1. Индивид, индивидуальность, личность. Философия: Учебник для вузов
1. Индивид, индивидуальность, личность
Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.
Метод структурного анализа помогает вычленить те устойчивые компоненты, которые составляют понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Длительное время в отечественной литературе они почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое, что приводило к большой теоретической путанице. Между тем понятия «индивид», «личность», «человек» – однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность – резкое разграничение и противопоставление этих понятий. Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой – часть социально-практического бытия, наводит на мысль, что по своей структуре понятия «человек», «личность», «индивидуальность» включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.
Человек как система представляет собой относительно устойчивое единство элементов и их отношений, выделенных на основе принципов сохранения, или инвариантности, а также единства внутреннего содержания системы и ее внешних отношений. Структура – это относительно устойчивый способ организации и самоорганизации таких элементов системы, которые при изменении условий сохраняют устойчивость, стабильность и без которых система теряет свое прежнее качество.
Такими инвариантными элементами понятия «человек» как система являются социальное и природное, поскольку они сохраняются, остаются относительно неизменными при всех модификациях этого понятия (личность, индивидуальность). Биологическое и социальное – это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы.
Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса.
Что касается понятия индивид, то это – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид – это не просто единичное эмпирическое существо, «вкрапленное» в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.
Конечно, каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, носителем родовых качеств человека, в то же время является неповторимой индивидуальностью, которая (в отличие от рода) не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида. Но из этого вовсе не следует (как это может показаться при чисто количественном подходе к вопросу), что индивидуальное принципиально противоположно общественному, ибо с точки зрения качества индивид и общество однотипны (хотя и не тождественны). Их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять индивид и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т.
Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.
Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения) можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками – биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др.
Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир – это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы своего развития.
Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.
Социальная структура личности формируется как в производственной, так и в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно богатых индивидуальностей.
Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.
Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности.
Богатый опыт философско-антропологических изысканий, и прежде всего проблем личности, ее духовного самосовершенствования представлен в истории русской философии. Как отмечал еще В. В. Зеньковский, отечественная философия носит антропоцентричный характер. Труды русских мыслителей демонстрируют многообразие подходов к проблемам личности: от религиозно ориентированных до позитивистских, натуралистических и материалистических.
История представлений философов России XVIII—XX вв. о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране. Во-первых, в противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, русское мировоззрение, как отмечал С. Л. Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Во-вторых, в противоположность раздробленности, теоретизации и рационалистической атомизации жизни на Западе, русские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда – разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а задачи духовного самосовершенствования тесно увязывались с размышлениями о смысле истории, «цельности духа», «соборности».
Поэтому уже в философии славянофилов (Хомяков, Киреевский) разрабатывалась идея «целостной личности». Исходя из православного учения о трех элементах личности (тело, душа, дух), они подчеркивали важность согласования рассудка и чувств с другими требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». Вслед за славянофилами С. Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания.
Оригинальную философию «симфонической личности» развивал один из лидеров евразийства – Л. П. Карсавин. Он считал, что бытие носит личностный характер, состоит из существ потенциально личных (неодушевленные предметы), зачаточно личных (животные) и действительно личных (человек, социальные образования). Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется через познавательный акт. В качестве духовного существа личность есть свобода. Мир – это симфоническая всеединая личность, иерархическое единство множества симфонических личностей – индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность (народ, семья, государство, человечество, вселенская церковь).
Содержательные мысли высказывал С. Л. Франк в своей философской антропологии: о двойственной природе человека (природное и сверхприродное, т. е. духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д. Подчеркивая, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем ее является именно личность. Но личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция.
Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом – наиболее трудной как для христианской этики, так и для других этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Л. Н. Толстого, И. А. Ильин, хотя и не оправдывая применения насилия, все же считал его допустимым в определенных условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. Проблему преодоления зла он увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю – с пониманием смысла жизни человека.
Глубокую разработку категория личности получила в творчестве Н. А. Бердяева, причем на принципиально новой, экзистенциальной основе. Он считал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид – категория натуралистическая, обозначающая часть рода, общества, космоса. В этой своей ипостаси индивид связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая, а этическая и духовная категория. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей, но не в этом ее суть. Она в том, что личность – это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности – в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Парадокс ее существования: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого уже изначально быть.
Будучи экзистенциально мыслящим философом, Бердяев вместе с тем не употреблял характерных для экзистенциализма понятий «экзистенция», «бытие-в-мире» и других «экзистенциалов», а выдвигал в качестве важнейшей именно категорию личности, которую основоположники экзистенциализма в Западной Европе, напротив, употребляли крайне редко, так как считали непригодной из-за ее социально-опредмеченной заземленности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1.
Человек, индивид, личность1. Человек, индивид, личность Человек, индивид Для правильного понимания сущности личности необходимо в достаточной степени отдифференцировать его от близких к нему по значению понятий человек и индивид.Понятие человек, как мы видели, есть понятие родовое, выражающее
12.2. Марксистское учение о соотношении природного и социального в человеке. Индивид и личность.
12.2. Марксистское учение о соотношении природного и социального в человеке. Индивид и личность. К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬСОн [Гегель] забывает, что сущность “особой личности” составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и
4.5. Индивидуальность
4.5. Индивидуальность Итак, если статическая сторона, т.е. структура органического целого такова, что оно не может быть понято как «агрегат» составляющих его частей, то динамическая сторона целого выражается в целесообразности, точнее говоря, целенаправленности, которая,
1.
Индивид, индивидуальность, личность1. Индивид, индивидуальность, личность ИндивидДля человека как индивидуального феномена философия использует множество выражений, отсылающих друг к другу и друг друга замещающих. Более или менее фиксированным смыслом, на наш взгляд, обладают три термина: индивид,
5. Индивид и личность
5. Индивид и личность Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид – это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле
4. Человек, индивид, личность
4. Человек, индивид, личность Что такое человек мы уже выяснили. Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. До сего момента мы анализировали человека с позиций его возникновения и как представителя
b. Индивидуальность
b. Индивидуальность Но то, что нам уяснилось, содержит в себе еще другую, в высшей степени существенную мысль. Реальность, будучи в своем несказанном конкретном содержании неразложимо целостным единством, есть всегда нечто единственное – и притом не только реальность
1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект
1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии.[113] Я говорю «я» раньше, чем сознал себя личностью. «Я» первично и недифференцированно, оно не предполагает учения о личности. «Я»
2. Личность и общее.
Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен
3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион)
3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм. Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение (коммунион) Проблема отношения личности и общества не есть только проблема социологии и социальной философии, это есть основная
4. Личность и изменение. Личность и любовь.
Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.
2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная
2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины»личность»и»безличие», которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При
Индивидуальность (Personnalité)
Индивидуальность (Personnalit?) То, что отличает одну личность от другой и всех других, и не только количественно, но и качественно. Вот почему личности порой может не хватать индивидуальности – когда она отличается от других только количественно или физически, а в остальном (в
Человек, индивид, личность |
Другие материалы по обществознанию
Личность
Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный).
Этот факт общепризнан.Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человекаот животных. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий в качестве исходного отличительного признака вида Homosapiens выступает культура, играющая решающую роль в определении человеческих поступков.
При этом природа человека признается бинарной, т.е. двойственной,включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однаковопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным. Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала.
Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств,активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.
Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность». Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических исоциальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.
Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций,а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения.
Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга).
Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить,не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание,самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественнуюжизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают,так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именновключенность индивида в социальную среду дает возможность биологическомусуществу превратиться в общественное, стать человеком.
Источник — Библиотека Гумер (http://www.gumer.info)
Личность и развитие личности — обзор
- Главная
- Библиотека
- Организационное поведение
- Развитие личности
- Личность и развитие личности — обзор
Каждый человек имеет свой характерный способ поведения, реагирования на эмоции, восприятия вещей и взгляда на мир. Нет двух одинаковых людей.
Возможно, вам нравится ходить на вечеринки, но ваш друг может предпочесть остаться дома и почитать свою любимую книгу. Совсем не обязательно, что если вам нравится тусоваться, то и вашему другу понравится то же самое. Вот вам и роль личности.
То, что человек видит в дни своего детства и, что наиболее важно, в дни своего взросления, формирует его личность. То, как воспитывается человек, играет важную роль в формировании его личности.
Личность есть не что иное, как совокупность воспоминаний и событий на протяжении всей жизни человека . Факторы окружающей среды, семейное положение, финансовые условия, генетические факторы, ситуации и обстоятельства также влияют на формирование личности человека.
Говоря простым языком, то, как мы ведем себя в повседневной жизни, отражает нашу личность. То, как ведет себя человек, зависит от его семейного происхождения, воспитания, социального положения и так далее.
Человеку с трудным детством нелегко открыться. Он / она всегда будет колебаться, чтобы открыть свое сердце перед другими. Внутри него всегда будет какой-то страх. Человек, у которого никогда не было серьезных проблем в жизни, был бы экстравертом и никогда не имел бы проблем во взаимодействии и общении с другими.
Вы действительно не можете винить человека за то, что он не экстраверт . Важно проверить его/ее биографию или прошлую жизнь. Вполне возможно, что в детстве ему не разрешалось выходить из дома, играть и шалить с друзьями. Эти люди начинают верить, что их дом — их единственный мир, и они не в безопасности снаружи. Такое мышление вскоре становится их личностью.
Личность также влияет на то, что мы думаем, на наши убеждения, ценности и ожидания . То, что мы думаем о других, зависит от нашей личности.
Говоря простым языком, личность определяется как личностные качества и характеристики индивидуума. Личность — это то, как мы взаимодействуем с другими.
Личность – это совокупность характеристик индивидуума, отличающих его от других. Именно наша индивидуальность делает нас уникальными и помогает выделиться из толпы.
Детерминанты личности
Ниже перечислены факторы, которые помогают в формировании личности:
- Наследственность — Наследственность относится к факторам, которые определяются после рождения человека. Телосложение, привлекательность, телосложение, цвет лица, масса тела человека зависят от биологического строения его родителей.
- Окружающая среда — Окружающая среда, в которой находится человек в период взросления, играет важную роль в формировании его личности. Разнообразие культур, в которых мы выросли, и происхождение нашей семьи играют решающую роль в формировании нашей личности.
- Ситуация — Личность человека также меняется в зависимости от текущих обстоятельств и ситуаций. Человек будет вести себя по-другому, когда у него достаточно сбережений, и его поведение автоматически изменится, когда он станет банкротом.
Внешность, характер, интеллект, привлекательность, работоспособность, стиль человека определяют его личность.
Что такое развитие личности?
Развитие личности определяется как процесс развития и совершенствования личности. Развитие личности помогает человеку обрести уверенность и высокую самооценку.
Считается, что развитие личности оказывает положительное влияние на навыки общения и то, как человек видит мир. Люди склонны развивать позитивное отношение в результате развития личности.
Следующий ❯❯ |
Статьи по теме
- Важность развития личности
- Советы по развитию личности
- Психоаналитическая теория Фрейда
- Важность персонажа в PD
- Различные типы личности
Просмотреть все статьи
Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы Сертифицированный поставщик образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide. com и URL-адрес страницы контента.
Развитие личности
Личностные и индивидуальные различия — TeachPE.com
25 августа 2022 г.
Цель этого урока — понять характер и индивидуальные различия между людьми. (Эквивалентно физическому воспитанию уровня A в Великобритании).
Объявление
Что такое личность?
Личность можно определить несколькими способами, например:
- Сумма индивидуальных характеристик, которые делают их уникальными
- Набор психологических характеристик, которые делают каждого человека уникальным
Измерение личности
- Измерение и оценка индивидуальных личностных качеств могут быть полезны для выявления и прогнозирования будущих спортивных талантов с раннего возраста
- Однако существуют вопросы относительно достоверности и надежности, а также трудоемкости и дороговизны такого тестирования
Ниже приведены методы, с помощью которых можно измерить личность:
- Интервью
- Анкеты
- Наблюдение
Интервью и анкеты допускают элемент «обмана», отвечая на вопросы таким образом, чтобы повлиять на результат. Во время наблюдений человек должен знать о процессе, поскольку тайные наблюдения неэтичны. Это, однако, оставляет тестирование открытым для изменений в поведении человека в результате наблюдения.
Теории черт характера
Черта:
«Относительно стабильный, в высшей степени устойчивый признак, который оказывает широко распространенное причинное влияние на поведение»
Ниже приведены примеры черт личности:
- Застенчивость
- Отходчивость
- Высокомерный
- Расслабленный
- Темпераментный
- Чувствительный
……..список можно продолжить!
Эти черты личности человека не связаны с ситуацией и расположены в иерархии, где одни черты доминируют над другими
Теория Айзенка
Ганс Айзенк был немецким психологом, чьи работы о личности используются до сих пор. Он определил два измерения личности, которые действуют как континуумы, при этом личность человека попадает в любое место по двум линиям, как показано ниже
. Эти два измерения являются стабильными/нестабильными и интровертными/экстравертными. Например, если человек интроверт (избегает социальных контактов), но стабилен, он, скорее всего, будет надежным, спокойным и управляемым. Экстравертный (наслаждающийся социальной принадлежностью) нестабильный человек, вероятно, будет жестким, агрессивным и возбудимым.
Узкополосный подход
Узкополосный подход — это более прямолинейный подход к личности, который утверждает, что каждый человек имеет тип личности А или тип В.
Тип A : Нетерпеливый; агресивный; нетерпимый; уровни высокого стресса
Тип B : Расслабленный, толерантный; низкий уровень стресса
Соматотипирование личности Шелдона Формирование личности
Эта теория основана на зависимости формы тела от личности:
Эктоморф (высокий, стройный): Застенчивый; напряженный; частный; интроверт
Эндоморф (короткая, округлая фигура): толерантный; общительный; расслабленный
Мезоморф (мускулистое, спортивное телосложение): экстраверт, склонный к риску, напористый
Теория социального обучения Бандуры
Бандура считал, что личность познается через наш опыт, наблюдение за окружающими и подражание их поведению.