Что такое профессионализм по е а климову: 1.1. Понятие профессионализма в психологии . Психология становления профессионализма (в социономических профессиях)

Основные этапы и фазы развития профессионала (по е.А. Климову)

Первый этап – поиск своего места в жизни: профессиональное самоопределение и получение образования; карьера выступает как эмоционально насыщенный, но слабоструктурированный образ (часто конкретизируется в значимом человеке).

1. Фаза оптанта – человек вынужден сделать профессиональный выбор.

2. Фаза адепта – выбор сделан, происходит осваивание проф.деятельности (освоение профессиональных знаний).

Второй этап – вхождение в должность и профессиональная адаптация; характеризуется формированием реального отношения человека к избранной деятельности.

3. Фаза адаптации – (2-3 г) адаптация к профессии, проф.деятельности (освоение профессиональных умений, навыков).

Третий этап – становление в должности; характеризуется формированием умений, приобретением навыков прогнозирования и конкретизации социальных ожиданий, связанных с данной проф.

деятельностью; накапливается опыт, повышается квалификация, осваиваются новые алгоритмы решения профессиональных задач, повышается готовность к деятельности в нестандартных ситуациях.

4. Фаза интернала – опытный работник, самостоятельный, вошел в профессию.

Четвертый этап – человек оценивает свою профессиональную карьеру как личностно-значимый факт, удовлетворен результатами собственной активности.

5. Фаза мастерства – способен решать самые сложные профессиональные задачи, имеет свой индивидуальный стиль деятельности; имеет формальные показатели квалификации.

6. Фаза авторитета – мастер в профессиональном кругу его хорошо знают; имеет высокие формальные показатели квалификации, с его мнением считаются в профессиональных кругах.

7. Фаза наставничества – передача опыта молодым.

Молодой специалист (менеджер) приходя на работу, сталкивается, прежде всего, с проблемой профессиональной адаптации

— учится жить в относительно новых для него социально-профессиональных и организационно-экономических условиях;

— находит свое место в структуре предприятия как специалист, способный решать задачи определенного класса;

— осваивает профессиональную культуру;

— включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.

Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в организацию специалиста свои сложности, затруднения, проблемы.

Причинами затруднений, как правило, выступают:

• недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой ситуации и найти правильное решение;

• отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации;

• необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение;

• недостаточное представление о нормах профессионального поведения и неумение презентовать себя как специалиста;

• необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе.

  • Психофизиологическая адаптация — это привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха. Адаптационные реакции на неблагоприятные психофизиологические состояния работника вызывают психическое напряжение, которое приобретает характер стресса.

Психологическое сопровождение на данном этапе профессионального развития

заключается в диагностике профессионально значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой профессиональной непригодностью. Для снятия тревожности и мобилизации профессиональной активности специалиста целесообразно использовать психологическое консультирование, тренинг саморегуляции эмоциональных состояний. Психологическая поддержка и помощь состоят в снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста.
Критериями успешного преодоления психофизиологического адаптационного синдрома являются комфортное эмоциональное состояние специалиста, привыкание к рабочему ритму и режиму труда, установление оптимальной работоспособности.

  • Социально-психологическая адаптация — приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой.

Наибольшую сложность у новых специалистов вызывает усвоение групповых норм и включение в уже сложившуюся систему межличностных связей. Групповые нормы даже в строго регламентированных деловых отношениях выступают как их основа, выполняя регулятивные, оценочные, санкционирующие и стабилизирующие функции. Наибольшую важность для нового сотрудника представляет информация относительно групповых норм, соблюдение которых является обязательным, а нарушение совершенно недопустимо.

Психологическое сопровождение заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возможных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь психолога в разрешении конфликта.

  • Профессиональная адаптация — это приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности. Это в меньшей степени свойственно молодому специалисту, но актуально для молодого руководителя.

Главное — освоение новой профессиональной деятельности. Критерием успешности в этом виде адаптации является соответствие реальной и требуемой компетентности. Превалирование реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста. В отдельных случаях может быть поставлен вопрос о кадровом перемещении на другую работу. Такого рода ситуации вызывают у специалиста тягостное эмоциональное состояние — фрустрацию. Поддержка заключается в основном в выработке специалистом совместно с психологом новых целей профессиональной жизни.

Психологическое сопровождение сводится к оценке реальной компетентности специалиста, оказанию помощи в повышении квалификации, преодолении появившегося чувства профессиональной неполноценности, формировании адекватной профессиональной самооценки. Психологическое сопровождение предполагает коррекцию самооценки: обучение умению сравнивать себя лишь с самим собой, помощь в выработке надежных критериев самооценки, совместный анализ содержания и задач деятельности и сопоставление ее требований с возможностями специалиста.

Таким образом, психологическое сопровождение на стадии адаптации помогает успешному продвижению специалиста в области профессии, а также на предприятии, в учреждении, организации в направлении профессионального самосовершенствования.

На стадии профессионализации менеджер нуждается в дальнейшем профессиональном росте’, повышении квалификации и развитии карьеры, в поддержке при переживании трудностей, неудовлетворенности трудом, в конфликтных ситуациях, при увольнении, а также при приеме на работу. На современных предприятиях и в организациях такое сопровождение осуществляется службами развития персонала и рассматривается как форма кадровой политики. Психологическое сопровождение позволяет управлять профессиональным ростом и карьерой работников, планировать повышение их квалификации, создавать резерв на выдвижение.

Все это повышает конкурентоспособность работников на рынке труда. Главная цель психологического сопровождения на стадии профессионализации — обеспечение взаимосогласованности и взаимодействия работника и предприятия (организации) в профессиональном становлении. Эта цель достигается путем решения следующих задач:

• согласования целей развития организации и работника;

• предупреждения и устранения «карьерных тупиков», в которых практически не оказывается возможностей для развития работника;

• формирования и уточнения критериев профессионального роста, повышения квалификации, касающихся карьеры;

• изучения и оценки профессионального потенциала работника;

• эффективного использования путей профессионального роста;

• систематического ознакомления работника с перспективами на краткосрочный и долгосрочный период;

• установления требуемого уровня профессиональной компетентности для должностного продвижения.

Планируемое психологическое сопровождение осуществляется в следующих профессионально значимых ситуациях, связанных с профессионализмом менеджера:

• при приеме на работу;

• при проведении аттестации и кадровых перемещений;

• перед направлением на курсы повышения квалификации;

• при выдвижении в кадровый резерв.

При трудоустройстве важно, чтобы кандидат на должность понял, что отбор проводится в его же интересах, так как обеспечит в дальнейшем безаварийную работу, позволит избежать травматизма, повысит удовлетворенность трудом, эффективность профессиональной деятельности.

После оформления на работу совместно с работником определяют перспективы профессионального роста и карьеры. Профессиональное продвижение предполагает достижение признанного высоким профессионального статуса, профессионализацию, рост профессиональной компетентности; достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, сопровождающееся занятием определенных должностей в соответствии с социально признанными стандартами в данной области.

Обсуждается также профессиональное перемещение (вертикальное, горизонтальное или центростремительное). Вертикальное перемещение ориентировано на переход на более высокую ступень структурной иерархии. Горизонтальное –перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, руководитель проекта), расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Центростремительное перемещение представляет собой движение к ядру, руководству организации.

Климов Е.А. Пути в профессионализм

  1. Файлы
  2. Несортированное
  3. org/ListItem» itemprop=»itemListElement»> Педагогика, воспитание детей
  4. Общая педагогика

Педагогика, воспитание детей

  • Воспитательный процесс

  • Дидактика

  • Дополнительное образование детей

  • Дошкольное образование

  • История педагогики и образования

  • Логопедия

  • Методики преподавания

  • Методология педагогики

  • Общая педагогика

  • Педагогика высшей школы

  • Педагогическая тестология

  • Перинатальная педагогика

  • Периодика по педагогике

  • Профессиональное образование

  • Работа с родителями

  • Современные образовательные технологии

  • Социальная педагогика

  • Специальная (коррекционная) педагогика

  • Управление процессами ОУ

  • формат pdf
  • размер 18. 68 МБ
  • добавлен 10 ноября 2010 г.

М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 320 с.
Пособие обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению
и принятию самостоятельных решений. В книге говорится о том, что существуют тысячи различных областей приложения душевных и физических сил людей. И это части нашего мира, о котором полезно знать; о том, что построение
личного жизненного пути предполагает, в частности, проектирование
человеком желательных изменений самого себя.
Книга адресована студентам-психологам и тем, кто пока еще не изучал систематического курса психологии.

Смотрите также

  • формат doc
  • размер 241.04 КБ
  • добавлен 03 июня 2010 г.

В книге известного ученого, педагога, писателя академика Ш. А. Амонашвили говорится о Любви и Сострадании, Пути и Истине, вечных темах, волнующих всех людей. Атмосфера сказки отличается необыкновенной возвышенностью, сердечностью и теплотой. Размер: 250kb.

  • формат doc
  • размер 360.5 КБ
  • добавлен 05 мая 2010 г.

Москва. «Педагогика» 1991. DOC Для специалистов в области психологии и педагогики. В монографии использованы новые экспериментальные данные, описаны эпизоды повседневной жизни, анализируются пути преодоления детской агрессивности, возможности мирного завершения конфликтных ситуаций.

  • формат doc
  • размер 573.79 КБ
  • добавлен 22 июня 2010 г.

В монографии рассматриваются проблемы формирования познавательных способностей и творческого мышления в процессе обучения, и предлагаются пути их решения. Для работников образования различного уровня, прежде всего для учителей школ, лицеев, гимназий, преподавателей высшей школы, студентов институтов и курсов повышения квалификации, а также студентов, аспирантов и вообще всех, кто интересуется проблемами обучения и образования и их естественнонауч…

  • формат doc
  • размер 537.5 КБ
  • добавлен 17 сентября 2011 г.

Курс призван раскрыть перспективы и пути овладения профессиональной деятельностью учителя-воспитателя и преподавателя учебного предмета, способствовать подготовке первокурсников к педагогической практике. Данный курс является пропедевтическим и интегративным. Он включает темы, позволяющие будущим учителям сразу «погрузиться» в будущую профессию, и помогает усваивать последующие педагогические курсы. Методическое пособие. Государственное образоват…

Статья

  • формат pdf
  • размер 134. 63 КБ
  • добавлен 28 января 2012 г.

Статья из Вестник ХНУ, 2010г., с.193-196. 4 страницы Педагогическая практика – это важная составная часть учебного процесса в специализированном вузе; она дает студентам возможность продемонстрировать приобретенные лингвистические и методические навыки и умения. В статье намечены пути повышения эффективности педпрактики, а такжеповышения мотивации студентов к педагогической деятельности. Авторами разработана анкета для студентов 4 курса, которая…

  • формат doc
  • размер 962 КБ
  • добавлен 13 апреля 2009 г.

В пособии даны основные характеристики процесса педагогического общения: цели, функции, содержание, средства, структура. Рассматриваются особенности профессиональной позиции учителя-воспитателя и стили педагогического воздействия на партнеров по общению, а также пути преодоления ситуаций конфликта и манипулирования. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно студентам средних педагогических учебных заведений, а также практическим…

  • формат chm, djvu
  • размер 169.06 МБ
  • добавлен 26 ноября 2010 г.

Около 100 наименований в форматах pdf, djvu, doc, txt, chm, htm, hlp. Список файлов: Закон РФ Об образовании (на 2002 год). Полонский — Понятийно-терминологический словарь по педагогике. Диагностика: Аванесов — Работы по текстологии (сайт). Личностно-ориентированное образование: Долженко — Вопросы личностно-ориентированного образования. Сериков — Личностно ориентированное образование. Поиск новой парадигмы (монография). Якиманская — Личностно ори…

  • формат djvu
  • размер 1.77 МБ
  • добавлен 05 сентября 2011 г.

М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2001, 280с. В пособии раскрываются основы организации работы классного руководителя, целии задачи его деятельности и пути их достижения. Предлагаемый материал базируется на новых концептуальных подходах и передовом опыте отечественных педагогов. Рассматриваются как теоретические вопросы, так и конкретные методики решения воспитательных задач. Пособие адресовано прежде всего педагогам и руководителям ш…

  • формат pdf
  • размер 185.3 КБ
  • добавлен 23 февраля 2011 г.

Содержание: Типичные ошибки и затруднения в педагогическом общении. Виды психологических «барьеров», пути их устранения. Конфликт в педагогическом взаимодействии. Источники и причины возникновения конфликтов, пути их урегулирования. Приемы эффективной коммуникации в педагогическом процессе. Искусство критики, поощрения, формирование взаимного доверия, подкрепление желательного поведения. Опыт мастеров педагогического общения как источник формир…

  • формат doc
  • размер 191.83 КБ
  • добавлен 04 декабря 2010 г.

ISBN: 5-91250-015-2 Издательский дом: София Год издания: 2006 Это умная, очень серьезная и высокодуховная книга для родителей и учителей-интеллектуалов. И она может стать для них истинным началом Пути, который вы пройдете вместе со своими Новыми Детьми. «Для зашедших в тупик родителей и сбитых с толку работодателей она должна стать божественным даром, призванным оказать помощь в отношениях с современными детьми. Для всех остальных: мы надеемся…

Профессиональная подготовка социальных работников в рамках высшего образования

Реферат

Изменения в социально-экономической и технологической сферах, происходящие в современном обществе, требуют подготовки более квалифицированных специалистов – многофункциональных, способных решать определенные актуальные задачи в соответствии с современными мировыми стандартами. Методологическую основу составляет изучение сосуществование сущности профессиональной подготовки специалиста. Он подразумевает дополнительных субъектов деятельности, которые действуют самостоятельно с постоянным чувством ответственности, опираясь на отраженные ценности и смыслы. Анализируется различие образовательных понятий «среда» и «пространство». Рассматривая профессиональную подготовку в рамках специально разработанной трансформации личности, авторы предлагают три общих показателя, основанных на классификации, разработанной Ю. П. Поваренков: профессиональная деятельность, профессиональная идентичность и профессиональная зрелость. Опираясь на основные идеи и цели профессионального развития будущего социального работника, авторы определили уровни, показатели и критерии его эффективности, отражающие как собственно воспитательную деятельность, так и психолого-технологическую составляющую образовательного процесса. Учащийся развивается как субъект деятельности только в определенных образовательных условиях: мотивирующей среды образовательного учреждения как фактора, обеспечивающего активное освоение новых знаний, умений и навыков; грамотно организованное обучение, направленное на повышение эффективности студентов и преподавателей; мониторинг творческого развития студентов, их совершенствования в личном и профессиональном общении

Ключевые слова: Сосуществование сущность профессиональной подготовки специалистаобразовательная средаобразовательное пространствовысшее образованиепрофессиональная подготовкасоциальные работники

Введение

Изменения в социально-экономической и технологической сферах, происходящие в современном обществе, требуют подготовки более квалифицированных специалистов – многофункциональных, способных решать определенные актуальные задачи в соответствии с современными мировыми стандартами (Gray & Herr, 2000; Ермакова, Коряковцева, Бугайчук, и Upeniece, 2015; Коряковцева, Тимонин и Бугачук, 2016; Сергеева, Беденко, Караванова, Цибизова, Самохин и Анвар, 2018).

Фадеев (2005) определяет профессионала как человека, который нашел свое призвание, выступает субъектом собственной деятельности и может достигать результатов, превышающих первоначальную цель.

Во многих отечественных и зарубежных работах по психологии и педагогике термин «профессионал» исследуется в рамках нескольких реальностей. Ключевые из них раскрываются через интерпретацию профессионала как субъекта выполняемой работы; как физическое лицо с определенной специальностью; как представитель человеческого общества; как человека, наделенного особым творческим сознанием (Gray & Herr, 1998; Коряковцева, Бугачук, Упениеце и Арнис, 2017; Татаринцева, Соколова, Мраченко, Сергеева, Самохин, 2018). Различные точки зрения на сущность этого понятия определяют многоплановое изучение процесса профессионализации, его основных свойств, принципов и тенденций развития. Характеризуя профессионала, Волкова указывает на четыре основных фактора, присущих субъектности (не путать с другим понятием – «субъективность»): активный характер деятельности, ее осмысленность, рефлексивность и ответственность человека за конечный результат и побочную эффекты, обусловленные свободным выбором (Волкова, Русалов, Нилопец, 2017; Волкова, Русалов, Нилопец, 2018; Коряковцева, Юферова, Бугачук, 2017). Кроме того, автор подчеркивает неполноту приведенных характеристик (Волкова и др., 2012). Мотивы и цели профессионала, определяющие его деятельность на глубинном уровне, а также их прямая и косвенная связь с содержанием этой деятельности представляют значительный интерес для ученых (Bloom & Krathwohl, 19).56; Обнять, 1985; Шадриков, 1982; Климов, 1989; Маркова, 1996). По мнению Бусыгина (2005), человек является профессионалом в той мере, в какой он овладел современными методами и технологиями для решения возникающих задач. На основе этого критерия авторы выделяют три уровня профессионализма: низкий, средний и высокий (с. 202).

Постановка проблемы

Профессионализация – процесс совершенствования знаний, умений и навыков человека в контексте деятельности, предполагающий определенный предмет (представленный в данной культуре) и способы работы с ним.

Несомненно, формирование профессионализма сопровождается возникновением специфического, «профессионального» типа личности, имеющего существенные отличия от личности, не являющейся профессионалом в соответствующей области. Климов рассматривает профессионализм не только как развитые способности и выдающиеся результаты в рамках определенной профессии, но и как особую психологическую структуру, отличающуюся ярко выраженным системным характером (Климов, 1996). Также отмечается, что профессионализм представляет собой не простой набор характеристик, а систему распределенных определенным образом компонентов.

В настоящее время профессионализация часто трактуется как необходимая эволюция сознания и самосознания, охватывающая практически всю жизнь специалиста – от студенческих лет до пенсионного возраста. В основе этого подхода лежит ключевой принцип советско-российской психологической науки — принцип Рубинштейна, согласно которому сознание и деятельность личности существуют в диалектическом единстве.

Исследовательские вопросы

По мнению Слободчикова, сущность сосуществования профессиональной подготовки специалиста (далее — СЕОПТ) предполагает наличие дополнительных субъектов деятельности, которые действуют самостоятельно с постоянным чувством ответственности, опираясь на отраженные ценности и смыслы (Слободчиков, 1994).

Исследуя эту сущность, Павлов подчеркивает, что большое количество разнообразных ассоциаций определяет сравнительную функцию коммуникативных процессов и их соответствие профессиональным нормам, закрепленным в данной культуре. Благодаря этому человек выбирает профессию и развивается как специалист (Павлов, 1996). Маркова (1996) полагает, что одним из основных внешних условий, необходимых для достижения высоких результатов, является положительный профессиональный климат, стимулирующий работника к проявлению своего истинного потенциала. Еще одним важным условием является наличие особых ситуаций, способных подтолкнуть человека к вершинам личной эффективности.

Приступая к анализу ЦЭППТ будущего специалиста в современном образовательном пространстве, исследователь должен правильно трактовать и соотносить базовые понятия – «окружающая среда» и «пространство». Зеер и Мешкова (2007) рассматривают первое как часть второго. Авторы подчеркивают многомерность пространства, его межвременной характер, с одной стороны, и одномерность среды, ограничения, налагаемые на нее текущим моментом, с другой. По их мнению, «профессиональное и образовательное развивающее пространство» возникает в результате интенсивного взаимодействия личности и различных социальных групп с двумя средами: образовательной и социально-профессиональной. Имеется в виду особая организационно-педагогическая система, способствующая формированию у студентов способности самостоятельно раскрывать свои способности в различных аспектах избранной профессии (Зеер, Мешкова, 2007, с. 106).

CEESPT будущего социального работника очень важен для его становления как активного субъекта, развивающего свою деятельность в колледже или вузе с чувством ответственности и без посторонней помощи. CEESPT — это объединение участников профессионально-образовательного пространства, основанное на общих смыслах и ценностях для улучшения личностных и профессиональных характеристик социального работника.

Цель исследования

В структуру профессионального сознания входит совокупность содержательных, обязательных установок, наряду с общей и конкретной информацией, относящейся к целям и средствам деятельности, ее планам и перспективам, участникам взаимодействия, критериям оценки эффективности и др.

Базовыми кластерами профессионального сознания являются профессиональные цели, принципы, ориентиры, сценарии деятельности и самосознание специалиста.

Профессионализация воспринимается как способ существования и самопрезентации личности, формирования ее субъектности, что создает условия для самостоятельного, творческого карьерного роста на протяжении всей трудовой жизни. Кроме того, процесс обучения затрагивает как содержательные, так и прикладные аспекты соответствующей деятельности (учитывая их взаимозависимость). Также следует подчеркнуть, что в какой-то момент работник начинает вносить свой вклад в развитие выбранной профессии, улучшать ее среду или даже конструировать новую предметную область

Методы исследования

Профессионализм – это многогранная, сложно устроенная система, включающая две подсистемы – деятельностный профессионализм и личностный профессионализм.

Деятельностный и личностный типы профессионализма являются взаимосвязанными категориями. Однако в широком подходе ко второму явлению он включает требования к различным свойствам дипломированного или будущего специалиста. В целом личностный профессионализм формируется и развивается вместе с задатками и способностями, а также профессионально значимыми характеристиками, представляющими собой комплекс свойств личности (таких как память и внимание) и черт личности (эмпатия, сдержанность и др.).

Существует принцип, который можно считать ключевым в феномене профессионализации. Она заключается в индивидуализации деятельности, создании системы содержательных и организационно-прикладных понятий, формирующих условия планирования и управления своей деятельностью.

Согласно Суходольскому (1998), трудовая индивидуализация — это не деятельность работника, а алгоритм ее приспособления к действительности; не поиск конкретного нормативного подхода, а корректировка стандарта с учетом индивидуальной специфики. Алгоритм индивидуализации труда интерпретируется как практическая реализация абстрактной идеи, собственного воображения.

Существует два вида критериев, позволяющих сделать вывод об уровне профессионализма работника (Дружилов, 2002): внешние (количество выпускаемой продукции, ее качество, соотношение результата и затрат и др.) и внутренние (профессиональная оценка специалист: 1) профессионально значимые характеристики, навыки и умения; 2) мотивы профессиональной деятельности; 3) мнения о собственном вкладе в общее дело; 4) уровень амбиций; 5) способность к саморегуляции; 6) взаимодействие с коллегами).

Находки

Рассматривая профессиональную подготовку в рамках специально разработанной трансформации личности, мы предлагаем три общих показателя, основанных на классификации, разработанной Поваренковым (2002):

Показатель профессиональной деятельности отражает степень профессионализма человека и степень его соответствия требованиям общества в целом и профессионального сообщества в частности (количество и качество выпускаемой продукции, эффективность, прогнозируемая эволюция и т. п.). .).

Показатель профессиональной идентичности отражает субъективную значимость деятельности для человека как способа удовлетворения собственных социальных и духовных потребностей и повышения уровня эмоциональной комфортности – удовлетворенности избранной профессией, работой, вектором и темпами карьерного роста, как и жизнь в целом. В состав профессиональной Я-концепции входит осознание себя представителем профессиональной макрогруппы и носителем соответствующей культуры: норм, ценностей и традиций.

Показатель профессиональной зрелости отражает способность адекватно оценивать разницу между собственными профессиональными потребностями и возможностями, с одной стороны, и критериями, которым необходимо соответствовать, с другой.

Когда к специалисту относятся только как к специально подготовленному человеку, обладающему определенными навыками и умениями, многие сотрудники думают, что все, что они должны делать, это механически реализовывать полученную информацию на практике, без анализа, синтеза и других сложных мыслительных процессов. Перспективной попыткой отказа от такого подхода в пользу ориентации на совершенствование способностей (в первую очередь творческих) и анализ приобретаемого опыта является парадигма, в которой моделью подготовки специалиста является не формальная схема, а прямо противоположное – набор ценные рекомендации для реализации перспективных идей.

В основе этой модели (назовем ее психолого-педагогической) лежат три компонента, выделенные в 1990-х годах (Деркач, Зазыкин, 1997) и развивающиеся в следующем порядке:

  • когнитивный профессионализм как основа профессионализма в широком смысле;

  • коммуникативный профессионализм как способность реализовать систему знаний в практической деятельности, как акцент на общении, взаимодействии людей;

  • саморазвитие профессионализма как фактор, способствующий динамичному развитию интегрированной системы профессиональной деятельности путем адекватной оценки ее потенциала и устранения выявленных недостатков.

Ключом к профессиональному развитию социального работника является осознание себя как саморегулирующегося субъекта деятельности. Наряду с формированием специальной профессиональной мотивации ЦЕОПТ предполагает обязательный контроль над процессом формирования специальных способностей и качеств, необходимых в выбранной сфере.

Опираясь на основные идеи и цели профессионального развития будущего социального работника, нами выделены уровни, показатели и критерии его эффективности, отражающие как собственно образовательную деятельность, так и психолого-технологическую составляющую образовательного процесса.

Для комплексной оценки успешности студента мы предлагаем общие и ряд частных критериев, представленных определенными показателями.

Наш подход к оценке эффективности специалиста, реализующего себя в социальной сфере, способствует наполнению функциональным содержанием всех компонентов оценочного комплекса, а также выявлению взаимосвязи между ними.

Применение введенных критериев и показателей позволяет говорить о трех уровнях результативности ЕЭППП: адаптивно-ориентационном (базовом), предметно-эффективном (стандартном) и инновационно-творческом (продвинутом).

Первый уровень адаптивно-ориентировочный . Внимание к собственным потребностям и возможностям практически отсутствует. Происходит адаптация к данной образовательной среде (вузу), а также овладение фундаментальными принципами профессионализма и общей информацией об окружающей действительности. Индивид начинает анализировать те черты своей личности, о которых чаще всего говорят его знакомые. Студент не проявляет интереса к своим действиям и мыслям, не видит смысла в сознательном самосовершенствовании.

Второй уровень предметно-эффективный . Будущий социальный работник имеет признаки устойчивого, эмоционально положительного внимания к избранной профессии, к собственным потребностям и возможностям. Постоянное стремление к саморазвитию и самоанализу в рамках определенной системы, формирование твердых ориентиров и ценностей. Человек рассматривает себя как фактор, во многом определяющий его профессиональную эволюцию.

Третий уровень инновационно-творческий . Студент непрерывно анализирует типичные и специфические черты своей личности, темперамента и характера, а также мотивацию и результаты, достигнутые в различных сферах деятельности. Читает научные и другие труды, получившие признание среди представителей его профессии, использует полученную информацию для самопознания и самодиагностики, считает личностный рост непременным условием профессионального роста.

Заключение

Деятельность следует рассматривать как основу для личностного и профессионального роста студента или дипломированного работника. Человек может стать настоящим профессионалом, если его профессия апеллирует к тем общим способностям и качествам личности, которые мотивируют его к работе. Организация такой связи между мотивацией и потребностью, с одной стороны, и их практическая реализация, с другой, позволяет проанализировать профессиональную и личностную эволюцию студента вуза. Готовясь к осуществлению деятельности по оказанию социальной помощи, будущий специалист начинает понимать ее цели и задачи, воспринимать окружающую действительность в ином, «обогащенном» ракурсе, вырабатывает психосоциальные приемы и соответствующие навыки и умения, становится носителем новых свойств, играющих важную роль. важную роль в выбранной профессии. Такое осознание дальнейших обязанностей служит основой для их реализации на практике с использованием творческого подхода.

Обучающийся развивается как субъект деятельности только в определенных образовательных условиях: мотивирующей среды образовательного учреждения как фактора, обеспечивающего активное освоение новых знаний, умений и навыков; грамотно организованное обучение, направленное на повышение эффективности студентов и преподавателей; мониторинг творческого развития студентов, их совершенствования в личном и профессиональном общении.

Психолого-педагогические условия, способствующие повышению профессионального уровня обучающегося, готовящегося к работе в социальной сфере, могут быть реализованы более продуктивно за счет созданного образовательного пространства и мотивированного коллектива. Для подготовки квалифицированного специалиста со значительным профессиональным и личностным ресурсом образовательное пространство должно выполнять три функции: мотивирующую, поддерживающую и коррекционную.

Благодарности

Авторы статьи выражают глубокую признательность Соколовой Наталье Львовне, кандидату филологических наук, директору Института иностранных языков Российского университета дружбы народов, и Шароновой Светлане Анатольевне, заместителю директора (научная работа), к.ф.н. в социальных науках. Публикация подготовлена ​​при поддержке «Программы РУДН 5-100»

Ссылки

  1. Блум, Б. К., и Кратволь Д. Р. (1956). Таксономия образовательных целей: Справочник I: когнитивная область. Нью-Йорк: Маккей.
  2. Бусыгина И. С. (2005). Профессионализм как становление профессиональной деятельности и как развитие субъекта профессиональной деятельности // Жукова В.И., Деркача А.А. (ред.). Профессионализм деятель. Профессионализм деятельности: теоретические основы и актуальные проблемы Т. 1. Москва : ЭКО
  3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. (1997). Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы. В Психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы. (стр. 20-39). Москва: Российская академия государственной службы. [на рус.]
  4. Дружилов С.А. (2002). Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: Новокузнецкий институт повышения квалификации. [на рус.]
  5. Ермакова Л. И., Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. и Упениеце И. (2015). Формирование гражданской идентичности молодежи: технологический подход. В 3-й Международной научно-практической конференции по гуманитарным и естественным наукам (стр. 129-139). Лондон. Получено с http://scieuro.com/wp-content/uploads/2017/01/129-138.pdf [на рус.]
  6. Фадеев В.В. (2005). Основные подходы к пониманию профессионализации личности // Жукова В. И., Деркач А. А. Профессионализм деятельности: теоретические основы и актуальные проблемы. 1. Москва : ЭКО. [на рус.]
  7. Грей, К. и Герр, Э. (1998). Обучение персонала: основы. Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
  8. Грей, К., и Герр, Э. (2000). Другие способы победить: создание альтернатив для выпускников средней школы. Таузенд-Оукс, Калифорния: Corwin Press, Inc. Компания Sage Publications.
  9. Хуг, З.Е. (1985). Образовательные технологии: Локальный центр. Международная энциклопедия образования, л-10, 9-20.
  10. Климов Э.А. (1989) Роль психолога в обновляющемся обществе. Вопросы психологии, 3, 5-10. [на рус.]
  11. Климов Э.А. (1996). Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону : Феникс. [на рус.]
  12. Маркова А.К. (1996). Психология профессионализма. Москва: Знание. [на рус.]
  13. Коряковцева О., Бугачук Т., Упениеце И. и Арнис В. (2017). Повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования гражданской идентичности обучающихся. Реформа образования в общеобразовательной школе: исследование содержания образования и проблемы реализации. (стр. 44-53). Резекне: Резекненская Технологическая Академия. URL: файл:///C:/Users/860026/Downloads/60-272-PB%20(1).pdf
  14. Коряковцева О., Тимонин А., Бугачук Т. (2016). Специфика развития личности молодых граждан в условиях социальных трансформаций. В обществе. Интеграция. Образование. Материалы международной научной конференции. Том. I. (стр. 399–407). Резекне: Резекненская Технологическая Академия. Получено с http://conferences.ru.lv/index.php/SIE/SIE2016/paper/view/581 [на рус.]
  15. Коряковцева О., Юферова М., Бугачук Т. (2017) Конфликтная толерантность педагога: диагностика и развитие. Общество. Интеграция. Образование. Материалы международной научной конференции. Том. I. (стр. 554-562). Резекне: Резекненская Технологическая Академия. Получено с http://journals.ru.lv/index.php/SIE [на рус.]
  16. Павлов И.С. (1996). Общественность как единица проектирования региональной программы развития образования. Москва. [на рус.]
  17. Поваренков Ю.В. П. (2002). Психологическое содержание профессионального становления человека. Москва: Университет Российской академии образования. [на рус.]
  18. Сергеева М.Г., Беденко Н.Н., Караванова Л.Ж., Цибизова Т.Ю., Самохин И.С., Анвар М.С.М. (2018). «Образовательная компания» (Технология): Особенности ее реализации в системе профессионального образования. Эспасиос, 39 (2), 24. [на рус.]
  19. Шадриков В.Д. (1982). Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Наука. [на рус.]
  20. Слободчиков В.И. (1994). Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф.0072
  21. Суходольский Г.В. (1998). Основы психологической теории деятельности. Москва : ЛКИ. [на рус.]
  22. Татаринцева А. М., Соколова Н. Л., Мраченко Е. А., Сергеева М. Г., Самохин И. С. (2018). Факторы, определяющие индивидуальный успех в непрерывном обучении. Эспасиос, 39 (2), 28. [на рус.]
  23. Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М. А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Потапова А.П. (2012). Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи: Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. ]
  24. Волкова Е.В., Русалов В.М., Нилопец М.Н. (2017). Экспертная система оценки психических ресурсов человека: целостный и развивающий подход. Материалы конференции по интеллектуальным системам 2017 г. (intellisys), 527–530. [на рус.] 
  25. Волкова Е.В., Русалов В.М., Нилопец М.Н. (2018). Идеодинамические диагностические экспертные системы: самооценка собственных психических ресурсов. Материалы конференции SAI Intelligent Systems (IntelliSys) 2016, 1, 79-90. doi: 978-3-319-56994-9_6. [на рус.]
  26. Зеер, Э. Ф., и Мешкова, И. В. (2007). Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства. Мир психологии, 2, 105-110. [на рус.]

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.

Добавить комментарий