Что такое девиантное: Что такое девиантное поведение и его основные признаки

Что такое девиантное поведение у подростков и как его корректировать


  1. Причины девиантного поведения
  2. Симптомы девиантности у детей и подростков
  3. Формы девиантного поведения и примеры
  4. Диагностика
  5. Лечение отклоняющегося поведения
  6. Профилактика девиантного поведения подростков

Изображение от Freepik

Социальной девиацией называют отклоняющееся поведение, при котором действия и поступки человека идут вразрез с установленными в обществе нормами. Чаще всего такая проблема встречается в подростковом возрасте. Согласно исследованиям, ей в той или иной степени подвержены от 45 до 64% молодых людей в возрасте 14-18 лет. Это период возрастного кризиса, при котором человек находится в состоянии дезориентации в системе установленных обществом ценностей, испытывает повышенную потребность в самовыражении, что приводит к совершению антиморальных поступков и противоправных действий.

Согласно исследованиям, девиантность поведения — это в первую очередь желание подростка самовыражаться и привлекать внимание к себе.

Причины девиантного поведения

Существует две группы факторов формирования девиантного поведения: социальные и медико-биологические. К социальным причинам относятся:

В воспитании ребенка могут возникать две крайности. Первая — требование безусловного подчинения, нежелание считаться с мнением подростка, игнорирование его потребности в самостоятельности и формирование чувства вины. Вторая крайность — недостаточное участие в жизни ребенка из-за постоянной занятости. Это вызывает у подростка ощущение того, что его не любят и он никому не нужен. В обоих случаях у ребенка отсутствует не только эмоциональный контакт, но и положительный опыт взаимодействия со взрослым человеком своего и противоположного пола.

Девиантное поведение детей наблюдается и при отсутствии взаимопонимания между супругами. Постоянные ссоры между родителями, вредные привычки, асоциальный образ жизни — все это становится негативным примером для ребенка.

Учебно-воспитательные ошибки приводят к отклоняющемуся социальному поведению школьников, которое проявляется постоянными конфликтами с учителями и одноклассниками, плохой успеваемостью, нежеланием заниматься учебой.

К медико-биологическим факторам формирования девиаций относят отягощенную наследственность, заболевания ЦНС, физиологические процессы, которые протекают в организме в пубертатном периоде. Отклонения в поведении наблюдаются у детей с врожденной интеллектуальной недостаточностью, предрасположенностью к алкогольной и наркотической зависимости, нервно-психическими расстройствами. Это же может происходить на фоне интенсивного развития отделов коры головного мозга в пубертатном периоде.

Симптомы девиантности у детей и подростков

Отклоняющееся от норм поведение в детском и подростковом возрасте проявляется отдельными симптомами или их совокупностью:

  • повышенной агрессивностью, конфликтностью;

  • жестокостью, склонностью к насилию, садистским поступкам;

  • склонностью к обманам;

  • депрессией, замкнутостью и стремлением самоизолироваться от общества;

  • постоянной сменой настроения, эмоциональной лабильностью;

  • нарушением пищевого поведения;

  • нежеланием заниматься учебой, отсутствием мотивации и волевых способностей;

  • игровой и другими зависимостями;

  • частой сменой увлечений;

  • склонностью к бродяжничеству;

  • фобиями, тревожностью;

  • асоциальными контактами;

  • склонностью к истерикам, вспышкам агрессии или подчеркнутому равнодушию.

В отдельных случаях на почве депрессии ребенок может проявлять аутоагрессию, совершить попытку самоубийства. Кроме психологического девиантного поведения, отклонения проявляются на физическом уровне. Подростки могут жаловаться на головные боли, нарушение сна и аппетита, перепады артериального давления. На фоне патологии может увеличиться или уменьшиться масса тела, нарушается работа иммунной системы.

При отсутствии своевременной коррекции девиации превращаются в образ жизни. Это одна из основных причин вовлечения подростков в противоправную деятельность, развития алкогольной и других зависимостей. Молодые люди с девиациями находятся в группе риска по суицидам, насильственной смерти, заражению ЗППП, СПИДом. Еще одна проблема — неспособность построить полноценные семейные и другие социальные отношения. Из-за негативных поведенческих паттернов у молодого человека возникают постоянные конфликты с родителями, преподавателями, коллегами.

Формы девиантного поведения и примеры

Группы девиантного поведения классифицированы российским психиатром и психотерапевтом В. Менделевичем. В их основе — особенности нарушений, которыми проявляется антиобщественное поведение. Всего различают пять видов девиантного поведения:

  • Аддиктивный. У подростка появляется стремление убежать от действительности, используя для этого химические вещества или действия. На этой почве формируется склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, может развиться токсикомания. В ряде случаев возникает склонность к беспорядочной половой жизни, зависимость от мастурбации, азартных или компьютерных игр.

  • Делинквентный. Один из наиболее опасных видов. Примерами девиантного поведения такого типа становятся насильственные действия по отношению к окружающим, воровство, грабеж.

  • Психопатологический тип. Обусловлен наличием у подростка определенных психических нарушений. Например, из-за депрессии ребенок становится безразличным ко всему, а на фоне биполярного расстройства может проявиться гипомания, при которой повышенное настроение сменяется вспышками раздражительности и апатии.

  • Патохарактерологический. Является следствием проявления акцентуаций характера, приводит к стойкому нарушению поведения и сложностям с социальной адаптацией. Различают шизоидную, параноидную, истерическую и другие психопатии, каждая из которых проявляется своими признаками.

  • Гиперспособности. Самый редкий вид девиации. Характерен для одаренных детей и подростков, которые используют свои таланты для совершения эпатажных поступков и действий.

Диагностика

Диагностикой девиаций занимается клинический психолог и психиатр.

Для выявления отклонений проводится беседа с пациентом, оценивается его эмоциональное состояние, поведенческие реакции. Специалист по работе с девиантным поведением также общается с родственниками и другими людьми, которые тесно взаимодействуют с подростком.

Выявить нарушения поведенческих реакций позволяет специальное психологическое тестирование. Кроме психологической диагностики, пациенту назначают консультацию невролога, педиатра и других профильных врачей.

Лечение отклоняющегося поведения

Для лечения девиаций используют медикаментозные и немедикаментозные методы. Главным из них является психотерапия. Она необходима не только подростку, но и его родителям. Во время сеансов с пациентом проводятся беседы, которые помогают подростку осознать особенности своего характера, учат справляться с конфликтными ситуациями, выражать свои эмоции социально приемлемыми способами. Кроме индивидуальных бесед, используют метод групповой психотерапии, которая включает ролевые игры, различные мероприятия, в ходе которых участники учатся разрешать проблемные ситуации в общении без агрессии и конфликтов.

Помимо психотерапии, проводятся занятия по психокоррекции. Их цель — улучшить эмоциональное состояние подростка, сформировать мотивацию к учебе и другим полезным видам деятельности. Медикаментозное лечение включает прием препарата «Глицин», лекарств на основе лития, антиконвульсантов. Такая терапия назначается пациентам с патологиями нервной системы, психотическими расстройствами. Прием препаратов эффективен в сочетании с психотерапией.


Профилактика девиантного поведения подростков

Основной метод профилактики девиаций — раннее выявление факторов, которые приводят к антисоциальному поведению. Своевременная реабилитация и психокоррекция позволяют избежать формирования устойчивых негативных поведенческих реакций.

что это такое, его причины и формы

Если вспомнить яркие примеры из литературы или кино, то определить в персонаже «злодея» или «героя» обычно можно с первой минуты. В реальности все сложнее. То, что одни называют протестом, другие считают хамством. А осуждаемый обществом чудак оказывается гениальным изобретателем. Понять непонимаемое помогает наука девиантология, а термин «девиантное поведение» описывает любые проявления от проституции до эпатажного перфоманса, от игромании до гениальности.

В статье рассказываем о формах и предполагаемых причинах отклоняющегося поведения, разбираем, можно ли кого-то считать настоящим злодеем на основании «неправильных» поступков. А еще пытаемся понять главное: девиантность – это хорошо или плохо?

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение — это любые действия, противоречащие фактически сложившимся в конкретном сообществе нормам, стандартам, стереотипам, а также не вписывающиеся границы толерантного поведения. В строгом смысле характеристика феномена «нормального/не-нормального поведения» неоднозначна, а границы между этими понятиями достаточно размыты. Поэтому девиантное поведение рассматривается с точки зрения культуры того или иного общества, а его оценка всегда относительна.

Термин является производным от латинского понятия «Deviatio»-«отклонение». Хотя чаще приводятся отрицательные примеры девиантного поведения, отклонение может быть в одну или другую сторону:

  • Негативное – дисфункциональная, подрывающая систему социальная патология, которая разрушает личность. Это алкоголизм, азартные игры, бродяжничество, проституция, преступность.
  • Позитивное – новшества, направленные на развитие общества, борьбу с патриархальными или отжившими стандартами. Это научно-техническое, общественно-политическое творчество, аскетизм, новаторство, гениальность.
  • Демонстративное – открытое неповиновение, игнорирование принятых в обществе ценностей и стандартов. Это экстремизм, революционный терроризм, религиозный фанатизм.

Результат у всех примеров девиантного поведения – неспособность или нежелание человека приспособиться к жизни в конкретном сообществе. Более того, любая «аномальность» регулируется одним и тем же геном. Но в одном случае человек становится гениальным ученым (Альберт Эйнштейн, Григорий Перельман), художником (Сальвадор Дали) или изобретателем (Билл Гейтс, Стив Джобс), а в другом разрушает свою жизнь.

Пройти тест на психику

Причины девиантного поведения.

Социально-вызывающие поступки всегда интересовали религиозных деятелей. Ведь с точки зрения религии преступить Божественный запрет, значит, согрешить. Так, согласно библейской истории об Адаме и Еве впервые были нарушены общественные нормы, а виновные получили наказание. Сложная проблема социального контроля, профилактики и предупреждения неподобающего поведения также интересовала философов и государственных деятелей. Изучению этого вопроса посвящали свои работы Диоген, Аристотель, Сократ, Ницше, Ларошфуко.

В России «Психология девиантного поведения» зародилась в 70-е годы XIX века. Первыми педагогическими исследованиями занимались Л. Выготский, А. Макаренко, Ю. Клейберг, а большинство научных работ было посвящено проблемам детской беспризорности и преступности. Постепенно образовалась девиантология – научная дисциплина, которая комплексно подходит к изучению нарушений нравственно-религиозных, морально-этических, политических, организационно-правовых норм.

Проблему девиации исследуют социологи, психологи, философы, педагоги, медики, юристы и объясняют ее целым набором взаимосвязанных и взаимовлияющих обстоятельств. Первопричинами таких отклонений могут быть:

  • Биологическая предрасположенность: генетика, неблагоприятные психофизиологические особенности ребенка, мешающие социальной адаптации.
  • Психологические особенности: наличие у ребенка психопатии или чрезмерное усиление отдельных черт характера.
  • Социально-педагогические дефекты: неправильное семейное, школьное или общественное воспитания, жестокое обращение.
  • Неправильное воспитание в подростковом периоде: психологические проблемы с социализацией, адаптацией, интеграцией в общество, криминальная среда свободного времяпреровождения.
  • Социально-экономические: социальное неравенство, социальный кризис с разрушением старых ценностей, невозможность работать и зарабатывать.
  • Человеческие пороки и несовершенства: эгоизм, зависть, стремление выделиться, чрезмерная тяга к удовольствиям.

Формы девиантного поведения.

Постепенно норма становится девиацией(отклонением), а девиация нормой. Более того, отклонение и протест становятся частью моды. Поэтому девиантность может рассматриваться не в общем, а в рамках той или иной социокультурной группы.

Условно разграничивают поведение:

  • Делинквентное – противоправные поступки, наносящие вред отдельным людям, обществу в целом: мошенничество, воровство, киберпреступность.
  • Аддиктивное – навязчивая пагубная зависимость от химических препаратов или психологическая зависимость: игромания, шопоголизм, переедание, сексоголизм.
  • Дезадаптивное – отказ от приспособления к жизни общества, причем необязательно со злым умыслом (может произойти на фоне неоправданной самонадеянности).
  • Асоциальное – неосознанные или сознательные поступки или действия, не вписывающиеся в нормы морали.
  • Акцентуированное – выделение какой-либо черты характера на фоне других и ее особенное развитие (истеричность, фамильярность, плаксивость, капризность).
  • Деструктивное – словесные или практические действия, направленные на разрушение чего-либо в физическом или психологическом смысле (разрушение мира, спокойствия, здоровья, договоренностей, настроения).
  • Конфликтное – стремление словами, позами, действиями, жестами спровоцировать конфликт, а также способность видеть в любой нейтральной ситуации угрозу для своей жизни.

Но подобные разграничения не дают ответа на главный вопрос: как отличить девиантное поведение от просто «плохого»? Занятые этой проблемой ученые утверждают, что каждый случай нужно рассматривать в определенном контексте:

  • Установленные нормы, которые нарушает девиантное поведение, в разных обществах и в разное время носят нестабильный и часто противоречивый характер.
  • Важно понимать обстоятельства и мотивы, которые руководят поступками личности. Например, неадекватно может вести себя человек, если его семье или ему самому угрожает опасность.
  • Нельзя отождествлять отклонение в поведении с нарушением психики.

Поэтому часто девиантным называют поведение, которое приносит ущерб человеку или обществу. А «плохим» считают поведение, несовпадающее с нашими личными представлениями по поводу того, как другой человек мог бы поступить.

Девиантное поведение по сути своей условно и противоречиво. Более того, в ситуации гиперконтроля, когда человек эмоционально истощен или сильно подавлен, у него больше шансов совершить неадекватный поступок и выглядеть «ненормальным» в глазах общества. Возможно, поэтому сегодня отклонение становится нормой. А вчерашних хулиганов все чаще называют гениями эпатажа.

Пройти тест на психические расстройства

Определение, типы, различия с преступностью и многое другое

Оставить комментарий / Социология

Содержание страницы

Что такое отклонение?

Девиантность относится к убеждениям, отношению или поведению, оскорбительным для общества. Девиантное поведение бывает как негативным, так и позитивным.

Социальная девиация – это любое отношение или действие (поведение), нарушающее социокультурные правила и нормы, которые могут включать нарушение официально принятого закона (например, преступление), а также нарушение неформально принятых социальных норм (например, отказ от обычаев). Другими словами, социальная девиация – это несоответствие социальным нормам. Девиантность не всегда наказуема и не обязательно плоха. Например, девиация может быть как незначительной, как ковыряние в носу на публике, нарушение правил дорожного движения, так и серьезной, как совершение убийства.

Девиантность определяется социальным контекстом и процессами. Каждое общество определяет, что девиантно, а что нет, и определения девиантности сильно различаются между обществами. Поступок, который может считаться девиантным в одном обществе в какой-то период времени, может быть нормальным для другого общества или в другой период времени.

Например, для В Непале несколько десятилетий назад раскрашенные девушки считались в социальном отношении девиантными, но теперь это нормально. Это означает, что процесс социальных изменений и контекст сегодня определяют, является ли действие девиантным или нет. Например, драться во время хоккейного матча — это нормально, а драться в школе — это девиантное поведение.

Определение:

Согласно социологу Уильяму Грэму Саммеру , «отклонение — это нарушение установленных контекстуальных, культурных или социальных норм, будь то народные обычаи, нравы или кодифицированный закон».

Это определение состоит из трех важных терминов:

  • Народные обычаи — это нормы, основанные на повседневных культурных обычаях, касающихся практических вопросов, таких как, как держать вилку, какой тип одежды подходит для различных ситуаций или как вежливо приветствовать кого-либо.
  • Нравы — это более серьезные моральные предписания или табу, широко признанные в обществе, такие как табу на инцест.
  • Кодифицированные законы – это нормы, которые указаны в четких кодексах и применяются государственными органами.

Что такое преступление?

Иногда возникает путаница между тем, что является преступлением, и тем, что является отклонением от нормы. Итак, что же такое преступление, давайте разберемся.

Преступлением признается действие нарушения (нарушения) закона и подлежит официальному наказанию.

Обычно преступления делятся на два типа в зависимости от их тяжести.

  • Насильственные преступления : Преступление против личности, связанное с применением силы или угрозой силой. Например, Под эту категорию подпадают изнасилования, убийства и вооруженные ограбления.
  • Ненасильственные преступления : Преступление, связанное с уничтожением или кражей имущества, но без применения силы или угрозы силой. Например, угон автомобиля, кража кошелька, вандализм и т. д.

Типы отклонений

Различные ученые классифицируют отклонения по разным типам. Среди них John Hagen (1994) классифицировали девиантные действия с точки зрения их предполагаемой вредности и степени нарушенных норм, а также строгости наказания за них.

  • Преступление по обоюдному согласию : Наиболее серьезное отклонение от нормы, которое обычно рассматривается как морально невыносимое, вредное и подлежащее суровым наказаниям/наказаниям, является преступлением по обоюдному согласию. Например, Действия как убийство и сексуальное насилие.
  • Конфликтное преступление : Действия, которые могут быть незаконными, но в отношении серьезности которых меньше разногласий, являются конфликтными преступлениями. Например, проституция, курение марихуаны и т. д.
  • Социальные отклонения: Действия, которые сами по себе не являются незаконными, но считаются серьезными или вредными, являются социальными отклонениями. Например, жестокое обращение с персоналом или поведение, связанное с психическим заболеванием и зависимостью.
  • Социальные развлечения : Действия, нарушающие нормы провокационным образом, но обычно расцениваемые как неприятные, но безвредные, или для некоторых считающиеся крутыми, являются социальными развлечениями. Например, например, катание на скейтбордах по тротуарам, слишком тесные леггинсы, пирсинг на лице и т. д.

Далее, социолог Эдвин Лемерт определил два типа отклонений, влияющих на формирование личности.

  • Первичное отклонение : Это нарушение норм, которое не приводит к каким-либо долгосрочным последствиям для самооценки человека или взаимодействия с другими. Например, Превышение скорости — это девиантный поступок, но получение штрафа за превышение скорости, как правило, не заставляет других считать вас плохим человеком и не меняет вашего самовосприятия относительно собственного имиджа. Люди, страдающие первичным отклонением, по-прежнему сохраняют чувство принадлежности к обществу и, вероятно, будут продолжать соответствовать существующим социальным нормам/законам.
  • Вторичное отклонение : Это крайнее нарушение норм, которое приводит к долгосрочным последствиям для индивидуальной самооценки или взаимодействия с другими людьми. Человек может взять на себя роль девианта и начать действовать как бунтарь против общества. Например, старшеклассник, которого ругают и избивают учителя, становится «нарушителем спокойствия». В результате ученик вместо того, чтобы подчиняться школьным правилам, начинает вести себя более агрессивно и девиантно, нарушая больше правил.

Различия между преступлением и отклонением от нормы

9009 9 Преступление – это нарушение официально принятых законов.
Преступление Отклонение от нормы
Тогда как девиантность – это нарушение социальных правил
и норм.
Агентами по борьбе с преступностью являются полиция
и судебные органы.
В то время как агенты контроля за отклонениями
являются общественным давлением и страхом перед богами.
Правительство может наказывать
преступников.
Ни правительство, ни общество не имеют
принудительных полномочий для борьбы с девиантным поведением.
Преступление всегда носит преступный характер. При этом оно может быть уголовным или неуголовным.
Нарушение закона делает девиантность преступлением. В то время как девиантность не считается
тяжким преступлением.

Подходы (взгляды) к объяснению отклонений или аномии:

Структурный функционализм

Согласно структурному функционализму Дюркгейму, отклонение является нормальной и необходимой частью организации. Он сформулировал четыре важные функции девиантности.

  • Девиантность утверждает культурные ценности и нормы. Любое определение добродетели (хорошего) опирается на противоположную идею порока (плохого). Не может быть добра без зла и справедливости без преступления.
  • Девиантность определяет моральные границы, люди учатся правильному и неправильному, определяя людей как девиантов.
  • Серьезная форма отклонения заставляет людей объединяться и одинаково реагировать на него.
  • Девиантность раздвигает моральные границы общества, что, в свою очередь, ведет к социальным изменениям.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Отклонение — нормативное и ненормативное поведение

Отклонение относится к поведению, нарушающему социальные нормы.

Девиантность часто подразделяют на два вида деятельности. Первый, преступление, представляет собой нарушение официально принятых законов и именуется формальное отклонение . Примеры формального отклонения включают грабеж, кражу, изнасилование, убийство и нападение. Второй тип девиантного поведения связан с нарушением неформальных социальных норм (норм, не закрепленных в законе) и обозначается как неформальная девиантность . Примеры неформального отклонения включают в себя ковыряние в носу, громкую отрыжку или излишне близкое расположение к другому человеку. Девиантность может сильно различаться в разных культурах. Культурные нормы относительны, что делает относительным и девиантное поведение.

Три теории пытаются объяснить, что девиантность и преступность значат для общества. Эти теории можно сгруппировать в соответствии с тремя основными социологическими парадигмами: функционализмом, символическим интеракционизмом и теорией конфликта.

Подход функционалистов рассматривает девиантность как ключевой компонент функционирующего общества. Теория напряжения, теория социальной дезорганизации и теория культурных отклонений представляют собой три функционалистских взгляда на отклонения в обществе.

Теория деформации отмечает, что доступ к социально приемлемым целям играет роль в определении того, соответствует ли человек или отклоняется. С самого рождения нас поощряют к достижению «американской мечты» финансового успеха. Говорят, что женщина, посещающая бизнес-школу, получает степень магистра делового администрирования и получает доход в миллион долларов в качестве генерального директора компании. Однако не все в нашем обществе находятся в равных условиях. Человек может иметь социально приемлемую цель финансового успеха, но не иметь социально приемлемого способа достижения этой цели. Согласно теории напряжения, у предпринимателя, который не может позволить себе открыть собственную компанию, может возникнуть искушение присвоить деньги своего работодателя для стартового капитала.

Теория напряжения определяет пять способов, которыми люди реагируют на этот разрыв между наличием социально приемлемой цели и отсутствием социально приемлемого способа ее достижения.

1. Соответствие : Те, кто подчиняются, предпочитают не отклоняться. Они преследуют свои цели в той мере, в какой это возможно, с помощью социально приемлемых средств.
2. Инновации : Те, кто изобретает, преследуют цели, которых они не могут достичь законными средствами, вместо этого используя преступные или девиантные средства.
3. Ритуализм : Люди, практикующие ритуалы, снижают свои цели до тех пор, пока не смогут достичь их социально приемлемыми способами. Эти члены общества сосредоточены на соответствии, а не на достижении далекой мечты.
4. Отступление : Другие отступают и отвергают цели и средства общества. Некоторые нищие и беспризорники отошли от цели общества финансового успеха.
5. Восстание : Горстка людей восстает и заменяет цели и средства общества своими собственными. Террористы или борцы за свободу пытаются свергнуть цели общества с помощью социально неприемлемых средств.

Теория социальной дезорганизации  утверждает, что преступления чаще всего происходят в сообществах со слабыми социальными связями и отсутствием социального контроля. Теория социальной дезорганизации указывает на широкие социальные факторы как на причину отклонений. Человек не рождается преступником, но становится им со временем, часто в зависимости от факторов в его или ее социальной среде.

Теория культурных отклонений предполагает, что соответствие преобладающим культурным нормам общества низшего класса вызывает преступность. Он исследует, как социально-экономический статус коррелирует с расой и этнической принадлежностью, что приводит к более высокому уровню преступности. Смесь культур и ценностей создала меньшее общество с различными представлениями об отклонениях, и эти ценности и идеи передавались из поколения в поколение.

Символический интеракционизм — это теоретический подход, который можно использовать для объяснения того, как общества и/или социальные группы начинают рассматривать поведение как девиантное или традиционное. Теория навешивания ярлыков, дифференциальная ассоциация, теория социальной дезорганизации и теория контроля относятся к сфере символического интеракционизма.

Теория навешивания ярлыков исследует приписывание обществом девиантного поведения (и связанной с ним стигмы) определенной группе или отдельному лицу независимо от конкретного поведения. Таким образом, то, что считается девиантным, определяется не столько самим поведением или людьми, которые его совершают, сколько реакцией других на это поведение. В результате то, что считается девиантным, со временем меняется и может значительно различаться в разных культурах.

Теория дифференциальных ассоциаций предполагает, что люди учатся девиантному поведению у близких им людей, которые предоставляют модели и возможности для девиантности. Девиантность — это не столько личный выбор, сколько результат дифференцированных процессов социализации. Эта теория объясняет, почему преступность распространяется на несколько поколений.

В теории конфликтов девиантное поведение — это действия, не соответствующие социальным институтам. Способность института изменить нормы, богатство или статус вступает в конфликт с личностью. Законные права бедняков можно игнорировать, в то время как средний класс на стороне элиты, а не бедняков. Теория конфликта основана на представлении о том, что основными причинами преступности являются социальные и экономические силы, действующие в обществе.


Практические вопросы

Академия Хана

Романтические и сексуальные сети подростков Использование марихуаны как социальное поведение

Официальная подготовка MCAT (AAMC) 90 003

Онлайн-карточки Социология Вопрос 15

Практический экзамен 4 P/S Раздел 4 Вопрос 19


Ключевые моменты

• Отклоняющееся поведение может нарушать официально принятые правила или неформальные социальные нормы.

• Формальное отклонение включает уголовное нарушение официально принятых законов. Примеры формального отклонения включают грабеж, кражу, изнасилование, убийство и нападение.

• Неформальное отклонение относится к нарушению неформальных социальных норм, которые не закреплены в законе. Примеры неформального отклонения включают в себя ковыряние в носу, громкую отрыжку или излишне близкое расположение к другому человеку.

• Отклонения могут сильно различаться в разных культурах. Культурные нормы относительны, что делает относительным и девиантное поведение.

• Три основные социологические парадигмы предлагают разные объяснения мотивации девиантности и преступности.

• Функционалисты отмечают, что девиантность является социальной необходимостью, поскольку она укрепляет нормы, напоминая людям о последствиях их нарушения. Нарушение норм может открыть обществу глаза на несправедливость в системе.

• Сторонники теории конфликтов утверждают, что преступность проистекает из системы неравенства, которая держит тех, у кого есть власть, наверху, а тех, у кого власти нет, — внизу.

• Символические интеракционисты обращают внимание на социально сконструированную природу ярлыков, связанных с отклонениями. Преступления и отклонения узнаются из окружающей среды и навязываются или не поощряются окружающими.


Ключевые термины

формальное отклонение : Девиантность в социологическом контексте описывает действия или поведение, которые нарушают социальные нормы, включая официально принятые правила (например, преступление), а также неформальные нарушения социальных норм ( например, отказ от народных обычаев и нравов).

Девиантность : Действия или поведение, нарушающие формальные и неформальные культурные нормы, такие как законы или нормы, препятствующие публичному ковырянию в носу.

неформальное отклонение : Девиантность в социологическом контексте описывает действия или поведение, которые нарушают социальные нормы, включая официально принятые правила (например, преступление), а также неформальные нарушения социальных норм (например, отказ от обычаев и нравов).

теория напряжения: отмечает, что доступ к социально приемлемым целям играет роль в определении того, соответствует ли человек или отклоняется.

Добавить комментарий