«Клинические рекомендации «Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста» (утв. Минздравом России) \ КонсультантПлюс
- Главная
- Документы
- Клинические рекомендации
- Разработчик клинической рекомендации
- Список сокращений
- Термины и определения
- 1. Краткая информация по заболеванию или состоянию (группе заболеваний или состояний)
- 1.1 Определение заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)
- 1.2 Этиология и патогенез заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)
- 1.2.1 Этиология и патогенез болезни Альцгеймера
- 1.2.2 Этиология и патогенез сосудистых когнитивных расстройств
- 1.2.3 Этиология и патогенез смешанной деменции
- 1.2.4 Этиология и патогенез лобно-височной деменции
- 1.2.5 Этиология и патогенез деменции с тельцами Леви
- 1.3 Эпидемиология заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)
- 1. 4 Особенности кодирования заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем
- 1.5 Классификация заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)
- 1.5.1 Классификация болезни Альцгеймера
- 1.5.2 Классификация сосудистых когнитивных расстройств
- 1.5.3 Классификация смешанной деменции
- 1.5.4 Классификация лобно-височной деменции
- 1.5.5 Классификация деменции с тельцами Леви
- 1.6 Клиническая картина заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)
- 1.6.1 Клиническая картина болезни Альцгеймера
- 1.6.2 Клиническая картина сосудистых когнитивных расстройств
- 1.6.3 Клиническая картина смешанной деменции
- 1.6.4 Клиническая картина лобно-височной деменции
- Поведенческая форма ЛВД
- Речевые формы ЛВД (первичные прогрессирующие афазии)
- 1.6.5 Клиническая картина деменции с тельцами Леви
- 2. Диагностика заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний), медицинские показания и противопоказания к применению методов диагностики
- 2.1 Жалобы и анамнез
- 2.1.1 Общие положения по сбору жалоб и анамнестических сведений у лиц с предполагаемыми когнитивными расстройствами
- 2.1.2 Болезнь Альцгеймера
- 2.1.3 Сосудистые когнитивные расстройства
- 2.1.4 Смешанная деменция
- 2.1.5 Лобно-височная деменция
- 2.1.6 Деменция с тельцами Леви
- 2.2 Физикальное обследование
- 2.2.1 Общие положения по физикальному и неврологическому обследованию лиц с когнитивными расстройствами
- 2.2.2 Болезнь Альцгеймера
- 2.2.3 Сосудистые когнитивные расстройства
- 2.2.4 Смешанная деменция
- 2.2.5 Лобно-височная деменция
- 2.2.6 Деменция с тельцами Леви
- 2.3 Лабораторные диагностические исследования
- 2.3.1 Общие положения по лабораторному обследованию лиц с когнитивными расстройствами
- 2. 3.2 Болезнь Альцгеймера
- 2.3.3 Сосудистые когнитивные расстройства
- 2.3.4 Смешанная деменция
- 2.3.5 Лобно-височная деменция
- 2.3.6 Деменция с тельцами Леви
- 2.4 Инструментальные диагностические исследования
- 2.4.1 Общие положения по инструментальной диагностике когнитивных расстройств
- 2.4.2 Болезнь Альцгеймера
- 2.4.3 Сосудистые когнитивные расстройства
- 2.4.4 Смешанная деменция
- 2.4.5 Лобно-височная деменция
- 2.4.6 Деменция с тельцами Леви
- 2.5 Иные диагностические исследования
- 2.5.1 Общие положения по нейропсихологическому обследованию пациентов с предполагаемыми когнитивными расстройствами
- 2.5.2 Болезнь Альцгеймера
- 2.5.3 Сосудистые когнитивные расстройства
- 2.5.4 Смешанная деменция
- 2.5.5 Лобно-височная деменция
- 2.5.6 Деменция с тельцами Леви
- 3. Лечение, включая медикаментозную и немедикаментозную терапии, диетотерапию, обезболивание, медицинские показания и противопоказания к применению методов лечения
- 3. 1 Общие положения по лечению когнитивных расстройств
- Лечение недементных когнитивных расстройств
- Лечение деменции
- Коррекция некогнитивных нервно-психических расстройств
- 3.2 Лечение болезни Альцгеймера
- Антихолинэстеразные средства (ИХЭ)
- Мемантин**
- Комбинированная терапия
- Адъювантная терапия
- Симптоматическая терапия некогнитивных нервно-психических расстройств
- 3.3 Лечение сосудистых когнитивных расстройств
- 3.4 Лечение смешанных когнитивных расстройств (смешанной деменции)
- 3.5 Лечение лобно-височной деменции
- 3.6 Лечение деменции с тельцами Леви
- Лечение когнитивных нарушений
- Коррекция психотических нарушений
- Лечение других нервно-психических нарушений
- Лечение вегетативных нарушений
- Лечение паркинсонизма
- 4. Медицинская реабилитация, медицинские показания и противопоказания к применению методов реабилитации
- 5. Профилактика и диспансерное наблюдение, медицинские показания и противопоказания к применению методов профилактики
- 5.1 Профилактика
- 5.2 Диспансерное наблюдение
- 6. Организация оказания медицинской помощи
- 7. Дополнительная информация (в том числе факторы, влияющие на исход заболевания или состояния)
- Критерии оценки качества медицинской помощи
- Список литературы
- Приложение А1. Состав рабочей группы по разработке и пересмотру клинических рекомендаций
- Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций
- Порядок обновления клинических рекомендаций.
- Приложение А3. Справочные материалы, включая соответствие показаний к применению и противопоказаний, способов применения и доз лекарственных препаратов, инструкции по применению лекарственного препарата
- Критерии установления диагноза отдельных нозологических форм когнитивных расстройств
- Критерии установления диагноза болезни Альцгеймера
- Критерии установления диагноза сосудистого когнитивного расстройства (сосудистой деменции)
- Критерии установления диагноза смешанной деменции
- Критерии установления диагноза лобно-височной деменции
- Критерии установления диагноза деменции с тельцами Леви
- Приложение Б. Алгоритмы действий врача
- Алгоритм 1. Организация первичной медико-санитарной помощи больным с когнитивными расстройствами (врач общей практики, врач-терапевт)
- Приложение В. Информация для пациента
- Приложение Г1 — ГN. Шкалы оценки, вопросники и другие оценочные инструменты состояния пациента, приведенные в клинических рекомендациях
- Приложение Г1. Краткая шкала оценки психического статуса
- Приложение Г2. Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA-тест)
- Шаблон (Вариант N 1)
- Вариант N 2
- Вариант N 3
- Приложение Г3. Адденбрукская когнитивная шкала (модифицированная)
- Внимание и ориентация
- Память
- Речевая активность
- Речь
- Зрительно-пространственные функции
- Пояснение
- Приложение Г4. Модифицированная методика Мини-Ког
- Приложение Г5. Батарея тестов для оценки лобной дисфункции
- Приложение Г6. Тест рисования часов
- Приложение Г7. Тест свободного и ассоциированного селективного распознавания с непосредственным воспроизведением
- Приложение Г8. Тест 5 (12) слов
- Список слов для запоминания и категориальные подсказки в тесте «12 слов»
- Приложение Г9. Методика «вербальных ассоциаций» (литеральных и категориальных)
- Приложение Г10. Тест символьно-цифрового кодирования
- Приложение Г11. Бостонский тест называния
- Приложение Г12. Методика «Таблицы Шульте»
- Приложение Г13. Тест слежения
- Приложение Г14. Повторение цифр в прямом и обратном порядке
- Приложение Г15. Тест 3-КТ
- Приложение Г16. Клиническая рейтинговая шкала деменции
- Приложение Г17. Шкала общего ухудшения
- Приложение Г18. Шкала оценки инструментальной деятельности в повседневной жизни Лоутона
- Приложение Г19. Индекс активности в повседневной жизни (индекс Бартел)
- Приложение Г20. Опросник информантов о когнитивном снижении у пожилых
- Приложение Г21. Опросник функциональной активности
- Приложение Г22. Опросник для скрининга деменции AD8
- Приложение Г23. Нейропсихиатрический опросник
- Приложение Г24. Гериатрическая шкала депрессии
- Приложение Г25. Шкала Гамильтона для оценки депрессии
- Приложение Г26. Госпитальная шкала тревоги и депрессии
- Приложение Г27. Шкала оценки спутанности сознания (делирия)
- Приложение Г28. Метод визуальной оценки атрофии медиальных отделов височных долей Шелтенса
- Приложение Г29. Тест распознавания эмоций
- Приложение Г30. Шкала антихолинергической нагрузки ACB
- Приложение Г31. Аризонский опросник для родственников
- Приложение Г32. Опросник для самодиагностики когнитивного расстройства Макнера и Кана
Клинические рекомендации
Когнитивные нарушения и расстройства | Стационар «Новая медицина»
Нарушения памяти, мышления, неправильная оценка окружающего мира, неспособность к учебе, снижение концентрации и внимания – все это когнитивные расстройства и иногда их называют когнитивные нарушения. Такое состояние можно встретить у людей разного возраста, но после 65 лет более 20% людей страдают ими. Они развиваются довольно медленно, и пожилой человек долгое время может оставаться самостоятельным, но уже через 5 лет более чем у 60% таких больных развивается когнитивная деменция.
Описание болезниЗаболевание может развиться как у детей, так и у взрослых, и выраженность ее симптоматики зависит от причин, вызывавших его. Чем больше поражения головного мозга, тем больше выражены и быстрее развиваются когнитивные расстройства. При медленном развитии болезни, например, при атрофических процессах, возникающих с возрастом, нарушается память, возникают проблемы с мышлением. Больные постепенно теряют возможность планировать свой день, забывают об уходе за собой, становятся неопрятными, неаккуратными. Если не лечить пациента, то такие процессы постепенно приведут к когнитивной деменции или слабоумию.
Если когнитивные нарушения мозга возникают быстро, неожиданно, например, при острых сосудистых патологиях (инсульт), то в процесс постепенно вовлекаются и другие участки мозговой ткани и в течение короткого времени человек может стать полным инвалидом.
ПричиныКогнитивные расстройства могут быть функциональные и органические. Функциональные связаны со стрессами, переутомлением, их можно и нужно лечить лекарственными средствами. Органические поражения могут вызываться травмами, инфекциями, сосудистыми поражениями. Так, при атеросклерозе, гипертонической болезни и многих других заболеваниях, провоцирующих изменения сосудистого тонуса, нарушается кровоснабжение и питание мозговых клеток.
Снижение питания клеток, поступление к ним кислорода способствует их гибели и атрофии мозга, это и вызывает клиническую картину у больных. Такое состояние чаще встречается у пожилых людей. Именно когнитивные сосудистые нарушения в 60% случаев приводят к старческому маразму, слабоумию, деменции.
Нельзя исключать также наследственную предрасположенность к таким изменениям, например, болезнь Альцгеймера, Паркинсона также имеют в своем составе сосудистую составляющую. Актуальность проблемы в том, что больные постепенно становятся замкнутыми, они не могут обслужить себя, приготовить поесть, сходить в магазин за продуктами. Им требуется помощь близких и родственников, особенно если они проживают одни.
Клиническая картинаЧаще всего болезнь начинается с незначительных проблем памяти, человек забывает самую привычную для него информацию. Например, ходил ли в магазин, куда подевались очки, какой сегодня день недели. Затем из памяти выпадают большие куски, чаще это та информация, о которой он узнал недавно, события последних лет. Причем то, что происходило в молодости остается в памяти и даже воспринимается более ярко.
К нарушениям памяти присоединяются другие когнитивные нарушения, проблемы с простыми вычислениями: трудно посчитать сдачу в магазине, распределить свой день, чтобы успеть выполнить все необходимое. Снижается критичное отношение к себе, пациент становится неопрятным, со стороны это может показаться ленью, но это не совсем так. Возможно, подумав о том, что необходимо переодеть загрязненную одежду, человек просто не может сконцентрироваться на этой задаче, быстро забывает о ней.
Указывая на его проступки, можно встретить агрессию, непонимание, обиду. Это сильно осложняет отношения в семье, многие семьи распадаются, когда возникает необходимость переселить к себе родственника с когнитивными нарушениями, а если в семье есть дети, подростки им очень трудно объяснить, почему бабушка или дедушка себя так ведут.
На более поздних стадиях нарушения памяти усугубляются, пожилой человек перестает узнавать знакомых, близких ему людей, может появиться страх, мании, это уже говорит о переходе когнитивных расстройств в деменцию. Очень опасно оставлять таких людей без присмотра, они могут выйти из дома и потеряться даже на знакомой территории. Необходимо вовремя выявлять когнитивные расстройства и постараться лечить их. В некоторых случаях это поможет замедлить процесс.
Диагностика и лечениеУчитывая, что в процессе поражения мозга часто важную роль играют гипертоническая болезнь, атеросклероз, которые приводят к острым сосудистым нарушениям, надо обязательно обратиться к врачу. После некоторых исследований и установления причин когнитивных нарушений, врач назначит препараты, корректирующие уровень холестерина, снижающие артериальное давление. Но лекарственные препараты надо принимать регулярно, о чем больные чаще всего забывают.
Необходимо также проводить контроль артериального давления, следить за нормальным питанием пациента. Больные с когнитивными расстройствами теряют чувство реальности и меры. Они могут долгое время не чувствовать голода и, наоборот, у них может развиться булемия.
Опасность заключается также в том, что неадекватно оценивая окружающий мир, они могут использовать в пищу просроченные продукты, случайно принять химические вещества, моющие средства, не предназначенные для употребления в пищу и тем самым навредить себе. Их неопрятность вызывает конфликты с родственниками, соседями, а забывчивость может создать опасность и для окружающих, например, незакрытый газ, вода.
Оставлять их без присмотра постепенно становится невозможно, родным приходится по очереди наблюдать за ними, осуществлять уход или приглашать наемную сиделку. Еще одно решение такой проблемы – это поместить пациента в дом престарелых. Это позволит родственникам заняться своими проблемами, карьерой, детьми. Пансионат для пожилых людей имеет квалифицированный медицинский персонал, который может проводить круглосуточное наблюдение и лечение пациента, проследит за ним и организует его досуг.
Cognitive Deficits — StatPearls — NCBI Bookshelf
Непрерывное образование
Познание — это умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств. Он охватывает различные аспекты интеллектуальных функций и процессов высокого уровня, таких как внимание, память, знания, принятие решений, планирование, рассуждение, суждение, восприятие, понимание, язык и зрительно-пространственные функции, среди прочего. «когнитивный дефицит» — это всеобъемлющий термин, используемый для описания нарушения различных областей познания. В этом упражнении рассматривается оценка и лечение когнитивного дефицита и подчеркивается роль межпрофессиональной команды в оценке и улучшении ухода за пациентами с этим заболеванием.
Цели:
Обобщите факторы риска развития когнитивного дефицита.
Опишите типичную картину пациента с когнитивным дефицитом.
Ознакомьтесь с вариантами лечения, доступными при когнитивном дефиците.
Опишите важность координации и коммуникации между межпрофессиональной командой при оценке и лечении пациентов с когнитивными нарушениями.
Введение
Познание – это умственное действие или процесс приобретения знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств. Он охватывает различные аспекты интеллектуальных функций и процессов высокого уровня, таких как внимание, память, знания, принятие решений, планирование, рассуждение, суждение, понимание восприятия, язык и зрительно-пространственные функции. Когнитивные процессы используют существующие знания и генерируют новые знания.
«Когнитивный дефицит» — это всеобъемлющий термин, используемый для описания нарушения различных областей познания. Когнитивный дефицит не ограничивается каким-либо конкретным заболеванием или состоянием, но может быть одним из проявлений чьего-то основного состояния. Он также используется взаимозаменяемо с «когнитивными нарушениями». Это может быть краткосрочное состояние или прогрессирующее и постоянное состояние.
С другой стороны, когнитивные расстройства представляют собой более обширную группу нейрокогнитивных расстройств (DSM-5). Когнитивные расстройства определяются как любое расстройство, которое значительно ухудшает когнитивные функции человека до такой степени, что нормальное функционирование в обществе невозможно без лечения. Болезнь Альцгеймера — наиболее известное состояние, связанное с когнитивными нарушениями.
Этиология
Когнитивные нарушения могут возникать с рождения или быть вызваны более поздними факторами окружающей среды, такими как черепно-мозговая травма, психические заболевания, неврологические расстройства. Не у всех пожилых людей будет когнитивный дефицит, но когнитивный дефицит чаще встречается у пожилых людей.
Некоторые из ранних причин когнитивного дефицита включают хромосомные аномалии/генетические синдромы, внутриутробное воздействие наркотиков, недоедание, отравление свинцом или другими тяжелыми металлами, неонатальную желтуху, гипогликемию, гипотиреоз, недоношенность, гипоксию, травму или жестокое обращение с детьми.
В детстве или подростковом возрасте в результате многих состояний может развиться когнитивный дефицит. Некоторые примеры включают побочные эффекты терапии рака, отравление тяжелыми металлами, недоедание, нарушения обмена веществ, аутизм и иммунные состояния, такие как системная красная волчанка.
С возрастом такие состояния, как инсульт, делирий, слабоумие, депрессия, шизофрения, хроническое употребление алкоголя, злоупотребление психоактивными веществами, опухоли головного мозга, дефицит витаминов, гормональный дисбаланс и некоторые хронические заболевания могут вызывать когнитивный дефицит. Патологии головного мозга, такие как болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, деменция с тельцами Леви, болезнь Гентингтона, деменция при ВИЧ, прионная болезнь, проявляются когнитивным дефицитом. Лекарства, такие как седативные средства, транквилизаторы, антихолинергические средства, глюкокортикоиды, также связаны с когнитивным дефицитом. Травма головы и инфекция головного мозга или мозговых оболочек могут вызвать когнитивный дефицит в любом возрасте.[1][2]
Эпидемиология
Частоту когнитивного дефицита, вызванного различными причинами, трудно предсказать, и она точно не установлена. Однако пожилой возраст является наиболее важным фактором когнитивных нарушений. Болезнь Альцгеймера — наиболее известное состояние, связанное с когнитивными нарушениями. Приблизительно 5,5 миллиона человек страдают болезнью Альцгеймера в США, а распространенность во всем мире оценивается более чем в 24 миллиона человек.
Распространенность и заболеваемость болезнью Альцгеймера среди афроамериканцев были примерно в два раза выше, чем среди американцев европейского происхождения. Прогнозируется, что заболеваемость деменцией будет удваиваться каждые 10 лет после 60 лет. Возрастная заболеваемость болезнью Альцгеймера значительно увеличивается с менее чем 1% в год до 65 лет до 6% в год после 85 лет. [3][4]
Патофизиология
Общая патология снижения/дефицита когнитивных функций представляет собой повреждение нервной ткани. Это включает повреждение серого вещества, которое включает кору и таламус, базальные ганглии и белое вещество, которое включает покрытия аксонов соединений между областями серого вещества. Повреждение определенных областей отвечает за определенные дефициты. Например, повреждение теменной доли может привести к неспособности одеваться или нарушению зрительно-пространственной функции. Повреждение систем лобных долей может вызвать дефицит планирования и абстрактного понимания, а повреждение височных долей вызывает дефицит речи и памяти.
Причины этого повреждения связаны с токсичностью нейронов из-за метаболических нарушений или тяжелых металлов или других токсинов, таких как толуол или инфекции, или из-за ишемического повреждения из-за инсульта или кровоизлияния или прямых травм, таких как черепно-мозговая травма или рак, или операция. Повреждение также может быть вызвано нейродегенеративными процессами, такими как болезни Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз или болезнь Гентингтона. Эти заболевания, по-видимому, непосредственно повреждают нейронную ткань посредством иммунологического взаимодействия с аномальными белками.
Гистопатология
Большинство деменций подтверждается обнаружением аномальных белков в срезах головного мозга. Болезнь Альцгеймера определяется включениями амилоида и тау-белка в мозговой ткани, деменция Паркинсона и тельца Леви поддерживается тельцами Леви, а лобная деменция — включениями тау-белка. Паркинсоноподобное заболевание также связано с включениями синуклеина. Прионовые заболевания вызывают аномально свернутые белки, называемые прионами, в тканях головного мозга.
Анамнез и физикальный
Когнитивный дефицит — это не болезнь сама по себе, а проявление основного состояния. Пациент может заметить эти изменения сам, или в большинстве случаев это замечают лица, осуществляющие уход, и друзья пациента. У пациентов обычно наблюдается следующее:
Проблемы с запоминанием (часто задают один и тот же вопрос или повторяют одну и ту же историю снова и снова)
Трудности в изучении новых вещей и концентрации внимания
Проблемы со зрением и проблемы с речью
Трудности узнавания людей и места. Они часто находят новые места или ситуации ошеломляющими.
Спутанность сознания или возбуждение.
Изменения настроения
Изменение поведения, речи,
Трудности даже при выполнении обычных повседневных задач
Когнитивные нарушения могут возникать и исчезать или нарастать и ослабевать. Когнитивные нарушения могут быть легкими, тяжелыми или какими-то промежуточными. При легком нарушении наблюдаются изменения когнитивных функций, но человек все еще может заниматься своими повседневными делами. Тяжелые уровни нарушений (деменция) могут привести к тому, что человек не сможет жить самостоятельно из-за неспособности планировать и выполнять обычные задачи (повседневная деятельность/полезная деятельность в повседневной жизни) и применять суждения.
Когнитивные нарушения могут сопровождаться различными другими симптомами, в зависимости от основного расстройства или состояния. Иногда они могут проявляться как неотложные случаи и могут потребовать неотложных спасательных вмешательств.
Инфекционные причины могут проявляться лихорадкой, сыпью, головной болью, тошнотой, рвотой, ригидностью затылочных мышц, недомоганием, судорогами и др.
Может сопровождаться нарушением обмена веществ и проявляться болями в животе, тошнотой, рвотой, тахикардией, брадикардией, утомляемостью, мышечной слабостью, одышкой, сильной жаждой, проблемами с мочеиспусканием и даже потерей сознания.
Когнитивные расстройства могут сопровождаться симптомами других проблем, таких как черепно-мозговая травма, инсульт или слабоумие. У пациента могут быть изменения поведения или личности, потеря сознания, изменения зрения, дисбаланс, сильные головные боли, судороги, изменения сна, онемение, слабость и паралич.
Когнитивное расстройство включает делирий, а также легкие и серьезные нейрокогнитивные расстройства, которые могут проявляться следующим образом:
Делирий развивается очень быстро и в течение короткого периода времени. Он в основном характеризуется нарушениями в познании. Другими проявлениями являются спутанность сознания, дезориентация, возбуждение, а также изменение сознания. Галлюцинации и иллюзии могут быть обычным явлением. Это также затрудняет обработку новой информации и ситуационную осведомленность. Его начало колеблется от минут до часов, а иногда и дней. Однако это длится от нескольких часов до нескольких недель. Это также может сопровождаться невнимательностью, перепадами настроения или ненормальным поведением. Обычно причиной этого является основное медицинское или хирургическое заболевание. Делирий во время пребывания в стационаре может привести к осложнениям и длительным срокам пребывания.
Легкие и серьезные нейрокогнитивные расстройства обычно связаны с пожилыми людьми. Эти расстройства развиваются медленно и в основном характеризуются потерей памяти в дополнение к когнитивным нарушениям. Также могут быть психозы, возбуждение и изменения настроения. Разница между легкими и серьезными нейрокогнитивными расстройствами в основном основана на тяжести симптомов. Большое нейрокогнитивное расстройство (ранее известное как деменция) характеризуется значительным снижением когнитивных функций и развитием зависимости. Легкое нейрокогнитивное расстройство характеризуется умеренным снижением когнитивных функций, и пациент все еще независим. Для постановки диагноза необходимо исключить делирий и другие психические расстройства. При необратимых причинах слабоумия, таких как возраст, снижение познавательной способности и памяти происходит на протяжении всей жизни.[5][6][7][8]
Оценка
Оценка состоит из подробного анамнеза пациента и членов семьи (включая начало, продолжительность, симптомы, влияние, влияние на повседневную деятельность и изменения по сравнению с предыдущим уровнем выполнения и функционирования пациента) и клиническая оценка пациента, которая включает в себя широкий спектр информации, собранной в результате физических, неврологических и психических обследований.
Анамнез, собранный у пациента и сопровождающих его членов семьи/друзей, должен быть сосредоточен на следующем:
Изменения когнитивных функций (начало, течение и примеры)
Изменение функционального состояния-Уход за собой (приготовление пищи, тестирование, гигиена, финансы)
Физические симптомы (тошнота, рвота, зрение, слух, речь, равновесие, походка, равновесие, ощущения и двигательные функции)
Психиатрические симптомы (изменения настроения, изменения поведения и личности)
Текущие лекарства, если таковые имеются
Существуют различные инструменты скрининга, используемые пациентами, семьями и врачами для оценки когнитивных способностей пациента. Скрининг предназначен для выявления тех пациентов, которые заслуживают полной диагностической оценки. Врачи часто оценивают психическое состояние пациента с помощью краткого теста, такого как мини-обследование психического состояния (MMSE). Тем не менее, эксперты определили несколько новых и улучшенных инструментов, подходящих для использования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Популярными инструментами, используемыми врачами первичного звена, являются:
Когнитивная оценка врача общей практики (GPCOG)
Скрининг нарушений памяти (MIS)
Монреальская когнитивная оценка (MoCA)
Mini-Cog
Память и исполнительный скрининг (MES) и т. д.
Краткий опросник о снижении когнитивных функций у пожилых людей (IQCODE), Шкала оценки тяжести деменции (DSRS), AD-8 и Оценка познания врачом общей практики (GPCOG) могут использоваться для сбора информации от опекуна/ члены семьи. Лица, не прошедшие эти тесты, нуждаются в дальнейшем диагностическом обследовании или направлении к специалисту. Кроме того, более подробное нейропсихологическое тестирование может помочь определить тип и степень нарушения, а также определить, какие умственные способности нарушены.
Разные инструменты имеют разное применение в зависимости от конкретного случая. Например, Монреальский когнитивный тест (МОСА) в основном используется для общего скрининга, поскольку он охватывает широкий спектр когнитивных функций. Мини-обследование психического состояния (MMSE) используется для оценки пациентов с болезнью Альцгеймера из-за его основного внимания к тестированию памяти.
В рамках физического осмотра врач должен провести подробное неврологическое обследование, чтобы определить поражение головного мозга и нервной системы. Эти тесты могут помочь обнаружить неврологические признаки различных патологий головного мозга, таких как инсульт, болезнь Паркинсона, опухоли головного мозга или другие заболевания. Неврологическое обследование включает в себя основы психического состояния, черепных нервов, двигательных и сенсорных функций, рефлексов, координации, равновесия и походки.
Другие тесты зависят от сопутствующих физических признаков и симптомов. Он может включать общий анализ крови, анализы щитовидной железы, уровни витамина B12, базовую метаболическую панель, анализ мочи, тесты функции печени и почек, которые могут помочь выявить различные инфекционные причины и нарушения обмена веществ. Кроме того, визуализация головного мозга, такая как КТ и МРТ, может быть полезна для выявления патологий головного мозга, таких как опухоли головного мозга, кровотечения или инсульт.
Лечение/управление
Лечение когнитивного дефицита зависит от того, что на самом деле вызывает нарушение. Если это вызвано болезнью или состоянием, то, скорее всего, оно выздоровеет после лечения. Инфекции и метаболические синдромы, депрессия, заболевания щитовидной железы и действие лекарств являются некоторыми излечимыми причинами снижения когнитивных функций. Для когнитивных расстройств требуется детальная оценка и лечение, а вмешательства сосредоточены в основном на улучшении качества жизни и ограничении остаточных дефектов.
Не существует фармакологического лечения легких когнитивных нарушений. Руководство сосредоточено на продвижении функционального статуса. Консультирование является очень важным компонентом ведения пациента. Эти люди подвергаются повышенному риску возникновения проблем с подвижностью и повторяющихся падений. Проблемы со зрением и слухом необходимо решать и исправлять. Людям с апноэ во сне может помочь постоянное положительное давление в дыхательных путях (CPAP). Нет установленных доказательств того, что лечение депрессии улучшает когнитивные нарушения. Отрицательное влияние антихолинергических препаратов на когнитивные функции у пожилых людей отмечено. Следует избегать лечения антидепрессантами, особенно с амитриптилином, нортриптилином и пароксетином (с выраженными антихолинергическими свойствами). Пробная отмена, управление и упрощение приема лекарств у пожилых людей может привести к эффективному улучшению когнитивной функции.
Для лечения бреда необходимо сначала установить его причину. Лекарства, такие как нейролептики или бензодиазепины (BZD), в некоторых случаях могут помочь уменьшить симптомы. В случаях злоупотребления алкоголем или недоедания рекомендуются добавки витамина B. Некоторые крайние случаи также требуют жизнеобеспечения. Ginkgo biloba — популярная растительная добавка, которая, как считается, улучшает когнитивные функции и память. Однако в рандомизированных контрольных исследованиях он не смог предотвратить снижение когнитивных функций у людей с легкими когнитивными нарушениями или нормальными когнитивными функциями.[11][12][10]
Физическая активность, когнитивные тренировки и упражнения, правильный сон и методы релаксации могут помочь когнитивному здоровью. Средиземноморская диета может помочь людям с когнитивными нарушениями. Трудотерапия фокусируется на обучении пациентов различным стратегиям минимизации влияния когнитивных нарушений на повседневную жизнь. Подходы к окружающей среде, такие как уменьшение шума вокруг пациента, помогают пациенту сосредоточиться на задачах и уменьшить отвлечение внимания, спутанность сознания и разочарование. Они следят за тем, чтобы больной находился рядом с привычными предметами и окружающей помощью. Психотерапия и психосоциальная поддержка пациентов и их семей свидетельствуют о лучших результатах при четком понимании и правильном лечении расстройства и, следовательно, поддержании лучшего качества жизни для всех участников.
Болезнь Альцгеймера неизлечима, но доступные лекарства замедляют ухудшение симптомов деменции и помогают улучшить когнитивные и поведенческие проблемы, возникающие в ходе болезни. Стандартное лечение болезни Альцгеймера включает ингибиторы холинэстеразы и частичный антагонист N -метил-d-аспартата. Поведенческие симптомы распространены и могут усугубить когнитивные и функциональные нарушения у пациентов. Вторичные симптомы болезни Альцгеймера, такие как депрессия, бред, возбуждение, агрессия, нарушения сна и галлюцинации, также нуждаются в лечении. Регулярно используются психотропные препараты, такие как антидепрессанты, анксиолитики, нейролептики, бета-блокаторы, противопаркинсонические средства и противоэпилептические препараты (из-за их влияния на поведение). Снижение когнитивных функций при нормальном старении обычно незначительное и требует только поведенческих и поддерживающих вмешательств.[6][8][10][13][14]
Дифференциальный диагноз
Когнитивный дефицит — это не болезнь сама по себе, а проявление основного состояния. Некоторые болезненные состояния, связанные с когнитивным дефицитом:
Нарушения развития (синдром Дауна)
Черепно-мозговая травма
Рассеянный склероз 9
Болезнь Паркинсона
Деменция с тельцами Леви
Алкоголь, наркотики, токсины
Синдром Вернике-Корсакова
Прогноз
прогноз когнитивного дефицита зависит от основной причины. Есть много причин, таких как прием лекарств, депрессия, заболевания щитовидной железы и инфекции, которые поддаются коррекции. В то время как такие состояния, как болезнь Альцгеймера, нельзя обратить вспять, а можно только замедлить прогрессирование. Многие причины когнитивного дефицита представляют собой острые состояния, угрожающие жизни, и без надлежащего медикаментозного или хирургического лечения могут привести к значительной заболеваемости и смертности. Для пациентов с диагнозом болезни Альцгеймера средняя продолжительность жизни в возрасте 65 лет и старше составляет от 4 до 8 лет. Некоторые люди с болезнью Альцгеймера даже могут прожить до 20 лет после появления первых признаков заболевания.
В некоторых случаях когнитивный дефицит может быть симптомом основного серьезного или опасного для жизни состояния, которое может быть опасным для жизни. К ним относятся:
Опухоль головного мозга
Инсульт
Энцефалит
Менингит
Черепно-мозговая травма
Тепловой удар или глубокое обезвоживание
Почечная недостаточность
Сепсис
Травма или опухоль спинного мозга
Таким образом, прогноз зависит от различных факторов. [15]
Осложнения
Когнитивный дефицит может сосуществовать с различными серьезными заболеваниями и состояниями. Поэтому несвоевременное обращение за медицинской помощью может привести к серьезным осложнениям и даже необратимым повреждениям. После того, как основное заболевание диагностировано, важно следовать правильному плану лечения, чтобы снизить риск потенциальных осложнений, которые могут включать:
Задержка развития и отставание в развитии
Неспособность к обучению
Дефекты речи и слуха
Парез/паралич 9 0005
Постоянные когнитивные нарушения
Постоянные сенсорные нарушения
Физические инвалидность
Изменения личности
Постоянная потеря памяти
Потеря независимости
Падения/травмы
Кома
Сдерживание и обучение пациентов
Возраст – основная причина нарушения когнитивных функций. Другие факторы риска включают семейный анамнез, отсутствие физической активности и заболевания/состояния, такие как болезнь Паркинсона, болезни сердца, инсульт, черепно-мозговая травма, рак головного мозга, употребление наркотиков, токсинов и диабет. Люди могут снизить риск когнитивных нарушений, сохраняя физическую активность, соблюдая здоровую диету и поддерживая нормальный уровень артериального давления, сахара и холестерина в крови. Некоторые причины когнитивных нарушений, такие как инфекции, побочные эффекты лекарств, депрессия и дефицит витамина B12, поддаются лечению. Важно выявить людей, у которых проявляются признаки когнитивных нарушений, чтобы гарантировать, что они будут обследованы медицинским работником и получат надлежащий уход или лечение.
Помимо старения, считается, что гипертония, диабет, гиперхолестеринемия, курение и ожирение ответственны за клиренс амилоида (белка) из мозга, что, в свою очередь, увеличивает риск развития болезни Альцгеймера. В частности, более высокий риск болезни Альцгеймера связан с присутствием ряда этих факторов риска одновременно и в то время, когда человеку за 50. Поэтому очень важно поддерживать здоровое кровяное давление, уровень сахара в крови и уровень холестерина в крови.
Окружающие и поведенческие вмешательства полезны, особенно при решении поведенческих проблем. Простые подходы, такие как шумоподавление и перенаправление внимания, поддержание привычной обстановки, обеспечение объектов безопасности, контроль личного комфорта и избегание конфронтации, могут помочь в решении поведенческих проблем. Доказано, что регулярные аэробные упражнения и средиземноморская диета замедляют прогрессирование болезни Альцгеймера.
В Интернете доступны различные тесты памяти и когнитивных функций. Важно понимать, что эти тесты дают вам только общее представление о когнитивных нарушениях у человека. Тем не менее, консультация с врачом и полное медицинское обследование всегда необходимы, прежде чем ставить какой-либо диагноз и начинать лечение. Болезнь Альцгеймера и деменция могут создать хаос не только для пациента, но и для его семьи, друзей и общества. Таким образом, управление охватывает роль врачей, самих пациентов, семьи и друзей, а также политиков. Разработчики политики в области здравоохранения должны изучить изменения политики и инициативы, которые увеличат поддержку, расширят исследования и, в конечном итоге, улучшат качество жизни людей с когнитивными нарушениями, а также их семей.
Улучшение результатов медицинского персонала
Когнитивные нарушения могут быть проявлением различных системных состояний. Поэтому требуется, чтобы межпрофессиональная команда действовала на основе комплексного и скоординированного подхода, чтобы тщательно поставить конкретный диагноз и начать необходимые вмешательства. Многие медицинские работники, в том числе врачи первичной медико-санитарной помощи и медсестры, психиатры, физиотерапевты, диетологи, лица, осуществляющие уход, а также социальные работники, работают вместе, чтобы гарантировать, что пациент с когнитивным дефицитом остается в безопасности и ведет надлежащее качество жизни. [Уровень-5]
Поскольку эти пациенты страдают от дефицита сенсорной и сенсорной обработки, команда может помочь пациенту и его семье, как преодолеть эти проблемы. Например, у пациента с болезнью Альцгеймера часто бывает апраксия одевания, поэтому пациенту легче надевать пуговицы и вещи, которые завязываются, в одежде с липучками или без рукавов.
Пациенты с деменцией часто не могут жевать и координировать глотание, поэтому консультации по диете и речи могут быть полезны, чтобы помочь пациенту получать удовольствие от еды и питья без риска аспирационной пневмонии.
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Беланофф Дж.К., Гросс К., Ягер А., Шацберг А.Ф. Кортикостероиды и познание. J Psychiatr Res. 2001 г., май-июнь; 35(3):127-45. [PubMed: 11461709]
- 2.
Калачник Ю. Е., Ханзель Т.Е., Севенич Р., Хардер С.Р. Бензодиазепиновые поведенческие побочные эффекты: обзор и последствия для людей с умственной отсталостью. Ам Джей Мент Ретард. 2002 г., сен; 107 (5): 376–410. [В паблике: 12186578]
- 3.
Mayeux R, Stern Y. Эпидемиология болезни Альцгеймера. Колд Спринг Харб Перспект Мед. 2012 Aug 01;2(8) [бесплатная статья PMC: PMC3405821] [PubMed: 22908189]
- 4.
Rajan KB, Weuve J, Barnes LL, Wilson RS, Evans DA. Распространенность и частота клинически диагностированной деменции при болезни Альцгеймера с 1994 по 2012 год в популяционном исследовании. Демент Альцгеймера. 2019 Янв;15(1):1-7. [Бесплатная статья PMC: PMC6531287] [PubMed: 30195482]
- 5.
Morley JE, Morris JC, Berg-Weger M, Borson S, Carpenter BD, Del Campo N, Dubois B, Fargo K, Fitten LJ, Flaherty JH, Ganguli M, Grossberg GT, Malmstrom TK, Petersen Р.Д., Родригес С., Сайкин А.Дж., Шелтенс П., Тангалос Э.Г., Вергезе Дж. , Уилкок Г., Винблад Б., Ву Дж., Веллас Б. Здоровье мозга: важность распознавания когнитивных нарушений: консенсусная конференция IAGG. J Am Med Dir Assoc. 01 сентября 2015 г .; 16 (9): 731-9. [Бесплатная статья PMC: PMC4822500] [PubMed: 26315321]
- 6.
Лопес О.Л. Легкие когнитивные нарушения. Континуум (Миннеап Минн). 2013 Апр; 19 (2 Деменция): 411-24. [Бесплатная статья PMC: PMC3915547] [PubMed: 23558486]
- 7.
Триведи Дж.К. Когнитивные нарушения при психических расстройствах: Текущее состояние. Индийская психиатрия. 2006 Январь; 48 (1): 10-20. [Бесплатная статья PMC: PMC2913637] [PubMed: 20703409]
- 8.
Torpy JM, Burke AE, Glass RM. Страница пациента JAMA. Бред. ДЖАМА. 2008 24 декабря; 300(24):2936. [PubMed: 19109124]
- 9.
Zhuang L, Yang Y, Gao J. Инструменты когнитивной оценки для скрининга легких когнитивных нарушений. Дж Нейрол. 2021 Май; 268(5):1615-1622. [PubMed: 31414193]
- 10.
Ланга К.М., Левин Д.А. Диагностика и лечение легких когнитивных нарушений: клинический обзор. ДЖАМА. 2014 17 декабря; 312 (23): 2551-61. [Бесплатная статья PMC: PMC4269302] [PubMed: 25514304]
- 11.
Mendiola-Precoma J, Berumen LC, Padilla K, Garcia-Alcocer G. Терапия для профилактики и лечения болезни Альцгеймера. Биомед Рез Инт. 2016;2016:2589276. [Бесплатная статья PMC: PMC4980501] [PubMed: 27547756]
- 12.
Яннопулу К.Г., Папагеоргиу С.Г. Текущие и будущие методы лечения болезни Альцгеймера. The Adv Neurol Disord. 2013 Январь;6(1):19-33. [Бесплатная статья PMC: PMC3526946] [PubMed: 23277790]
- 13.
Snitz BE, O’Meara ES, Carlson MC, Arnold AM, Ives DG, Rapp SR, Saxton J, Lopez OL, Dunn LO, Раковина KM, DeKosky ST., Ginkgo Evaluation of Memory (GEM) Исследователи исследования. Гинкго билоба для предотвращения снижения когнитивных функций у пожилых людей: рандомизированное исследование. ДЖАМА. 2009 г.23 декабря; 302 (24): 2663-70. [Бесплатная статья PMC: PMC2832285] [PubMed: 20040554]
- 14.
Féart C, Samieri C, Rondeau V, Amieva H, Portet F, Dartigues JF, Scarmeas N, Barberger-Gateau P. Приверженность Средиземное море диета, снижение когнитивных функций и риск развития деменции. ДЖАМА. 2009 12 августа; 302 (6): 638-48. [PMC free article: PMC2850376] [PubMed: 19671905]
- 15.
Barnes J, Bartlett JW, Wolk DA, Van Der Flier WM, Frost C. Болезнь различна в зависимости от длины возраста и симптомов при болезни Альцгеймера. Дж. Альцгеймера Дис. 2018;64(2):631-642. [Бесплатная статья PMC: PMC6207933] [PubMed: 29914016]
Как распознать и укротить свои когнитивные искажения
Две вещи, которые я совершил в разных областях, кажутся требующими совершенно разных навыков, но я обнаружил неожиданное совпадение. Первый — это преодоление порочной зависимости от отпускаемых по рецепту обезболивающих, а второй — подготовка тренера по здоровому образу жизни. Общие навыки и практики этих двух опытов включают
- сосредоточенность на благодарности за то, что все идет хорошо в моей жизни и у тех, кто меня окружает
- осознанность и присутствие в данный момент
- здоровые привычки: физические упражнения, правильное питание и, в идеале, сон (не моя специальность!)
- связь с другими людьми, открытое и честное общение и сопереживание, в том числе самосочувствие.
Кроме того, важным компонентом для достижения спокойствия и сосредоточенности, необходимых для того, чтобы быть тренером по здоровому образу жизни и избавиться от зависимости, является умение распознавать и устранять когнитивные искажения, которые мы все используем. Когнитивные искажения — это внутренние ментальные фильтры или предубеждения, которые усугубляют наши страдания, подпитывают нашу тревогу и заставляют нас плохо относиться к себе. Наш мозг постоянно обрабатывает огромное количество информации. Чтобы справиться с этим, наш мозг ищет кратчайший путь, чтобы уменьшить нашу умственную нагрузку. Иногда эти ярлыки полезны, но в других обстоятельствах — например, с этими бесполезными когнитивными фильтрами — они могут принести больше вреда, чем пользы.
Бесполезное мышление и почему мы это делаем
Руминативное мышление — негативные мыслительные паттерны, которые постоянно повторяются в нашем сознании — часто встречается при многих психических расстройствах. Этот тип мышления также способствует несчастью и отчуждению, которые испытывают многие люди. Конечно, не обязательно иметь психиатрический диагноз, чтобы бесполезно размышлять. Большинство из нас делают это в определенной степени в ответ на наше беспокойство по поводу определенных ситуаций и проблем. Руминация может представлять собой постоянную попытку прийти к пониманию или решить проблемы, которые нас беспокоят. К сожалению, при наличии этих когнитивных фильтров это может превратиться в контрпродуктивный и усугубляющий депрессию тип задумчивости. Эти бесполезные фильтры делают любые жизненные обстоятельства, в которых мы оказываемся, гораздо более тревожными и сложными.
Что такое бесполезные когнитивные искажения?
Основные когнитивные искажения следующие (и некоторые из них пересекаются):
- Черно-белое (или все или ничего) мышление: Мне никогда нечего сказать интересного.
- Поспешные выводы (или чтение мыслей): Доктор собирается сказать мне, что у меня рак.
- Персонализация: Наша команда проиграла из-за меня.
- Должен и должен (используя самокритичный язык, который оказывает на вас сильное давление): 905:10 Я должен похудеть.
- Ментальный фильтр (сосредоточение внимания на негативе, например, на одном аспекте изменения здоровья, с которым вы не справились): Я ужасно плохо высыпаюсь.
- Чрезмерное обобщение: Я никогда не найду партнера.
- Увеличение и уменьшение (увеличение отрицательного, уменьшение положительного): Это был всего лишь один здоровый прием пищи.
- Гадание: 905:10 Уровень холестерина у меня зашкаливает.
- Сравнение (сравнение только одной части вашего выступления или ситуации с другой, о которой вы на самом деле не знаете, так что это выставляет вас в негативном свете): Все мои коллеги счастливее меня.
- Катастрофизация (сочетание гадания и размышлений по принципу «все или ничего»; раздувание вещей до невероятных размеров): Это пятно на моей коже, вероятно, рак кожи; Я скоро умру.
- Маркировка: Я просто нездоровый человек.
- Дисквалификация положительного: Я ответил хорошо, но это была удачная догадка.
Эмоциональные рассуждения и игнорирование фактов
Наконец, многие из нас вовлечены в эмоциональные рассуждения, процесс, в котором наши негативные чувства по отношению к себе наполняют наши мысли, как если бы они были основаны на фактах, в отсутствие каких-либо фактов, чтобы поддерживать эти неприятные чувства. Другими словами, ваши эмоции и чувства по поводу ситуации становятся вашим реальным взглядом на ситуацию, независимо от какой-либо информации об обратном. Эмоциональные рассуждения часто используют многие другие когнитивные фильтры для поддержания своего существования, такие как катастрофизация и дисквалификация положительного. Примерами этого может быть мышление:
- Я кит, даже если ты худеешь
- Я плохой ученик, даже если ты получаешь хорошие оценки
- Мой партнер изменяет мне, даже если этому нет доказательств (ревность определяет вашу реальность)
- Меня никто не любит, даже если у тебя есть друзья (одиночество влияет на твое мышление).
Как бороться с когнитивными искажениями и изменять их?
Большая часть устранения наших когнитивных искажений заключается в том, чтобы просто осознавать их и обращать внимание на то, как мы воспринимаем вещи для самих себя. Хорошие умственные привычки так же важны, как и хорошие физические привычки. Если мы будем формировать вещи здоровым, позитивным образом, мы почти наверняка будем испытывать меньше беспокойства и изоляции. Это не означает, что мы игнорируем проблемы, вызовы или чувства, просто мы подходим к ним с готовностью, вместо того чтобы позволять своим мыслям и чувствам усиливать нашу тревогу.
Как человек, который когда-то был экспертом по попаданию в ловушку всех этих фильтров, я научился напоминать себе, что что бы ни случилось, я справлюсь с этим, как смогу. Я стараюсь доверять своему будущему я, чтобы эффективно справиться со всем, что жизнь преподнесет мне. Таким образом, нет причин беспокоиться о возможных будущих проблемах здесь и сейчас. Если я беспокоюсь о том, что может произойти, то у меня две проблемы: какая бы гипотетическая задача не возникла в будущем и много бесполезной тревоги, с которой приходится бороться. Как говорится в научно-фантастическом шедевре Дюна, «страх убивает разум». Беспокойство или страх, безусловно, делают меня менее эффективным, независимо от того, чего я пытаюсь достичь.
Один мудрый терапевт однажды сказал мне, например, что если кто-то подрезает вас в пробке, то они просто подрезают случайную машину, а не вас, потому что понятия не имеют, кто вы такой. Так что нет причин принимать это на свой счет. Персонализация таких ситуаций просто расстраивает. Если вы не принимаете это на свой счет, это меняет его с «придурок, подрезал меня» на «люди должны ездить более безопасно».
Я также избегаю ненужных катастроф (хотя это может быть сложно, если подумать обо всем, что происходит в нашем мире, включая изменение климата). Прежде всего, я стараюсь не впадать в эмоциональные рассуждения. Никто из нас не лишен всех эмоций, которые могут подорвать наши логические процессы. Все отступают и возвращаются к старым привычкам. Мы стремимся к прогрессу, а не к совершенству.
Если вы сможете освободиться от этих бесполезных когнитивных фильтров, вы станете более успешным, более расслабленным и сможете получать больше удовольствия от отношений.