Что такое система ценностей: СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ это

Содержание

Что такое система ценностей, и нужна ли она в современном бизнесе? Фонд поддержки предпринимательства Крыма Бизнес-новости 20.06.2019

Ни для кого не секрет, что основа предпринимательской деятельности — это работа с клиентами. Сотрудники активно работают над тем, чтобы гости были довольны и хотели возвращаться. Но это – внешняя сторона развития компании. Но есть и взаимоотношения внутри коллектива, которые клиент не видит. Это система ценностей, которая играет важную роль в компании. 

Как развить корпоративную культуру в организации? Как найти и выработать свою систему ценностей? Ответы на эти и многие другие вопросы участники получили на мастер-классе «Система ценностей, как инструмент стратегического развития компании». 

Спикером стала Виктория Колитенко — генеральный директор УК «Экватор», директор ЧУДПО «Школа гостеприимства» г. Владивосток и директор Дальневосточного филиала Российской гостиничной ассоциации. 

Виктория начала мастер-класс с основ — рассказала о жизненных приоритетах и ориентирах собственников и руководителей крупнейших компаний мира, на конкретных кейсах разобрала структурирование ценностей компании для создания идеологии корпоративной культуры.

 

Не обошли стороной и такую тему, как способы транслирования ценностей на все уровни сотрудников компании. Виктория Колитенко рассказала о трудностях донесения этой информации: «Может показаться, что создание этих сводов корпоративных ценностей – самое трудное. Но, на самом деле, это далеко не всегда так. Самое трудное – это привнести правила в коллектив и жить по ним. Всегда существует проблема того, что сотрудники просто не захотят придерживаться этих правил. Важно обсудить этот свод со своими коллегами и четко донести до них мысль, что корпоративные ценности очень важны не только для руководства, но и для успешного существования компании в целом». 

Говоря о системе ценностей личности, спикер отметила, что именно от них зависит позиционирование человека в семье, на работе и в окружающем мире: «Ценности зависят только от вас. Они выстраивают ваш жизненный ориентир и поведенческие нормы. Вы живёте и поступаете так, как выстроена система ценностей. Нет плохих и хороших людей — есть разные ценности. Нужно просто задуматься над этим вопросом и понять, какая система ценностей и какие поведенческие нормы есть у вас». 

Дарья Волянская, участница мастер-класса, поделилась своими впечатлениями после мероприятия: «Мастер-класс, на котором я побывала, был посвящен ценностям – тем, по которым мы выстраиваем свое поведение, отношения и взгляды на мир. Ранее я никогда не задумывалась о том, что свое окружение в работе и личной жизни мы выстраиваем именно по определенным пунктам наших ценностей. 

Также спикер рассказала, что ценности в работе напрямую зависят от личных ценностей руководителя. Именно они являются основными при формировании корпоративного духа компании. 

Важный совет, который нам дала Виктория – это визуализация своих ценностей. Пока ты записываешь свои мысли, на многие вопросы получаешь ответы». 

Мастер-класс прошел быстро, насыщенно и интересно. Гости остались довольны и каждый из них понял, что корпоративная культура – это залог успешности компании и хорошего отношения внутри коллектива.

 

Уже совсем скоро, 19 июля мастер-класс проведет Галина Овсянкина — профессиональный преподаватель, сертифицированный бизнес-тренер и фасилитатор. Хотите прокачать свои управленческие навыки? Приходите! 

#frbk#frbkrim#Crimea#Russia#ДомПредпринимателя#ПрокачайСвойБизнес#ПредпринимателиКрыма#МойБизнес#investincrimea#ИнвестируйвКрым#мыесть! #мойбизнес#minecteam#немалыйбизнес

Система ценностей.

Эффективные лидеры обладают передаваемой точкой зрения, четко структурированной системой идей, основанных на знаниях и системе ценностей. Система идей всегда опирается на систему ценностей, которая зависит от культуры социума.

Ценности — это требования поведения трудовой деятельности (добро и зло, честь и достоинство и др.). В обществе общепринятыми осознанными ценностями являются: вера, индивидуальность, любовь, отношение к власти, уважение к личности и т.д. Ценности направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели, выступают как критерии оценки действительности, других людей, а также самого себя.
Ценности регулируют социальное поведение людей.

Практическая работа

Американская

Японская

Славянская

Свобода

Принадлежность

Независимость

Групповая гармония

Уверенность в себе

Коллективизм

Равенство

Возраст — старшинство

Индивидуализм

Групповой консенсус

Конкуренция

Сотрудничество

Эффективность

Качество

Время

Терпение

Прямота

Опосредованность отношений

Открытость

Посредничество

Агрессивность

Межличностные отношения

Неформальность отношений

Иерархия

Ориентация на будущее

Преемственность

Готовность к риску

Консерватизм

Креативность (творчество)

Информация

Личные достижения

Групповые достижения

Победа

Успех

Деньги

Взаимоотношения

Материальная собственность

Гармония с природой

Изоляция (особое личностное пространство)

Широкие связи

Задание

Подобрать по аналогии славянскую систему ценностей.

Основываясь на культурных ценностей формируются и различные концепции менеджмента.

США

Япония

Наем, ограниченный во времени

Пожизненный наем на работу

Оценка деятельности и повышение по службе — быстрые

Оценка неспешная, повышение постепенное

Специализированная карьера

Карьера неспециализированная

Явный контроль

Скрытый механизм контроля

Принятие решений ндивидуальное

Коллективное принятие решений

Интересы служащих ограничены

Интересы служащих глобальны

Типы направленности личности: на взаимодействие, на задачу, на себя.

Практическая работа «Определение своего темперамента»

Схема компонентов структуры личности

Компоненты

Содержание

Соотношение социального и биологического

Условия развития

Биопсихические

свойства

Темперамент, возрастные, половые свойства

Биологический аспект

Тренировка

Особенности

психических

процессов

Воля, чувства, память, мышление, эмоции, ощущения, воспитание

Больше социального, чем биологического

Упражнения

Направленность

личности

Убеждения, система ценностей, интересы, идеалы,

мировоззрение,

стремление

Социальный аспект

Воспитание

Опыт

Знания, навыки, умения, привычки

Больше социального

Обучение

Практическая работа

На основании характеристики руководителя с размытыми ценностями дать характеристику

Характеристика руководителя с размытыми ценностями

Характеристика руководителя с чёткими ценностями

1 Не желает и неспособен подвергнуть сомнению свою структуру ценностей

2. Игнорирует все то, что идёт вразрез с его ценностными взглядами

3.Проблему ценностей не считает серьёзной, игнорирует её

4.В действиях проявляет склонность к непоследовательности, ведёт себя противоположно тому, что декларирует

5. Свои личностные взгляды предпочитает скрывать

6.Чужие взгляды склонен считать преимущественно ложными

7.Жизненная позиция пассивна

8. Предлагает подход к решению проблем, избегая обратной связи и информации о результатах

9.Не самокритичен, ответственности за свои действия предпочитает избегать

10.0 происхождении личностных ценностях знает мало, не связывает их с влиянием среды, воспитанием, детским опытом

Системы ценностей | Психология Вики

в: Кодексы поведения, культура, этика,

и еще 5

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Система ценностей относится к порядку и приоритету, который человек или общество отдает этическим и идеологическим ценностям.

Хотя два человека или группы могут разделять набор общих ценностей, они могут не придавать им одинакового веса или предпочтения. Говорят, что два человека или группы имеют разные системы ценностей , даже если у них может быть много общих ценностей, если их приоритеты ценностей различаются или если к этим ценностям они прикрепляют разные исключения. Группы и отдельные лица, разделяющие множество ценностей, все же могут оказаться в конфликте, идеологическом или физическом, друг с другом из-за различий в их системах ценностей. Таким образом, люди с разными системами ценностей будут расходиться во мнениях относительно правильности или неправильности тех или иных действий как в абстрактном плане, так и в конкретных обстоятельствах. По сути, система ценностей (если она достаточно четко определена) представляет собой формализацию морального кодекса.

Предпосылка, стоящая за дисциплиной строгого изучения систем ценностей и различий между ними (данное условное название этономика ), заключается в том, что понимание этих различий в приоритизации ценностей может привести к лучшему пониманию политики (и мотивации) личности и группы.

Содержимое

  • 1 Значения
  • 2 Характеристики систем ценностей
    • 2.1 Личный и общий
    • 2.2 Исключения
    • 2.3 Консистенция
    • 2.4 Идеализированный и реализованный
  • 3 Определение значений
  • 4 Примеры противоречивых систем ценностей
    • 4.1 Индивидуализм против коллективизма
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Дальнейшее чтение

Values[]

Чтобы определить системы ценностей , сначала необходимо определить характеристики ценностей, которые могут быть представлены в системе ценностей. Ценности, которых придерживается группа или человек, могут относиться к нескольким различным категориям. В области систем ценностей нас обычно интересуют этические и идеологические.

  • Этические ценности можно рассматривать как те ценности, которые служат для различения добра и зла, правильного и неправильного, морального и безнравственного. На социальном уровне эти ценности часто формируют основу того, что разрешено и что запрещено.
  • Идеологические ценности связаны с политикой, религией, экономикой и общественными нравами. Теоретически идеологические ценности должны логически вытекать из частностей фундаментальных этических ценностей и их приоритетов. Но хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, довольно часто это не так.

Характеристики систем ценностей[]

Системы ценностей можно классифицировать по нескольким осям:

  • Они могут быть личными , принадлежащими отдельным лицам и применимыми только к отдельным лицам, или они могут быть коммунальными или общественными , определяемыми сообществом или обществом и применимыми к ним. Системы общинных ценностей могут быть правовыми кодексами или приобретать силу закона во многих обществах.
  • Они могут быть внутренне непротиворечивыми , где более широкие идеологические ценности логически вытекают из частностей фундаментальных этических ценностей и где ценности не противоречат друг другу или могут быть непоследовательными . Хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, на практике это часто не так. Обратите внимание, что оценка согласованности системы ценностей сама по себе является своего рода «метаценностью», которая может присутствовать или отсутствовать в данной системе ценностей.
  • Их может быть идеализированные системы ценностей (идеальные представления индивидуальных или групповых ценностных приоритетов) или реализованные системы ценностей (как такая система ценностей проявляется в реальности, в действиях и решениях человека или группы). Идеализированные системы ценностей имеют тенденцию быть абсолютными , поскольку они систематизированы как строгий набор запретов на поведение, в то время как реализованные системы ценностей содержат условные исключения , которые являются правилами для разрешения коллизий между ценностями в практических обстоятельствах.

Согласно модели спиральной динамики, созданной Клэр У. Грейвз, альтернативный культурный взгляд на системы ценностей состоит в том, что они эволюционны. Таким образом, доминирующие системы ценностей в обществе зависят от экзистенциальных проблем, с которыми справляются люди в этом обществе.

Личное и общественное []

Система ценностей может принадлежать группе людей, сообществу или обществу, или может принадлежать отдельному человеку. Система ценностей отдельного человека может быть совместима с системой ценностей сообщества или эквивалентна ей. Однако согласованность не означает эквивалентности. Индивидуальная система ценностей может даже предъявлять к человеку более высокие стандарты, и все же быть соответствует системе ценностей сообщества. (Соответствие в рамках системы ценностей, описанной ниже, относится к степени, в которой в этой системе ценностей отсутствуют противоречия и явные ситуационные исключения; согласованность между системами ценностей означает, что любое действие, которое может быть предпринято в одной системе ценностей, не будет противоречат правилам, связанным с другим. )

Исключения[]

Один из способов взглянуть на различия между системами ценностей — подумать о исключения из «правил», связанных со значениями. Это могут быть абстрактные исключения (которые достаточно обобщены в том смысле, как они определены, чтобы действовать во всех ситуациях) и ситуационные исключения (о которых можно сказать, что они применяются только в очень специфических ситуациях). Чем более обобщено исключение, тем полезнее оно в более широком контексте для определения непротиворечивой системы ценностей. В общем, абстрактные исключения служат для усиления приоритетности ценностей, например: ложь неправильна, но ложь для спасения чьей-то жизни приемлема, потому что сохранение человеческой жизни более ценно (более высоко ценится), чем следование принципу, что ложь неправильно. В формальная система значений (идеальная или реализованная), предполагается, что исключение по умолчанию, связанное с каждым значением, равно , «пока не нарушается значение с более высоким приоритетом» . Однако на практике эта иерархическая структура может быть слишком упрощенной, и может потребоваться указать явные исключения.

Примеры исключений на практике:

  • Мы можем согласиться с тем, что говорить правду — это важная положительная ценность, и что, наоборот, обман по своей сути неправильный. Но мы делаем как абстрактные, так и ситуативные исключения для обстоятельств, когда мы можем утверждать, что ложь является приемлемым поведением. Таким образом, ложь, чтобы не причинять боль другому человеку, как общее правило, будет считаться абстрактным исключением, а ложь в конкретной ситуации, потому что конкретный человек, если ему солгут, может сделать определенную вещь в определенное время, будет считаться ситуативным исключением.
  • Люди могут согласиться с тем, что воровать нехорошо, но некоторые люди могут считать, что воровать, если вы голодаете и хотите прокормить себя и своих близких, более приемлемо, чем воровать, если вы закоренелый вор, зарабатывающий на жизнь воровством у людей , или если вы уже состоятельный человек, чья жадность заставляет вас красть у ваших партнеров, ваших инвесторов или тех, с кем вы ведете бизнес. Другие могут не видеть ничего плохого в краже у безликих корпораций и деловых учреждений, но могут не одобрять кражи у частных лиц. Некоторые могут определить определенные действия, чтобы квалифицировать их как , а не воровство, если они подпадают под некоторые из этих категорий.
  • Люди, считающие убийство неправильным, могут сделать исключение для тех, кто действует в целях самообороны, придавая большее значение сохранению собственной жизни, чем принципу «не убий». Кто-то в армии может согласиться с тем, что убийство другого человека является неправильным, но может не видеть ничего плохого в том, чтобы убить кого-то (в целях самообороны или нет) в ходе или по приказу военного командира (предполагается, что у него есть веская причина для этого). приказ об убийстве), придавая большее значение дисциплине / лояльности и «защите своей страны». И наоборот, человек, отказывающийся от военной службы по соображениям совести, может отдать предпочтение тому, что убийство является неправильным, не только военным действиям, но даже самообороне.
  • Многие люди в деловом мире могут включать Золотое правило (которое гласит: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой») в свою систему ценностей, но на практике они могут отдавать более высокий приоритет таким ценностям, как « Каждый сам за себя» или «Пусть покупатель остерегается». И наоборот, другой человек может счесть такую ​​расстановку приоритетов морально отвратительной и обвинить бизнесмена в неэтичном поведении (или даже в воровстве), если он продает заведомо некачественные товары или обманывает тех, с кем пытается вести дела.

Непротиворечивость[]

Система ценностей, чьи исключения являются абстрактными, достаточно обобщенными, чтобы их можно было использовать во всех ситуациях, называется внутренне согласованной системой ценностей. С другой стороны, система ценностей, исключения которой сильно ситуативны или исключения которых применяются непоследовательно, называется внутренне непоследовательной.

Последовательность системы ценностей (или ее отсутствие) не обязательно ничего не говорит о том, насколько она «хороша» или «плоха». Система ценностей, провозглашающая, что ложь и убийство приемлемы, которая, по сути, поддерживает мораль «сильный делает правое», могла бы быть внутренне последовательной в своем подходе. Точно так же внутренне непоследовательная система ценностей, нагруженная непоследовательно применяемыми ситуационными исключениями, может считаться вполне приемлемой, если «метаценность» последовательное применение значений не является частью системы ценностей. (Парадокс здесь заключается в том, что отсутствие этого значения в системе ценностей делает его непротиворечивым, потому что нет ограничения, говорящего, что должно быть непротиворечивым. неявное подтверждение согласованности как ценности в этом акте преднамеренного упущения.)

Идеализированный и реализованный []

Эти исключения, особенно когда они определены неявно, а не явно, часто приводят к различию между идеализированная система ценностей и реализованная система ценностей . Идеализированная система ценностей представляет собой простой список ценностей (в порядке приоритета), которые человек или общество могли бы использовать для определения того, что правильно, а что неправильно. Реализованная система ценностей — это та, которую они фактически используют в повседневной жизни. Хотя люди, утверждающие, что используют определенную систему ценностей, могут сказать, что они придают большее значение x , чем y , на практике чаще всего имеют место отклонения от этого. Религия может перечислить сильный набор положительных ценностей, но ее приверженцы и даже те, кто являются лидерами религии, могут отклоняться от них на практике. Идеализированные системы ценностей часто перечисляют строгие правила (возможно, без какого-либо порядка приоритетности), но не дают четкого определения исключений, абстрактных или ситуационных. Реализованные системы ценностей на практике часто имеют ряд исключений, связанных с ними, но они могут не быть четко определены или последовательно применяться. Абсолютисты придерживаются своей идеализированной системы ценностей и не требуют никаких исключений, кроме значения по умолчанию.

Определяющие ценности[]

Некоторые основные ценности, которые кажется, разделяют большинство людей, по крайней мере, теоретически:

  • «Нельзя причинять боль, причинять вред или тем более убивать другого человека. »
  • «Нехорошо воровать у другого человека.»
  • «Лгать нехорошо.»

На практике реализованные примеры этих значений были бы намного сложнее, с уже встроенными в них исключениями.

  • «Неправильно причинять боль другому человеку, кроме как в целях самообороны, чтобы удержать его от причинения вреда вам, или если это согласовано с другим человеком как шаг к взаимоприемлемому большему благу (например, врач дает пациенту болезненная инъекция для лечения болезни)».
  • «Неправильно брать что-то у кого-то без согласия, без открытых переговоров с другим человеком и согласия на взаимоприемлемую передачу или обмен.»
  • «Неправильно обманывать другого человека сознательно ради собственной выгоды.»
  • «Неправильно предпринимать преднамеренные открытые действия, чтобы помешать другому человеку осуществлять свою волю, если это действие не мешает осуществлению вашей собственной воли, за исключением случаев, когда воля другого человека служит нарушению вышеупомянутых принципов. »

В общем, эти ценности провозглашают, что «неправильно вмешиваться в жизнь другого человека, если только он не делает что-то, чтобы вмешиваться в вашу».0020 «[Пока это] никому не вредит, делай что хочешь» . Хотя это может показаться элегантным моральным принципом, на практике он сталкивается с проблемами из-за разных приоритетов, которые люди придают конкретным индивидуальным ценностям, из-за того, как разные системы ценностей определяют, что является «вредом», а что нет, и, возможно, больше всего. из-за различных исключений, неявно или явно определенных в системе ценностей.

Примеры конфликтующих систем ценностей[]

Этот раздел посвящен процессу использования рационального анализа для разрешения конфликтов между системами ценностей.

Индивидуализм против коллективизма[]

При индивидуализме потребности и желания личности имеют приоритет над потребностями и желаниями общества или сообщества. Неявное исключение, присущее индивидуализму, обычно «до тех пор, пока действия индивидуума не причиняют вреда другим индивидуумам». Абсолютисты могут утверждать, что даже это исключение не имеет места.

При коллективизме потребности и желания общества или сообщества имеют приоритет над потребностями и желаниями отдельного человека. Редко делается исключение, что это верно, «пока действия общества не ограничивают отдельных лиц».

Можно утверждать, что рациональная система ценностей придает значение потребностям и желаниям общества или общественной структуры, но не придает им большей ценности, чем потребности и желания отдельных лиц в ней. Относительно легко обосновать эту расстановку приоритетов: при коллективизме сообщество может решить (какими бы решениями оно ни принималось), что оно будет работать лучше, если в нем не будет людей, способных вмешиваться в нормальное функционирование общества. Хотя это могло бы быть правдой, поскольку люди склонны «усложнять» нормальное функционирование любого социального порядка, это привело бы к созданию общества без людей, что явно противоречит интересам людей в этом обществе — будем ли мы рационально отстаивать наши собственные интересы? вымирание, если оно заставит «систему» ​​общества работать лучше?

Рациональное разрешение конфликта между индивидуализмом и коллективизмом может структурировать эти ценности следующим образом:

  1. Право индивидуумов действовать так, как они хотят, не ограничено, за исключением случаев, когда их действия наносят ущерб другим или мешают свободному осуществлению другими людьми своих индивидуальных прав, и пока их действия не мешают функциям общества, от которых зависят другие индивидуумы , при условии, что эти функции сами по себе не нарушают эти запрещенные права личности и были одобрены большинством людей.
  2. Общество (или, точнее, система порядка, обеспечивающая работу общества) существует с целью обеспечения жизни людей, являющихся членами этого общества. Функции общества по предоставлению таких благ должны быть согласованы с большинством индивидуумов в обществе.
  3. Общество может требовать взносов от своих членов, чтобы они могли пользоваться услугами, предоставляемыми обществом. Неспособность отдельных лиц внести такие требуемые взносы может рассматриваться как причина для отказа им в этих льготах, хотя общество может предпочесть учитывать трудные ситуации при определении размера взноса.
  4. Общество может ограничивать поведение лиц, являющихся членами общества, только в целях выполнения назначенных ему функций, согласованных большинством лиц в обществе, только в той мере, в какой они нарушают вышеупомянутые ценности. Это означает, что общество может аннулировать права любого из своих членов, который не поддерживает вышеупомянутые ценности.

По необходимости, как вы можете видеть здесь, исключения, связанные с такими значениями, могут стать рекурсивными и часто запутанными.

Название, предложенное для дисциплины, которая пытается выполнить эту задачу — отображение и формализацию приоритизации систем ценностей и разрешение конфликтов между разрозненными системами ценностей посредством рационального анализа — этономика .

См. также[]

  • Анализ актеров
  • Прикладная этика
  • Внутренняя ценность (этика)
  • Моральный кодекс
  • Мораль
  • Моральные ценности
  • Антропоцентризм/видизм
  • Социальные ценности
  • Оценочное суждение
  • Ценностный плюрализм
  • Значения

Ссылки[]

<ссылки>

Дополнительная литература[]

  • Wenstøp, F. and A. Myrmel (2006). «Структурирование заявлений об организационной ценности» Management Research News 29(11): 673 — 683.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Системы ценностей | Психология Вики

в: Кодексы поведения, культура, этика,

и еще 5

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Система ценностей относится к порядку и приоритету, который человек или общество отдает этическим и идеологическим ценностям.

Хотя два человека или группы могут разделять набор общих ценностей, они могут не придавать им одинакового веса или предпочтения. Говорят, что два человека или группы имеют разные системы ценностей , даже если у них может быть много общих ценностей, если их приоритеты ценностей различаются или если к этим ценностям они прикрепляют разные исключения. Группы и отдельные лица, разделяющие множество ценностей, все же могут оказаться в конфликте, идеологическом или физическом, друг с другом из-за различий в их системах ценностей. Таким образом, люди с разными системами ценностей будут расходиться во мнениях относительно правильности или неправильности тех или иных действий как в абстрактном плане, так и в конкретных обстоятельствах. По сути, система ценностей (если она достаточно четко определена) представляет собой формализацию морального кодекса.

Предпосылка, стоящая за дисциплиной строгого изучения систем ценностей и различий между ними (данное условное название этономика ), заключается в том, что понимание этих различий в приоритизации ценностей может привести к лучшему пониманию политики (и мотивации) личности и группы.

Содержимое

  • 1 Значения
  • 2 Характеристики систем ценностей
    • 2.1 Личный и общий
    • 2.2 Исключения
    • 2.3 Консистенция
    • 2.4 Идеализированный и реализованный
  • 3 Определение значений
  • 4 Примеры противоречивых систем ценностей
    • 4.1 Индивидуализм против коллективизма
  • 5 См. также
  • 6 Каталожные номера
  • 7 Дальнейшее чтение

Values[]

Чтобы определить системы ценностей , сначала необходимо определить характеристики ценностей, которые могут быть представлены в системе ценностей. Ценности, которых придерживается группа или человек, могут относиться к нескольким различным категориям. В области систем ценностей нас обычно интересуют этические и идеологические.

  • Этические ценности можно рассматривать как те ценности, которые служат для различения добра и зла, правильного и неправильного, морального и безнравственного. На социальном уровне эти ценности часто формируют основу того, что разрешено и что запрещено.
  • Идеологические ценности связаны с политикой, религией, экономикой и общественными нравами. Теоретически идеологические ценности должны логически вытекать из частностей фундаментальных этических ценностей и их приоритетов. Но хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, довольно часто это не так.

Характеристики систем ценностей[]

Системы ценностей можно классифицировать по нескольким осям:

  • Они могут быть личными , принадлежащими отдельным лицам и применимыми только к отдельным лицам, или они могут быть коммунальными или общественными , определяемыми сообществом или обществом и применимыми к ним. Системы общинных ценностей могут быть правовыми кодексами или приобретать силу закона во многих обществах.
  • Они могут быть внутренне непротиворечивыми , где более широкие идеологические ценности логически вытекают из частностей фундаментальных этических ценностей и где ценности не противоречат друг другу или могут быть непоследовательными . Хотя в идеале система ценностей должна быть последовательной, на практике это часто не так. Обратите внимание, что оценка согласованности системы ценностей сама по себе является своего рода «метаценностью», которая может присутствовать или отсутствовать в данной системе ценностей.
  • Их может быть идеализированные системы ценностей (идеальные представления индивидуальных или групповых ценностных приоритетов) или реализованные системы ценностей (как такая система ценностей проявляется в реальности, в действиях и решениях человека или группы). Идеализированные системы ценностей имеют тенденцию быть абсолютными , поскольку они систематизированы как строгий набор запретов на поведение, в то время как реализованные системы ценностей содержат условные исключения , которые являются правилами для разрешения коллизий между ценностями в практических обстоятельствах.

Согласно модели спиральной динамики, созданной Клэр У. Грейвз, альтернативный культурный взгляд на системы ценностей состоит в том, что они эволюционны. Таким образом, доминирующие системы ценностей в обществе зависят от экзистенциальных проблем, с которыми справляются люди в этом обществе.

Личное и общественное []

Система ценностей может принадлежать группе людей, сообществу или обществу, или может принадлежать отдельному человеку. Система ценностей отдельного человека может быть совместима с системой ценностей сообщества или эквивалентна ей. Однако согласованность не означает эквивалентности. Индивидуальная система ценностей может даже предъявлять к человеку более высокие стандарты, и все же быть соответствует системе ценностей сообщества. (Соответствие в рамках системы ценностей, описанной ниже, относится к степени, в которой в этой системе ценностей отсутствуют противоречия и явные ситуационные исключения; согласованность между системами ценностей означает, что любое действие, которое может быть предпринято в одной системе ценностей, не будет противоречат правилам, связанным с другим. )

Исключения[]

Один из способов взглянуть на различия между системами ценностей — подумать о исключения из «правил», связанных со значениями. Это могут быть абстрактные исключения (которые достаточно обобщены в том смысле, как они определены, чтобы действовать во всех ситуациях) и ситуационные исключения (о которых можно сказать, что они применяются только в очень специфических ситуациях). Чем более обобщено исключение, тем полезнее оно в более широком контексте для определения непротиворечивой системы ценностей. В общем, абстрактные исключения служат для усиления приоритетности ценностей, например: ложь неправильна, но ложь для спасения чьей-то жизни приемлема, потому что сохранение человеческой жизни более ценно (более высоко ценится), чем следование принципу, что ложь неправильно. В формальная система значений (идеальная или реализованная), предполагается, что исключение по умолчанию, связанное с каждым значением, равно , «пока не нарушается значение с более высоким приоритетом» . Однако на практике эта иерархическая структура может быть слишком упрощенной, и может потребоваться указать явные исключения.

Примеры исключений на практике:

  • Мы можем согласиться с тем, что говорить правду — это важная положительная ценность, и что, наоборот, обман по своей сути неправильный. Но мы делаем как абстрактные, так и ситуативные исключения для обстоятельств, когда мы можем утверждать, что ложь является приемлемым поведением. Таким образом, ложь, чтобы не причинять боль другому человеку, как общее правило, будет считаться абстрактным исключением, а ложь в конкретной ситуации, потому что конкретный человек, если ему солгут, может сделать определенную вещь в определенное время, будет считаться ситуативным исключением.
  • Люди могут согласиться с тем, что воровать нехорошо, но некоторые люди могут считать, что воровать, если вы голодаете и хотите прокормить себя и своих близких, более приемлемо, чем воровать, если вы закоренелый вор, зарабатывающий на жизнь воровством у людей , или если вы уже состоятельный человек, чья жадность заставляет вас красть у ваших партнеров, ваших инвесторов или тех, с кем вы ведете бизнес. Другие могут не видеть ничего плохого в краже у безликих корпораций и деловых учреждений, но могут не одобрять кражи у частных лиц. Некоторые могут определить определенные действия, чтобы квалифицировать их как , а не воровство, если они подпадают под некоторые из этих категорий.
  • Люди, считающие убийство неправильным, могут сделать исключение для тех, кто действует в целях самообороны, придавая большее значение сохранению собственной жизни, чем принципу «не убий». Кто-то в армии может согласиться с тем, что убийство другого человека является неправильным, но может не видеть ничего плохого в том, чтобы убить кого-то (в целях самообороны или нет) в ходе или по приказу военного командира (предполагается, что у него есть веская причина для этого). приказ об убийстве), придавая большее значение дисциплине / лояльности и «защите своей страны». И наоборот, человек, отказывающийся от военной службы по соображениям совести, может отдать предпочтение тому, что убийство является неправильным, не только военным действиям, но даже самообороне.
  • Многие люди в деловом мире могут включать Золотое правило (которое гласит: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой») в свою систему ценностей, но на практике они могут отдавать более высокий приоритет таким ценностям, как « Каждый сам за себя» или «Пусть покупатель остерегается». И наоборот, другой человек может счесть такую ​​расстановку приоритетов морально отвратительной и обвинить бизнесмена в неэтичном поведении (или даже в воровстве), если он продает заведомо некачественные товары или обманывает тех, с кем пытается вести дела.

Непротиворечивость[]

Система ценностей, чьи исключения являются абстрактными, достаточно обобщенными, чтобы их можно было использовать во всех ситуациях, называется внутренне согласованной системой ценностей. С другой стороны, система ценностей, исключения которой сильно ситуативны или исключения которых применяются непоследовательно, называется внутренне непоследовательной.

Последовательность системы ценностей (или ее отсутствие) не обязательно ничего не говорит о том, насколько она «хороша» или «плоха». Система ценностей, провозглашающая, что ложь и убийство приемлемы, которая, по сути, поддерживает мораль «сильный делает правое», могла бы быть внутренне последовательной в своем подходе. Точно так же внутренне непоследовательная система ценностей, нагруженная непоследовательно применяемыми ситуационными исключениями, может считаться вполне приемлемой, если «метаценность» последовательное применение значений не является частью системы ценностей. (Парадокс здесь заключается в том, что отсутствие этого значения в системе ценностей делает его непротиворечивым, потому что нет ограничения, говорящего, что должно быть непротиворечивым. неявное подтверждение согласованности как ценности в этом акте преднамеренного упущения.)

Идеализированный и реализованный []

Эти исключения, особенно когда они определены неявно, а не явно, часто приводят к различию между идеализированная система ценностей и реализованная система ценностей . Идеализированная система ценностей представляет собой простой список ценностей (в порядке приоритета), которые человек или общество могли бы использовать для определения того, что правильно, а что неправильно. Реализованная система ценностей — это та, которую они фактически используют в повседневной жизни. Хотя люди, утверждающие, что используют определенную систему ценностей, могут сказать, что они придают большее значение x , чем y , на практике чаще всего имеют место отклонения от этого. Религия может перечислить сильный набор положительных ценностей, но ее приверженцы и даже те, кто являются лидерами религии, могут отклоняться от них на практике. Идеализированные системы ценностей часто перечисляют строгие правила (возможно, без какого-либо порядка приоритетности), но не дают четкого определения исключений, абстрактных или ситуационных. Реализованные системы ценностей на практике часто имеют ряд исключений, связанных с ними, но они могут не быть четко определены или последовательно применяться. Абсолютисты придерживаются своей идеализированной системы ценностей и не требуют никаких исключений, кроме значения по умолчанию.

Определяющие ценности[]

Некоторые основные ценности, которые кажется, разделяют большинство людей, по крайней мере, теоретически:

  • «Нельзя причинять боль, причинять вред или тем более убивать другого человека. »
  • «Нехорошо воровать у другого человека.»
  • «Лгать нехорошо.»

На практике реализованные примеры этих значений были бы намного сложнее, с уже встроенными в них исключениями.

  • «Неправильно причинять боль другому человеку, кроме как в целях самообороны, чтобы удержать его от причинения вреда вам, или если это согласовано с другим человеком как шаг к взаимоприемлемому большему благу (например, врач дает пациенту болезненная инъекция для лечения болезни)».
  • «Неправильно брать что-то у кого-то без согласия, без открытых переговоров с другим человеком и согласия на взаимоприемлемую передачу или обмен.»
  • «Неправильно обманывать другого человека сознательно ради собственной выгоды.»
  • «Неправильно предпринимать преднамеренные открытые действия, чтобы помешать другому человеку осуществлять свою волю, если это действие не мешает осуществлению вашей собственной воли, за исключением случаев, когда воля другого человека служит нарушению вышеупомянутых принципов. »

В общем, эти ценности провозглашают, что «неправильно вмешиваться в жизнь другого человека, если только он не делает что-то, чтобы вмешиваться в вашу».0020 «[Пока это] никому не вредит, делай что хочешь» . Хотя это может показаться элегантным моральным принципом, на практике он сталкивается с проблемами из-за разных приоритетов, которые люди придают конкретным индивидуальным ценностям, из-за того, как разные системы ценностей определяют, что является «вредом», а что нет, и, возможно, больше всего. из-за различных исключений, неявно или явно определенных в системе ценностей.

Примеры конфликтующих систем ценностей[]

Этот раздел посвящен процессу использования рационального анализа для разрешения конфликтов между системами ценностей.

Индивидуализм против коллективизма[]

При индивидуализме потребности и желания личности имеют приоритет над потребностями и желаниями общества или сообщества. Неявное исключение, присущее индивидуализму, обычно «до тех пор, пока действия индивидуума не причиняют вреда другим индивидуумам». Абсолютисты могут утверждать, что даже это исключение не имеет места.

При коллективизме потребности и желания общества или сообщества имеют приоритет над потребностями и желаниями отдельного человека. Редко делается исключение, что это верно, «пока действия общества не ограничивают отдельных лиц».

Можно утверждать, что рациональная система ценностей придает значение потребностям и желаниям общества или общественной структуры, но не придает им большей ценности, чем потребности и желания отдельных лиц в ней. Относительно легко обосновать эту расстановку приоритетов: при коллективизме сообщество может решить (какими бы решениями оно ни принималось), что оно будет работать лучше, если в нем не будет людей, способных вмешиваться в нормальное функционирование общества. Хотя это могло бы быть правдой, поскольку люди склонны «усложнять» нормальное функционирование любого социального порядка, это привело бы к созданию общества без людей, что явно противоречит интересам людей в этом обществе — будем ли мы рационально отстаивать наши собственные интересы? вымирание, если оно заставит «систему» ​​общества работать лучше?

Рациональное разрешение конфликта между индивидуализмом и коллективизмом может структурировать эти ценности следующим образом:

  1. Право индивидуумов действовать так, как они хотят, не ограничено, за исключением случаев, когда их действия наносят ущерб другим или мешают свободному осуществлению другими людьми своих индивидуальных прав, и пока их действия не мешают функциям общества, от которых зависят другие индивидуумы , при условии, что эти функции сами по себе не нарушают эти запрещенные права личности и были одобрены большинством людей.
  2. Общество (или, точнее, система порядка, обеспечивающая работу общества) существует с целью обеспечения жизни людей, являющихся членами этого общества. Функции общества по предоставлению таких благ должны быть согласованы с большинством индивидуумов в обществе.
  3. Общество может требовать взносов от своих членов, чтобы они могли пользоваться услугами, предоставляемыми обществом. Неспособность отдельных лиц внести такие требуемые взносы может рассматриваться как причина для отказа им в этих льготах, хотя общество может предпочесть учитывать трудные ситуации при определении размера взноса.
  4. Общество может ограничивать поведение лиц, являющихся членами общества, только в целях выполнения назначенных ему функций, согласованных большинством лиц в обществе, только в той мере, в какой они нарушают вышеупомянутые ценности. Это означает, что общество может аннулировать права любого из своих членов, который не поддерживает вышеупомянутые ценности.

По необходимости, как вы можете видеть здесь, исключения, связанные с такими значениями, могут стать рекурсивными и часто запутанными.

Название, предложенное для дисциплины, которая пытается выполнить эту задачу — отображение и формализацию приоритизации систем ценностей и разрешение конфликтов между разрозненными системами ценностей посредством рационального анализа — этономика .

См. также[]

  • Анализ актеров
  • Прикладная этика
  • Внутренняя ценность (этика)
  • Моральный кодекс
  • Мораль
  • Моральные ценности
  • Антропоцентризм/видизм
  • Социальные ценности
  • Оценочное суждение
  • Ценностный плюрализм
  • Значения

Ссылки[]

<ссылки>

Дополнительная литература[]

  • Wenstøp, F. and A. Myrmel (2006). «Структурирование заявлений об организационной ценности» Management Research News 29(11): 673 — 683.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Добавить комментарий