Презентация — Мировоззрение
Поделиться
2,821
просмотр
Презентации / Обществознание / Мировоззрение
Скачать презентацию Понравилось | 1
Текст этой презентации
Слайд 1
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Урок обществознания в 10 классе Малахова З.Е., учитель истории и обществознания МБОУ «Никифоровская СОШ №2»
Тамбовская область
05.01.2017
Слайд 2
Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на место в нем человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе. Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теории, концепции, предположения.
05.01.2017
Слайд 3
Отличительные признаки мировоззрения
Это целостная система, т.е. взгляды не на отдельную сторону мира, а на весь мир
Это отношение человека к миру, который его окружает
Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т.е. мировоззрение носит исторический характер
05. 01.2017
Слайд 4
Мировоззрение зависит
От уровня знаний и развития науки
От проблем, стоящих перед людьми
От непосредственных условий жизни
От личного опыта
05.01.2017
Слайд 5
Мировоззрение связано
С жизненной позицией людей
С убеждениями, идеалами, принципами познания и деятельности
С ценностными ориентациями
05.01.2017
Слайд 6
Типы мировоззрения
Мировоззрение
оптимистическое
атеистическое
пессимистическое
религиозное
гуманистическое
научное
Ненаучное (обыденное)
прогрессивное
реакционное
Выбор мировоззрения – дело сугубо личное
05.01.2017
Слайд 7
Обыденное или житейское мировоззрение
Формируется стихийно, т.е. не на основе каких-либо учений
Порождается непосредственными условиями жизни
Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире
Сильная и слабая сторона – в опоре на свой жизненный опыт (а не на опыт других людей, опыт науки, культуры, религии)
Передается из поколения в поколение
05. 01.2017
Слайд 8
Религиозное мировоззрение
Связано с признанием сверхъестественных сил
Сильная сторона – в тесной связи с мировой культурой, в ориентации на решение духовных проблем
Слабая сторона – в непримиримости к другим мировоззрениям
05.01.2017
Слайд 9
Научное мировоззрение
Опирается на достижения науки
Включает в себя объективную картину мира, достижения человеческого познания, объясняет сущность человека и его место в природе
Достоинства: в опоре на новейшие достижения научного знания, в связях с реальной действительностью и практической деятельностью людей
Недостатки: наука не всегда направлена на улучшение его положения в мире, научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека
05.01.2017
Слайд 10
Гуманистическое мировоззрение
В основе – признание человека как высшей ценности, признание ценности человека как личности, признание его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, признание необходимости постоянного совершенствования и возвышения человека
Благо человека признается критерием общественного прогресса, а принципы равенства, справедливости, человечности, добрососедства – желаемой нормой отношений между людьми
05. 01.2017
Слайд 11
Роль мировоззрения в жизни и деятельности людей
Дает ориентир, цель, направление, т.е. позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни
Дает программу поведения, т.е. определяет методы решения проблем, стиль мышления, образцы для действий, нормы поведения, характер деятельности
Дает жизненную позицию, т.е. определяет принципы жизни, истинные ценности, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире
05.01.2017
Слайд 12
05.01.2017
Теоцентризм (предпочтение Богу)
Мировоззренческие установки
Природоцентризм, космоцентризм (предпочтение природе)
Антропоцентризм (предпочтение человеку)
Знаниецентризм (предпочтение знаниям)
Социоцентризм, культуроцентризм (предпочтение обществу)
Слайд 13
05.01.2017
убеждение
Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний
Выступает регулятором сознания и поведения личности
Твердая уверенность человека в чем-либо
Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельность
Слайд 14
05. 01.2017
Источники убеждения
Теоретические знания личности, которыми она руководствуется, считая их истинными
Житейский опыт и нравственные чувства личности, которые определяют истинность или ложность мыслей и поступков
Ценностные ориентации и установки личности, которые определяют значимость явлений и вещей
Слайд 15
05.01.2017
убеждение
Убеждение — вера
Убеждение — знание
Пример: убеждение Галилео Галилея
Пример: убеждение Джордано Бруно
знание – это объективная истина для субъекта познания; знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации
вера – особый вид убеждений, основанный на чувствах, эмоциях; верить можно не только в Бога; вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой; окончательно заменить веру знанием невозможно, т.к. всегда есть либо не объяснимое наукой, либо не регулироемое наукой
Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убежденность в том, что события могут развиваться по его предположению
Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека
Слайд 16
05. 01.2017
Итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет
Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта
Слайд 17
05.01.2017
Использованная литература
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ, АСТ-Астрель, М., 2016
2. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах, ЭКСМО, М., 2015
Похожие презентации
Мораль. Религия Избирательное право Французской Республики Конституция РФ Всероссийский урок к 20-летию Конституции Российской Федерации Система образования Российской Федерации
Мировоззрение
Перед человеком каждый день встаёт множество вопросов. Отвечать на некоторые из них является жизненной необходимостью. Как прокормить себя, свою семью? Как защититься от неблагоприятных условий окружающей среды? Как наладить отношения с соседями? Чтобы эти отношения были отношениями сотрудничества, а не противостояния. Искать ответы на другие вопросы подталкивает нас любознательность. Вроде бы никакой практической пользы мы не получим, узнав какая горная вершина самая высокая, а морская впадина самая глубокая. Но интересно!
Однако перед каждым из нас рано или поздно встают вопросы и совсем другого рода. Зачем я пришёл в этот мир? Какое место в нём занимаю? Каково предназначение человека? В чём смысл его жизни? Столько людей отвечали уже на эти вопросы! А они встают вновь и вновь. И, пожалуй, никогда не будут разрешены окончательно.
Ответ на вечные вопросы зависит от мировоззрения человека. Что означает это понятие?
Мировоззрение — это совокупность представлений человека об окружающем мире, о природе и обществе, о своём месте в нём.
Мировоззрение включает в себя знания об окружающем мире и о самом себе. Убеждения, нравственные принципы, различные идеи, духовные ценности и идеалы.
Никто не рождается с готовым, устоявшимся взглядом на мир. Мировоззрение человека формируется постепенно. На его развивающееся сознание оказывают воздействие те условия, в которых он живёт, те люди, которые его окружают. То есть мировоззрение всегда конкретно, исторично. Оно связано с уровнем общественного развития, с теми проблемами, которые людям приходится решать на данном уровне.
В формировании мировоззрения можно выделить несколько этапов.
Окружающий мир воздействует в первую очередь на чувства человека, особенно когда речь идёт о ребёнке. То, что происходит с нами и вокруг нас, вызывает определённые эмоции: удовлетворение, радость, интерес. Или чувство беспомощности, неуверенности, тревоги, страха, одиночества. От настроений и чувств человека зависит его мироощущение.
Мироощущение — отношение человека к окружающей действительности, которое выражено в его настроениях и чувствах. Мироощущение не даёт целостной картины мира, оно представляет собой как бы отдельные, почти не соединённые между собой разноцветные «лоскутки». Вот это — весело и интересно. А это — больно и страшно.
Когда эти «лоскутки» соединятся в одно большое полотнище, можно говорить о формировании мировосприятия. Мировосприятие — целостный образ мира в наглядных, чувственных представлениях. Каков мир в целом? Дружественный или враждебный, трудный или легкий? Мир ясный, простой и просторный или заставленный ограничениями, сложный и туманный? Джунгли или Мир взаимной поддержки и помощи?
По мере развития познавательной деятельности, совершенствования интеллектуальных способностей человек учится видеть не только внешнюю сторону каких-то вещей, явлений, процессов. Мы начинаем разбираться во внутреннем строении и свойствах объектов. Обнаруживая связи между различными вещами, понимаем, что окружающий нас мир в определённой степени упорядочен, его можно объяснить, и кое-что предсказать. Совокупность взглядов на мир на основе его рационального, разумного объяснения называют миропониманием.
Мировоззрение человека может формироваться стихийно. Хотим мы этого или не хотим, окружающая действительность всё равно на нас воздействует. Мы получаем определённый жизненный опыт. У нас появляются определённые представления о мире, о людях. И мы действуем, опираясь на эти представления.
Но мировоззрение может быть и результатом целенаправленного воздействия на человека, его собственной рациональной деятельности. Чем, по-вашему, вы занимаетесь в данный момент? Уточняете свою картину мира. Анализируете, что в вашем отношении к нему эмоционально, а что рационально. А буквально через минуту попытаетесь определить, к какому типу можно отнести ваше мировоззрение. То есть вы осознанно над ним работаете.
Выделяют три исторические типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Есть разные определения термина «миф». В буквальном переводе с греческого — это предание, сказание. Толковый словарь Сергея Ивановича
Мифологическое мировоззрение было характерно для первобытнообщинного строя и для многих раннеклассовых обществ. Человеку проще всего объяснить окружающий мир, перенося на него собственные чувства, желания, поступки. Они, по крайней мере, кажутся вполне понятными. Всё живое представляется одушевлённым. У каждой вещи, каждого животного есть душа. А значит все они руководствуются, как и человек, своими прихотями и капризами. Постепенно формируется представление и о том, что души есть у явлений, сил природы. Они образуют особый мир.
Отношения между духами и богами складываются так же, как и между людьми. Они любят или ненавидят друг друга, ссорятся, враждуют, обманывают, вступают в браки. Ну, а если духи такие же, как люди, только более могущественные, то на них можно попробовать воздействовать также, как на людей. Задобрить: подарить что-то, принести жертву. Попытаться обмануть, перехитрить. Вступить в союз с одним богом (или богиней) против другого.
Многие мифы являются космогоническими, то есть объясняют происхождение мира. «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос, — читаем мы в книге Николая Альбертовича Куна «Легенды и мифы Древней Греции. — Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги». Ну, и далее… О могучей богине Земли — Гее. О мрачном Тартаре. Об Эросе — оживляющей всё вокруг Любви. О беспредельном голубом Небе - Уране. О детях Геи и Урана — титанах и циклопах. О появлении Олимпийских богов. О Прометее, который подарил людям огонь, а вместе с ним знания и ремёсла.
Религиозное мировоззрение основано на идее двойственности мира. Кроме земной, естественной действительности, существует и небесная, нематериальная, сверхъестественная. Именно она является приоритетной, определяет направление развития мира и человека. Центральное место в религиозном мировоззрении занимает образ или идея Бога, Творца, первоначала всего существующего.
Чем отличается религиозное мировоззрение от мифологического? Логичный вопрос. Между ними, в самом деле очень много общего: многие элементы мифологии включены в религиозные верования. Главное отличие заключается, пожалуй, в следующем. В мифах духи, боги, герои являются особой частью общего на всех мира. Того, в котором живут и люди. Древние греки даже разместили своих богов в конкретном, реально существующем месте — на горе Олимп. Бог в религии — это надмировая сила. Нет какого-то реального места, где он находится. Он — везде, вездесущ и всеведущ. Люди не в состоянии постичь его замысел. Смысл жизни верующего человека — наиболее полно исполнять религиозные заповеди. В этом, естественном мире. А что будет дальше, ведомо лишь Богу.
Философское мировоззрение
«Вера не требует доказательств», — это основной постулат многих религий, в том числе и христианства. Но Фома Аквинский был не просто глубоко верующим человеком, он был богословом, религиозным философом. И не побоялся вступить в противоречие с этим постулатом, сформулировав пять доказательств бытия Бога. Поясним одно из них.
Доказательство через движение. В мире есть нечто движимое. Чтобы оно двигалось, что-то другое должно привести его в движение. Это другое тоже должно двигаться и иметь свой источник движения. Эту цепочку можно продолжать долго. Но в конце концов встанет вопрос о том, а что же было «первым двигателем». Не будь его, движения не было бы вовсе. Первопричина движения, которая никем не движется, но которая всё движет, — это и есть Бог.
Материал об остальных четырёх доказательствах бытия Бога вы можете, при желании, найти самостоятельно. А Фома Аквинский является основателем целого философского направления — томизма.
Принято выделять два уровня функционирования мировоззрения: обыденно-практический и мыслительный.
Обыденное или житейское мировоззрение опирается на здравый смысл и практический опыт. Оно очень устойчиво. Представители субъективного идеализма (подробнее об этом философском направлении вы будете говорить позже) могут сколько угодно утверждать, что объекты материального мира существуют лишь в нашем сознании. Здравый смысл говорит нам об ином. Вне нашего сознания вещи очень даже существуют. И воздействуют на нас не только в нашем сознании. Обыденное мировоззрение в большинстве случаев вполне успешно выполняет функции ориентации. Но оно неполно, не системно, не проверено.
К мыслительному уровню можно отнести религиозное (о нём мы с вам уже говорили) и научное мировоззрение. Они представляют картину мира во всей её полноте. Дают ответы на вечные вопросы о смысле жизни.
В основе научного мировоззрения лежит понятие закона, представления об общих свойствах и закономерностях развития природы и общества. Всё происходящее в окружающем нас мире наука объясняет естественными причинами. День сменяет ночь, потому что Земля вращается вокруг своей оси. Лыжнику легче, чем пешеходу, передвигаться по сугробам. Его вес распределяется на большую площадь поверхности, соприкасающейся со снегом. И в результате в каждой из точек соприкосновения давление меньше. Всё можно объяснить естественными причинами. Иных просто нет. Если какие-то явления мы не можем пока объяснить, значит надо добывать новые знания.
Мировоззрение играет очень важную роль в жизни человека. Оно отвечает на вопрос о его месте в этом мире, о смысле жизни. Опираясь на свои убеждения, человек определяет цели своей деятельности.
Объясняя окружающую действительность, мировоззрение помогает выбрать наиболее подходящие средства и методы достижения этих целей.
Кроме того, мировоззрение даёт возможность выстроить собственную иерархию ценностей. Определить для себя, что важно, а что второстепенно в этой жизни. И руководствоваться этим каждый раз, делая выбор.
Социальные науки 8 — Раздел 1: Что такое мировоззрение
идентичность : восприятие человеком того, кто он или она; самоощущение
ценность : моральная норма или принцип поведения человека или группы;
личное или групповое суждение о том, что является важным или ценным в жизни
убеждение : нечто, принимаемое за истину линза, через которую мир рассматривается человеком или группой; общая перспектива, с которой интерпретируется мир.
Личность!
Как бы вы себя описали?
Какие ценности вы считаете важными?
К каким группам вы относитесь?
Вы принадлежите к группе, частью которой на самом деле не чувствуете себя?
Прежде чем мы рассмотрим определение мировоззрения, заполните анкету личного мировоззрения.
Ответы на анкету.
Исторический взгляд на мировоззрение
Мы можем многому научиться, глядя на народные сказки. Эти истории дают нам возможность взглянуть на
жизни людей, живших в период написания рассказа. Может быть трудно понять, как люди из разных периодов времени интерпретируют сообщения в этих повествованиях, потому что их ценности и опыт сильно отличались от наших сегодняшних ценностей и переживаний.
Задание: Слушая рассказ Гензель и Гретель , заполните таблицу Анализ мировоззрения и найдите доказательства, подтверждающие ваши мысли.
В группах по 2 или 3 человека обсудите, какими могут быть ваши выводы относительно мировоззрения авторов. При необходимости прочитайте «Подсказки к определению мировоззрения», чтобы получить разъяснения по каждому элементу.
Пустой вопросник
С чьей-либо точки зрения
При просмотре этого видео, в котором запечатлена Гермиона Грейнджер из
Гарри Поттера, поставьте себя на ее место и представьте, каким было бы ее мировоззрение.
Задание
Используя подсказки для определения мировоззрения, ответьте на 7 частей мировоззрения глазами Гермионы Грейнджер.
Мировоззрение Гермионы Грейнджер
Теперь мы понимаем, что мировоззрение — это совокупность представлений о жизни и Вселенной. Мировоззрение состоит из 7 элементов
- География
- Какую роль географические факторы, такие как климат и местоположение, играют в том, как люди смотрят на мир и ведут себя в нем?
- Время
- В каких терминах общество рассматривает время – механическое или естественное?
- Кому принадлежит власть и как она поддерживается
- Кто такой статус и как его получить?
- Доступны ли определенные льготы для одних и нет для других?
- Ценности
- Как люди в обществе относятся друг к другу?
- Как люди в обществе ведут себя по отношению к людям в других обществах/группах?
- Убеждения
- Какие убеждения существуют у людей о жизни и смерти?
- Об окружающей среде?
- Экономика
- Кто контролирует ресурсы?
- Что производить?
- Как это будет производиться?
- Для кого он будет производиться?
- Как распределяется имущество? Защищено?
- Кто контролирует ресурсы?
- Знания
- Как люди приобретают знания?
- Какие способы познания приняты?
- Кто имеет доступ к знаниям?
- Как это оценивается?
- Где или в ком находится знание?
То, как вы ответили на вопросник личного мировоззрения, является отражением вашего мировоззрения. Вот как вы смотрите на остальной мир. Мировоззрение — это линза, через которую вы интерпретируете мир и взаимодействуете с ним. Это также объясняет, почему мы по-разному делаем или реагируем на некоторые вещи.
Используя разные сценарии, придумайте свои собственные действия, которые могли бы иметь место для «людей по природе добрых или злых по природе».
Сценарий 1: Одолжение денег другу
Сценарий 2: Соглашение о продаже подержанного мобильного телефона другому лицу
В своих группах найдите еще 2 примера, где вы можете сравнить действия, которые могут иметь место для «люди от природы добрые или злые от природы».
Вместе с партнером вы будете создавать профиль в Instagram для вымышленного персонажа. Вы можете сделать это индивидуально или с ОДНИМ партнером.
Задача 1 : Использование персонажа, который случайно сгенерирован на Characters — Motive Generator, мозговой штурм идей о том, каким может быть профиль этого персонажа.
Задача 2: Используя профиль Google Slides в Instagram, создайте страницу профиля в Instagram. Вы не ограничены информацией, которая указана на странице. Каждый из 7 элементов мировоззрения должен быть найден в профиле. Вы можете использовать свое воображение, чтобы улучшить профиль персонажей.
- Перейдите в профиль Instagram и скопируйте слайд шаблона, щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав «Дублировать слайд». It
- Внизу страницы есть место для записи заметок. Нажмите здесь и введите свое имя, чтобы другие знали, что этот слайд нельзя использовать.
- Скопируйте информацию, сгенерированную генератором, и вставьте под названием своей группы в раздел заметок
- Заполните пробелы, как описано г-жой Манро
- Найдите видео или изображения, которые могут отражать мировоззрение этого человека.
- Добавляйте комментарии к своим изображениям, чтобы мы понимали, как это относится к человеку. Мы хотим персонализировать страницу
Задание 3: Вашей группе будет предоставлен профиль персонажа другой группы для анализа с использованием документа «анализ мировоззрения».
Задание 4: Вы представите свой анализ остальным учащимся.
Полезные ресурсы для этого урока:
Изучение личных мировоззрений
Изучение Worldview
Народные сказки и мировоззрение
Справочная информация о Hansel и Gretel
Концепция Worldview
Глава 1 Примечания
Ст. Христианские исследования сегодня) — Гриффиун, Сандер; Маршалл, Пол А .; Моу, Ричард Дж.: 9780819172549
Перейти к основному содержанию
Элементы, связанные с витражами: мировоззрения и социальные науки (христианские…
Гриффиоен, Сандер; Маршалл, Пол А.; Моу, Ричард Дж. Витражи: мировоззрения и социальные науки (христианские исследования сегодня)
ISBN 13: 9780819172549
4,5 средний рейтинг •
( 2 оценки от Goodreads )
Мягкая обложка
ISBN 10: 0819172545 ISBN 13: 9780819172549
Издатель: University Press of America, 1988
Это конкретное издание ISBN в настоящее время недоступно.
Просмотреть все копии этого издания ISBN:
- Сводка
- Об этом заголовке
В этой книге прослеживается происхождение и развитие концепции мировоззрения в философии и исследуется ее применение в социальных науках. Семь эссе тщательно анализируют значения и связи обязательств, мировоззрений и науки. Доклады этого тома были представлены на конференции, состоявшейся 19 июля.85 в колледже Кальвина в Гранд-Рапидс, штат Мичиган, и являются результатом проекта по социальной философии, спонсируемого совместно Колледжем Кальвина, Свободным университетом Амстердама и Институтом христианских исследований в Торонто. Содержание: Об идее мировоззрения и его связи с философией, Альберт М. Уолтерс; О мировоззрениях, Джеймс Х. Олтуис; О мировоззрениях и философии: ответ Уолтерсу и Олтуису, Джейкоб Клапвейк; О христианском обучении, Николас Вольтерсторф; Подход к социальной теории, Сандер Гриффиун; Социология и прогресс, Ян Верхоогт; Мировоззрение и смысл работы, P. J.D. Дрент; Общество после предмета, Философ мировоззрения, Уильям Роу; и «О вере и социальных науках» Пола Маршалла.
«Синопсис» может принадлежать другому изданию этого названия.
Обзор:
Реформатские исследования продвинулись вперед, и увлекательное измерение неокальвинизма стало доступным для более широкого круга христианских ученых. Toronto Journal Of Theology Достаточное количество эссе доступно и подходит для широкой аудитории, поэтому сообщество ученых-евангелистов в целом не может позволить себе пропустить материалы, представленные в этом сборнике. Перспективы науки и христианской веры В книге представлены одни из наиболее информативных дискуссий о происхождении концепции мировоззрения в романтизме. — Артур Ф. Холмс, кафедра философии, Уитон-колледж, Уитон, Иллинойс Взгляды на науку и христианскую веру Эта краткая история государственной программы, малоизвестной, по крайней мере, за пределами биомедицинских кругов, восстанавливает веру в использование правительства на благо общества. The Washington Post Эта краткая история правительственной программы, малоизвестной, по крайней мере, за пределами биомедицинских кругов, восстанавливает веру в использование правительства на благо общества. Реформатские исследования Washington Post продвинулись вперед, и увлекательное измерение неокальвинизма стало доступным для более широкого круга христианских ученых. Toronto Journal Of Theology Достаточное количество эссе доступно и подходит для широкой аудитории, поэтому сообщество ученых-евангелистов в целом не может позволить себе пропустить материалы, представленные в этом сборнике. Перспективы науки и христианской веры В книге представлены одни из наиболее информативных дискуссий о происхождении концепции мировоззрения в романтизме. — Артур Ф. Холмс, кафедра философии, Уитон-колледж, Уитон, Иллинойс Перспективы науки и христианской веры
«Об этом заголовке» может принадлежать другому изданию этого заголовка.
Другие популярные издания с тем же названием
Избранное издание
ISBN 10:
ISBN 13:
9780819172532
Издательство: Роуман и Литтлфилд, 1989 г.