Функции воображения в психологии – Воображение

Воображение

С окружающей средой человек находится в постоянном контакте и на его органы чувств каждую секунду воздействуют сотни самых разных стимулов. Впечатления, полученные от предметов реального мира, сохраняются в памяти длительное время и подвергаются определенной обработке, таким образом, человек может воздействовать на окружающую среду и целенаправленно её изменять.

Человек в своих целях действует по заранее намеченному плану и потом воплощает его на практике. В создании чего-либо нового проявляется еще один феномен психики человека. Суть этого феномена заключается в том, что сначала в сознании создается образ, не существующий в реальности. Основой создания этого образа служит прошлый опыт человека, а сам процесс создания новых психических образов получил название воображения.

Специалисты считают, что воображение формировалось в процессе трудовой деятельности, потому что существовала потребность в преобразовании предметов реального мира. В ходе исторического развития человека деятельность воображения стала проявляться в фантазиях, мечтах, т.е. тех образах, которые не могли быть созданы на практике в данный момент.

Даже такие сложные формы воображения, которые необходимы в научном, техническом и художественном творчестве, выступают как результат преобразования представлений из реальной действительности.

Память и мышление неразрывно связаны с процессом воображения. Если человек воспроизводит представления вещей или событий из своего опыта, то речь идет о процессах памяти. Если эти же представления воспроизводятся для создания новых представлений, то речь идет о деятельности воображения. Деятельность воображения обязательно присутствует в формировании образов каких-либо объектов или явлений, никогда не воспринимаемых человеком. Например, представления о природных зонах или образе литературного героя.

Очень тесно деятельность воображения связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого вызывает позитивные чувства и может вывести из негативных состояний, а это значит, что воображение играет значительную роль в регуляции поведения.

Налицо связь воображения и волевых действий. В любом виде трудовой деятельности присутствует воображение, но, прежде чем что-то создать, необходимо об этом иметь представление. Значение воображения возрастает с приближением к творческой деятельности.

Актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы составляют физиологическую основу воображения. Возникающие новые образы не совпадают с прежним опытом, но и не отрываются от него.

spravochnick.ru

Функции воображения

Окружающая действительность, к сожалению, не всегда дружелюбна, поэтому человеку свойственно мечтать, ограждая себя от чрезмерных переживаний. Но это только частный случай, на самом деле видов воображения и его функций намного больше. Поэтому и явление это более распространено, чем может показаться вначале.

Виды воображения

Интересно, что воображение, являясь особой формой психики, располагается между мышлением и восприятием, оставаясь при этом совершенно отдельной от остальных процессов. Надо заметить, что воображение абсолютно необходимое явление, мало того, что все культурные достижения являются результатом именно этого процесса, так он ещё и очень тесно взаимосвязан с мышлением и познанием. Последнего без воображения вообще бы быть не могло (без создания мысленных образов ничего изучить не выйдет), а особенно интересно выглядит связь с логическим мышлением. В то время, когда логика бессильна, у человека включается воображение, которое помогает достраивать недостающие детали. Существуют эти вымышленные элементы до обнаружения истинных связей, таким образом, воображение является стимулом логического мышления. Но, прежде чем продолжить разговор о роли этого процесса, необходимо разобраться с видами воображения, а потом можно и к объяснению его основных функций приступать.

Принято выделять 6 основных видов этого явления.

  1. Активное воображение характеризуется сознательным формированием мысленных образов.
  2. Пассивное воображение – здесь воля человека не играет решающей роли в создании образов, они появляются спонтанно, что называется без предупреждения.
  3. Репродуктивное воображение. По названию понятно, что этот процесс является воссоздающим, а если точнее, создающим образ по какому-либо описанию. К примеру, так мы создаём в уме портреты литературных героев. Такое воображение очень тесно связано с памятью и восприятием, но мало напоминает творчество.
  4. Продуктивное воображение, напротив, исключительно творческое. Здесь человек совершенно осмысленно конструирует оригинальные образы, причём новизна может быть личной (только для себя) или абсолютной (для всех).
  5. Конкретное – образы предельно конкретные со множеством деталей, но массовыми такие идеи быть не могут. Различают вкусовые, зрительные, обонятельные, осязательные, двигательные и слуховые.
  6. Абстрактное воображение – создаются крупные схемы, масштабные идеи, но детали здесь не прорисовываются.

Основные функции воображения в психологии

Как уже говорилось выше, процесс создания мысленных образов является чрезвычайно важным в жизни человека, а более подробно это могут объяснить функции воображения, которых насчитывается 5.

  1. Способность мысленно представлять реальность для решения вполне конкретных задач.
  2. Регулирование эмоциональных состояний. Мы все пользуемся этой функцией, когда надо успокоиться (или прийти к возбуждённому состоянию), представляя соответствующие картинки.
  3. Произвольная регуляция процессов познания. Каждый способен управлять воспоминаниями, при должной тренировке и физиологическими состояниями.
  4. Способность мысленной манипуляции созданными образами, производя краткосрочный план действий.
  5. Долгосрочное планирование своей жизни, с подробным программированием деятельности, а также последующая оценка правильности своих действий.

Познакомившись с функциями и видами воображения, становится ясно, что его развитие требуется не только людям творческих профессий, следователям и учёным без этого качества пришлось бы очень непросто.

 

womanadvice.ru

40-Понятие о воображении. Виды и функции воображения

Вопрос № 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основ имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Воображение — психических процесс, выражающийся:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшая знача воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, так сказать ориентируя человека в процессе деятельности. В процессе деятельности воображение выступ в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения.

Нередко одна и та же задача м.б. решена как с помощью мышления, так и с помощью воображения. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы еще глубже проникнуть в нее.

Функции воображения. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные собы­тия. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды воображения: пассивное и активное. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, тенденций, влечений, не завис от сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируется, всплывая перед воображением, а не формируется им; здесь нет еще собственно оперирования образами.

Пассивное воображение м.б. непреднамеренным (дремота, сны) и преднамеренным, которое создает образы, не связи с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь (грезы). В высших формах воображение, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Активное воображение м.б. воспроизводящее и творческое. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех/иных образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованным образами — схемами, символами. Отдельно некоторые авторы выделяют такой вид воображения, как мечта. Мечта — это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Функции воображения

1. Регуляция поведения и деятельности — т.е. человек представляет результаты своего возможного поведения, возможные последствия действий. Человек либо отказывается от данных действий, либо наоборот активирует свою деятельность (старается реализовать свои мечты).

2. Преобразовательная функция — т.е. воображение позволяет создавать идеальные модели, прообразы будущего, которые продвигают научно-технический прогресс, позволяют развиваться цивилизации.

Виды воображения

По критерию целеполагания выделяют: непроизвольное и произвольное воображение.

Непроизвольное воображение — это непреднамеренное (без цели) создание новых образов (например при чтении книги).

Произвольное воображение — это целенаправленное создание новых образов.

По критерию оригинальности новых образов выделяют: репродуктивное или воссоздающее воображение и продуктивное (творческое) воображение.

Репродуктивное воображение — это создание новых образов на основе описания или условного изображения. Например: Если посмотреть на карте мира на Антарктиду, то появится образ льдов, на Африку — джунгли, пустыня. Репродуктивное воображение дает человеку познавать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. И на основе этого воображения создается установка, т.е. некое представление наступающих событий и соответствующее отношение к ним (влияет на взаимоотношения). Каузальная атрибуция — приписывание негативных образов (муж вовремя не пришел домой).

Творческое воображение — это создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид воображения лежит в основе новой научной, художественной, литературной и музыкальной деятельности.

Фантазия

Фантазия — это вид творческого воображения, когда в создаваемом образе отдельные его элементы находятся в необычных или нереальных сочетаниях.

По степени активности выделяют: пассивное и активное воображение.

Когда воображение выступает как заместитель активной деятельности и не приводит к конкретным действиям — это пассивный вид воображения. Активный вид наоборот, приводит к конкретным действиям.

Операции воображения (способы которыми мы создаем воображение)

1. Агглютинация (склеивание) — это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия — лодка, самолет, автомобиль).

2. Аналогия — новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека — грабли, молоток, клещи и т.д.

3. Гиперболизация (преувеличение) — это преувеличение каких-то качеств, свойств, количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи — пиноккио, или собака — хозяин).

4. Типизация — это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт, характерных для какой-либо группы объектов (амфора — образ женщины).

В своем развитии в онтогенезе воображение проходит два пика:

1-й пик приходится на дошкольный возраст, когда воображение интенсивно развивается в сюжетно-ролевой игре.

2-й пик развития воображения происходит в подростковом возрасте, когда окончательно складывается функция абстрагирования.

2

studfile.net

Воображение в психологии: определение, функции и виды

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье Вы узнаете, что такое воображение в психологии. Рассмотрим его виды, выясним, какова роль и функции, как нужно его развивать. Поговорим о способах создания образов.

Определение и виды

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.

Предназначение и функции

Роль воображения представлена следующими моментами:

  • возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
  • индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
  • возможность регулировать эмоциональность отношений;
  • регулировка процессов познания индивида.

Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.

Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.

  1. Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
  2. Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
  3. Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
  4. Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
  5. Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.

Создание образов

Стоит рассматривать и способы формирования образов воображением.

  1. Агглютинация — образы создаются при соединении определенных качеств, частей отдельных объектов в одно целое. Примерами являются образы кентавра, русалки, избушки, которая стоит на куриных ножках. Данный способ применим и в техническом творчестве. Так создавались аэросани, гидросамолет, троллейбус и даже аккордеон.
  2. Акцентирование. Происходит деление отдельно взятых деталей какой-то части целого объекта. Данным приемом не редко пользуются карикатуристы, когда хотят подчеркнуть определенные черты.
  3. Гиперболизация. Происходит преуменьшение или преувеличение объекта, а также возможно смещение или изменение его отдельных частей. Данный способ широко применим в сказках, а также в былинах. Примеры: лилипуты и великаны, многоголовые драконы.
  4. Типизация — самый сложный способ. Пример, когда человек наблюдает картину, рисует в подсознании образ, который передан автором. При чтении книги, благодаря описанным чертам персонажа, человек представляет его внешность, характер, имеет возможность окунуться в его мир, время и окружение.

Развитие

Творчество лучше всего способствует развитию воображения

Если Вы намереваетесь развивать свое воображение, то можно прибегнуть к следующим советам.

  1. Занимайтесь интеллектуальной деятельностью. Человек должен развиваться творчески и заниматься научной деятельностью.
  2. Учитесь мыслить креативно.
  3. Станьте более эмоциональным, развивайте в себе эмпатию.
  4. Обогащайте свой опыт восприятия.
  5. Продумывайте свои действия, рассматривайте возможные результаты.
  6. Старайтесь почаще фантазировать, представляйте какой бы была Ваша жизнь, если б в ее определенный момент произошли весомые изменения.
  7. Если у Вас есть детки, сочиняйте им сказки.
  8. Занимайтесь спонтанным творчеством, учитесь творить, используя различные материалы.

Теперь Вы знаете, что собой представляет развитие воображения. Человек должен понимать, что данная способность помогает лучше ориентироваться в мире, быть креативным, иметь нестандартный взгляд на привычные вещи. Нужно развивать воображение у детей и у себя, научиться планировать свои шаги, представляя возможные результаты.

psycho4you.ru

Воображение – что это в психологии. Его свойства и функции

Получая и обрабатывая данные наших органов чувств, мы не просто познаем мир, но в меру своих способностей преобразуем его, причем не только в реальности, но и на уровне сознания. Изменение образной информации играет ключевую роль в творчестве, а еще без него невозможна никакая продуктивная деятельность. Это мысленное преобразование действительности и есть воображение – один из высших познавательных процессов, присущих только человеку.

Особенности воображения как психического процесса

Творения великих художников и кулинарные рецепты, яркие фантастические образы, созданные творчеством писателей, и народные сказки, гениальные изобретения и новые коллекции известных модельеров – все это создано благодаря воображению. А еще с воображением связаны наши страхи, тревоги, надежды, мечты – все, что рождает наше сознание и подсознание. Трудно найти хоть один психический процесс, который бы не зависел от этого необычного явления.

Воображение не зря называют самым удивительным и таинственным явлением психики, и, несмотря на давнюю историю изучения, еще много связанных с ним тайн не разгадано. О том, как развить воображение, читайте здесь.

В широком смысле под воображением понимают воспроизведение и преобразование хранящихся в памяти образов. Вторая сигнальная система, то есть слова-понятия играют в воображение второстепенную роль, и чаще выступают как катализаторы, стимулирующие процесс создания новых образов. Например, мы можем представить никогда не виденное животное или место, в котором ни разу не были, по его словесному описанию.

Воображение и образное мышление

Воображение оперирует образами, поэтому плохо дружит с логикой, а часто вообще не управляется логическим мышлением. Это позволяет сделать вывод о древности воображения как формы психической деятельности человека, а возможно, оно и является тем самым первым отвлеченным мыслительным процессом, который стал доступен нашим далеким предкам.

В отличие от образов памяти, продукты воображения – не просто воспроизведение прошлого опыта, а его видоизменение, преобразование. Все происходящие с образами изменения основаны на способности человека:

  • к анализу информации;
  • выделению отдельных ее составляющих;
  • преобразованию их;
  • последующему синтезу этих элементов в иных сочетаниях.

Эти преобразования могут быть различной степени: одни образы лишь незначительно отличаются от хранящихся в памяти, другие совсем на них не похожи. Человек может вообразить и то, что он никогда не видел (по описанию), и то, чего вообще даже быть не может. Причем продукты воображения тоже сохраняются в памяти, чтобы потом участвовать в последующей мыслительной деятельности. Поэтому наше сознание в союзе с подсознанием способны породить такой потрясающий «коктейль» из образов, который удивит даже нас самих.

Несмотря на удивительные, невероятные образы, создаваемые нашим воображением, ничего абсолютно нового представить нельзя. Как бы это ни странно звучало, но вообразить человек может только то, что видел, слышал, чувствовал. Однако наш мозг способен видоизменить элементы прежнего опыта буквально до неузнаваемости и создать из них, как из кусочков мозаики, новые образы.

Простейшими примерами такой комбинаторной деятельности являются всем известные мифологические и сказочные персонажи:

  • Кентавр – соединение человеческого торса и тела и ног коня.
  • Грифон – наполовину орел, наполовину лев.
  • А Змей-Горыныч – это просто огромная ящерица с тремя головами и крыльями летучей мыши.

Более сложная и многоступенчатая комбинаторная деятельность позволяет создавать и более сложные образы. По сути дела, все изобретения человечества возникли этим же путем.

Физиологическая основа воображения

Как и все психические процессы, воображение – это результат обмена электрохимическими импульсами между нейронами головного мозга. Во время прохождения импульса между волокнами нервных клеток возникает белковая молекула – нейротрансмиттер:

  • Она, во-первых, обеспечивает связь между нейронами.
  • Во-вторых, сохраняет информацию о прохождении сигнала, то есть является основой нашей памяти.

В результате прохождения новых импульсов образуются новые связи и целые нейронные сети. Комбинации этих связей и являются физиологической основой воображения.

Несмотря на столь незамысловатое объяснение, сущность воображение им не исчерпывается, и многое в нем остается непонятным. Например, тот факт, что связь физиологических процессов и образов воображения двусторонняя. То есть не только реальные объекты и ситуации, но и рождаемые сознанием образы могут приводить к изменению деятельности нашего организма. По сути, человек может сам «включить» любой рефлекторный процесс, опираясь только на воображение.

В качестве примера проведем небольшой эксперимент. Представьте, пожалуйста, что у вас в руках лимон. Желтый, ароматный и, конечно, кислый. Представили? А теперь вообразите, как вы режете ножом этот желтый сочный лимон и вгрызаетесь в одну из половинок, так что сок начинает стекать по подбородку… Что вы почувствовали? Правильно – рефлекторную реакцию слюноотделения, да еще такую, что от ощущения кислоты аж скулы свело. А ведь лимон-то воображаемый, его образ только в вашем сознании.

  • От воображаемой опасности мы дрожим и холодеем от страха.
  • От представления о воображаемом горе слезы наворачиваются на глаза.
  • От мысли о совершенно гипотетической радости на губах непроизвольно появляется улыбка.

Представляемые нами образы порождают абсолютно настоящие эмоции, которые вызывают тоже вполне реальные физиологические изменения в организме.

Описано немало случаев, когда человек «надумывал» себе болезнь и действительно начинал испытывать недомогание вполне реальное, а не воображаемое. Например, случаи так называемого стигматизма. Стигмы – это кровоточащие раны на запястьях некоторых экзальтированных верующих, которые возникают, когда они представляют муки Христа на кресте. Эти раны – результат высокой эмоциональности и сильного, яркого воображения.

Однако и излечить человек себя тоже может, но для этого нужно иметь не только сильное воображение, но и уверенность в своей победе над болезнью.

Функции воображения

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов. Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.

psychologist.tips

его общая характеристика, функции, формы и приемы (техники) . Воображение. Виды воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;

  2. Регулирование эмоциональных состояний;

  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

studfile.net

Воображение, его функции и виды — Мегаобучалка

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ

Воображение. Общая характеристика

Человек может представить себе не только те предме­ты и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда не сталкивался. Иначе говоря, чело­век может воспринимать ранее пережитое и воображать нечто неизведанное.

Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в моз­гу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.

Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных цен­ностей. Человек может также создавать образы объектов, реально существующих, но не встречающихся в его лич­ной опыте. Воображение как своеобразная форма отраже­ния действительности осуществляет мысленный отход за пределы воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, «оживляет» прошлое. Физиологической осно­вой воображения является сложная аналитико-синтети­ческая система деятельности мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в созда­нии новых временных связей играет слово.

Воображение значительно расширяет и углубляет про­цесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Воображение — важнейшая со­ставляющая часть творческого процесса. Участие вообра­жения в процессе труда тем значительнее, чем больше творчества в этом труде.

Деятельность воображения зависит от общей направ­ленности личности. Особое значение в создании образов имеет мировоззрение личности. Процесс воображения не­разрывно связан с эмоционально-волевой и познаватель­ной сферами личности.

Воображение, как и восприятие, память, мышление — познавательный процесс. Специфика его состоит в пере­работке прошлого опыта; и в этом отношении оно неразрывно связано с памятью. Воображение тесно связано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, вли­яет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия.



Воображение тесно связано с мышлением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, а основу их со­ставляет опережающее отражение. Но опережающее от­ражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мыш­ления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать ок­ружающее.

Воображение — психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Воображение, его функции и виды

Человек как субъект действия не только созерцает и по­знает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Человек не мог бы совершать всего этого, если бы он не представлял себе результата сво­их действий. Чтобы преобразовывать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.

Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала вос­приятия и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением. Воображение присуще только человеку. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Воображение находится в тесной связи со всеми сторо­нами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и пре­образуя то, что хранит память. Воображение активно вклю­чается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем принимает участие воображение. Тесные связи существуют между во­ображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. И мышление, и вообра­жение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее от­ражение в процессах мышления осуществляется путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опо­средованно познавать окружающее.

Функции воображения:

Ø Образное представление действительности.

Ø Регулирование эмоциональных состояний.

Ø Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

Ø Формирование внутреннего плана действий.

Воображение играет очень важную роль в жизни и дея­тельности человека. Среди множества его функций наибо­лее значимыми являются следующие:

1) целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в вооб­ражении субъекта;

2)познавательная. Воображение осуществляет мыслен­ный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

3) приспособительная. В психике ребенка возникает кон­фликт между избытком внешней информации и недостат­ком средств, необходимых для понимания и объяснения ок­ружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить обрушивающемуся на него внеш­нему потоку информации средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого, например, сказки и мифы;

4) психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития.

Виды воображения.

Активное воображение — пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение — его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение — в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

По степени активности и осознанности человеком созда­ния им новых образов воображение может быть непроиз­вольным (пассивным) и произвольным (активным). При не­произвольном новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоя­нии, в грезах и т.д.

Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, понимание того, ради чего продуцируются новые образы. Произвольное вообра­жение возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.

По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Воссоз­дающее воображение характеризуется тем, что в его про­цессе создаются субъективно новые образы, т.е. образы, новые для данного индивида, которые объективно уже су­ществуют в определенных предметах культуры. Воссозда­ние образа может происходить на основе словесного опи­сания, восприятия изображений в виде картин, схем и т.д.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом и помогает каждому человеку овладеть достижениями дру­гих людей.

Творческое воображение является самостоятельным со­зданием новых образов, которые реализуются в ориги­нальных продуктах деятельности. Это продуцирование ори­гинального образа без опоры на готовое или условное описание. Названный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.

Особой формой воображения является мечта. Она все­гда направлена в грядущее. Мечта позволяет человеку на­мечать будущее и организовывать поведение для его осу­ществления. Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характе­ром и эмоциональной насыщенностью, привлекательнос­тью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, ког­да они связывают желаемое будущее с настоящим. Если такой связи нет, то из стимула действия мечта может пре­вратиться в грезы, нереальную мечту. Необходимым эле­ментом научного и «художественного творчества представ­ляется фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объясне­ние непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Часто в психологии термины «воображение» и «фантазия» отождествляются.

Для создания новых и преобразования уже существу­ющих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится, прежде всего, комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в но­вых более или менее необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является агглютинация — созда­ние новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглюти­нации были созданы мифологические образы кентавра, Ми­нотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др. Агглютина­ции встречаются не только в искусстве, но и в технике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия).

Другим приемом воображения является акцентирова­ние — подчеркивание тех или иных черт. Это осуществля­ется на основе выделения, абстрагирования и преобразова­ния существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах.

Один из приемов создания фантастических образов на­зывается гиперболизацией. Он заключается в увеличении или уменьшении предметов, явлений или образов. Посред­ством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы. Гиперболизация может заключаться не только в увеличении или уменьшении размеров и пропорций, но и в изменении количества частей предмета или об­раза, например, в создании образов многоруких богинь, од­ноглазого циклопа, дракона с тремя головами.

Степень легкости или трудности мысленного преобра­зования предметов, действий, явлений в большой мере ха­рактеризует отношение личности к миру. Некоторые люди скованы ситуацией и подчинены реальности настолько, что мысленное преобразование окружающей действитель­ности для них затруднено и даже невозможно. Для других людей, напротив, всякая реальная ситуация выступает как исходный пункт и материал для преобразующей деятель­ности.

Виды воображения

В психологии принято различать два вида воображе­ния: пассивное (непроизвольное, произвольное) и активное(воссоздающее и творческое).

· Непроизвольное пассивное воображение характери­зуется тем, что человек создает образы без всякого наме­рения со своей стороны (сновидения, грезы):

· Произвольное пассивное воображение характеризу­ется тем, что человек ставит перед собой цель представить что-либо и сознательно направляет работу своего вообра­жения, исходя из имеющегося у нею замысла.

· Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа. В этом случае человек наполняет исходный материал имеющими­ся в его распоряжении образами.

· Творческое воображение предполагает создание об­разов, вещей, признаков, не имеющих аналогов.

Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, то это объективно новое н для дан­ного человека, и для других людей. Если же образы, идеи повторяют ранее созданные, то являются субъективно но­выми, оригинальными для данного лица.

Деление воображения на творческое и воссоздающее в некоторой степени относительно, поскольку в каждом из них есть элементы другого. Особым видом творческого воображения является мечта, связанная с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения:

• возникновение творческой идеи;

• вынашивание замысла;

• реализация замысла.

Образы воображения

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуще­ствляется в различных формах.

· агглютинация — создание новых образов на основе склеивания частей имеющихся образов и представлений;

· гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

· схематизация — соединение отдельных представлений, при котором различия сглаживаются, а черты сход­ства выступают четко;

· типизация — выделение существенного, повторяю­щегося в однородных образах;

· заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Отмеченные способы создания образов воображения используются при заранее поставленной задаче, а также в процессе непреднамеренного воображения. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению с действительностью. Выделяют реалистическое воображение, которое отражает действитель­ность, предвосхищает события, и фантастическое вообра­жение, не совпадающее с действительностью.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий