Что такое лень с точки зрения биологии?
Дмитрий Жуков,
доктор биологических наук
«Химия и жизнь» №6, 2016
Лень, по определению В. И. Даля, это «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству». Совершенно справедливо ее считают недостатком, пороком и даже смертным грехом. Но лень — не абсолютное зло. С точки зрения биологии лень — это чрезмерная реализация принципа экономии энергии.
Все живые организмы стремятся оптимизировать соотношение полученных жизненных ресурсов и затраченной для этого энергии, то есть получить побольше, потратив поменьше. И это не просто умозрительное заключение, а вывод, сделанный на основании измерений. Подсчет энергетических затрат стали активно использовать в исследовании поведения животных примерно с 1970-х годов, чтобы определять приспособительное значение форм поведения. Определение приспособительного значения, или адаптивной ценности той или иной поведенческой формы, — одна из четырех задач этологии, сформулированных нобелевским лауреатом Николасом Тинбергеном.
Использование методологии вычисления баланса затрат и приобретений позволило по-новому увидеть многие проблемы биологии поведения. Например, известно, что птицы поют на заре — почему? Лирическое объяснение — приветствуют наступающий день — не устраивает биологов, людей циничных, ищущих во всем биологическую целесообразность. Крики птиц чаще всего связаны с охраной территории, с репродуктивной активностью, с появлением хищника. Хищников на заре нет, ночные уже легли спать, дневные еще спят. Утренний птичий концерт не может быть брачным сигналом, поскольку происходит круглый год, а не только в сезон размножения. Значит, это, скорее всего, территориальные крики.
Когда стали измерять энергетические затраты на отдельные формы поведения, исследователи были удивлены. Оказалось, что за ночь птицы сильно теряют в весе, например большая синица — до 10% массы тела (точная цифра зависит от температуры воздуха). Следовательно, птицы должны испытывать на заре сильный голод. Так зачем же, как выразился бы простодушный селянин, не евши, не пивши, рожу не мывши, горло драть? Дело в том, что при сумеречном освещении птицы плохо видят, и охота на насекомых, и сбор семян неэффективны в это время суток. Поэтому рассветные часы можно потратить на контакты с соседями, выяснить, кого за прошедшие сутки приели хищники, какие кормовые участки освободились. А после восхода солнца целесообразнее, то есть энергетически выгоднее, не песни петь, а кормиться.
Принцип минимизации энергетических трат соблюдают птицы из отряда врановых Corvus caurinus, когда разбивают раковины, сбрасывая их на камни. Ученые измеряли высоту, с которой они бросают раковины, и подсчитывали количество бросков, необходимых для того, чтобы раковина раскололась. Оказалось, что суммарная высота сброса (произведение количества попыток на расстояние до земли в момент броска) минимальна, если ронять раковину с высоты чуть более 5 м. Именно ее и предпочитают вороны (Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1985).
Хорошо известно, что лень есть двигатель прогресса. Ленивые птицы научились класть орехи на дорогу, где твердую скорлупу раздавливают автомобили. Человек, которому в свое время надоело суммировать одинаковые числа, изобрел операцию умножения. Примеров можно привести множество. Поэтому лень можно назвать лишь чрезмерным следованием адаптивному принципу экономии энергии при удовлетворении актуальной потребности. «Наши недостатки — это продолжение наших достоинств», — справедливо отметил кто-то из французских моралистов. А задолго до него Аристотель в сочинении, названном «Евдемова этика», приводит целую таблицу, в которой каждому свойству человека соответствует его недостаток и излишек. Например, излишек мужества проявляется в безрассудности, а его недостаток мы называем робостью. Два полюса скромности — бесстыдство и застенчивость. В наши дни понятие о золотой середине и вреде крайностей вполне тривиально, но не всегда людям легко увидеть проявление этого принципа в разнообразных частных случаях — будь то лень или, к примеру, депрессия и гнев, да и любые физиологические функции живых организмов.
Вопрос о биологической целесообразности лени усложняется ее многочисленными масками. Часто мы принимаем за проявление лени такие формы поведения, которые определяются не стремлением затратить поменьше сил, средств и времени, а совсем другими потребностями. С другой стороны, некоторые поведенческие формы имеют в своей основе именно потребность минимизации затрат, хотя на лень не похожи. Рассмотрим некоторые из этих ложноположительных и ложноотрицательных масок лени.
Прагматическая маска лени
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — провозгласил Базаров. Часто ленивыми называют людей, которые занимаются вещами, не сулящими никакой практической пользы. Многим кажется, что такие люди занимаются ерундой, потому что им лень прикладывать усилия для накопления некоего видимого, материального ресурса. В «Пикнике на обочине» Стругацких герой размышляет о своем патроне, научном сотруднике: «Сколько уже времени он с этими „пустышками“ бьется, и, по-моему, без всякой пользы для человечества. На его месте я давным-давно бы уже плюнул и чем-нибудь другим занялся за те же деньги». Сам этот персонаж, как мы помним, числился лаборантом, а в нерабочее время занимался высокоприбыльным нелегальным промыслом.
Одно из оправданий непрагматического поведения — его распространенность среди животных. Например, некоторые крысы (как правило, это бета-особи, то есть занимающие вторую, но далеко не последнюю ступень в иерархии) подолгу исследуют новый предмет, помещенный в клетку. Альфа-особи — главные в стае,— убедившись, что незнакомый предмет не представляет опасности и не имеет пищевой ценности, игнорируют его. Аналогичное различие исследовательской активности альфа- и бета-особей недавно было показано для птиц — амадин Гульда (Williams et al., Animal Behaviour, 2012, 84, 1, 159–165, doi:10.1016/j.anbehav.2012.04.025).
Эта закономерность не опровергает принципа экономии энергии. Особи-исследователи, затрачивая энергию на изучение бесполезного предмета, делают долгосрочные инвестиции, ведь условия существования могут измениться, бесполезная сегодня вещь — обрести биологическую значимость. И тогда знания и навыки, приобретенные исследователями, быстро распространятся среди прочих членов их группы. Поэтому любому сообществу живых организмов полезно иметь в своем составе таких «неэкономных» особей.
Дефицит внимания и гиперактивность
Дефицит внимания, часто сопряженный с гиперактивностью, привлек внимание исследователей в последние десятилетия. Соответствующий синдром — СДВГ — все больше интересует врачей. У детей СДВГ обусловлен незрелостью центральной нервной системы, в частности слабостью, неразвитостью систем торможения. Терапевтическим эффектом при СДВГ обладают средства, улучшающие кровоснабжение мозга. Ведь торможение — это очень энергозатратный процесс. Для того чтобы оставаться в неподвижности — двигательной и психической, — нужно затрачивать большое количество энергии. Например, сохранение выражения невозмутимости на лице человека требует работы мимических мышц, причем примерно в три раза большего их количества, чем необходимо для выражения любой эмоции (Эттинген Л. Е. Мифологическая анатомия. М.: ИОИ, 2006). У вполне здоровых, обычных детей случаются приступы гиперактивности, часто к вечеру, когда пора угомониться и идти спать. Это удивляет родителей — пришел с тренировки, должен бы устать, а он бегает, капризничает! Дело именно в том, что ребенок устал. Устала в первую очередь его ЦНС, что проявляется в ослаблении функции торможения и, как следствие, — в двигательном, речевом, психическом возбуждении.
Конечно, СДВГ у детей не имеет отношения к лени. Однако дефицит внимания широко распространен и среди взрослых. Но это уже проявление лени. Людям лень концентрировать внимание — ведь сосредоточение требует активного торможения в ЦНС, а на это нужно расходовать энергию. В результате все шире распространяются клиповое восприятие и клиповое мышление.
Из-за склонности людей к клиповому восприятию один из принципов телевидения и Интернета — короткий кадр. Чтобы удерживать внимание зрителя, кадр должен быть не продолжительнее нескольких секунд. Даже в передаче «Книжное обозрение», шедшей на телеканале «Культура», соблюдался этот принцип. Несмотря на то что передача ориентирована на любителей чтения, казалось бы склонных к сосредоточению, и длилась всего пять минут, кадры мельтешили, как в рекламе или ток-шоу. Ведущий крупным планом, ведущий в профиль, книги общим планом, ведущий с книгой в руке, обложка крупно, ведущий общим планом и т. д. Редкую фразу ведущий заканчивал без смены кадра.
Таким образом, клиповое восприятие основано на нежелании концентрировать внимание, нежелании тратить на это энергию, иными словами, на лени телезрителя, пользователя Интернета, да и простого обывателя.
Заметим, что поощрение неспособности сосредоточиваться, то есть откровенной лени-недостатка, обнаруживается и в современной педагогике, в которой распространен принцип интерактивности. Считается, что без интерактивности никакое обучение невозможно. Действительно, когда речь идет о маленьких детях, это справедливо. Младшие школьники просто не могут смирно просидеть 45 минут, они не в состоянии внимательно слушать и воспринимать информацию так подолгу. Но интерактивность назойливо продвигается и в практику обучения взрослых людей, становится обязательным элементом при построении лекционных курсов. Увлечение интерактивностью — постоянные вопросы, адресованные слушателям, получение ответов, обсуждение этих ответов, — все это превращает лектора в ведущего, а лекцию в шоу.
Мотивационная маска лени
В свое время исследователи были удивлены, обнаружив, что IQ подростков выше, чем у взрослых людей. Неужели люди стремительно глупеют к 30–40 годам? А как же быть с данными о полном созревании головного мозга человека только к 25-летнему возрасту? По счастью, очень быстро выяснили, что все дело в мотивации. Если взрослым испытуемым предварительно сообщали, что результаты тестирования IQ будут учтены при переаттестации кадров, их результаты были значительно лучше, чем у подростков.
Это вполне понятно. Взрослый человек, в отличие от подростка, уже хорошо знает свои достоинства и свои недостатки. Кроме того, у взрослого другие критерии самооценки — профессиональные и карьерные успехи. Его мало интересуют такие абстрактные вещи, как результаты психологических тестов, которые очень важны подросткам, имеющим пока что мало других соревновательных критериев. Наконец, взрослый человек отягощен рядом актуальных проблем, как профессиональных, так и бытовых. Решение этих проблем требует усилий, которые ему просто лень растрачивать на разгадку ребусов, выбор лишних фигур и прочие занятные, но несущественные для него загадки.
Впрочем, взрослого человека можно мотивировать и другим способом, пообещав ему денежное вознаграждение за правильное решение предложенных задач. Тогда он тоже будет стараться. В противном же случае, когда он проходит тест только потому, что его очень попросили, он будет ставить крестики наугад, если задание не решается в течение двух секунд. Наличие мотивации испытуемых и респондентов стоило бы учитывать психологам и социологам, организующим то, что они называют исследованиями.
Психологический тип
Замечательный русский писатель Иван Александрович Гончаров имел прозвище Принц де Лень. Так звали его в обществе, и самому ему это имя очень нравилось. Но был ли автор «Обломова» ленивым человеком? Вовсе нет, судя по тому, сколько он написал. Конечно, собрание его сочинений меньше, чем у Тургенева и Толстого, но Гончаров вынужден был служить, и служил он, занимая должности, отнимавшие много времени и сил. Он вышел в отставку только в 56 лет и только для того, чтобы закончить «Обрыв», писавшийся очень тяжело.
Отчего же появилось это прозвище? Дело в психологических особенностях писателя, которые проявлялись в его поведении. Сам Гончаров отмечал, что наиболее ему ненавистны в петербургской жизни торжественные обеды. Он чуждался светской жизни, да и любой общественной активности, требующей личного присутствия. Живо интересуясь женщинами (см. его сравнительные описания женщин разных народов во «Фрегате „Паллада“»), он так и не женился. В отличие от большинства петербуржцев того времени, он крайне редко менял адреса: через год после кругосветного путешествия поселился на Моховой, где и прожил тридцать лет до самой смерти. Таким образом, его темперамент никак нельзя назвать «кипучим», а, напротив, скорее «ленивым».
Но лень Гончарова не имеет никакого отношения к стремлению экономить энергию, это не та лень, которая составляет существо его самого знаменитого персонажа. Это проявление психологических особенностей данной личности.
И среди животных всех исследованных видов мы тоже обнаруживаем часть особей с низкой двигательной активностью, с низкой активностью социальной. При появлении некой внешней угрозы такие животные проявляют реакцию не бегства, а затаивания. Они показывают высокие способности к решению задач, лишь бы эти решения не требовали лишней беготни и прочей суеты. Такие особи не оттесняются в низ социальной пирамиды. Будучи атакованы, они яростно защищаются, но сами никогда не инициируют конфликт, потому что социально малоактивны.
Таким образом, порой ленью называют слабые проявления двигательной и социальной активности, хотя на самом деле такие люди и животные не экономят энергию, а расходуют на активность, которая малозаметна поверхностному наблюдателю.
Стереотипия — интеллектуальная лень
Говорят, что Исаак Ньютон, отличавшийся многими странностями, выходя из библиотеки, произносил: «Слава Богу, ничего нового». Действительно, мы просматриваем новые поступления для того, чтобы узнать новости, — чему же радоваться, если новостей нет?
Дело в стереотипности мышления. Вообще говоря, стереотипия — это хорошо. Накопление психических, поведенческих и интеллектуальных стереотипов — накопление жизненного и профессионального опыта. Система представлений об окружающем мире дается каждому человеку со значительным трудом. Поэтому переделывать стереотип или же отбрасывать его может только очень неленивый, незаурядный человек.
Говорят, что смена научных парадигм происходит в результате естественного вымирания прежнего поколения ученых. Новое поколение воспринимает революционную парадигму как нечто естественное, поскольку к моменту появления революционных взглядов у этого поколения исследователей не успели сформироваться другие стереотипы. А старое поколение не переучивается, ведь слишком много энергии было потрачено на формирование их — увы, уже устаревших — взглядов.
Плохо, когда стереотипы формируются на скудном основании немногих фактов, застрявших в голове. Пример подобного человека — Рахметов из романа Чернышевского «Что делать?». Он считал, что по всякой научной специальности есть две дельные книги, а остальное — пустословие. Поэтому он прочитывал две книги по каждой из отраслей человеческого знания. Печально, что он имел в своем кругу репутацию широко образованного человека. И среди наших современников много подобных Рахметову, усвоивших одну-две книги и считающих себя специалистами в данной области. В Интернете часто встречаем авторитарные комментарии вроде: «Автор не прав, потому что Докинз пишет не так!» В основе такого поведения лежит самая настоящая лень: человеку неохота изучить другие взгляды на предмет, отличные от тех, что были изложены в первой попавшейся ему на глаза книге. Ричард Докинз — выдающийся деятель науки, но иной раз бывают правы и его оппоненты.
Одно дело, когда не может отказаться от своих взглядов специалист, который потратил, может быть, всю жизнь на построение схемы изучаемого им явления. Это извинительно уже потому, что этот человек, досконально изучивший предмет, сделал достаточно много для общего понимания природы вещей. Мы, например, не осудим И. П. Павлова за то, что он остановился в шаге от открытия гормонов, будучи не в силах отойти от принципа нервизма в регуляции функций.
Но подобная ригидность у сравнительно молодого человека непростительна. И непростительна она не из-за его интеллектуальной слабости, а потому что он ленится читать и думать, заменяет скептицизм верой.
Принцип экономии энергии подталкивает нас к поиску однозначного ответа на имеющиеся вопросы. Первокурсники с тоской вспоминают школьные годы, школьные экзамены, где на поставленный вопрос имелся всегда только один правильный ответ. Поступившим в университет приходится не лениться и разбираться в различных взглядах разных преподавателей на один и тот же вопрос.
Псевдоинтеллектуальная маска лени
Студенты, особенно первокурсники, часто объясняют свою лень — порочную в данном случае — стремлением сохранить силы для учебы. «Голова мне дана, чтобы мыслить, и я не буду забивать ее всякими фактами и теориями» — такую фразу я услышал от одного студента. Не все студенты выражаются столь радикально, но почти все ворчат и недоумевают по поводу «бесполезных» предметов. Математики не понимают — зачем им столько интегралов? Сейчас не XVIII век! Психологи стонут от морфологии ЦНС — да они за всю профессиональную карьеру и близко не подойдут к обнаженному человеческому мозгу! Биолог возмущается тем, что его заставляют учить названия всех отверстий, бугорков и отростков на всех костях человека — он собирается заниматься нейропротеомикой, а тут такой примитив!
Студенты еще не понимают, что главная цель высшего образования — не приобретение конкретных знаний и навыков, а обучение самому процессу обучения. По счастью, жестокие преподаватели не дают увильнуть студенту от «бесполезных» штудий. Но, прикрываясь сохранением сил для интеллектуальной работы, многие норовят попросить у преподавателя презентацию его лекций. А некоторые, ничего не конспектируя, фотографируют во время лекций каждый слайд.
Здесь будет уместно снова вспомнить И. А. Гончарова, который окончил курс в Московском университете в 1834 году. Вот что он писал на склоне жизни про свои студенческие годы:
О литографированных лекциях и помину не было. Это — новейшее баловство, которое, конечно, имеет свою хорошую сторону в том, что сберегает много времени, избавляя слушателей от скучного труда переписывать, хотя… переписка эта служила в то же время и повторением лекций.
Мы должны были записывать изустную речь профессора, и этот трудный процесс приносил нам массу добра. Стенографии не было, ловить каждое слово и записывать нельзя, следовательно, надо было схватывать общий смысл каждого периода и сжато излагать на бумаге. Легко понять, как такая умственная гимнастика должна была изощрять соображение, развязывать ум и перо! (выделено мною. — Д.Ж.) Нет, слава богу, что у нас не было литографированных лекций!
Порой слышишь и такое мнение, что на лекции можно не ходить, если прочтешь учебник. Обратимся опять к мнению И. А. Гончарова:
Да и как студенту не посещать лекций? Что же он делает, спросили бы мы, и почему он студент? Говорят — он дома может заниматься, читать книги в библиотеках, составлять по ним записки и т. д. Тогда зачем университет, кафедра и профессор? — спросили бы мы.
Под личным руководством опытного представителя знания, кроме догматики науки, фактов, событий, почерпается сила убеждения, взгляд, критическая оценка, передаваемая нередко с жаром, с увлечением. Никакой книжный курс этого не даст!
И в то же время мудрый человек подчеркивает необходимость обильного дополнительного чтения (о чем было сказано в разделе «Стереотипия — интеллектуальная лень»):
Профессорские лекции, как бы они ни были полны, содержательны, исполнены любви к знанию самого профессора, все-таки суть не что иное, как только программы, систематические, постепенные указатели, регулирующие порядок приобретаемых знаний. Кто послушает только их и сам не заразится живой жаждой чтения, у того, можно сказать, все прослушанное в университете будет — как здание на песке.
Конечно, эти советы предназначены тем, кто хочет стать специалистом в своей области. Все эти рекомендации можно проигнорировать и тем не менее получить диплом, а то и прослыть широко образованным человеком.
Подводя итоги
Итак, лень — это чрезмерное проявление потребности экономить энергию, необходимую для удовлетворения всех потребностей живого организма. Как и в огромном количестве других случаев, и повышенная, и пониженная активность ведет к снижению адаптивной ценности данной формы поведения. Неумение отдыхать столь же пагубно, как и неумение перестать отдыхать. Нужно соблюдать золотую середину.
И второй вывод, который мы должны сделать: лень часто маскируется другими формами поведения; с другой стороны, то, что окружающие считают ленью, часто имеет в своей основе не стремление к экономии энергии, а совсем другие механизмы.
Продуктивной вам лени, читатель!
Что такое лень с точки зрения биологии?
Лень, по определению В.И.Даля, это «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству». Совершенно справедливо ее считают недостатком, пороком и даже смертным грехом. Но лень — не абсолютное зло. С точки зрения биологии лень — это чрезмерная реализация принципа экономии энергии.
Биологическая целесообразность лени | Все живые организмы стремятся оптимизировать соотношение полученных жизненных ресурсов и затраченной для этого энергии, то есть получить побольше, потратив поменьше. И это не просто умозрительное заключение, а вывод, сделанный на основании измерений.
Вопрос о биологической целесообразности лени усложняется ее многочисленными масками. Часто мы принимаем за проявление лени такие формы поведения, которые определяются не стремлением затратить поменьше сил, средств и времени, а совсем другими потребностями. С другой стороны, некоторые поведенческие формы имеют в своей основе именно потребность минимизации затрат, хотя на лень не похожи. Рассмотрим некоторые из этих ложноположительных и ложноотрицательных масок лени.
|
Прагматическая маска лени | «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — провозгласил Базаров. Часто ленивыми называют людей, которые занимаются вещами, не сулящими никакой практической пользы. Многим кажется, что такие люди занимаются ерундой, потому что им лень прикладывать усилия для накопления некоего видимого, материального ресурса.
Одно из оправданий непрагматического поведения — его распространенность среди животных. Например, некоторые крысы подолгу исследуют новый предмет, помещенный в клетку. Альфа-особи — главные в стае— убедившись, что незнакомый предмет не представляет опасности и не имеет пищевой ценности, игнорируют его. |
Дефицит внимания и гиперактивность | Дефицит внимания, часто сопряженный с гиперактивностью, привлек внимание исследователей в последние десятилетия. Соответствующий синдром — СДВГ — все больше интересует врачей. У детей СДВГ обусловлен незрелостью центральной нервной системы, в частности слабостью, неразвитостью систем торможения. Терапевтическим эффектом при СДВГ обладают средства, улучшающие кровоснабжение мозга. Ведь торможение — это очень энергозатратный процесс. Для того чтобы оставаться в неподвижности — двигательной и психической, — нужно затрачивать большое количество энергии. Например, сохранение выражения невозмутимости на лице человека требует работы мимических мышц, причем примерно в три раза большего их количества, чем необходимо для выражения любой эмоции. У вполне здоровых, обычных детей случаются приступы гиперактивности, часто к вечеру, когда пора угомониться и идти спать. Это удивляет родителей — пришел с тренировки, должен бы устать, а он бегает, капризничает! Дело именно в том, что ребенок устал. Устала в первую очередь его ЦНС, что проявляется в ослаблении функции торможения и, как следствие, — в двигательном, речевом, психическом возбуждении.
Конечно, СДВГ у детей не имеет отношения к лени. Однако дефицит внимания широко распространен и среди взрослых. Но это уже проявление лени. Людям лень концентрировать внимание — ведь сосредоточение требует активного торможения в ЦНС, а на это нужно расходовать энергию. |
Мотивационная маска лени | В свое время исследователи были удивлены, обнаружив, что IQ подростков выше, чем у взрослых людей. Неужели люди стремительно глупеют к 30—40 годам? А как же быть с данными о полном созревании головного мозга человека только к 25-летнему возрасту? По счастью, очень быстро выяснили, что все дело в мотивации. Если взрослым испытуемым предварительно сообщали, что результаты тестирования IQ будут учтены при переаттестации кадров, их результаты были значительно лучше, чем у подростков.
Впрочем, взрослого человека можно мотивировать и другим способом, пообещав ему денежное вознаграждение за правильное решение предложенных задач. Тогда он тоже будет стараться. В противном же случае, когда он проходит тест только потому, что его очень попросили, он будет ставить крестики наугад, если задание не решается в течение двух секунд. |
Психологический тип | Писатель Иван Гончаров имел прозвище Принц де Лень. Так звали его в обществе, и самому ему это имя очень нравилось. Но был ли автор «Обломова» ленивым человеком? Вовсе нет, судя потому, сколько он написал. Отчего же появилось это прозвище? Дело в психологических особенностях писателя, которые проявлялись в его поведении. Сам Гончаров отмечал, что наиболее ему ненавистны в петербургской жизни торжественные обеды. Он чуждался светской жизни, да и любой общественной активности, требующей личного присутствия. Живо интересуясь женщинами, он так и не женился. В отличие от большинства петербуржцев того времени, он крайне редко менял адреса: через год после кругосветного путешествия поселился на Моховой, где и прожил тридцать лет до самой смерти. Таким образом, его темперамент никак нельзя назвать «кипучим», а, напротив, скорее «ленивым».
Но лень Гончарова не имеет никакого отношения к стремлению экономить энергию, это не та лень, которая составляет существо его самого знаменитого персонажа. Это проявление психологических особенностей данной личности. Таким образом, порой ленью называют слабые проявления двигательной и социальной активности, хотя на самом деле такие люди и животные не экономят энергию, а расходуют на активность, которая малозаметна поверхностному наблюдателю.
Иллюстрация к роману «Обломов» |
Стереотипия — интеллектуальная лень | Говорят, что Исаак Ньютон, отличавшийся многими странностями, выходя из библиотеки, произносил: «Слава Богу, ничего нового». Действительно, мы просматриваем новые поступления для того, чтобы узнать новости, — чему же радоваться, если новостей нет?
Дело в стереотипности мышления. Вообще говоря, стереотипия—это хорошо. Накопление психических, поведенческих и интеллектуальных стереотипов — накопление жизненного и профессионального опыта. Система представлений об окружающем мире дается каждому человеку со значительным трудом. Поэтому переделывать стереотип или же отбрасывать его может только очень неленивый, незаурядный человек. |
Подводя итоги | Итак, лень — это чрезмерное проявление потребности экономить энергию, необходимую для удовлетворения всех потребностей живого организма. Как и в огромном количестве других случаев, и повышенная, и пониженная активность ведет к снижению адаптивной ценности данной формы поведения. Неумение отдыхать столь же пагубно, как и неумение перестать отдыхать. Нужно соблюдать золотую середину. И второй вывод, который мы должны сделать: лень часто маскируется другими формами поведения; с другой стороны, то, что окружающие считают ленью, часто имеет в своей основе не стремление к экономии энергии, а совсем другие механизмы. Продуктивной вам лени, читатель!
Источник: Химия и жизнь |
Закрепленные
Понравившиеся
Лень: как перестать быть ленивым и чем это вызвано мы живем в обществе, которое побуждает нас делать слишком много.
Мальте Мюллер/Getty ImagesАмериканское общество в целом ценит трудолюбие и трудолюбие. Назвать кого-то «ленивым» — большое оскорбление. И все же многие из нас готовы навесить этот ярлык на себя и, тем более, на других людей.
Согласно данным опроса Pew Research Center, около половины американцев в 2015 году и 63 процента миллениалов считают, что типичный гражданин США ленив. Другой опрос Pew 2019 года показал, что большинство американцев считают, что люди сейчас ленивее, чем раньше.
Некоторые эксперты рассматривают эту критику как признаки бесполезного культурного давления и нарративов, а не как указание пальцем на поведение людей.
«Убеждение нашей культуры в том, что люди тайно «ленивы» в глубине души и их нужно запугивать, чтобы повысить продуктивность, очень старо и имеет далеко идущие корни», — говорит Девон Прайс, доктор философии, психолог и доцент клинической практики Университета Лойолы в Чикаго. . «Это восходит к пуританам и их представлениям о том, что тяжелая работа является признаком того, что человек морально честен».
Наряду с нашим нынешним акцентом на «производительности», доктор Прайс говорит, что изменения в методах работы и постоянно подключенных мобильных технологиях расширили наши представления о том, как выглядит лень. «Мы даже не свободны во время простоя; от нас ожидают, что мы всегда будем идеальными профессиональными образцами», — говорит он. «Это наносит нам огромный психологический урон и подвергает нас огромному риску выгорания».
Это точка зрения Прайса, которую он изложил в своей недавней книге Лень не существует — что лень, как ее понимают люди, является заблуждением. «Когда кажется, что людям не хватает мотивации, это происходит потому, что они истощены, травмированы, нуждаются в поддержке или не видят никакого логического стимула для участия в задании», — говорит он.
Другие эксперты менее пренебрежительно относятся к лени. Некоторые говорят, что это связано с прокрастинацией — явлением, которое психология четко определила и изучила. Это исследование показывает, как, когда и почему люди проявляют очевидную лень, и что вы можете с этим поделать, если считаете, что это проблема.
Что такое лень?
Во-первых, «лень» не является формальным клиническим термином в области психологии (или медицины). Вы не можете получить диагноз лени. Однако некоторые психологи пытались определить лень так, как она используется в популярной культуре.
Согласно исследованию, опубликованному в 2018 году в журнале Human Arenas , лень можно рассматривать как неспособность действовать или работать должным образом из-за сознательных, контролируемых факторов, а именно отсутствия индивидуальных усилий.
Согласно этому определению, учащийся, который не может выполнить свою работу из-за нарушения внимания, не соответствует этому определению ленивого, в то время как учащийся, который способен выполнять работу, но предпочитает не делать ее, подходит под это определение.
Из-за всего этого понятие лени нечасто встречается в психологических исследованиях. Но он тесно связан с родственным и хорошо изученным явлением: прокрастинацией. «Оба слова используются для обозначения нежелания прилагать усилия, и мы используем оба этих слова в повседневной речи, чтобы подвергнуть сомнению других», — говорит Тим Пичил, доктор философии, исследователь прокрастинации, который ранее был адъюнкт-профессором психологии в Карлтонском университете в Оттаве. Онтарио, Канада, до ухода с этой должности в начале этого года.
Но «прокрастинация» и «лень» не совсем взаимозаменяемы — по крайней мере, для психолога, — говорит доктор Пичил.
«Прокрастинация — это добровольная отсрочка запланированного действия, несмотря на ожидание худшего», — говорит он. Человек должен намереваться что-то сделать, а затем решить не делать этого, чтобы действие квалифицировалось как прокрастинация.
Если человек никогда не хотел или не собирался что-то делать, родитель или начальник может назвать его «ленивым», но он не соответствует психологическому определению прокрастинации.
«Мы все откладываем дела, но прокрастинация — это уникальная форма промедления, которая обречена на провал и не имеет положительных сторон, — говорит Пичил.
Исследования показали, что до 20 процентов взрослых и почти половина студентов колледжей считают, что борются с прокрастинацией.
В то время как определить моменты, когда кто-то прокрастинирует, зачастую несложно, выявить примеры лени гораздо сложнее.
Важно проводить эти различия, потому что даже самые неутомимые и прилежные люди иногда откладывают дела на потом. «Мы все это делаем, — говорит Пычил. Тот факт, что вы прокрастинируете, не делает вас ленивым.
Никто из нас не работает постоянно без перерыва. Мы все делаем перерывы, чтобы поспать или отдохнуть. Мы все занимаемся времяпрепровождением, которое доставляет удовольствие или восстанавливает силы, а не продуктивно. Когда именно отсутствие работы квалифицируется как лень? Мы все думаем, что узнаем это, когда увидим.
Другими словами, лень всегда субъективна. Об этом говорится в работе Майкла Якобсена, доктора философии, профессора социологии Ольборгского университета в Дании.
Общие вопросы и ответы
Что такое лень?
«Лень» — это не клинический термин, используемый в психологии. Психологи, однако, определяют лень так, как она используется в повседневном общении — как неспособность действовать или действовать так, как ожидается, из-за сознательных, контролируемых факторов.
В чем разница между ленью и прокрастинацией?
Прокрастинация — это добровольное откладывание чего-либо, даже если человек знает, что откладывание этого дела принесет ему еще больше убытков; это относится только к тому, что вы намеревались сделать в первую очередь. Лень чаще используется для характеристики поведения, которое не соответствует чьим-либо ожиданиям; и стоит отметить, что лень субъективна.
Что вызывает лень?
Считать поведение ленивым — это вопрос мнения, поэтому оно не обязательно имеет конкретную причину. Есть исследования, которые показывают, что такие факторы, как возраст, привычное поведение, окружающая среда, энергия, сила воли, личность и уровень отвлечения внимания, могут сделать кого-то более склонным к прокрастинации или нет.
Вредит ли лень или прокрастинация моему здоровью?
Откладывание дел может привести к некоторым психологическим проблемам, таким как тревога, плохое настроение и ухудшение самочувствия.
Как перестать лениться?
Во-первых, подумайте, действительно ли вы считаете, что ведете себя лениво, или же вы намерены сделать слишком много для начала. Короткий список дел может быть более мотивирующим, чем нереально длинный. Сделайте свои задачи интересными и конкретными. Также полезно ограничить отвлекающие факторы, такие как ваш телефон, когда вы пытаетесь что-то сделать.
Что вызывает лень?
Во-первых, важно отметить, что почти все исследования того, что люди называют «ленью», сосредоточены на прокрастинации.
Опять же, это потому, что лень — это неформальное выражение, а не формальный термин, и это также вопрос субъективного мнения. Представление одного человека о «ленивом» может быть представлением другого о тяжелом рабочем дне. Если вы хотели что-то сделать и не сделали, вы можете назвать это ленью, но психолог назвал бы это прокрастинацией.
Психологи изучали прокрастинацию и ее причины.
Механизм преодоления трудностей«Люди думают, что прокрастинация — это проблема управления временем, но на самом деле это проблема управления эмоциями, — говорит Пайчил. «Мысль о выполнении задачи вызывает тревогу или просто общее отвращение, и человек может избавиться от этих негативных эмоций, отложив задачу».
Прокрастинация — это логичный и эффективный «механизм преодоления» неприятных чувств, объясняет он. Исследование, опубликованное в журнале Personality and Individual Differences , подтверждает идею о том, что откладывание дел может отражать попытку справиться с негативными эмоциями, возникающими, когда людям приходится делать что-то неприятное или трудное.
Например, говорит Пычил, это школьная работа. Для большинства детей эта работа является «неестественным заданием», которое требует от молодых людей участия в культурно сконструированной серии обучающих упражнений, которые не соответствуют их импульсам или интересам. Вот почему так много молодых студентов откладывают работу на последний момент. «Прокрастинация — вполне рациональная реакция на неприятную ситуацию, — говорит он.
Но как бы рационально это ни было, некоторые люди откладывают дела на потом больше, чем другие.
ВозрастПичил говорит, что это может быть частично связано с развитием мозга. Он объясняет, что префронтальная кора головного мозга, которая помогает в планировании, принятии решений, концентрации и других «исполнительных функциях», полностью не созревает до двадцати лет. Поскольку именно эта область мозга помогает контролировать эмоциональные импульсы и направляет поведение, требующее долгосрочной перспективы, неудивительно, что молодые люди склонны откладывать дела на потом больше, чем взрослые.
«Дети в большей степени руководствуются принципом удовольствия», — говорит он. Мозгу подростка трудно отдать предпочтение школьной работе — форме тяжелого труда, который может не принести немедленных выгод или стимулов — игре в видеоигры.
Фактор привычного поведенияПроблема, которая может возникнуть, заключается в том, что промедление, как и любое другое поведение, может стать привычным. Если ваш мозг научится справляться с неприятными задачами, избегая их, вам будет трудно избавиться от этой реакции.
«Привычки возникают в результате последовательного повторения действий, которые доставляют вам немедленное удовольствие», — говорит Венди Вуд, доктор философии, исследователь привычек и проректор психологии Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Промедление может поставить все эти флажки: откладывание неприятных дел может принести чувство облегчения, что доставляет удовольствие. И поэтому, как и другие вредные привычки, прокрастинация может привести к снежному кому.
Окружающая средаДругие исследователи отмечают , что лень – это поведенческий атрибут, которому мы можем научиться (и с большей вероятностью будем практиковать) благодаря другим. Если ваши коллеги бездельничают и пропускают работу, вы, скорее всего, сделаете то же самое.
Энергия и сила воли (и сон)Энергия и сила воли — или их недостаток — также могут привести к прокрастинации. Исследователи показали, что, когда посменные рабочие лишены сна, их сила воли падает, и они с большей вероятностью прокрастинируют.
Характеристики личностиПичил говорит, что особенности личности также могут способствовать прокрастинации. К ним относятся низкая добросовестность — «это люди, которые не планируют, послушны и не организованы», — объясняет он, — а также импульсивность. По его словам, даже некоторые формы перфекционизма — желание соответствовать определенным высоким стандартам — могут нагружать задачи неприятным эмоциональным багажом, что может привести к прокрастинации.
ОтвлечениеИ последнее, но не менее важное: отвлечение — то, с чем многие из нас борются в наши дни, — является основной причиной прокрастинации. «Эти технологии, которые у нас есть сейчас, действительно проблематичны, поэтому мы называем их оружием массового отвлечения внимания», — говорит он.
Оповещения на основе технологий, сайты социальных сетей и другие соблазны мешают многим из нас приступить к сложной задаче и продолжать ее, говорит он. И исследование в Компьютеры в человеческом поведении показал, что использование социальных сетей (и частое использование смартфонов) являются предикторами некоторых форм академической прокрастинации.
И стоит отметить, что другие, такие как Прайс, придерживаются мнения, что то, что мы называем ленью, на самом деле не существует, потому что всегда есть веские объяснения кажущейся лени человека.
Вреден ли лень для моего здоровья?
Не так много исследований о том, как лень влияет на здоровье и благополучие или нет.
Но когда дело доходит до прокрастинации, есть доказательства того, что она может помешать людям перейти на новые и полезные модели поведения, такие как новая программа упражнений или более здоровый подход к питанию, согласно обзору, опубликованному в 2018 году в журнале 9.0023 Границы психологии .
Кроме того, согласно тому же обзору, у людей, которые считают, что у них есть проблема прокрастинации, откладывание дел может вызвать значительный психологический стресс, который может привести к беспокойству, плохому настроению и ухудшению самочувствия.
Прайс добавляет, что люди, считающие себя ленивыми, могут быть кем угодно, только не ленивыми. Тем не менее, такое самовосприятие может привести к проблемам.
«Снова и снова я обнаруживал в своей работе, что люди, которые больше всего убеждены в своей «лени», — это те, от кого требуют слишком многого, и они требуют от себя слишком многого, при этом слишком мало. поддержки», — говорит он. «Если ваш список дел состоит из 20 пунктов, но у вас есть энергия только для того, чтобы делать 10 дел в день, вы всегда будете чувствовать себя ленивым, даже если постоянно доводите себя до предела».
Представьте, если бы кто-то попросил вас сделать пять таких вещей в день. Вы можете чувствовать себя довольно продуктивно, а не лениво, даже если вы сделали то же самое количество вещей.
Опять же, он выделяет новые технологии как потенциальный усугубляющий фактор. «Технологии постоянно создают повышенную потребность в повышении производительности, — объясняет он.
Независимо от того, исходит ли это давление от работодателя человека или от него самого — или от сочетания того и другого — технология, позволяющая нам проверять нашу электронную почту, приложения для обмена мгновенными сообщениями или приложения для самосовершенствования в любое время и в любом месте, привела многих из нас к чувствовать себя ленивым, если мы постоянно не делаем что-то продуктивное в Интернете.
6 советов, как стать менее ленивым
Различные эксперты применяют разные подходы к тому, чтобы помочь вам справиться с ленью, которую вы сами себе диагностировали. Это может включать в себя обучение тому, как относиться к себе проще, или выработку привычек, которые помогут вам не отвлекаться.
1. Делайте меньше, а не большеВаша цель не должна состоять в том, чтобы вместить больше, говорит Прайс. Вместо этого вам нужно определить, что для вас наиболее важно, и отложить все остальное. «Сократите свой список дел вдвое», — советует он.
Проще говоря, вам нужно расставить приоритеты. «Спросите себя, от чего вы готовы отказаться? Что вы сокращаете? Кого вы разочаруете? От каких социальных стандартов вы можете отказаться? Это вопросы, которые мы должны задавать себе, а не «как я могу заставить себя делать больше», — добавляет он.
2. КонкретизируйтеПрокрастинация, по словам Пичила, часто подпитывается «расплывчатыми намерениями». Например, вы говорите себе, что вам нужно привести свое жилье в порядок или начать новую программу упражнений. Но вы не знаете подробностей, включая то, что именно вы планируете делать и когда вы этим займетесь.
«Вы говорите себе: «Я сделаю это в эти выходные», но это почти не имеет никакой мотивации», — говорит он.
Вместо этого подумайте, что именно вы хотите сделать, и определите точное время и место для этого. Например, запишитесь на занятия йогой и поставьте напоминания в телефон. Конкретизация повысит вероятность того, что вы доведете дело до конца.
3. РазвлекайтесьДоктор Вуд говорит, что ключом к формированию привычки является «повторение, повторение, повторение».
«Скорее всего, мы будем повторять действия, которые нам нравятся», — говорит она. «Итак, найдите что-то, что вам нравится в новом действии, что сделает его приятным».
Например, если вам лень заниматься спортом, найдите интересный подкаст и слушайте его, только когда бегаете или тренируетесь. Со временем вы начнете рассматривать время, которое вы тратите на упражнения, как «моё любимое время подкастов» — что-то веселое, а не то, чего вы боитесь.
4. Практикуйте однозадачность и делайте перерывы для технических нуждЧтобы что-то сделать — или, если уж на то пошло, начать — вам нужно уметь не отвлекаться и не отвлекаться от дела.
Технологии делают это все сложнее, поэтому подумайте о том, чтобы исключить свои технологии из уравнения. «Нельзя полагаться на силу воли, — говорит Пычил. «Ты должен взять свой телефон и положить его в другую комнату».
Он также рекомендует установить приложения или программы, такие как RescueTime, которые могут помешать вам получать оповещения или открывать проблемные сайты или приложения. Вы можете начать с малого — 15 или 30 минут свободного от технологий времени в день — и продвигаться вперед.
5. Будьте более внимательныПичил говорит, что во многом прокрастинация зависит от привычки, будь то привычное откладывание задач или привычная реакция на них с тревогой или другими неприятными эмоциями. В обоих случаях могут быть полезны практики осознанности, которые тренируют непредвзятое осознавание настоящего момента.
«Внимательность и осознание собственного мышления имеют решающее значение», — говорит он. Он добавляет, что тренировка осознанности также может помочь вам игнорировать отвлекающие факторы и сосредоточиться на задаче.
6. Полегче с собойВ одном исследовании Пичил и его коллеги изучили, как реагируют студенты после периодов прокрастинации. Среди студентов, которые прокрастинировали перед экзаменом, те, кто прощал себя (а не злился на себя), с меньшей вероятностью снова прокрастинировали перед следующим экзаменом.
«Прощение позволяет человеку забыть о своем неадекватном поведении и сосредоточиться на предстоящем экзамене без бремени прошлых действий», — написал он и его соавторы в своей статье. Он объясняет, что самоуничижение усиливает негативные чувства и самооценку, что повышает вероятность прокрастинации. «Вам нужно проявить сострадание к себе», — говорит он. «Сосредоточьтесь на достижении прогресса, но признайте, что у вас может случиться рецидив».
Редакционные источники и проверка фактов
- Смит С. Патриотический, честный и эгоистичный: как американцы описывают… американцев. Исследовательский центр Пью . 11 декабря 2015 г.
- Рейни Л., Перрин А. Основные выводы о снижении доверия американцев к правительству и друг к другу. Исследовательский центр Пью. 22 июля 2019 г.
- Мэдсен Т. Концепция лени и характеристика других как ленивых. Человеческие арены . May 2018.
- Prem R, Scheel TE, Weigelt O, et al. Прокрастинация в повседневной трудовой жизни: дневниковое исследование внутренних процессов, связывающих рабочие характеристики с прокрастинацией на рабочем месте. Границы психологии . Июль 2018 г.
- Интервью с Девон Прайс. Университет Лойолы в Чикаго. Июль 2022 г.
- Интервью с Тимом Пичилом. Университет Макмастера. Июль 2022.
- Прайс Д. Лень не существует . 2021.
- Воль М., Пичил Т., Беннетт С. Я прощаю себя, теперь я могу учиться: как самопрощение за прокрастинацию может уменьшить будущую прокрастинацию. Личность и индивидуальные различия . Май 2010.
- Якобсен М. Лень. Эмоции, повседневная жизнь и социология . 2018.
- Александр Э., Онвуэгбузи А. Прокрастинация в учебе и роль надежды как стратегии выживания. Личность и индивидуальные различия . 2007.
- Интервью с Венди Вуд. Университет Южной Калифорнии. Август 2018 г.
- Розгонюк Д., Каттаго М., Тяхт К. Использование социальных сетей в лекциях опосредует взаимосвязь между прокрастинацией и проблемным использованием смартфона. Компьютеры в человеческом поведении . 2018.
- Розенталь А., Беннетт С., Форсстрём Д., Эберт Д.Д., Шафран Р., Андерссон Г., Карлбринг П. Борьба с прокрастинацией с помощью психологических методов лечения: систематический обзор и метаанализ. Границы психологии . 2018.
- Девейн М., Донизо Дж. Изучение благоразумия, нетерпения или лени других и на их основе: вычислительные основы выравнивания отношения. PLoS Вычислительная биология . 30 марта 2017 г.
- Кюнель Дж., Зоннентаг С., Бледоу Р., Мельхерс К.Г. Актуальность сна и смещения циркадных ритмов для прокрастинации среди сменных рабочих. Журнал профессиональной и организационной психологии . 2017.
Показать меньше
Подписываясь, вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой конфиденциальности.