Феминизм: так все-таки неприязнь к мужчинам или борьба за женские права?
© Lindsey LaMont, Unsplash
Проживая в 21 веке, скорее всего, каждый из нас не раз слышал это заимствованное от латинского языка слово «феминизм». Но какой же именно посыл несет это направление, что оно из себя представляет, зачем оно существует и что мы от него получаем?
Полина Барган
Защита данных
Начнем с того, что постараемся разобраться в определении этого понятия. Феминизм – идеология, которая направлена на уравнивание политических, экономических, личных и социальных прав женщин. Проще говоря, феминизм – это борьба с дискриминацией женщин в обществе. Это слово берёт истоки ещё в 19 веке и обозначает качества и черты присущие женщинам. И, с одной стороны, может показаться, что это весьма смелый и неожиданный шаг, принимая во внимание все те события, что происходили с женской половиной общества испокон веков. Однако, несмотря на этот факт, почти с самого начала существования и деятельности общества феминисток, направление получило острую критику касательно взглядов, принципов и поступков. Среди них встречаются и кричащие лозунги на протестах, и создание самых различных клубов и кампаний, и публичные акции. Зачастую люди самого разного возраста, этнических рас и даже гендеров воспринимают это движение негативно, ссылаясь на предвзятость и враждебность по отношению к мужчинам, из-за чего, впоследствии, и развивается масса мифов – то есть, одновременно неправильное отображение и представление о смысле, самой важной причине и цели возникновения данной идеологии.
Самые распространенные заблуждения в сфере феминизма, а также их горячо опровергающая правда представлены далее:
Считается, что к обществу феминисток присоединяются только женщины.
Любой человек, поддерживающий установленные движением образ мысли, мировоззрение и убеждения, может стать его членом, независимо от каких-либо условий. Это равняется банальному вступлению в танцевальную студию или открытию для себя шахматного кружка.
Феминистки — это общество людей, ненавидящих мужчин.
Корень борьбы женщин за свои права заключается не в принижении или искоренении прав и возможностей мужчин. Наоборот, их цель – добиться гендерного равенства и соответствующих полномочий для абсолютно каждого человека в обществе.
Феминистки – слабые по духу женщины, которые обижены на мужчин, когда-то встретившихся на их пути.
Феминистки – одни из самых волевых, самых отважных, самых неравнодушных людей на планете. Они тот самый свет и двигатель прогресса в современном обществе. Не даром, одним из самых ярких слоганов представителей данного движения является высказывание «Будущее за женщинами».
В современном мире феминизм уже не актуален.
Это правда, что по прошествии достаточно долгого времени, длиною в тысячелетия, права женщин стали заметно увеличиваться. Тем не менее, полностью избавиться от некогда воспринятых обыденными мер до сих пор не удалось. Права женщин ущемляют, их принижают, продолжают дискриминировать и по сей день.
Феминизм – это про чайлдфри и отказ от полноценной семьи.
Очень часто образ жизни феминисток приравнивают к отказу от создании семьи с мужчинами, речи о рождении ребенка вообще даже не идет. Окружающие склонны забывать о том, что женщина-феминистка выступает за свободу собственного тела, построение жизни не по намеченному плану, а исходя из своих желаний. Это о свободе личного выбора, а не об ограничениях и положениях, которые навязывает общество.
Феминизм, как и любая другая направленность, не смогла пройти мимо музыки и искусства. Еще с начала далеких 60-ых годов идея эмансипации начала расшатывать глобальный мир музыки и оказывать на него свое влияние. Так многие иконы поп-музыки, как, например, Долли Партон, Уитни Хьюстон, Мадонна и множество других смогли проявить себя в этом новом направлении и достичь немалых успехов в творчестве. «Ты мной не владеешь, я не одна из твоих игрушек» — одни из первых строчек песни Лесли Гор с феминистским посылом.
Искусство феминизм затронул, должно быть, еще больше – на данный момент даже существует отдельное направление под названием «арт-феминизм», благодаря которому у каждого желающего есть возможность поддерживать идеологию и распространять ее концепцию через самые разные проявления искусства, как сделала, например, Вали Экспорт, когда удивила общество своим перформансом с мужчиной на поводке.
Феминизм возник не случайно, а раз он сохранился и в настоящее время, он нужен, он важен, он ценен ровно так же, как и любое другое движение. Это маленький огонек света и поддержки всем тем женщинам, которые, к сожалению, встречаются с любыми формами несправедливого отношения и не могут быть услышанными до сих пор.
Вам также может понравиться
Кто такие феминистки простыми словами, чего хотят феминистки в России — 8 марта 2019
Феминистки периодически проводят акции против запрета абортов, насилия и патриархата
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Российский феминизм существует больше 150 лет — чуть меньше, чем брюки клёш, и намного больше, чем мобильная связь. Это слово знают все, но что оно означает, понимают немногие. Возможно, поэтому феминистка ассоциируется у коллективного разума с недовольной девочкой, которая, как и родительский комитет, жаждет запретить всё, что неудобно упирается в ее картину мира.
В Международный женский день, когда принято не только дарить цветы и конфеты, но и напоминать о том, что у женщин есть права, мы решили разобраться в феномене российского феминизма. Нам помогают в этом психолог, социолог и феминистка.
Для начала немного истории (пропустите ее, если и так в курсе).
В нашей стране феминизм появился еще в середине позапрошлого века, когда женщины организовались и потребовали доступное образование, оплачиваемую работу и право голоса. Последнее слабому полу даровали в 1917 году. Первое время большевики и участницы фемдвижения двигались в одном направлении — сказалась дружба феминисток и радикальной интеллигенции на закате царской России, однако со становлением советской власти теплые отношения кончились. Аборты сначала разрешили, потом запретили. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и страна вернулась к традиционной гендерной иерархии.
Следующие полвека феминистки практически провели в подполье. Изредка им удавалось участвовать в делах государства, но эти подвижки сложно назвать успешными: например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку на них устанавливали не участницы организаций, а члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») тоже были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ.
Открытым фемдвижение стало после перестройки. Оно поделилось на десятки течений, участницы которых выступают и за равноправие, и за радикальную смену образов, есть даже культурный и экофеминизм. Российское законодательство, на первый взгляд, тоже подстроилось под активных женщин: аборты разрешены, развестись — просто, да и возглавить отдел или целое предприятие сегодня можно.
То, что женская борьба в России не прекращалась никогда, отмечает психолог Игорь Лях, он же подчеркивает, что эта борьба сменила вектор: теперь женщин на протест толкают не явный недостаток прав и свобод, а другие женщины. Например, спор внутри гендера: одни — сторонницы естественной красоты, а другие выступают за депиляцию. В итоге спор из-за бритых подмышек перерастает в настоящий конфликт.
Женщины спорят с женщинами о коротких юбках, депиляции и откровенных фото в соцсетях — и это новый вектор феминизма, считает эксперт-психолог
org/Person»>Фото: Татьяна Фатеева / NGS.RUПоделиться
— Унизительно ли то, что женщина снимает себя красивую и размещает на аватарку в социальных сетях? Одни феминистки скажут, что она позорит женский род, зазывая своим телом мужчин, другие — что она так себя видит, а потому имеет право. Внутри сообщества исчезает однородность, — рассуждает Лях. — Человек — сам по себе существо агрессивное, и там, где есть возможность проявить агрессию, он будет это делать независимо от пола. А то, что русские женщины агрессивны, отмечал еще Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»
По другую сторону забора — та самая женская солидарность. Порой она доводит до того, что феминистку внутри себя растит замужняя женщина, ведь в этом деле главное — вовремя заручиться поддержкой. А в социальных сетях сегодня её предостаточно.
По данным Ляха, сегодня открыты феминистскому движению 10% россиянок, еще 60% поддерживают направление скрыто. Можно представить, что скоро феминистками станут все женщины, но нет. Хотя бы из-за того, что феминизм не ставит перед собой задачу кому-то что-то навязывать. Это история о том, что у людей должны быть равные права независимо от того, мужчина ты или женщина, говорит феминистка Арина Танцырева.
— Бытует мнение, что феминизм — это удел некрасивых женщин с неудавшейся личной жизнью, баб со стальными яйцами, а также идеи про конкуренцию и ненависть к мужчинам. На деле же феминизм — про равные права людей вне зависимости от формы гениталий. Про то, что женщины не обязаны носить розовое, варить борщи, стремиться замуж и плевать на свою карьеру. Могут, но не обязаны. Про то, что мужчины не должны быть кому-то каменной стеной, зарабатывать миллиарды, выглядеть чуть лучше примата и никогда не поддаваться эмоциям. Могут, но снова не обязаны, — говорит Арина. — Равенство между полами наступает тогда, когда дискуссия о том, кто лучше, прекращается и приходит к выводу, что люди по сути своей разные. Это нужно уважать и принимать.
Феминистка Арина Танцырева считает, что споры о том, кто лучше, бесполезны
org/Person»>Фото: предоставлено героиней публикацииПоделиться
Напороться на «баб со стальными яйцами» вполне себе легко даже в самом безобидном паблике — такая история произошла с нашей читательницей Александрой, которая после развода сёрфила группы в «ВКонтакте», чтобы посмотреть, что вообще происходит в жизни других женщин.
— В группе «Щастьебытьженщиной» пользователи делились историями из жизни, и в основном это было нытье и обвинения в адрес мужчин — их называли абьюзами, — вспоминает Александра. — Одна авторка написала пост о том, что у нее классный муж, но одна беда — он не моет посуду, поэтому она должна всё это терпеть. Я предположила, что такую ситуацию паре стоит обсуждать вдвоем, может, муж вообще не в курсе того, что проблема существует. За это меня обвинили в том, что я защищаю абьюза, и забанили за нарушение правила сообщества «Не защищать мужчин и не осуждать женщин».
Подсчитать направления феминизма так же сложно, как и составить средний портрет участниц этих сообществ: в России можно найти последователей либерального феминизма (наследство от суфражисток, главная цель — обеспечить женщин и мужчин равными правами), постмодернистского феминизма (размывает гендерные границы, выступает против бинарной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (кратко: мужчины подавляют женщин, отношения с ними не нужны). Есть даже интерсекциональный феминизм — в нем борьба за права женщин неотделима от борьбы за права сексуальных меньшинств.
Фактически феминистами могут быть и мужчины, если они разделяют идею «что хочет женщина, то хочет и бог». Для них даже придумали особый термин — «профеминист». В реальной многослойной России профеминист — существо краснокнижное, гораздо легче найти среди мужчин тех, кто не понимает феминисток и ведет себя агрессивно. Это естественная реакция, объясняет сексолог Ирина Бочарова: они начинают бояться, когда женщина играет на их поле.
— Эмансипированная (свободная) женщина и феминистка — это два разных понятия. Но когда женщина начинает проявлять себя, выполнять наравне с мужчинами социальные функции, так же работать, столько же получать — это пугает мужчин. Соревнование с мужчиной — уже повод, чтобы назвать ее феминисткой, хотя таковой она может и не быть, — говорит сексолог. — Эти соревнования влияют и на отношения отдельных людей, и на общество в целом, ведь патриархальная система в России сохраняется. Как бы ни росло число семей, где мужчина сидит в декрете, а женщина делает бизнес просто потому, что у нее это выходит лучше, у нас по-прежнему к этому относятся плохо.
Сексолог Ирина Бочарова уверена: в России феминисткой назовут любую, кто хоть немного сильная и независимая
Фото: Ирина Бочарова / Facebook.com
Поделиться
— Наше общество зачастую озабочено не рефлексией, а добычей денег. Просто денег, чтобы жить. Ты знаешь, что отечество кинет тебя и твою семью, не задумываясь. Социальных гарантий нет, а, учитывая тот факт, что даже работодатель считает себя вправе определять, кто в твоей семье должен зарабатывать больше («Мы поднимем Василию зарплату, ему семью кормить надо, а тебе муж помогает» — знакомая фраза?), получается ситуация искусственно нагнетаемого конфликта между полами, — рассуждает феминистка Арина Танцырева. — Вместо того, чтобы сесть и разработать вместе с партнером план совместной жизни, мы сталкиваемся со стереотипами, предписывающими нам строго определенные роли. А проблема-то в том, что все люди разные и одни и те же схемы могут нам не подходить.
Для большинства в России феминизм — это неприятно и больно, а быть феминисткой — всё равно что быть героиней анекдота про мышей и кактус: «плачут, колются, но продолжают есть». Удар по поясу наносят двойные стандарты: например, в Трудовом кодексе написано, что гендерной дискриминации в России нет, однако страна в лидерах по числу ограничений для трудовой деятельности женщин. Им запрещено заниматься 456 видами работ, в том числе водить сельхозтехнику или управлять поездами.
Доказывать и рассказывать о себе — дело хоть и приятное, но не всегда благодарное. Вовремя уйти из таких диалогов — оптимальное решение, отмечают сами феминистки.
— Я с удовольствием рассказываю о фемценностях людям, которым интересно послушать и подискутировать на эти темы. Иногда бываю услышана, иногда мы договариваемся, что каждый остается в своем дискурсе, и тогда наши дорожки расходятся, — говорит Арина Танцырева. — Это нормально. Но я не готова идти на баррикады и заставлять слушать тех, кто этого не хочет. Там их жизнь, здесь моя жизнь, и было бы славно не трепать друг другу нервы.
Феминизм | Определение, история, типы, волны, примеры и факты
Мэри Уоллстонкрафт «Защита прав женщины: со критикой политических и моральных тем»
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Мэри Маклейн Джойс Банда Джудит Батлер Кэроли Шнееманн Лена Данэм
- Похожие темы:
- философский феминизм лесбийский феминизм экофеминизм личное политическое теория точки зрения
См. весь связанный контент →
Последние новости
8 марта 2023 г., 14:30 по восточноевропейскому времени (AP)
Мероприятия, посвященные женскому дню, освещают пробелы в гендерном равенстве
От требований конституционных прав в Исламабаде до призывов к экономическому паритету в Манила, Париж и Мадрид, демонстрации в Международный женский день в городах по всему миру подчеркивают незавершенную работу по обеспечению справедливости для половины населения планеты
Главные вопросы
Что такое феминизм?
По своей сути феминизм — это вера в полное социальное, экономическое и политическое равенство женщин. Феминизм во многом возник в ответ на западные традиции, ограничивавшие права женщин, но феминистская мысль имеет глобальные проявления и вариации.
Кто были ранние феминистские мыслители и активистки?
В средневековой Франции философ Кристин де Пизан бросила вызов социальным ограничениям в отношении женщин и выступила за женское образование. В Англии 18-го века Мэри Уолстонкрафт «Защита прав женщины » стала основополагающим произведением англоязычной феминистской философии. Феминизм в Соединенных Штатах имел ряд видных активистов в середине-конце 19 века. Среди известных основных активистов были Лукреция Мотт, Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзан Б. Энтони. Менее распространенные, но столь же важные взгляды исходили от Соджорнер Трут, бывшей порабощенной чернокожей женщины, и Эммы Гольдман, ведущей анархистки страны в конце 19 века.
Что такое интерсекциональный феминизм?
Интерсекциональность — это термин, введенный профессором Кимберле Креншоу в 1989 году для описания того, как взаимодействуют различные социальные категории, что иногда приводит к усугублению эффектов и напряженности. В ее статье на эту тему утверждалось, что дискриминация конкретно чернокожих женщин отличается от общей дискриминации женщин или античерного расизма. Вместо этого он включает в себя уникальный сложный опыт как сексизма, так и расизма. Первоначально использовавшаяся в контексте закона о дискриминации, эта концепция возродилась в 21 веке среди левых активистов, которые расширили интерсекциональность, включив в нее такие категории, как класс и сексуальная ориентация.
Как феминистская политика изменила мир?
Феминизм предоставил западным женщинам более широкие возможности для получения образования, право голоса, защиту от дискриминации на рабочем месте и право принимать личные решения относительно беременности. В некоторых сообществах феминизму также удалось бросить вызов широко распространенным культурным нормам в отношении женщин. За пределами западного мира такие активисты, как Малала Юсуфзай, выдвигали на первый план такие проблемы, как неравный доступ к образованию для женщин.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
феминизм , вера в социальное, экономическое и политическое равенство полов. Хотя феминизм в основном зародился на Западе, он проявляется во всем мире и представлен различными институтами, приверженными деятельности в защиту прав и интересов женщин.
Почему Международный женский день 8 марта?
Посмотреть все видео к этой статьеИстория феминизма
Древний мир
Свидетельств раннего организованного протеста против такого ограниченного статуса немного. В III веке до нашей эры римские женщины заполнили Капитолийский холм и заблокировали все входы на Форум, когда консул Маркус Порций Катон сопротивлялся попыткам отменить законы, ограничивающие использование женщинами дорогих товаров. «Если они победят сейчас, чего они не предпримут?» Катон заплакал. «Как только они станут равными вам, они станут выше вас».
Однако это восстание оказалось исключительным. На протяжении большей части записанной истории только отдельные голоса высказывались против неполноценного положения женщин, предвещая грядущие аргументы. Во Франции конца 14-го и начала 15-го века первый философ-феминистка Кристин де Пизан бросила вызов преобладающему отношению к женщинам, призвав к женскому образованию. Ее мантию позже в том же веке приняла Лаура Серета, венецианка 15-го века, опубликовавшая
Защита женщин стала литературным поджанром к концу 16 века, когда был опубликован Il Merito delle Donne (1600; Ценность женщин ), феминистский репортаж другого венецианского автора, Модераты Фонте. посмертно. Защитники статус-кво изображали женщин поверхностными и аморальными по своей сути, в то время как зарождающиеся феминистки составляли длинные списки мужественных и успешных женщин и провозглашали, что женщины будут интеллектуально равны мужчинам, если им будет предоставлен равный доступ к образованию.
Так называемые «дебаты о женщинах» не доходили до Англии до конца 16 века, когда памфлетисты и полемисты объединились в битве за истинную природу женственности. После того, как была опубликована серия сатирических статей, высмеивающих женщин, первая памфлетистка-феминистка в Англии, писавшая как Джейн Энгер, ответила Джейн Энгер, Ее защита для женщин (1589). Этот залп мнений продолжался более века, пока другой английский автор, Мэри Эстелл, не выступила с более аргументированным возражением в Серьезное предложение дамам (1694, 1697). В двухтомном труде предлагалось, чтобы женщины, не склонные ни к замужеству, ни к религиозному призванию, основывали светские монастыри, где они могли бы жить, учиться и преподавать.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Голоса феминисток эпохи Возрождения никогда не сливались в связную философию или движение. Это произошло только в эпоху Просвещения, когда женщины стали требовать, чтобы новая реформистская риторика о свободе, равенстве и естественных правах применялась к обоим полам.
Первоначально философы Просвещения сосредоточились на неравенстве социальных классов и каст, исключая пол. Французский философ швейцарского происхождения Жан-Жак Руссо, например, изображал женщин глупыми и легкомысленными существами, рожденными для того, чтобы подчиняться мужчинам. Кроме того, Декларация прав человека и гражданина, которая определила французское гражданство после революции 1789 года, явно не урегулировала правовой статус женщин.
Женщины-интеллектуалы эпохи Просвещения поспешили указать на отсутствие инклюзивности и ограниченность реформистской риторики. Олимпия де Гуж, известный драматург, опубликовала Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne (1791; «Декларация прав женщины и [женщины] гражданина»), провозглашающая женщин не только равными мужчине, но и его партнершами. В следующем году в Англии была опубликована основополагающая англоязычная феминистская работа Мэри Уоллстонкрафт «: Защита прав женщины » (1792). Оспаривая представление о том, что женщины существуют только для того, чтобы нравиться мужчинам, она предложила предоставить женщинам и мужчинам равные возможности в образовании, работе и политике. Женщины, писала она, по своей природе так же рациональны, как и мужчины. Если они глупы, то только потому, что общество учит их быть неуместными.
Эпоха Просвещения превратилась в эпоху политического брожения, отмеченного революциями во Франции, Германии и Италии и подъемом аболиционизма. В Соединенных Штатах феминистский активизм укоренился, когда женщины-аболиционисты стремились применить концепции свободы и равенства к своим собственным социальным и политическим ситуациям. Их работа привела их к контакту с женщинами-аболиционистками в Англии, которые пришли к тем же выводам. К середине 19 века проблемы, связанные с феминизмом, добавились к буре социальных изменений, когда идеи стали обмениваться в Европе и Северной Америке.
В первой феминистской статье, которую она осмелилась подписать своим именем, Луиза Отто, немка, она основывалась на работах Шарля Фурье, французского социального теоретика, цитировавшего его изречение о том, что «по положению, которое женщины занимают в стране, вы можно увидеть, густой ли воздух штата от грязного тумана или свободный и чистый». А после того, как парижские феминистки начали издавать ежедневную газету под названием La Voix des femmes («Голос женщин») в 1848 году, немецкая писательница Луиза Диттмар последовала их примеру год спустя со своим журналом 9.0041 Социальная реформа .
Феминизм | Определение, история, типы, волны, примеры и факты
Мэри Уоллстонкрафт «Защита прав женщины: со критикой политических и моральных тем»
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Мэри Маклейн Джойс Банда Джудит Батлер Кэроли Шнееманн Лена Данэм
- Похожие темы:
- философский феминизм лесбийский феминизм экофеминизм личное политическое теория точки зрения
См. весь связанный контент →
Последние новости
8 марта 2023 г., 14:30 по восточноевропейскому времени (AP)
Мероприятия, посвященные женскому дню, освещают пробелы в гендерном равенстве
От требований конституционных прав в Исламабаде до призывов к экономическому паритету в Манила, Париж и Мадрид, демонстрации в Международный женский день в городах по всему миру подчеркивают незавершенную работу по обеспечению справедливости для половины населения планеты
Популярные вопросы
Что такое феминизм?
По своей сути феминизм — это вера в полное социальное, экономическое и политическое равенство женщин. Феминизм во многом возник в ответ на западные традиции, ограничивавшие права женщин, но феминистская мысль имеет глобальные проявления и вариации.
Кто были ранние феминистские мыслители и активистки?
В средневековой Франции философ Кристин де Пизан бросила вызов социальным ограничениям в отношении женщин и выступила за женское образование. В Англии 18-го века Мэри Уолстонкрафт «Защита прав женщины » стала основополагающим произведением англоязычной феминистской философии. Феминизм в Соединенных Штатах имел ряд видных активистов в середине-конце 19 века. Среди известных основных активистов были Лукреция Мотт, Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзан Б. Энтони. Менее распространенные, но столь же важные взгляды исходили от Соджорнер Трут, бывшей порабощенной чернокожей женщины, и Эммы Гольдман, ведущей анархистки страны в конце 19 века.
Что такое интерсекциональный феминизм?
Интерсекциональность — это термин, введенный профессором Кимберле Креншоу в 1989 году для описания того, как взаимодействуют различные социальные категории, что иногда приводит к усугублению эффектов и напряженности. В ее статье на эту тему утверждалось, что дискриминация конкретно чернокожих женщин отличается от общей дискриминации женщин или античерного расизма. Вместо этого он включает в себя уникальный сложный опыт как сексизма, так и расизма. Первоначально использовавшаяся в контексте закона о дискриминации, эта концепция возродилась в 21 веке среди левых активистов, которые расширили интерсекциональность, включив в нее такие категории, как класс и сексуальная ориентация.
Как феминистская политика изменила мир?
Феминизм предоставил западным женщинам более широкие возможности для получения образования, право голоса, защиту от дискриминации на рабочем месте и право принимать личные решения относительно беременности. В некоторых сообществах феминизму также удалось бросить вызов широко распространенным культурным нормам в отношении женщин. За пределами западного мира такие активисты, как Малала Юсуфзай, выдвигали на первый план такие проблемы, как неравный доступ к образованию для женщин.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
феминизм , вера в социальное, экономическое и политическое равенство полов. Хотя феминизм в основном зародился на Западе, он проявляется во всем мире и представлен различными институтами, приверженными деятельности в защиту прав и интересов женщин.
Почему Международный женский день 8 марта?
Посмотреть все видео к этой статьеНа протяжении большей части западной истории женщины были ограничены домашней сферой, а общественная жизнь была зарезервирована для мужчин. В средневековой Европе женщинам было отказано в праве владеть имуществом, учиться или участвовать в общественной жизни. В конце 1910 века во Франции все еще заставляли прилюдно покрывать голову, а в некоторых частях Германии муж все еще имел право продать свою жену. Даже в начале 20 века женщины не могли ни голосовать, ни занимать выборные должности в Европе и большей части Соединенных Штатов (где несколько территорий и штатов предоставили женщинам избирательное право задолго до того, как это сделало федеральное правительство). Женщинам запрещалось вести бизнес без представителя-мужчины, будь то отец, брат, муж, законный представитель или даже сын. Замужние женщины не могли осуществлять контроль над своими детьми без разрешения своих мужей. Более того, женщины практически не имели доступа к образованию и были лишены доступа к большинству профессий. В некоторых частях мира такие ограничения для женщин сохраняются и сегодня. См. также эгалитаризм.
История феминизма
Древний мир
Свидетельств раннего организованного протеста против такого ограниченного статуса немного. В III веке до нашей эры римские женщины заполнили Капитолийский холм и заблокировали все входы на Форум, когда консул Маркус Порций Катон сопротивлялся попыткам отменить законы, ограничивающие использование женщинами дорогих товаров. «Если они победят сейчас, чего они не предпримут?» Катон заплакал. «Как только они станут равными вам, они станут выше вас».
Однако это восстание оказалось исключительным. На протяжении большей части записанной истории только отдельные голоса высказывались против неполноценного положения женщин, предвещая грядущие аргументы. Во Франции конца 14-го и начала 15-го века первый философ-феминистка Кристин де Пизан бросила вызов преобладающему отношению к женщинам, призвав к женскому образованию. Ее мантию позже в том же веке приняла Лаура Серета, венецианка 15-го века, опубликовавшая Epistolae familyes 9.0042 (1488; «Личные письма»; англ. пер. Собрание писем феминистки эпохи Возрождения ), том писем, посвященных множеству женских жалоб, от отказа в образовании и семейного угнетения до легкомыслия женской одежды.
Защита женщин стала литературным поджанром к концу 16 века, когда был опубликован Il Merito delle Donne (1600; Ценность женщин ), феминистский репортаж другого венецианского автора, Модераты Фонте. посмертно. Защитники статус-кво изображали женщин поверхностными и аморальными по своей сути, в то время как зарождающиеся феминистки составляли длинные списки мужественных и успешных женщин и провозглашали, что женщины будут интеллектуально равны мужчинам, если им будет предоставлен равный доступ к образованию.
Так называемые «дебаты о женщинах» не доходили до Англии до конца 16 века, когда памфлетисты и полемисты объединились в битве за истинную природу женственности. После того, как была опубликована серия сатирических статей, высмеивающих женщин, первая памфлетистка-феминистка в Англии, писавшая как Джейн Энгер, ответила Джейн Энгер, Ее защита для женщин (1589). Этот залп мнений продолжался более века, пока другой английский автор, Мэри Эстелл, не выступила с более аргументированным возражением в Серьезное предложение дамам (1694, 1697). В двухтомном труде предлагалось, чтобы женщины, не склонные ни к замужеству, ни к религиозному призванию, основывали светские монастыри, где они могли бы жить, учиться и преподавать.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Голоса феминисток эпохи Возрождения никогда не сливались в связную философию или движение. Это произошло только в эпоху Просвещения, когда женщины стали требовать, чтобы новая реформистская риторика о свободе, равенстве и естественных правах применялась к обоим полам.
Первоначально философы Просвещения сосредоточились на неравенстве социальных классов и каст, исключая пол. Французский философ швейцарского происхождения Жан-Жак Руссо, например, изображал женщин глупыми и легкомысленными существами, рожденными для того, чтобы подчиняться мужчинам. Кроме того, Декларация прав человека и гражданина, которая определила французское гражданство после революции 1789 года, явно не урегулировала правовой статус женщин.
Женщины-интеллектуалы эпохи Просвещения поспешили указать на отсутствие инклюзивности и ограниченность реформистской риторики. Олимпия де Гуж, известный драматург, опубликовала Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne (1791; «Декларация прав женщины и [женщины] гражданина»), провозглашающая женщин не только равными мужчине, но и его партнершами. В следующем году в Англии была опубликована основополагающая англоязычная феминистская работа Мэри Уоллстонкрафт «: Защита прав женщины » (1792). Оспаривая представление о том, что женщины существуют только для того, чтобы нравиться мужчинам, она предложила предоставить женщинам и мужчинам равные возможности в образовании, работе и политике. Женщины, писала она, по своей природе так же рациональны, как и мужчины. Если они глупы, то только потому, что общество учит их быть неуместными.
Эпоха Просвещения превратилась в эпоху политического брожения, отмеченного революциями во Франции, Германии и Италии и подъемом аболиционизма. В Соединенных Штатах феминистский активизм укоренился, когда женщины-аболиционисты стремились применить концепции свободы и равенства к своим собственным социальным и политическим ситуациям. Их работа привела их к контакту с женщинами-аболиционистками в Англии, которые пришли к тем же выводам. К середине 19 века проблемы, связанные с феминизмом, добавились к буре социальных изменений, когда идеи стали обмениваться в Европе и Северной Америке.
В первой феминистской статье, которую она осмелилась подписать своим именем, Луиза Отто, немка, она основывалась на работах Шарля Фурье, французского социального теоретика, цитировавшего его изречение о том, что «по положению, которое женщины занимают в стране, вы можно увидеть, густой ли воздух штата от грязного тумана или свободный и чистый».