Что такое психологическая профилактика отклоняющегося поведения: Профилактика отклоняющегося поведения

Публикация. Психологическая профилактика девиантного поведения подростков. РЕШЕТНИКОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

Психологическая профилактика девиантного поведения подростков


Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологическая профилактика девиантного поведения подростков
Автор: РЕШЕТНИКОВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА


Психологическая профилактика девиантного поведения подростковПодростковый возраст — это возраст серьезного кризиса, затрагивающего физиологическое и психическое здоровье ребенка. Данный кризис напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость [1, с.  22]. В этот период, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности. В период становления характера, его типологические особенности выявляются очень ярко, что обуславливает появление акцентуаций характера. Зачастую данные преобразования выражаются в повышенной конфликтности, агрессивности и неуравновешенности подростков. Подростковый возраст — это, в первую очередь, возрастной период перехода от детства к взрослости, и именно поэтому данный период называют переходным возрастом. В современной возрастной и педагогической психологии нет единства мнений исследователей о границах подросткового возраста и однозначности используемой терминологии. В современном мире длительность подросткового периода и характер его протекания существенно различаются в зависимости от социально-психологических особенностей культурной среды [2, с. 350].Наряду с социально-исторических и социокультурных существуют значительные гендерные и индивидуальные различия в границах, которые могут быть определены лишь в каждом отдельном случае с учетом культурно-исторических особенностей социальной среды, пола, биологических и индивидуальных характеристик подростка.Главной особенностью подросткового возраста являются обусловленные сущностью этапа — перехода от детства к взрослости. Поскольку любые качественные преобразования всегда нарушают стабильность объекта или явления, которое они затрагивают, подростковый возраст «относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов». При этом происходящие трансформации являются настолько значительными, что подростковый возраст, как правило, считается одним из самых сложных и важных жизненных этапов, «трудным возрастом», прежде всего, трудным для самого подростка [3, с. 84].Таким образом, следует учитывать, что в сложный возрастной кризис подросткового периода как этапа перехода от детства к взрослости происходит становление личности человека, и в это время подросток крайне чувствителен к внешним воздействиям, в особенности затрагивающим его самооценку, положение в обществе и направленность. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения подростков. Понятие девиантное поведение подростков можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания подростков. Следовательно, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи семья — ребенок, школа, колледж — ребенок способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм [3, с. 120].Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи. Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества. Она должна характеризоваться:а) сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;б) сочетанием четырех задач: воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;в) специализацией информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;г) распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности;д) определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;е) переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных к правовым мерам воздействия, обеспечения достаточности и своевременности этого воздействия.В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база. Учитывая особую актуальность проблемы профилактики девиантного поведения подростков, нами было организованно и проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение особенностей девиантного поведения подростков учреждения среднего профессионального образования, а также разработка программы профилактики девиантного поведения. В исследовании была использована методика диагностики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) (А.Н. Орел) и авторская анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одногруппниками».Проанализировав результаты диагностического обследования и анкетирования мы пришли к выводу, что психологическая атмосфера в семье подростков и в группах, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения. Нами было установлено, что у подростков выявлена предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских, агрессивных тенденциях. Несмотря на это, подростки, имеющие склонность к девиантному поведению, активно взаимодействуют с одногруппниками, что говорит о стремлении к лидерству и повышению своей самооценки и собственной значимости. Профилактика девиантного поведения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Психолого-педагогическое предупреждение — это система профилактических мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии подростков.С целью профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте в учреждениях среднего профессионального образования, нами была разработана программа психокоррекционных занятий, которая предназначена для работы с подростками в возрасте 15-16 лет, с целью психологической профилактики девиантного поведения. Данная программа представляет собой, психокоррекционные групповые занятия для подростков (8 занятий, длительность 1 занятия – 1,5 часа). Целью программы, является: создание в среднем профессиональном образовательном учебном заведении условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для обучающегося пространство, где ему хорошо и интересно; коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к учебному заведению; сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни подростков; предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у обучающихся или группы; содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей. Программа включает в себя необходимый объем знаний об общепринятых нормах поведения человека для сохранения и укрепления здоровья, включая меры профилактики девиантного поведения. В ней содержится материал, направленный на развитие умений несовершеннолетними оказать помощь в трудную минуту, привитие санитарно-гигиенической культуры, культуры общения, поведения, культуры межличностных отношений. Программа способствует формированию коммуникативной, социальной и личностной компетентности, развивает эмоциональную сферу подростка. Эффективность программы была проверена экспериментальным путем, в ходе которого наблюдалась минимизация основных форм и видов девиантного поведения подростков.Список литературы:

  • Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М. :Эксмо-Пресс, 2010. — 1008 с. — (Мир психологии).
  • Сластенин, В.А.Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — 3-е изд., стереотип. — М. : Академия, 2010. — 480 с. — (Высшее профессиональное образование). — Доп. УМО.
  • Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник / И. В. Шаповаленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2012. — 567 с. — (Бакалавр. Базовый курс).
  • Профилактика девиантного поведения подростков и детей

    Поступки, не вписывающиеся в общепринятые поведенческие нормы, носит название «Девиантное поведение». Профилактикам чаще всего подлежит именно подрастающее поколение – дети и подростки. Обязательные инструктажи и беседы с молодежью о неправильности того или иного варианта действий, разъяснения о возможных неприятных последствий вызванных необдуманными и импульсивными поступками – профилактика девиантного поведения подростков носит подобный характер. Также в процессе бесед и разъяснений специалист (преподаватель или сами родители) должны доступно обосновать причины запретов, почему определенные действия вызывают возмущение и непонимание общественности.

    Не обращая внимания на первые признаки девиантного поведения своего чада, родители сознательно подвергают его одиночеству, непониманию социума и частых конфликтов с окружающим миром.

    Основные проблемы, с которыми приходиться сталкиваться, проводя профилактику девиантного поведения

    Ученые и специалисты уже доказали тесную связь девианантного поведения подростков с их дальнейшей преступной деятельностью. Если не проводить мероприятия способствующие информированию и устранению данного варианта поведения, а позволить плохим привычкам выражаться с большей силой следует быть готовым последствиям. Ребенок в скором времени может стать частым гостем детской комнаты милиции, а после и более серьезного заведения.

    Основной целью профилактики данного варианта поведения является установление границ. Четкое понимание границ и рамок дозволенного, умение вовремя остановится и решить собственные проблемы – данному развитию событий в подростковом возрасте смогут поспособствовать такие методы профилактики, как:

    1. Воспитательные лекции и беседы. Родители должны проводить разъяснительные беседы, еще одним отличным методом является лекции в школах вместо одного из уроков. Родители обязаны уделять внимание своему чаду, особенно в период формирования его личности. Разговаривать и слушать, стараться понять желания ребенка и объяснять причины недозволенности определенного варианта поведения. Нельзя постоянно и из-за каждой маленькой погрешности кричать и подавлять свое чадо.

    2. Психологические тренинги. Посещения подобных занятий способствует формированию более широкого и правильного мировоззрения. Именно на тренинге подросток сможет найти и четко определиться со своей целью и выбрать правильный путь к ее достижению.

    Психологическая профилактика состоит из таких блоков:

    • Профилактика сексуальных отклонений;
    • Профилактика психологических зависимостей;
    • Формирования позитивного мышления и в первую очередь отношения к себе.

    3. Образовательные программы. На данные момент практически в каждой школе практикуют данный метод. Для проведения занятия приглашают специалиста, который более подробно и четко объясняет все недостатки и негативные последствия, которые влечет за собой девиантное поведение.

    Данный метод объясняет о законных и дозволенных путях решения собственных проблем.

    Девиантное поведение делится на несколько видов, прямо пропорционально зависящих от уровня вреда, который наносится обществу:

    • Нарушение моральных и правовых норм социума, а именно: воровство, хулиганство, изнасилование, убийство является противоправным видом;
    • Наркомания, алкоголизм наносят вред близким людям и знакомым (соседи, друзья, семья) и относится к асоциальному виду;
    • Мазохизм и все что способно наносить вред только подростку носит название деструктивного варианта поведения.

    Активно использующиеся способы профилактики девиантного поведения:

    1. Правильная организация досуга. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка не было большого количества свободного времени. Именно из-за безделья подростки начинают находить для себя варианты коротания свободного времени. Для этого идеально подойдут занятия спортом, кружки и тому подобное. Главное, что необходимо – это учитывать интересы ребенка. Его должно заинтересовать данное занятие.
    2. Пропаганда здорового образа жизни.
    3. Государство и соответствующие органы обязаны заботиться о материальной обеспеченности несовершеннолетних из малоимущих семей.
    4. Проведение тренингов и образовательных программ, в которых бы наглядно показывалась жизнь людей с девиантным поведением. Заключенные, умирающие от незаживающих и зараженных ран наркоманы, болеющие раком легких куряги, грязные ночующие на улице алкоголики и все то, что способно вызвать отвращения от курения, наркотиков и алкоголизма.

    Психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков

    стр. 8536-8551   | Номер статьи: ijese.2016.646
    Опубликовано в Интернете: 06 октября 2016 г.

    APA 6-е издание 2016)
    Ваша библиография: Вист, Н.В. (2016) . Психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков.

    Международный журнал экологического и научного образования, 11 (15), 8536-8551.

    Гарвард
    В тексте: (Вист, 2016)
    Ваша библиография: Вист, Н. (2016). Психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков. Международный журнал экологического и научного образования , 11(15), стр. 8536-8551.

    Чикаго, 16-е издание
    В тексте: (Vist 2016)
    Ваша библиография: Вист, Наталья В. (2016). «Психолого-педагогические условия профилактики девиантного поведения подростков».

    Международный журнал экологического и научного образования 11 (15):8536-8551.

    Данная статья посвящена такой актуальной теме, как профилактика и коррекция девиантного поведения в подростковой среде. В ходе исследования были выявлены основные векторы развития современной науки о девиантном поведении, выявлены основные причины возникновения девиаций и проведен сравнительный анализ работы по профилактике девиантного поведения в странах СНГ и за рубежом. В данной работе доказано, что ключевым фактором профилактики и коррекции девиантного поведения должна быть, во-первых, семья как первичный и важнейший институт формирования личности, во-вторых, педагогически контролируемая среда образовательных учреждений, выступающая условием социализации.

    и развитие личности детей и подростков.

    Ключевые слова: Девиантное поведение, психологическая коррекция, социальная среда, адаптация, негативные факторы

    Стандартизированные по возрасту показатели самоубийств (2015). Прямой доступ: http://www.who.int/gho/mental_health/suicide_rates/teenagers/en/

    Allport, G. (2015). Природа личности: Избранные статьи . Прегер; Факсимиле издания 1950 г., 115 л.

    Андерсон, С. (2012). Психопедагогические процессы как стратегии для студентов с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Американский международный журнал современных исследований, 2(7), 174-183.

    Бандура, А. и Менлов, Ф.Л. (1968). Факторы, определяющие замещающее угасание поведения избегания посредством символического моделирования. Журнал личности и социальной психологии, 8, 99-108.

    Буунк, Б. П. (1990). Принадлежность и помогающие взаимодействия внутри организаций: критический анализ роли социальной поддержки в отношении профессионального стресса.

    Европейский обзор социальной психологии, 1, 293-322.

    Детская и подростковая наркомания. (2014). Прямой доступ http://www.rnpc.kz/bibliote-ka/analitcheskie-otchety-i-statsborniki

    Детская и подростковая наркомания. Аналитический обзор за первое полугодие. (2016). Прямой доступ http://www.rnpc.kz/biblioteka/analitcheskie-otchety-i-statsborniki

    Защита детей в чрезвычайных ситуациях. (2010). Нью-Йорк: Рабочая группа по защите детей, ЮНИСЕФ, 153 стр.

    Дети, находящиеся в конфликте с законом: информационный бюллетень по защите детей (2015 г.). Прямой доступ: http://www.unicef.org/protection/files/Conflict_with_the_Law.pdf

    Клинар, М. и Мейер, Р. (2011). Социология девиантного поведения.

    Wadsworth Cengage Learning, 377 стр.

    Коэн, А. К. (1959). Исследование социальной дезорганизации и девиантного поведения . Роберт К. Мертон и др. Социология сегодня . Нью-Йорк: Basic Books, 484 стр.

    Коэн, А. К. (1965). Социология девиантного акта: теория аномии и не только. American Sociological Review, 30, 5-14.

    Колман, А. М. (2014). Словарь психологии. Oxford University Press, 737 стр.

    Коннор, Д. (2012). Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследование и лечение.

    Нью-Йорк: Guilford Press, 183 стр.

    Коррейя, К. М. (2010). Справочник для исправительных психологов: руководство для практикующего врача . Нью-Йорк: Charles C. Thomas Publisher Ltd, 263 стр.

    Данфорт, С. и Смит, Т.Дж. (2015). Привлечение беспокоящих студентов: конструктивистский подход. Корвин Пресс, 374 стр.

    Дианов М.А., Никитина С.Ю. (2015). Здравоохранение России в 2015 г. Статистический ежегодник . В М.А. Дианове (ред.). Москва: Информационно-издательский центр «Статистика России», 166 с.

    Дубинко Н. А. (2016). Движущие силы девиантного поведения в молодежной среде. Социально-педагогическая работа, 4, 174-185.

    Гарфилд, Э. (2012). Связь аномии и девиантного поведения: теории Дюркгейма, Мертона и Роула. Ежегодный обзор психологии, 10 (39), 73-85 стр.

    Торговля людьми и современное рабство в Кыргызстане. (2016) Отчет Международной организации по миграции . Прямой доступ: https://www.iom.int/countries/kyrgyzstan

    Hundert, E. J. (2011). История, психология и изучение девиантного поведения. Нью-Йорк: Pantheon Books, 416 стр.

    Кандугашева И. (2015). Методы профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе . Прямой доступ: www.researchgate.net/publication/284710281_Methods_of_Pre-venting_Deviant_Behavior_Among_Adolescents_in_Secondary_School

    Кащенко В. П. (2012). Педагогическая коррекция: исправление дефектов характера у детей и подростков . Книга для учителей. 3-е изд. СПб: Азбука, 374 с.

    Кампфер, К. и Франк, М. (2014). Детство и злоупотребление химическими веществами: профилактика и вмешательство. Архив общей психиатрии , 2(47), 234-247.

    Ломброзо-Ферреро, Г. (2015). Преступник, согласно классификации Чезаре Ломброзо. Лондон: Забытые книги, 151 стр.

    Маслоу, А. (1954). Мотивация и личность . Нью-Йорк: Harper & Row, 193 стр.

    Менделевич В.Д. (2015). Психология девиантного поведения . Москва: Речь, 372 с.

    Мертон Р. (2008 г.). Социальная теория и социальная структура . Нью-Йорк: The Free Press, 112 стр.

    Национальный доклад о наркоситуации в Республике Казахстан в 2015 г. (2016 г.). Астана: ОФ «Центр мониторинга алкоголя и наркотиков», 85 с.

    Роджерс, К. (2013). О том, как стать личностью: взгляд терапевта на психотерапию . Лондон: Констебль, 184 стр.

    Саенко Е. В. (2013). Социально-психологические проблемы девиантного поведения подростков старшего возраста: Автореф. Москва, 32 стр.

    Шелдон, В. (2010). Разновидности человеческого телосложения: введение в конституциональную психологию . Нью-Йорк: Harper & Brothers, 177 стр.

    Шибутани, Т. (2010). Общество и личность: интеракционистский подход к социальной психологии . Нью-Брансуик, Лондон: Transaction Publishers, 252 стр.

    Комитет правовой статистики Республики Казахстан. (2016). Прямой доступ: www.stat.gov.kz

    Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. (2016) Количество преступлений, совершенных отдельными категориями лиц . Прямой доступ: http://www.gks.ru

    Употребление алкоголя несовершеннолетними в США в 2015 г. (2015) Национальный институт злоупотребления алкоголем и алкоголизма. Прямой доступ: https://www.niaaa.nih.gov/alcohol-health/special-populations-co-occurring-disorders/underage-drinking

    Годовой отчет ЮНИСЕФ. (2014). Казахстан . Прямой доступ: http://www.unicef.org/

    Усанова О. Н. (2010). Психокоррекция: теория и практика . В Ю.С. Шевченко (ред.). Москва: Научно-практический центр «Коррекция», 263 с.

    Молодежь и планирование семьи. (2015) Подростковая беременность . Прямой доступ: http://www.unicef.org/

    Преступность среди молодежи в Канаде. (2015). Прямой доступ: http://www.statcan.gc.ca/

    Предотвращение девиантного поведения несовершеннолетних

    ##plugins.themes.academic_pro.article.sidebar##

    Скачать

    Статистика

    Счетчик чтения: 144 Скачать : 116

    ##plugins.themes.academic_pro.article.main##

    Реферат

    В том, что социальные нормы являются составной частью управления обществом, что социальные нормы представляют собой совокупность правил, гармонизирующих поведение человека или социальной группы с определенной социальной средой, суть серьезных изменений и тенденций в системе социальных норм в период земного шара, роль принципов изучения современных факторов, влияющих на девиацию творчества – интернет, виртуальный мир, анализ притока информации, изучение ее социологических аспекты и изучение проблем молодежи свидетельствуют о том, что в процессе глобализации возникают серьезные риски, направленные на нарушение нашей духовной жизни, и разработка мер по их предупреждению. Каждый из социальных пороков, связанных с пьянством, наркоманией, самоубийствами, входящих в состав девиантных типов поведения, имеет разные по своей сути аспекты по возникновению и социальным последствиям. Первое отличие будет заключаться в том, что устойчивые социальные вредные привычки становятся неотъемлемой частью девиантного поведенческого образа жизни. Постоянные семейные разногласия, неудовлетворенность семьей и окружением, непонимание в доме и т. д. – все это травмирует психику ребенка и он пытается изменить сложившуюся ситуацию. В этом месте отрицательную роль в социальных институтах играют системы социального контроля, предотвращающие и препятствующие развитию недостатков, в том числе конфликтов.

    Ключевые слова

    Несовершеннолетние девиантное поведение диагностика подросток

    ##plugins.themes.academic_pro.article.details##

    Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

    Как цитировать

    Султанбергенов Исламбек.

    Добавить комментарий