Что такое эмоциональное состояние в психологии: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — Гипертекстовый словарь методических терминов

Эмоциональные состояния в психологии: виды, основы, характеристика

Эмоции, переживания, чувства — факторы, отвечающие за психоэмоциональное состояние индивида. Оно меняется каждый день и влияет на работоспособность человека. Эмоциональные состояния в психологии регулируют поведение человека, его мышление, желание, мотивации. Зависимо от настроения субъект может быстро достигать поставленных целей или ничего не делать, вести аморальный образ жизни.

Понятие и значение

Эмоции — элементарные переживания. Они могут возникать под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Характер проявления зависит от степени удовлетворенности собственных желаний, ожиданий.

Эмоции выполняют огромную роль. От эмоционального состояния зависит:

  • продвижение в карьере;
  • развитие личных интересов;
  • общение с родными;
  • физическое здоровье.

Если человек подавлен, могут начаться проблемы со здоровьем, снизится физическая активность.

Виды и характеристики

Психологи выделяют несколько видов проявлений — эмоции, аффекты, чувства, настроения, стрессы, фрустрация. Каждое из них имеет определенные характеристики.

Эмоции

Сложные психические явления. Наиболее значимые — стрессы, чувства, настроения. От аффектов эмоции можно отличить по длительности. Аффекты — кратковременные проявления. Эмоции могут на длительное время изменить психическое состояние.

Аффекты

Аффекты — мощное проявление психологических реакций. Их можно сравнить с эмоциональными вспышками, которые на короткий промежуток времени изменяют психическое состояние. Примеры аффектов:

  • ужас;
  • ярость;
  • гнев;
  • глубокое горе;
  • бурная радость;
  • отчаяние.

При возникновении аффекты полностью захватывают психику. Подобные вспышки полностью подавляют волю. Аффекты непреодолимы, они навязывают человеку какое-либо действие, которое чаще имеет дурные последствия.

Чувства

Чувства — эмоциональные процессы, которые длятся дольше, чем аффекты, но менее интенсивны. Могут проявляться по отношению к какому-либо предмету, животному, другому человеку. Чувства мотивируют человека к каким-либо действиям.

Настроения

Настроения — эмоциональные процессы, которые длятся дольше аффектов. Интенсивность крайне слабая. К подобным проявлениям можно отнести скуку, нейтралитет, безразличие, недовольство, удовлетворение.

Стрессы

Стресс — эмоциональное состояние, которое возникает как реакция на различные события, экстремальные воздействия. Возникают из-за неудач, потерь, череды тяжелых жизненных моментов, конфликтных ситуаций, испытаний.

Стрессы знакомы людям, которые занимаются ответственной работой, развивают бизнес. Они постоянно нервничают, и напряжение накапливается, вызывая нервный срыв.

Одно из известных эмоциональных состояний, которое похоже на затяжной стресс — эмоциональное выгорание.

Фрустрация

Фрустрация возникает при систематическом разрушении планов, расстройстве, обмане. Чаще вызвано непреодолимыми трудностями, барьерами, затруднениями, которые возникают при достижении определенной цели.

Фрустрации сопровождают негативные чувства. Они способны разрушить деятельность, сознание. Виды:

  • внешняя, внутренняя агрессия;
  • подавленность;
  • озлобленность;
  • огорчение;
  • неудовлетворенность.

Фрустрация усиливается, если в разных сферах жизни постоянно возникают неудачи, окружающие корят за это человека, обвиняют, унижают, критикуют.

Функции

Психологи выделяют ряд функций, которые выполняют эмоции:

  1. Мобилизация. Эта функция проявляется на физиологическом уровне. Основные проявления — выброс в кровь адреналина, притупление ощущений, сужение сознания. Описанные проявления помогают отбросить лишние мысли, действовать согласно конкретной ситуации.
  2. Оценка. С помощью эмоций можно моментально оценить сложившуюся ситуацию или внешний раздражитель. Эмоциональная оценка появляется прежде, чем будет составлен развернутый ответ. Первое впечатление о новом человеке крайне сложно разрушить.
  3. Компенсация. Эмоции можно назвать высшим порядком интеллекта. Они не идут вразрез с разумом. Психологи называют их ресурсом для решения разных задач. Например, с помощью положительных эмоций можно усилить потребности, а с помощью отрицательных — снизить их эффективность.
  4. Следообразование. Часто случаются ситуации, когда эмоции проявляются слишком поздно, когда все закончилось, ничего серьезного изменить невозможно. Созданный эмоциональный эффект закрепляется в памяти, будет возникать при появлении подобных ситуаций.
  5. Коммуникация. Эмоции имеют экспрессивный компонент. Они прозрачны для социума. Например, когда один человек выражает боль, горечь утраты, у окружающих возникает альтруистическая мотивация, желание помочь. Часто подобные проявления приводят к новым знакомствам, которые могут сыграть значительную роль в жизни.

Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния

Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.

Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы. Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.

Красная зона

Проявления:

  • безнадежность;
  • бессилие;
  • депрессия;
  • отчаяние;
  • неуверенность;
  • горечь;
  • зависть;
  • несчастье;
  • унижение;
  • страх;
  • стыд;
  • заброшенность.

Чтобы продвигаться по негативной зоне, нужно испытать негатив, стараться выражать его, чтобы двигаться к положительным эмоциям.

Оранжевая

Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:

  • испуг;
  • отстраненность;
  • возмущенность;
  • недооцененность;
  • злость;
  • жажда мести;
  • вина;
  • недоверие;
  • обида;
  • ненависть;
  • обескураженность.

Важно быть терпеливым при преодолении различных зон шкалы. Чтобы избавиться от негативных чувств, можно пользоваться естественными механизмами психологической защиты, например, перекладыванием вины на других. Это помогает освободиться от негатива.

Желтая

Это зона разочарования. Чувства:

  • беспокойство;
  • грусть;
  • разочарование;
  • раздражение;
  • сомнение;
  • жалость к себе;
  • одиночество;
  • подавленность;
  • тревога;
  • сожаление.

При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.

Зеленая

Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:

  • скучно;
  • пусто;
  • нормально;
  • безразлично.

На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости. Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.

Голубая

На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:

  • доверием;
  • ценностью;
  • благородностью;
  • весельем;
  • принятием;
  • заинтересованностью.

Синяя

С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере. Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:

  • уверенностью;
  • одобрением;
  • уважением;
  • предвкушением интересных событий.

На этом уровне человек чувствует безопасность, удовлетворение. У него появляется энтузиазм, силы к достижению поставленных целей.

Фиолетовая

Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.

Психологическая саморегуляция

Психологическая саморегуляция — совокупность методов управления собственным психическим состоянием. Субъект воздействует на себя с помощью силы воли. С помощью методик психологической саморегуляции можно легко добиться необходимого результата.

Эффекты психологической саморегуляции:

  1. Успокоение — достигается после устранения эмоциональной напряженности.
  2. Восстановление — начинается после полного успокоения, качественного отдыха.
  3. Активация — начинается при повышении психофизиологической активности.

Способы психологической саморегуляции делятся на две больших группы:

  1. Естественные — происходят сами по себе, без определенной цели.
  2. Направленный — применяются человеком для достижения определенного психического состояния.

Естественные:

  • сон, еда;
  • взаимодействие с животными, природой;
  • массаж, танцы;
  • музыка, развлечения.

Доступные методы психологической саморегуляции:

  1. Смех, улыбка, юмор.
  2. Созерцание панорам, пейзажей.
  3. Концентрация внимания на приятном, например, на любимых цветах, старых фотографиях.
  4. Вдыхание свежего воздуха.
  5. Размышление о хорошем.
  6. Мышечное расслабление.
  7. Выражение похвал, комплиментов.

От эмоционального состояния человека зависят многие аспекты его жизни. Невозможно продуктивно работать при плохом настроении, депрессии, стрессе. Проще достичь поставленной цели в хорошем расположении духа. Важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние, знать, как правильно выходить из стресса.

что это и диагностика эмоций

Психоэмоциональное состояние является обобщающим понятием для всех переживаний, возникающих в жизни, они помогают мотивировать человека, корректируют его поведение, влияют на мышление. Как именно это происходит, попробуем разобраться.

Для большинства людей чувства и эмоции очень похожи. Однако, несмотря на то, что они зависят друг от друга, это довольно разные вещи. Эмоции описывают физиологические состояния, генерируются подсознательно. Обычно они являются автономными телесными реакциями на определенные внешние или внутренние события.

Чувства являются субъективными переживаниями эмоций, движимы сознательными мыслями и размышлениями. Чувство − это психическое состояние человека, который выражает свое отношение к конкретным событиям, людям, различным элементам реальности. Это означает, что у нас могут быть эмоции без чувств, но не чувства без эмоций.

Что такое психоэмоциональное состояние?

Психоэмоциональное состояние — это сложный набор изменений, происходящих в теле и психике, включающий физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы, поведенческие реакции на ситуацию, воспринимаемую как важную для данного человека.

Социализация человека приводит к созданию определенных структур и норм поведения. Они часто побуждают к тому, чтобы не выражать чувства, которые считаются в обществе «неправильными». Неадекватное восприятие реальности окружающего мира проявляется в подавлении сложных или неприятных чувств и эмоций. Как свидетельствует ряд исследований, такое поведение влияет на здоровье, часто приводя к расстройствам или психосоматическим заболеваниям: язве желудка, двенадцатиперстной кишки, заболеваниям кожи, сердца, кровообращения и многим другим.

Эмоции являются частью очень чувствительной системы обратной связи. Таким образом, они все, даже те, о которых мы склонны думать, как о негативных (гнев, ревность, скука и т.д.), дают ценную информацию.

Нет единой области мозга, где обрабатываются все положительные или отрицательные эмоции. Тем не менее, несколько исследований выявили области мозга, которые явно участвуют в этом процессе. Эмоции генерируются путем синхронизации нейронных сетей по всему человеческому мозгу, включая зрительные и слуховые центры в затылочной и височной областях, которые расшифровывают поступающую информацию. Во время обработки, например, радостных раздражителей эти области тесно взаимодействуют с медиальной орбитофронтальной корой. Кроме того, было доказано, что прилежащее ядро активно при ощущении желания.

С другой стороны, негативные эмоции, такие как стресс, страх, отвращение, обычно связаны с более глубокими и древними структурами мозга, такими как миндалина или островковая кора.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Действительно ли эмоциональные процессы бессознательны?

Возьмем, например, просмотр фильма ужасов дома. Даже находясь в безопасной обстановке, человек начинает нервничать или бояться. Тело реагирует более сильным дыханием, учащенным сердцебиением, расширением зрачков.

Прежде чем зритель сможет начать осознавать страх, автономная нервная система уже потянула рычаги и спровоцировала все телесные изменения. Это еще раз показывает, что эмоции не приводят автоматически к чувствам, но они определенно управляют нашими действиями.

Влияют ли эмоции на мышление?

Эмоции имеют определенную власть над нашими мыслями. По сути, наше первое «прочтение» новой ситуации всегда сосредоточено на эмоциях, чувствах и ощущениях. Таким образом эмоциональное состояние закладывает основу для предстоящего вывода.

Тот факт, что эмоции появляются быстрее мыслей весьма полезен. Под надвигающимися угрозами просто нет времени думать. Вместо этого эмоции «овладевают» человеком, вызывая мгновенные поведенческие реакции за доли секунды, предотвращая негативные последствия.

Зачем нужны эмоции?

Эмоции помогают:

  • действовать;
  • выживать;
  • нападать или избегать опасности;
  • принимать решения;
  • понимать других.

Они помогают другим людям понять нас.

С эволюционной точки зрения, структуры мозга, которые обрабатывают когнитивную информацию (например, неокортекс), намного моложе, чем другие области мозга. Из этого можно заключить, что влияние эмоций на поведение человека намного сильнее по сравнению с познанием или логикой.

Кроме того, эмоциональные состояния других людей влияют на наше собственное благодаря информации, которую они передают. Когда мы видим чье-то испуганное выражение лица, то склонны немедленно высматривать опасность вокруг. Точно так же люди чувствуют себя комфортно и в безопасности, ощущая счастье в других. Эмоциональные состояния могут легко влиять на поведение людей.

Диагностика эмоциональной сферы.

Темп жизни, постоянный стресс, чрезмерные амбиции или отсутствие баланса между личной и профессиональной жизнью приводят к тому, что люди разного возраста и социального статуса испытывают проблемы в эмоциональной сфере.

Шкала эмоций Абрахама Хикса описывает диапазон от самых отрицательных до самых положительных чувств.

Главное, что нужно понять в шкале, которая используется для диагностики и улучшения эмоциональных состояний, это то, что изменения могут быть сделаны только постепенно. Движение вправо по шкале − это поэтапный процесс. Это не обязательно означает, что прогресс будет медленным, но вы никогда не сможете пропустить шаги по шкале.

Невозможно перейти от полного страдания к полной радости, потому что вы даже не можете представить себе концепцию полного счастья в нынешнем состоянии. Но можете понять и прочувствовать гнев. Прогресс включает в себя такие чувства, как негодование или злость, которые должны быть прожиты, а не подавлены. Они также дают возможность почувствовать себя лучше.

Все чувства, негативные и позитивные, выстроены по шкале из семи цветных зон, от самой низкой до самой высокой. Три отрицательные зоны находятся слева, нейтральная зона (зеленая) − посередине, а три положительные − справа. Цвета − от красного до фиолетового. Очень важно быть честным с самим собой и начинать с соответствующей зоны.

1. Красная.

Самая низкая по эмоциональной шкале, включает негативные чувства, такие как:

  • депрессия;
  • бесполезность;
  • отчаяние;
  • горечь;
  • бессилие;
  • несчастье;
  • неуверенность;
  • зависть;
  • заброшенность;
  • страх;
  • унижение;
  • стыд;
  • безнадежность.

Пройти тест на неуверенность в себе

Движение от отрицательных эмоций к положительным является постепенным. Вот почему находясь в красной зоне нужно признать и выразить свои негативные переживания − это важный шаг к позитивным чувствам.

2. Оранжевая.

Она менее негативна, чем красная, однако человек все еще чувствует себя очень плохо:

  • злым;
  • недооцененным;
  • возмущенным;
  • мстительным;
  • испуганным;
  • отстраненным;
  • недоверчивым;
  • виноватым;
  • обиженным;
  • обескураженными;
  • ненавидимым.

Повышение эмоциональной шкалы − это сложный процесс, поэтому будьте терпеливы с самим собой. Есть некоторая сила в том, чтобы злиться, а не быть в депрессии. Когда вы рисуете мстительные картины в своем уме, то чувствуете себя лучше. Часто месть или обвинение других освобождает. Так что просто нужно выразить это. Примите это как временный шаг к дальнейшему облегчению.

3. Желтая.

Это зона разочарования. Она включает в себя такие чувства:

  • разочарование;
  • грусть;
  • беспокойство;
  • сомнение;
  • раздражение;
  • жалость к себе;
  • тревогу;
  • отвергнутость;
  • подавленность;
  • сожаление;
  • одиночество.

В этой зоне интенсивность негативных чувств уменьшается по сравнению с красной и оранжевой. Это хорошее время, чтобы перенаправить фокус мыслей на оптимизм, попробовав строить планы на будущее.

4. Зеленая.

Начинает проявляться скука. Переход между отрицательными и положительными эмоциями довольно тонкий. Это нейтральная зона, где чувства смешаны. Человек не чувствует себя плохо и не чувствует себя хорошо, он может описать свои ощущения следующим образом:

  • скучно;
  • пусто;
  • нерешительно;
  • безразлично.

У человека появляется ощущение, что он застрял и устал. На этом этапе можно позволить себе перерыв и ничего не чувствовать. Это часть постепенного процесса продвижения вверх по эмоциональной шкале. Теперь важно осознать, что после привычки негативно мыслить, вы готовитесь к получению положительных впечатлений.

Пройти тест на депрессию

5. Голубая.

Появляется надежда. Ощущается большое облегчение, первая зона положительных эмоций. Человек чувствует себя:

  • ценным;
  • миролюбивым;
  • доверчивым;
  • веселым;
  • благодарным;
  • заинтересованным;
  • принятым.

Вы на верном пути и будете чувствовать себя еще лучше.

6. Синяя.

Появляется вера в себя. Цель на этом этапе − перейти от надежды к вере. Нужно тонко настраиваться на то, что с вами случатся хорошие вещи. Это означает искреннюю веру в себя, в свою доброту и в заслуженное счастье. Человек чувствует себя:

  • уважаемым;
  • одобряемым;
  • уверенным;
  • предвкушающим интересные события.

Это уровень прощения, безопасности, удовлетворения, энтузиазма, желания, ясности.

7. Фиолетовая.

Возникает ощущение непобедимости. В фиолетовой зоне человек чувствует себя достойным восхищения, радостным, любимым. Если остаться в этой эмоциональной зоне хотя бы на три дня, то можно заметить позитивные изменения. Если такое эмоциональное состояние человека будет доминирующим в течение месяца, изменится образ мысли, жизненная позиция, перемены станут реальными (например, смена работы, места жительства, семейного статуса и т. д.).

Эмоциональная информация о нашей жизненной ситуации тем более ценна, что она остается независимой от воли, убеждений, ожиданий или желаний. Никто из нас не имеет прямой власти над эмоциями. Ни один человек не может просто управлять ими силой. Если мы хотим действовать ответственно, необходимо с умом использовать информацию о себе и своем положении, которая достигает нас эмоциональным путем. Это шанс повзрослеть и управлять своей жизнью самостоятельно.

Здоровое психоэмоциональное состояние требует работы, предполагающей внимание к себе и тонкую настройку мыслей, чувств, поведения.

Пройти тест на самооценку

определение эмоционального+состояния по Медицинскому словарю

Эмоциональное+состояние | определение эмоционального+состояния по Медицинскому словарю

Эмоциональное+состояние | определение эмоционального+состояния по Медицинскому словарю


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

эмоциональный государство

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Эмоциональный спектр
  • эмоциональная стабильность
  • эмоциональная стабильность
  • эмоциональная стабильность
  • эмоциональная стабильность
  • эмоциональная стабильность
  • эмоциональное состояние
  • эмоциональное состояние
  • эмоциональное состояние
  • эмоциональное состояние
  • эмоциональное состояние
  • Эмоциональная буря
  • Эмоциональный тест Струпа
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • эмоциональная поддержка
  • Животное эмоциональной поддержки
  • Животное эмоциональной поддержки
  • животные для эмоциональной поддержки
  • Животные для эмоциональной поддержки и животные-поводыри
  • кошка эмоциональной поддержки
  • собака эмоциональной поддержки
  • эмоциональная поддержка собака/кошка/и т. д.
  • Эмоциональная технология
  • эмоциональный тон
  • Эмоциональное насилие
  • эмоциональное+состояние
  • Эмоциональные, социальные и поведенческие трудности
  • Эмоционально-хардкор
  • Эмоционально-социальный интеллект
  • животное для эмоциональной поддержки
  • животных эмоциональной поддержки
  • Эмоциональное/психологическое насилие
  • эмоциональность
  • эмоционировать
  • эмоционировать
  • эмоциональный
  • эмоциональный
  • эмоционирует
  • эмоционирует
  • эмоциональный
  • эмоциональный
  • эмоциональность
  • эмоциональность
  • эмоциональность
  • Эмоционализм (альбом)
  • Emotionalism (альбом The Avett Brothers)
  • эмоциональности
  • эмоциональность
  • эмоциональный
  • эмоциональный
  • эмоциональный
  • эмоциональный
  • эмоциональный
  • эмоциональные
  • эмоциональные
  • эмоциональность

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Эмоции – Психология

Эмоции и мотивация

OpenStaxCollege

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять основные теории эмоций
  • Опишите роль лимбических структур в обработке эмоций
  • Понять вездесущую природу создания и распознавания эмоционального выражения

В повседневной жизни мы испытываем самые разные эмоции. Эмоция — это субъективное состояние бытия, которое мы часто описываем как наши чувства. Слова «эмоция» и «настроение» иногда используются взаимозаменяемо, но психологи используют эти слова для обозначения двух разных вещей. Как правило, слово «эмоция» указывает на субъективное аффективное состояние, которое является относительно интенсивным и возникает в ответ на то, что мы испытываем ([ссылка]). Часто считается, что эмоции переживаются сознательно и преднамеренно. Настроение, с другой стороны, относится к продолжительному, менее интенсивному аффективному состоянию, которое не возникает в ответ на то, что мы испытываем. Состояния настроения могут не осознаваться сознательно и не нести интенциональности, связанной с эмоциями (Beedie, Terry, Lane, & Devonport, 2011). Здесь мы сосредоточимся на эмоциях, а о настроении вы узнаете больше в главе, посвященной психологическим расстройствам.

Малыши могут быстро переключаться между эмоциями, будучи (а) очень счастливыми в один момент и (б) очень грустными в следующий. (кредит a: модификация работы Керри Чешика; кредит b: модификация работы Керри Чешика)


Мы можем быть на вершинах радости или в глубинах отчаяния или. Мы можем злиться, когда нас предают, бояться, когда нам угрожают, и удивляться, когда происходит что-то неожиданное. В этом разделе будут изложены некоторые из наиболее известных теорий, объясняющих наши эмоциональные переживания, и дано представление о биологических основах эмоций. Этот раздел завершается обсуждением вездесущей природы выражений эмоций на лице и нашей способности распознавать эти выражения у других.

Наши эмоциональные состояния представляют собой комбинацию физиологического возбуждения, психологической оценки и субъективных переживаний. Вместе они известны как компоненты эмоций. Эти оценки основаны на нашем опыте, происхождении и культуре. Поэтому у разных людей могут быть разные эмоциональные переживания даже при сходных обстоятельствах. Со временем было предложено несколько различных теорий эмоций, показанных в [ссылка], для объяснения того, как различные компоненты эмоций взаимодействуют друг с другом.

Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают в результате физиологического возбуждения. Вспомните, что вы узнали о симпатической нервной системе и нашей реакции «бей или беги», когда нам угрожают. Если бы вы столкнулись с какой-то угрозой в вашем окружении, например с ядовитой змеей на заднем дворе, ваша симпатическая нервная система инициировала бы значительное физиологическое возбуждение, которое заставило бы ваше сердце биться быстрее и увеличить частоту дыхания. Согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, вы испытаете чувство страха только после того, как произойдет это физиологическое возбуждение. Кроме того, разные модели возбуждения будут связаны с разными чувствами.

Другие теоретики, однако, сомневались, что физиологическое возбуждение, возникающее при различных типах эмоций, достаточно отчетливо, чтобы привести к большому разнообразию переживаемых нами эмоций. Так была разработана теория эмоций Кэннона-Барда. Согласно этой точке зрения, физиологическое возбуждение и эмоциональное переживание возникают одновременно, но независимо друг от друга (Lang, 1994). Итак, когда вы видите ядовитую змею, вы чувствуете страх в тот самый момент, когда ваше тело начинает реагировать на борьбу или бегство. Эта эмоциональная реакция была бы отдельной и независимой от физиологического возбуждения, даже если бы они происходили одновременно.

Каждая из теорий Джеймса-Ланге и Кэннона-Барда получила некоторую эмпирическую поддержку в различных исследовательских парадигмах. Например, Chwalisz, Diener и Gallagher (1988) провели исследование эмоциональных переживаний людей с травмами спинного мозга. Они сообщили, что люди, неспособные получать вегетативную обратную связь из-за травм, все же испытывали эмоции; однако у людей с меньшим осознанием вегетативного возбуждения была тенденция испытывать менее интенсивные эмоции. Совсем недавно исследования, изучающие гипотезу лицевой обратной связи, показали, что подавление выражения эмоций на лице снижает интенсивность некоторых эмоций, испытываемых участниками (Davis, Senghas, & Ochsner, 2009).). В обоих этих примерах ни одна из теорий не подтверждается полностью, потому что физиологическое возбуждение, по-видимому, не является необходимым для эмоционального переживания, но это возбуждение, по-видимому, участвует в усилении интенсивности эмоционального переживания.

Двухфакторная теория эмоций Шахтера-Зингера представляет собой еще один вариант теории эмоций, учитывающий как физиологическое возбуждение, так и эмоциональный опыт. Согласно этой теории, эмоции состоят из двух факторов: физиологического и когнитивного. Другими словами, физиологическое возбуждение интерпретируется в контексте возникновения эмоционального переживания. Возвращаясь к нашему примеру с ядовитой змеей на вашем заднем дворе, двухфакторная теория утверждает, что змея вызывает активацию симпатической нервной системы, которая в данном контексте определяется как страх, а наш опыт — это страх.

На этом рисунке показаны основные утверждения двухфакторных теорий эмоций Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда и Шахтера-Зингера. (кредит «змея»: модификация работы «tableatny»/Flickr; кредит «лицо»: модификация работы Кори Занкера)


Важно отметить, что Шахтер и Сингер полагали, что физиологическое возбуждение очень похоже между различными типами эмоций, которые мы испытываем, и, следовательно, когнитивная оценка ситуации имеет решающее значение для реальных переживаемых эмоций. На самом деле, можно было бы ошибочно приписать возбуждение эмоциональному переживанию, если бы обстоятельства были правильными (Schachter & Singer, 19).62).

Чтобы проверить свою идею, Шахтер и Сингер провели хитрый эксперимент. Участники мужского пола были случайным образом распределены в одну из нескольких групп. Некоторым участникам вводили инъекции адреналина, которые вызывали телесные изменения, имитирующие реакцию симпатической нервной системы на борьбу или бегство; однако только некоторым из этих мужчин было сказано ожидать этих реакций как побочных эффектов инъекции. Другим мужчинам, получившим инъекции адреналина, сказали, что либо инъекция не будет иметь побочных эффектов, либо приведет к побочному эффекту, не связанному с симпатической реакцией, например, к зуду в ногах или головной боли. После получения этих инъекций участники ждали в комнате с кем-то еще, кого они считали еще одним субъектом исследовательского проекта. На самом деле другой человек был сообщником исследователя. Сообщник по сценарию демонстрировал эйфорическое или гневное поведение (Schachter & Singer, 19 лет).62).

Когда испытуемых, которым сказали, что они должны ожидать появления симптомов физиологического возбуждения, спросили о каких-либо эмоциональных изменениях, которые они испытали, связанных либо с эйфорией, либо с гневом (в зависимости от того, как вел себя их сообщник), они не сообщили ни об одном. Однако мужчины, которые не ожидали физиологического возбуждения в результате инъекции, с большей вероятностью сообщали, что испытывали эйфорию или гнев в зависимости от поведения назначенного им сообщника. В то время как все, кто получил инъекцию адреналина, испытали одинаковое физиологическое возбуждение, только те, кто не ожидал возбуждения, использовали контекст, чтобы интерпретировать возбуждение как изменение эмоционального состояния (Schachter & Singer, 19).62).

Сильные эмоциональные реакции связаны с сильным физиологическим возбуждением. Это заставило некоторых предположить, что признаки физиологического возбуждения, включающие учащение пульса, дыхания и потоотделение, могут служить инструментом для определения того, говорит ли кто-то правду или нет. Предполагается, что большинство из нас проявили бы признаки физиологического возбуждения, если бы вели себя с кем-то нечестно. Полиграф, или тест на детекторе лжи, измеряет физиологическое возбуждение человека, отвечающего на ряд вопросов. Кто-то, обученный читать эти тесты, будет искать ответы на вопросы, которые связаны с повышенным уровнем возбуждения, как потенциальные признаки того, что респондент мог быть нечестным в этих ответах. Хотя детекторы лжи по-прежнему широко используются, их достоверность и точность весьма сомнительны, поскольку нет доказательств того, что ложь связана с каким-либо конкретным паттерном физиологического возбуждения (Saxe & Ben-Shakhar, 19).99).

Связь между нашим переживанием эмоций и нашей когнитивной обработкой их, а также порядок, в котором они возникают, остаются предметом исследований и дискуссий. Лазарус (1991) разработал когнитивно-опосредованную теорию, которая утверждает, что наши эмоции определяются нашей оценкой стимула. Эта оценка является посредником между стимулом и эмоциональной реакцией, она является немедленной и часто бессознательной. В отличие от модели Шахтера-Зингера, оценка предшествует когнитивному ярлыку. Вы узнаете больше о концепции оценки Лазаря, когда будете изучать стресс, здоровье и образ жизни.

Два других известных взгляда возникают из работы Роберта Зайонца и Джозефа Леду. Zajonc утверждал, что некоторые эмоции возникают отдельно от нашей когнитивной интерпретации или до них, например чувство страха в ответ на неожиданный громкий звук (Zajonc, 1998). Он также верил в то, что мы могли бы небрежно назвать интуитивным чувством, — что мы можем испытывать мгновенную и необъяснимую симпатию или неприязнь к кому-то или чему-то (Zajonc, 1980). Леду также считает, что некоторые эмоции не требуют познания: некоторые эмоции полностью обходят контекстуальную интерпретацию. Его исследования в области нейронауки эмоций продемонстрировали основную роль миндалевидного тела в возникновении страха (Cunha, Monfils, & LeDoux, 2010; LeDoux 19).96, 2002). Стимул страха обрабатывается мозгом по одному из двух путей: из таламуса (там, где он воспринимается) непосредственно в миндалевидное тело или из таламуса через кору и затем в миндалину. Первый путь быстрый, а второй позволяет больше обрабатывать детали стимула. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим нейронауку эмоционального отклика.

Ранее вы узнали о лимбической системе — области мозга, отвечающей за эмоции и память ([ссылка]). Лимбическая система включает гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп. Гипоталамус играет роль в активации симпатической нервной системы, которая является частью любой данной эмоциональной реакции. Таламус служит сенсорным релейным центром, нейроны которого проецируются как в миндалевидное тело, так и в высшие области коры для дальнейшей обработки. Миндалевидное тело играет роль в обработке эмоциональной информации и отправке этой информации в корковые структуры (Fossati, 2012). Гиппокамп объединяет эмоциональный опыт с познанием (Femenía, Gómez-Galán, Lindskog, & Magara, 2012).

Лимбическая система, включающая гипоталамус, таламус, миндалевидное тело и гиппокамп, участвует в опосредовании эмоциональной реакции и памяти.


Миндалевидное тело

Миндалевидное тело привлекало большое внимание исследователей, заинтересованных в понимании биологической основы эмоций, особенно страха и тревоги (Blackford & Pine, 2012; Goosens & Maren, 2002; Maren, Phan, & Либерзон, 2013). Миндалевидное тело состоит из различных субъядер, включая базолатеральный комплекс и центральное ядро ​​([ссылка]). Базолатеральный комплекс имеет плотные связи с различными сенсорными областями мозга. Это имеет решающее значение для классической обусловленности и для придания эмоциональной ценности процессам обучения и памяти. Центральное ядро ​​играет роль во внимании и имеет связи с гипоталамусом и различными областями ствола мозга для регуляции активности вегетативной нервной и эндокринной систем (Pessoa, 2010).

Анатомия базолатерального комплекса и центрального ядра миндалины показана на этой диаграмме.


Исследования на животных показали повышенную активацию миндалевидного тела у крысят, у которых запаховые сигналы сопровождаются ударом током, когда их мать отсутствует. Это приводит к отвращению к сигналу запаха, что предполагает, что крысы научились бояться сигнала запаха. Интересно, что в присутствии матери крысы на самом деле отдавали предпочтение запаховому сигналу, несмотря на его связь с электрическим током. Это предпочтение не ассоциировалось с усилением активации миндалевидного тела. Это предполагает дифференцированное влияние на миндалевидное тело со стороны 9Контекст 0238 и (присутствие или отсутствие матери) определял, научились ли детеныши бояться запаха или его привлекало (Moriceau & Sullivan, 2006).

Raineki, Cortés, Belnoue и Sullivan (2012) продемонстрировали, что у крыс негативный опыт в раннем возрасте может изменить функцию миндалевидного тела и привести к подростковым паттернам поведения, имитирующим расстройства настроения человека. В этом исследовании детеныши крыс подвергались жестокому или обычному обращению в течение 8–12 дней после рождения. Было две формы жестокого обращения. Первая форма жестокого обращения заключалась в неудовлетворительном состоянии постели. У матери-крысы было недостаточно подстилки в клетке, чтобы построить правильное гнездо, в результате чего она проводила больше времени вдали от своих детенышей, пытаясь построить гнездо, и меньше времени кормила своих детенышей. Вторая форма жестокого обращения заключалась в ассоциативной обучающей задаче, которая включала сочетание запахов и электрического стимула в отсутствие матери, как описано выше. Контрольная группа находилась в клетке с достаточным количеством подстилки и не беспокоилась со своими матерями в течение того же периода времени. Крысята, подвергшиеся жестокому обращению, с гораздо большей вероятностью проявляли депрессивные симптомы в подростковом возрасте по сравнению с контрольной группой. Такое депрессивное поведение было связано с повышенной активацией миндалевидного тела.

Исследования на людях также указывают на связь между миндалевидным телом и психологическими расстройствами настроения или тревогой. Изменения в структуре и функции миндалевидного тела были продемонстрированы у подростков, которые либо находятся в группе риска, либо у которых диагностированы различные аффективные и/или тревожные расстройства (Miguel-Hidalgo, 2013; Qin et al. , 2013). Также предполагалось, что функциональные различия в миндалевидном теле могут служить биомаркером для дифференциации людей, страдающих биполярным расстройством, от людей, страдающих большим депрессивным расстройством (Fournier, Keener, Almeida, Kronhaus, & Phillips, 2013).

Гиппокамп

Как упоминалось ранее, гиппокамп также участвует в обработке эмоций. Как и миндалевидное тело, исследования показали, что структура и функция гиппокампа связаны с различными расстройствами настроения и тревожными расстройствами. У лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), наблюдается заметное уменьшение объема нескольких частей гиппокампа, что может быть результатом снижения уровней нейрогенеза и ветвления дендритов (образование новых нейронов и образование новых дендритов в существующих нейронах соответственно). ) (Ванг и др., 2010). Хотя с помощью подобных корреляционных исследований невозможно установить причинно-следственную связь, исследования продемонстрировали поведенческие улучшения и увеличение объема гиппокампа после фармакологической или когнитивно-поведенческой терапии у лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством (Bremner & Vermetten, 2004; Levy-Gigi, Szabó, Келемен и Кери, 2013 г. ).

Культура может влиять на то, как люди проявляют эмоции. Правило культурного проявления — это один из наборов культурно-специфических стандартов, которые регулируют типы и частоту проявления допустимых эмоций (Malatesta & Haviland, 1982). Следовательно, люди из разных культур могут иметь очень разные культурные правила проявления эмоций. Например, исследования показали, что люди из США выражают негативные эмоции, такие как страх, гнев и отвращение, как в одиночестве, так и в присутствии других, в то время как японцы делают это только в одиночестве (Мацумото, 19 лет).90). Кроме того, люди из культур, которые склонны подчеркивать социальную сплоченность, с большей вероятностью будут подавлять эмоциональные реакции, чтобы они могли оценить, какая реакция наиболее уместна в данном контексте (Matsumoto, Yoo & Nakagawa, 2008).

Эмоциональность может быть связана с другими культурными характеристиками. Например, могут быть гендерные различия, связанные с эмоциональной обработкой. Хотя исследования гендерных различий в проявлении эмоций неоднозначны, есть некоторые свидетельства того, что мужчины и женщины могут различаться в регуляции эмоций (McRae, Ochsner, Mauss, Gabrieli, & Gross, 2008).

Несмотря на разные правила выражения эмоций, наша способность распознавать и выражать эмоции на лице кажется универсальной. На самом деле, даже слепые от рождения люди демонстрируют одинаковое выражение эмоций на лице, несмотря на то, что у них никогда не было возможности наблюдать эти проявления эмоций на лице у других людей. Казалось бы, это предполагает, что схема активности лицевых мышц, участвующих в формировании эмоциональных выражений, универсальна, и действительно, эта идея была высказана в конце XIX века.го века в книге Чарльза Дарвина Выражение эмоций у человека и животных (1872) . На самом деле, существуют существенные доказательства существования семи универсальных эмоций, каждая из которых связана с определенным выражением лица. К ним относятся: счастье, удивление, печаль, испуг, отвращение, презрение и гнев ([ссылка]) (Ekman & Keltner, 1997).

Показаны семь универсальных выражений эмоций на лице. (кредит: модификация работы Кори Занкера)


Улыбка делает вас счастливым? Или счастье заставляет вас улыбаться? Гипотеза лицевой обратной связи утверждает, что выражения лица способны влиять на наши эмоции, а это означает, что улыбка может сделать вас счастливее (Buck, 1980; Soussignan, 2001; Strack, Martin, & Stepper, 1988). В недавнем исследовании изучалось, как ботокс, который парализует лицевые мышцы и ограничивает выражение лица, может влиять на эмоции. Хавас, Гленберг, Гутовски, Лукарелли и Дэвидсон (2010) обнаружили, что люди с депрессией меньше сообщали о депрессии после паралича их хмурых мышц с помощью инъекций ботокса.

Конечно, эмоции выражаются не только выражением лица. Мы также используем тон нашего голоса, различное поведение и язык тела для передачи информации о наших эмоциональных состояниях. Язык тела — это выражение эмоций с помощью положения тела или движения. Исследования показывают, что мы весьма чувствительны к эмоциональной информации, передаваемой через язык тела, даже если мы не осознаем этого (де Гелдер, 2006; Тамиетто и др., 2009).

Расстройство аутистического спектра и выражение эмоций

Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой набор нарушений развития нервной системы, характеризующихся повторяющимся поведением и коммуникативными и социальными проблемами. Дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности с распознаванием эмоциональных состояний других, и исследования показали, что это может происходить из-за неспособности отличить друг от друга различные невербальные выражения эмоций (например, мимику) (Hobson, 1986). Кроме того, есть основания полагать, что аутичным людям также трудно выражать эмоции тоном голоса и выражением лица (Macdonald et al., 19).89). Трудности с распознаванием и выражением эмоций могут способствовать нарушению социального взаимодействия и общения, которые характерны для аутизма; поэтому для решения этих трудностей были изучены различные терапевтические подходы. Различные образовательные программы, когнитивно-поведенческая терапия и фармакологическая терапия продемонстрировали определенные перспективы в оказании помощи аутичным людям в обработке эмоционально значимой информации (Bauminger, 2002; Golan & Baron-Cohen, 2006; Guastella et al., 2010).

Эмоции — это субъективные переживания, состоящие из физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Для объяснения наших эмоциональных переживаний были выдвинуты различные теории. Теория Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают как функция физиологического возбуждения. Теория Кэннона-Барда утверждает, что эмоциональное переживание происходит одновременно с физиологическим возбуждением и независимо от него. Двухфакторная теория Шахтера-Зингера предполагает, что физиологическое возбуждение получает когнитивные ярлыки в зависимости от соответствующего контекста и что эти два фактора вместе приводят к эмоциональному переживанию.

Лимбическая система — это эмоциональная цепь мозга, в которую входят миндалевидное тело и гиппокамп. Обе эти структуры участвуют в нормальной эмоциональной обработке, а также в психологическом настроении и тревожных расстройствах. Повышенная активность миндалевидного тела связана с обучением страху и наблюдается у людей, подверженных риску расстройств настроения или страдающих от них. Было показано, что объем гиппокампа уменьшается у людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством.

Способность воспроизводить и распознавать выражения эмоций на лице кажется универсальной, независимо от культурного происхождения. Однако существуют культурные правила проявления, которые влияют на то, как часто и при каких обстоятельствах могут выражаться различные эмоции. Тон голоса и язык тела также служат средством передачи информации о наших эмоциональных состояниях.

Было показано, что у лиц, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, снижен объем ________.

  1. миндалевидное тело
  2. гиппокамп
  3. гипоталамус
  4. таламус

B

Согласно ________ теории эмоций, эмоциональные переживания возникают в результате физиологического возбуждения.

  1. Джеймс-Ланге
  2. Кэннон-Бард
  3. двухфакторный Schachter-Singer
  4. Дарвиновский

A

Какая из следующих эмоций не относится к семи универсальным эмоциям, описанным в этой главе?

  1. неуважение
  2. отвращение
  3. меланхолия
  4. гнев

C

Какая из следующих теорий эмоций предполагает, что детектор лжи должен достаточно точно отличать одну эмоцию от другой?

  1. Теория Кэннона-Барда
  2. Теория Джемса-Ланге
  3. Двухфакторная теория Шахтера-Зингера
  4. Дарвиновская теория

Б

Представьте, что вы обнаружили, что ядовитая змея ползет по вашей ноге сразу после приема препарата, предотвращающего активацию симпатической нервной системы. Что предскажет теория Джеймса-Ланге о вашем опыте?

Теория Джеймса-Ланге предсказывает, что я не буду чувствовать страх, потому что у меня не было физиологического возбуждения, необходимого для того, чтобы вызвать это эмоциональное состояние.

Добавить комментарий