже приходят к негативным последствиям:

  1. Социальная нереализованность, поскольку их модели поведения не помогают им во взрослой реальной жизни.
  2. Трудности в общении с людьми, поскольку они их ненавидит.
  3. Личностные нарушения.
  4. Преступные действия.
перейти наверх

Буллинг в школе

Буллинг часто наблюдается в школьной среде, где дети наиболее беспощадны из-за накопившегося внутреннего напряжения. Буллинг может носить различный характер, начиная от толканий в коридоре и дергания за косички и кончая избиениями, порезами, порчей имущества.

Буллинг может носить пассивный характер, когда жертву просто игнорируют, устраивают ей бойкот, не вовлекают в общественную жизнь класса, и активный характер, когда жертву постоянно физически избивают, насмехаются, распускают сплетни, угрожают или шантажируют.

Самый легкий вариант буллинга – словесные оскорбления, насмешки, угрозы, проклятия. Поскольку у современных детей имеются различные технические приспособления, развивается так называемый кибербуллинг – когда жертву различными способами оскорбляют и унижают в сети Интернет в социальных сетях. Здесь используются словесные угрозы, насмешки, оскорбления, видео и фото, которые являются реальными или смонтированными и выставляют жертву в самом худшем свете.

Причинами буллинга называются:

  1. Личная нереализованность внутренних потребностей ребенка.
  2. Модель поведения родителей, которых копирует ребенок. Взрослые тоже кого-то унижают, оскорбляют, подобным образом относятся к ребенку.
  3. Поведение учителей, которые профессионально выгорели, обладают низкой квалификацией или личностно не созрели. Такие учителя позволяют себе унижать учеников, сравнивать их, неадекватно наказывать. Дети перенимают такую модель поведения в адрес того, к кому учитель пренебрежительно относится.

Остановить буллинг в первую очередь могут сами ученики. Буллер может остановиться в своих действиях, если на него повлияют взрослые. А вот жертва может сама стать сильной либо воспользоваться силой и помощью своих защитников, когда они у нее появляются.

перейти наверх

Как остановить детскую травлю?

Жертве нужно обратиться за помощью к взрослым (родители, учителя, старшие братья и сестры), чтобы получить от них поддержку. Буллера следует останавливать более сильными личностями, однако никакие доводы не помогут. Здесь нужно лишить буллера зрителей, на которых он и работает. Ведь пока есть зрители, он и проявляет свою агрессию, тем самым показывая, какой он сильный и могучий.

Если буллинг происходит во время урока, то учителям следует останавливать изложение материала и переходить к воспитательным мерам. Ведь школа должна не только давать знания, но и заниматься моральным воспитанием детей.

Дома родители как жертвы, так и буллера должны уделять своим детям должное внимание. Здесь нужно общаться с детьми, выслушивать их переживания, интересоваться их мнением, проявлять терпение, особенно в первое время, пока ребенок будет закрыт.

Если ребенок оказывается буллером, то родителям не нужно его наказывать, поскольку это лишь еще больше отдалит его от взрослых. Нужно откровенно поговорить, что толкает ребенка на подобное поведение. Что стоит за желанием ребенка причинить вред другому школьнику? Если родителям не удается это выяснить самим, тогда нужно воспользоваться помощью психолога (хотя бы школьного).

Достаточно часто оказывается, что жертвами и буллерами становятся дети, которые проживают в одинаковых семейных обстановках. Только один ребенок выбирает позицию агрессора, а второй – беспомощного человека. Однако буллер и жертва одинаковы в своих бедах, поэтому притягиваются друг к другу.

перейти наверх

Профилактика буллинга

Буллинг можно предотвратить, если над этим будут работать взрослые – и родители, и учителя:

  1. Внутри семьи создавать комфортную обстановку, где желания и мысли ребенка слышатся, а потребности максимально удовлетворяются.
  2. Учителя должны должное внимание уделять не только обучению материала, но и воспитанию детей. Создавать внутри класса обстановку взаимоуважения и взаимопомощи.
  3. Исключить просмотр детьми фильмов, передач и сериалов, где демонстрируется насилие и неуважение к другим людям.
  4. Нужно заниматься воспитанием определенных качеств характера, которые будут способствовать мирному сосуществованию с другими людьми.
  5. Обучать моделям поведения общения и контакта с другими детьми.
перейти наверх

Итог

Буллинг – это отношения между сильными и слабыми, где люди делятся и четко занимают свои позиции. Нередко это возникает в коллективах, где существует иерархия. Буллер старается занять лидирующую позицию. И единственным доступным способом, который понятен любому ребенку, является применение насилия словесного или физического, поскольку, скорее всего, эта модель поведения знакома ему при наблюдении за своими родителями.

 

psytheater.com

Буллинг в школе: причины, виды, способы борьбы и профилактикы

Современные дети часто становятся жертвами буллинга в школе. Школьная травля может иметь различные формы, но в любом случае негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка. Как не стать жертвой буллинга и что делать, если ваш ребенок подвергся травле в школе или является ее организатором?

Буллинг и его основные признаки

Буллинг — это особое агрессивное поведение одних детей против других. При этом насилие не всегда бывает физическое. Психическое воздействие приносит не меньше страданий.

Проблема травли одного участника коллектива другими существовала давно. Теперь она приобрела современное наименование – буллинг. Происходит от английского bully – насильник, драчун. Во взрослой среде тоже присутствует подобное явление, оно носит название моббинг.

Буллинг может выражаться в виде:

  • распространения сплетен и нелепых слухов;
  • словесных оскорблений – злых шуток, непристойных слов, насмешек;
  • бойкота.

По статистике, до 45% детей школьного возраста подвергались школьной травле в разных формах.

Буллинг предполагает неравенство сил и систематичность издевательств. В школах это явление начинается в начальных классах, когда старшие школьники отбирают у малышей карманные деньги, конфеты, игрушки, телефоны. Потом начинается психологическое воздействие: детям дают оскорбительные прозвища, распространяются сплетни, устраивается игнорирование.

В современном мире для буллинга открываются большие возможности в социальных сетях. Дети стремятся не просто поиздеваться над человеком, но записать об этом видео и выложить в сеть. В некоторых случаях именно идея снять видео бывает первичной, и только потом ищут жертву для буллинга. Подростки до 14 лет не боятся уголовной ответственности, поэтому проявляют повышенную агрессию и часто не признают свою вину, перекладывая её на жертву и отвечая, что она заслужила такое отношение.

Если ребёнок стал жертвой травли, он не всегда сразу пожалуется родителям. Это зависит от характера, отношений в семье, возраста и многих других причин. Догадаться о насилии в отношении ребёнка можно по следующим признакам:

  • повышенная тревожность;
  • нежелание идти в школу;
  • снижение успеваемости;
  • энурез;
  • нервный тик;
  • боли в животе и груди без причины;
  • подавленное настроение;
  • частые простуды;
  • склонность к уединению;
  • обострение хронических заболеваний;
  • излишняя уступчивость и осторожность;
  • молчаливость;
  • нежелание общаться со сверстниками, замкнутость;
  • нарушение аппетита.

Жертва буллинга испытывает психологический стресс. Это состояние, в котором человек не видит способов справиться с обстоятельствами. В результате в организме происходит мощный выброс адреналина. Это негативно сказывается на жизнедеятельности всех органов и систем: учащается сердцебиение, нарушается работа иммунитета, провоцируется развитие многих заболеваний в дальнейшем, тормозятся пищеварительные процессы. Большие нарушения наблюдаются со стороны психики: снижается самооценка, появляются мысли о суициде.

Виды школьного буллинга

Выделяют агрессивное поведение прямое (открытое действие форме избиения, оскорбления в лицо) и косвенное (распространение сплетен). По особенностям содержания выделяют такие виды буллинга:

  • Физический (захват вещей, толчки, избиение). Самый распространённый вид буллинга. Обычно наблюдается с 6 по 8 классы. Далее следует возраст уголовной ответственности, подростки переходят к более скрытым формам агрессии.
  • Вербальный (угрозы, прозвища, насмешки, принуждения, унижения). Больше получило распространение в молодёжной среде, у студентов.
  • Социально-психологический (слухи, игнорирование, манипуляции, выставление на посмешище). Встречается у всех возрастов, может оставаться незамеченным, но у жертвы вызывает самый большой эмоциональный стресс.
  • Виртуальный (организация травли через интернет, социальные сети, телефон). Не зависит от возраста, социального положения. Заключается в рассылке ложной информации, взломе страниц, похищении и распространении фотографий, данных, другой информации.

Виды агрессивного поведения часто дополняют друг друга.

Причины травли и группы риска

Буллинг является попыткой самоутвердиться. К причинам агрессивного поведения и травли участника коллектива относится:

  • демонстрация своего преимущества;
  • привлечение общего внимания;
  • утаивание своей неуверенности;
  • удовлетворение потребности во власти;
  • насилие в семье;
  • отсутствие лидерской позиции у учителя;
  • негативное влияние телепередач.

Эмоциональное напряжение в семье, между учениками и учителями выплёскивается в неадекватное поведение, негативно отражается на более слабой личности.

Не каждый человек может стать жертвой травли. В группу риска попадают те, кто выделяется на фоне коллектива одеждой, внешностью, вкусами или способностями. Такие люди могут не вписываться в общепринятые рамки. Если они имеют повышенную чувствительность, легко обижаются, к шуткам относятся без чувства юмора, то становятся предметом обсуждения, сплетен, пересудов, а затем буллинга.

Основная агрессия исходит от детей, которые имеют больше предпосылок к развитию буллингового поведения. Их объединяют одинаковые качества:

  • родительское равнодушие;
  • отсутствие заботы и любви в семье;
  • незнание основ морали;
  • отсутствие запретов;
  • неумение выстраивать отношения с ровесниками;
  • желание власти.

Участники процесса

Все участники процесса буллинга в школе имеют свои особенности, которые проявляются в их поведении.

Жертва

Исследователи выявили, что на роль жертвы часто определяется ребёнок неуверенный в себе, с чувственным, тревожным характером. У него много подозрительности, обидчивости, он склонен к плаксивости, озлобленности. В отношении себя такой ученик самокритичен, нападки и обиды считает заслуженными. Его низкий уровень самооценки и самоуважения не позволяет достойно ответить агрессорам.

В группе риска находятся дети импульсивные, неуклюжие. У них часто бывают внешние особенности, например, большое родимое пятно или хроническое патологии. Они могут быть психологически незрелые для своего возраста, иметь плохую успеваемость. В среднем звене значение приобретают материальные возможности семьи.

Агрессор

Буллеры агрессивно настроены ко всем. Они самоутверждаются за счёт насилия, легко нарушают правила, действуют быстро, потому что не раздумывают, раздражительные и неуравновешенные.

Основные черты агрессоров:

  • любят быть в центре внимания;
  • физически сильные;
  • хотят быть лидером в классе, компании;
  • имеют высокий уровень притязаний;
  • имеют слабый самоконтроль;
  • не признают компромиссов;
  • не умеют жалеть и сочувствовать.

Все проблемы буллеры-агрессоры привыкли решать с помощью насилия, другого выхода они не видят.

Наблюдатели

Это самая большая группа участников буллинга. Почти все они испытывают жалость к жертве, но только половина из них хотели помочь, так как сами боялись стать жертвой агрессивного поведения. Некоторые подчиняются законам толпы, делают «как все», кто-то хочет заслужить поощрение лидера класса.

Характерные особенности этой категории детей:

  • не самостоятельные, легко поддаются внешнему влиянию;
  • не умеют ставить себя на место другого, не задумываются о последствиях;
  • родители требовательны, склонны к физическим наказаниям;
  • озлоблены;
  • не уверены в себе;
  • имеют трусливый характер.

Агрессивная жестокость проявляется в группе. Один ребёнок не будет поступать так же.

Что делать, если ребенок стал жертвой травли в школе?

Жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Агрессию нужно останавливать независимо от того, на кого она направлена. Проблема ухудшается тем, что о ней почти все знают, но не реагируют, воспринимают как особенность развития детей. Это даёт возможность детям и подросткам продолжать такую модель поведения, принимая за норму.

Так буллинг отражает состояние нашего общества, передаётся через поколение. Если не удаётся глобально бороться с этой проблемой, то получится откорректировать её в каждом частном случае. Как же бороться с буллингом в школе?

Советы учителям

Проще справиться с агрессивным поведением детей в начальных классах. У подростков моральные принципы уже сформировались, повлиять на них трудно. Взрослые с их авторитетом отходят на второй план. Большое значение играет лидер в группе.

Если элемент агрессии по отношению к ученику проявляется на уроке, учителю следует остановить занятие, начать беседу о недопустимости такого поведения. Нельзя игнорировать буллинг и вести урок дальше — дети будут воспринимать это, как знак одобрения. Школа должна не только учить, но и воспитывать, тем более, если нужно немедленно прекратить агрессию.

Обязательно нужно привлекать авторитетных педагогов или взрослых для разговоров с детьми. Ученики должны внутренне уважать этого человека, тогда прислушаются к его словам. В ходе беседы следует всё называть своими словами. Подростки уважают прямоту. Упор стоит делать на то, что травля, гнобление человека – это проблема класса, а не этого ученика. Насилие заполняет души агрессоров. С ним они пойдут по жизни и всё привыкнут решать только таким образом.

Можно вместе искать выход из сложившейся ситуации. Детям легче общаться в совместной деятельности. Хорошо выезжать школьным коллективом на совместный отдых, экскурсии. В классах, где лидером является учитель, не бывает агрессивного поведения.

Нелишним будет позвать психолога. Он проведёт с классом специальные психологические игры, которые помогут ученикам почувствовать себя в разных ролях. Это поможет осознать глубину проблемы, так как не всегда дети понимают, какую эмоциональную травму они наносят своим одноклассникам.

Cоветы родителям

Часто дети не рассказывают об агрессии со стороны одноклассников или старших учеников. Если ваш ребёнок пришёл с жалобой, отнеситесь с пониманием, не ругайтесь — второй раз он может не обратиться.

Родители тоже могут чувствовать себя виноватыми, испытывать страх, бессилие, поэтому вместо сочувствия начинают обвинять, говорить: «Сам виноват!», «Почему не дал сдачи?». Важно помнить, что жертвой буллинга может стать каждый человек, ребёнок в этом не виноват.

Родители вселяют уверенность в ребёнка, могут научить его действиям по преодолению буллинга. Для установления доверительных отношений можно включать в диалог такие фразы:

  • «Хорошо, что ты рассказал мне об этом» — доказывает, что его проблемы вас волнуют;
  • «Сожалею, что с тобой это случилось» — вы его любите, разделяете чувства;
  • «Я тебе верю» — даёт понять, что вместе можно справиться;
  • «В этом ты не виноват» — многие ребята оказывались в таких ситуациях;
  • «Я тебя люблю и сделаю так, чтобы тебе ничего не угрожало» — он под защитой, есть надежда на справедливость.

Общение с детьми, прямой разговор без скандалов и обвинений позволит и в дальнейшем ребенку без опасения делиться с вами своими проблемами.

Полезно будет повышать самооценку ребёнка, научить его ходить с расправленными плечами, говорить громким голосом, рассказать о неагрессивных мерах решения конфликта, найти друзей, записать в спортивную секцию. Можно приглашать одноклассников в гости, наладить общение с родителями, совместно посещать внешкольные мероприятия. Если не получается выявить причину агрессии, можно поговорить с учителем, пообщаться с психологом.

Советы ребенку-жертве

Ребёнок из-за возраста не может противостоять буллингу. Это должны делать взрослые. Но поведение тоже надо поменять, чтобы не притягивать к себе агрессивное поведение:

  • Укреплять самооценку. Это должно выражаться даже внешне в походке, осанке, взгляде. Полезно тренироваться перед зеркалом. Агрессоры часто выбирают неуверенных в себе людей.
  • Игнорировать обидчика. Для буллеров важно получить внимание. Если они не получают такой реакции, то переключаются на другого человека. Это не трусость. Ответная агрессия только запустит цепную реакцию оскорблений. Лучше попробовать игнорировать несколько дней или неделю и посмотреть на результат.
  • Хорошо найти поддержку. Преимущество будет в численности. Нужно чаще находиться с друзьями на переменах, после уроков. Если распускают сплетни, то друзья не поверят им. В присутствии товарищей задирать вряд ли посмеют.
  • Полезно постоянно расширять круг общения, знакомиться с новыми людьми. Нужно искать друзей по интересам, ходить в спортивные секции.
  • Важно рассказывать о проблемах взрослым. Это может быть друг, родители, родственник, которому доверяешь, психологу. Так легче справиться с отчаянием. Не нужно бояться психологов. Это специалисты, которые научат правильно контролировать свои чувства. Это только кажется, что легко можно самостоятельно справиться с собственными мыслями, страхами. Это сложный процесс, который даёт осложнения в виде настоящих болезней внутренних органов.
  • Нужно учиться постоять за себя. Дома можно подготовить несколько вариантов ответов в случае нападения буллеров. Агрессоры выбирают жертвами тех людей, которые не в состоянии ответить на обиду. Нужно тренироваться изменяться внешне и быть внутренне готовым к отпору. Получится не с первого раза, но результат будет.

Ответственность за буллинг

Ситуация с буллингом в школах выходит на новый уровень и требует решения на законодательном уровне. В разных странах ищут свои пути решения этой проблемы.

Россия

Агрессивная травля в школе — распространённое явление. В обществе часто возникают предложения о введении ответственности за подобное поведение. Мешает этому возраст. По законодательству РФ уголовная ответственность наступает с 16 лет, а при совершении тяжких преступлений — с 14 лет. Психологическое давление не входит в эту категорию.

Ранее была статья «Оскорбление», теперь её нет. Осталась статья «Клевета». Если удастся доказать распространение ложных сведений, то наказание понесёт администрация школы или родители (законные представители) виновника.

Если ребёнка ударили на территории школы, нужно в травмпункте зафиксировать побои. Следует написать заявление в отделение внутренних дел для привлечения к уголовной ответственности или в гражданский суд для получения компенсации. На взрослых наложат административное наказание, несовершеннолетнего поставят на учёт, школу ждёт проверка.

Если ребёнку угрожают, нужно поставить в известность классного руководителя, директора, оценить реальность угроз. Несовершеннолетнего нельзя привлечь к ответственности, но в школе должна создаваться определённая атмосфера, формироваться неприятие к насилию. Бездействие со стороны педагогического состава наказуемо.

Украина

В 2018 году Верховная рада зарегистрировала законопроект о внесении изменений в законы Украины относительно противодействия буллингу. В частности было дано понятие этого явления, определена ответственность за агрессивное поведение.

Предлагается родителей малолетних и несовершеннолетних агрессоров в возрасте от 14 до 16 лет привлекать к административной ответственности и штрафу. Если педагоги, руководители или администрация образовательного учреждения будут скрывать факт травли, то тоже будут привлекаться к денежному взысканию.

В 2019 году уже имели место первые случаи, когда к ответственности за буллинг в школе в Украине привлекались родители буллеров и учителя, скрывающие факт школьной травли. Виновников ждал штраф.

Беларусь

С 2016 года в республике работает закон, который защищает несовершеннолетних от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. МИД вместе с Министерством образования разработали алгоритм, который позволяет учителям сообщать об агрессии над детьми со стороны их родителей или представителей. Специальных законов о буллинге в стране нет. Ответственность предусматривается по статьям о нанесении телесных повреждений, оскорблении, хулиганстве.

Профилактика буллинга в школе

Для предупреждения появления школьной травли нужно проводить работу с причинами, индивидуальными особенностями жертв и агрессоров. Буллинг представляет собой самоутверждение через агрессивное поведение. Такой тип применяют на практике, когда не умеют или не хотят использовать другие способы. Основы агрессивной травли – социальное неравенство.

Буллеры часто выходят из неблагополучных семей, где процветает негативный пример родителей, пренебрежительное отношение к ребёнку. Агрессоров отличает враждебность, асоциальность, импульсивность. Свои отрицательные качества они проявляют с холодным расчетом, спокойно и равнодушно, обычно отказываются от сотрудничества. Они легко идут на контакты с ровесниками, иногда с будущими жертвами.

Проблемы жертв тоже возникают из семейного воспитания. Это дети с особым типом воспитания. Часто они замкнутые, застенчивые, с комплексами неполноценности. Для профилактики буллинга нужно:

  • помогать адаптироваться к школе;
  • расширять круг интересов;
  • помогать находить друзей;
  • учить поддерживать отношения в коллективе;
  • исключать семейное насилие;

Большое значение оказывает СМИ. Просмотр фильмов с насилием и жестокостью формирует определённые черты характера, способствует развитию безнаказанности. Нужно ограничивать и контролировать репертуар картин.

Положительный психологический климат в коллективе, взаимопомощь будет большим плюсом в профилактике буллинга. Сплочение учеников, проведение тренингов, совместных занятий, поездок, будут способствовать развитию каждой личности и укреплению позиций в классе.

Что делать, если ваш ребенок — буллер?

Часто буллерами становятся дети, которые подвергаются в семье насилию, переживают эмоциональные стрессы в прошлом. Причиной может стать тоска, одиночество, обида. Нужно в доверительном тоне поговорить, попытаться выяснить, не обвиняя в агрессии.

Бывает завышенная самооценка у ребёнка, который осознаёт свои действия, ему хочется всеобщего подчинения. С такими труднее, обычно они свою модель поведения берут с экрана телевизора, из интернета. По их мнению, это поможет им добиться всего в жизни. В любом случае нужно разговаривать с ребёнком, даже не один раз.

Следует обратить внимание на окружение ребенка. Возможно, к буллингу привело общение с более взрослыми ребятами, которые проявляют сарказм, подначивают к агрессивным действиям.

Опытный семейный психолог может оказать неоценимую услугу, ведь часто именно со стороны виднее все проблемы. Специалист быстрее разберётся в причинах детской агрессии и поможет найти выход.

Буллинг — серьезная проблема современных школ. Стараться предотвратить школьную травлю должны все участники учебно-воспитательного процесса, в первую очередь — учителя. Родители должны быть чуткими по отношению к своему ребенку, чтобы заподозрить неладное. В благополучных семьях, где между детьми и родителями налажены теплые и доверительные отношения, с меньшей вероятностью вырастет буллер или его жертва.

active-mama.com

как его распознать и как с ним бороться

Буллинг (травля старшими школьниками младших и новеньких) все чаще встречается в учебных заведениях. Несмотря на то, что любой случай требует отдельного подхода, уже сформированы общие методы борьбы с травлей, эффективные и проверенные поколениями. Но сначала выясним, какие дети — потенциальные жертвы?

Попасть на крючок школьного хейтера просто: надо лишь обладать какой-то отличительной особенностью. Никогда не угадаешь, что сейчас в школьном тренде высмеивания: полнота или худоба; пирсинг или татуировки; цвет кожи или фасон одежды; политические убеждения или любовь к творчеству Джастина Бибера.

Как распознать травлю и избежать ее? Признаки жертвы

Дедовщина, как и грипп: чем раньше ее заметишь, тем проще от нее избавиться. Но не надо наивно рассчитывать, что школьник при первом же полученном словесном пинке или физическом тумаке побежит рассказывать об этом родителям. О том, что с ребенком что-то не так, скажут невербальные знаки:

  • нарушение сна (можно для достоверности проверить по фитнес-браслету),
  • нежелание идти в школу вплоть до симуляции болезней,
  • внезапная замкнутость,
  • изменение маршрута, по которому ребенок раньше ходил в школу,

Одежда и личные вещи детей – тоже весьма говорящие штуки. Вырванные с мясом пуговицы, сломанные надвое карандаши и оторванные карманы дадут знать о наличии обидчика задолго до появления первого синяка. 

Первые симптомы упускать нельзя. С ними родителю надо идти на доверительный разговор к классному руководителю (но ребенка с собой брать пока не стоит). Учитель – взрослый человек в родном пространстве (школе), он способен заметить то, что родитель не обнаружит, даже провожая и встречая ребенка каждый день. Любое поведение, выбивающееся из привычных норм, бросается в глаза наблюдательному педагогу. Если конфликт назревает в рамках одного класса начальной школы, например, травля новенького ученика, то авторитетный учитель сможет самостоятельно устранить проблему. 

В остальных случаях нужна комплексная работа в связке педагог – родитель – ученик. Неформальные пути решения дают неожиданно быстрые и эффективные результаты. Например, совместный выезд с классом на природу позволит внимательнее присмотреться к отношениям между учениками. Да, увидеть травлю на таких выездах вряд ли получится: дети будут ее скрывать от взрослых, но напряжение заметить легко.

Как сделать из «деда» юнца? Пирожки против вымогателя

«Дедами» не становятся на пустом месте. Психологи утверждают, что самоутверждаться за счет слабых предпочитают особые категории детей.

К одной из категорий относятся дети, у которых все есть, и им «скучно жить». Насилие для них – забавная игра, развлечение, способ наполнить жизнь эмоциями. С такими нужно действовать тонко. Иногда обычный разговор по душам с родителями скучающего школьника помогает, а иногда только раззадоривает обидчика.

Одна из мам сына-жертвы поделилась своим способом пресечения дедовщины. Вот ее история.

«В нашей школе появился «голодный» вымогатель. Мальчик из третьего класса, высокий, крепкий. Каждую перемену он караулил первоклассников, выходящих из столовой, и отбирал у них пирожки, бутерброды, другую выпечку. 

Действовал аккуратно: учителя долгое время не замечали, что у них под носом творится вымогательство. Да и отбирал по одному пирожку, причем не у всех, а у тех, кто послабее. С какой целью он это делал, сказать трудно, потому что никто и никогда не видел его жующим наворованные булочки.

Обнаружила «преступление» я случайно, когда мой сын, в обычной жизни не фанат школьной столовой, попросил меня положить ему денег на буфет. Я открыла программу учета питания и поняла, что за последний месяц сын проел то, что лежало мертвым грузом полгода. Насторожилась. Поговорила с сыном начистоту и все узнала.

Утром напекла я пирожков и пришла в школу на «обеденную» перемену. Зашла в столовую, протянула подарок вымогателю и во всеуслышание сказала: «Ребята, вот этому мальчику очень нужны булочки. Давайте каждый завтра принесет из дома ему по булочке, чтобы он больше не бегал за первоклассниками и не просил поделиться».

Больше тот мальчик к малышам не приставал. И не отомстил никому за мой спонтанный поступок».

Еще одна категория детей – противоположная «скучающим» – задиры. Обычно это дети, растущие в семьях, где физическое насилие – норма поведения. Ребенок растет среди насилия и считает свой прессинг новичков естественным проявлением общения. И это как раз тот случай, когда разговор с родителями о проблеме ребенка не просто не поможет, а усугубит ситуацию. Здесь пора подключать школьного психолога и сообщать инспектору по делам несовершеннолетних. В особо трудных ситуациях спасать придется не только младших учеников от задиры, но и задиру от родителей.

Как быть, если вашего ребенка обижает весь класс?

Нет такого понятия – «весь класс». В стае всегда есть вожак и ведомые. Если вашего ребенка обижает весь класс, не обязательно делать выговор каждому родителю по списку. Определите, кто вожак, выясните мотивы поведения с его родителями и попросите их о помощи. Не угрожайте, не опускайтесь до уровня обидчика. Иначе придется думать, как ограничивать общество от вас.

Размышляя о том, что делать, если вашего ребенка обижает весь класс, подумайте и о другой стороне вопроса: почему жертвой стал именно ваш ребенок? Случившегося не изменить, но можно избежать повторений нападок.

Научите ребенка нейтральным фразам для общения с агрессорами:

  • не откликайся на выдуманное прозвище, а спокойно поясни, что тебя зовут по-другому. Или ответь: «Да, так дразнили и моего деда, и отца. Вот такая у нас забавная фамилия, куда же от нее деваться»;
  • спроси «в лоб» у неприятеля: «Ты сейчас попытался меня обидеть. С какой целью ты это делаешь? Давай поговорим об этом».

Запишите ребенка в спортивную секцию или театральную студию. Спорт выправит осанку и добавит смелости, а театр обеспечит грамотной четкой речью и пластикой. Любое из этих приобретений избавит школьника от зажатости, вытащив его из толпы потенциальных жертв дедовщины. Да и появление друзей по интересам, с которыми можно общаться на школьных переменах, придаст уверенности в себе и значимости в коллективе.

Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту. Настройте тесный контакт. Станьте человеком, который всегда на его стороне, даже при плохих оценках и отвратительном поведении. Будьте его союзником и адвокатом, выходя за порог дома, а все проблемы решайте за закрытыми дверями. Помните: боязнь рассказать родителю о неприятностях оставляет ребенка наедине с проблемами. Участившиеся детские суициды печальный тому пример.

Что делать, если вы учитель, и в вашем классе буллинг?

  1. Следить. Если заметили ребенка, который внезапно замкнулся, обратите на него внимание. Выйдите на перемене за ним в коридор, пройдите тихо сзади по пути в уборную, понаблюдайте в столовой. 
  2. Стараться избегать ярлыков при общении с детьми. Даже если обнаружили, что обидчик назвал жертву «задохликом», не повторяйте эпитет, а спросите: «Ты придумал определение веса этого человека. Можешь нам рассказать, как оно сформировалось и почему ты решил предать его огласке?»
  3. Взаимодействуйте с родителями детей. Лично, на собраниях, в социальных сетях. Подпишитесь на аккаунты родителей и самих детей. Порою дети пишут в статусах то, что не готовы сказать.
  4. Не бойтесь хвалить учеников. Здоровая похвала повышает самооценку. Помните золотое правило: «Хвали при всех, ругай наедине».
  5. Будьте открытым. К родителям, к детям из своего класса, из чужого класса, к любому школьному персоналу. 
  6. Берегите тайны детей. Создайте анонимную почту, на которую каждый сможет написать о страхах и быть в безопасности.
  7. Подавайте пример поведения ученикам. Проводите тренинги и психологические игры с привлеченным специалистом. Тренируйте комфортное поведение в обществе среди детей своего класса.

Что делать, если ты ребенок, столкнувшийся с буллингом?

  • Не молчать. Расскажи другу, учителю, родителям. Это не позор и не стыд. Ты не виноват.
  • Не терпеть. Не позволяй обидчику подавить тебя морально. Отвечай ему строго и по существу. Не провоцируй на ответную агрессию.
  • Тренировать уверенность в себе: репетируй перед зеркалом фразы и выражение лица.

С буллингом можно справиться, если действовать спокойно, уверенно и сообща. 

activityedu.ru

Что такое буллинг?

Травля, агрессивное преследование одного ребенка другим, — это явление с долгой историей. Но сегодня его масштабы становятся все заметнее: согласно данным ВОЗ, 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. 42% школьников признаются, что сами занимались буллингом, причем 20% — многократно.

В начальной школе насилие начинается с рэкета — когда старшеклассники отбирают у младших деньги и мобильные телефоны. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Боль, одиночество, чувство безысходности, которые испытывает жертва преследования, очень точно показаны Роланом Быковым в фильме по книге Владимира Железникова «Чучело» (1983) — они узнаваемы и сегодня.

Буллинг (от англ. bully — хулиган, драчун, насильник) — психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Действия менее радикальные — обзывания, непристойные шутки, сплетни — называют моббингом. Основные их признаки:

  • Неравенство сил агрессора и жертвы.
  • Повторяемость насилия.
  • Острая эмоциональная реакция жертвы.

Режиссер-постановщик Юлия Морозова

«Начинает травлю всегда один: чтобы утвердить свой авторитет, получить какую-то выгоду или просто развлечься, — объясняет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. — Остальные дети, наблюдая за действиями буллера, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но видя, что жертва не сопротивляется, а учитель их инициативу не поддерживает, дети испытывают беспомощность, и их настроение может измениться — от сочувствия жертве к раздражению и равнодушию».

Оскорбления одноклассников, клевета, вымогательство — чаще это происходит в школах с «душной» атмосферой, где человеческое достоинство воспринимается как ценность, где большинство детей апатичны и разочарованы, где их потребность в признании и понимании не удовлетворена. И напротив: в том коллективе, где уважительное отношение к себе и другим норма, а оскорбление чести любого человека считается нарушением более тяжелым, чем прогул или вандализм, каждый случай вражды или травли становится событием исключительным.

Psychologies: Кто чаще всего становится жертвой травли?

Светлана Кривцова: Им может стать любой школьник, даже сильный, способный противостоять давлению группы одноклассников. Но некоторые дети невольно провоцируют сверстников и чаще других становятся жертвами травли. Среди них — те, кто необычно одет или «странно» ведет себя; кто неряшлив, неопрятен. Или мальчики и девочки, которые не могут дать отпор, или очень чувствительные дети — их нетрудно вывести из себя, заставить рыдать.

Школьники, которые легче ладят со взрослыми, чем с одноклассниками, по любому поводу жалуются учителю и ходят за ним «хвостиком», тоже вызовут скорее раздражение, чем симпатию класса. Часто жертвой буллинга становится новый ученик, отличающийся от одноклассников, — например, более открытый, инициативный, честный. И дети отвергают «чужака». Наконец, бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.

А кто становится буллером?

Эти дети растут без запретов, не знают, что такое авторитет родителей. И в то же время им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает у них сильную агрессию, которая какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей, он ищет себе подходящую мишень.

В школе со строгими правилами, в атмосфере взаимного уважения такому ребенку легче контролировать свое поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров — это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, самоценности, и поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других людей, доказывать собственное превосходство.

Как распознать нарциссические черты в своем ребенке?

Эгоизм, стремление в любой ситуации получить лучшее заметны уже лет в 5 — например, ребенок хватает лучший кусок со стола, причем делает это спокойно и уверенно. Но, к сожалению, сегодня в обществе, нацеленном на внешний успех и потребление, желание ребенка быть во всем первым для многих родителей становится поводом для гордости.

Кроме того, родители буллера нередко столь же нарциссичны, как и их ребенок. Они могут жестоко его наказать, но тот сорвет зло на очередной жертве. Примерно 50% буллеров сами жертвы — в своей семье или в другом коллективе.

Подсказки учителю 

Не ищите виноватого — наоборот, помогите детям проявить заботу о том, кто оказался жертвой. Вот ситуация: две девочки объявили третьей бойкот. Учитель, получив согласие жертвы и ее родителей, организует встречу: приглашает инициаторов бойкота и еще четырех ребят, занимающих нейтральную позицию (двое из них — сильные мальчики). Объяснив детям, что чувствует девочка, он просит детей придумать два-три возможных решения, как уменьшить ее страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через 5–6 таких встреч ситуация, как правило, себя полностью исчерпывает.

Читайте также

www.psychologies.ru

Буллинг — часть 2. Роль  родителей и школы

Сегодня мы продолжаем тему травли ребенка в школе, поднятую в предыдущей статье. В ней мы разбирались, что такое буллинг, кто и почему становится его жертвой, какими могут быть последствия. Поговорим теперь о том, как родители могут вовремя отреагировать на ситуацию, какую роль играют школа и семья в борьбе с травлей.

 

На что нужно обращать внимание родителям?

  • На любые проявления стресса. Часто у ребенка портится настроение, когда нужно идти в школу, с уроков он возвращается подавленный, неразговорчивый, на вопросы о том, как дела в школе, отвечает крайне неохотно. Также характерны повышенная тревожность, раздражительность, обидчивость. «Моей подруге было неприятно, что с ней не разговаривают мальчишки и что они послушались девочку-лидера. Это продолжалось почти месяц, пока из заговора постепенно не стали выходить поодиночке». Оксана, 52 года
  • На резкое ухудшение самочувствия перед школой. Это может быть повышенная температура, головная боль, расстройство желудка, симптомы отравления. Если посещения уроков удалось избежать, то самочувствие быстро улучшается. «За период с 5 по 8 класс у меня нет ни одной школьной фотографии. Я «болела» несколько раз в год по две недели, стараясь растянуть больничный по максимуму, лишь бы не ходить в школу». Екатерина, 31 год
  • На изменения настроения. Ребенок может плакать без видимой причины, вдруг перестаёт есть или, наоборот, ест слишком много, прячет еду в своих вещах. Могут начаться расстройства сна (бессонница, кошмары, кричит во сне). Внезапно активный ребенок становится сдержанным, подавленным, грустным. Часто это сопровождается снижением успеваемости, отказом участвовать в школьных мероприятиях. Всё это сигналы к тому, что нужна помощь родителей. «В школе я держалась, но дома сдавали нервы. Ночами с трудом засыпала. Были даже звонки домой с угрозами и мои истерики после». Светлана, 38 лет
  • Следующий этап — саморазрушение. Дети могут себя травмировать, лишь бы не ходить в школу. Обвиняют себя в поступках, которых не совершали, пытаются убегать из дома, обрывая связь с родителями и семьёй. Все это сопровождается суицидальными настроениями и депрессией. Иногда ребенок проявляет антисоциальное поведение (например, воровство в магазинах) или внезапные вспышки агрессии и гнева.

 

Что делать, если твой ребенок булли (преследователь)?

«Буллинг одинаково разрушителен как для жертвы, так и для агрессора» — пишет в своей книге «Буллинг.  Как остановить травлю ребенка» Наталья Цымбаленко. 

«Издевательства над другими — это прежде всего повод для самоутверждения. Методы же, которые выбираются для травли, зависят уже от того, что в конкретном коллективе наделяется оценками «круто» и «не круто».»

Мария Герасимова, психотерапевт Центра при МИГиП (Московского Института Гештальта и Психодрамы) по устранению агрессии и насилия отмечает следующее: «Почти любой булли — это ребенок, который потерял своего авторитетного взрослого, свою «альфу», став при этом сам «альфой», но без ощущения ответственности за свои действия. И первое, как родитель может начать помогать своему ребенку, который проявляет агрессию – это посмотреть, каков его вклад в поведение своего ребенка? И дальше уже менять подход, добавлять количество тепла и любви, идти с ребенком к психологу, чтобы совместно изменить ситуацию.»

 

Роль школы в буллинге

«Это общая ответственность, общая проблема, и решать ее надо вместе» — считает Наталья Цымбаленко. 

Зачастую, в России в ситуации буллинга среди учителей преобладает позиция невмешательства: «Пусть дети сами разберутся”. Другая крайность – перекладывание педагогом всей ответственности на самих детей и их родителей: «А при чём тут школа?» Здесь вспоминается известная фраза: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства.»

Учителя боятся открыто говорить о проблеме, «выносить сор из избы», признавая сам факт травли. На карту поставлен авторитет учителя и репутация школы, поэтому ставки так высоки.

«Переломным моментом был переход в 9 классе из обычной школы в лицей. Я сама всё организовала, сдала экзамены, прошла по конкурсу. А после мы выиграли городские соревнования по плаванию, опередив мой бывший спорт-класс! Я чувствовала превосходство. А мама только совсем недавно узнала обо всём произошедшем.» Екатерина, 31 год

Следует помнить, что буллинг – это не единократная вспышка агрессии, а долгосрочные, продуманные действия, направленные на унижение жертвы.  Начиная травлю, ребенок-булли (преследователь) бросает вызов всему учебному учреждению. Поэтому борьба с этим явлением должна также носить планомерный и долгоиграющий характер, в том числе и в формате профилактических мер. 

Было бы неправильным утверждать, что в ситуации буллинга виновата только школа или только семья. То, что ребенок столкнулся с этим – общая ответственность, задача, которую нужно решать сообща, всем вместе.

Также не стоит связывать случаи травли с конкретным учителем или школой в целом. Буллинг может начаться и в лучших частных школах, и в самых обычных общеобразовательных. 

Мария Герасимова предлагает в данном случае «говорить не о вине, а о вкладе и ответственности всех взрослых. Буллинг начинается там, где взрослые отворачиваются от детей. Самый важный вопрос, на который нам важно искать ответ – каков наш вклад в то, что происходит. И что мы можем сделать, чтобы поменять ситуацию травли?»

 

Роль семьи

Если ваша семья столкнулась с буллингом, дайте понять своему ребенку, что вы на его стороне, что к вам всегда можно прийти с любой историей, любой ситуацией и вы обязательно поможете!

«Всё изменил разговор с мамой, которая заметила во мне перемену через две недели унижений. На следующий день она пошла в школу и поговорила с тем хулиганом, пригрозив ему и его родителям неприятностями на местном заводе, где она руководила отделом кадров и практикой учащихся ПТУ. Мой преследователь испугался, резко изменился в поведении и даже стал защищать меня от нападок других мальчишек.» Светлана, 38 лет

Комментарий Марии Герасимовой: «Для ребёнка также важна приватность и безопасность. Поэтому родителям следует обеспечивать как условия для доверия, так и некоторый гарант безопасности – «ты всегда можешь прийти ко мне за помощью, но без твоего согласия я не буду предпринимать никаких действий, мы будем вместе решать, как будет лучше для тебя». 

 

 

 

 

 

                       

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

organicwoman.ru

Добавить комментарий