Что такое нравственные качества человека – Нравственные качества и чувства человека: примеры, определение нравственности

Содержание

Нравственные качества человека: их формирование и примеры

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валеря Харламова! Нравственность – это основа, правила, на которые опирается личность в своей деятельности и жизни, чтобы достичь успеха, уважения и признания. И сегодня мы рассмотрим, какие бывают нравственные качества человека, чтобы вы понимали, на что необходимо обратить внимание, если есть желание совершенствоваться и развиваться.

Список качеств

Ответственность

Личность должна понимать, какие последствия влечёт за собой её деятельность или наоборот, бездействие. К сожалению, она характерна в основном развитым и зрелым людям, самостоятельным и имеющим самоуважение. Потому что сложно отвечать за свои поступки, если привык, что кто-то другой решает вопросы и проблемы. А также, если есть возможность скрыться, так сказать, залечь на дно и ожидать, что всё разрешится само собой.

Но также сложно оставаться в стороне и испытывать вину за содеянное, если человек уверен в себе и понимает, что просто не сможет другим смотреть в глаза, а также к себе хорошо относиться, зная правду о своей трусости.

Формирование и развитие ответственности обеспечивает такой способ, как наложение штрафов. То есть, за каждый проступок необходимо что-то такое делать, что не совсем нравится, но полезно. В плане воспитания, взращивая детей всё понятно, они знают правила и ограничения, стоит их нарушить – последует расплата.

А вот по отношению к себе придётся подключить самоконтроль и выдержку, чтобы доводить начатое до конца, и всё-таки лишать себя чего-то в случае проступка.

Честность и открытость

Вроде бы положительные качества нравственного человека, но следует быть внимательным и осторожным, чтобы никому не навредить. Допустим, открывая душу перверзному нарциссу, вы только дадите ему козыри для управления вами, и сэкономите время для самостоятельного поиска ваших слабостей. Подробнее о такой личности вы узнаете из этой статьи, и тогда поймёте, почему это опасно.

Так что, прежде чем полностью доверяться, проявите осторожность и внимательность. А вот с собой необходимо всегда быть максимально честным. Жить в иллюзиях приятнее, но реальность никто не отменял, и если её игнорировать – появляется риск об неё пораниться, или ещё хуже – разбиться.

Патриотизм

Проявляется не только в виде любви к своей Родине, городу, планете в общем, но и в проявлении интереса к традициям своей страны. Важно знать историю своих предков, уважать их и ценить, чтобы передавать накопленные знания дальше, своим потомкам.

Патриотизм проявляется в желании изменить к лучшему, если не планету, то хотя бы город, улицу, и, в конце концов, себя. Вот вы, что вы знаете о своём роде? Кто чем занимался, какую жизнь прожил, чем запомнился и какую роль выполнял при жизни, к чему стремился?

Гуманизм

Это человеколюбие, забота, сопереживание. Проблема в том, что чувства случаются, специально вызвать их непросто. Поэтому, если человек не испытывает искреннего сопереживания, если он просто привык опираться на некую бесчувственность по каким-либо причинам – придётся приложить очень много усилий, чтобы развить этот гуманизм.

Старайтесь замечать, осознавать моменты, когда вы испытываете благодарность к другим людям. Возможно, это поможет развить в себе человеколюбие. Да, сложно вот любить просто всех вокруг, потому что это про обезличивание и вообще, можно иссякнуть в один прекрасный миг.

Но если выделять людей, которые вас окружают и интересоваться ими, отслеживать, чем оказались полезны, как можете помочь им вы в ответ, то тогда становится намного проще. По крайней мере, появляется фигура, по отношению к которой можно что-то вполне оправданно испытывать.

Вежливость

Позволяет думать о человеке, что он развит, хорошо воспитан и гармоничен. С ним приятно иметь дело и доверие возникает намного быстрее, если только вежливость искренняя, а не подчёркнуто-напыщенная, с целью получить желаемое, использовав другого.

Дисциплина и культура поведения

В обществе существуют правила, устои и нормы, и чтобы в нём находиться, важно их соблюдать. Иначе можно даже попасть в места лишения свободы.

Существует такое определение, как девиантный человек – это тот, кто не способен дисциплинированно себя вести, и блюсти нормы, законы. Подробнее, что это значит и как справиться с девиантностью, вы узнаете из статьи по ссылке.

Верность

Очень ценится в современном мире, но предполагает не только верность своему партнёру, но и себе, а также данному слову. Поэтому, если вы хотите, чтобы вас ценили и доверяли вам, всегда выполняйте обещания. В крайнем случае, предупредите и объяснитесь, если возникли трудности, так вы сможете сохранить отношения и «лицо».

Коллективизм

Несмотря на тип личности, то есть, даже если вы интроверт, важно уметь сотрудничать и вести совместную деятельность с группой, в которой находитесь. Человеку необходимо ощущать свою принадлежность к какому-то сообществу. Это позволяет чувствовать поддержку, что за спиной масса похожих чем-то людей, пусть то одногруппники, коллеги и прочее.

Но помимо принадлежности необходимо уметь взаимодействовать с теми, кто окружает. Не только конкурировать и отстаивать себя и свои интересы, но и сотрудничать, делиться чем-то, находить компромиссы и помогать.

Интеллект

Нравственный человек должен быть интеллектуально развит, но имеется в виду не знание формул и теорем, а уровень его осознанности. То есть, насколько он умеет опираться на свой опыт и ощущения, как различает, что хорошо, а что плохо, умеет ли делать выбор и вообще понимает ли, чего хочет от жизни и каким образом может этого достичь.

Необходимо учиться чувствовать каждое мгновение своей жизни, замечать настоящее и ценить его. Тогда время не будет пролетать впустую, лишая вас возможностей. Посмотрите статью про осознанность.

Трудолюбие

Как ни странно, но бездельников и повес редко считают нравственными людьми, как и тех, кто достиг успеха не заслуженно, а ещё хуже – «идя по головам». Проявляйте усердие и не останавливайтесь перед трудностями. Тогда, по крайней мере, вы сможете признать свой вклад и старания в случае достижения целей и мечтаний.

Тактичность

Является таким себе ощущением меры, что можно говорить, а что нет, насколько близко можно приблизиться, какие вопросы будут неуместны и прочее. Тактичная личность ценит границы другого человека и замечает, когда собеседник потерял к ней интерес, чтобы не выглядеть навязчивым.

Между прочим, тактичность существенно сокращает количество конфликтов и напряжённых ситуаций.

Духовность

Нравственность тесно связана с морально-духовными качествами человека. То есть, важно не просто исповедовать какую-то религию, а хранить в сердце веру во что-то, уделять внимание саморазвитию, чтению книг, каким-либо практикам, которые дарят гармонию и покой, а также понимание своего предназначения. Подробные рекомендации о том, как повысить духовный уровень вы найдёте тут.

Уважение к старшему поколению

Является небольшим ответвлением гуманности, его важной составляющей, но мы решили уделить этому моменту отдельное внимание. Не уважая своего прошлого, истоков, невозможно быть благодарным, а соответственно, нет ощущения собственной ценности и хорошей самооценки.

Какими бы ни были наши родители, бабушки с дедушками, несмотря на то, какую они прожили жизнь и какие с ними сложились, или не сложились отношения, всегда найдётся момент, за который следует сказать им спасибо, и за что они достойны уважения.

А знаете что это за момент? Это когда-то сделанный выбор сохранить жизнь, неважно, вам или вашему папе, маме… Потому что именно поэтому вы сейчас имеете возможность читать эти строки и просто быть. Именно поэтому у вас есть любимый, близкий человек или друг, кумир и прочее. И важно учить детей уважать стариков, помогать им и, конечно же, уделять внимание, которого им так не хватает порой.

Забота об экологии

Бережность по отношению к природе, братьям нашим меньшим. Мы давно ушли от первобытности, поэтому нравственная личность потушит костёр, прежде чем покинет лес. Уберёт за собой мусор, и не будет издеваться над животными, хотя бы потому, что имеет сострадание.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Список составили основные качества, но мы уверены, что его ещё можно продолжать и продолжать. Берегите себя и близких!

Материал подготовила Журавина Алина.

 

 

qvilon.ru

Морально-нравственные качества человека: их формирование и примеры

Морально-нравственные качества – это не то, что дается человеку с рождения. Они нарабатываются воспитанием или же самовоспитанием. В состоянии ли человек жить без моральных норм, заложенных в характере? Выжить сможет, но не сможет добиться любви и уважения окружающих. Как же стать воспитанным человеком, что именно нужно в себе развивать? Об этом читайте ниже.

Трудолюбие

Морально-нравственные качества бывают разными. Одно из них – это трудолюбие. Человек, который не отлынивает от работы, всегда имеет вес в глазах общества. Какая же должна быть работа? Это неважно. Каждый индивид должен трудиться в меру своих возможностей и способностей. Если он может зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, значит, он должен работать инженером, программистом и т. д. Если человек не получил специального образования, он всегда может устроиться водителем, диспетчером, строителем и т. д.

Воспитание трудолюбия должно начинаться в детстве. Некоторые родители оберегают детей. Они не заставляют своих чад трудиться и аргументируют это тем, что у ребенка должно быть нормальное детство. Но ведь если не приучать детей к труду, из них вырастут лентяи. Подростки с 14 лет уже могут идти на работу. Причем часто это практикуется в семьях с хорошим достатком. Таким образом родители приучают своих чад к работе. Трудолюбие – это привычка, и если ее нет, человеку придется очень трудно в жизни. Чтобы не прослыть лентяем, нужно работать не только на основной работе, но и дома. А также следует по мере необходимости помогать друзьям и родственникам.

Уважение

Заложение основ морально-нравственных качеств происходит в детстве. Именно родители должны объяснить ребенку, что такое уважение к старшим. Дети могут стесняться и бояться взрослых, но это чувство страха следует искоренять. Подменяйте его уважением. Ребенок должен понимать разницу между собой, бабушкой и дедушкой. Пожилые люди обладают меньшей энергией и меньшим количеством сил. По этой причине им нужно помогать носить тяжелые сумки и уступать место в общественном транспорте. Но вежливость – это не только то, что человек выставляет напоказ в форме поведения. Уважение проявляется в отношении к старшему поколению. Ребенок, а затем и взрослый человек, должен уважать не только тех кто старше, но и тех кто моложе. Разговор на «вы» со всеми незнакомыми людьми – это дань уважения к персоне. Не стоит пренебрегать простыми правилами приличия, чтобы не прослыть невежливым человеком.

Честность

За отсутствие морально-нравственные качества вас осудят окружающие и, как следствие, могут перестать с вами общаться. Чтобы этого не допустить, нужно быть со всеми предельно откровенным. Естественно, следует дозировать свою откровенность в рамках приличия. Человек должен быть честным. Врать – это плохо, но почему-то люди об этом забывают. Сегодня вранье можно встретить на каждом шагу, поэтому многие люди считают, что это нормально. Нужно стараться быть выше этого. Некоторые персоны стараются быть честными, поэтому предпочитают не врать, а недоговаривать. Считается ли такая форма поведения враньем? Считается. Представьте, что вы на суде. Вас допрашивают по какому-то вопросу, а вы утаиваете часть важной информации. В этой ситуации это кажется недопустимым. А почему же в жизни вы думаете по-другому? Откровенность облегчает людям жизнь. Им не приходится запоминать все вранье, которое они сочиняют, и это помогает держать лицо перед родными и близкими, а также незнакомыми людьми.

Скромность

В наш век интернета каждый человек мечтает прославиться. Для этого люди пытаются выставить напоказ свои таланты или же милую внешность. Но почему тогда в детском саду ребятам до сих пор преподают уроки вежливости? По той причине, что человек должен быть хорошо развит и уметь отличать плохое от хорошего. Скромность – это та черта характера, которая придает человеку загадочность. Если человек не выставляет себя напоказ, с ним интересней разговаривать. Люди, которые пытаются пустить пыль в глаза, выглядят слишком ненатурально. Скромность украшает. Она помогает людям добиваться успеха. Это качество особенно актуально сегодня. Благодаря скромности человек может удачно выделяться на фоне своего окружения. Люди, которые ведут себя слишком откровенно и чрезмерно раскрепощенно, почему-то поощряются нашим обществом. Стоит отметить ту простую истину, что именно благодаря таким личностям люди с каждым годом деградируют все быстрей.

Самокритичность

Урок вежливости в детском саду и в школе должен начинаться с рассказа преподавателей о критике. Маленьким детям она встречается нечасто, но чем старше становится человек, тем чаще он сталкивается с критическим мнением. Мало кто умеет нормально воспринимать осуждающее мнение о себе или же, о своей работе. Но нужно иметь в виду, что каждый окружающий вас человек имеет право на свободу слова. По этой причине люди могут критиковать все, что видят. Каждый индивид с детства должен стать самокритичен. Зачем? Чтобы научиться отличать полезную критику от злословья. Иногда окружающие не хотят обидеть вас или же предмет вашего творчества. Они хотят помочь и высказывают свое мнение, которое может оказаться компетентным. По этой причине его нужно выслушать и взять на заметку. А негативное высказывание, которое не поддержано никакими аргументами, следует научиться пропускать мимо ушей. А главное — нужно научиться не отвечать на злословие и не мстить в ответ. Каждый человек должен уяснить простую истину, с людской завистью бороться невозможно. Завистливая персона – это несчастная личность, которая нуждается в сострадании и любви.

Совестливость

Морально-нравственные качества человека вырабатывались издревле. Без них люди не смогли бы существовать в одном обществе. Одно из таких качеств – это совесть. Человек может жить без нее, но в этом случае ему придется очень тяжело. Муки совести, которые знакомы каждой взрослой личности, похожи на внутреннего цензора, который говорит о том, что человек идет неправильной дорогой или же делает нехороший поступок. Без этого внутреннего компаса сбиться с благородного пути очень легко. Поэтому нужно развивать в ребенке это чувство с детства. Как? Если ребенок поступает нехорошо или некрасиво, его нужно не только отругать, но и укорить, обратившись к совести. Поступая так каждый раз, родители поселяют в маленьком человеке цензора, который будет всю жизнь направлять индивида на верный путь.

Смелость

Что люди всегда ценили друг в друге? Смелость. Но почему тогда сегодня это качество присуще не каждому? Смелость и трусость ходят рука об руку. Несмотря на то что люди стали выставлять свою жизнь напоказ, они стали более трусливыми. Они боятся не только того, чего действительно нужно бояться, но и даже каких-то пустяков вроде того как спросить у продавца в супермаркете, где лежит нужный товар. Почему так происходит? Смелость и трусость – это те качества, которые вырабатываются в детстве. Вырабатываются они ребенком самостоятельно. Родители могут наставлять свое чадо, но ходить в сад или в школе они вместо него не будут. Поэтому маленькому человечку приходится самостоятельно решать проблемы, а порой это не всегда удается. И если не выходит раз за разом, человек становится трусливым и боится вступить в спор или в драку. Такая персона не может защитить ни своих, ни чужих интересов. Как живется трусливым людям? Сложно.

Сострадание

Морально-нравственные качества личности формируются в детстве. Сострадание – одно из них. В отличие от многих других, сострадание требуется человеку нечасто. Но именно о его наличию можно судить о том, насколько добрый или открытый человек рядом с вами. Получить искреннее сочувствие в нашем мире – это большая редкость. Человек плохо умеет сопереживать чужому горю. Люди с каждым годом становятся все эгоистичнее, они отдаляются друг от друга и думают, что горе всегда будет обходить их дом стороной. Но несчастье и счастье – это два близких друга. Поэтому рано или поздно и то и другое посетит человека. Как пережить сложную ситуацию? Позвать сострадательных друзей. Когда человек рассказывает о том, что его тревожит и угнетает, происходит внутреннее очищение. Но оно происходит только в том случае, если повествующий видит в глазах собеседника искреннее сострадание.

Бескорыстие

Как отличить хорошего человека от плохого? Посмотрите на его жизненные ценности. Если вы попросите друга помочь, а он попросит от вас за это какую-то плату, значит, человек рядом с вами недостойный. Нужно окружить себя бескорыстными людьми. Такие персоны не предадут вас никогда. Они смогут оставаться рядом и в печали, и в радости. А вот те индивиды, которые находятся рядом только тогда, когда у вас все хорошо – это ложные друзья.

Формирование морально-нравственных качеств начинается в детстве. Как нужно воспитывать бескорыстного человека? Мама и папа должны просить помогать свое чадо просто так. Многие родители обещают своим детям конфеты или иные бонусы за то, что ребята помогут по дому или же погуляют с собакой. Такой подход к воспитанию закладывает базу в детском сердце для формирования корысти.

Любовь к родине

Человек должен уважать то место, в котором он родился. Понятно, что поговорка: «где родился там и пригодился» сегодня больше не актуальна. Но все же патриотизм – это то чувство, которое должно быть заложено в душу человека. Люди, которые любят свою родину, будут стараться работать на ее благо. Благодаря этому Россия будет развиваться и богатеть. Как следствие, люди будут получать свои дивиденды за любовь и труд. Конечно, любить нужно с умом. Для того чтобы гражданам было не стыдно за объект своего обожания, он должен быть достоин любви. Любить что-то убогое из сострадания тоже можно, но все же такая любовь недостойна уважения. Патриотизм должен присутствовать в душе человека так же как и совесть или доброта. Об этом нельзя забывать, ведь дети – это будущие нашей страны, и именно на них взрослые возлагают свои надежды.

fb.ru

Способы развития морально нравственных качеств личности

Содержание статьи

Практически каждый человек может назвать перечень качеств, которые ему хотелось бы в себе развить. Один хочет научиться более правильно распоряжаться временем, другому не хватает умения быстро принимать решения, а третий пытается развить способность самоконтроля в стрессовых ситуациях. Также существуют нравственные качества, о развитии которых задумываются не все – о них не пишут в популярных журналах и не так часто вспоминают на психологических тренингах.

О чем речь?

В учебниках по воспитанию детей и подростков обычно рассматривается эта тема, как одна из обязательных.

Среди нравственных качеств часто звучит понятие совести, упоминается любовь к Родине, уважение к родителям, окружающим, принадлежность к семье и государству.

Такие качества обычно не указывают в перечне достоинств при составлении резюме или сопроводительного письма. При этом для общества гораздо более явной является проблема нравственного воспитания, чем, к примеру, недостаток людей с высшим образованием или умением управлять автомобилем.

К тому же нравственные качества должны прививаться человеку с детства и воспитываться в подростковом возрасте. Если в этом вопросе возникли какие-либо пробелы или трудности, то, к сожалению, не так много людей в сознательном возрасте признают наличие проблемы.

Далеко не каждый взрослый человек открыто скажет, что у него не воспитали правильное отношение к природе, окружающим, государству. Он, скорее, начнет заниматься развитием тех качеств, которые помогут ему добиться успеха в работе, а также занять достойное место в обществе.

Как развить нравственные качества?

Если читатель относится к тем людям, которые склонны к самоанализу и обладают умением объективно себя оценивать, то перед ним рано или поздно возникнет такой вопрос. Далеко не каждый из нас наделен всеми нравственными качествами развитого, интеллигентного человека в общепринятом понимании.

К тому же реалии современного общества часто притупляют чувство совести, сострадания или уважения к другим людям. Человек, который обычно добр к другим, а также с пониманием относится к чужим недостаткам, может в какой-то ситуации показать себя с другой стороны. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, его способности усилием воли вырабатывать в себя определенные навыки, держать себя в руках и соблюдать принципы.

Способы развития нравственных качеств

Перейдем от теории к практике и рассмотрим способы, которые могут помочь современному человеку стать более нравственным и сознательным.

Чтение классической литературы

При общении практически всегда заметно, когда человек читает много классики – у него богатый словарный запас, он может лаконично и грамотно выражать свои мысли.

Кроме того, произведения из школьной программы, которые в свое время читались «для галочки», по достижению определенного возраста могут принести совсем другой эффект.

Нам со временем становится понятным, почему герои произведений ведут себя так, а не иначе. Мы возвращаемся в те времена и начинаем вникать в истинное понятие любви, чести и совести.

Классические книги уносят нас от реалий современного мира во времена, когда понятие нравственности было таким же обязательным, как владение иностранным языком в современных компаниях сегодня.

Книги и тренинги

Книги

Казалось бы, в современном обилии литературы и информации по разным темам можно найти все, что нужно. На самом деле не так просто среди низкопробных романов, творений самозваных психологов, астрологов и экстрасенсов найти что-то стоящее.

Если прийти в библиотеку и сделать запрос на книги по развитию нравственных качеств, то, скорее всего, читатель получит несколько экземпляров двадцати или тридцатилетней давности. Такую литературу использовали педагоги во времена, когда не было широкого доступа к интернету.

Среди обилия информации все же можно найти действительно ценные образцы, которые позволяют не только пополнить свой багаж знаний, но и разобраться в себе, осознать имеющиеся проблемы.

Тренинги

То же самое можно сказать и о разнообразных тренингах. Большинство из них ориентировано на среднестатистического потребителя, поэтому занятия проводятся на тему, как удержать мужа, заработать миллион или добиться успеха в жизни.

Все же среди таких мероприятий также возможно найти уроки от опытных специалистов. Они не учат зарабатывать деньги или идти по головам коллег для завоевания новой ступеньки карьерной лестницы – такие специалисты помогут восполнить пробелы в нравственном воспитании.

Действительно опытный специалист может помочь слушателю значительно упростить свою жизнь, благодаря возможности развить нравственные качества.

Психологи и «гуру»

Гуру

Сразу уточним понятие «гуру» — в данном контексте это представитель какой-либо религии, который сможет разобраться в ситуации и дать полезный совет.

В Библии, Коране, книгах других религий существует много информации, которая позволяет стать человеку более нравственным и осознанным.

Если упустить данные о конкретных божествах и ритуалах, а отнестись к данным книгам, как к сборнику ценной информации, то можно извлечь для себя значительную пользу.

Психологи

Современные психологи работают с разными инструментами, которые позволяют решить ту или иную проблему. В основном к специалистам сегодня приходят с желанием разобраться в себе, наладить отношения в семье или с вопросами в области воспитания детей.

Не так часто люди хотят заполнить пробелы в нравственном воспитании, поэтому мало специалистов, которые в этом действительно могут помочь.

В данном случае не так важно, в каком направлении психологии работает специалист – главное, чтобы он был личностью, которая наделена нравственными качествами и может помочь в этом вопросе другому человеку.

Возможность бескорыстно помогать

Среди нравственных качеств стоит выделить умение любить других людей и понимать их, уметь сострадать и оказывать искреннюю поддержку. Чтобы развить в себе эти качества, нужно сделать привычку оказание кому-либо посильной помощи.

Что это может быть?

  • Организация благотворительной уборки территории или участие в уже запланированном мероприятии. Такой опыт поможет не только развить в себе вышеуказанные качества, но и поможет стать ближе к природе, развить умение работать в команде и вместе идти к общему результату.
  • Помощь детскому дому или интернату. С такими детьми не так просто общаться, но часто только такой опыт может дать возможность взглянуть на свою жизнь со стороны. Таким образом, человек не только делает доброе дело, но и ярко осознает, в каком положении находятся другие люди. Он чувствует сострадание, сочувствие – эти качества также относятся к нравственным.
  • Помощь приюту для животных или зоопарку. Одним из нравственных качеств также является любовь к природе и понимание ее законов. При оказании помощи братьям нашим меньшим человек развивает ответственность за более слабых и беспомощных, учится безвозмездно отдавать.
  • Помощь малообеспеченным семьям, пенсионерам, людям без определенного места жительства. В данном случае человек испытывает разные чувства, а также развивает нравственные качества – умение бескорыстно помогать и сопереживать, входить в положение других людей.

Заключение

На самом деле у людей могут быть разные представления об нравственных качествах, их проявлении и развитии. В любом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а что я могу сделать для того, чтобы стать более нравственным и осознанным?

Добро возвращается бумерангом — видео


pikacho.ru

Нравственные качества человека

Нравственные качества человека

В системе федеральных государственных органов КРФ определила наличие трех основных судов. Во-первых

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по экзамена по обществознанию. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по экзамена по обществознанию — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Трудовые отношения играют важную роль и представляют интерес практически для каждого трудоспособного

Что такое нравственные качества человека? Достоинства и недостатки человека.

Сила нравственных норм огромна, т.к. основана на силе общественного мнения. Ведь никому небезразлично мнение других людей о себе, радостно и приятно одобрение, тяжело осуждение, невыносимо ненависть.

К числу моральных ценностей относятся: жизнь и достоинство человека, его нравственные качества, содержание различных форм морального сознания: норм, принципов, этических понятий (добро, зло, справедливость, счастье).

Необходимы соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы.

Понятие достоинства личности

опирается также на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на.

Эпоха Реформации и Возрождения и ее значение для формирования гуманистических идей о достоинстве и правах человека.

До него все проблемы прав человека носили нравственно этический характер, т.е. политика и мораль были едины.

Преимущества и недостатки работы в командах. Преимущества команд. Присутствие других людей вызывает дополнительную энергию, энтузиазм, что приводит к росту мотивации, производительности и

качества труда, раскрытию творческого потенциала работников.

Достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе, характеризующее его репутацию в обществе (благоразумие, мировоззрение, нравственные качества, образование и уровень знаний, соблюдение правил общежития и достойный образ жизни и др.).

Фундаментальной этической концепцией является обеспечение личного достоинства и благосостояния людей.

Моральные качества

сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой

Решение считается неэтичным, когда оно нарушает права человека.

найдено похожих страниц:10

Образование и карьера в России

Часто люди задумываются, какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешными, знаменитыми или просто добросовестными людьми. Кто-то ищет повод для собственного саморазвития, а кто-то желает воспитать свое чадо в лучших традициях. Попробуем разобраться, какие нравственные качества личности необходимо развивать и для чего это пригодится в жизни.

Человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали – все это можно отнести к нравственным качествам личности.

Только полноценно нравственный человек может быть трудолюбивым. Постоянное усердие и старание в занятиях труда различного рода — испытание для человека. Однако заинтересованность в получении полезного результата при добросовестном исполнении трудового процесса может привести человека к вершине карьерного взлета.

Человеколюбие заключается в его добром расположении к людям, способности проникнуться к ним участием и помочь в сложное время. Не всякий человек готов оказать поддержку и выразить сочувствие даже близким, не говоря о малознакомых людях. Тяжело проявить теплоту и заботу по отношению к окружающим, но еще труднее душевно сострадать и переживать за другого человека.

Бескорыстие — это духовное качество, которое дает человеку возможность поступить не в своих интересах, а в пользу других людей. Такое действие можно назвать безукоризненным и заслуживающим высокой оценки. Часто бескорыстных людей называют альтруистами.

Считается, что подобные поступки всегда возвращаются к деятелю как бумерангом положительными аспектами.

Верный человек – это высоконравственная личность, так как он всегда выполняет данные им обязательства и постоянен в отношениях. Верность характеризует умение быть дисциплинированным.

К нравственным качествам личности относится обычная вежливость. Однако именно она позволяет характеризовать человека как гармоничную и интеллектуально развитую особу. Встретив вежливого человека, проявляющего хорошие манеры поведения, окружающие непременно отмечают у него наличие достойного воспитания. Вежливый человек вызывает у людей уважительное и доброжелательное отношение.

Тактичность — качество, которое трудно развить, оно является внутренним чувством меры. Все же можно научиться контролировать свои эмоции и речь. Человеку, способному осознать грань между избыточностью и достаточностью в разговоре или действиях, непременно легче положительно настраивать людей по отношению к себе. Часто, такт позволяет избежать многих конфликтов.

Необходимо бережно относиться к природе. Варварское обращение к деревьям, цветам и животным — не что иное, как показатель первобытности сознания человека и его плохого воспитания. Понимание важности природы в жизни человека, ее влияния на будущее человечества доступно только умственно и морально подготовленному человеку.

Надеемся, эта статья помогла вам понять, насколько важно развивать нравственные качества личности. Если каждый человек на планете осознает в этом необходимость, то значительно реже можно будет столкнуться с различного рода преступлениями. Как минимум, человек станет меньше прибегать к грубости и проявлять эгоизм, так как он приобретет интеллектуальную и моральную силу.

Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек

Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек

Нравственность и соответствующие нравственные нормы – это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность и нравственные основы – разрушается общество и деградирует человек, что мы можем наблюдать и по нашей современной цивилизации, всё больше утопающей в пороках.

Нравственность – это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность – это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек – это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.

Нравственный человек – это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и др.

Если перефразировать, то нравственность можно определить так. Нравственность – это соответствие представлений, убеждений, ценностей, поступков и всех проявлений человека нравственным нормам, общечеловеческим ценностям (добро, ненасилие, честность, уважение, др.), а в идеале всем Духовным Законам.

Именно Нравственность является показателем степени духовности Человека и Общества. Что такое Духовность – читайте здесь.

Нравственность и рождаемая ею мораль (правила поведения, др.) ранее формировалась Религией, заповедями (Духовными Законами в религиозной трактовке), сейчас во многом разрушена. Конечно её необходимо возрождать и формировать целенаправленно.

Что является основой Нравственности? Что рождает Нравственность и что её разрушает

Основа нравственности – это различение Добра и Зла, и выбор пути Добра. О том, существует ли Добро и Зло – читайте здесь. Именно понимание, что такое Хорошо, что считать Достойным, а что такое Плохо, что является недостойным, позорным, недопустимым для Человека и определяет нравственные нормы.

Именно из-за отсутствия в современно обществе адекватных представлений о Добре и Зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены пороками и невежеством, а общество в целом быстро разлагается.

Также существует заблуждение, что Нравственность – это набор ограничений, которые посягают на свободу человека, сдерживают и блокируют проявление его индивидуальности. Это огромная глупость! Нравственность даёт вектор, путь и условия движения вверх, при которых Душа человека может расти, развиваться с наибольшей скоростью, быть защищённой от пороков, возможного нравственного разложения и деградации, быть неуязвимой для зла. Именно в наивысшие периоды расцвета духовности, когда в обществе в максимальной степени был реализован нравственный стандарт, в воспитании кадров, граждан, в культуре, образовании, в традициях общества, великие империи и государства достигали своего наивысшего уровня развития, цивилизации, культуры, до которых даже многим современных государствам ещё идти и идти.

Потому знания о добре и зле, о том, что делает человека Достойным, Сильным, Успешным, а что его делает ничтожным, падшим, глупым и беспомощным, являются самыми востребованными в обществе!

В идеале, воспитанием Нравственного и Достойного Человека должно заниматься государство. И делать это нужно начинать с детских лет. С детства нужно формировать достойную личность, нравственного человека, гражданина и патриота, как это делалось во все времена в великих Империях и Духовно-рыцарских орденах.

Чего я искренне желаю вам и вашим детям!

Так же рекомендую к прочтению:

Источники:
Нравственные качества человека
Нравственность – это та часть жизни, которая связана с делами человека, его практическим поведением, реальными действиями. Внимательно наблюдая за жизнью, деятельностью, поступками человека, постепенн
http://cribs.me/ekzamen-po-obshchestvoznaniyu/chto-takoe-nravstvennye-kachestva-cheloveka-dostoinstva-i-nedostatki-cheloveka_
Образование и карьера в России
Часто люди задумываются, какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешными, знаменитыми или просто добросовестными людьми. Кто-то ищет повод для собственного саморазвития, а кто-то желает
http://www.inwent.ru/psikhologiya/288-nravstvennye-kachestva-lichnosti
Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек
Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек Нравственность и соответствующие нравственные нормы — основа цивилизации и человечности любого общества.
http://www.psychology-faq.com/chto-takoe-nravstvennost-i-kto-takoj-nravstvennyj-chelovek/

(Visited 78 times, 1 visits today)

lovewithyou.ru

«Словарь нравственных качеств человека»

СЛОВАРЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

Отношение к Родине и обществу.

Положительные качества человека

Патриотичный человек, который предан своей Родине, готов на любые подвиги во имя интересов своей Родины.

Героический – человек, который способен совершать подвиги.

Смелый – человек, который способен преодолеть в себе чувство страха и неуверенность.

Бережливый –   человек, который бережно относится к человеческим ценностям, к своему здоровью, к Родине и обществу, в котором он живёт.

Ответственный – человек, который отвечает за свои действия или их последствия.

Справедливый – человек, следующий правде, истине в своих поступках и мнениях.

Отрицательные качества человека

Гордый –– человек, у которого слишком высокая оценка своих или чьих-либо достижений.

Предатель – человек, который нарушает верность кому-либо.

Трусливый – человек, который отказывается от какого – либо действия (поступка) по причине страха.

Расточительный — это человек, который не может экономно расходовать материальные и иные ресурсы.

Отношение к людям

Положительные качества человека

Добрый – человек, который проявляет искренние и добрые чувства по отношению к кому или чему-либо.

Вежливый – человек, который проявляет уважение к людям.

Честный – человек, который верен своему слову, говорит правду.

Милосердный – человек, который готов бескорыстно помогать нуждающимся, участвовать в судьбе другого.

Щедрый – человек, который с готовностью делится с другими людьми материальными и духовными ценностями.

Отрицательные качества человека

Грубый – человек, который пренебрегает культурой поведения, невежлив.

Лживый – человек, который говорит неправду.

Безжалостный – человек, который неспособен к состраданию и жалости.

Злой – человек, который плохо относится к другим людям. 

Жадный – человек, который стремится присвоить себе как можно больше, не желает делиться.

Отношение к труду.

Положительные качества человека

Трудолюбивый – человек, любящий много работать.

Настойчивый — человек, который упорно достигает поставленную цель.

Старательный – человек, проявляющий усердие в работе, исполнительность, прилежание.

Активный — человек деятельный, энергичный, проявляющий инициативу.

Терпеливый — человек, способный заниматься чем-либо долго, проявляя упорство, терпение.

Дисциплинированный — человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок.

Отрицательные качества человека

Ленивый — человек, не желающий работать.

Безответственный – человек, не сознающий своей ответственности, не отвечающий за свои действия.

Пассивный — человек бездеятельный, не проявляющий инициативу.

Небрежный – человек, относящийся к своим делам или обязанностям без особого внимания и старательности.

Отношение к себе

Положительные качества человека

Скромный — человек, не ставящий личность свою наперед, сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый.

Самостоятельный – человек, осуществляемый любую деятельность без посторонней помощи, собственными силами.

Любознательный — человек, который, заинтересован в получении новой информации, проявляет активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям.

Целеустремленный — человек, который постоянно ставит цели и настойчиво добивается их.

Воспитанный — человек, который умеет вести себя в обществе, уважает мнения и интересы других людей.

Отрицательные качества человека

Высокомерный – человек, имеющий преувеличенно высокое  мнение о себе и нетерпим к тем, кто отличается от него.

Несамостоятельный  человек, неспособный мыслить и действовать самостоятельно.

Равнодушный — человек, ничем не интересующийся, никому не помогающий, безразличный к любым событиям.

Безынициативный — человек, не проявляющий инициативы, активности в любой деятельности.

Упрямый – человек, который отказывается от выполнения разных требований. 

infourok.ru

Нравственные качества человека примеры

Нравственные идеалы

Нравственный идеал — это процесс, построенный на восприятии моральных требований через определенный образ личности. Он формируется посредством ряда характеристик. Далее в статье подробнее разберем понятие «нравственные идеалы» (примеры их будут приведены ниже). Какими они могут быть? Какие цели преследуют?

Духовно-нравственные идеалы личности служат образцом для подражания. Общество предъявляет к людям определенные требования морального поведения. Его носителем как раз и являются нравственные идеалы. Образ высокоразвитой в моральном плане личности воплощает в себе те положительные качества, которые служат эталоном отношений и поведения между людьми. Именно эти характеристики заставляют человека в частности и общество в целом совершенствовать свой моральный облик, а значит, развиваться.

Идеалы и нравственные ценности разных времен различались между собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали эту тему в своих произведениях. Для Аристотеля нравственный идеал заключался в самосозерцании, познании истины и отрешении от мирских дел. По мнению Канта, внутри любой личности находится «совершенный человек». Инструкцией для поступков его и является нравственный идеал. Это своеобразный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал свой образ и свое понимание нравственного идеала.

Нравственные идеалы, несомненно, способствуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и пониманием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана. Нравственные идеалы являются основой, на которой в дальнейшем формируются моральные принципы и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека. Немаловажное значение имеет и жизненная ситуация, в которой пребывает личность. Например, в военные годы нравственные идеалы фокусировались на образе мужественного, доблестного, благородного человека, владеющего оружием, но применяющего его только для защиты своей земли и своих родных.

Понимание о нравственном идеале имеет распространение и на все общество. Человек мечтает видеть себя в социуме, который будет построен на гуманных и справедливых принципах. В этом случае идеалом служит образ такого общества, в котором возможно выражение интересов определенных социальных групп, их понятий о высшей справедливости и том общественном устройстве, которое стало бы лучшим.

Нравственные показатели общественного идеала состоят из равноправного распределения жизненных благ между членами общества, соотношения между человеческими правами и обязанностями. К высокоморальным элементам относят способности личности, ее место в жизни, вклад в общественную жизнь и объем полученного взамен за это. Нравственные идеалы обуславливают положительные показатели жизни и способность к достижению счастливого существования. Стремясь к совершенству, которое является конечной целью всех усилий, человек и общество должны использовать только высокоморальные средства.

Во времена коммунистического строя нравственные идеалы были призваны служить становлению, укреплению существовавшего строя. Показателем высокой морали современного общества является гармонически развитая личность. Ее отличает стремление к нравственному совершенству. Общество предъявляет к своим членам определенные моральные требования. Они в совокупности образуют модель полноценно развитой личности. Постоянно обогащаясь, пополняясь чем-то новым, они отражают развитие нравственной практики социалистического социума. Общество времен социализма на первое место ставит культуру личности, активную гражданскую позицию, чувство общественного долга, нерасхождение слова и дела, честность.

Нравственные идеалы нашего времени имеют характер активный и действенный, связанный с потребностями социума. Они приобретают реальные очертания в социалистическом взаимодействии членов общества. Моральные устои современности активно действуют в сферах самосовершенствования, нравственного воспитания и саморазвития. Плеханов сказал о том, что чем активней человек стремится к достижению общественного идеала, тем выше он становится в нравственном плане. Но даже в социалистическое время высокоморальные показатели, не совпадая с реальностью, идут на шаг впереди. Они ставят перед человеком определенные цели, заключающиеся в постоянном движении, непрерывном процессе развития. Повышение социальной активности личности, совершенствование социальной практики и морального воспитания – все это в комплексе позволит разрешить противоречия, возникшие между действительностью и нравственным идеалом.

Источник:
Нравственные идеалы
Нравственный идеал — это процесс, построенный на восприятии моральных требований через определенный образ личности. Он формируется посредством ряда характеристик. Далее в статье подробнее разберем понятие «нравственные идеалы».
http://fb.ru/article/145882/nravstvennyie-idealyi-primeryi-nravstvennyih-idealov

Развитие нравственных качеств

Практически каждый человек может назвать перечень качеств, которые ему хотелось бы в себе развить. Один хочет научиться более правильно распоряжаться временем, другому не хватает умения быстро принимать решения, а третий пытается развить способность самоконтроля в стрессовых ситуациях. Также существуют нравственные качества, о развитии которых задумываются не все – о них не пишут в популярных журналах и не так часто вспоминают на психологических тренингах.

В учебниках по воспитанию детей и подростков обычно рассматривается эта тема, как одна из обязательных. Среди нравственных качеств часто звучит понятие совести, упоминается любовь к Родине, уважение к родителям, окружающим, принадлежность к семье и государству.

Такие качества обычно не указывают в перечне достоинств при составлении резюме или сопроводительного письма. При этом для общества гораздо более явной является проблема нравственного воспитания, чем, к примеру, недостаток людей с высшим образованием или умением управлять автомобилем.

К тому же нравственные качества должны прививаться человеку с детства и воспитываться в подростковом возрасте. Если в этом вопросе возникли какие-либо пробелы или трудности, то, к сожалению, не так много людей в сознательном возрасте признают наличие проблемы.

Далеко не каждый взрослый человек открыто скажет, что у него не воспитали правильное отношение к природе, окружающим, государству. Он, скорее, начнет заниматься развитием тех качеств, которые помогут ему добиться успеха в работе, а также занять достойное место в обществе.

Если читатель относится к тем людям, которые склонны к самоанализу и обладают умением объективно себя оценивать, то перед ним рано или поздно возникнет такой вопрос. Далеко не каждый из нас наделен всеми нравственными качествами развитого, интеллигентного человека в общепринятом понимании.

К тому же реалии современного общества часто притупляют чувство совести, сострадания или уважения к другим людям. Человек, который обычно добр к другим, а также с пониманием относится к чужим недостаткам, может в какой-то ситуации показать себя с другой стороны. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, его способности усилием воли вырабатывать в себя определенные навыки, держать себя в руках и соблюдать принципы.

Перейдем от теории к практике и рассмотрим способы, которые могут помочь современному человеку стать более нравственным и сознательным.

При общении практически всегда заметно, когда человек читает много классики – у него богатый словарный запас, он может лаконично и грамотно выражать свои мысли. Кроме того, произведения из школьной программы, которые в свое время читались «для галочки», по достижению определенного возраста могут принести совсем другой эффект.

Нам со временем становится понятным, почему герои произведений ведут себя так, а не иначе. Мы возвращаемся в те времена и начинаем вникать в истинное понятие любви, чести и совести. Классические книги уносят нас от реалий современного мира во времена, когда понятие нравственности было таким же обязательным, как владение иностранным языком в современных компаниях сегодня.

Казалось бы, в современном обилии литературы и информации по разным темам можно найти все, что нужно. На самом деле не так просто среди низкопробных романов, творений самозваных психологов, астрологов и экстрасенсов найти что-то стоящее. Если прийти в библиотеку и сделать запрос на книги по развитию нравственных качеств, то, скорее всего, читатель получит несколько экземпляров двадцати или тридцатилетней давности. Такую литературу использовали педагоги во времена, когда не было широкого доступа к интернету.

Среди обилия информации все же можно найти действительно ценные образцы, которые позволяют не только пополнить свой багаж знаний, но и разобраться в себе, осознать имеющиеся проблемы. То же самое можно сказать и о разнообразных тренингах. Большинство из них ориентировано на среднестатистического потребителя, поэтому занятия проводятся на тему, как удержать мужа, заработать миллион или добиться успеха в жизни. Все же среди таких мероприятий также возможно найти уроки от опытных специалистов. Они не учат зарабатывать деньги или идти по головам коллег для завоевания новой ступеньки карьерной лестницы – такие специалисты помогут восполнить пробелы в нравственном воспитании. Действительно опытный специалист может помочь слушателю значительно упростить свою жизнь, благодаря возможности развить нравственные качества.

Сразу уточним понятие «гуру» — в данном контексте это представитель какой-либо религии, который сможет разобраться в ситуации и дать полезный совет. В Библии, Коране, книгах других религий существует много информации, которая позволяет стать человеку более нравственным и осознанным.

Если упустить данные о конкретных божествах и ритуалах, а отнестись к данным книгам, как к сборнику ценной информации, то можно извлечь для себя значительную пользу.

Современные психологи работают с разными инструментами, которые позволяют решить ту или иную проблему. В основном к специалистам сегодня приходят с желанием разобраться в себе, наладить отношения в семье или с вопросами в области воспитания детей. Не так часто люди хотят заполнить пробелы в нравственном воспитании, поэтому мало специалистов, которые в этом действительно могут помочь. В данном случае не так важно, в каком направлении психологии работает специалист – главное, чтобы он был личностью, которая наделена нравственными качествами и может помочь в этом вопросе другому человеку.

Среди нравственных качеств стоит выделить умение любить других людей и понимать их, уметь сострадать и оказывать искреннюю поддержку. Чтобы развить в себе эти качества, нужно сделать привычку оказание кому-либо посильной помощи.

На самом деле у людей могут быть разные представления об нравственных качествах, их проявлении и развитии. В любом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а что я могу сделать для того, чтобы стать более нравственным и осознанным?

Источник:
Развитие нравственных качеств
Развитие нравственных качеств личности. Что такое нравственные качества и как их развивать? Золотое правило нравственности. Читайте об этом в этой статье.
http://pikacho.ru/razvitie-nravstvennyh-kachestv/

(Visited 53 times, 1 visits today)

lovewithyou.ru

Материал по теме: Нравственные качества

Нравственные качества, как их воспитывать?

Выступление социального педагога

Чекашёвой Н.В.на родительском

лектории от 28.01.2011 г.

«Воспитать человека интеллектуального, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».

                             Теодор Рузвельт

Это собрание является очень актуальным и важным в воспитании нравственной культуры подрастающего поколения. Вопросы формирования  нравственной культуры школьников, особенно подростков, нельзя отдавать только на откуп школе. Эту проблему необходимо решать совместно с семьей. Педагоги сколь угодно долго могут говорить, что люди должны жить в мире и дружбе, но реальная действительность диктует совсем другое. Наблюдая за событиями, происходящими в социуме, слушая и принимая установки собственной семьи, ребенок приучается врать, утаивать свою точку зрения, приспосабливается к ситуации.

Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинства личности.

Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. В нашей  стране есть немало семей, где нравственное здоровье, уважение и забота друг о друге становятся главным жизненным ориентиром для растущего человека. В таких семьях обычно не ведутся дискуссии о нравственности. Здесь все определяет простая истина: безнравственно, когда человек не работает или плохо работает. Безнравственно говорить одно, думать другое, делать третье или вообще ничего не делать…

Родительский пример – великая сила в формировании  нравственности у детей и подростков. Недаром народная мудрость гласит: «Во всем поступайте так, как вы хотите, чтобы поступали  ваши дети». Но эта сила возрастает, когда пример семьи сочетается со специальными усилиями родителей, направленными на глубокое усвоение детьми общественного значения нравственных норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим нормам.

 Не правы родители, которые полагают, что их задача – формировать у ребенка лишь простые нравственные понятия, такие, как доброта, честность, правдивость, такт, а забота о его развитии как активного члена общества – дело школы или государства. Они не учитывают того, что воспитание честности, доброты, совести неотделимо от формирования гражданских качеств личности.

Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях. О самом себе. Овладевая этим знанием. Ребенок опирается на мнения и суждения родителей, на их авторитет. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках; самим не допускать просчетов в анализе происходящего. Это особое родительское чутье должно усиливаться по мере взросления ребенка. А вместе с ним – и воспитательское мастерство родителей: умение убеждать, направлять сына или дочь на справедливый моральный выбор. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных  открытиях. Фразой: «Подумай, что было бы, если бы…» — желательно начинать каждый разговор с ребенком.

Но любые, даже самые проникновенные слова могут оставаться только словами, если не будут подкрепляться делом  и взрослых и детей. Воспитание нравственное, точно так же, как трудовое, эстетическое, требует постоянных практических усилий, настойчивости в достижении намеченного, иначе импульсы доброты, желания помочь людям, уже вспыхнувшие в сознании, могут затухать. Многие негативные черты в облике современной молодёжи – результат того, что растущий человек редко включался в разрешение нравственных коллизий, ограждался от всего противоречивого, негативного.

Известно, что сочувствие, сострадание, готовность приходить на помощь, утверждать новое вырабатываются не  в спокойном, чисто интеллектуальном усвоении моральных правил, а в борьбе со злом, за утверждение передового и справедливого. Вот почему нет ничего важнее такой организации жизни ребенка, при которой он на практике ощутит значимость и необходимость моральных требований. Самостоятельно откроет их для себя и реализует во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Это выдвигает на первый план практическую деятельность детей, и прежде всего труд, приносящий общественную пользу. При духовном контакте и взаимной поддержке членов семьи домашний труд превращается в мощное средство нравственного воспитания.

Задача задач – растить человека, отличающегося ясно видимой для него общественной целью, готового ради нее действовать. Как бы ни были основательны убеждения человека, они обретают силу лишь претворяясь в поступок. Здесь важен личный пример воспитателей, ибо личность формируется только под воздействием личности. Самый действенный и яркий пример для детей – родители. От семьи в огромной степени зависит нравственный облик будущего гражданина. Ведь  следование убеждениям – не врожденное качество, оно вырабатывается воспитанием. Любое малодушие родителей, малейшая фальшь в их отношениях с людьми, нечистоплотность в мыслях или поступках непременно находят отражение в поведении детей. Человек, не воспитанный в родном доме на любви к труду, преданности долгу, честности, не подготовлен к борьбе с жизненными трудностями. Не случайно наши предки руководствовались правилом: люди сильны правдой своих отцов. Вот почему нравственное воспитание – задача не только государства и школы, но и обязанность родителей.

«Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим меня миром, связано с моей семьей», — писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой че ловек.

К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в кото рой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.

Такую возможность человеку может дать только его семья. В своих письмах Л. Н. Толстой говорил о том, что невозможно вос питать человека добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей чело века там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.

В 60-х годах В. А. Сухомлинский в своих трудах  писал, что только отец и мать могут быть для ребенка величайшими авторитетами. «Существует глубокая связь поколений, — писал учёный, где ребёнок — одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её  — тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нрав ственных начал».

В.А. Сухомлинский первый в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопережи вания, сочувствия, создания необходимых условий для воспита тельной деятельности родителей и учителей. Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребенка в семье.

Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребен ка в семье

Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность — это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

По мнению В.А. Сухомлинского, «воспитание — это постепен ное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и  формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».

По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса мораль ного воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника и превращаются в нормы и правила поведения.

Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухо млинский считал формирование таких качеств личности, как: идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудо любие, благородство, умение управлять собой.

Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание — это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих це лей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами.

Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») ука зывает нижнюю границу возможных для человека действий и по ступков; через требования нравственности переступить невозмож но. Нравственность — граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх — духовность, а она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека…

Будет нравственное воспитание — ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт при мер с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания».

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья — это особого рода коллектив, игра ющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

      Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца являет ся профессия быть родителем. Стать родителем зачастую гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс  добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нрав ственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жесто кости и безразличия, безусловно, формируются семьей и в семье.

Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерар хия:

семья — ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.

Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необхо димо четко представлять себе, какие нравственные понятия дол жны формировать в своих детях родители с самого раннего их дет ства.

Нравственное воспитание только тогда носит правильный ха рактер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активное участие в своём нравствен ном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уро вень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведе ния человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Дом для ребёнка — школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи». Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей — и не только словом, но и при мером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

Примером этому может служить хорошая и поучительная сказ ка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А что бы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему де ревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребенок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из нее кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребенком эмоций и чувств в собственном доме?

Для взрослых людей чувства являются источником вдохнове ния, интереса к окружающему миру и людям, задор и радость в работе, в общении с людьми.

Ни для кого не секрет, что именно чувства способны подвиг нуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотвер женному труду, проявлению мужества, воли, героизма и бесстра шия. Именно чувства молодой героини из фильма «Москва сле зам не верит» помогли ей стать тем человеком, кем она стала. Родителям важно помнить о том, что их искренние чувства по отношению к детям могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием, нотациями, бранью. Родители должны сдавать экзамен не только на умение накормить, одеть и обуть собственного ребенка, но и на умение сказать ласковое сло во, смотреть добрыми глазами на ребенка, проявить сердечность, ласку, сочувствие, искренность.

Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребенка, он тут же сникает, становится смир ным и послушным. Однако чаще всего это оборачивается больши ми проблемами. Необдуманная, нарочитая строгость приводит к лукавству ребенка, притворству и отчуждению.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющи ми являются нравственные потребности. Нравственные потреб ности не даются человеку от природы, их необходимо воспиты вать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.

«Настоящим человеком становится только тот, — писал В.А. Сухомлинский, — у кого в душе возникают, утверждаются благо родные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к морально му идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания подростков».

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и по ступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброже лательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным ре зультатам.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость — это целый спектр чувств: сочувствие, сострадание, сопереживание. Иногда родители говорят о том, что у маленьких детей достаточно сложно воспитывать отзывчивость. С этим нельзя согласиться. Простой пример. Ребенку дают конфету, он берет ее и пытается угостить ею маму, папу, бабушку, но взрослые отказы ваются, говоря ребенку, что он должен кушать сам, так как ему нужно расти. Проведя такой «эксперимент» несколько раз, мож но быть уверенным, что ребенок вскоре перестанет что-либо кому-либо предлагать. Таким образом, он получил урок отзывчивости, доброты и т. д.

Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других поня тиях. Еще одной важной потребностью, культивируемой в семье с самого раннего возраста ребенка, является нравственная цен ность.

Нравственная ценность — это набор ценностных установок, ко торые в будущем становятся нравственными правилами поведе ния ребенка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки — это то, что в отцовском и материнском доме призна ется как возможное и как невозможное, это те запреты и разреше ния, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.

Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, врождённый эгоизм или эгоцен тризм в нём будет преодолевается.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она пере растает в любовь к Родине, к своему народу.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать посто янно словом и делом, примером и разъяснением, используя вол шебную силу искусства и живой мир природы и собственный при мер родителей.

Одной из самых важных нравственных потребностей является способность ребенка и взрослого проявлять доброту на деле, а не на словах. Ничто не приносит столько вреда воспитанию добро ты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными на ставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, на смешкам, цинизму.

Еще одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести (совестливости). Понятие «совесть» в словаре трактуется так:: «Совесть — это способность человека к само контролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть условно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т.п.». Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка

чувства стыда.

Следующий этап формирования совести должен совпасть с раз витием таких понятий, как моральный долг и ответственность.

Моральный долг —  ответственность и совесть роднит одно каче ство человека —  чувство вины в случае невыполнения каких-либо обязательств.

Первейшая задача родителей — воспитать в своих детях глубо кое надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и сча стливыми людьми, приносящими благо обществу.

Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Bo-пepвых, родители должны осознавать важность нравствен ного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравствен ные потребности

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания сво его ребёнке с анализа самих себя, с анализа особенностей соб ственной личности.

В-четвертых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также четко представлять себе, как и какими мето дами формировать в детях нравственные качества.

«Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»

                                Эрик Фромм

nsportal.ru

Добавить комментарий