Что такое мировоззрение в обществознании: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Мировоззрение, его виды и формы

Содержание

    Рассуждая о человеке как личности, мы подробно рассмотрели свойственные ему характеристики. Одной из ключевых особенностей личности является наличие мировоззрения.

    Каждый из нас уникален. Неповторимость личности заключается в особенностях образования, воспитания, вкусов, привычек.

    В процессе воспитания и социализации каждый человек формирует собственную систему взглядов на мир. Кто-то считает, что «добро должно быть с кулаками».

    Другой, наоборот, не приемлет никакие формы насилия. Все это говорит нам о различиях в мировоззрениях людей.

    Стадии формирования мировоззрения

    Мировоззрение отражает отношение человека к окружающей действительности. Оно составляет отношение человека к миру в целом, а не к отдельным элементам.

    Иными словами, мировоззрение включает в себя научные, религиозные, этические, политические и иные взгляды личности на мир.

    Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

    В зависимости от соотношения компонентов и способов восприятия мира можно выделить следующие этапы:

    • Мироощущение — эмоционально-психологический компонент мировоззрения, который формируется из чувств и настроений. Например, художник Винсент Ван Гог видел в природе исключительную красоту и успокоение. Свое мироощущение он передал в своих картинах.
    • Мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях. В результате чувственного восприятия действительности у человека формируется представление о мире.
    • Миропонимание — это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Оно формируется на основе рационального объяснения мира. При изучении физики, химии, биологии ученикам объясняется с помощью законов природы устройство мира. Это помогает формировать миропонимание у людей.

    Стоит отметить, что формирование мировоззрения происходит постепенно. На самом базовом уровне, мироощущении, основную роль играют наши органы чувств. Мы познаем мир с помощью обоняния, осязания.

    На следующем этапе, мировосприятии, у нас складывается осмысленный образ окружающего в форме представлений. Мы приобретаем способность представлять себе как выглядит, например, лес, река, лужайка.

    Наконец, на финальном этапе, миропонимании, складываются обобщенные представления о мире. Мы не только можем представить себе как выглядит река, но еще и понять, откуда в ней берется вода и как она течет.

    С одной стороны, мировоззрение может формироваться стихийно. В этом случае оно возникает на основе обыденного опыта или под влиянием жизненных условий.

    Например, человек может столкнуться с предательством со стороны лучшего друга. Это событие может привести к тому, что в мировоззрении человека больше не будет доверия к людям.

    С другой стороны, существует осознанный путь формирования мировоззрения. Он основан на целенаправленной разработке фундаментальных принципов, идей, идеалов.

    Осознанно мировоззрение формируется путем воспитания или обучения в школе.

    {"questions":[{"content":"Совокупность представлений человека об окружающей действительности, включающее в себя его отношение к миру, чувства, идеалы, стремления называется [[input-1]]","widgets":{"input-1":{"type":"input","inline":1,"answer":["мировоззрение","мировоззрением"]}}}]}

    Структура мировоззрения

    В результате чувственного и рационального познания у человека формируется полноценное мировоззрение, которое состоит из нескольких структурных элементов:

    • Знания — систематизация результатов познавательной деятельности человека. Например, знание законов Ньютона у нас формируется в результате познавательной деятельности на уроках физики.
    • Принципы — основные правила и установки, которыми руководствуется человек в жизни. Например, человек может всегда помогать друзьям, стараться говорить прямо о том, что думает.
    • Идеи — мысли человека, которые выражают его отношение к определенному вопросу. Например, человек может предложить идею об организации школьного самоуправления.
    • Идеалы — образцы, к которым стремится человек. Существуют идеалы красоты, нравственности, справедливости.
    • Убеждения — представления человека об окружающем мире. Человек может быть убежден в том, что демократия является наилучшим политическим режимом, а свобода слова — высшей ценностью, которую следует защищать.
    • Духовные ценности — это набор понятий и принципов, которые формируют и обогащают внутренний мир человека. К духовным ценностям относят любовь, дружбу, уважение, понимание.

    Мировоззрение всегда тесно связано с тем историческим опытом, которое переживает общество. Окружающая историческая действительность оказывает глубочайшее влияние на мировоззрение человека.

    Например, в США жители северных и южных штатов испытывали глубокую неприязнь друг к другу еще в середине 19 века. Однако уже в начале 20 века все пришло в норму.

    Мировоззрение определяет общую направленность личности. Иными словами, направленность показывает желания и стремления человека.

    Она характеризует побуждающие мотивы деятельности, обуславливает поведение человека, его отношение к миру.

    Личность может обладать направленностью на достижение богатства или самореализацию себя в спорте или науке.

    В мировоззрении личности могут проявляться догматизм, скептицизм, критицизм.

    Догмы характеризуют твердые убеждения человека, а скептицизм подвергает все знания сомнению. Разумный критицизм позволяет сбалансировано оценить то или иное явление.

    Догматизм — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлением к авторитарности.

    Скептицизм — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления.

    {"questions":[{"content":"Соотнесите структурный элемент мировоззрения и пример[[matcher-1]]","widgets":{"matcher-1":{"type":"matcher","labels":["Знания","Принципы","Убеждения","Идеи"],"items":["Роман узнал на уроках географии, что климат в Африке теплее, чем в Скандинавских странах","Сергей взял за правило всегда доводить начатое дело до конца","Андрей твердо уверен в том, что Бог создал жизнь на Земле","Олег предложил собирать в школе пластик и отправлять его на переработку, чтобы заботиться об окружающей среде"]}}}]}

    Типы и формы мировоззрения

    Формы мировоззрения зависят от критериев, положенных в основу типологии.

    Типы мировоззрения принято разделять на прогрессивные и реакционные, если в основу классификации положить соотношение с общественным прогрессом.

    Формы мировоззрения могут зависеть от главенствующего явления, которому отдается предпочтение.

    Например, теоцентризм основывается на мировоззрении, отдающем предпочтение Богу. Антропоцентризм базируется на приоритете человека.

    Природоцентризм (предпочтение природе) и социоцентризм (предпочтение обществу) также являются разновидностями мировоззрения.

    В этой типологии выделяют еще наукоцентризм. Он основывается на научном знании.

    Типологии мировоззрения могут основываться на отношении к преобразованиям. Тогда выделяют такие типы мировоззрения, как революционное и консервативное.

    Революционное мировоззрение в своей основе имеет представление о необходимости преобразования окружающей действительности.

    В нем отдается приоритет новому и рискованному. Революционным мировоззрением обладали знаменитые ученые, совершавшие научные открытия.

    Консервативное мировоззрение, наоборот, во главу угла ставит сохранение существующего положения.

    Например, сторонники партии тори в Англии 17 века выступали за сохранение королевской власти и существовавших на тот момент привилегий.

    Мировоззрение может основываться на оценке общего хода исторических изменений. В таком случае формами мировоззрения являются оптимистическое и пессимистическое.

    Оптимисты верят, что мир возможно приблизить к идеалам добра, он движется в лучшую сторону. Человек, с точки зрения оптимиста, способен к безграничному развитию и самосовершенствованию.

    Пессимисты, напротив, верят в преобладание зла над добром. Для них будущее не обещает ничего хорошего, а все прогнозы говорят о том, что дальше будет только хуже. Человек обречен на страдания, и пути в светлое будущее не существует.

    Наконец, формы мировоззрения могут зависеть от способов отражения действительности. В данном случае отмечаем следующие типы:

    • Обыденное (житейское) — порождение повседневной жизни людей.
    • Религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала на основе религиозных учений.
    • Философское — исходит из со­держания и способов достиже­ния обобщенных знаний о действительности. Содержит в себе нормы, ценности и идеалы, которые определяют цели, средства и характер деятельности людей.
    • Научное — основано на теоретическом осмыслении результатов научной деятельности людей.
    {"questions":[{"content":"Особый тип мировоззрения, который обусловлен верой в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения[[choice-1]]","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":["Религиозное","Научное","Обыденное","Философское"],"explanations":["","наука основывается на знаниях","основывается на житейском опыте","ищет общие закономерности бытия"],"answer":[0]}}}]}

    В следующей части урока мы рассмотрим духовный мир личности.

    Мировоззрение, его виды и формы. Обществознание ЕГЭ



     

    13 сентября 2022

    Мировоззрение — это система взглядов человека на мир и свое место в нем.

    Типы (формы) мировоззрения:

    I.             Обыденное (житейское) – суеверия, стереотипы, народные приметы.

    II.            Научное – основано на научных знаниях о мире.

    III.          Религиозное – основано на вере в сверхъестественное.

    IV.          Мифологическое – основано на фантастическом повествовании о мире.

    V.           Гуманистическое — основано на нормах человеколюбия.

    Структура мировоззрения:

    а) идеи и идеалы;

    б) духовные ценности;

    в) знания;

    г) убеждения;

    д) установки;

    е) принципы.

    Источники формирования мировоззрения:

                   окружающие люди;

                   система ценностей, принятая в обществе;

                   наука и уровень знаний;

                   быт и условия жизни;

                   искусство.

    Мировоззрение включает пять компонентов:

    1.            Мироощущение – восприятие себя и окружающего мира на уровне чувств, эмоций.

    2.            Мировосприятие – наглядные представления об окружающем мире.

    3.            Миропонимание – восприятие мира на интеллектуальном уровне, осознание абстрактных идей, рационально-теоретическое мышление.

    4.            Мироотношение – совокупность ценностных ориентиров человека.

    5.            Менталитет – индивидуальные особенности психологии, сформированные в результате получения и анализа жизненного опыта, результат развития культуры и традиций.

    Пути формирования мировоззрения: стихийный (случайно) и осознанный (целенаправленно).

    Самосознание («Я – концепция») – это осознанное и зафиксированное представление человека о самом себе.

    Социальное поведение – это поведение людей в обществе, их поступки.

    Виды социального поведения:

    Рациональное – продуманное поведение, направленное на получение максимальной пользы.

    Иррациональное – необдуманное, импульсивное поведение.

    Девиантное – отклоняющее поведение от общепринятого в обществе.

    Деликвентное – противоправное поведение.

    Конформное поведение — поведение индивида под влиянием давления общества «стадное чувство», отказ от своего мнения, своей индивидуальности в угоду другим.

    Вернуться к списку

    Социальные науки 8 — Раздел 1: Что такое мировоззрение

    идентичность : восприятие человеком того, кто он или она; самоощущение

    ценность : моральная норма или принцип поведения человека или группы;

    личное или групповое суждение о том, что является важным или ценным в жизни

    убеждение : нечто, принимаемое за истину линза, через которую мир рассматривается человеком или группой; общая перспектива, с которой интерпретируется мир.

    Личность!

    Как бы вы себя описали?

    Какие ценности вы считаете важными?

    К каким группам вы относитесь?

    Вы принадлежите к группе, частью которой на самом деле не чувствуете себя?

    Прежде чем мы рассмотрим определение мировоззрения, заполните анкету личного мировоззрения.

    Ответы на анкету.

    Исторический взгляд на мировоззрение

    Мы можем многому научиться, глядя на народные сказки. Эти истории дают нам возможность взглянуть на

    жизни людей, живших в период написания рассказа. Может быть трудно понять, как люди из разных периодов времени интерпретируют сообщения в этих повествованиях, потому что их ценности и опыт сильно отличались от наших сегодняшних ценностей и переживаний.

    Задание: Слушая рассказ Гензель и Гретель , заполните таблицу Анализ мировоззрения и найдите доказательства, подтверждающие ваши мысли.

    В группах по 2 или 3 человека обсудите, какими могут быть ваши выводы относительно мировоззрения авторов. При необходимости прочитайте «Подсказки к определению мировоззрения», чтобы получить разъяснения по каждому элементу.

    Пустой вопросник

    С чьей-либо точки зрения

    При просмотре этого видео, в котором запечатлена Гермиона Грейнджер из

    Гарри Поттера, поставьте себя на ее место и представьте, каким было бы ее мировоззрение.

    Задание

    Используя подсказки для определения мировоззрения, ответьте на 7 частей мировоззрения глазами Гермионы Грейнджер.

    Мировоззрение Гермионы Грейнджер

    Теперь мы понимаем, что мировоззрение — это совокупность представлений о жизни и Вселенной. Мировоззрение состоит из 7 элементов

    1. География
      • Какую роль географические факторы, такие как климат и местоположение, играют в том, как люди смотрят на мир и ведут себя в нем?
    2. Время
      1. В каких терминах общество рассматривает время – механическое или естественное?
      2. Кому принадлежит власть и как она поддерживается
      3. Кто такой статус и как его получить?
      4. Доступны ли определенные льготы для одних и нет для других?
  • Ценности
    • Как люди в обществе относятся друг к другу?
    • Как люди в обществе ведут себя по отношению к людям в других обществах/группах?
  • Убеждения
    • Какие убеждения существуют у людей о жизни и смерти?
    • Об окружающей среде?
  • Экономика
    • Кто контролирует ресурсы?
      • Что производить?
      • Как это будет производиться?
      • Для кого он будет производиться?
    • Как распределяется имущество? Защищено?
  • Знания
    • Как люди приобретают знания?
    • Какие способы познания приняты?
    • Кто имеет доступ к знаниям?
    • Как это оценивается?
    • Где или в ком находится знание?
  • То, как вы ответили на вопросник личного мировоззрения, является отражением вашего мировоззрения. Вот как вы смотрите на остальной мир. Мировоззрение — это линза, через которую вы интерпретируете мир и взаимодействуете с ним. Это также объясняет, почему мы по-разному делаем или реагируем на некоторые вещи.

    Используя разные сценарии, придумайте свои собственные действия, которые могли бы иметь место для «людей по природе добрых или злых по природе».

    Сценарий 1: Одолжение денег другу

    Сценарий 2: Соглашение о продаже бывшего в употреблении мобильного телефона другому лицу

    В своих группах найдите еще 2 примера, где вы можете сравнить действия, которые могут «люди от природы добрые или злые от природы».

    Вместе с партнером вы будете создавать профиль в Instagram для вымышленного персонажа. Вы можете сделать это индивидуально или с ОДНИМ партнером.

    Задача 1 : Использование персонажа, сгенерированного случайным образом в Characters — Motive Generator, проведите мозговой штурм идей о том, каким может быть профиль этого персонажа.

    Задача 2: Используя профиль Google Slides в Instagram, создайте страницу профиля в Instagram. Вы не ограничены информацией, которая указана на странице. Каждый из 7 элементов мировоззрения должен быть найден в профиле. Вы можете использовать свое воображение, чтобы улучшить профиль персонажей.

    • Перейдите в профиль Instagram и скопируйте слайд шаблона, щелкнув правой кнопкой мыши и выбрав «Дублировать слайд». It
    • Внизу страницы есть место для записи заметок. Нажмите здесь и введите свое имя, чтобы другие знали, что этот слайд нельзя использовать.
    • Скопируйте информацию, сгенерированную генератором, и вставьте под названием своей группы в раздел заметок
    • Заполните пробелы, как описано г-жой Манро
    • Найдите видео или изображения, которые могут отражать мировоззрение этого человека.
    • Добавляйте комментарии к своим изображениям, чтобы мы понимали, как это относится к человеку. Мы хотим персонализировать страницу

    Задание 3: Вашей группе будет предоставлен профиль персонажа другой группы для анализа с использованием документа «анализ мировоззрения».

    Задание 4: Вы представите свой анализ остальным учащимся.

    Полезные ресурсы для этого урока:

    Изучение личного мировоззрения

    Изучение мировоззрения

    Сказки и мировоззрение

    Исходная информация о Гензеле и Гретель

    Концепция мировоззрения

    Глава 0 Responsible Computer Science

    Понятие мировоззрения может быть знакомо преподавателям одних дисциплин, но не знакомым с другими. В случае, если вы не знакомы, вы можете рассмотреть концепцию культурного мировоззрения, включающую в себя системы значений, которых придерживается каждый из нас и которые часто проявляются в виде предположений или привычек, помогающих нам интерпретировать, создавать и воссоздавать реальность (Bellah et al. 1992, Kearney 1984, Koltko-Rivera 2004, Obasi et al 2009, Woodward 2019). Затем эти мировоззрения определяют то, как мы думаем, чувствуем и даже переживаем наш социальный и материальный мир. Другими словами, все мы приходим к нашей жизни и нашей работе с предположениями, которые мы можем осознавать или не осознавать, но которые постоянно влияют на принимаемые нами решения и наше взаимодействие друг с другом.

    Итак, с социальной научной точки зрения, мировоззрение лежит в основе нашего подхода к обществу, друг к другу и, что касается наших интересов здесь, к нашей работе со студентами над проектами, которые влияют на их собственное развитие, жизнь тех, с кем они непосредственно работают, и тех, кто использует продукты или услуги, которые они производят.

    Исследуя наше мировоззрение, мы изучаем набор предпосылок, составляющих интерпретационную структуру, которую мы используем, чтобы понимать реальность и действовать в соответствии с ней. Внимательно обдумайте следующие вопросы и напишите ответы для себя. Этим не нужно делиться с другими участниками семинара, но во время семинара будет предоставлена ​​информация о каждом из них, а также сведения о мировоззрениях и педагогических практиках, которые помогают дальнейшему развитию учащихся.

    1. Как вы понимаете знание, знание и основу знания?
    2. Как вы понимаете природу людей и модели человеческих взаимоотношений?
    3. Что вы считаете основными ценностями и каков источник этих ценностей? Другими словами, что значит создать «хорошее общество»?
    4. Каков ваш педагогический подход? Другими словами, как бы вы определили свою философию преподавания и как она соотносится с элементами ваших ответов на первые три вопроса?
    • Белла, Роберт, Ричард Мэдсен, Уильям М.

    Добавить комментарий