А. И. Столетов, Р. Х. Лукманова. Универсальное и локальное (этническое) в мировоззрении
А. И. СТОЛЕТОВ, Р. Х. ЛУКМАНОВА
УНИВЕРСАЛЬНОЕ И ЛОКАЛЬНОЕ (ЭТНИЧЕСКОЕ) В МИРОВОЗЗРЕНИИ
СТОЛЕТОВ Анатолий Игоревич, доцент кафедры философии, социологии и политологии Башкирского государственного педагогического университета, кандидат философских наук.
ЛУКМАНОВА Раушания Хусаиновна, доцент кафедры онтологии и теории познания Башкирского государственного университета, кандидат философских наук.
Ключевые слова: универсальное; локальное; этническое; мировоззрение; система; структура; компонент; социальное; глобальное; идентификация; картина мира; экзистенция; философия; этнология
Работ, посвященных анализу мировоззрения, написано много. Но сложно вспомнить такие, где рассматривалась бы роль этнической составляющей мировоззренческой системы. Основная нагрузка по изучению этнических компонентов мировоззрения ложится на специалистов в области этнологии, философия часто их недооценивает. Так, специалисты-этнологи говорят об этнической картине мира, базирующейся на этнических константах, «культурной теме», взаимодействующих друг с другом и с ценностной системой.
Очевидно, что для определения «положения» этничности в мировоззренческой структуре необходимо рассмотреть саму эту структуру и ее свойства. В связи с тем, что основой этнической идентификации является ментальность, имеющая больше иррациональный, чем рациональный характер, связанный с общественным бессознательным, то очевидно, что этническое будет связано с теми элементами и уровнями мировоззренческой системы, которые имеют нерациональную природу, либо рациональное начало которых выражено слабо. Таким образом, локализация этнических аспектов будет связана лишь с частью мировоззрения.
Следует отметить сложность и многоуровневость мировоззренческой системы, подразделяющейся на индивидуальную и общественную сферы. Распространена точка зрения, согласно которой фактором, детерминирующим мировоззренческую систему человека, является социум, общественные связи субъекта1. По мнению М. Г. Ашманиса, «мировоззрение есть определяющий совокупное поведение человека вид сознания, в убеждениях отражающий сущность общественных отношений, в которые включен субъект»2. Естественно, мировоззрение испытывает определенное формирующее влияние общественного сознания, человек подвергается воздействию общественных отношений и становится личностью во многом благодаря социуму. Но абсолютизировать значение социального компонента ошибочно хотя бы потому, что при такой абсолютизации излишне говорить о личности как субъекте действия, познания и ее мировоззрении.
Важность индивидуальных усилий в формировании мировоззрения отмечали «первопроходцы» данной проблемы В. С. Соловьев и М. Шелер. М. Шелер писал, что «большинство людей получают мировоззрение из религиозной или иной традиции, которую они впитывают с молоком матери. Но тот, кто стремится к философски обоснованному мировоззрению, должен отважиться на то, чтобы опираться на собственный разум»3. Сходную позицию занимает и В. С. Соловьев: «Философия в смысле мировоззрения есть мировоззрение отдельных лиц»4.
Еще одним важным атрибутом мировоззрения называют рациональность этого феномена5. Правда, если признавать мироощущение в качестве одного из уровней мировоззрения, то становится понятно, что этот феномен нельзя ограничивать только рациональным, поскольку мироощущение — «чувственный, имплицитный, внерациональный, уровень мировоззрения»6.
К. П. Шуртаков разделяет отношение человека к миру и отношение мира к человеку. Последнее, по его мнению, не входит в состав мировоззрения. Таким образом, из этого феномена он исключает системное знание как таковое, поскольку оно представляет собой форму отношения мира к человеку, и, как можно заметить, лишено субъективности: «И системные знания, содержащие в себе объективированные практикой взгляды, и методы познания и преобразования мира, разрабатываемые человеком на основании системного знания, надо отнести к формам отношения мира к человеку, т. е. к знаниям, а следовательно, и исключить их из предмета мировоззрения»7. Для него мировоззрение нормативно, так как составляющими его убеждениями являются ставшие нормой положительно оцененные взгляды и знания-выво-ды8. Не совсем понятно, чем отличаются так называемые «системные знания» и «знания-выводы», но интересно то, что К. П. Шуртаков предлагает критерий сформированно-сти мировоззрения — норма как показатель устойчивости взглядов человека. При этом мировоззренческая система открыта для изменений.
Показателем развитости и сформированности мировоззрения, возможно, более правильно считать степень присвоен-ности (точнее, эмоциональной вовлеченности) того знания, которым обладает субъект.
Несомненно, что мировоззрение не есть некое образование, состоящее из механически соединенных элементов. Для того чтобы явлению сознания стать частью мировоззренческой системы, оно должно быть переработано субъектом, быть эмоционально воспринятым и интерпретированным. Иными словами, субъект мировоззрения должен находиться с этим фактом сознания в личностных отношениях, предполагающих эмоционально-оценочный компонент. Это и означает «присвоенность» знания.
Этого весьма не достаточно. Экзистенциальная философия выдвинула тезис о том, что именно разум противополагает нас миру9, поэтому социализованность, развитость наших связей с обществом, глубина и качество творческого и личностного усвоения опыта, накопленного человечеством, могут служить признаком глубины и сложности мировоззренческой структуры, поскольку «личность… поддерживает… существование посредством принятия некоторой иерархии свободно применяемых и внутренне переживаемых ценностей,… она осуществляет свою деятельность в свободе и сверх того развивает посредством творческих актов свое призвание во всем его своеобразии»10. В этом плане этническая идентификация представляется одним из необходимых для формирования мировоззрения процессов, поскольку этническая соотнесенность или несоотнесенность является одним из основных моментов самоопределения в аспекте установления связей с локальным и общечеловеческим культурным пространством. Через нее проходит путь к универсальным аспектам, через обыденный опыт человек может подняться к теоретическому уровню взаимодействия с миром.
Справедлива и мысль о том, что онтологическая составляющая мировоззрения также чрезвычайно важна11, иначе сам термин теряет смысл. Впрочем, не менее важно для мировоззрения и наличие гносеологических, аксиологических и других компонентов. В. Дильтей, например, представлял процесс возникновения мировоззрения как путь от картины мира через постановку проблем о значении и смысле жизни к формированию идеалов: высшему благу, основным жизненным принципам12. Иными словами, «обойти вниманием» в мировоззренческом смысле онтологические моменты невозможно.
Не совсем правильно делать на основании этого вывод о рациональности мировоззрения и его необходимой философичности. Можем ли мы утверждать, что человек, не обладающий глубокими философскими познаниями и опирающийся не только на разум, лишен мировоззрения? Нет. Человек предыдущих исторических эпох так же, как и современный, не был лишен мировоззрения. Безусловно, характер самосознания, межличностного взаимодействия, культурного развития, общественных связей и т. п. был другим. В этом случае на первый план мировоззренческой структуры выступают другие уровни и элементы. Еще до возникновения философского типа мировоззрения, основным принципом которого является опора на разум, значительную роль играли те аспекты мировоззрения, которые мы можем отнести к этническим. Мифологическое мировоззрение, исторически предшествовавшее религиозному и философскому типам, стало хорошей «почвой» для формирования этнической менталь-ности, когда мифологическое сознание трансформировалось в другие типы, миф сменялся логосом. Однако в современной культуре мифология продолжает оставаться питательной средой для этнического самосознания.
В вопросе о структуре мировоззрения тоже нет единства. Одни авторы выделяют формы мировоззрения на основании «соответствующей формы осознания некоторого типа человеческой деятельности»13. Иными словами, научное мировоззрение основывается на научном сознании, художественное — на художественном, обыденное — на обыденном и т. д. Поэтому они справедливо отвергают возможность «специализированных» типов мировоззрения как не имеющих строгой концептуальной разработки и потому сближающихся с обыденным14. Но зададимся вопросом «Справедливо ли отделять обыденную форму мировоззрения от научной?». Если считать базой развития мировоззрения человеческий опыт, то научная форма мировоззрения будет лишь более «высоким» уровнем в структуре по сравнению с обыденной его формой. Поэтому обыденный пласт мировоззрения, опирающийся на повседневный опыт субъекта, вполне может быть соотнесен с этническим в человеке. Если говорить о теоретическом уровне мировоззрения, то разумное основание человека, опирающееся на законы мышления, элиминирует этнические различия, выводя субъект на уровень универсального. Именно этим обусловлено различие между Истиной, имеющей универсальный характер, и Правдой — социокультурной детерминантой этнической картины мира.
Мы будем отличать принципы как основания мировоззренческой системы, первоначала, благодаря которым она существует и развивается, и принципы как этические нормы, основные правила поведения субъекта мировоззрения по отношению к социуму, иначе называемые максимами.
Принцип как основание мировоззренческой системы представляет собой правило, исходное руководство к действию, благодаря которому возможно существование этой системы. Поэтому такого рода принцип существует «до» мировоззрения, имеет априорный характер. Этические принципы-максимы, регулирующие поведение человека, возникают уже на основе переработки человеком своего опыта и представляют собой один из устойчивых этических «результирующих» компонентов мировоззрения, т. е. складываются в результате, а не «до» формирования мировоззренческой системы. Ценности скорее имеют нерациональную природу, т. е. соотносятся с мироощущением. По мнению М. Вебера, ценностное суждение означает, что, вынося его, я занимаю по отношению к данному объекту в его конкретном своеобразии определенную конкретную «позицию»; что же касается субъективных источников этой моей позиции, моих решающих для этого «ценностных точек зрения», то это уже совсем не «понятие», и тем более не «абстрактное понятие», а вполне конкретное, в высшей степени индивидуальное по своей природе, сложное «ощущение» и «воле-ние» или, в известных условиях, осознание определенного, также вполне конкретного, долженствования15. Поэтому в определении отношения субъекта мировоззрения к ценности вполне справедлив термин «переживание», и существуют исследования, где ценность и смысл рассматриваются как конфликтующие или, по меньшей мере, не совпадающие между собой феномены16. «Ценности — это тот „строительный материал”, из которого „соткан” субъект, вернее, его духовная сторона»17.
В отношении ценностей и этических норм мы сталкиваемся с необычной ситуацией. С одной стороны, этические нормы как выражение обобщенного опыта некоторого сообщества должны быть этнически окрашены, поскольку являются квинтэссенцией исторического коллективного опыта, с другой — развитие человека приводит к универсализации поведенческих образцов и предписаний, апогеем которой можно считать категорический императив И. Канта, основой которого является разумная способность формулировать общие принципы отношений между людьми. Представляется, что это диалектическое противоречие можно объяснить следующим образом: универсальное и локальное — или, говоря несколько иначе, общечеловеческое и этническое — существуют в неразрывном единстве благодаря диалектической противоречивости человека. Проявление единого во многом и стремление множества к единству есть выражение человеческой специфики как динамического балансирования на грани противоположностей. В этом смысле сознание не может существовать ни без этнического (или иного рода) своеобразия, ни без универсального.
Мировоззренческая система должна отвечать двум основным требованиям. С одной стороны, она должна быть именно системой, в ней должно быть некоторое постоянство. Такое относительное постоянство реализуется в картине мира, находящейся в общественной сфере мировоззрения, поскольку персональные видения мира координируются в глобальное «полотно». С другой стороны, она не может быть постоянной, поскольку мировоззрение есть одновременно инструмент и результат взаимодействия человека с изменяющимся миром. Отсутствие гибкости, текучести приведет к нежизнеспособности субъекта мировоззрения. В этом смысле можно говорить о творческой спонтанности мировоззрения как принципе его существования. Этот принцип соединяет в себе указанные противоположные требования потому, что творчество невозможно без определенной традиции, которая не является непреодолимой преградой для новаторства, спонтанности и может быть преобразована в соответствующих условиях.
Возникает вопрос «Можем ли мы говорить о непременной этничности мировоззрения?». На первый взгляд, можем. Каждый человек развивается в определенной этнической среде, проходит социализацию, впитывая этнические константы, ментальность. Именно поэтому способность к самоидентификации тесно связана с этническими пластами мировоззрения, этнической ментальностью. Существующие в последнее время разговоры о сложностях самоидентификации в современном мире только подтверждают выводы о соотношении универсального и локального, ибо трудности идентификации обусловлены процессами глобализации, перетягивающими «одеяло» мировоззрения с локальных аспектов на универсальные и порождающими этнические конфликты как радикальную подсознательную форму протеста против унификации культуры.
Необходимо отметить, что процессы глобализации и национальной идентификации являются взаимообусловленными. С одной стороны, явная или неявная экономическая и культурная экспансия естественным образом вызывает сопротивление и «ренессанс» процессов национальной, религиозной, государственной идентификации. С другой стороны, «локализм» в условиях современного информационного общества и относительной свободы передвижения не может быть единодушно поддержан. Таким образом, внутри одного и того же локального сообщества обнаруживаются две противоположные тенденции. Причем ситуация становится двусмысленной, когда идеологи обособления («очищения») пользуются Интернетом, привлекают иностранные инвестиции в свою экономику, т. е. вносят свою лепту в процессы глобализации.
Для мировоззрения особенно важен лингвистический аспект этнического своеобразия, поскольку именно язык задает границы, в которых происходит осмысление мировоззренчески важных вопросов. Язык является «ландшафтом», которым определяются этнические черты человека. Например, русский язык определяет (до известной степени) алогичность и противоречивость русской культуры, ее склонность к интуитивизму, постоянному сомнению, парадоксально сочетающемуся с неистребимой верой, ибо, как заметил И. А. Бродский, «любая изложенная на языке этом идея тотчас перерастает в свою противоположность, и нет для русского синтаксиса занятия более увлекательного, чем передача сомнения и самоуничижения,. . что и уводит… рассуждения в самую непредсказуемую сторону»18. Показательно, например, что аналитическая философия по большей части англоязычна, поскольку этот язык отличается четкостью и строгостью синтаксиса.
Язык — один из важнейших факторов идентификации. Стоит ли говорить о том, что необходимость общаться, писать научные статьи на неродном языке рано или поздно приводит к перестройке мышления, постепенному вытеснению родного языка в сферу быта и кровнородственных связей. В современную эпоху понятия «родной язык» и «национальный язык» не являются тождественными. Родным для человека является тот язык, на котором он осваивает окружающий мир, формируется как личность, учится мыслить. У многих современных людей, хотя и рожденных в однонациональных браках, родным является государственный язык, поскольку это облегчает, по мнению родителей, продвижение по социальной лестнице. Более того, в настоящий момент для граждан России, желающих достичь высокого положения и материального благополучия, актуально изучение не русского, а английского (как минимум) и других иностранных языков. Причем это характерно и для представителей так называемых «титульных» наций в национальных республиках и регионах РФ. Весьма распространено явление, когда подчеркнуто позиционирующие себя представителями
определенного этноса люди (башкиры в Башкортостане, татары в Татарстане, удмурты в Удмуртии и т. д.) не мыслят и не общаются по жизненно важным для себя вопросам на национальном языке. Можно ли считать подобное позиционирование проявлением этнической самоидентификации, и связано ли оно с процессом национального возрождения в постсоветский период? На наш взгляд, нет. Здесь задействованы экономические и политические интересы. Никого не удивляет, как быстро представители национальных элит договариваются друг с другом и как им трудно понять представителей своего же этноса, находящихся на низших ступенях социальной лестницы.
Вместе с тем нельзя не отметить наличие в обществе космополитизма. Многие из выдающихся деятелей культуры космополитичны, они словно «ничьи» и принадлежат (в полном соответствии с этимологическим значением этого слова) всему миру. Мировоззрение космополита, будучи ориентировано на общечеловеческие ценности, переходит границы этничности за счет индивидуального усилия субъекта. Это не означает элиминацию этнического в сознании такого человека. В мировоззрении космополита происходят координация этнических особенностей, присущих ему как этническому субъекту, с этническими «координатами» других этносов и выработка общечеловеческих ценностей. В этом смысле, например, А. С. Пушкин был одновременно и великим русскоязычным негритянским поэтом, и русским поэтом африканского происхождения. Следовательно, в своей культурной деятельности он перешагнул этнические границы и создал новую общечеловеческую культурную сферу.
Таких примеров разного масштаба можно привести достаточно много, они есть у каждого этнического образования. Наличие в мировоззрении как этнических компонентов, так и определенного космополитичного вектора, обеспечивает процесс творческого саморазвития субъекта мировоззрения, а также делает возможным толерантное межэтническое взаимодействие.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Тонких А.С. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1980. 148 с.; Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. 286 с.; Овчинников В.С. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978; Иванов В.П. и др. Мировоззренческая культура личности (философские проблемы формирования). Киев, 1986.
2 Ашманис М.Г. Формирование научного мировоззрения. Рига: Зинатне, 1984. С. 34.
3 Шелер М. Философское мировоззрение // Шелер М. Избранные произведения. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. С. 3.
4 Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Спор о справедливости. Харьков: Фолио; М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. С. 310.
5 См.: Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Концептуально-философский анализ. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. С. 51.
6 Гусев С.С., Пукшанский Б. Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. СПб: Наука, 1994. С. 23.
7 Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. С. 48.
8 Там же. С. 55, 56—57.
9 См.: Камю А. Миф о Сизифе: философский трактат. СПб.: Азбука-классика, 2001. С. 63.
10 Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. С. 301.
11 Финогентов В.Н. Предисловие // Онтология и мировоззрение: темат. сб. Уфа: Изд-во УТИС, 2000. С. 5.
12 См.: Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век: антол. М.: Юрист, 1995. С. 221.
13 Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение … С. 7.
14 Там же. С. 13.
15 См.: Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре// Культурология. XX век: антол. М.: Юрист, 1995. С. 37.
16 См.: Герасимова Д.Н. Конфликт ценности и смысла. К исходным категориям русской культуры // Онтология и мировоззрение: темат. сб. Уфа: Изд-во УТИС, 2000. С. 35—40; Как мы мыслим // Судьба философии в современном мире: темат. сб. Уфа: УГИС, 2003. С. 50—69.
17 Вильданов Х.С., Файзуллин Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. Уфа: Изд-во Башкир. гос. ун-та, 2002. С. 125.
18 Бродский И. О Достоевском // Бродский И. Соч. / Сост. Г.Ф. Комаров. СПб.: Изд-во «Пушкинский фонд», 1995. Т. 4. С. 181.
Поступила 24.03.08.
Параграф 22. Философия
1. В чем состоит отличие философского мировоззрения от обыденного?
Отличие философского мировоззрения от обыденного заключается в том, что обыденное, жизненно-практическое мировоззрение опирается на здравый смысл, присущий каждому человеку. Оно формируется стихийно, как бы само собой под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, а философское же мировоззрение создается сознательно, все его элементы тщательно продумываются, проходят испытание критикой. Разработка такого мировоззрения требует большой подготовки и творческих усилий.
2. Какие выделяются основные этапы в развитии европейской философии? Где она зародилась?
Выделяют несколько основных этапов в развитии европейской философии: Античность, Средние века, Возрождение, Новое время, Новейшее время.
Европейская философская традиция зародилась в Древней Греции. Древние греки прежде всего поставили вопрос: «Из чего все произошло?», или «Что является первоначалом всего существующего?» Этот вопрос интересовал греков не ради каких-либо практических целей, его постановка определялась стремлением лучше понять окружающий нас мир, его основу.
3. Чем отличается философское мировоззрение от религиозного и мифологического?
Отличие философского мировоззрения от религиозного и мифологического заключается в том, что философское мировоззрение создается сознательно, все его элементы тщательно продумываются, проходят испытание критикой.
4. Какие основные проблемы решает философия?
Философия решает следующие основные проблемы: первый вопрос – это вопрос о сущности бытия. Второй вопрос – вопрос о человеке – решается по-разному в зависимости от того, как мы понимаем первоначало бытия, поскольку от этого зависит и выбор главных характеристик человека. Так, идеалисты утверждают, что сущность человека духовна, материалисты же стремятся объяснить, как возникает человеческая духовность, сознание людей. Эти объяснения они выстраивают, исходя из утверждения определяющей роли материальной трудовой деятельности в жизни человека. В решении третьего вопроса – о познании мира – выделяется прежде всего позиция агностицизма (от греч. agnostos – непознаваемый), утверждающего, что мир сам по себе непознаваем. Однако большинство философов признают и доказывают познаваемость мира.
5. В чем состоит различие между материализмом и идеализмом?
Идеалисты. они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.) , признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы.
Материалисты. Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга. существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга.
6. Можно ли надеяться на то, что все философы выработают единую мировоззренческую позицию?
Я считаю, что философы единую позицию не выработают. В силу своего философского склада ума — они спорили и разделялись по мнениям еще с древних веков. Это и правильно, только в споре рождается истина. В наш век высоких технологий и огромных возможностей, появилось гораздо больше поводов для споров и философских дискуссий, и они продолжают рождать истины.
Здравый смысл Определение и значение
- Игры
- Рекомендуемые
- Поп-культура
- Советы по написанию
[ kom-uhn sens ]
9 0014 См. синонимы для: common%20sensecommonsensecommonsensiblecommonsensical на Thesaurus.comсуществительное
здравое практическое суждение, не зависящее от специальных знаний, обучения и т.п.; нормальный родной интеллект.
Происхождение здравого смысла
11525–35; перевод латинского sēnsus commūnis, сам перевод греческого koinḕ aísthesis
Другие слова из здравого смысла
- здравый смысл, здравый смысл, прилагательное ком · mon · sensi · ble, прилагательное
- обыкновенно · sensi ·ly, обыкновенно · sensi ·bly, наречие
Слова Ближайшие здравый смысл
- обыкновенная соль
- обыкновенная школа
- обычная ругань
- печать обыкновенная
- здравый смысл
- здравый смысл
- реализм здравого смысла
- пикетирование обыкновенное место
- запас обыкновенный
- сера обыкновенная
- время общее
Dictionary. com Полный текст Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
Как использовать здравый смысл в предложении
Не сжигайте дом дотла, а получайте от него удовольствие С капелькой здравого смысла и немного практики, вы будете удивляться, почему вы никогда не готовили с бройлером вечно.
Не бойся бройлеров | Элазар Зонтаг | 11 февраля 2021 г. | Eater
Я думаю, это просто здравый смысл говорит о том, что группа номер один, о которой, вероятно, больше всего заботится каждый генеральный директор, — это их сотрудники.
Социальные цели бизнеса — это не мимолетная политическая игра | Алан Мюррей | 8 февраля 2021 г. | Fortune
Каждый выбор, который он делал, исходил из смелости и здравый смысл и журналистская честность.
Мартин Барон, исполнительный редактор, руководивший драматическим расширением Washington Post, объявляет об уходе на пенсию | Пол Фархи | 27 января 2021 г. | Washington Post
Используйте здравый смысл при нормировании сигналов выстрела, но не скупитесь на свисток.
Как выжить три дня в дикой природе | Кит МакКафферти/Field & Stream | 26 января 2021 г. | Popular-Science
Алгоритмическое мышление может уменьшить хаос и замедление, выявить пробелы между тем, что мы делаем, и тем, что нужно делать. Когда новая администрация вступит в должность, есть надежда, что вакцинация будет обеспечена как здравый смысл и срочность.
Как исправить развертывание вакцины — Выпуск 95: Побег | Мелани Э. Мозес | 20 января 2021 г. | Наутилус
Позволить людям использовать их здравый смысл не является приглашением к анархии.
Красная лента душит добрых самаритян | Филип К. Ховард | 27 декабря 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЗВЕРЬ
здравый смысл – это не просто нормативное суждение о мудрости, а структурная черта любой функционирующей организации.
Красная лента душит добрых самаритян | Филип К. Ховард | 27 декабря 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Мы должны использовать здравый смысл инклюзивность, потому что мы быстро добираемся до места, где наш мозг вываливается.
Полевой генерал в войне на Рождество | Дэвид Фридлендер | 24 декабря 2014 г. | THE DAYDY BAST
Но в 2014 году во многих штатах были приняты здравомыслящие законы об общественной безопасности, что свидетельствует о нарастании импульса к безопасности оружия.
Извращенный список NRA для Санты | Джон Фейнблатт | 23 декабря 2014 г. | THE DAYDAY BAST
Его идеология настолько сильна и мощна, что затуманивает его здравый смысл и объективность.
Сиднейский астролог стал исламским радикалом | Джейкоб Сигел | 16 декабря 2014 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ
Таким образом, здравый смысл не может установить определенное разумное время.
Удобная книга законов Патнэма для неспециалистов | Альберт Сидни Боллес
Есть много подобных случаев, когда здравый смысл не дает правильного, но необходимого руководства.
Удобная книга законов Патнэма для неспециалистов | Альберт Сидни Боллес
Но, несомненно, эта точка зрения прямо противоположна учению здравого смысла .
Неразгаданная загадка социальной справедливости | Стивен Ликок
Его жизнерадостность была безгранична, и ей соответствовали его доброта сердца, его широкое милосердие и здравый смысл .
Пробуждение и избранные рассказы | Кейт Шопен
Потом проявилось его остроумие, его живой юмор и практичный здравый смысл — все неискушенное и естественное.
Пятьдесят лет железнодорожной жизни в Англии, Шотландии и Ирландии | Джозеф Татлоу
Определения Британского словаря для здравого смысла
здравый смысл
существительное
простой обычный здравый смысл; Здравый смысл
вдохновленный или демонстрирующий здравый практический смысл
Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Культурные определения здравого смысла
Здравый смысл
(1776) Брошюра, написанная Томасом Пейном, призывающая к объединению Штаты объявят независимость от Великобритании немедленно. Написанный в живом и остром стиле, «Здравый смысл» оказал огромное влияние и помог убедить многих американцев в том, что они могут успешно вести войну за свою независимость.
Новый словарь культурной грамотности, третье издание Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Большинство технологий создавалось не для детей. Наша миссия изменить это.
Кампания «Здоровые молодые умы»
Новый опрос показал, что родителям нужны правила и достоверная информация об ИИ0015
Мы верим в средства массовой информации, которые вдохновляют и развлекают семьи любого типа. В технологии, которая защищает конфиденциальность и поддерживает сообщества. В средствах обучения, которые готовят учащихся и преподавателей к успеху в мире подключений. Узнайте, как мы работаем, чтобы сделать цифровой мир лучше для детей и семей.
Изображение
Ознакомьтесь с нашими рейтингами и обзорами в СМИ на сайте Common Sense Media
Изображение
Найдите нашу учебную программу и учебные материалы на сайте Common Sense Education
За что мы боремся
От высококачественных медиа-рекомендаций до доступа в Интернет для всех учащихся — мы делаем медиа и технологии более безопасными, здоровыми и справедливыми для детей во всем мире. Узнайте о проблемах, за которые мы выступаем, ниже.
Вопросы, за которые мы выступаем, определяют работу, которую мы выполняем под нашими основными брендами:
Наше влияние
10 миллионов семей
подключены к высокоскоростному Интернету благодаря федеральной программе доступного подключения, которую Common Sense активно поддерживал
124 миллиона семей
делать осознанный выбор того, что смотреть, читать и во что играть
95% учащихся
уверены в цифровом гражданстве после обучения по нашей учебной программе
Наш подход
Вместе с нашими партнерами мы работать на всех уровнях, чтобы построить более здоровое, справедливое и расширяющее возможности будущее для всех детей в эпоху цифровых технологий.
ДОМА
Common Sense Media предлагает 45K надежные, независимые рейтинги.
И достигает миллионов родителей в момент принятия решения через наших партнеров по развитию бизнеса.
Рейтинги и советы Common Sense Media появляются на платформах
12 основных партнеров по распространению
и охватывают миллионы родителей и опекунов в момент принятия решения.
В школах
1 миллион преподавателей
во всем мире используют ресурсы цифрового гражданства
от Common Sense Education.
В сообществах
Наша команда по взаимодействию с семьей и местными сообществами помогает тысячам защитников, педагогов и опекунов в их сообществах по всей стране, предоставляя поддержку и информацию о средствах массовой информации, технологиях и детях.
В рамках нашей программы «Советы в текстовом виде» мы отправили почти 1 миллион советов, советов и информации непосредственно родителям и опекунам, которые в них нуждаются.
Правительство и промышленность
Наши усилия сыграли важную роль в принятии Закона штата Калифорния о конфиденциальности потребителей , который установил план законодательства о конфиденциальности в США
Наша команда лоббировала 100 миллиардов долларов, включенных в двухпартийный законопроект об инфраструктуре 2022 года для подключения домов, школ и сообществ к высокоскоростному Интернету.
Последние новости и пресса
Статья
Почему так много внимания уделяется защите детей в Интернете?
Пресс-релиз
Новый отчет показывает, что девочки-подростки думают о TikTok, Instagram и влиянии социальных сетей на их жизнь
Пресс | CNN
Эксперт прогнозирует, что ИИ будет бить детей «как товарный поезд»
Теперь ваша очередь.
Вы присоединитесь к нам?
Пожертвовать
Пожертвования поддерживают наши основные программы и бесплатные ресурсы для семей и школ.